Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Творчество - движущая сила культуры - файл n1.doc


Творчество - движущая сила культуры
скачать (71.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc72kb.24.12.2012 04:51скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Творчество - движущая сила культуры.
Содержание:

I Введение.

II Основная часть:

  1. Понятие творчества.

  2. Творчество личности.

  3. Аспекты творчества.

  4. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

  5. Творчество и гениальность.

III Заключение.

IV Библиографический список.
Введение.

Культура и творчество - понятия неотделимые. Культура всегда сохраняет творческие находки, потому что творчество- это всегда нечто новое, еще не бывшее, то, что удается охватить и воплотить таланту или гению. Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека, - эвристики. Круг ее проблем широкий: здесь и вопрос о специфических чертах творческой деятельности, и о структуре, этапах творческого процесса, типах творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о роли догадок и случая, о таланте и гениальности, стимулирующих и репрессирующих факторах творческого процесса, о роли мотивационных и личностных факторов в творческой деятельности, влиянии социальных условий на проявление творческих способностей и на творческий процесс, о творческой продуктивности возраста, роли научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве, диалоге и дискуссиях как средствах и формах научного творчества и т.п. Таким образом, как мы видим, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Цель работы - выявить сущность творчества как движущей силы культуры.

Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре прямо заявлял, что от

решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и в

конечном итоге прогресс науки. Это мнение разделяют С.Е. Зак, А.Н. Леонтьев,

С.Р.Микулинский, В.А.Энгельгардт, М.Г. Ярошевский, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Дж. Шоу и

многие другие известные отечественные и зарубежные ученые-специалисты в области

проблемы творчества.

Рассмотрим подробнее творчество как движущую силу культуры.
Понятие творчества.

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Творчество – это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно-образованных людей преобладает внутреннее творчество, когда преобразующая активность направляется творцом на самого себя, имея целью преобразование собственного духовного мира. Примером могут служить индийская йога, буддийская и даосская медитативные практики. В результате такого подхода, несмотря на все богатство своей культуры, восточные общества в Новое время продемонстрировали ощутимое технологическое отставание от стран Запада.

Кто же является субъектом творческого процесса? Возможны два основных ответа на этот вопрос. Это либо народ, либо отдельная личность. Уже в Древней Греции народ был главной созидающей силой культуры. Об этом свидетельствует, например, демократический строй Афин, разнообразие и яркость мифов, и богатство фольклора. Однако и греки, и римляне различали populus (народ) и его выродившуюся версию – vulgus (невежественная, дикая толпа). Далеко не все люди составляют народ в высоком значении этого понятия, народ как творческую силу. Народы, достигшие исторического величия, способны при известных обстоятельствах утратить его, превратившись в низменную массу. Так произошло с немцами в тридцатые-сороковые годы прошлого века, когда к власти пришли фашисты.
Творчество личности.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчеркивается и не остается в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которое поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его.

Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю культуры прочно вошли имена многих выдающихся философов, ученых, изобретателей, художников, писателей. Зачастую благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Так, книга Н.Коперника «О вращении небесных сфер» ознаменовала собой переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира. Это, в свою очередь, стало толчком к формированию нового типа культуры, в том числе к развитию современной науки.

Творчество личности порой может быть направлено против главной линии общественного прогресса. К таким личностям относят, например, великих завоевателей прошлого, которые разрушали существовавшие культурные формы. Так испанские конкистадоры во главе с Кортесом уничтожили в целом перспективную, хотя и довольно молодую культуру ацтеков. Разрушительный характер по отношению к покоренным странам имели завоевания Чингисхана, Тимура, а в прошлом веке – Гитлера. В подобных случаях говорят об отрицательном воздействии личностного творчества на культуру.

Во многих случаях выдающаяся личность оказывает разнородное, противоречивое воздействие на развитие мировой культуры. Существует не так уж много личностей, творческая деятельность которых может быть оценена всецело однозначно – либо позитивно, либо негативно. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем. Тот же Чингисхан был жестоким завоевателем и, вместе с тем, создателем могучего монгольского государства.

Творчество способно приобретать различные формы – от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред людям.

Итак, две основные движущие силы культуротворчества – это отдельная личность и народ, или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако культура не только призывает человека к творчеству, она накладывает на него определенные ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество и природу от разрушительных действий антисоциальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

Аспекты творчества.

О творчестве можно говорить в двух аспектах. Первый, философский, аспект касается собственно природы творчества, которая является его сущностной характеристикой. Второй – психологический, этот аспект предполагает анализ механизма протекания творчества.

Естественно, что творчество может состояться только в определенных социальных условиях. Для развития научного и художественного творчества необходима культурная обстановка, предполагающая свободу мнений, обмен мнениями, свободу критики, творческих дискуссий. Свободы передвижения, способности быстро получать желаемую информацию, способность знакомиться с достижениями мировой культуры. Конечно, творчество в человеческом обществе никогда не умирает, в любой социальной обстановке рождаются и творят одаренные люди, рождаются великие проекты, совершаются значительные открытия. Более того, особенным феноменом иного застоя общественной жизни является высокий уровень рефлексии, появление интереснейших образцов философской и художественной жизни. Но это происходит как бы вопреки тем общественным процессам, которые в этот период существуют. К тому же общий паралич мысли касается всего общества в целом и достижения отдельных творческих его членов не влияют значительно на общественную и интеллектуальную жизнь.

В психологическом аспекте интересен анализ художественного творчества. Тем более, что его механизм часто подсказывают сами художники. К тому же существует мощная историко-культурная традиция в истолковании творческого состояния, идущая от Платона, получившая великолепную разработку у великого Канта, анализировавшаяся на примере выдающихся художников и русских философов.
Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Основными областями культуротворчества являются наука, искусство и техника. Наука представляет собой особую отрасль деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе и обществе. Творчество в науке связано с установлением новых фактов, выявлением новых законов и принципов связи вещей и явлений. Ученые используют в своей деятельности различные методы исследования. Важную роль среди них играют моделирование и научный эксперимент.

Метод моделирования заключается в том, что: 1) строится предположение о природе изучаемой вещи или явления и на его основе создается теоретическая или вещественная модель; 2) изучение модели приводит к выводам, которые могут быть применены к исходной вещи или явления; 3) полученные выводы проверяются на практике (эксперимент).

Эксперимент – это исследование определенного объекта с помощью активного направленного воздействия на него. Для проведения эксперимента выделяется интересующий исследователя объект (предмет, процесс). Затем, при создании строго определенных условий осуществляют заранее намеченное воздействие на нее. После наблюдения результатов воздействия делается вывод о том, что при тех же условиях другие похожие объекты, подвергшиеся такому же действию, будут вести себя в основном так же, как изученный. Видный философ ХVII в. Френсис Бэкон называл эксперимент «пыткой природы» – строгим допросом, имеющим целью установить истину.

Ученые посредством эксперимента испытывают природу, открывают ее тайны, узнают ее законы. Это требует огромного трудолюбия и самоотверженности, вплоть до самопожертвования. Например, французские ученые супруги Кюри пожертвовали своим здоровьем, проводя исследования радиоактивности.

Иногда научные открытия поражают настолько, что люди отказываются в них верить, ибо это меняет их представления о жизни. Открытие в конце XIX века рентгеновского излучения, позволившего просвечивать непрозрачные тела, долгое время вызывало недоверие и считалось чем-то близким к мистике. Однако кого сегодня удивляет рентгеновский снимок? Не сразу и далеко не всеми были признаны заслуги русских ученых К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, давших оригинальную разработку идеи взаимосвязи человека и Космоса.

Ученые стремятся применить открытые ими факты и законы для изменения природной и социальной действительности. Это требует от ученых особой ответственности за результаты исследований – ведь многие открытия в перспективе их внедрения могут навредить человечеству. Достаточно вспомнить химические опыты, которые привели к созданию отравляющих веществ.

Благодаря развитию науки и техники культура современного Запада смогла достичь выдающихся успехов. Вместе с тем широкое и безоглядное применение этих достижений на практике обострило экологическую проблему, создало угрозу будущему человечества.

В отличие от науки, которая опирается на мышление и эксперимент, основу искусства составляют воображение, фантазия. Искусство – особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, запечатленных в художественных произведениях. Цель творчества в искусстве – создания прекрасного, выражающего личные и общественные идеалы. От художника требуется не только умение, но и особое чутье, художественная интуиция. С их помощью творение мастера отражает не просто его личное представление о прекрасном, но и доминирующий в культуре или только еще рождающийся тип красоты.

Искусство не только доставляет человеку радость, удовольствие, но и воспитывает в нем лучшие качества, духовно обогащает его. Искусство возникло из стремления человека к красоте, и его произведения постоянно стимулируют творческое начало в человеке. Искусство неразрывно связано с исследованием природы и развитием научных знаний, а в древности оно иногда и опережало их.

Высшего выражения напряжение всех творческих сил современной Западной культуры достигло в развитии техники. Техника – это совокупность орудий, созданных человеком для преобразования природной среды и создания других предметов культуры. Творчество в области создания технических объектов и приспособлений опирается на достижения в области естественных и точных наук – таких, как физика, химия, математика. Техника является посредником между человеком и природой. Она – важнейшее звено во взаимодействии человека с окружающей средой. Техническое творчество нацелено на создание, так сказать, искусственной природы, соответствующей нуждам человека. Если произведение искусства воплощает какое-то идейное содержание, то техническое творчество направляется мыслями о полезности, эффективности, удобстве. В наши дни все большее значение приобретает дизайн – художественное проектирование изделий.
Творчество и гениальность.

Значительная часть духовных ценностей в современном обществе создается профессиональными творцами. В развитии материальной культуры творческим личностям тоже принадлежала и принадлежит очень важная роль. Как бы ни были искусны резчики по камню и строители, но без архитектурного гения Браманте мы не знали бы такого величественного сооружения, как собор Святого Петра в Риме. Творческая личность, талант, гений – восходящие ступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. В этой триаде гений является высшей ступенью, венчающей и завершающей развитие творческой личности. Гений – это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но не всякий талант – гений.

Существуют следующие основные отличия гения от таланта. Во-первых, это высокая оригинальность творчества гения, его неоспоримо новаторский характер. Всякий талант индивидуален, но в гении эта черта достигает наивысшего уровня. Деятельность гения способна заменить усилия очень многих людей, работающих в одной с ним области. Такими были, например, создатель неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевский, выдающийся физик Эйнштейн. Во-вторых, это универсализм гения, его способность достичь успехов в различных областях. Весьма разносторонними были научные интересы Аристотеля, В.И.Вернадского. Гениальность Леонардо да Винчи проявилась не только в науке, но и в техническом творчестве, в искусстве. В-третьих, высокая степень трудолюбия позволяет гению достигать высочайших результатов даже там, где просто талантливый человек потерпит поражение. Гений – это человек, который налагает печать на мировую культуру в целом. Он способен предвидеть будущее, что позволяет его творениям сохранять актуальность для последующих поколений.

Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта — важнейшего фактора в развитии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаимообогащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых материально и идеально, культурная память человечества —

условие нашего вовлечения в непрерывное «поле значений и смыслов» (М. К. Мамардашвили), условие развития творческой деятельности человека.
Заключение.

Творчество — продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, «божественный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).

Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Б. Пастернак говорил, что творческий акт — это максимальное выявление себя вовне.

Творческий процесс в культуре определенного периода в истории зависит от: социального заказа на новацию; наличия определенных форм культуры для осуществления новаций; особенностей социальной или профессиональной группы, в которой рождается творческая личность; системы воспитания и условий для творчества в обществе.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение вопросов об источниках творчества, взаимодействии личности и общественного и культурного окружения, свободы и ответственности личности. Главной темой будущего должна стать тема места человека в мире культуры, в новом мире, его осознанного права и ответственного выбора.

Для этого важна проблема инкультурации. . Это понятие означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

Иначе говоря, это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Древнее искусство практики — основа человеческого самоутверждения в истории. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтения.

Некоторые выводы:

1. Творчество связано с созданием новых достижений культуры. Направленность и характер творчества зависит от типа культуры.

2. Основными субъектами культуротворчества являются народ и личность. Творчество личности может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития общественной жизни.

3. Научное творчество направлено на выработку новых знаний о природе и обществе. Моделирование и научный эксперимент – основные средства современного научного поиска.

4. Творчество в искусстве направляется идеей прекрасного и требует от личности наличия развитого художественного воображения, интуиции.

5. Техника – главный посредник во взаимодействии общества с природой. Техническое творчество направляется заботой о полезности, эффективности, удобстве.

Библиографический список.

  1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург.- Университетская книга, 1997.-728с.

  2. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил.

  3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М.: ТК Велиби, изд-во Проспект, 2007.-288с.

  4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. Изд.2-е доп. и испр.- М.: Академический Проспект, 2001.-496с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - с.228

  6. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М., 1996. - с.24.



Скачать файл (71.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации