Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ситуационные центры - файл 1.doc


Ситуационные центры
скачать (280.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc281kb.05.02.2012 10:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра прикладной математики и информационных систем

Специальность “Прикладная информатика в экономике”

Реферат
По дисциплине: «Компьютерные системы»

На тему: «Ситуационные центры»

Выполнил ст. гр ПИ-522

____________ Р.Г. Шарапов

«_____»_____________2008 г.

Руководитель работы

_____________ А.Н. Силаенков

«_____»_____________2008 г.


Омск 2008

Содержание

1.1 Ситуация. Ситуационная система. 4

1.2 Классификация ситуационных систем. 6

1.3 Ситуационный центр и его структура. 9

1.4 Классификация СЦ. 12

2.1 Почему ситуационные центры? 17

2.2 Основные задачи ситуационных центров 18

2.3 Техническое оснащение ситуационных центров 18

2.4 Экран коллективного пользования 18

2.5 Средства видеоконференц-связи 19

2.6 Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы 20

2.7 Электронные средства ввода графических данных: документ-камеры 20

2.8 Интерактивные дисплеи 21

3.6. Интегрированные системы управления 21

3.9 Технологии представления информации 23

3.10 Эргономика и дизайн 24


3.11 Что дает ситуационный центр 24

Заключение 25

Введение

В России на сегодняшний день наблюдается резкое увеличение интереса к ситуационному подходу в различных сферах человеческой деятельности: в крупных предприятиях создаются ситуационные комнаты и центры для анализа работы подразделений и филиалов; в аналитических центрах используются методы ситуационного моделирования для прогнозирования событий и реинжиниринга. Активное развитие этого направления привело к расширению класса ситуационных систем и существенному изменению терминологии. Такие понятия как ситуационный центр (СЦ) и ситуационное моделирование стали столь многозначными, что приводят в замешательство даже специалистов. Об этом ясно свидетельствует прошедшая в феврале 2003 г. конференция "Ситуационный центр – как инструмент моделирования процессов для подготовки специалистов". Статья представляет собой попытку создания классификации ситуационных систем и выделения их отличительных черт.

Необходимо отметить причины, приведшие к свободному использованию терминологии ситуационного подхода. Во-первых, СЦ использовались, в основном, в государственных структурах и крупных корпорациях, т.к. на их создание требовались значительные ресурсы. Заместитель председателя комитета по безопасности относит СЦ к одному из трех видов ИПС, которые принято считать "сверхоружием XXI века". В связи с этим описания ситуационных центров носили конфиденциальный характер, что привело к отсутствию устоявшихся научных терминов и широко известной литературы по СЦ. Во-вторых, организации стремятся повысить свой имидж за счет создания СЦ. Руководители, располагающие стратегическим ситуационным центром, получают преимущество перед конкурентами при планировании продвижения на новые сектора рынка, планированию долгосрочной ценовой и товарной политики и т.д. Это все привело к тому, что возникла тенденция именовать ситуационными центрами все системы, в которых, так или иначе, фигурирует понятие ситуации.

1. Ситуационные центры: определения, структура и классификация
^

1.1 Ситуация. Ситуационная система.


Чтобы дать определение ситуационной системы, необходимо предварительно разобраться с понятием ситуации. Само слово используется повседневно в самых различных аспектах и порой не отделимо от таких понятий как состояние, событие, процесс, положение и т.д. Основоположники ситуационного управления Клыков и Поспелов в своих ранних работах явно отождествляют ситуацию с состоянием. Под ситуацией (дискретной совокупностью) понимается множество транзактов (оперативных элементов), расположенных в определенных точках статической системы [Поспелов, 1972]. Позднее авторы расширяют понятие, добавляя в него информацию о связях между объектами: "текущая ситуация — совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени". Все сведения подразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствовать только одному моменту времени.



Рис. 1. Классификация ситуаций.

Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию от состояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь. Другие исследователи этого вопроса представляют ситуацию как некое обобщающее понятие. На рис.1. приведена классификация ситуаций, представленная в работе.

Такой подход является довольно спорным и противоречивым, но, тем не менее, указывает основные элементы, которые могут быть использованы для определения ситуации. Исходя из этого, можно выделить два важных свойства ситуации: множественность и неоднородность исходных данных. Важно отметить, что ситуация всегда представляет собой некую оценку (анализ, обобщение) множества данных. Более того, эта оценка является субъективной, т.к. она зависит от средств и методов обобщения конкретного человека (человеко-машинной системы).

Суммируя все приведенные формулировки, ситуацию можно определить следующим образом: Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений, зависящих от произошедших событий и протекающих процессов.

Обобщенное описание (отображение) системы с помощью ситуаций называется ситуационной моделью (СМ). В связи с этим все ситуационные системы можно называть системами ситуационного моделирования (ССМ). Сокращенное название этого класса систем более благозвучно, чем "СС", и отличается от часто используемых аббревиатур таких терминов как семиотическая система, семантическая и ситуационная сети.

Довольно часто СМ ошибочно называют имитационной, приравнивая тем самым ситуационное моделирование к имитационному. Если система только отображает информацию, и понимание ситуации складывается исключительно у субъекта, то она (система) не отличается от следящих систем. Любую программу, где создается модель, или устройство, которое транслирует реальные объекты, можно назвать ССМ, СЦ или ситуационной комнатой.

Для сужения класса рассматриваемых систем введем следующее определение: под ССМ понимается комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию на основе СМ.

^

1.2 Классификация ситуационных систем.


По назначению ССМ можно разделить на три основных класса: системы ситуационного отображения информации (ССОИ), системы динамического моделирования ситуаций (СДМС) и аналитические ситуационные системы (АСС). Необходимо отметить, что СДМС должна иметь возможность отображения СМ и, следовательно, может содержать ССОИ как одну из своих компонент. Однако для реализации СДМС не всегда требуются отображение СМ на экране коллективного пользования, эффективные алгоритмы декомпозиции модели, использование когнитивной графики и т.д.

ССОИ можно разделить на два подкласса: ситуационные центры наблюдения (отображения - СЦО) и ССОИ с удаленным доступом (распределенные -РССОИ). РССОИ являются относительно новым классом систем и в настоящее время активно развиваются. Примером может служить автоматизированная полиграфическая система Agfa Delano. Она позволяет наблюдать за всеми этапами выполнения заказов на печатную продукцию. При этом используется Internet/Intranet технологии, дающие доступ к информации не только верхнему руководителю и менеджеру заказа, но и заказчику, и любому потенциальному клиенту. Эффективность отображения на небольших экранах достигается за счет развитых механизмов декомпозиции и специально разработанных когнитивных элементов (изображений, анимаций). В перспективе класс РССОИ может пополниться развитыми ERP-системами и АСУ ТП.

Большинство существующих ССОИ представляют собой СЦО. Области применения таких ССОИ весьма разнородны, их примерами являются: система отображения информации в центре управления космическими полетами; система наблюдения за космической обстановкой; передовая радарная цифровая система анализа изображений ADRIES, предназначенная для автоматизации задач тактической разведки, оценки военной обстановки, опознавания целей и способная интерпретировать возможные военные ситуации по совокупности радиолокационных изображений, параметров обнаруженных состояний боевой техники, априорной топографической информации типа карт или баз данных о характеристиках местности и т.п; система для опознавания военных кораблей по силуэту; системы специального назначения; системы контроля за аппаратурой сотовой связи и др.

Типичными для ситуационных систем отображения информации являются задачи наблюдения на достаточно большом ареале земной поверхности; управления (навигации) динамическими объектами в указанных средах; наблюдение (управление) за сложными технологическими процессами (например, на атомных электростанциях); управление сложными транспортными узлами.

Основная задача СЦО — строить изображения ситуаций, возникающих в предметной области, на основе которых оперативный состав принимает управляющие решения в рамках определенных задач. СЦО характеризуются:

  • необходимостью создавать информационные модели и изображения весьма сложных, комплексных, динамических ситуаций реального мира, представлять эти изображения оперативному составу;

  • наличием оперативного состава (коллектива потребителей графической информации), решающего на основе представленной модели визуализации ситуации некоторую совокупность задач;

  • расположением в ситуационных залах управления (наблюдения, навигации), построенных на основе мощной вычислительной среды и имеющих в большинстве случаев стационарный характер.

Специально разработанных СДМС в настоящее время практически не существует, поэтому вместо них адаптируют и используют другие классы систем. В связи с этим СДМС можно разделить на два класса: специализированные и адаптированные. Для динамического моделирования (имитации) ситуаций можно использовать два подхода: первый — задание исходных данных и последующий анализ возникающих ситуаций в ССОИ или АСС; второй — представление ситуаций, их взаимосвязей и очередности возникновения с помощью систем имитационного (динамического) моделирования. К адаптированным системам, реализующим первый подход, можно отнести экспертные системы мониторинга (ЭС реального времени). Примером может служить ЭС GenSym G2, которая в своем составе имеет модуль генерации исходных данных. Для воплощения второго подхода лучше всего использовать событийно-ориентированные или комбинированные системы имитационного моделирования (PowerSim).

К АСС можно отнести системы ситуационного управления (ССУ), некоторые автореферирующие системы, аналитические ситуационные центры (АСЦ) и ЭС мониторинга. ССУ реализуют принцип ситуационного управления, который кратко можно сформулировать так: количество состояний системы велико; число возможных решений и ситуаций ограничено; решение принимается в зависимости от ситуации; необходимо на основании исходных данных определить ситуацию и принять соответствующее решение.

Не все автореферирующие программы можно считать аналитическими. Для этого они должны не только обобщать информацию, но и оценивать ее. Среди них можно выделить статические, динамические и многопоточные системы. Многопоточные приложения работают в реальном режиме времени и анализируют информацию из большого количества разнородных источников информации. По своим задачам и функциям они приближаются к ЭС реального времени.

АСЦ является системой оперативной аналитической обработки большого количества взаимосвязанной информации. На современном рынке представлен целый класс аналитических систем, но в отличие от ситуационных центров, эти системы позволяют анализировать небольшое количество связанных параметров.



Рис.2. Классификация ситуационных систем.
^

1.3 Ситуационный центр и его структура.


Дать четкое определение термину ситуационный центр довольно сложно. В самом общем виде ситуационным центром (комнатой или залом) можно назвать помещение, где наблюдается текущая или анализируется возможная ситуация. Однако при таком подходе любую комнату, в которой находится наблюдатель и телевизор, передающей новости о ситуации в стране, можно считать ситуационным залом. Если, в комнате имеется еще радио, телефон, факс, компьютер и географическая карта, то помещение можно назвать персональным СЦ.

Некоторые примеры СЦ, построенных по этому принципу, были продемонстрированы на февральской конференции в РГГУ. Под СЦ понималась лекционная аудитория, в которой имелся проектор, большой экран и сенсорная панель для управления компьютером. Программной средой явилась специально разработанная система графического моделирования движения самолетов. Лектор конструировал самолет из различных деталей и испытывал его в различных экстренных ситуациях. Другой СЦ, в отличие от первого, имел множество источников информации. В комнате администратора вычислительной техники располагалось два-три десятка телевизоров, демонстрирующих ситуации в лабораториях компьютерной техники. Еще один пример СЦ можно обнаружить в архиве документов ИПС "Апорт". Ситуационный центр (комната) представляет собой помещение, в котором тестируются кандидаты на работу. Ведущий (сотрудник фирмы) описывает возможные рабочие ситуации и просит кандидата представить их, проанализировать и принять решение. Этот пример иллюстрирует СЦ, в котором отсутствует не только ССМ, но и специализированное техническое обеспечение.

Несмотря на некую упрощенность описанных СЦ, они могут быть представлены достаточно эффектно. Для этого им необходимо иметь современную презентационную технику и стильный дизайн помещения. С этой точки зрения можно сформулировать "техническое" определение СЦ: СЦ — помещение, оснащенное мощной и современной презентационной техникой.

Еще одной крайностью является "программное" определение: ^ СЦ — программная и техническая среда, которая позволяет проводить анализ с помощью множества различных программ и информационных технологий. Такие системы больше подходят под название центра поддержки принятия решения (ЦППР) или аналитического центра.

Все три рассмотренных определения имеют отличительную черту — они не рассматривают вопрос о том, кто или что формирует ситуации и осуществляет их анализ. В этом аспекте СЦ можно разделить на внешние и внутренние. Внешние СЦ служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации. Внутренние СЦ оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления. Фактически внутренние СЦ автоматизируют обработку самой ситуации, а внешние — исходных данных, необходимых для ее выявления и анализа. Для дальнейшего рассмотрения примем следующее определение СЦ (внутреннего):

СЦ — совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления.

^ СЦ — совокупность различных ССМ, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов управления.

Структура СЦ как любой АСУ включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т.д.). СЦ имеет 4 основных уровня: научно-математический, инженерный, программный и технический.

Научно-математический уровень представляет собой совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок, необходимых для реализации других уровней. Он позволяет обосновать целесообразность создания СЦ, определить эффективность его функционирования, интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок.

Инженерный уровень представляет собой конкретные решения в выборе и разработке аппаратно-программных средств. Он включает в себя необходимые технологические и конструкторские расчеты, модели технических устройств и помещений, спецификации программ, алгоритмы работы и т.д.

Программный и технический уровни содержат соответствующее обеспечение, необходимое для реализации поставленных на верхних уровнях задач и функций. Уровни включают в себя следующие обязательные компоненты:

  • измерительная (сенсорная среда);

  • информационная (ситуационная или имитационная) модель среды;

  • среда информационной поддержки;

  • среда аппаратной поддержки;

  • среда визуализации;

  • оперативный состав.

Под измерительной (или сенсорной) средой СЦ понимается совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды. Это могут быть антенные системы, каналы связи, видео- и аудио-передачи, датчики и т.д. Главная задача измерительной среды - обеспечить адекватность информационной модели СЦ некоторому выбранному фрагменту реального мира.

^ Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды представляет собой совокупность как минимум следующих компонентов: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели в множество графических условных знаков (графических примитивов).

^ Среда информационной поддержки — это совокупность программ и информационных потоков, обеспечивающих функционирование информационной модели и среды визуализации СЦ. В первую очередь сюда входят ССМ, экспертные системы и системы имитационного моделирования. Характерной чертой любого СЦ является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в состав могут входить геоинформационные системы. Например, в докладе [Фридман, 1999] рассматривается система поддержки принятия решения с использованием ситуационного моделирования на базе ГИС. Для оценки развития ситуаций могут быть использованы системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов. Эффективность представления графической и текстовой может достигаться за счет использования фрактальной и когнитивной графики.

^ Среда аппаратной поддержки — это совокупность технических вычислительных средств, обеспечивающих функционирование среды информационной поддержки СЦ: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование и т.д.

^ Среда визуализации — это совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих информационный и командный интерфейс между человеком оператором и аппаратно-программной средой СЦ.

Оперативный состав — это коллектив специалистов, имеющий собственную внутреннюю организационную структуру. Цель оперативного состава — обеспечить решение совокупности штатных задач СЦ на основе анализа информационной модели ситуации реального мира, формируемой аппаратно-программной средой системы.
^

1.4 Классификация СЦ.


При классификации приводятся примеры центров, многие из которых подходят только под определение внешних СЦ, т.е. не имеющих в своем составе ССМ. Разделение систем на классы осуществляется на основании некоторых характеристик или критериев. Некоторые классификации взяты из цитируемых источников и частично дополнены. Ситуационные центры можно классифицировать:

1) По составу ССМ:

  • СЦ наблюдения (отображения);

  • аналитические СЦ;

  • полнофункциональные СЦ. Совмещают функции отображения, моделирования и анализа ситуаций.

2) По масштабу (в оригинале — по степени сложности, масштабу и решаемым задачам) [Шишов, 1998; Погодин, 1998]:

  • Стратегические СЦ;

  • Оперативные СЦ;

  • Персональные СЦ.

Стратегический ситуационный центр решает сложные, масштабные, ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку. Стратегические ситуационные центры настроены на объекты класса: отрасль, регион, крупное предприятие (холдинг), ведомство, сложный распределенный в пространстве процесс. Одним из примеров таких СЦ является центр стратегического моделирования IBS_CSM .

Оперативный ситуационный центр решает задачи автоматической свертки оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать “модулями” своего бизнеса в реальном масштабе времени. Оперативные ситуационные центры настроены на объекты класса: предприятие (компания), задача, процесс, кампания, проект, крупная акция, однородная функция значительных масштабов (например, обеспечение работоспособности ретрансляционного оборудования магистрали связи).

Персональный ситуационный центр решает задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту и поддерживающий возможность первого руководителя всегда “быть в курсе” независимо от времени, места (и даже в известном смысле состояния) управляющего субъекта. Персональные ситуационные центры в определенном смысле индифферентны по отношению к масштабам управляемого объекта, их задачи, функции и состав определяются скорее субъектом, решающим, какая информация ему понадобится.

3) По размещению:

  • стационарные СЦ. Привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций. Подавляющее большинство СЦ являются стационарными;

  • мобильные СЦ. Разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать различные виды связи с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами. Примером является Мобильный пункт управления для МЧС России;

  • виртуальные СЦ. В будущем, при улучшении каналов связи, мобильность СЦ может быть достигнута на программном уровне. При этом возможно увеличение мобильности не только технических средств, но и оперативного состава. Одним из прототипов такого СЦ может выступать виртуальная ситуационная комната для принятия решений в неопределенных и нестандартных ситуациях.

4) По степени детерминированности решаемых задач.:

  • слабо детерминированные. Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. К задачам этого класса можно отнести стратегический и мотивационный контроллинг;

  • детерминированные. К данному классу можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга.;

  • сильно детерминированные. К данному классу можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии.

5) По целевой направленности:

  • ^ СЦ контроля. Основной задачей является наблюдение за состоянием сложного объекта или системы. Примером может служить ситуационная полиэкранная система информационной поддержки принятия решений для управления состоянием сложных, экологически опасных объектов и технологий;

  • ^ СЦ управления. Основной целью СЦ является постоянное и активное управление объектом (группой объектов). Примером могут служить АСЦ производственных предприятий или банков;

  • ^ Кризисные СЦ. Активная работа СЦ осуществляется только при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций. Примером является кризисный центр концерна "РосЭнергоАтом", ситуационно-кризисный центр Минатома;

  • ^ СЦ обучения. Целью работы является обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовка специалистов в области СЦ. В настоящее время создание таких СЦ только планируется;

  • Многоцелевой СЦ. Сочетает в себе возможности различных СЦ. В этом случае можно говорить о режимах работы СЦ . Примерами являются СЦ Министерства природных ресурсов РФ, IBS Центр поддержки принятия решений.

6) По способу отображения ситуационной информации:

  • Коллективный. Использование в СЦ только экрана коллективного пользования. Примером являются СЦ, которые используются для контроля состояния множества различных устройств, объединенных в одну сеть (например, ситуационные центры компаний сотовой связи). Основной задачей функционирования является контроль всех составляющих элементов на высшем уровне и принятие решений в случае возникновения экстренных ситуаций;

  • Индивидуальный. Использование в СЦ только индивидуальных экранов. Примером являются мобильные СЦ в боевых комплексах ПВО и ПРО, диспетчерские СЦ и распределенные ССОИ;

  • Коллективно-индивидуальный. Использование в СЦ экранов различного типа. К этому классу относится СЦ управления космическими полетами.

7) По универсальности:

  • Специальные СЦ. Подавляющее большинство СЦ не могут быть использованы в других предметных областях для решения новых задач;

  • Настраиваемые СЦ. Программные и технические решения СЦ, предназначенные для широкого использования. Примером являются программные продукты "Триумф-Аналитика" фирмы Парус и ситуационная комната "Галактика" . В будущем к этому классу будут относиться виртуальные СЦ.

Помимо предложенных классификационных признаков можно выделить следующие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области.

^ 2. Концептуальные подходы к созданию ситуационных центров

Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться.
Наша компания, являясь одним из ведущих системных интеграторов в области решений визуального отображения информации, проводит большую работу по созданию и совершенствованию концепции современного ситуационного центра различного уровня.
Эта работа проводится в сотрудничестве со специалистами государственных организаций и коммерческих фирм, сотрудниками действующих ситуационных и кризисных центров, научными и учебными заведениями. Регулярные конференции и семинары, проводимые по инициативе компании, позволяют ей реализовывать все более успешные концепции ситуационных центров в самых различных областях.
Достаточно активно ситуационные центры начинают внедряться и в образование. Вузы видят внедрение у себя ситуационных центров как одну из новых форм преподавания, которая может внести значительные изменения в существующую образовательную модель.
^

2.1 Почему ситуационные центры?







Бурное развитие информационных технологий в последние годы вызвало появление больших массивов информационных, коммуникационных, аудио-видео данных, которые необходимо осознать, структурировать и анализировать для принятия грамотных управленческих решений. Одновременно с убыстрением темпов развития нформационных технологий сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений или, тем более, решений, принимаемых в кризисных ситуациях.
Для того, чтобы принимать оптимальные решения с минимальными затратами времени, создается такой инструмент как ситуационный центр или ситуационная комната. Ситуационный центр также дает возможность промоделировать варианты развития событий, продумать последствия тех или действий заранее, не дожидаясь наступления кризисной ситуации. Такие ситуационные центры существуют сегодня в Министерстве природных ресурсов РФ, Минатоме и Росэнергоатоме, в МЧС, в некоторых автономных округах и регионах, активно создают их и крупные промышленные и нефтегазовые компании.
^

2.2 Основные задачи ситуационных центров


  1. мониторинг состояния объекта управления прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации

  2. моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем

  3. экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация

  4. управление в кризисной ситуации
^

2.3 Техническое оснащение ситуационных центров


Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.

^

2.4 Экран коллективного пользования







Основным элементом технического оснащения ситуационного центра является экран коллективного пользования, позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре.
Экран может представлять собой видеостену или проекционную установку.
Видеостены, то есть системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде), предназначены для коллективного пользования и, благодаря модульной конструкции, могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи.
Ключевым свойством для видеостен является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество "окон", содержащих полноценные изображения от множества источников.
Дисплеи такого типа являются почти безальтернативным решением для серьезных ситуационных и диспетчерских залов:



  • универсальность - изображение от любых источников

  • высокое разрешение - возможность вывода большого количества информации

  • высокое качество изображения, контрастность и яркость, незначительное влияние внешней засветки

  • возможность долговременной (круглосуточной) работы, большой ресурс ламп

  • возможность работы с заранее программируемыми сценариями, в том числе, и предусмотренными в нештатных ситуациях

  • высокая надежность - в модульной конструкции вероятность выхода из строя всех модулей сразу весьма мала

  • высокая компактность при соответствующем размере и качестве изображения

  • восприятие большого объема информации в сжатые сроки

  • восприятие информации в контексте

  • эффективное взаимодействие
^

2.5 Средства видеоконференц-связи


Средства видеоконференц-связи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов - как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров, являются необходимыми в ситуациях, когда происходит работа между удаленными участниками совещания. Живой диалог может прояснить иногда гораздо больше, чем даже относительно быстрая пересылка файлов с фотографиями. В состав любого видеоконференционного терминала входят видеокамера, микрофон, кодек, устройство отображения видео и устройство воспроизведения звука.

^

2.6 Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы


Микрофоны в ситуационном центре практически обязательный атрибут. Они необходимы не только для того, чтобы участники совещания могли слышать друг друга непосредственно в ситуационном центре, но и могли участвовать в сеансах связи с другими офисами или центрами. Обычные микрофоны плохо подходят для этой цели.
Правильным решением является использование так называемых конференц-систем - микрофонных пультов. Такие пульты подразделяются на пульты рядовых участников и пульт руководителя (председателя, ведущего). Наиболее распространенный режим работы, когда говорящий участник, прежде чем начать говорить, нажимает кнопку на пульте и система включает его микрофон, выключая все остальные. Когда начинает говорить следующий, он нажимает на свою кнопку и включается следующий микрофон. Председатель имеет возможность заглушить все микрофоны и взять слово. Система позволяет использовать и другие режимы, когда одновременно работает несколько микрофонов или они включаются только по команде оператора.

^

2.7 Электронные средства ввода графических данных: документ-камеры


Документ-камеры - универсальные инструменты для, практически, мгновенного получения электронных изображений текстов, фотографий, слайдов и небольших предметов. Модели профессионального класса снабжены целым рядом функций, позволяющих предварительно подготавливать выводимое на экран изображение необходимым образом: функция увеличения, функция негатив-позитив, функция подсветки и поворота изображения, проч. Такое оборудование совершенно необходимо в ситуации динамической работы экспертов: ведь обычное сканирование занимает безусловно большее время.
^

2.8 Интерактивные дисплеи







Если ситуационный центр это инструмент взаимодействия людей, использующих для общения электронные документы, должны быть и средства для максимально удобного управления и изменения документов, создания новых.
Часть поверхности экрана в ситуационном центре или дополнительный экран должен наделяется интерактивными свойствами. Это дает возможность работать с электронными документами, используя простую меловую доску или лист белой бумаги и карандаш, при этом сохраняются возможности электронной документации - сохранение, рукописных исправлений, как файлов, мгновенная печать или рассылка по электронной почте, синхронное наблюдение изменений документа по сети в удаленных офисах-
Интерактивность может быть реализована непосредственно на поверхности основного дисплея ситуационного центра, но это не всегда удобно (например, когда дисплей большой) и тогда интерактивность можно реализовать на отдельных устройствах, например, системах SMART Board для прямой и обратной (просветной) проекции или интерактивных дисплеях на базе плазменных панелей.
^

3.6. Интегрированные системы управления



Система управления

Подобные системы становятся насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.).
При отсутствии определенного уровня автоматизации может оказаться, что достичь оперативности без оператора для каждого устройства невозможно. Но это всегда возможный источник ошибок, раскоординации действий, наконец, утечки конфиденциальной информации.
Для решения задач по управлению такими системами существуют системы интегрированного управления. Они как бы накладываются на основную технологическую схему обработки информации и управления средой и позволяют создать для каждого проекта свой индивидуальный ИНТЕРФЕЙС УПРАВЛЕНИЯ.


Интерфейс системы управления

"На поверхности" остается чувствительный к прикосновению экран, который и является общим пультом интегрированной системы управления. Исполнительный процессор системы вырабатывает команды для управления любыми функциями любых устройств.
Система управления может быть запрограммирована таким образом, что если на главном месте работает несколько человек, каждый из них перед началом работы выбирает свой вариант настроек: набор функций, устройств, цвет, способ представления - надписи или картинки и т.п.
^

3.9 Технологии представления информации









Одной из основных задач ситуационного центра является сокращение времени, необходимого для оценки и понимания ситуации. Для быстрого погружения в проблему используются специальные средства презентационной графики, позволяющие представить задачу в яркой и компактной форме. Специалисты компании "Меркатор", работающие в этой области совместно с социопсихологами, определили основные принципы подготовки презентационной графики, которые во многом отражают стратегию проведения самого доклада:

  • каждый доклад-презентация не должен содержать более 3-х основных тезисов;

  • чем меньше слов на графике слайда, тем легче восприятие;

  • аудитория воспринимает не факты, а события, поэтому основная задача компьютерной графики - создание из информации события.

Как известно, существуют два основных способа восприятия информации: прямой (понимание, анализ) и косвенный (впечатление, эмоции). Когда необходимо неэмоциональное восприятие, например, для совещания экспертов, скорее подойдет скупая графика, и наоборот, если есть расчет воздействовать на аудиторию, дизайн может быть более свободным.
Наглядное и эффективное представление информации существенно повышает имиджевую составляющую ситуационного центра. В частности, возможности ситуационного центра выводят на качественно новый уровень работу с прессой, незаменимы при встрече с узким кругом заинтересованных лиц.
^

3.10 Эргономика и дизайн




Ситуационный центр российской консалтинговой компании “Глобал С.Консалтинг”



Работа над созданием ситуационного центра должна начинаться с создания архитектурного проекта помещения, учитывающего особенности функционирования ситуационного центра организации, его задачи и цели.
Необходимо также предусмотреть комфортность работы специалистов и первых лиц: создание микоклимата помещения, удобный интерьер, функциональную мебель, и обязательно правильную организацию освещения рабочих мест.
^


3.11 Что дает ситуационный центр


  • повышение эффективности работы организации

  • повышение скорости доступа к знаниям

  • повышение уровня доверия в организации и формирование команды

  • накопление опыта решения проблем и построение внутренней технологии решения проблем

  • повышение инвестиционного рейтинга организации

Заключение


В заключении следует еще раз отметить, что ситуационные системы активно развиваются, создается большое количество СЦ, внедряются новые технологии. Вопросы, посвященные методам ситуационного моделирования и использованием СЦ в образовании, требуют отдельного рассмотрения.







Скачать файл (280.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru