Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Боровцов Е.Г. Организация ЭВМ - файл n1.doc


Боровцов Е.Г. Организация ЭВМ
скачать (818.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc819kb.21.12.2012 14:32скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Алтайский

государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Центр дистанционного обучения


Барнаул

Е.Г.Боровцов

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВМ

Учебное пособие
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический

Университет им. И.И. Ползунова

Е.Г. Боровцов

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВМ

Барнаул 1998

удк: 681.3

Боровцов Е.Г. Организация ЭВМ: Учебное пособие/ Алт. госуд. технич. ун-т им. И.И. Ползунова.-Барнаул: 1998.-161 с.

Данное учебное пособие предназначено для дистанционного изучения
дисциплины "Организация ЭВМ". Здесь рассмотрены вопросы общей
организации компьютеров, организации процессоров и их системы команд.
Представлен лабораторный практикум, содержащий подробные иллюстрации к
выполнению лабораторных работ по изучаемому курсу. Приложения содержат
подробное описание программного обеспечения, используемого при изучении
курса и выполнении лабораторных работ. Приложение 5 содержит график сдачи
отчетов по лабораторным работам. .

Рецензент: Е. Н. Крючкова - доцент кафедры Прикладной математики АлтГТУ

Учебное пособие разработано УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.

По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу: 656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109 а "Г"; тел. 36-78-36

1. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ

1.1 ПОНЯТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Любой компьютер является достаточно сложно организованной системой, представляющей собой совокупность двух неразрывно связанных компонент - аппаратных средств и программного обеспечения. Эти средства в совокупности составляют вычислительную систему.

Аппаратные и программные средства тесно связаны (в современных компьютерах
зачастую весьма сложно различить какие функции выполняют программные средства, а, какие берет на себя аппаратура), и в равной степени важны, поскольку использование аппаратных средств без программных лишено смысла, а использование программных средств без аппаратуры просто невозможно.

Современные, вычислительные машины строятся на основе принципов программного управления, предполагающих следующее:

  • исходные данные, промежуточные и конечные результаты кодируются в той или иной (обычно двоичной) форме и разделяются на единицы информации, называемые словами;

  • правила вычислений задаются с помощью операторов двух типов -
    преобразователей и распознавателей; преобразователи обеспечивают собственно выполнение операций над элементами информации; распознаватели обеспечивают управление порядком выполнения операторов путем анализа элементов информации;

  • каждый оператор кодируется управляющим словом - командой; команда

представляет собой указание на то, какие действия необходимо выполнить (какую операцию) и где расположены данные, над которыми должна быть выполнена операция, представляющая собой действие, выполняемое на аппаратном уровне; данные, над которыми выполняется операция, называются операндами; последовательность команд с явно или неявно заданным порядком выполнения представляют собой программу;

  • разнотипные слова информации (данные и команды) различаются по способу использования, но не по способу кодирования; иными словами, одни и те же элементы информации в различные моменты времени и в различном контексте могут рассматриваться и как команды, и как данные;

  • слова информации размещаются в ячейках памяти и идентифицируются номерами ячеек, называемых адресами;

•реализуемая компьютером функция целиком определяется хранимой в памяти ; программой; замена программs полностью изменяет функцию компьютера.

Принципы программного управления, основные положения которых представлены выше, были сформулированы в 1945г. Дж. фон Нейманом и по сегодняшний день находят практическое применение при построении вычислительных систем.

1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ КОМПЬЮТЕРА, И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Из принципов программного управления однозначно определяется функциональный состав компьютера, включающий устройства трех основных классов: «операционные, предназначенные для выполнения операций над информацией;

• запоминающие, предназначенные для хранения информации;

• устройства ввода-вывода, предназначенные для связи вычислительной системы с внешней средой.

Важнейшими устройствами, без которых невозможна реализация программного управления, является центральный процессор (ЦП) и оперативная память (ОП или ОЗУ -оперативное запоминающее устройство). Эти устройства часто называются центральными. Внешние запоминающие устройства (ЗУ) и устройства ввода/вывода (УВВ) называются периферийными устройствами (ПУ).

Центральный процессор (Central Processor Unit - CPU) служит для выполнения арифметических и логических операций над данными, а также для управления всеми компонентами вычислительной системы.
Оперативная память (называемая также RAM - Randomy Access Memory - память с
произвольным доступом) - устройство, способное работать в темпе процессора. Служит
для хранения оперативной информации и выдачи блокам машины этой информации по их
требованию. ОП состоит из ячеек - байтов. Каждый байт состоит из восьми двоичных
разрядов (битов -образовано от английского binary digit). Биты в байте нумеруются справа налево, начиная с нуля. Байт является минимальной единицей информации, с которой центральные устройства компьютера оперирует, как с единым целым. Местоположение каждого байта в памяти компьютера характеризуется адресом. Адреса памяти начинаются с нуля для

Внешние запоминающие устройства предназначены для длительного хранен больших объемов, информации. К ВЗУ относятся накопители на магнитных дисках различных типов, накопители на магнитных лентах, накопители на оптических магнитооптических дисках.

Устройства ввода/вывода - предназначены для связи компьютера с окружающей средой, в том числе и с человеком. Типичными устройствами ввода/вывода являются клавиатура компьютера, дисплей, печатающее устройство того или иного типа, устройство управления курсором - мышь, устройство для вычерчивания чертежей графопостроитель, устройство для кодирования или оцифровки чертежей – дигитайзер,j

устройство кодирования графической информации - сканер и ряд других.

Любой современный компьютер имеет модульную структуру, т.е. строится набора модулей, каждый из которых реализует законченную функцию и является относительно независимым от других модулей. Данный принцип обеспечивает унификацию узлов, а также позволяет изменять конфигурацию оборудования компьютера даже в процессе его функционирования (процесс носит название HotPlug - "горячее подключение) - подключать дополнительные модули, заменять одни модули на другие, менять конфигурацию модулей, а это, в свою очередь, существенно повышает гибкость и универсальность вычислительной системы. Связь между отдельными модулями
осуществляется посредством интерфейса. Интерфейсом называется совокупность
аппаратных средств, системы сигналов и набора алгоритмов, определяющих порядок
обмена информацией между устройствами.

1.3 ВАРИАНТЫ СТРУКТУР КОМПЬЮТЕРОВ

Существуют различные варианты объединения устройств компьютера в единую
вычислительную систему. Рассмотрим два варианта, являющиеся базовыми.

1. Структура высокопроизводительного компьютера с канальной архитектурой

представлена на рисунке ниже.


В этой структуре к ОП подключены ЦП и каналы ввода/вывода.

Каналы ввода-вывода представляют собой специализированные устройства (фактически специализированные процессоры), обеспечивающие обмен информацией между ОП и ПУ. Каналы могут быть селекторные (выделенные) и мультиплексные (коммутируемые). Селекторные каналы предназначены для обмена с быстродействующими ВУ (например, магнитными дисками). Мультиплексные каналы обеспечивают обмен с группой низкоскоростных устройств, переключаясь в ходе работы от обслуживания одного устройства из группы к другому. Основное свойство канала состоит в том, что он работает по специальной канальной программе и освобождает ЦП от выполнения трудоемких операций ввода-вывода. Таким образом, процессор только инициирует операцию обмена, все остальное канал делает сам. Процессор в это время может выполнять другие действия.

Контроллер ПУ - устройство управления ПУ, выполняет следующие функции:

• преобразование последовательности сигналов интерфейса в последовательность сигналов, управляющих работой ПУ;

• обеспечивает синхронизацию работы ПУ с другими устройствами, в первую очередь, с процессором;

• обеспечивает буферизацию информации, т.е. временное ее запоминание и хранение в процессе обмена.

Каждый тип ПУ практически всегда требует специфичного контроллера.

В данной структуре имеется четыре типа интерфейса:

1. интерфейс оперативной памяти (ОП-ЦП*КВВ);

2. интерфейс каналов (управляющие сигналы от ЦП к КВВ и обратно);

3. интерфейс контроллеров (КВВ - КП);

4. интерфейс периферийного устройства (КП - ПУ).

Структура достаточно сложная и требует больших аппаратных затрат, однако обеспечивает высокую производительность подсистемы ввода/вывода и максимальную загрузку процессора, что, в свою очередь, обеспечивает высокую эффективность обработки больших объемов информации. С использованием данного структурного решения строятся мощные высокопроизводительные системы - суперкомпьютеры, узловые компьютеры сетей, файловые сервера, высокопроизводительные графические рабочие станции,

Второй вариант структурного решения - с использованием интерфейса «общая шина» - используется в мини-, микрокомпьютерах и в большинстве персональных систем.

Графическая интерпретация данного варианта структурного решения приведена на следующем рисунке.



В данном случае в системе присутствует единый глобальный тип интерфейса - так называемая "общая шина". Все устройства, подключаемые к общей шине, являются равноправными. В каждый момент времени по общей шине может обмениваться только пара устройств, причем одним устройством из этой пары является процессор, который полностью берет на себя функции управления обменом.

Достоинством данного варианта является простота аппаратной реализаций ведущая к резкому снижению себестоимости конструкции; единый интерфейс для оперативной памяти, процессора и контроллеров всех типов ПУ. Однако, с другой
стороны, отвлечение процессора на выполнение операций обмена значительно снижав
общую производительность системы и повышает простои процессора.
1.4 КОДИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В

КОМПЬЮТЕРЕ

1.4.1. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы

Двоичная система счисления является позиционной системой счисления с основанием 2. Для представления любого разряда двоичного числа используется все! две цифры - 0 и 1. Применение двоичной системы счисления в компьютере логически вытекает из того, что электронные схемы, из которых состоит аппаратура компьютер способны различать только два состояния - наличие сигнала (1), или его отсутствие (0). Кроме того, двоичная система счисления обладает и другими достоинствами, делающими удобным ее применение для представления информации в компьютерах, а именно :

• простота выполнения арифметических и логических операций и, как следствие, простота устройств, реализующих эти операции;


  • возможность использования аппарата алгебры логики для анализа и синтеза

операционных устройств.

Для представления числа в двоичной системе счисления воспользуемся тем, что каждому разряду двоичного числа соответствует определенная степень двойки (вес разряда). Тогда, например, такое двоичное число, как 110112 можно представить следующим образом:



(Здесь и в дальнейшем справа внизу от числа записывается основание системы счисления, в которой представлено число. Это позволяет различать, например, числа 100l2 = 910 l00110)

Аналогичным образом в десятичной системе счисления можно представить ^ действительное двоичное число, например:



Правила выполнения арифметических операций для двоичной системы счисления остается таким же, как и для десятичной, что иллюстрирует приводимые ниже примеры:



при сложении двух единиц старших разрядов происходит перенос единицы в
высший разряд;

б) вычитание

при заеме единица старшего разряда равна двум единицам младшего;








в) умножение





Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления




Двоичная система счисления является достаточно громоздкой по сравнению десятичной при использовании ее человеком, что создает определенные неудобства (длинная запись числа, необходимость преобразования из десятичной формы в двоичную и наоборот). Поэтому для представления информации в компьютерах используют другие системы счисления, позволяющие записывать числа в более компактной форме, а именно, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления (в дальнейшем с/с). 5 системы счисления относятся к двоично-кодированным системам, у которых основа системы счисления кратно некоторой степени двойки: 23 - для восьмеричной и 24 - для шестнадцатеричной систем счисления. В восьмеричной системе счисления для изображения чисел используется восемь цифр: 0 ... 7, в шестнадцатеричной - 16: 0 ... 9, A, В, С, D, Е, F. Изображения чисел в восьмеричной и шестнадцатеричной с/с вместе с двоичными и десятичными эквивалентами представлены ниже:







Рассмотрев таблицу, можно легко заметить, что для представления любой восьмеричной цифры в двоичной системе счисления достаточно трех двоичных разрядов, а для представления шестнадцатеричной цифры - четырех. Таким образом, если мы в двоичном представлении числа заменим каждую группу из трех или четырех цифр соответствующей восьмеричной или шестнадцатеричной цифрой, то получим представление исходного двоичного числа в восьмеричной или шестнадцатеричной системе соответственно.

Например:



Для представления этого же двоичного числа в шестнадцатеричной системе счисления добавим слева три незначащих нуля, получим:



Из приведенных примеров видно, что запись восьмеричного числа в три раза, а запись шестнадцатеричного числа в четыре раза короче, чем запись того же числа в двоичном виде. В то же время восьмеричное или шестнадцатеричное представление числа эквивалентно двоичному, поскольку каждая восьмеричная или шестнадцатеричная цифра получены просто заменой двоичных разрядов, сгруппированных по три или по четыре, соответствующей восьмеричной или шестнадцатеричной цифрой.

1.4.2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в двоичную,

шестнадцатеричную или восьмеричную системы заключается в следующем: исходное десятичное число делится на основание системы счисления, в которую осуществляется перевод; если частное больше основания системы счисления, в которую осуществляется перевод, то оно опять делится на основание системы счисления; процесс деления продолжается до тех пор, пока частное, полученное в результате очередного деления, не получится меньше основания системы счисления, в которую осуществляется перевод Получившееся число представляется в виде упорядоченной последовательности остатков деления в порядке, обратном их получения. Старшую цифру числа дает последняя частное. Ниже приведены примеры, иллюстрирующие перевод чисел.

а) перевод числа 113 из 10 с/с в 2 с/с



<—————————————————————————-—— направление записи числа
В итоге получили двоичное число 11100012.

Для того, чтобы убедиться в том, что перевод осуществлен правильно, проделе
обратное преобразование:

11100012 = 1*26 -+1*25 +1*24 + 0*23 + 0*2* + О*21 +1*2° = 64 + 32 +16 +1=11310
б) перевод числа 113 из 10 с/с в 16 с/с

113 ! 16



<———————направление записи числа Получили 11310 = 7116



В правильности преобразования можно убедиться, преобразовав 71 в двоичную форму:



Получили тот же результат, что и в предыдущем случае.

в) перевод числа 113 из 10 с/с в 8 с/с.



Алгоритм перевода десятичной дроби несколько иной и заключается в следующем. Исходная десятичная дробь умножается на основание системы счисления, в которую осуществляется перевод; получившаяся целая часть (если таковая действительно получилась) отбрасывается и запоминается; оставшаяся дробная часть опять множится на основание системы счисления; процесс повторяется до тех пор, пока либо не будут получены все цифры, достаточные для представления числа с заданной точностью, либо в результате очередного умножения дробная часть числа не получится равной нулю. Ниже представлены примеры, иллюстрирующие перевод дроби в различные системы счисления.

а) перевод числа 0.632 в 2 с/с





Получили, что 0.632 приблизительно равно 0.101000012 с точностью до во двоичной цифры после точки.

б) перевод 0.632 в 16 с/с



Получили, что 0.632 приблизительно равно шестнадцатеричному О.А1 с точностью

до второй шестнадцатеричной цифры после точки. Аналогичный "результат можно получить и из двоичного представления дроби:



Получили, что 0.632 приблизительно равно восьмеричному 0.503 с точностью до третьей восьмеричной цифры после точки.

Следует заметить одну существенную деталь, а именно - при переводе получившаяся дробь может оказаться бесконечной, хотя исходная дробь являлась конечной. Именно этим фактором объясняется появление погрешностей при переводе действительных чисел в компьютере, поскольку максимальное число хранимых двоичных разрядов ограничивается разрядной сеткой той или иной машины.

Для чисел, имеющих как целую, так и дробную части, перевод из одной системы счисления в другую осуществляется отдельно для целой и дробной частей, причем каждая часть переводится в соответствии с принятыми для нее правилами.

1.4.3 Представление целых чисел в памяти

Положительные и отрицательные числа в памяти компьютера представляются в виде двоичных с фиксированной точкой (2 сфт) и, в зависимости от типа компьютера и требуемого диапазона представления, могут занимать два или четыре байта. При размещении в двух байтах целое число может принимать значения в диапазоне -32768 ... 32767. При размещении в четырех байтах диапазон представления целых чисел составляет -2147483648... 2147483647.

Формат двоичного числа с фиксированной точкой при представлении его в двух ,
байтах имеет следующий вид:
знак ' разряды числа



старший байт (разряды 8 ... 15) ' младший байт (разряды 0 ... 7)

Таким образом, старший разряд старшего байта содержит знак числа (0 - число положительное, 1 - отрицательное), а оставшиеся пятнадцать разрядов - модуль числа. Представление целого числа в четырех байтах выглядит аналогичным образом, т.е. старший разряд старшего байта так же содержит код знака, а оставшийся 31 разряд содержат модуль числа. Таким образом, например, число 131 , представленное как двоичное с фиксированной точкой в 16 разрядах, будет иметь следующий вид: (13110 = 100000112);



или, используя шестнадцатеричную или восьмеричную форму записи







В отличие от положительных чисел, представляемых в прямом коде отрицательные числа в памяти ЭВМ представляются в дополнительном коде.

Дополнительный код двоичного числа образуется следующим образом:

1. В знаковый разряд записывается единица.

2. Все разряды числа, исключая знаковый, инвертируются, т.е. единицы в и заменяются нулями, а нули - единицами.

3. К получившемуся числу добавляется двоичная единица, которая дает
окончательный результат. .

В качестве примера рассмотрим представление числа -131 в виде двоичной фиксированной точкой в дополнительном коде. Двоичный код модуля числа -1000001. При представлении в шестнадцати двоичных разрядах прямой код числа будет иметь bi 10000000100000112.. Сделаем инверсию, получим двоичное число 11111111011111 Добавим двоичную единицу:







Окончательно, используя 8 с/с или 16 с/с, будем, соответственно, иметь :

1775758 или FF7D16.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, зачем нужен дополнительный код числа,
выполним сложение двоичного представления числа 13110 в прямом коде и числа -13110 в дополнительном коде:

/ .



Принимая во внимание то, что при сложении в дополнительных кодах перенос знакового разряда не учитывается, получаем 0. Таким образом, применение дополнительных кодов позволяет для выполнения операций сложения и вычитания использовать одно устройство (сумматор), но оперирующее с дополнительными кодами чисел.

1.4.4 Представление действительных чисел в памяти компьютера

Действительные числа в памяти компьютера представляются в формате двоичного с плавающей точкой (2спт) и занимают, как минимум четыре байта. В зависимости от

\типа машины и требуемой точности внутреннее представление числа в формате 2спт может быть различным. В любом случае, во внутреннем представлении числа с плавающей точкой выделяются три поля: поле кода знака ("О" - плюс, "1" - минус), поле характеристики, которая является преобразованным значением порядка числа, и поле мантиссы. Рассмотрим, каким образом кодируются эти поля.

• Старший бит старшего байта - код знака числа;

• следующие семь битов старшего байта и один бит следующего за ним байта (всего восемь битов) - характеристика. В данном случае характеристика представляет собой порядок двоичного представления числа, сдвинутый на 12810 (т.е. порядок двоичного числа + 128);

• следующие двадцать три двоичных разряда хранят мантиссу числа. Мантисса числа хранится в нормализованном виде, при этом точка располагается после второй значащей двоичной цифрой мантиссы. Поскольку первая значащая двоичная цифра всегда двоичная единица, то эта двоичная единица во внутреннем представлении числа не хранится (!) (так называемый "скрытый" бит).

Рассмотрим, например, преобразование во внутреннее представление числа 7б.62510. Преобразуем число в двоичную с/с, получим: 76.62510 = 1001100.1012. Теперь сдвинем точку так, чтобы она оказалась после второй двоичной цифры числа, одновременно при этом модифицируем порядок. После этой операций будем иметь 1001100.1012 = 10.011001012*25. Вычислим характеристику числа: 5+128=133. Первые девять битов числа (знак и характеристика) будут следующими: 0100001012. С учетом скрытой единицы мантисса будет иметь вид: 001100101000000000000002. Общее представление числа, записанное с использованием 16 с/с примет вид: 4299400016.

Представление отрицательного числа будет отличаться от представления положительного числа только старшим битом старшего байта, установленным в единицу, и для числа -76.625 будет иметь вид C299400016.

2. ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИИ

КОМПЬЮТЕРА

В предыдущем разделе настоящего пособия мы определили состав компьютера назначение основных его компонентов, выяснили, что такое команда, операция, операнды, программа. Перейдем к более детальному обсуждению процесса функционирования компьютера при выполнении хранимой в памяти программы..

Итак, вспомним, что операция представляет собой действие, выполняемое
процессором на аппаратном уровне. Каждой операции соответствует некоторый код который размещается в поле операции команды и при выполнении команды
преобразуется в последовательность электрических сигналов, управляющих работой блока процессора,.

Количество двоичных разрядов, кодирующих поле операции и операндов в команде, так же, как и состав поля операндов, определяется форматом команды. Исходя из определения команды можно предположить, что формат команд процессора может иметь следующий вид:



Здесь КОП - код операции, Al, A2 - адреса первого и второго операндов, А3 - адрес результата, АСК - адрес следующей команды.

Однако такой формат имеет существенный недостаток - он избыточен. Поэтому в реальных процессорах фактически присутствует меньшее число адресов, хотя функционально их остается по прежнему четыре. Сокращение фактического адресов достигается за счет неявной адресации. В частности, в большинстве процессоров результат выполнения операции помещается на место одного из операндов, а адрес следующей команды вычисляется как адрес выполняемой команды плюс длина команды.

Таким образом, фактическим форматом двухоперандной команды будет следующий:



Рассмотрим состав, процессора и назначение отдельных блоков, обеспечив
выполнение программы компьютером.

В состав процессора компьютера входят следующие основные функциональные блоки:

• блок управляющих регистров;

• арифметико-логическое устройство;

• блок регистров общего назначения.

Блок управляющих регистров включает в себя:

• счетчик адреса команд (СЧАК), называемый так же программным счетчиком (PC - Program Counter), или указателем инструкции (IP - Instruction Poiner). Счетчик адреса команд содержит адрес ячейки памяти, в которой размещается очередная команда;

• регистр команд(RС), содержащей код выполняемой в текущий момент времени команды;

• регистр признаков(F), отражающий результат операции, выполненной
процессором, а также признаки некоторых особых ситуаций;

• указатель стека(SР - Stack Pointer) - специальный регистр, с помощью которого осуществляется доступ к стековой памяти. Стековая память относится к специальным видам памяти (безадресная память). Для чтения записи доступна только одна ячейка, называемая вершиной стека. Практически реализуется на основе обычной памяти и специального регистра-указателя стека. Указатель стека содержит адрес ячейки стековой памяти доступной в настоящий момент для чтения или записи. После записи в верхушку стека указатель стека автоматически изменяется так, чтобы он указывал на следующую ячейку. Обычно стек располагается так, что он растет от старших адресов к младшим. В этом случае после выполнения записи в верхушку стека указатель стека автоматически уменьшается, а перед чтением из стека автоматически увеличивается.

Таким образом, блок управляющих регистров содержит управляющую информацию, необходимую для выполнения программы. Следует отметить, что состав блока управляющих регистров может различаться для различных типов машин, однако тип хранимой и обрабатываемой в нем информации практически не изменяется. Например, в System/360 отсутствовали отдельные регистры для хранения программного счетчика, указателя стека и признаков выполнения операций, однако процессор данного семейства машин в составе блока управляющих регистров имел регистр слова состояния программы (PSW) - восьмибайтовое поле, в котором хранится и программный счетчик, и признак результата и, кроме того, другая немаловажная информация. Аналогичная ситуация наблюдается для машин семейства PDP-11. У этих машин информация о признаке результата операции входит в состав регистра состояния процессора (PS), а роль программного счетчика выполняет один из регистров общего назначения.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ) процессора обеспечивает выполнение всех арифметических и логических операций над данными в ходе выполнения программы. АЛУ является достаточно сложным блоком и, помимо блока арифметики с фиксированной точкой, являющегося обязательным для всех машин, может включать в себя блоки арифметики с плавающей точкой и десятичной арифметики. Все арифметические операции в АЛУ выполняются сумматором - специальным блоком, обеспечивающим сложение кодов чисел. Для выполнения логических операций в составе АЛУ имеются и другие блоки (например, блок инверсии кодов, схемы логического И, ИЛИ, схемы сдвигов и др.).

Блок регистров общего назначения (РОН) предназначен для оперативного хранения данных, наиболее часто используемых в ходе выполнения программы. Разрядность регистров общего назначения совпадает с разрядностью процессора. Доступ данным, хранящимся в регистрах общего назначения, осуществляется значительно быстрее, чем к данным в оперативной памяти, однако емкость регистровой памяти очень мала. Например, в составе процессора персонального компьютера IBM PC/XT/AT имеется восемь шестнадцатиразрядных регистров общего назначения, в состав процессора компьютеров семейства PDP - восемь шестнадцатиразрядных регистров, причем один из них используется в качестве программного счетчика (R7), и еще один - в качестве указателя стека (R6); в составе процессора System/360 и System/370 регистров общего назначения шестнадцать. Если в составе АЛУ имеется блок арифметики с плавающей точкой, то в блок регистров общего назначения дополнительно включаются регистры с плавающей точкой.

Помимо названных блоков в состав процессора могут входить и другие, однако в данном случае, для понимания логики функционирования компьютера, они не имеют решающего значения, и поэтому здесь не рассматриваются.

Процесс функционирования центральных узлов компьютера при выполнении программы можно упрощенно представить следующей последовательностью шагов:

1. Из оперативной памяти по адресу, записанному в PC, выбирается команда и записывается в регистр команд.

2. Команда дешифруется, т.е. из нее выделяются поля операции и операндов, Одновременно модифицируется PC, так, чтобы он указывал на следующую команду (случае команд переменной длины алгоритм изменения PC может быть несколько иным).

3. Производится выборка операндов из оперативной памяти и/или регистров общего назначения; код операции и операнды подаются в АЛУ.

4. Выполняется операция, причем если операция, арифметическая или логическая, то результат получается в регистрах АЛУ.

5. В зависимости от результата операции (положительный, отрицательный,
нулевой, переполнение разрядной сетки и др.) устанавливается признак результата в
регистре признаков.

6. Результат записывается в соответствующее место оперативной памяти или регистр общего назначения.

7. Происходит возврат к П. 1.

В зависимости от того, какого типа команда выполняется, отдельные шаги могут опускаться или немного видоизменяться, однако общая схема функционирования, в основном, соответствует приведенной выше.

В целях наглядности рассмотрим процесс функционирования компьютера на примере простейшей функциональной модели (подробное описание модели см. Приложение 1), обеспечивающей иллюстрацию изложенной выше схемы. Наша модель, так же, как и любой компьютер, имеет процессор, включающий АЛУ; два регистра общего назначения и блок управляющих регистров; оперативную память из шестнадцати ячеек и подсистему ввода/вывода, включающую канал ввода и канал вывода.

Состояние модели в ходе ее функционирования отображается в виде специальной таблицы, содержащей значения объектов процессора и ячеек памяти в двоичном виде. Внешний вид таблицы представлен ниже на рисунке 2.1



Формат команд модели достаточно прост: первые четыре бита кодируют операцию, оставшиеся восемь бит кодируют один или два операнда. Попробуем построить простейшую программу, обеспечивающую, например, ввод двух различных чисел через канал ввода, их сложение и вывод через канал вывода. Для этого, во-первых определим последовательность действий, которые необходимо выполнить:

1. Ввод из канала ввода первого числа и помещение его в одну из ячеек памяти, например, в ячейку с адресом 15;

2. Ввод из канала ввода второго числа и помещение его в другую ячейку памяти, например, в ячейку с адресом 14;

3. Сложение содержимого первой ячейки памяти со второй;

4. Вывод содержимого ячейки памяти, содержащей результат, в канал вывода;

5. Останов.

Далее, каждому из вышеописанных действий поставим в соответствие машинную команду, закодировав соответствующим образом поля кода операции и операндов. Рассмотрим каждое действие из указанной последовательности отдельно. Первый пункт нашей последовательности предполагает выполнение операции ввода. В качестве первого операнда указывается адрес канала ввода (он в нашей модели всегда равен 2), в качестве второго операнда - адрес ячейки памяти, в которую помещается вводимое число. Учитывая то, что код операции ввода - 0, а вводимое число помещается по адресу 15 (11112), получим следующее двоичное представление для первой команды: 0000 0010 1111. Аналогичным образом получим представление для второй команды 0000 0010 1110. Третьим действием в нашей последовательности является выполнение арифметической операции над содержимым ячеек, в которые мы ввели значения. Учитывая то, что код операции сложения содержимого двух ячеек памяти - 7 (0111), первый операнд размещается в ячейке с адресом 15, а второй операнд - в ячейке с адресом 14, получим следующее двоичное представление команды: 0111 1111 11102. Теперь, учитывая то, что результат у нас будет размещаться на месте первого операнда, то есть в ячейке памяти с адресом 15, построим команды вывода результата в канал вывода и останова. Двоичными кодами этих команд будут 0000 0001 1111 и 000000000000 соответственно. Теперь окончательно запишем получившуюся последовательность команд в двоичном виде:

0000 0010 1111 - ввод числа из канала ввода и помещение его по адресу 15

0000 0010 1110 - ввод числа из канала ввода и помещение его по адресу 14

0111 1111 1110 - сложение содержимого ячеек 15 и 14, результат в ячейке 15

0000 0001 1111 - вывод содержимого ячейки 15 в канал вывода

0000 0000 0000 - останов

Теперь занесем коды программ в память нашей модели в ячейки с адресами 0-4 соответственно. Таблица, отображающая состояние нашей модели, примет вид:



Обратим внимание на состояние объектов процессора в начальное состояние -программный счетчик указывает на ячейку памяти с адресом 0, в регистре команд находится 0, все биты регистра признаков (регистра флагов) сброшены. Запустим нашу модель в режим пошагового выполнения хранимой в памяти программы. Поскольку в регистре программного счетчика хранится 0, то содержимое нулевой ячейки памяти будет помещаться в регистр команд, дешифроваться и выполняться. После выполнения первой команды нашей простейшей программы процессор и память модели будут иметь следующее состояние



Из таблицы видно, что в регистре команд находится код команды из ячейки памяти с адресом 0, программный счетчик содержит адрес следующей команды - 1, в ячейку памяти с адресом 15 помещены данные, введенные через канал ввода. Бит Z регистра признаков (регистра флагов) установлен в соответствии с содержимым сумматора. Продолжим выполнение нашей программы, выполнив следующую команду. При этом состояние объектов модели будет следующим



Обратим внимание на то, что у нас опять изменилось состояние регистра команд, счетчика команд, и содержимое памяти (в ячейку памяти с адресом 14 помещено число 3). Следующей выполняемой командой будет команда сложения содержимого ячеек с адресами 15 и 14 соответственно. После ее выполнения состояние модели будет следующим:



Опять изменилось состояние регистра команд и регистра программного счетчика. Кроме того, поскольку была выполнена арифметическая операция, изменилось состояние регистра сумматора АЛУ, и, соответственно, изменилось состояние регистра флагов -флаг г(флаг нулевого результата) был сброшен, а флаг Р(флаг положительного результата) был установлен, поскольку содержимое регистра сумматора теперь не ноль, а 0000 0000 0101 или 5. Кроме того, изменилось состояние ячейки памяти с адресом 15 - она теперь хранит результат операции сложения. Следующей будет выполнена команда вывода информации из ячейки памяти с адресом 15 в канал вывода. Состояние процессора модели опять изменится и примет вид



Теперь у нас изменились состояния регистра команд, программного счетчика я канала вывода. Состояние регистра сумматора АЛУ и, соответственно, состояние регистра флагов не изменились (поскольку выполнялась операция ввода/вывода, а не арифметическая). Также не изменилось и состояние ячеек памяти. Последней Командой нашей программы будет выполнена команда останов, переводящая процессор модели в состояние останова.

Заинтересованный читатель может сам закодировать и пронаблюдать выполнение данной программы, воспользовавшись программной моделью, находящейся на прилагаемой к данному пособию дискете в файле MICRO.EXE и документацией на модель, приведенной в приложении 1.

3. СИСТЕМА КОМАНД ПРОЦЕССОРА

Процессоры различных типов компьютеров имеют индивидуальные наборы машинных команд, различающихся как внутренним форматом, так и количеством. Например, в System360 машинный язык насчитывает 143 команды, компьютеры семейства "Электроника", ДВК, PDP-11 без процессора плавающей арифметики имеют 64 основные команды, процессор IBM PC Original имеет набор, включающий около 300 машинных команд. Однако, несмотря на различие в количестве и внутренних форматах, наборы машинных команд процессоров различных типов компьютеров можно классифицировать по единым признакам и выделить в них родственные группы команд. Классификация может вестись по различным признакам, таким как длина команды, тип данных, с которыми работает команда, количество операндов в команде, методы адресации, используемые для доступа к операндам, функциональное назначение команды. Следует заметить, что классификация по различным признакам часто бывает взаимосвязанной, например, длина команды зависит как от методов адресации, так и от количества операндов; с другой стороны количество операндов может определяться, например, функциональным назначением команды и, опять же, методом адресации. Наиболее информативной является классификация по функциональному назначению и методам адресации, поэтому остановимся на указанных типах классификации более подробно.

По функциональному назначению набор машинных команд процессора любого компьютера можно условно разбить на четыре основные группы:

•команды пересылки;

•арифметико-логические команды;

•команды переходов;
•команды управления состоянием процессора.

3.1 ГРУППА КОМАНД ПЕРЕСЫЛКИ

Группа команд пересылки, включает команды, обеспечивающие пересылку данных из одной ячейки памяти в другую, из ячейки памяти в регистры и обратно, а также из регистра в регистр. Кроме того, в эту группу входят команды обмена с внешними устройствами и команды работы со стеком.

Выполнение команд данной группы с точки зрения процессора сводится к пересылке информации из одного места в другое, т.е. отсутствует обращение к сумматору

и этап пересылки значения из регистра сумматора по адресу результата. В некоторых процессорах в зависимости от пересылаемого значения может устанавливаться признак результата (не во всех! - это скорее исключение).

3.2 ГРУППА КОМАНД АРИФМЕТИЧЕСКИХ И ЛОГИЧЕСКИХ

ОПЕРАЦИЙ

Группа команд арифметических и логических операций включает команды,
обеспечивающих выполнение над данными арифметических и логических операций

(логическое И, ИЛИ, НЕ, исключающее ИЛИ), а так же операций арифметических и логических сдвигов.

Подгруппа команд арифметических операций реализует бинарные операции (т.е. операции над двумя операндами) "+", ".","*", "/" ("сложить", "вычесть", "перемножить", "разделить"). Если с операциями сложения и вычитания все достаточно просто, то реализация операций умножения и деления требует дополнительных пояснений. В частности, большинство процессоров вычислительных систем реализуют операцию умножения таким образом, что результат операции имеет двойную длину, то есть, если

выполняется операция перемножения данных в формате слова, то результат будет иметь длину двойного слова. Например, если мы перемножаем содержимое регистра и ячейки памяти, то результат будет помещаться в паре регистров - старшая часть результата в

одном регистре, младшая - в другом. В какой паре и каким образом - определяется архитектурой конкретного процессора. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае операции деления - делимое обычно размещается в паре регистров, результат так же занимает два регистра - в одном размещается частное, в другом - остаток от деления. Объясняется это особенностями аппаратной реализации мультипликативных операций в процессорах.

Подгруппа логических операций реализует бинарные операции И(AND), ИЛИ(ОК), ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ(ХОR), а также унарную операцию HE(NOT). Операции реализуются побитно, то есть выполняются попарно над соответствующими битами операндов. Правила выполнения операций можно проиллюстрировать следующими табличками:

бинарная операция И(AND)





Исходя из этого 0101 0011 AND 0001 1101 будет равно 0001 0001

бинарная операция ИЛИ(ОК)



Исходя из этого 0101 0011 OR 0001 1101 будет равно 0101 1111

бинарная операция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ(ХОК)



Исходя из этого 0101 0011 XOR 0001 1101 будет равно 0100 1110

унарная операция HE(NOT)



Исходя из этого NOT 0101 0011 будет равно 1010 1100

Подгруппа команд сдвигов обеспечивает побитные сдвиги содержимого операнда влево или вправо на один или несколько разрядов. В зависимости от метода реализации различается сдвиг влево, сдвиг вправо арифметический или логический, сдвиг влево или вправо циклический с учетом или без учета содержимого флага переноса.

Сдвиг влево сдвигает биты операнда влево. Старший бит сдвигается во флаг переноса, а младший очищается. Например:

до сдвига флагпереноса=0 операнд=1010 1010

после флаг переноса=1 операнд = 0101 0100

Нетрудно заметить, что если рассматривать содержимое байта как целое без знака, то сдвиг влево на один двоичный разряд эквивалентен умножению на 2. Действительно, возьмем, например число 86 = 0101 0110 , сдвинем двоичное представление числа на один разряд влево, получим 1010 1100 = 172.

Сдвиг вправо арифметический сдвигает биты операнда вправо. Старший бит рассматривается, как знаковый, и остается неизменным, младший бит сдвигается во флаг переноса. Например:

до сдвига флаг переноса=0 операнд = 1010 0010

после флаг переноса=0 операнд = 1101 0001

Если рассматривать содержимое байта, как целое со знаком, то сдвиг вправо на один двоичный разряд эквивалентен делению на 2 числа со знаком. Действительно, в вышеприведенном примере число 1010 0010 = -94, в результате сдвига получим 11010001=-47.

Сдвиг вправо логический так же сдвигает биты операнда вправо. Но при этом старший бит сбрасывается в 0 , младший бит сдвигается во флаг переноса. Например:

до сдвига флаг переноса=0 операнд = 10100010

после флаг переноса=0 операнд = 0101 0001

Если рассматривать содержимое байта, как целое без знака, то сдвиг вправо на один двоичный разряд эквивалентен делению на 2 числа без знака. Действительно, в вышеприведенном примере число 1010 0010= 162, в результате сдвига получим 010100012 = 81.

Циклические сдвиги (называемые иногда вращениями) отличаются от вышеописанных тем, что при сдвиге влево на один разряд выдвигающийся старший бит помещается в младший, а при сдвиге вправо - наоборот, например:

циклический сдвиг влево:

до сдвига флаг переноса=0 операнд = 10100010

после флаг переноса=1 операнд = 0100 0101

циклический сдвиг вправо: _ до сдвига флаг переноса=0 операнд = 10100011

после флаг переноса=1 операнд» 11010001

С точки зрения процессора при выполнении группы арифметико-логических

команд реализуется полная последовательность шагов, рассмотренная в разделе 2. Все команды данной группы воздействуют на установку признака результата в регистре признаков.

3,3 ГРУППА КОМАНД ПЕРЕХОДОВ

Группа команд переходов может быть условно поделена на несколько подгрупп :

•подгруппа команд безусловных переходов;

•подгруппа команд условных переходов;

•подгруппа команд организации циклов;

•подгруппа команд организации подпрограмм;

•подгруппа команд работы с прерываниями.

Подгруппа команд безусловных переходов в простейшем случае может состоять из единственной команды безусловного перехода, обеспечивающей нарушение естественного хода выполнения программы. Команда является однооперандной, в качестве операнда тем или иным способом указывается адрес перехода. Выполнение команды с точки зрения процессора сводится к записи операнда команды в программный счетчик (PC).



Подгруппа команд условных переходов обеспечивает ветвления в программе в зависимости от состояния регистра флагов. Выполнение процессором команд ветвления заключается в следующем. После дешифровки команды проверяется установка соответствующих битов в регистре признаков, например, если в регистр команд процессора поступает команда "переход по отрицательному результату", то проверяется состояние флага N (флаг отрицательного результата). Если соответствующий бит в регистре флагов установлен в единицу, то осуществляется переход по заданному операндом команды адресу, т.е. выбирается адрес, закодированный в поле операндов в команде, и помещается в программный счетчик. Если соответствующий бит (ы) в регистре флагов не установлен (ы), то естественный ход программы не нарушается, PC изменяется обычным образом и указывает на команду, следующую за командой перехода. Проиллюстрируем это простым примером, используя систему команд уже известной нам функциональной модели компьютера (Приложение. 1). Только теперь вместо кодов операций будем использовать их мнемонические обозначения, а адреса операндов и ячеек памяти будем кодировать в шестнадцатеричной системе счисления. Попробуем построить фрагмент программы для вычисления выражения вида:




Предположим, что значения переменных А и В у нас хранятся в ячейках с адресами 0F и 0E соответственно, а результат (Y) мы хотим поместить в ячейку с адресом 0D.
Поскольку наша простейшая модель не имеет команд сравнения двух операндов, обеспечивающих установку содержимого регистра флагов в зависимости от результата сравнения, воспользуемся для этой цели командой вычитания. Фрагмент программы с учетом высказанных замечаний примет вид:

О MOVR 0, 0F загрузить в регистр 0 содержимое ячейки памяти с адресом 15

1 SRM 0, 0Е вычесть из содержимого регистра 0 содержимое ячейки 14

2 JP 06 в случае, если флаг Р=1, перейти к вып. команды с адресом 6

3 MOVR 0,0F загрузить в регистр 0 содержимое ячейки памяти с адр. 15

4 ARM 0, 0Е сложить содержимое регистра 0 и ячейки памяти с адресом 14

5 JMP 08 перейти к выполнению команды с адресом 8

6 MOVR 0, 0F загрузить в регистр 0 содержимое ячейки памяти с адресом 15

7 SRM 0, 0Е из содержимого регистра 0 вычесть содержимое ячейки 14

8 MOVM 0, 0D запомнить содержимое регистра 0 в ячейке с адресом 13

9 STOP

При выполнении данной программы в случае, если А>В, последовательно будут выполнены команды с адресами 0,1,2,6,7,8, в противном случае последовательность адресов выполняемых команд будет другой - 0,1,2,3,4,5,8. В этом легко можно убедиться, преобразовав последовательность команд в коды модели, загрузив коды в модель, и запустив ее в режиме пошагового выполнения. Читателю предлагается проделать это . самостоятельно.

Особого внимания заслуживают команды организации цикла, из которых наибольшее распространение получила команда организации цикла со счетчиком (имеется в наборе команд System 360/370, PDP, IBM PC, VAX и рада других). В качестве операндов в данной команде указывается один из регистров общего назначения и адрес перехода. Выполнение ее процессором реализуется следующим образом:

•из содержимого регистра, указанного в качестве операнда в команде, вычитается единица и результат записывается в тот же регистр;

•опрашивается регистр признаков; если признак нулевого результата не установлен, то выбирается адрес, закодированный вторым операндом команды и записывается в PC; если результат операции равен нулю (т.е. в результате вычитания единицы из регистра получился нуль), то PC изменяется обычным образом и указывает на команду, следующую за командой организации цикла.

Таким образом, команда организации цикла по счетчику эквивалентна двум командам: "вычитание из содержимого регистра 1" и "условный переход по ненулевому флагу результата". Следует заметить, что регистр-счетчик в качестве операнда в команде может быть и не указан, в этом случае предполагается что регистр счетчик определяется однозначно архитектурой процессора и стандартными соглашениями о связях. Рассмотрим использование команды организации цикла опять же на примере нашей модели. Попробуем построить программу для вычисления выражения Y:= Ax, причем операцию возведения в степень представим, как последовательное умножение 1 на А X раз. Так же, как и в предыдущем случае, операнд А разместим в ячейке памяти с адресом 0F, операнд X разместим в ячейке 0Е а результат запишем в ячейку 0D. Кроме того, в ячейку с адресом 0C поместим константу 1. Обратим внимание на то, что команда организации цикла в нашей модели предполагает, что счетчик цикла всегда размещается в регистре 0, поэтому в команде в качестве операнда регистр-счетчик не указывается. Фрагмент программы будет выглядеть следующим образом.

0 MOVR 1,0С запишем в регистр 1 содержимое ячейки 12 - константу 1

1 MOVR 0,0Е запишем в регистр 0 содержимое ячейки 14 - показатель степени

2 MRM 1,0F выполним очередную операцию умножения регистра на А

3 LOOP 02 замкнем цикл с началом по адресу 2.

4 MOVM 1 ,0D запишем содержимое регистра 1 - результат - по адресу 0D

5 STOP останов

Так же, как и в предыдущем случае, работу программы на модели читателю предлагается проверить самостоятельно.

Выполнение команды перехода к подпрограмме вызывает, во-первых, запоминание текущего значения PC либо в специально отведенных ячейках памяти, либо в одном из регистров общего назначения, либо в верхушке стека, и, во-вторых, засылку в PC адреса первой выполняемой команды подпрограммы. Команда возврата из подпрограммы извлекает запомненный командой перехода к подпрограмме адрес возврата и записывает его в PC. Особенности использования этих команд наряду с особенностями организации подпрограмм мы обсудим несколько позже.

Аналогичным образом действуют команды организации программного прерывания и возврата из прерывания; существенное их отличие от команд организации подпрограмм состоит в том, что дополнительно запоминается состояние регистра признаков, которое

при возврате из прерывания восстанавливается. Их мы также обсудим в дальнейшем

отдельно.

3.4 ГРУППА КОМАНД УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ

ПРОЦЕССОРА

Группа команд управления состоянием процессора включает команды останова процессора, перевода процессора в состояние ожидания внешнего прерывания, разрешения и запрещения прерываний, сброса и установки битов регистра признаков. Обычно команды этой группы не влияют на содержимое ячеек памяти и регистров общего назначения процессора, модифицируя только биты регистра признаков и внутренние флаги процессора.
  1   2   3



Скачать файл (818.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru