Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Семь чудес света - файл n1.doc


Семь чудес света
скачать (148.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc149kb.24.12.2012 04:55скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


Семь чудес света
Выполнил

студент группы
Проверила


г. Омск 2011

Содержание.
Введение…………………………………………………………..............3

1. Египетские пирамиды в Эль-Гизе…………………....…………….....4

1.1 Большая пирамида Хуфу (Хеопса)...................................................5

1.2 Пирамида Хафра...............................................................................6

1.3 Пирамида Менкуара..........................................................................6

2. Висячие сады в Вавилоне………………………………………...........8

3. Статуя Зевса в Олимпии………………………..........…..…………….9

4. Храм Артемиды в Эфесе…………………...........………………...…11

5. Галикарнасский Мавзолей………………….........…………………..13

6. Колосс Родосский………………........................…………………….16

7. Форосский маяк....................………………………………………….17

Заключение………………………………………………..........………..19

Список использованной литературы……………...……..................…..20

Введение.


СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира - египетские пирамиды в Эль-Гизе , Висячие сады Семирамиды , статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды Эфесской,  Фаросский маяк , Колосс Родосский .

Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Рассказы и диковинные сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства Акрополь в Афинах с творением Фидия статуей Афины Парфенос , прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.

К моменту изобретения долговечной формулы "семь чудес" (III век до нашей эры) все они еще существовали, в большинстве своем еще не тронутые временем и людьми, и, главное, были легкодоступны. Античный мир Средиземноморья, ставший особенно тесным и исхоженным после создания империи Александра Македонского и рождения эллинизма, позволял любознательному путешественнику обозреть все семь чудес максимум за несколько месяцев - благо, что ни одно из них (за исключением Вавилона) не было далеко от моря. Да и к Вавилону вело множество обжитых торговых путей.

Вскоре одно за другим чудеса стали исчезать. Уже римскому путешественнику не удалось бы увидеть все семь. А до наших дней дожило лишь одно из чудес, как и парадоксально, самое древнее: египетские пирамиды.


  1. Египетские пирамиды в Эль-Гизе


Всё на свете боится времени, а время боится пирамид. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала. Самая древняя - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Её высота 60 метров. Строитель первой пирамиды Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, а поздние времена был обожествлён, в его честь сооружались статуи и храмы. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней..

До этого времени в Египте, объединенном за четыре века до первой династии, почти не строилось каменных зданий. Жилые помещения сооружались из дерева, тростника или глины, а дворцы и мастабы - из кирпича, сырцового, а частично и обожженного.

Джосер, как и положено фараону, тоже начал строить себе гробницу при жизни - солидную мастабу, которая частично сохранилась. Гробница была построена, но не использована по назначению.

Должно быть (а известно, что Джосер умер глубоким стариком и правил восемьдесят лет), Имхотеп был младше фараона, он выдвинулся и стал известен лишь где-то в середине царствования Джосера, а когда пути фараона и архитектора скрестились, мастаба была почти завершена. Только так можно объяснить тот факт, что, забросив старую гробницу, фараон начинает все снова - и строит первую настоящую, изобретенную Имхотепом пирамиду. Строит ее из камня.

Пирамида выглядела так. На традиционную мастабу, правда невиданных ранее размеров, поставлена вторая, меньшая. И так далее, до шести уменьшающихся мастаб - вот и родилась ступенчатая пирамида высотой под семьдесят метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Впервые вокруг усыпальницы фараона был создан храмовый комплекс, также возведенный из камня. Правда, Имхотеп не смог сразу разорвать связь с деревянной архитектурой: колонны, крыши, карнизы, стены этих зданий точно воспроизводят все структурные и орнаментальные детали традиционных деревянных и кирпичных форм египетской архитектуры. Потребуются еще столетия, чтобы камень полностью забыл о том, какими были здания раньше, и, забыв, нашел новые формы.

Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не все три Великих Пирамиды, находится в "перечне" Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства (2800-2250 годы до н. э.). Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда.



1.1 Большая пирамида Хуфу (Хеопса)



Пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147 метров, но из - за наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или, если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров. Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Её внутренние помещение занимают очень небольшой объём - не более 3 - 4 %. Пирамида состоит из двух миллионов трёхсот тысяч кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчёту Наполеона, каменных блоков от трёх пирамид Гизы хватило бы, что бы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали, что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжёлый - 15 тонн. Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни её держатся собственной тяжестью - никакого связующего материала нет. Несмотря на это, блоки настолько тщательно пригнаны один к другому, что щель между ними не более пяти миллиметров. Такая искусная работа каменотёсов вызывает удивление. Ведь она выполнена в основном каменными орудиями. Известен и зодчий этой пирамиды - Хемуин. Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да ещё не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, всё это ставило в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды не мог построить народ, живущий в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимали… инопланетяне. Постепенно тайна возведения пирамид раскрывалась. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонко зернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали клинья из сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь в объёме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10 лет и которая, по словам Геродота, только немного проще сооружения пирамид. Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этого камень и песок. Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывно в течении каждых трёх месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет. Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15°. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тащили на деревянных санях. И действительно археологи обнаружили остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками. Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенные людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия. Впервые были построены столь высокие сооружения, оставшиеся вплоть до Эйфелевой башни своеобразным рекордом.

1.2 Пирамида Хафра



Она почти не уступает по высоте пирамиде Хуфу. Хотя длина стороны ее основания - 215 метров, а высота равна 143 метрам, пирамида Хафра кажется даже более высокой из-за большей крутизны склонов. Недалеко от пирамиды высится и сейчас огромная фигура Большого Сфинкса.  Размеры фигуры колоссальны: высота ее - 20, а длина - 57 метров. Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Загадочно и таинственно смотрится Сфинкс. "Отцом трепета" называли Сфинкса кочевники-бедуины. Преодолевая суеверный ужас, они уродовали, разрушали лицо Сфинкса. Да и европейцы были не лучше. В Сфинкса стреляли из ружей и пушек солдаты наполеоновской армии во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов.

1.3 Пирамида Менкаура



По объему она раз в десять меньше пирамиды Хуфу. Ее высота всего 66,4 метра. Менкаур не мог себе позволить сооружение большей пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура выглядит необыкновенно красиво.


2. Висячие сады в Вавилоне
Вавилонский царь Навуходоносор II (605 - 562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии[4] . Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести “висячие сады”.

Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота , вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

Еще шло строительство, еще дымили кирпичные заводы, где обжигались широкие плоские кирпичи, еще брели с низовьев Евфрата бесконечные караваны повозок с плодородным речным илом, а с севера уже прибыли семена редких трав и кустов, саженцы деревьев. Зимой, когда стало прохладнее, на тяжелых повозках, запряженных быками, начали прибывать в город большие деревья, тщательно завернутые во влажную рогожу.

Навуходоносор доказал свою любовь. Над стометровыми стенами Вавилона, настолько широкими, что на них могли разъехаться две колесницы, поднималась зеленая шапка деревьев сада. С верхнего яруса, нежась в тенистой прохладе, слушая журчание водяных струй - день и ночь рабы качали воду из Евфрата,- на много километров вокруг царица видела лишь зеленую землю своей державы.

В архитектурном плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая - 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.

Со смертью Александра Македонского мгновенно рассыпалась его империя, растащенная на куски спесивыми полководцами. И Вавилону не пришлось вновь стать столицей мира. Он захирел, жизнь постепенно ушла из него. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора, кирпичи спешно построенных садов оказались недостаточно обожженными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата.

Двадцатое столетие открыло некоторые тайны, окружающие легенды о Висячих Садах. Археологи все еще стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения, и об истинных причинах их появления.

Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898г. сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Сегодня гиды в Вавилоне показывают на один из глиняных бурых холмов, напичканный, как и все холмы Вавилона, обломками кирпичей и осколками изразцов, как на остатки садов Семирамиды.

3. Статуя Зевса Олимпийского



В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города.

Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников, что она была признана новым чудом света. Создателем Зевса Олимпийского был прославленный скульптор Фидий. Он начал закладывать статую около 440 г. до н. э. Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога - громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры.

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.

Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлекал посетителей и поклонников со всего мира.

В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием II, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствие этого храм был значительно поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками во дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".

4. Храм Артемиды в Эфесе



Хотя основание храма Артемиды (Артемсиона) относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Строительство было субсидирована королем Лидианом Кросусом, а проект был разработан греческим архитектором Персифоном. Здание было украшено бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис, Кресилус и Фрадмон.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был возведен на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен. Храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 в. до н. э.). Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: "богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина - 50м. Многие прославленные мастера того времени приняли участие в украшении нового храма Артемиды. Изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, создал скульптор Скопас[5] ; статуи во внутренних помещениях - Пракситель. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке. Нет подтверждения, что сама статуя богини была установлена в центре святилище, но нет причины и отвергать это. Многие богатые римляне дарили храму золотые и серебряные скульптуры.

В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж.Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).



5. Галикарнасский мавзолей



МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Кари Мавсола (умер в 353 до н. э.) был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.

Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".

Но в Карии был все-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия., и когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.

"Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слезы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжен. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, ее пламенная любовь к усопшему выразилась еще иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".

Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы ее царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окруженной врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.

В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приемы, несет в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.

Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.

Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы, - в нем больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту 125 локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие, либо меньшие цифры.

Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

"В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырехугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли еще другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырехугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нем урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."

Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.

В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.

Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".

Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.

За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - еще четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряженные в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

6. Колосс Родосский



Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родос было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить.

В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу . Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника » в Санкт-Петербурге.

 В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

 На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью, множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы.

От сильных толчков надломились колени статуи, она рухнула вниз. Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.


7. Форосский маяк



Только одно из Семи Чудес Древнего мира несло в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский (Фаросский) Маяк. Он гарантировал для моряков безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был самым высоким сооружением на Земле.

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия.

Позиция нового города выбиралась тщательно. Вместо основания его на дельте Нила, был выбран район, расположенный в двадцати милях на запад, чтобы ил и грязь, принесенные рекой, не засоряли городскую гавань. На юге город заканчивается озером Мареотис. После того, как был создан канал между озером и Нилом, город имел две гавани: один для движения по Нилу, и другой для средиземноморской морской торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.

Александр умер около 323 года до н.э, и строительство города было завершено Птоломеем I, под чьим правлением Александрия достигла богатства и процветания[11] .

Много удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился и знаменитый Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая обсерватория, школа, анатомический театр, мастерские. В разное время в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые - создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед. Здесь трудился многие годы замечательный механик Герон, построивший первые автоматы и написавший о них увлекательную книгу Театр автоматов.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. На восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк, который стал носить имя острова. Связь имени маяка с его с функцией оказалась такой прочной, что слово "Фарос" стало корнем слова "маяк" на многих языках - французском, итальянском, испанском и румынском.

Высота маяка - 135 м, его свет был виден на настоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30м. Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части. Это была 40 - метровая восьмигранная призма - башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады - 8 колонн несли купол, увенчанный 7 - метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горящий большой костер. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

В ослепительном блеске маяка, как в фокусе, сконцентрировалась вся мудрость, сила мысли и глубина знаний великих ученых Мусейона. Но сильным землетрясением в мае 1100 г. он был разрушен почти до основания. В средние века остатки подиума Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.
Заключение
По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретения книгопечатания «зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного». За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным решениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительных материалов, меняются и сами материалы. Практически сегодня можно построить всё, что подскажет воображение архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. И вот тут - то и умудрённому знаниями зодчему, и «юноше, обдумывающему житьё», могут прийти на помощь архитектурные образцы прошлого, занявшие почётное место в ряду признанных шедевров прошлого и являющиеся общечеловеческими памятниками культуры. Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с «семью чудесами древнего мира». Перед строителями открываются широкие перспективы. Поэтому прав был С. Я. Маршак, который заметил: И, верно, есть восьмое чудо Нам неизвестное покуда!

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что, вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и свое время в высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они ни творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...


Список литературы

1. В. З. Черняк «Семь чудес и другие» 1990 г .

2. "Большая советская энциклопедия", т. 37, 1958 г.

3. И. Можейко "7 из 37 чудес", 1983 г.

4. Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес древнего мира. Л., 1966.

5. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света. М.

6. NTERNET:

http://mega.km.ru/ ,

http://scross.stavropol.net/guide/wonders/chudesa.htm





Скачать файл (148.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru