Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бажанова Т.Л. (ред.) Социология - файл 1.doc


Бажанова Т.Л. (ред.) Социология
скачать (330.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc331kb.05.02.2012 10:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Кафедра гуманитарных дисциплин



СОЦИОЛОГИЯ




Курс лекций


для студентов дневной и заочной формы обучения

всех специальностей


Могилёв 2005

УДК



Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин
Протокол №____от ______2005г.


Составители: д.с.н. Бубнов Ю.М.

ст.преп. Михальчук Н.Е.

ст. преп. Ярощенко Н.В.


Рецензент доц. Лихачёв Н.Е.

© УО "Могилёвский государственный университет продовольствия"


Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Структура социологии.

  3. Функции социологии как науки.

  4. Методы социологии.

  5. Институционализация социологии.


Литература:

  1. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М,: КАНОН, 1995.

  2. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Изд-во Самарский университет, 1995. -328 с.

  4. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социол. исслед. 1990. N. 2. С. 3-16.


Объект и предмет социологии

Объект любой науки – это общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.

На что направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида.

Одно из самых популярных определений предмета социологии дал современный российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями»1.

Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:

  • массовые социальные процессы и массовое поведение людей;

  • состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;

  • совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;

  • сходство или противоборство социальных интересов.

В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые социальные связи.

Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную среду обитания человека.

Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» (С. 31. Подчёркнуто мною, - Ю.Б.).

Социальный факт является центральной категорией социологии. Э.Дюркгейм трактовал его, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и во-вторых, как нематериальные факты, презентирующие массовое сознание, коллективные представления, имеющие надындивидуальное, социокультурное происхождение.

В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).

На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (логические и языковые нормы), чувствования (общественно принятые способы проявления эмоций), а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и нормы приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.

Социальные факты объективны в том смысле, что они существуют до конкретного индивида и поэтому воздействуют на него независимо от его желания. Всякий конкретный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных мотивов деятельности составляет суть процесса социализации каждого подрастающего поколения.

Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает воде, пока не окажется на берегу, человек и не догадывается о своей зависимости от общества. Чаще всего он не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.
^ Структура социологии

Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векторам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соответствии с этим вектором, социология делится на три уровня (рис. 1).
^

Структура социологии




Абстрактный уровень знаний


Методологический уровень




Теоретический уровень


Чувственно-конкретный уровень знаний





Эмпирический уровень

Рис. 1


Эмпирическая (прикладная) социология, задача которой состоит в получении и накоплении достоверной социологической информации.

Теоретическая социология, задача которой заключается в обобщении и систематизации первичной социологической информации и построения на её основе адекватных социальной реальности теорий и гипотез.

Методологическая социология, задачей которой выступает совершенствование самого социологического знания, уточнение предметного поля социологии, расширение категориального аппарата науки и т.д.

Помимо вертикального среза, социология структурируется также и по горизонтальному вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии.

Специализированные разделы социологии:

  • социология брака и семьи;

  • социология молодёжи;

  • социология культуры;

  • социология религии;

  • политическая социология;

  • экономическая социология;

  • социология управления;

  • социология конфликта.

Всего насчитывается более 40 различных отраслевых разделов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой степени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология конфликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той её части, которая развивалась применительно к сфере производственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент».
^ Методы социологии

Термин «метод» может быть использован в двух его значениях. В так называемом «широком» смысле под словом «метод» понимается методологическая установка, исследовательский подход, научная парадигма. В этом случае говорят о таких методах, как генетический (исторический), сравнительный (компаративный), оценочный, структурный, институциональный и др. В другом случае термин «метод» трактуется в узком значении этого слова, подразумевая его инструментальный аспект. Мы понимает метод как инструмент, которым пользуется социолог для изучения своего специфического социального объекта.

Основные методы социологии:

  • метод наблюдения;

  • анализ документов;

  • метод опроса;

  • социометрическая методика;

  • социологический эксперимент.

Дадим краткие характеристики каждому из упомянутых здесь методов-инструментов. Социологическое наблюдение может быть:

  • «прямым», в том случае, когда наблюдение за социальным объектом осуществляется извне (например, наблюдение за реакцией собрания на слова и поведение человека, выступающего перед аудиторией);

  • «включенным» называется наблюдение за социальным объектом «изнутри», когда социолог-исследователь становится членом изучаемого трудового коллектива;

  • «провоцирующим» является наблюдение за социальным объектом в условиях нововведений управленца;

  • наблюдением в эксперименте (например, в ситуации проведения теста на лидерство в группе).

В социологии много вниманию уделяется изучению документов, как официальных, так и неофициальных. Статус официальных имеют документы государственной статистики, отчёты правительства и тому подобные документы с грифом того или иного государственного ведомства.

Неофициальные документы, соответственно, не имеют таких грифов. К ним относятся художественные произведения, личные письма, автобиографии. В качестве объекта исследования социолога могут быть все социально значимые продукты человеческой деятельности, как письменные, так и иные: строения, одежда, украшения и т.п.

В социологии часто применяется метод контент-анализа, суть которого заключается в переводе в количественные показатели массовой текстовой или иным образом записанной информации с последующей статистической ее обработкой. Например, рейтинг научной значимости учёных можно определить по количеству ссылок на их труды.

Метод массового опроса является самым популярным в современной социологии.

Опросэто метод непосредственного (в процессе интервью) или опосредованного (при помощи анкеты) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, кого спрашивать, о чём спрашивать, как спрашивать, где спрашивать, как обрабатывать и анализировать полученные ответы и, наконец, как узнать, насколько можно доверять результатам опроса.
^ Виды опроса.

Классификацию опроса, как социологического метода, можно проводить по различным основаниям. Так, по способу получения информации и ее интерпретации различают:

  • анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно через прессу, почту вручается респонденту для заполнения);

  • социологическое интервью (как наиболее гибкая форма работы с респондентом, основанная на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью), социолога и респондента по заданной проблеме).

По степени охвата генеральной совокупности можно отметить;

  • сплошные опросы (ситуация, когда анкетным опросом охвачена вся генеральная совокупность);

  • выборочные опросы (когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по определенным принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения опроса фиксируют:

  • индивидуальные опросы (опрос при этом проходит в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном (например, телефонный опрос), но всегда конфиденциальном, один на один, способе общения социолога и респондента);

  • групповые опросы (ситуация, когда социолог при проведении опроса работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой, даже с целой группой).

По форме проведения опроса отмечают:

  • устные опросы (разные виды интервью);

  • письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации социолога и респондента можно представить:

  • контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно-личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса);

  • бесконтактные опросы (например, почтовые и прессовые опросы, где непосредственный контакт социолога с респондентами отсутствует).

По частоте проведения опросы делят на:

  • разовые опросы населения по определенным проблемам;

  • повторные (мониторинг общественного мнения по каким- либо проблемам, лонгитюды, т.е. те, которые предполагают неоднократные, повторные замеры состояния общественного мнения по определенным проблемам на протяжении какого-то периода времени).

Для анализа структуры малых групп часто используется метод социометрии.

Социометрическая методика применяется для диагностики неформальных (неофициальных) межличностных и межгрупповых отношений. С её помощью можно осуществить:

  • измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

  • выявление «социометрических позиций», т.е. т.е. относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый»;

  • обнаружение внутригрупповых подсистем, сплочённых субобразований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

В социологии применяются также и иные методы, такие как «биографический метод» и метод «деловых игр».
^ Институционализация социологии

Институционализация социологии характеризуется, во-первых, утверждением общепринятого названия науки и её базовой терминологии, во-вторых, организацией научного сообщества учёных, идентифицирующих себя как социологов, в-третьих, появлением в высших учебных заведениях соответствующей учебной дисциплины, и, в-четвёртых, учреждением средств (в основном, печатных) публикации научно-исследовательских статей по социологии.

Своим именем социология обязана французскому философу Огюсту Конту (1798-1857), который и сконструировал это слово. Следовательно, формальной датой появления на свет новой науки можно считать середину XIX века.

В 1892 году в Чикагском университете (США) был открыт первый в мире социологический факультет. Там же вскоре стали присуждать ученые степени по социологии. К середине ХХ века американская социология заняла лидирующие позиции в мире. В 1960-х годах профессиональных социологов в США было больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых.

Первая в России кафедра социологии была организована М.Ковалевским в 1908 году при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. В России до революции лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта. Но ни одного полноценного выпуска социологов до революции не было.

В советскую эпоху первые социологические факультеты открылись лишь в середине 80-х годов в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и в Ленинградском государственном университете им. А.А.Жданова. Первая ученая степень по социологии была защищена в 1990 г.

Первые номера профессиональных журналов по социологии вышли в свет в США в 1895 году, в России в 1974 году, а в Белоруссии в 1997 году. В настоящее время социологию изучают во всех вузах

В современном обществе социология обладает высоким статусом, реализуя важнейшие функции, способствующие стабильному развитию всех сфер общественной жизнедеятельности.


^ ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

1. Характеристика основных направлений современной социологии.

2. Натуралистическое направление в социологии:

а) механистическая школа;

б) географическая школа;

в) расово-антропологическая школа;

г) социал-дарвинистская школа.

3. Парадигма психологизма (Психологизаторское направление):

а) психологический эволюционизм;

б) инстинктивизм;

в) психология народов, масс, толп;

г) теории психологического подражания;

д) интеракционизм;

ж) персонализм.

4. Парадигма социологизма (Социологизаторское направление):

а) структурно-функциональный анализ.
Литература:

1. История социологии: Учеб. пособие/ А.Н.Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г.Румянцева, А.А.Грицанов; Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др. 2-е изд., перераб. и доп.-Мн.: Выш. шк., 1997. -381 с.

2. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века (Отв. ред. И.С.Кон).- М.: Наука, 1979.- 343 с.

3. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас: Уч. пособие. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.- 120 с.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология.- С.-Пб.: "Ольга", 1996.- 286 с.

5. Пер Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы./ Пер. со шв. - СПб: Изд-во "Нотабене", 1992.-445 с.

6. Американская социологическая мысль: Тексты // Под ред. В.И. Добренькова.- М.: Изд-во МГУ., 1994.- 496 с.

7. Малинкин А.И. Персоналистская социология Макса Шелера//Социс. 1989/1. С.99-105.

8. Преступная толпа.- М.: Институт психологии РАН, Изд-во "КСП+", 1998. -320 стр. (С.Сигеле, З.Фрейд, В.Вундт).
Классификация подходов может быть осуществлена по различным основаниям. Мы предложим две классификации. Первая основана на выделении в качестве главного определяющего начала в одном случае субъективного (человеческого) фактора, а в другом – не зависящих от человека объективных факторов. В соответствии с этой классификацией в социологии выделяют два подхода: субъективистский и объективистский. В представленной ниже таблице мы предлагаем краткий сравнительный анализ этих подходов по различным критериям.
Таблица 1: Сравнительный анализ субъективистского и объективистского подходов в социологии

^ Объективистский подход

Критерии

Субъективистский подход

О.Конт, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс

^ Учёные, работающие в рамках подхода

М.Вебер, Дж. Мид, Гидденс

Структурно-функциональный анализ.

^ Теории, реализующие данный подход

«Понимающая» социология. Интерпретативная социология. Герменевтическая социология. Символический интеракционализм

Социоцентризм (общество первично, индивид – вторичен)

^ Основная характеристика подхода

Антропоцентризм

(индивид первичен, общество – вторично)

Индивид полностью зависит от социальных обстоятельств. Поведение индивида обусловлено объективными социальными законами

^ Роль индивида

Человек - активный и самодостаточный деятель.

Приоритет целого над частями

Приоритет

Приоритет составляющих целое частей

Особое внимание уделяется макросоциальной среде

^ Значение микро- и макросоциальной среды

Особое внимание уделяется микросоциальной среде

Натурализм (законы общества уподобляются законам природы)

^ Научные ориентации

Психологизм (законы общества конструируются на основе законов психики)

Субъективный мир скрыт, не важен и поэтому не исследуется

^ Соотношение субъективного и объективного миров

Объективный мир не признаётся, поэтому игнорируется

Единство интересов.

^ Характер взаимодействия интересов

Борьба интересов.

Консенсус объявляется нормальным состоянием общества

^ Формулировка социальной нормы

Конфликт объявляется нормальным состоянием общества

Оправдание конформизма и "status quo"

^ Оценка социальных конфликтов

Оправдание революций и бунтов

Единство социальной жизни обеспечивается единством интересов индивидов и групп

^ Единство социальной жизни

Единство социальной жизни обеспечивается единством интерпретаций символических кодов

Конструирование идеального общества

^ Отношение к будущему

Игнорирование социальной перспективы


Более интересной и перспективной нам представляется классификация социологических теорий в соответствии с тем, какие факторы та или иная теория считает определяющими социальную жизнь человека. Социология, как, впрочем, и любая наука о человеке, занята поиском причин, обусловливающих социальное поведение человека. Учёных всегда интересовало, почему одни народы более успешны в деле созидания своей социальной жизни, а другие отстают, или же вовсе постепенно сходят с исторической арены. В качестве таковых причин обычно называются три главных фактора: природный, аффективно-эмоциональный (психологический) и социальный. В соответствии с этим конструируются три основные парадигмы:

  • парадигма натурализма;

  • парадигма психологизма;

  • парадигма социологизма.

Рассмотрим эти направления, представленные соответствующими школами и теориями.
Натуралистическая социология

Социологи, работающие в рамках парадигмы натурализма, искали фундаментальное основание и "движущую силу" общества в природных факторах. Эти факторы, в свою очередь, могли пониматься как внешние по отношению к человеку факторы – по сути как его экологическая среда, и как его внутренняя физиологическая природа.

Примером школы, анализирующей влияние окружающей природной среды на общественную организацию человека, является географическая школа.

Географическая школа

Географическая школа была самой популярной до начала ХХ века. Её представителями можно считать англичанина Генри Бокля (1821-1862), француза Шарля Луи Монтескье (1689-1755), немцев Карла Риттера (1779-1859) и Фридриха Ратцеля (1844-1904), шведа, автора термина "геополитика" Юхана Рудольфа Челлена (1864-1922), российских историков Сергея Михайловича Соловьева и Льва Николаевича Гумилёва.

Все они в той или иной мере подчёркивали определяющее значение на социальную жизнь людей географических факторов, в качёстве которых они рассматривали климат, распределение водных ресурсов, качество почвы, распределение полезных ископаемых, рельеф, флору и фауну. Такую позицию определяют как географический детерминизм. Кредо географической школы высказал один из её представителей Виктор Кузен (1792-1867): "Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры - всю ее физическую географию. Дайте мне ее естественные плоды, флору, зоологию и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль будет играть эта страна в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, но во все эпохи".

Идея природной обусловленности социальной жизни не нова. Ещё арабский историк XIY века ^ Ибн Халдун считал, что высшая культура могла возникнуть только в умеренном климате, а не в жарком или очень холодном климате, т.к. изобилие даров природы в субтропиках не требует больших затрат труда, ведет к инертности и лени, а борьба с голодом и холодом вырабатывает смирение, не оставляя сил на развитие культуры. Умеренные же трудности только стимулируют интеллектуальное развитие индивидов и социальное развитие их сообществ.

^ Шарль Луи Монтескье утверждал, что малодушие и изнеженность народов жаркого климата почти всегда приводило их к рабству, между тем как выработанное в борьбе с умеренно холодным климатом мужество северных народов делало их более сильными и независимыми.

С.М.Соловьев явные различия в характере социальной жизни Западной и Восточной Европы объяснял географическими различиями. По его мнению, Западную Европу "горы и камень" разделили на относительно небольшие и компактные государства, в рамках которых легче было установить жесткий контроль благородных "мужей" над "мужиками". Русская же лесная равнина привела к образованию большого государства со слабо структурированными социальными отношениями.

В начале ХХ века в США возникла теория, получившая название "Инвайронментализм". Один из самых ярких её представителей, Эллсуорт Хантингтон (1876-1947), искал зависимости между "пульсациями" в климате и изменениями в общественной жизни. В частности, он зафиксировал параллелизмы в периодах солнечной активности и общественной нестабильности. Аргументы Хантингтона можно свести к следующим утверждениям:

  1. климат влияет на физическую и умственную активность, производительность труда, следовательно, вызывает колебания в экономике общества;

  2. поскольку цивилизация есть функция энергии и производительности нации, то полезные или негативные колебания климата детерминируют рост, упадок и перемещения цивилизаций.

Многие социологи отмечали влияние природных факторов на отдельные социальные явления и процессы. Так, например, ^ Адольф Кетле и Чезаре Ломброзо отмечали "сезонные" колебания частоты преступлений, а Шарль Монтескье считал холодный и сырой климат особенно благоприятным для развития самоубийств.

Германская школа геополитики ^ Карла Хаусхофера (1869-1946) сыграла определённую политическую роль в истории Европы. Её аргумент о недостаточности жизненного пространства для германской нации стал одной из идеологических основ немецкого фашизма.

В настоящее время географическая школа существует, но ограничила сферу своих притязаний, занимаясь конкретными проблемами экологии человека. В настоящее время эта школа сконцентрировала своё внимание на проблемах взаимодействия человеческого общества и природы. В рамках этой школы впоследствии сформировались два направления:

  • Антропоцентристское, постулирующее приоритет интересов человека в процессе освоения природы. Окружающая природная среда должна быть перестроена и «настроена» на удовлетворение интересов человеческой цивилизации;

  • Экоцентристское, исходящее из признания приоритета целостной экосистемы, включающей в себя и человеческий фактор. Человек должен уметь «встроиться» в структуру экосистемы, не нарушая, а способствуя её гармоничной целостности.

Позиция географического детерминизма в социологии всегда резко критиковалась представителями других школ и направлений. В первую очередь внимание уделялось тому факту, что значимость природных условий для того или иного народа определяется характером экономики и общественными отношениями страны. Таким образом, оказывается, что в одних и тех же природных условиях разные народы могут образовать общества с различным уровнем и характером социальных связей.
^ Расово-антропологическая школа

Социологи, считающие главным фактором социальной жизни человека его физиологические характеристики, сформировали расово-антропологическую школу, часто именуемую «Антропосоциология». Представители этой школы обратили внимание на явные физиологические отличия представителей различных рас и народов. Эти особенности они и считали основной причиной цивилизационного успеха того или иного народа.

Одним из самых ярких представителей расово-антропологической школы является французский исследователь ^ Артюр де Гобино (1816-1882). В четырёхтомном труде "Опыт о неравенстве человеческих рас" он сформулировал базовые постулаты этой школы:

  • социальная жизнь - продукт расово-антропологических факторов. Социальное поведение людей целиком или преимущественно обусловлено биологической наследственностью;

  • расы не равны между собой;

  • расовые смешения вредны.

По мнению А. Гобино, не уровень развития социальных институтов определяет развитие народов, а, наоборот, этнические особенности рас определяют успешность их социальной жизни. Различные народы и расы в разной степени способны построить социальные основы своей цивилизации. Эти способности определяются их биологической наследственностью, которую не в состоянии изменить ни воспитание, ни культура.

Смешение рас (с обязательным участием "белой" расы), вначале выступающее источником развития цивилизации, в дальнейшем, по мнению А. Гобино, неизбежно ведет к ее вырождению, упадку и социальному поражению. Смешиваясь с низшей расой, высшая раса теряет свои цивилизационные преимущества: интеллект и волю. В этом Гобино видел основную причину фатальной, по его мнению, судьбы европейской цивилизации.

^

Тема 3. Социология конфликта


  1. Понятие социального конфликта.

  2. Классификация социальных конфликтов.

  3. Основные социологические концепции.



^

Понятие социального конфликта


Социология конфликта исследует природу социальных конфликтов, социальные механизмы и условия их возникновения, их роль в функционировании социальной системы, их следствия, возможности их преодоления и прогнозирования. Социология конфликта занимается структурой конфликта, вопросами типологии и классификации конфликтов.

Конфликты в социологии рассматриваются в контексте общественных отношений, что позволяет видеть реальную роль конфликтов в функционировании всего общественного организма и даёт возможность преодолевать одностороннее, узкое толкование конфликта как формы социальной патологии.

Конфликт охватывает все взаимоотношения с окружающей действительностью, это естественный элемент общественной жизни, закономерный момент развития общества. Понимание этого позволяет прогнозировать последствия его воздействия на общественную жизнь, а значит, создаёт необходимые предпосылки для принятия адекватных управленческих решений в сложных ситуациях.

Конфликт (в переводе с латинского – "столкновение") – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов; серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.

Под социальным конфликтом понимают любой вид борьбы между большими социальными группами людей, если они преследуют какие-либо общественно важные цели.

Конфликт – это реальная борьба между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, необходимые каждой из сторон. Конфликт – это столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. Это столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.

Человек или социальная группа, способные самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами в социологии называются субъектами социального конфликта. О. Дарендорф к субъектам конфликта относил три вида социальных групп:

  • первичные – непосредственные участники конфликта;

  • вторичные – непосредственно не участвующие в конфликте, но вносящие вклад в его разжигание;

  • третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, которое люди занимают в системе общественных отношений, в которой одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания. Причина социального конфликта – в вопросах власти. Дарендорф указывал, что отношения управления и организации, регулирующие деятельность ассоциаций, являются коренной причиной социального неравенства людей, разделяющей их на «тех, кто командует, управляет, и тех, кто повинуется, исполняет. В связи с этим он называет социологической бессмыслицей и утопией марксистский идеал коммунизма как бесклассового общества, не знающего антагонизма между людьми. Практически невозможно создать власть, идеальное правительство, которое удовлетворило бы сразу всех людей.

В качестве причин, вызывающих конфликты называются несовпадение индивидуальных и общественных ценностей, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и семантические трудности в процессе коммуникации, недостаток и некачественность информации. В этом плане социально-политические столкновения трактуются как столкновения «конфликтующих сознаний», а их главными причинами являются несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальной действительностью и представлениями о ней. Источник конфликтов в "чувствах и эмоциях", которые искажают взаимоотношения сторон, а не в природе этих взаимоотношений (Л.Козер). Причинами конфликтов также могут быть ненависть, расовая и религиозная рознь, зависть.

Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой бы потребности всех были бы полностью удовлетворены.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную структуру. Выделяют три стадии социального конфликта:

  1. предконфликтная ситуация;

  2. непосредственно начавшийся конфликт;

  3. разрежение конфликта.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Конфликту всегда предшествует предконфликтная ситуация. В течение некоторого времени накапливается эмоциональное напряжение, разряжение, злость. Противоборствующие стороны осознают причину и цель конфликта, оценивают свои возможности, ищут сторонников, вырабатывают стратегию действий. Предконфликтная ситуация нередко затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладать которым хотели бы все субъекты, втягиваемые в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделим, или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят и их агрессия направляется друг на друга.

Предконфликтная ситуация представляет научный и практический интерес как для учёных, так и для управленцев, так как при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвратить возникающие конфликты.

Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием социальных действий, которые направлены на изменение поведения соперников. Эта активная часть конфликта. Действия в конфликте могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

^ 1. Действия соперников в конфликте носят открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.д. Этот конфликт весь на виду, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Таким образом, активные открытые действия расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

^ 2. Действия соперников в конфликте скрытые. Часто можно наблюдать, что в ходе конфликта противники пытаются замаскировать свои действия, обмануть соперника. Эта скрытая борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и выявить его стратегию.

Разрешение конфликта. Это стадия, когда между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Социальный конфликт полностью разрешается при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины всегда приводит к его разрешению.

Но если присутствует высокая эмоциональная напряжённость, устранение причины конфликта может не повлиять на действия его участников. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Полное разрешение конфликта наступает, когда борьба сменяется сотрудничеством.

Для полного разрешения конфликта необходимы следующие условия:

  1. диагностика причин конфликта;

  2. конфликтующие стороны должны быть заинтересованы в разрешении конфликта;

  3. совместный поиск путей преодоления конфликта.

Длительность различных социальных конфликтов может быть различной. Она может быть короткой, длящейся всего несколько минут (стычка между начальником и подчинённым), а может длиться на протяжении жизни нескольких поколений (противостояние различных религиозных групп). Продолжительность конфликта имеет большое значение как для противоборствующих групп, так и для социальных систем. В длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии, повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, не отомщённых действий, расходуются огромные ресурсы.

^ Разрешению конфликта способствуют следующие меры:

  1. сделать конфликт достоянием гласности;

  2. снизить степень социально-психологического напряжения.

Конфликт в обществе может выполнять и позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликта можно отнести:

  1. функции разрядки напряжённости между антагонистами. Социально контролируемый конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряжённости. Конфликт в данном случае играет роль «отводного канала» для накопившихся страстей;

  2. коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе противостояния люди лучше узнают друг друга, могут сближаться в рамках какой-либо общности;

  3. функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

Как и любое другое социальное явление, конфликт имеет и негативные последствия. Может угрожать интересам общества, неблагоприятно влиять на необходимое изменение отношений власти, вызвать раскол в малоустойчивых группах и т.д. Социальный конфликт – это норма социальных отношений. Задача управления конфликтом в том, чтобы снизить его негативные последствия, не допустить его разрастания.
^ Классификация социальных конфликтов

Социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта. По этому основанию выделяют следующие конфликты:

  1. конфликты между отдельными личностями (ролевой конфликт);

  2. конфликт между личностью и обществом;

  3. конфликт между социальными группами;

  4. межнациональные и межгосударственные конфликты.

В основе конфликта между отдельными личностями лежат противоречия между отдельными людьми. Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с межличностными отношениями. Наиболее типичными причинами, приводящими к возникновению конфликтных ситуаций в межличностном общении, являются следующие:

  1. принижение личности партнёра, негативная оценка его поступков, действий;

  2. подчёркивание разницы между собой и партнёром, причём разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнёра;

  3. преуменьшение вклада партнёра в общее дело;

  4. попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнёра, если он переживает сильные негативные эмоции

  5. полное непонимание или нежелание понять партнёра, отсутствие с ним эмоционального контакта.

Конфликты между личностью и обществом. Они затрагивают производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей. Он может выражаться в отношении людей к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конфликты этого класса связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний.

Конфликты между социальными общностями, группами и слоями. Конфликтная ситуация заключается в противостоянии групп, преследующих различные цели. Источником противоречий здесь служат общественные потребности, и возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.

Конфликты на межнациональном уровне и межгосударственном уровне. Этнонациональные конфликты. В мире насчитывается свыше 2-х тысяч этносов. Каждый этнос, большой или малый, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру. Чаще всего эти процессы связаны с созданием независимого национального государства на территории своего проживания. В последнее десятилетие такой процесс наблюдался почти во всех регионах мира. Эти процессы сопровождаются межэтническими конфликтами (Канада, Великобритания, Индия, Иран, на территории ССР, Югославия (сербы и хорваты).

Основанием классификации конфликтов по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон. Поэтому основанию можно выделить три типа конфликтов:

  1. конфликт в сфере труда и распределения;

  2. конфликты в сфере власти и в политической структуре общества;

  3. конфликты в сфере культуры.

Трудовые конфликты – это реакция масс на перекосы в экономической и социальной политике правительства. Они, как правило, связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием чёткой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.п.

Конфликты в сфере власти возникают по поводу перераспределения власти. Основные конфликты в этой сфере: между основными ветвями власти, внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата.

Существуют и иные варианты классификации по различным основаниям.

^

Основные социологические концепции социального конфликта


В силу определённых причин в нашей социологии до недавнего времени изучение конфликтов мало занимало учёных и органы власти. Теория конфликта развивается на Западе.

Родоначальником специальной теории конфликтов, посвятившим конфликтам свои основные труды, был Георг Зиммель, которого иногда называют "рейдом социологии". Конфликт, по его мнению, - универсальное явление; без него общество немыслимо. У Зиммеля социальный конфликт ассоциируется с механизмом саморазвития. Отсюда делается вывод, что конфликт – это необходимая предпосылка развития общества, поэтому он функционален. Функциональный анализ, несмотря на его претензии на статус общесоциологической теории, придерживался по существу «равновесной», бесконфликтной модели общества, рассматривает социальные конфликты как неантагонистические противоречия. Согласно взглядам сторонников функционализма, общество представляет собой "систему", единство и жизнедеятельность которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию её составных элементов (государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, школа, семья и т.д.).

Решающим средством стабильности общества они считают наличие у всех его членов единых "социокультурных" ценностей (правовых установок, нравственных норм, религиозных заповедей), составляющих основу жизни общества. Конфликтологи упрекали функционалистов за одностороннее увлечение теми элементами и процессами в жизни общества, которые обеспечивают ему равновесие и устойчивость.

Поэтому в противоположность теориям структурного функционализма с 50-х годов стали появляться специальные работы, посвящённые социальным конфликтам как явлениям, присущим внутренней жизни общества. Наибольшую известность получили концепции: "позитивно-функционального конфликта" Л. Козера (США), "конфликтной модели общества" Р. Дарендорфа (Германия) и "общей теорией конфликта" Боулдинга (США).
  1   2   3



Скачать файл (330.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru