Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Управление ассортиментом товаров на оптовом предприятии (на примере ОК Дарница) - файл n1.doc


Курсовая работа - Управление ассортиментом товаров на оптовом предприятии (на примере ОК Дарница)
скачать (340.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc341kb.24.12.2012 04:59скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...


РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 54 с., 6 табл., 1 прил., 20 литературных

источников.

Объект исследования: ОК «Дарница».

Цель работы: получение теоретических и практических знаний о механизме анализа ассортимента, определение особенностей управления товарным ассортиментом предприятия

Методы исследования: сравнительный анализ, методы комплексного и системного исследования, диалектический, исторический, эмпирический и практический.

В работе изучены сущность и содержание ассортиментной политики, тенденции развития фармацевтического рынка в Украине, проанализирована оптовая компания «Дарница» с позиции изученной темы, разработан АВС-анализ ассортимента.

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ФАРМАЦЕВТИКА, НОМЕНКЛАТУРА, АВС-АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ, АТС-КЛАССИФИКАЦИЯ,

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ 6

1.1 Понятие товарного ассортимента и номенклатуры 6

1.2 Управление ассортиментом на предприятии 14

1.3. Особенности формирования ассортимента на рынке фармацевтических препаратов 19

РАЗДЕЛ2. АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА 23

2.1.Тенденции развития фармацевтического рынка в Украине 23

2.2. Характеристика оптовой компании «Дарница» 28

2.3 Маркетинговая характеристика компании «Дарница». Анализ ассортиментной политики предприятия 33

РАЗДЕЛ3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 40

3.1 Характеристика мероприятий по совершенствованию ассортимента 40

3.2 Методика проведения АВС-анализа 41

3.3 Рекомендации по ассортиментной политике предприятия 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ А 51

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы продиктована ключевой ролью формирования ассортимента в товарной политике предприятия; это один из способов увеличения качества обслуживания клиентов и, как результат, способ увеличения прибыли фармацевтической организации. Формирование товарного ассортимента - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия.

Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику предприятия.

Целью курсовой работы является определение особенностей формирования и управления товарным ассортиментом предприятия на примере оптовой компании «Дарница» (далее – ОК «Дарница»).

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • раскрываются теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;

  • дается краткая маркетинговая и производственная характеристика ОФ «Дарница»;

  • анализируется товарный ассортимент ОК «Дарница»;

  • обосновываются и разрабатываются мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в ОК «Дарница».

Объектом исследования является товарный ассортимент ОК «Дарница».

Предметом исследования является совершенствование управлением товарным ассортиментом ОК «Дарница».

В процессе решения поставленных задач, применялись такие методы исследования, как библиографический поиск, теоретический анализ, сравнение и обобщение данных научной литературы в свете постигаемой проблемы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Первый раздел посвящена теоретическому обзору исследуемой проблемы: раскрывается сущность и содержание ассортиментной политики оптового предприятия в литературном аспекте, а также особенности формирования ассортимента на рынке фармацевтических препаратов .

Во втором разделе производится развернутый анализ развития рынка фармацевтических препаратов в Украине, дается характеристика ОК «Дарницы», анализируется маркетинговая и ассортиментная политика рассматриваемого предприятия.

В третем разделе, кроме общей характеристики мероприятий по совершенствованию ассортимента, проведет развернутый анализ аасортимента ОК «Дарница» методом АВС-анализа. Предложены рекомендации по совершенствованию ассортимента.

Литературные источники представлены научными трудами маркетологов - экономистов (Акулича И.Л., Алексеева Н.С, Ганцова Ш.К., Кутянина Г.И., Маслова Т.Д., Симоновой А.П. и др.); данными интернет-портала единого информационного массива данных о эмитентах ценных бумаг «Smida.gov.ua» и консалтинговой группы WAST; данными печатной периодики (журналы «Аптека», «Провизор» и др.); материалами Государственного комитета статистики, законодательными и нормативными актами Украины.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ

1.1 Понятие товарного ассортимента и номенклатуры


Ассортиментная политика определяет товарные группы, обеспечивающие успешную работу предприятия на рынке и экономическую эффективность в целом. Чем более качественно сформирован ассортимент товаров предприятия, тем большая прибыль будет получена.

Прежде всего, под термином «товар» понимают: 1) любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями; 3) продукт труда, произведенный для обмена (продажи). Обмен продуктов как товаров на рынке путем купли-продажи возникает на основе общественного разделения труда.

Ассортиментом товаров называется набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Для количественной характеристики одного или нескольких свойств ассортимента используют ряд показателей. Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров [11, c. 85].

Показатели ассортимента включают в себя:

  • широту – общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (количество групп связано с количеством сегментов рынка);

  • насыщенность (полноту) - это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров; она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии;

  • глубину – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;

  • гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей;

  • рациональность - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей;

  • устойчивость – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары (особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них);

  • новизна - это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров [9, с 161].

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

  1. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием [11, c. 86-87].

По форме ассортимент товаров компании удобно представлять в виде ассортиментной матрицы – документа, в котором товарные единицы кодируются (как коды-цифры или артикулы – сочетание букв и цифр) и классифицируются – в группы и подгруппы, образуя таким образом матрицу производимой продукции [6, c.13].

  1. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только этой фирмы. Так, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия [11, c.88].

Товарный ассортимент - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товарного ассортимента удовлетворять потребности. Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации [4, c.17].

Товарный ассортимент включает в себя различные виды товаров. Вид товара (лекарственный препарат, медицинская техника, шовный материал, хирургический инструментарий) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит антибиотики и иммунобиологические препараты. Антибиотики представлены нативными (природными), полусинтетическими и синтетическими (в том числе и структурные аналоги нативных веществ) препаратами. Последние имеют несколько разновидностей, отличаются дозировкой, лекарственной формой и некоторыми фармакологическими параметрами [20].

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.

  1. Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Такой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

  1. Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.

  1. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разновидностями

Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

  1. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

  2. Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов [11, c.86-92].

Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров. Является признаком глубины охвата товара.

Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. В торговле укрупненный ассортимент обычно относится к роду (например, продовольственных или непродовольственных товаров), а также к группе или подгруппе однородных товаров (например, одежно-обувные или молочные товары). Набор одного вида, но разных наименований или торговых марок будет определять марочный ассортимент.

Товары укрупненного ассортимента удовлетворяют те же потребности, что и товары развернутого ассортимента. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального.

Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются укрупненным ассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.).

  1. Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров.

  2. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Марочный ассортимент может включать и ассортиментные единицы как товарные артикулы, различающиеся упаковкой, размером и другими признаками [11, c.86-93].

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

  1. Рациональный ассортимент — набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам прежде всего относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.

Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов и изготовителей неодинаковы. Для потребителей такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, достаточность широты и глубины ассортимента. Для изготовителей и продавцов более важны такие критерии, как рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров имеющейся материально-технической базе производства, хранения и реализации. Степень удовлетворенности потребителей рациональным ассортиментом реализуемых товаров расценивается изготовителем и продавцом как один из результатов обеспечения конку­рентоспособности своей организации.

  1. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяю­щий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары опти­мального ассортимента отличаются повышенной конкуренто­способностью [11, c.86-93].

Оптимальный ассортимент можно рассматривать с позиций потребителей — приобретателей товаров и организаций, их формирующих.

При этом данный ассортимент для разных сегментов потребителей будет содержать неодинаковый набор товаров. Так, для обеспеченных потребителей наибольшую значимость имеют высококачественные товары престижного спроса, что в значительной мере и обусловливает для них полезный эффект потребления этих товаров. Для социально необеспеченных потребителей более важны затраты на приобретение в форме цен реализации товаров. Поэтому оптимальный ассортимент магазинов типа эконом-класса (дискаунтов) будет формироваться за счет преобладания товаров с умеренными ценами и надлежащего качества. Дорогие товары престижных марок в таких магазинах отсутствуют.

Для организаций оптимальный ассортимент определяется преобладанием высокорентабельных товаров, обеспечивающих получение запланированной прибыли. В то же время в таком ассортименте должны присутствовать в необходимом количестве малорентабельные, но социально значимые товары, пользующиеся устойчивым спросом. Это позволит организации привлечь и удержать свой сегмент потребителей, а также выполнить свою миссию удовлетворения потребностей данного сегмента и за счет этого получить запланированную прибыль.

В зависимости от характера потребностей ассортимент мо­жет быть реальным и прогнозируемым.

  1. Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или про­давца.

  2. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который дол­жен будет удовлетворять предполагаемые потребности [11, c.86-93].

Неотделимы друг от друга понятия товарного ассортимента и номенклатуры. Номенклатура - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер [5,c.23].

Представленная классификация призвана упорядочить существующее многообразие товаров с позиции схожес­ти маркетинговых инструментов, которые могут быть применимы к выделенной товарной группе.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (340.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации