Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Мегалитические архитектура и скульптура как формы первобытного художественного мышления - файл n1.doc


Контрольная работа - Мегалитические архитектура и скульптура как формы первобытного художественного мышления
скачать (13828.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc13829kb.21.12.2012 13:53скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Университет Российской Академии Образования

Нижегородский филиал

Исторический факультет

Специальность: Культурология, Арт-менеджмент

Контрольная работа

По дисциплине: Теория и история зарубежного искусства

Тема: Мегалитические архитектура и скульптура как формы первобытного художественного мышления

Выполнил: студент 3 курса

Ремизов Д. Е.

Проверила: Карнаухова В.А.

Нижний Новгород

2011

Введение ст. 3-4

Хронология первобытного искусства ст. 4

Искусство палеолита ст. 5-11

Искусство мезолита ст. 12-13

Искусство неолита ст. 14-16

Искусство эпохи бронзового века ст. 17-20

Типы мегалитических сооружений ст. 20-41

Заключение ст. 42

Список литературы ст. 43

Введение

Первобытному человеку понадобились сотни тысячелетий,

чтобы проделать путь от грубого рубила до острого тонкого резца,

которым были выгравированы на камне первые изображения.

Та же деятельность развила подвижность руки

и сделала способной к художественному творчеству.

В.Б. Мириманов.

Удивительная способность человека воспринимать и воссоздавать образы окружающего его мира своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, а в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Африки и Америки – оно существовало вплоть до XX в. под условным названием «традиционное искусство».

Специфика первобытного искусства заключается в его слитности с другими формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы жизни общества – экономическая, социальная и религиозная. Чаще всего древнюю скульптуру находят в специальных культовых местах или в погребениях. Это говорит о ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. Сознание древних людей представляло собой сложное переплетение реалистического и иллюзорного начал, и этот синкретизм первобытного мышления оказал решающее воздействие на характер творческой деятельности.

Первобытное изобразительное творчество с самого возникновения развивалось по двум направлениям. Первое из них включает в себя монументальные формы (рисунки в пещерах и на скалах, мегалиты), второе представлено памятниками искусства малых форм: мелкой скульптурой, глиняной пластикой, художественной резьбой по камню, кости и дереву.

Целые области древнего художественного творчества бесследно исчезли в глубине тысячелетий. Даже дерево сохраняется только в особых условиях – в крайне влажной почве торфяников, а такие материалы, как береста, мех, ткани, чрезвычайно недолговечны и в археологических раскопках встречаются крайне редко. Этнографические же наблюдения говорят о том, что они широко использовались первобытными людьми для изготовления предметов искусства. Но те немногие памятники первобытного искусства, которые дошли до нас, чрезвычайно разнообразны и выразительны.

Хронология первобытного искусства

Каменный век (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.)

Палеолит (древний каменный век)

нижний палеолит

средний палеолит

верхний палеолит (от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н.э.)

мадленский период (от 20 тыс. ~ 10 тыс. лет до н.э.)

Мезолит (средний каменный век)

Неолит (новый каменный век)

Бронзовый век (от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н.э. )

Железный век (от 1100?г. ~ до XIX в. н.э.).

Искусство палеолита

Палеолит (древнекаменный век) – самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Причем искусство зародилось лишь в позднем (верхнем) палеолите, то есть около 40 тыс. лет до н.э., когда, по данным археологов, появились все виды изобразительного искусства.

В основе своей искусство палеолита наивно реалистично. Ему свойственны могучее стихийное чувство жизни, мужественность и простота. При этом, проявляя зоркость по отношению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и природой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не чувствовал пространства.

Памятники эпохи палеолита в большом количестве найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в этом ряду занимают росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов. Ранние рисунки примитивны: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещеры Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции); беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами – так называемые «макароны» или «меандры»; оттиски человеческих рук, обведенных краской – так называемые, «позитивные» или «негативные» отпечатки рук. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец, уголь и белая известь.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25-12 тыс. до н.э.). В наскальных росписях образ зверя приобретает конкретные черты, животные изображаются в движении. В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы. Наиболее характерные образцы мадленского периода связаны с пещерными росписями – единичные изображения почти в натуральную величину, но не связанные действием в единую композицию: Альтамира (Испания), Ласко, Ньо (Нио), Фон-де-Гом (Франция), Капова пещера (Россия) и др.

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных – медведей, львов, лошадей, мамонтов, змей, птиц – отличаются точным воспроизведением основных объемов, фактуры шерсти и т.д. Возможно, эти фигурки создавались как вместилище душ, что хорошо согласуется с данными этнографии, служили амулетами-оберегами, защищавшими людей от злых духов.

Образ женщины – один из основных сюжетов в искусстве эпохи позднего палеолита – был вызван к жизни спецификой первобытного мышления, необходимостью отразить в «осязаемой» конкретно-образной форме представления о единстве и родстве первобытных общин. Одновременно этим изображениям приписывалась и особая магическая сила, способность повлиять на удачный исход охоты. Фигурки одетых и обнаженных женщин того периода – «палеолитические Венеры» — по совершенству форм и тщательности обработки свидетельствуют о высоком уровне развития косторезного мастерства у охотников ледникового периода. Выполненные в стиле наивного реализма в период матриархата, фигурки с предельной выразительностью передают основную идею этого обобщенного образа – женщины-матери, прародительницы, хранительницы домашнего очага.

Если для Восточной Европы характерны изображения полных женщин с гипертрофированными женскими формами, то женские изображения Сибири верхнего палеолита не имеют таких преувеличенных моделированных форм. Вырезанные из бивня мамонта, они представляют два типа женщин: «худощавых» с узким и длинным туловищем и «массивных» с коротким туловищем и намеренно утрированными бедрами.



Венера Виллендорфская, Известняк. Высота: 11 см, Музей Естествознания, Вена(фигурка изготовлена примерно за 22-24 тысячи лет до нашей эры). Обнаруженная в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати (нем. Josef Szombathy) в 1908 году. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.

Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан. Представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества. Трактовка этой находки как исключительно антропоморфной, тем более как палеолитической Венеры, очень проблематична. Способ изготовления и характер использования артефакта вызывают споры среди археологов. Крайне грубая выработка, обобщённые формы, отсутствие лица наводит некоторых учёных на мысль о том, что фигурка приобрела антропоморфный облик в результате естественных воздействий (выветривание, эрозия).

Сторонники теории искусственного происхождения фигурки указывают на следы (возможно позднего) покрытия охрой, что свидетельствует о том, что доисторический человек придавал ей символическое (возможно, культовое) значение.

Венера Брассемпуйская — фрагмент фигуры из слоновой кости эпохи верхнего палеолита, обнаруженный в селении Брассемпуй (Brassempouy), Франция, в 1892 году. Датируется около 25000 лет (граветтская культура) назад и считается одним из наиболее ранних реалистичных изображений человеческого лица.

Венера Лоссельская — одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 25 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий рог бизона. Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь.

«Венера из Холе-Фельс» (также известная как «Венера Шельклингенская», а в российских источниках часто называемая «Венера Швабская») — небольшая статуэтка женской фигуры («палеолитическая Венера»), найденная в пещере Холе-Фельс близ Шельклингена, Германия. Датируется между 35.000 и 40.000 гг. до н. э. и принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия Homo sapiens (кроманьонец) в Европе. Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

Вестоницкая Венера — «палеолитическая Венера», обнаруженная в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота 11,1 см, ширина 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.

Венера Мальтинская, возраст 23 тыс. лет. Место находки: Иркутская область, Россия. Материал: бивень мамонта.

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение).

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Найденные недавно 2 очень древних каменных объекта (датировка 200.000 — 300.000 лет назад) так же интерпретируются некоторыми исследователями, как попытка передать изображение женщин. Одна из них, «Венера из Берехат-Рама», была обнаружена на Голанских высотах, вторая — «Венера из Тан-Тана» — в Марокко. Вопрос об их происхождении является дискуссионным: были ли они обработаны человеком, для придания им более антропоморфного вида, или же приняли такую форму благодаря исключительно природным факторам.

Некоторые учёные предполагают, что существует прямая связь между «палеолитическими Венерами» и более поздними изображениями женщин в эпоху неолита, и даже бронзового века. Однако эти взгляды не имеют подтверждения и не согласуются с тем фактом, что подобные изображения отсутствуют в эпоху мезолита.

Искусство мезолита

В эпоху мезолита (среднекаменного века) и неолита (новокаменного века) развитие населения юга и севера пошло различными путями. Особенно ярко это различие проявилось в хозяйственной деятельности, теснее всего связанной со специфическими природными условиями каждой из двух зон. Вступил в силу закон неравномерного развития разных районов. И если в южных областях в этот период люди начинают вести оседлый образ жизни – появляются племена земледельцев и скотоводов, то на севере по-прежнему продолжали развиваться традиционные формы хозяйства – охота, собирательство. С отступлением ледников в Европе начинается потепление. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам флоры и фауны. Северный олень, служивший основной добычей мадленских охотников, окончательно исчезает в Южной и Центральной Европе. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, мелкие животные, водоплавающая птица. Интенсивно развивается рыболовство. Совершенствуется обработка каменных орудий труда, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Появление патриархата усложняет отношения между людьми. Усиливается роль магии, наивное восприятие природы исчезает.

Центральное место, как по количеству, так и по качеству изображений, принадлежит сценам охоты и сражений. «Сражающиеся лучники» — одна из самых ярких мезолитических композиций (Восточная Испания). Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Они являются вариантами единого мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразными плотными линиями, слегка расширяющимися в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

Наиболее известные мезолитические памятники Бретани — некрополи на островах Оэдик (en:Hoлdic, 10 могил) и Тевьек (fr:Tйviec, 9 могил) в Морбиане. Коллективные захоронения помещались в мусорных кучах из раковин моллюсков без какого-либо порядка. В некоторых могилах обнаружены признаки посмертной манипуляции с костями. Также имеются одиночные и пустые погребения (кенотафы). Поверх могилы устанавливались камни, очаги или оленьи рога в виде купола. Богатые погребальные дары, кремневые орудия, кости с гравировкой, украшения из раковин и охра свидетельствуют о том, что здесь проживали охотники-собиратели, или, точнее, рыбаки-собиратели. Некоторые виды раковин вкладывались в могилу в зависимости от пола умершего.

В Тевьеке обнаружены захоронения в каменных цистах (примитивных саркофагах). На костях ребёнка посмертно были выполнены украшения в виде бороздок.

Поселения данного периода в археологических слоях ассоциируются с кучами отходов в виде раковин. Радиоуглеродная датировка в 4625 лет (некалиброванная) для археологических памятников типа Оэдик позволяет отнести их к позднему мезолиту, 6 тыс. до н. э., при этом обнаружены свидетельства контактов с сельскохозяйственными культурами востока. Хозяйство было основано на морских ресурсах.

В Бег-ан-Доршенн (en:Beg an Dorchenn) в округе Пломёр (Plomeur, Финистер) имелись домашние собаки и крупный рогатый скот. В Диссиньяке следы пыльцы на микролитах позволили археологам сделать вывод об очистке пространства от леса.

По мнению ряда исследователей, некоторые мегалитические гробницы могли возникнуть уже в период мезолита, однако проверку данной гипотезы затрудняет тот факт, что многие мегалитические гробницы использовались повторно более поздними культурами. Большое количество микролитов было обнаружено под камерной гробницей в Диссиньяке.

Искусство неолита

Существенные изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым значительным изменением был переход к производящему хозяйству, которое предполагает оседлый образ жизни с постоянными поселениями. Человек научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной темой искусства.

Изобразительное творчество населения Евразии в эпоху неолита представлено двумя направлениями: монументальными наскальными рисунками и памятниками искусства малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой и изображениями на керамике.

В древней скульптуре неолитических охотников-рыболовов нашли свое воплощение две главные темы: человек и зверь. Особенно отчетливо продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.

Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала, что, вероятно, обусловлено этнической традицией и назначением конкретных изображений. Можно говорить и о преобладании в отдельных очагах древнего искусства того или иного типа изображения. Находка в таком очаге фигурок инородных типов указывает на существование контактов между населением различных районов. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.

Еще одним характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита были петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах («Лодки,олени», II тыс. до н.э., Карелия).

Мегалиты Стеннеса — памятник эпохи неолита на острове Мейнленд в составе Оркнейских островов, Шотландия. Находится на мысу на южном берегу реки, соединяющей южную оконечность солёного озера Стеннес с пресным озером Харрей. Название Стеннес происходит из древненорвежского языка и означает «каменная межа (поля)».

Вблизи от мегалитов Стеннеса — на расстоянии чуть более километра — находятся несколько других известных мегалитов, в частности, круг Бродгара, гробница Мейсхау, древнее селение Барнхауз и ряд других, что говорит о важности данного памятника в древности.

Камни представляют собой тонкие плиты толщиной около 300 мм. Четыре из них, высотой до 5 метров, первоначально являлись элементами эллиптического кромлеха из 12 камней диаметром около 32 метров, сооружённого на ровной платформе диаметром 44 метра, окружённой рвом. Ров углубляется в скалистую почву на глубину 2 метра, ширина его составляет 7 метров, он был окружён земляной насыпью с одним проходом с северной стороны. Вход обращён к неолитическому селению Барнхауз, обнаруженному невдалеке от озера Харрей (Loch of Harray). Наблюдательный камень (Watch Stone) расположен вне круга к северо-западу от него, его высота составляет 5,6 метров. Другие, меньшие, камни включают квадратную каменную конструкцию в центре круглой платформы, где были обнаружены кремированные останки костей, уголь и керамика, а во рву вокруг были обнаружены кости животных. Обнаруженная здесь же керамика обладает сходством с керамикой, найденной в Скара-Брей и Мейсхау, таким образом, мегалиты Стеннеса датируются как минимум 3000 г. до н. э.

Даже в 18 в. с памятником были связаны местные традиции и ритуалы. Жители ошибочно связывали памятники с культами скандинавских богов. В 1814 г. памятник посетил Вальтер Скотт. Помимо него, другие историки зарисовывали памятник и записывали связанные с ним местные предания. В одном из камней, известном как «Камень Одина», было пробито круглое отверстие; камень использовали местные жители для своеобразного обряда обручения, когда обручённые брали друг друга за руки через это отверстие. Камень использовался и в других церемониях.

В декабре 1814 г. капитан У. Маккей, незадолго до того переехавший на Оркнейские острова и владевший фермой вблизи камней, решил снести их, поскольку был недоволен тем, что местные жители часто ходили по его земле с целью участия в ритуалах вокруг камней. Он начал с того, что разбил камень Одина. Это вызвало скандал и власти остановили его после того, как он успел разрушить один камень и опрокинуть ещё один.

Опрокинутый камень был поднят в 1906 г., и в то же время была проведена реконструкция памятника — как оказалось впоследствии, неточная.



Искусство эпохи бронзового века

Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы – с использованием лошади для верховой езды.

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло отделяется от земледелия, все большее значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами. Расширяется тематика изображений, складываются новые приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.

Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.

В изобразительном творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также сооружения мегалитической архитектуры.

Для древнего искусства европейского северо-запада чрезвычайно характерна своеобразная антропоморфная глиняная пластика. Особую группу в ней составляют маленькие человеческие фигурки с сильно изогнутым туловищем. Несмотря на пластические свойства глины, позволяющие широко варьировать формами, эти изображения выполнены в строго регламентированных канонах. Сам образ предельно обобщен: руки отсутствуют, ноги переданы слитно. Акцентированы такие детали, как массивный выступающий нос и нависающий над лицом «козырек».

В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфные изваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причемноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть антропоморфных изваяний позднего неолита и эпохи бронзы соответствует их русскому прозвищу «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых».

Встречаются изображения людей и в дереве (Восточное Зауралье). Разнообразие форм антропоморфной скульптуры в эпоху ранней бронзы наглядно показывает, что уже в это время в результате осознания первобытным коллективом общественной сущности человека его образ занимает одно из центральных мест в творчестве древних мастеров.

Овладение техникой бронзового литья расширило творческие возможности древних мастеров. Появляются бронзовые изделия, орудия труда, оружие. Нередко рукояти бронзовых кинжалов увенчаны головами животных, в частности лосей. Выполненные в металле, они продолжают традиции древней резьбы по дереву и рогу.

Искусство бронзового литья особенно ярко проявилось в предметах Галичского клада (сер. II тыс. до н.э.), найденного в Костромской области и сейчас находящегося в Государственном историческом музее в Москве. Особенно интересен бронзовый кинжал, рукоять которого венчает голова змеи с открытой пастью. В прорези рукояти – изображение ползущей змеи. Среди предметов клада находится бронзовая маска-личина, повторяющая в основных чертах лица антропоморфных мужских идолов. Она увенчана двумя профильными изображениями животных, смотрящими в противоположные стороны. Полая фигура животного с длинным хвостом и «клювовидной» мордой тоже входит в состав клада. В целом бронзовые вещи Галичского клада, вероятно, представляют собой атрибуты, связанные с формированием шаманства.

Важнейшим явлением, почти повсеместно характеризующим эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч.

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Британии. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений

менгир — одиночный вертикально стоящий камень

кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг

дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»

трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня

сейд — в том числе сооружение из камня

каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями

крытая галерея

лодкообразная могила

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми, и аллеями.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн). Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся кверху, иногда близкая к прямоугольной.

На наиболее простых и древних объектах нет никаких рисунков, однако со временем на менгирах начинают появляться резные орнаменты, барельефы, а также изображения предметов, условно (так как доподлинно они не идентифицированы) называемых каменными топорами, плугами, пастушьими посохами и ярмами. Некоторые обломки менгиров использовались для постройки погребальных камер, причем были покрыты новыми рисунками поверх старых. Намеренно ли разбивали менгиры для строительства новых сооружений или пользовались ими как подручным материалом, неизвестно.

Менгиры фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего не известно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.

Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы.

До недавнего времени менгиры относили к культуре колоколовидных кубков, носители которой обитали в Европе в позднем неолите — раннем бронзовом веке. Однако последние исследования бретонских мегалитов свидетельствуют о гораздо более древнем их происхождении. Возможно, строительство менгиров относится к четвертому или пятому тысячелетию до нашей эры.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.



Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров.

Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань.

В северо-западной Франции найдено 1200 менгиров, относящихся к различным периодам древней истории.

На территории России менгиры (относящиеся к разным древним культурам) есть на юге, в частности на Кавказе, в Южном Зауралье, на Алтае, в Хакасии, в Саянах и Прибайкалье. На территории Украины менгиры есть в Крыму (Бахчисарайский менгир (являлся частью древней обсерватории,состоящей из грота со сквозным омверстием,самого менгира и ныне разрушеной арки выветривания), а также Скельские менгиры в Байдарской долине, с. Родниковское) и в Кировоградской области («Межови камени», с. Нечаевка).



Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.

Термин произошел от кельтского (Уэльс): crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие). Это соответствовало дольменоподобным сооружениям. Поэтому в Уэльсе, а также частично по всей Британии, кромлехами называли то, что мы в русской (постсоветской) археологической традиции называем дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции называют stone circles. Однако, последнее время даже на Британских островах для «дольменов» стали часто применять термин «дольмен», что создает определенную путаницу. На континентальной Европе больше утвердилось именно приведенное здесь определение «кромлеха». Тем не менее, при чтении нерусскоязычной литературы стоит применять определенную осторожность.



Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Круг Бродгара или Брогара (англ. Ring of Brodgar) — кромлех эпохи неолита на Мейнленде, самом большом острове в архипелаге Оркнейских островов, Шотландия. Расположен на узком перешейке между озерами Стеннес и Харрей. Часто также используется имя Броугар (Brogar). В 1,2 км от Круга Бродгара находятся Мегалиты Стеннеса. Вероятно был построен между 2500 и 2000 годами до н. э., но точный возраст этого масштабного мегалитического сооружения неизвестен, так как его еще не исследовали археологи. Ранее по кругу площадки диаметром 104 м стояло 60 мегалитов. До наших дней сохранилось только 27 из них. Круг Бродгара — третий по величине кромлех Британских островов. Известны некоторые подробности ритуала, который исполнялся на этом кромлехе в дохристианскую и частично христианскую эпоху. Возможно, он не имеет никакого отношения к строителям кромлеха. Согласно сборнику легенд от G.F.Black (1903 г.) этот мегалитический монумент назывался храмом Солнца. В нем совершалась мужская (вторая) часть трехэтапного обряда обручения.



Кромлех Свинсайд, Англия.

Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.

Камни, составляющие кромлех, могут быть как продолговатыми в стиле менгира, или совершенно бесформенными валунами. Для технологических целей использовались обычно плоские плиты. Форма кромлеха чаще всего круглая или овальная, но встречаются и иные формы, например, в Хакасии (прямоугольные кромлехи) или на Мальте (мегалитические храмы-кромлехи в виде «лепестков»). Камень — не единственный строительный материал для кромлехов. Так, в графстве Норфолк (Англия) в зыбучих песках был обнаружен деревянный кромлех. Впрочем, есть данные, что и при строительстве некоторых знаменитых Английских кромлехов использовалось в первоначальном варианте дерево.

Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании.



Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж») — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.



1 — Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса

2-3 — курганы без могил

4 — упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone — эшафот)

5 — Пяточный камень (Heel Stone)

6 — два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)

7 — ров (канава)

8 — внутренний вал

9 — внешний вал

10 — авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)

11 — кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны

12 — кольцо 30 ям, т. н. Z лунки

13 — круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)

14 — малый южный вход

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:

Фаза 1 — строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже ила этих рогов найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э. При этом имеются отклоненные образцы.

Фаза 2 — вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.

Фаза 3 — похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440—2100 до н. э.

На территории России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры, порой внушительные (но слабо сохранившиеся) кромлехи кеми-обинской культуры. На территории Европейской части можно упомянуть и северные жальники, и закольцованные структуры горы Воттоваары (Карелия). В общем, можно сказать, что такой удобный конструктивный элемент как кромлех использовался в России, как и во всем мире, очень разными культурами.

В Армении, в провинции Сюник, находится кромлех Караундж, который на 3500 лет древнее английского Стоунхенджа и на 3000 лет старше египетских пирамид.

На Украине, в городе Запорожье, на острове Хортица ученые раскопали в земле на метровой глубине кромлех которому, по оценкам специалистов, более 5 тысяч лет — Хортицкий Кромлех. Найденные круги, расположены по соответствующей схеме и напоминают лабиринт. Учитывая это, специалисты склоняются к тому, что ранее это было святилище людей, которые жили в период медного века, и поклонялись небесным светилам — Луне и Солнцу. На данной площади, территория которой составляет около 100 квадратных метров, найдено 12 культовых колец из камня, возраст которых составляет не менее 5000 лет.

Дольме́ны (от брет. tol — стол, men — камень) — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке в Рокнии, Западной, Северной и Южной Европе. В России, на Кавказе имеется большое количество хорошо сохранившихся дольменов.



Дольмен в Ирландии.

В простейшем варианте — это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант — 3 камня, поставленные в форме буквы П. Стоунхендж построен из множества именно таких элементов. В самой архитектурно завершённой форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие — круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы, иногда с каменной пробкой, — однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или справа. Плиты соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед, образуя портал (вход в дольмен); также они могут быть наклонены.

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана; или, наоборот, дольмен углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Северокавказские дольмены расположены в большом количестве в Краснодарском крае и на западе Северного Кавказа. До сих пор они мало изучены, большинство из них не находятся под государственной защитой и страдают от вандалов.

К настоящему времени известно около 3000 северокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Большинство данных дольменов представляют собой прямоугольные сооружения из каменных плит, либо вырубленные в скалах, с отверстиями на фасаде. В состав российских дольменов условно можно включить дольмены на территории республики Абхазия, поскольку по архитектурным особенностям и контексту они ничем не отличаются от прочих северокавказских дольменов. По дате сооружения северокавказские дольмены относят к концу 4 — началу 2 тыс. до н. э.

Внутри получалась камера, комната размером примерно полтора на два метра и высотой около двух метров, иногда больше, иногда меньше. Плиты ставились под небольшим углом внутрь. Иногда такие камеры высекали из монолитного камня, иногда их прятали под землёй, насыпая курганы. В одной из стен камеры, в плите, делалось конусообразное отверстие, примерно тридцать сантиметров в диаметре. Оно закрывалось каменной пробкой.



Дольмен в долине реки Жане. Дольмен с зигзагообразным орнаментом — символом воды, долина реки Жане



Дольмен близ Геленджика. Дольмен-пирамида в каньоне Мамед.

Среди северокавказских дольменов представлено несколько архитектурных разновидностей.

Основание может быть квадратным, трапециевидным, прямоугольным или круглым. В очень многих случаях у дольмена в центре фасада пробит портал (входное отверстие), чаще всего круглое, но встречаются и квадратные порталы. Отверстия может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация заткнутого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите, входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо с правого бока. Такие дольмены называются ложнопортальными. На Кавказе представлены все 4 типа конструкций дольменов: плиточные дольмены, составные, корытообразные (полумонолиты), и наконец, монолитные. Перед фасадом расположен «двор», вероятно, для ритуальных целей, окружённый крупными каменными плитами, высота которых может превышать 1 метр. Иногда вместо дворика - сооружался более простой круг из камней (кромлех.) Именно на территории «дворов» была обнаружена керамика эпохи бронзового и железного веков, которая помогла датировать данные дольмены, а также угольки, человеческие останки, бронзовые, серебряные и золотые изделия, и украшения из полудрагоценных камней.

Репертуар декоративных элементов данных дольменов не отличается разнообразием. Вертикальные и горизонтальные зигзаги, опрокинутые треугольники и концентрические окружности — наиболее распространённые мотивы. Один из часто используемых мотивов обычно расположен в верхней части плиты с отверстием-порталом — он выглядит как две колонны с расположенной на них перемычкой. На некоторых гробницах также обнаружено изображение рельефной пары женских грудей, которые обычно изображаются над двумя колоннами, украшающими входное отверстие. Почти у каждого дольмена найдены также каменные заглушки для блокировки входного отверстия.

Рядом с дольменами были обнаружены необычные находки — крупные каменные шары, двойные шары и скульптуры животных.

Один из наиболее интересных мегалитических комплексов — группа из трёх дольменов, расположенных в ряд на холме над рекой Жане близ черноморского побережья в Краснодарском крае у Геленджика. По обеим сторонам от комплекса были сооружены два каменных кургана. Центральный дольмен имеет прямоугольное основание, 4 x 4 метра, тогда как два боковых — круглые, диаметром 3 и 4 метра соответственно. Левый дольмен находится в полуразрушенном состоянии с незапамятных времен, правый был поврежден землетрясением в 50-х годах XX века и был восстановлен археологами, центральный остался неповреждённым. Он имеет вытесанный "портал" на фасадной плите и орнаменты в виде зигзагов на стенах внутри и на торцах боковых плит - снаружи. Один из сохранившихся дольменов группы дальше - ложнопортальный, имеет истинный вход, направленный в склон горы а также фасад, фальш-портал и двор перед дольменом. Немного выше по склону от него есть развалины также ложнопортального дольмена, но имевшего вдобавок и имитацию пробки на плите ложного портала. В этой же области в районе Пшады обнаружена самая высокая концентрация всех типов мегалитов, в том числе поселения и дольменные некрополи.

В расположении дольменов наблюдается закономерность: они находятся на ровных площадках на склонах холмов или на речных террасах, но не на высоких горах (максимальная высота над уровнем моря — 500—700 метров). На возвышенностях расположены лишь несколько отдельных дольменов - на горе Дольмен (Геленджик) и в Туапсинском р-не. Как правило, дольмены всегда стоят в залесенной местности, исключений на всем Западном Кавказе не более 4.

Во всех случаях вблизи дольменов имелся источник воды, на расстоянии от 5 до 50 метров, иногда подземный. Вода, по-видимому, являлась одним из символов в местном культе жизни и смерти. Воду символизирует зигзагообразный орнамент на некоторых дольменах. Также, реки и ручьи являлись естественными границами владений племен, на нескольких не сохранившихся дольменах угадывается обозначение территории племени, ограниченное, например, с двух сторон текущей водой и горами с третьей.

Наибольшее количество дольменов обнаружено в Корее; до начала войны 1950—1953 гг. их насчитывалось около 80 000, к настоящему времени сохранилось не менее 30 000.

В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии — «рёсе»; эти слова входят в состав названий местных дольменов.

В 1660 году священнослужитель Йохан Пикардт из маленького городка Куворден, в Дренте, пришел к заключению, что они были построены великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, 21 июля 1734 года Ландшафтное управление Дренте ввело закон об охране дольменов.

Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков — в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.

Учёные утверждают, что дольмены были построены из эрратических (массивно-кристаллических) валунов, перенесённых в течение первобытного ледникового периода из Скандинавии. Утверждается, что строителями были земледельцы, принадлежавшие к так называемой культуре «воронковидных кубков», получившей свое название от найденных характерных воронковидных кубков.

Согласно одной из гипотез, тяжёлые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх, делалась насыпь из песка и глины.

Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но, как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе, нежели строительство (и возможное использование по назначению). «Ориентировка дольменов (вектор, направленный от задней стены к фасадной плите.) на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках (комплекс Псынако-1, дольмен с кромлехом группы „Волчьи Ворота“, дольмен с визиром „Мамедова щель“) показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий»,- пишет Михаил Кудин («Дольмены и ритуал» Сочинский краевед, вып.4.Сочи,1999.) Первое наблюдение может являться косвенным подтверждением предположения, что строители дольменов были солнцепоклонниками, второе, позволяет говорить о том, что они могли фиксировать и рассчитывать движение Солнца.

Таула, каталан. taula, букв. «стол» — тип T-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

Таулы — памятники культуры талайотов, существовавшей в период 1000—300 гг. до н. э.

Наиболее известные таулы: Торре-Тренкада, Талати-де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д'эн Салорд.



Таула, Торральба д’эн Салорд, Менорка.

ТРИЛИТ (trilithon). Сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и третьего, положенного сверху в качестве перемычки. Т. входят в число элементов Стонхенджа.

Трилит Хаамонга-а-Мауи.

Удивительное свидетельство древней техники строительства – пятиметровый трилит из коралловых плит с непривычным названием Хаамонга-а-Мауи находится на севере Тонгатапу – самого большого острова в Тонга. Хаамонга-а-Мауи, который построен недалеко от деревушки Ниутоуа, можно описать как арку: в пазы двух параллельных вертикальных плит положена третья. Не обязательно быть знатоком архитектуры древних народностей, чтобы увидеть сходство с легендарным Стоунхэджем. Что касается времени построения этого объекта, то точная дата не называется, ученые сходятся только на том, что это тринадцатый век.

Версий, которые разъясняют цель построения арки, достаточно много. Одни полагают, что здесь осуществлялось наблюдение за движением небесных тел, другие – что это был символический вход на территорию, которая принадлежала лично королю, либо даже было непосредственным входом в королевский дворец, также предполагается что это было местом ритуального сожжения тел умерших вождей и жрецов. Ну а уфологи приписывают авторство инопланетянам. Местные же говорят о том, что коралловые окаменелые плиты принес сюда сам бог Мауи, о чем свидетельствует, собственно, и его название (в переводе) «Ноша бога Мауи».

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней.

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Летучий сейд и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.

Следует также помнить, что культ сейдов изучен пока крайне слабо.

Не следует путать «сейд» с сейдром — шаманистским течением, используемым в различных неоязыческих традициях до сих пор. Ловушка заключается в том, что одним из английских вариантов написания этого понятия есть слово «en:seid».

Так же Сейд для саамов означает то же самое, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.



Сейды в районе поселка Туманный Мурманской области.

Каирн (англ. cairn или ирл. carn), гурий, тур — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.

Термин каирн часто используется как синоним слова «курган» в областях, где насыпи состояли из камня. Обычно каирны можно найти на вересковых пустошах, горных вершинах или близ водных путей.

В современную эпоху каирны зачастую возводятся в качестве ориентиров. В древние времена они воздвигались как памятники, как могильные камни, или использовались в практических и астрономических целях.

Они строятся для нескольких целей:

Они могли отмечать места захоронений и/или или служить памятниками павшим.

Они могут отмечать вершину горы.

Расположенные через равные промежутки они указывают путь через каменистые бесплодные пустоши или через горные ледники.

В канадской Арктике эскимосы возводили каирны в человеческой форме в качестве придорожных камней для отметки длины пути или указателя направления.

В Северной Америке каирнами могли отмечать тропы бизонов.

В Северной Америке каирны часто выкладывали в форме черепах или других животных.

В Северной Америке каирны могли использоваться в астрономических целях.

В канадских приморских провинциях каирны использовались в качестве похожих на маяк фонарях, которые служили ориентиром лодкам.

В парках, демонстрирующих необычные скальные образования, подобно Гранд-Каньону, туристы нередко складывают небольшие простейшие каирны.

Кроме того, каирны сооружались в ознаменование какого-либо события на месте битвы. Некоторые каирны просто представляют собой места, куда фермеры складывают большое количество камней, собранных со своего поля.

Они различаются от небольшой груды камней до собранной инженерным способом. В некоторых местах регулярно проводятся игры, в ходе которых строят самый привлекательный каирн. Каирны вдоль туристических троп часто появляются путём добавления к куче камней ещё одного каждым проходящим туристом.

Каирн для отметки пути вдоль

ледника.

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Заключение

Искусство на ранних этапах своего исторического развития еще не выделилось в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу. Оно было тесно переплетено с первобытными верованиями, но отнюдь не определялось ими. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Лишь повседневный трудовой опыт позволил древним мастерам создавать произведения, которые не только выходят за рамки своего первоначального назначения, чаще всего культового, но и до сих пор волнуют нас выразительностью своих художественных образов.

С возникновением цивилизаций углубляется познание и содержание искусства, расширяются его познавательные и эстетические возможности, развиваются все его виды и направления, появляются художники-профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосредственности, характерной для первобытного искусства.

Список литературы

  1. Лавров Л. И. «Дольмены Северо-Западного Кавказа» // Труды АбИЯЛИ, Сухуми. 1960. Т. XXXI.

  2. Мириманов В. Б. "ПЕРВОБЫТНОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО" . — М. : ФОРУМ, 2009. — 272 с.

  3. Николай Непомнящий «ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКАНОВ» (Энциклопедия загадочного и неведомого) М., «Олимп-ACT», 1998 г.



  1. Кондряков Н. В. Тайны Сочинских дольменов. — Сочи, 2002.



  1. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966.-126 с.



  1. http://www.celtica.ru/content/view/42/164/






Скачать файл (13828.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru