Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену по социальной работе - файл 1.doc


Ответы к экзамену по социальной работе
скачать (816 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc816kb.16.11.2011 20:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.СР как наука: объект и предмет, цели и задачи.

СР как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Она исследует проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной СР. И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

Объект СР – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Объект СР– это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который не изучался специалистами ни одной науки. СР изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология), при этом каждая из них исследует свой специфический предмет.

Предмет СР – группа отношений, которые являются наиболее проблемными, и приводят к настабильности, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов СР при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Цели СР (предполагаемый результат) соотнесения ценностных представлений о долге государства перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Основная цель СР: достижение объектом состояния, оптимального использования личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

Задачи СР для содержательной характеристики СР как особого вида общественной практики.

  1. Гуманизация соц.и госуд.норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества (учет интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии).

  2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Компетентность соц.работников при разработке оптимальных путей и способов оказания соц.помощи.

  3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Обеспечение соц.справедливости (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, распределение всех видов помощи).

  4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи, в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта.

  5. Актуализация внутренних ресурсов объекта СР. Поддержание активной жизненной позиции клиента соц.службы, содействие в развитии способностей, соц.опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

  6. Обеспечение доступности общественных ресурсов для объекта СР. Соц.поддержка нуждающихся, обеспечение оптимальным способам взаимодействия, координация соц.институтов и организаций (физическая доступность зданий, сооружений, траспорта).

Становление и развитие СР как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным проблемам, и с развитием методологии СР как научной теории идет осмысление и выделение принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, как специфической область социального знания. При этом практическая цель СР, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия – способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.


^ 3.Принципы и закономерности теории и практики СР

Теория СР выявляет и описывает основной комплекс компонентов СР. К этому комплексу относится: объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия и его возможности; цели и закономерности взаимодействия объекта и субъекта; принципы и методы воздействия субъекта на объект; непосредственные итоги взаимодействия субъекта и объекта.

Закономерности СР проявляются не как самостоятельные образования, а как показатели, определяющие наличие происходящих социальных процессов. Закономерности СР недоступны чувственному восприятию, они могут быть восприняты на основе мышления. К тому же междисциплинарный, интегративный характер закономерностей СР, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, опытных данных, наблюдений осложняет их выявление.

В самом общем виде закономерности СР выражают наиболее важные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Имеется в виду специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, чей учет позволяет эффективно достигать цели этого взаимодействия.

В практике СР выделяется несколько самостоятельных уровней, в рамках которых можно обозначить проявление различных закономерностей. Это федеральный (региональный) и местный уровни.

^ Для управленческих органов социальной защиты федерального (регионального) уровня характерны следующие закономерности: 1) взаимное воздействие особых интересов управления; 2) структурная завершенность органов управления; 3) социальная направленность деятельности органов управления; 4) закон соответствия ближайших и долгосрочных целей социального воздействия на объект социальной защиты.

^ Для непосредственно работающих с субъектами социальной работы социальных служб (местный уровень) характерны такие закономерности: 1) общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; 2) целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; 3) соответствие полномочий и ответственности социального работника; 4) реализация общих интересов клиента через особые и единичные; 5) соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы. Эти закономерности проявляются вне зависимости от воли, желания или знаний специалиста социальной работы.

Под принципами СР понимаются основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы СР объективны по содержанию и субъективны по форме. Подобная особенность принципов СР исходит из зависимости в их повседневной практике от соблюдения социальных закономерностей, поскольку использование принципов должно осуществляться эффективным образом.

Вся сложность и многообразие социальной сферы в отношении принципов работы в ней подразделена на несколько групп. Можно выделить три таких группы принципов: социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

Социально-политические принципы пытаются обеспечить те требования, которые вытекают из научно-обоснованного содержания и характера социальной политики государства. Это обеспечение следующих требований: 1) соблюдение государственного подхода к задачам, решаемым в социальной работе; 2) гуманизм и демократизм социальной работы; 3) тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы; 4) законность и справедливость социальной работы. Соблюдение государственного подхода в СР на практике предполагает: способность анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач СР; понимание перспективы развития СР, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. ^ Соблюдение принципа гуманизма СР предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Социальный работник обязан по отношению к своим клиентам относиться человечно, поскольку только при соблюдении этого принципа его деятельность может иметь успех и достигать целей социальной работы. Демократизм СР важен в практической деятельности, она носит неформальный характер. Следование социального работника принципу демократизма позволяет устанавливать контакт с клиентом, не выходить за рамки норм и правил общения, уважать и внимательно относиться к личности клиента, вовлекать его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчиво влиять силой своего ума, знаний, нравственности, опыта на жизненную позицию субъекта социальной работы.

3. ^ Реализация принципа тесной связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей находит свое воплощение в проявлении единства теории и практики социальной работы, а его использование обеспечивает реалистичность и научную обоснованность заимствованных форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов. Здесь необходимы четкий анализ и оценка конкретной ситуации, социальная диагностика жизненных обстоятельств человека.

4. ^ Соблюдение принципа законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

^ Организационные принципы подразумевают: социально-технологическую компетентность; стимулирование; контроль и проверку исполнения выполнения должностных обязанностей и поручений; единство полномочий и ответственности.

Под социально-технологической компетентностью понимают глубокую осведомленность социального работника в отношении условий и технологий решения возникающих проблем и умение правильно реализовывать свои знания на практике. Социально-технологическая компетентность в социальной работе обозначает необходимость систематической учебы и переподготовки кадров, четкой организации системы сбора информации, аналитической и прогностической деятельности во всех звеньях управления, всестороннего знания объектов социальной работы, их типологию и специфику, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Под стимулированием в СР подразумевается побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Важно понимать, что подобная побудительная сила обнаруживает свой источник не в самих по себе интересах и потребностях человека, а в степени их удовлетворения. Имеется в виду то, что успешное достижение цели СР возможно в случае, когда клиент на собственном примере реально убеждается в действенности своего взаимодействия с социальным работником. Контрольно-проверочная функция в социальной работе заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

^ Принцип единства полномочий и ответственности, прав и обязанностей социальных работников достигается: ясными представлениями своих функций и задач, а также соответствующих прав для самостоятельного принятия решения каждым социальным работником; строгим определением полномочий и ответственности каждого подразделения органов СР в отношениях; установлением нормальных связей между подразделениями и службами СР.

^ Психолого-педагогические принципы предполагают воздействие социальных работников на людей средствами педагогики и психологии. Изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов на их поведение и состояние; умение работать с людьми, их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом. Последовательное и разумное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на клиента для активизации его физических и духовных ресурсов; контроль за реализацией задач и установок СР для анализа и оценки действенности и своевременного внесения коррективов в содержание и формы СР.

В рамках практики СР при соблюдении психолого-педагогических принципов обращается внимание на важность дифференциального подхода к людям. Его важность обусловлена характером выработки у представителей всевозможных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, к окружающему нас миру, не учитывая которые невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.


^ 5.Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие: • психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы: • индивидуализация клиента; • оценка возникшей проблемы, ее диагностика; • использование терапевтических технологий помощи; • ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли; • гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу).

Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние; • кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) - оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.


^ 6.Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Комплексно-ориентированные модели подразделяются на следующие: • когнитивная, или познавательная, теория - занимается человеческим мышлением; его влиянием на поведение человека, решение индивидуальных и социальных проблем средствами самоанализа, личностного роста и т. п. Ориентируется, в первую очередь, на изменение индивидом себя, адаптацию к среде, а также воздействие на окружение; • социально-педагогическая - имеет своей целью научить преодолевать трудности и т. п.; • витально-ориентированная, - основана на концепции "жизненных сил", понимаемых как физическая и психическая способность человека к выживанию. Социальная работа понимается как содействие формированию, реабилитации жизненных сил; • социально-психологическая (или ролевая) - построена на интеграции психологического и социологического знания, на понимании роли личности. Согласно этой модели человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспринятыми им в процессе жизни (от родителей, начальников и др.)

Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения данной личности; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Варианты технологий: • новые психологические образцы; • перемена ролей; • групповая терапия.


^ 4.Социолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Социолого-ориентированные модели (теории) подразделяются на: • функционализм - предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция; • социально-экологическая теория (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации.

Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными; • социально-радикальная теория - проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.


^ 2.Место теории СР в системе соц.наук

По характеру решения проблем СР занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

^ СР и философия. СР как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Она исследует проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе СР. И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

Философия – наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеч дея-ти, особый способ познания. В общем виде под философией понимают дея-ть, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Учение о человеке является философским введением в теорию СР. Философия выступает методологической основой СР, т.к. определяет общие принципы и подходы к пониманию проблем, стоящих перед человеком к своему существованию, формам жизнедея-ти и защиты. В свою очередь Соц философия — раздел философии. Для СР актуальны социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни, тогда как аппарат философии СР содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.

Политология– наука, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. ^ Объект– общество и большие соц.группы. Предмет – власть, политические отношения, политика. Соц.политика – это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Цели соц.политики:- достижение равновесия, стабильности, целостности при наличии материальных ресурсов, соответствующих полит. сил и соц.системы. - соц.политика решает противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, соц.слоев и групп.

Суть взаимодействия соц.политики и СР в том, что социальная политика влияет на СР, но и СР влияет на соц.политику, они тесно взаимосвязаны мужду собой. Соц.политика – определяет сторону СР. Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она определяет реальные последствия соц. политики, ее эффективности. СР направлена на обеспечение достойной жизни, создание равноправных возможностей для свободного развития личности, поддержку семьи, обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности и содействие самопомощи.

Социология - учение об обществе через призму интересов и потребностей тех соц.групп, которые его составляют. Основная цель: анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия. Социология изучает общество, соц.институты и явления, поведение и убеждения специфических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста. И помогает понять соц.работникам, что собой представляет конкретное общество и слабо социально защищенные группы. Значительная часть современных теорий СР выросла из социологических концепций того или иного характера.

Познания в области социологии позволяют соц.работникам исследовать соц.проблемы, обеспечивать владение навыками и техниками. Научный анализ соц.проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеят-ти «групп риска» в СР опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению. Знания социологии важны для СР, но не подменят ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Психология— академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике человека. СР необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Это связано с тем, что соц.работник должен 1. постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; 2.различать соц.проблемы психологические или психиатрические и направлять клиента к соответствующему специалисту; 3.уметь оказать первичную соц поддержку нуждающимся в ней людям; 4. общаясь с людьми, обремененными проблемами, владеть принципами правильного общения с ними.

В практике соц раб одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто соц раб сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях. Работа с людьми требует научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Особая взаимосвязь психологии и СР в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Общий объект воздействия — человек. Для практики СР важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика, психологическое консультирование, использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом. Психология представляет большие возможности использования в СР различных способов воздействия на личность.

Педагогика - наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. О том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь.

Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи. Социальные работники хорошо знают личность молодых супругов, их материальное положение, профессиональный статус. С учетом этих данных осуществляется медико-психологическое консультирование, определение перспектив культурного, общеобразовательного, профессионального роста. В этой работе осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход. Производство оказывает всестороннюю социальную и материальную помощь. Педагогические технологии в СР выполняют функции социального обучения, воспитания, развития личности.

Медицина — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Система СР в госуд.здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

Право.Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к. незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на правовые акты: 1.международные документы (конвенции, акты и соглашения); 2.российские документы федерального значения; 3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ; 4.документы муниципальных образований; 5. внутриучрежденческие документы. Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.


^ 7.Сравнительная характеристика американской и европейской модели СР

В Х1Х-начале XX вв. жизнь становится более интенсивной, в связи с проблемой индустриализации (развитие производительных сил и общественное разделение труда) человеку все труднее социально адаптироваться, появляется огромное кол-во ресурсов кот. было необходимо рационально распределить. Появляется идея об обществе всеобщего благоденствия - общее благо для всех людей, следует давать дотации бедным (все большее влияние на эти процессы оказывает гос-во). На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы соц. помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, т.е. городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров соц. работников. Сегодня СР хорошо представлена в скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия). Во всем мире специалистов по СР готовят не на теор. а на практич. уровне, поэтому необходимо перенимать зарубежный опыт практической СР., которая складывалась веками.

При сохранении базовых социальных гарантий (пенсионерам, инвалидам и слепым вне зависимости от возраста, временной помощи нуждающимся семьям) период конца XX – начала XXI в. демонстрирует новый этап развития американской социальной модели, который характеризуется:

- широкомасштабными инициативами исполнительных и законодательных органов власти – в сферах образования, здравоохранения, социального страхования, – которые нацелены на повышение качества человеческих ресурсов, их способности адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизнедеятельности и лежат в основе стратегии формирования человеческого потенциала XXI в.;

- содействием развитию трудового и интеллектуального потенциалов и расширением возможностей их использования, с учетом ускорения процессов глобализации, разработки и внедрения новейших технологий;

- четким разделением потенциальных реципиентов государственной помощи на нетрудоспособных и трудоспособных, с установлением предельных сроков трудоустройства последних;

- постепенным переходом к страховым принципам защиты трудоспособного населения от социальных рисков, при сохранении на определенный период времени за трудоустроившимися реципиентами государственных пособий права пользования бесплатной медицинской помощью в рамках «Медикейд», услугами по уходу за детьми и т.п.;

- переплетением социальной составляющей с другими сторонами внутренней политики – иммиграционной, по регулированию трудовых отношений, в сфере образования;

- разделением ответственности за устойчивое развитие общества между всеми субъектами социальной политики (государством, некоммерческим сектором, бизнесом, самими гражданами и их объединениями) на принципах прозрачности и подконтрольности обществу;

- возрастающей ролью штатов как непосредственно действующих субъектов в сфере социально-экономических отношений, в том числе в развитии пенсионных и иных социальных программ, содействии трудоустройству, профессиональной подготовке, поддержке уязвимых групп населения;

- расширением сфер государственно-частного партнерства в социальной сфере, наполнением его новым содержанием, новыми формами;

- вниманием к информационно-разъяснительной работе в сфере предоставления социальной поддержки, профессиональной подготовки, повышения образовательного уровня, трудоустройства, расширения возможностей медицинского страхования и т.п.;

- постоянным развитием многообразных добровольных форм участия граждан в формировании и реализации социальной политики.

Американский опыт свидетельствует о возрастающем значении взаимодействия государственных и предпринимательских структур не только для решения традиционных вопросов социально-трудовых отношений, но также для разработки и реализации долгосрочной стратегии устойчивого развития, разработки новых подходов к обеспечению социальных гарантий в условиях глобальной конкуренции и динамично меняющихся требований рынка труда.

Говоря об американской социальной модели, нельзя не отметить особую заботу о ветеранах. Разработка и реализация мер по социальной защите ветеранов в США исторически являются приоритетным направлением государственной политики и находятся в центре внимания законодательных и исполнительных органов власти. Проблемами социальной защищенности ветеранов и их семей, в том числе потерявших кормильца, занимаются также общественные объединения.

^ Европейская модель характеризуется через расширенную социальную защиту и решением социальных конфликтов путем демократических методов. В рамках европейской социальной модели была идентифицирована разновидность специфических национальных моделей (британская, шведская, германская и.т.д.). Все национальные системы привержены тем же общим принципам: экономический рост, социальная защита, различающим фактором являясь только акцент, который ставится на каждую из них.

Все страны ЕС имеют в основу, в социальной области, три общие характеристики:

• социальное гражданство, которое дополняет штатское и политическое гражданство, чьим основным принципом является справедливость, рассматриваемая не как равенство доходов, а как равноправие в лице закона и с точки зрения политических, экономических и социальных прав.

• защита против деформации рынка, что подразумевает классифицирование индивидуумов на более важную позицию по отношении к рынку, так чтобы не рынок решал какие индивидуумы имеют право выживать, и какие не имеют. Данная защита не исключает функционирование рынка, а только защиту индивидуума от его возможных негативных последствий.

· отказ от характера товара для некоторых факторов, необходимых для достойной социальной жизни, таких как, к примеру: образование и медицинское обслуживание.

Таким образом, в рамках европейской социальной модели, экономические достижения и социальный прогресс взяты как единое целое, прочно связанные факторы, то довольно ясно указывает на будущую ориентацию ЕС по отношению к социальной политики.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (816 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru