Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Русская культура XIX века - файл n1.doc


Русская культура XIX века
скачать (120 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc120kb.24.12.2012 04:51скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Содержание

1. Введение

  1. История русской культуры первой половины XIX века

2.1 просвещение в первой половине XIX века

2.2 книжное дело

2.3 русская литература

2.4 русское изобразительное искусство

3. История русской культуры второй половины XIX века.

3.1 просвещение в России;

3.2 книгоиздательская деятельность. Газеты и журналы;

3.3 русская литература во второй половине XIX века;

3.4 изобразительное искусство;

4. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. В своей работе я рассмотрела аспекты культурного развития, представлявшими наибольшее значение – просвещение, литературу, изобразительное искусство и театр.

При характеристике первой половины XIX века нужно принять во внимание то обстоятельство, что на его пути существовало множество препятствий, причем одним из наиболее ощутимых был правительственный гнет. Помимо физического уничтожения и морального унижения существовали и «умственные плотины» - жестокие цензурные гонения и ограничения, которые бывали не менее тяжелы, чем физические расправы. Известный литературовед В. Э. Вацуро в одной из своих работ писал: «На первый взгляд кажется, что среди литераторов… свирепствовала эпидемия недоделок, недосмотров, неувязок…На самом деле книги и журналы того времени несут на себе следы чужой воли».

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане.

Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей – возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической школы, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.


ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛВИНЫ XIX ВЕКА.

К началу XIX в. в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые сношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития станы становилось народное образование. В то же время, по данным 1797 года процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского – 9,2%. При этом следует учитывать то , что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

По уставу начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Следующей ступенью образования стали уездные училища с двухгодичным сроком обучения, создавались они в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных гимназий был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию. Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Наконец, завершали систему обучения университеты. Управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением. Университеты получали право создавать научные общества, библиотеки, заводить свои типографии и печатать научные труды.

Наряду с общеобразовательными государственными школами в России существовала система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища – кадетские корпуса, Пажеский корпус, Дворянский полк, школа колонновожатых, Царскосельский лицей.

Анализируя развитие просвещения в первой половине XIX века, следует подчеркнуть особенности этого процесса.

Безусловным достижением являлось создание единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность государственного обучения позволяют считать этот проект наиболее прогрессивным из реформ просвещения первой половины XIX века. К сожалению, реализация этих начинаний проходила медленно и тормозилась в значительной степени недостаточностью средств. Обучение в закрытых дворянских учебных заведениях получали в основном дети наиболее родовитых и богатых дворянских семей. Мизерное же количество уездных училищ и гимназий приводило к тому, что большинство детей дворянских семей среднего и низкого достатка не получали даже минимума знаний, необходимых для образованного человека тех лет. Нерешенным оставался и вопрос женского образования.

Обращаясь к вопросу о распространении знаний в первой половине XIX века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, так как в то время книга была главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства/

Долгое время книгопечатание являлось государственной монополией, но после указа 1783 года, разрешившего открытие частных типографий, издательское дело быстро набирает силу. Уже в 1784 году насчитывалось значительное количество частных типографий не только в Петербурге и Москве, но и ряде губернских городов – Астрахани, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тобольске, Калуге, Смоленске, Перми др. Однако этот подъем был непродолжительным. В 1796 году Екатерина II, напуганная Великой французской революцией, издала указ о закрытии «вольных» типографий и введении столичной цензуры. В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

После правительственного указа, разрешающего открытие частных типографий, их начали заводить не только книгопродавцы – коммерсанты, но и просвещенные дворяне, любители и покровители «изящной словесности». Пожалуй, самой значительной и популярной в Петербурге в первой половине XIX века была книжная торговля А. Ф Смирдина.

Наряду с книгой значительное место в общественной и культурной жизни России заняла периодическая печать. Если в XVIII веке степень ее развития была невелика, то уже в последующие десятилетия XIX века количество периодических изданий быстро возрастает. В 1809 году в России выходило 77 названий периодической печати. Однако этот количественный прирост происходил исключительно за счет Петербурга и Москвы. Из упомянутых 77 изданий, выходивших в 1809 году, только 9 из них были газетами, остальные же – журналами.

Журналы первого десятилетия XIX века отличались недолговечностью, просуществовав Один-два года, большинство изданий прекращалось. Журнальные номера выходили нерегулярно, часто с большим опозданием.

В следующее десятилетие количество журналов увеличивается вдвое. Стремление к общественной деятельности передовых кругов русского общества находит выражение в журналистской деятельности. Журнальные статьи становятся содержательнее, интереснее, затрагивают и политические вопросы. Огромное влияние на журналистику, как и в целом на культуру России, оказала Отечественная война 1812 года.

Вторая четверть XIX века отмечена бурным развитием периодической печати. Несколько меняется вид изданий, особенно столичной прессы. Увеличились размеры газет, стали указываться авторы наиболее интересных и серьезных статей.

Собирание книг происходило на Руси с древнейших времен. Отдельные крупные книжные собрания известны в XVI, XVII веках. В XVIII веке большой ценности библиотеки были собраны Петром I, выдающимися учеными и просвещенными вельможами В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, А. Д. Кантемиром и др.

К началу XIX века в домах, особенно столичного дворянства, как наследие «века Просвещения» порой существовали значительные библиотеки, состоящие преимущественно из французских книг. Однако, при всей значимости собранных отдельными владельцами книжных собраний, частные библиотеки не могли удовлетворить потребностей широкого круга читателей. Поэтому необходимым условием Дальнейшего развития науки, деятельности университетов и Академий наук стало создание государственных библиотек, первая из них была открыта в 1728 году. Другой важной задачей было создание подлинно национальной библиотеки, т. к. книжные собрания состояли в основном из иностранных изданий. И в 1814 году была открыта Публичная библиотека отечественных изданий.
Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии, которая была очень любима читателями. В первой половине XIX века торжественные оды уступали лирическим произведениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам. Одним из наиболее популярных периодических изданий был журнал «Вестник Европы», редактируемый Н. М. Карамзиным.

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствующему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищего (1790).

Сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, совести. Также для сентиментализма характерно духовное равенство людей независимо от их положения в обществе.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения.

Романтизм как художественное направление возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII и XIX веков. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество. Русский романтизм сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Популярен был романтизм Гоголя и Лермонтова.

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве М. Ю. Лермонтова, в прозе у Н. В. Гоголя, большую популярность приобретают произведения А. С. Пушкина.

Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным произведением была Академия художеств. Президентом библиотеки до 1911 года был А. С. Строганов, а после его смерти А. И. Оленин.

Направление классицизма в живописи возникло также как в литературе, но просуществовало более длительный период, полноправно сосуществуя с романтизмом и сентиментализмом. В художественных произведениях воплощались и основные тенденции: утверждение идей монархической государственности, патриотизма, преданности государю, приоритета общественного долга и др. Живопись и скульптура стремились к лаконизму рассказа, пластической ясности и красоте формы.

Развивался и сентиментализм. Мастером, отразившим черты сентиментализма, был А. Г. Венецианов. Он показал своими работами жизнь крестьян, проникся пониманием к ним. Его крестьяне – не идеализированные «селяне», а живые люди, также он воспевает природу.

Романтизм в живописи и скульптуре был порожден теми же социальными факторами, что и в литературе. Известными мастерами в этом направлении были Б. Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, О. Кипренский.

Русский романтизм был порожден бурной и мятующей эпохой начала XIX века с внешнеполитическими и внутренними катаклизмами. Духовное содержание картин требовало и новой формы выражения, поисков более правдивой и тонкой передачи индивидуального характера, мыслей и чувств современника. Все это явилось шагом вперед на пути реалистического воплощения в действительность.


ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Реформа образования, предпринятая правительством в начале 60-х годов, распространялась и на начальную, и на среднюю школу. С 1864 года были созданы два типа гимназий – классическая и реальная. Семилетний гимназический курс должен был давать учащимся среднее образование и готовить их к поступлению в ВУЗы: классические гимназии – в университет, реальные – в технические институты.

Развитие буржуазных отношений в России второй половины XIX века предъявило особые требования к высшему образованию – в связи с реформами этого периода необходимо было повысить образовательный ценз многочисленной армии чиновников. Уже в 60-е годы ряд технических учебных заведений был преобразован в высшие: Петербургский технологический институт (1862), Горный институт (1866), Московское высшее техническое училище (1868) и др. Наряду с этим были открыты и новые высшие технические учебные заведения, таким образом, что количество их возросло с 7 почти до 60. Большие изменения произошли и в преподавательском составе университетов. Места старых консерваторов-профессоров занимали молодые, прогрессивно настроенные ученые.

В 1862 году было упразднено Главное цензурное управление, функции его были переданы одному их ведомств министерства внутренних дел, преобразованному в Главное управление по делам печати.

В 185 году был издан новый цензурный устав, несколько облегчавший издательскую деятельность. По новому уставу освобождалась от предварительной цензуры столичная периодическая печать и русские оригинальные сочинения объемом менее 10 печатных листов. Что касается провинциальной печати, то для нее сохранялась предварительная цензура. Продолжали по-прежнему действовать цензуры духовная, иностранная и театральная. Постепенно изменялась и тематика выпускаемых книг. Наряду с учебниками, книгами религиозного содержания пользуется популярностью социально-экономическая и естественнонаучная литература.

Рост книгоиздания естественно повлек за собой и увеличение книжных магазинов, распространение книжной торговли. В 1883 году в России существовало 1377 магазинов, а в 1893 году – 1795. Постепенно книготорговля проникала и более отдаленные районы, успешно развивалась на Урале, в Сибири.

Развитию прессы способствовал все ускоряющийся темп жизни, который порождал потребность в ежедневных сведениях о политической, экономической и других сферах общественной деятельности. С ростом городов и грамотности их населения расширялся контингент читателей газет за счет мелких служащих, купцов, ремесленников, прислуги. С увеличением количества читателей и ростом доходов газетное дело капитализируется. Издание газет привлекает теперь большей частью не писателей, как раньше, а предпринимателей, буржуазных дельцов разного типа, банкиров. Издателями нередко становятся крупные коммерсанты вроде Шиповых, Баймакова и др.

Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника – обзоры книг и статей по литературоведению. На страницах журнала увидели свет произведения А. Н. Островского, А. К. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова. Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал «Современник». Созданный еще в 1836 оду Пушкиным, он с 1847 году перешел к Некрасову и Панаеву.


Характерной особенностью русской литературы второй полвины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

Сфера влияния литературы значительно расширялась, вовлекая людей, далеких от художественного творчества. При этом эмоциональное воздействие литературных произведений на рядовых читателей было гораздо более сильным, чем в последующее время.

Литературному реализму второй половины XIX века было присуще не только правдивое изображение действительности, но, прежде всего, аналитический подход, а так же широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней.

Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России. В 80-90-е годы русская литература развивалась под знаком всевозрастающего влияния Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко.

При всем разнообразии творческих подходов и методов писателей второй половины XIX века их объединяла единая ориентация на нравственное воздействие произведений, на то, что литература может способствовать общественному прогрессу.

Вторая половина XIX века в истории русского изобразительного искусства отмечена интенсивным и плодотворным развитием. Специфику этого процесса определяло прежде всего влияние русской действительности периода буржуазных реформ, ломки старых устоев и становления новых социальных и общественных отношений.

В канун 1860-х годов историческая живопись в Академии официально считалась ведущим жанром. Среди исторических живописцев было много питомцев Академии: награжденные большими золотыми медалями К. Д. Флавицкий, М. А. Васильев, Н. Н. Ге.

Художники-реалисты 60-70-х годов положили начало новому направлению в исторической живописи. Оно отличалось усилением интереса к отечественной истории, быту и личным переживаниям исторических деятелей.

Тщательно и исторически достоверно выписываются детали костюмов и обстановки. Однако интерпретация исторических сюжетов носила жанровый характер. Исторические темы привлекали таких художников как В. Г. Шварц, Н. В. Неврев, Г. Г. Мясоедов и др. Картина Шварца «Вешний царский поезд на богомолье» (1868) явилась первой исторической картиной, где народ изображен не в виде благоденствующих поселян, а жизненно правдиво. Другим значительным историческим полотном стала картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Так же великими историческими живописцами были В. И. Суриков, И. Е. Репин.

В творчестве художников-передвижников расцвета достиг и жанр пейзажа. Горячая любовь их к родной стране выразилась в стремлении передать красоту и выразительность русской природы. И если художники-пейзажисты прошлых лет писали главным образом итальянскую природу, то с начала 60-х годов в этом жанре происходит резкий перелом, связанный с интересом живописцев к национальной теме. Образы среднерусского пейзажа в виде фона присутствуют уже на полотнах Перова в 1960 году. Но подлинным зачинателем нового эмоционально-реалистического направления в русской пейзажной живописи стал А. К. Саврасов. Его картина «Грачи прилетели», с необычайной задушевностью и простотой передавшая прелесть ранней весны, словно открыла современникам глаза на родную природу. Другой замечательный пейзажист, И. И. Левитан, ученик Саврасова, пошел по стопам своего учителя. Также крупным и наиболее типичным пейзажистом-передвижником был И. И. Шишкин – подлинный певец русской природы, русского леса. Одним из лучших произведений художника является «Дубовая роща» (1887).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

XIX век в истории русской культуры играет большое значение. В этот период растет уровень грамотности населения, развивается культурная сфера жизни людей, появляются библиотеки, улучшается качество отечественной печати.

Происходит подъем в русской литературе и в изобразительном искусстве. С учетом быстро растущей читательской деятельности появляется разнообразная печатная продукция.

Одновременно рубеж веков стал временем напряженных умственных исканий, интенсивной идеологической работы, временем вызревания новых художественных течений в литературе – общественное развитие меняло не только содержание, но и формы художественного творчества.
ЛИТЕРАТУРА.

  1. Н. И. Яковкина История русской культуры XIX век. СПб.: Лань, 2000 г.

  2. Г. А. Гуковский Реализм Гоголя. М.; Л.; 1959 г.

  3. Б. Н. Миронов История в цифрах. Л., 1991 г.

  4. Г. Ю. Стернин Художественная жизнь России второй половины XIX века. М.; 1997 г.

  5. П. Н. Милюков Очерки по истории русской культуры. М.; 1994 г.




Скачать файл (120 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru