Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Культура стран изучаемого языка - файл n1.doc


Культура стран изучаемого языка
скачать (613 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc613kb.24.12.2012 04:59скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Содержание курса:

  1. Лекция №1 - Особенности развития английской культуры (2ч)

  2. Лекция №2 - Искусство средневековой Англии (2ч)

  3. Лекция № 3 - Английская культура эпохи Возрождения (2ч)

  4. Лекция № 4 - Культура Англии XVII века (2ч)

  5. Лекция № 5 - Просвещение в Англии (2ч)

  6. Лекция № 6 - Особенности английской культуры и искусства XVIII века (2ч)

  7. Лекция № 7 - Культура XIX века (2ч)

  8. Лекция № 8 - Культура ХХ века (3ч)



Введение к лекционному курсу

Целью изучения данной дисциплины является формирование представлений об истории английской и американской культуры, ее основных этапах и особенностях каждого периода.

Задачи:

● рассмотреть общую методологию изучения культуры и сформировать навыки культурологического анализа;

● выработать у студентов систему представлений о развитии культурного процесса на протяжении веков;

● ознакомить студентов с историческими этапами развития английской культуры;

● дать представление о социально-экономической, общественно-идеологической жизни Англии, ее влиянии на культуру разных исторических этапов;

● формировать знания о лучших творениях выдающихся деятелей английской и американской культуры и искусства;

● выявить специфику развития основных культурных сфер в Англии;

● сформировать у студентов широкий кругозор, умение видеть тенденции и пер­спективы развития мирового культурного процесса.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания курса студент должен:

● понимать принципы методологии изучения культуры; овладеть навыками культурологического анализа;

● вооружить знаниями о периодизации исторических этапов культурного развития Англии;

● уметь охарактеризовать основные направления и стили в различных видах искусства;

● знать выдающиеся достижения и ведущих деятелей английской и американ­ской культуры;

● иметь представления о культурных достопримечательностях стран изучаемого языка;

● сформировать представление о вкладе английской и американской культур в мировой культурный процесс.

3. Краткое содержание дисциплины

ГСЭ.Ф.07.(08)

(Утверждено на заседании кафедры от 29. 11. 2005г.)
Основы методологии культуры и культурологического исследования. Основные культурные сферы и их специфика. Культурологические концепции. Истоки английской культуры. Периодизация, основные этапы и особенности развития английской и культуры, ее национальная специфика. Характеристика тради­ций в культурном процессе стран изучаемого языка на протя­жении веков. Развитие экономики, социальные противоречия и своеобразие политической борьбы в разные исторические эпохи. Знаменательные собы­тия общественной жизни, религиозно-нравственные традиции Англии. Развитие культуры от средневековья к Возрождению, культура XVII- XX веков, особенности каждого этапа. Становление направлений и стилей, их специфические особенности. Творчество выдающихся деятелей английской и американской художественной культуры. Место стран изучаемого языка в мировом культурном процессе.
4. Наименование и содержание лекций


п/п

Наименование и содержание лекций

Количество часов


1.


Особенности развития английской культуры.

Основы методологии культуры и культурологического ис­следования. История Англии: завоевание Британии англосаксами, особенности социально-экономического развития, королевская власть, церковь. Истоки английской культуры. Героический эпос. Своеобразие мировоззрения средневекового человека. Эстетика коллективного творчест­ва в народной поэзии. Жанр народной баллады. Становление английской культуры. Формирование английской нации и английского языка. Литературные памятники. Рыцарская культура. Средневековый рыцарский роман. Централизация и эко­номический подъем государства. Рост городов. Столетняя война между Англией и Францией (1337-1453), междо­усобные войны Алой и Белой Розы (1455-1485). Становление нового типа государства – сословно-представительной мо­нархии (XII - ХIV вв.).

2

2.

Искусство средневековой Англии. Архитектурные стили эпохи. Романский стиль, строительные приемы, тектоника. Развитие романской архитектуры в Англии в XI - XII вв. Готическая архитектура. Памятники готики. Английский готический стиль. «Перпендикулярный» стиль англий­ской готики. Живопись. Англосаксонская миниатюра. ХV в. – закат средневековья.


2

3.

Английская культура Предвозрождения и эпохи Возрождения. Исторические процессы. Правление Тюдоров. Новые тенденции в культуре. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера. Истоки Возрождения. Первые английские гуманисты. «Утопия» Т. Мора. Своеобразие английского Возрождения, интенсивность и ускоренный характер его эволюции. Кризис власти. Рост мануфактур и становление фермерского хозяйства. Появле­ние нового социального типа - предпринимателя. «Откры­тие миров» и «просвещенный абсолютизм» в эпоху правле­ния Елизаветы II. Рост научных знаний, деятельность Окс­фордского и Кембриджского университетов. Изобразительное искусство, живопись, музыка эпохи Возрождения. Основные черты ренессансного реализ­ма. Расцвет драмы и театра. У.Шекспир – великий английский писатель XVI – начала XVII вв. Ренессансная личность в трак­товке У. Шекспира. Кризис гуманизма и закат английского Ренессанса. Разрушение устоев традиционной цивилизации, модерниза­ция общества.

2

4.


Культура Англии XVII в.

Культура Англии XVII в. – культура эпохи революционной ломки. Политическая борьба и ее столкновение с религией в Англии. Движение ре­формации в Англии, кальвинизм и трудовая этика пуритан. Буржуазная революция 1640-1660 гг. Политика Кромвеля. Рестав­рация монархии и Славная революция 1688 гг. Установление конституционной монархии. Колониальная политика Англии. Влияние пуританства на формирование общественно-религиозного сознания и английскую культуру. Развитие литературы и искусства в тесной связи с событиями своего времени. Классицизм и барокко. Поэма Д.Мильтона «Потерянный рай». Стремление к универсализму как характерная тенденция английского поэтического мировидения XVII в.

2

5.

Просвещение в Англии.

Подъем английской культуры и расцвет нацио­нального искусства. Развитие точных наук, философии, классической политической экономии. Продолжение гума­нистических традиций в искусстве Нового времени. Жанро­вое многообразие английской литературы. Просветитель­ский реализм (Д.Дефо и Д.Свифт) и сентиментализм (Л.Стерн).


2

6.

Особенности английского искусства XVIII века. Живопись У.Хогарта, Д. Рейнолдса, Т. Гейстборо. Реалистические традиции в английской живописи и графике. Позиции рационализма и классицизма в развитии английской архитектуры.



2

7.


Культура XIX в.

Английская культура XIX в.

Философия и мировоззрение. Укрепление индустриальной цивилизации и становление монополистического капитализма. Моральный кодекс бур­жуа. Падение Наполеона и завершение европейских войн. Специфика «Бронзового века». Борьба против хлебных за­конов. Парламентская реформа 1932 г. и чартизм. Социаль­но-политические, философские и эстетические основы ро­мантизма. Ведущие принципы романтизма. "Озерная школа" (Вордсворт, Кольридж, Саути) и основные этапы становления романтизма в Англии. Байрон. Литература викторианской эпохи. Ро­мантическая пейзажная живопись (Т. Гейнсборо, Д. Констебл, У. Тернер). Движение прерафаэлитов. Архитектура. Музыка. Театр. Философия позитивизма и натурализм как метод художественного творчества.

Американская культура XIX в.

История становления американской национальной культуры. Открытие Америки X. Колумбом в 1492 г. При­ток иммигрантов и возникновение поселений колонистов. Английская колониальная по­литика и ее воздействие на становление американской куль­туры. Образование США в 1776 г. Английская поэтическая традиция и самобытность в американской литературе. Историческая живопись и портрет. Классический стиль американской ар­хитектуры. Формирование двух цивилизационных центров США: Се­вер против Юга. Феномен американского романтизма, особый путь его становления и основные этапы развития. Нацио­нальные истоки американского романтизма, преобладаю­щие мотивы и поэтика. Реализм как художественный метод. "Реалистический историзм". Основные принципы критиче­ского реализма. Чи­кагская школа: небоскреб как специфический тип амери­канской архитектуры.



2

8.

Культура XX века.
Английская культура XX в.

Культурный процесс на рубеже веков: традиции и иннова­ции. Культурологические концепции. Итоги первой мировой войны и расширение Британ­ской колониальной империи. Борьба английского империа­лизма с национально-освободительным движением. Ир­ландский вопрос. Экономический кризис и его культурные последствия. Вторая мировая война и ее воздействие на развитие культуры. Художественная панорама XX века: реализм и модернистские течения. Литература «действия» и «поток сознания». Английская философская повесть-предупреждение (А. Мердок, У.Голдинг, Э.Берджес). Со­единение ремесла и искусства: художник-дизайнер У. Мор­рис. Модерн в английской архитектуре (Ч. Макинтош). Скульптура. Музыка. Театр. Кино. Пу­ти развития английской культуры и ее место в ми­ровом культурном процессе.

Американская культура XX века. XX век: общественно-политическое состояние общества и основные этапы культурного процесса в Америке. Фено­мен массовой культуры. Судьбы реализма: насыщение новыми свойствами и качествами. Американская литература. Развитие тради­ций в различных видах искусства. Пути развития американской культуры и ее место в мировом культурном процессе.



3




Итого

17


Лекция №1

Особенности развития английской культуры

  1. История завоевания Британии англосаксами.

  2. Становление английской культуры.

  3. Формирование английской нации и английского языка.

  4. Героический эпос.

  5. Рыцарская культура.

Особенностью развития культуры на территории Великобритании, созданной английским народом, является то, что с древнейших времён она смыкалась с культурой разных народов. В последние века античного мира Британские острова были населены народами кельтского происхождения, попавшими в I - V вв. н.э. под римское владычество. Затем Британия подверглась нашествию германских племён англов, саксов и ютов, частично покоривших кельтских аборигенов, частично оттеснивших их в горные области: в Уэльс, Шотландию, Ирландию, долгие века остававшиеся очагами кельтской культуры. Оставшиеся кельты, после вытеснения из Британии на континент, поселились на полуострове в Галлии, который в дальнейшем получил название Бретань. Территория Британии, завоеванная англосаксами к концу VI – началу VII века, впоследствии и стала собственно Англией.

Исходным моментом истории английской культуры является завоевание Британии англо-саксонскими племенами (V в.), однако ни о какой «чисто» английской культуре в последующие столетия не может быть и речи. Англо-саксонские племена, пришедшие с континента Европы, принесли с собой язык и культуру, стоявшие на уровне первобытнообщинного развития. В конце VI в. началось обращение английского населения в христианство, что принесло в страну элементы латинской языковой культуры на том уровне, какой был усвоен римско-католической церковью. Церковь в средневековье руководила духовной и эстетической жизнью общества.

Известно, что англо-саксонский ученый Беда Достопочтенный - автор «Церковной истории народа англов», написанной на латыни, был бенедиктинским монахом, к тому же был очень образованным человеком, занимался математикой, медициной, историей, поэзией. Вышеназванный труд он посвятил происхождению англов, событиям английской истории до 731 года, сюда также были включены старинные предания и легенды. Это первое в средневековой истории сочинение, где использовалось новое летоисчисление от рождества Христова, а не от сотворения мира. Духовником был и англосакс Алкуин, он преподавал в епископской школе в Йорке.

Набеги датчан, начавшиеся с VIII в., завершились в IX в. завоеванием значительной части Англии. Освобождение от датского владычества в X в. не положило конца иноземным вторжениям. В 1066 г. англо-саксонские войска отдали страну во власть норманнов, потомков скандинавских викингов (датчане), покоривших ранее Бретань (на северо-западе Франции), ассимилировавшихся с местным населением и перенявших их французский язык. Этот язык, который норманны принесли в Англию, стал на некоторое время языком господствующего класса. Таким образом, с концом античного мира, миграции населения иноземные завоеватели привносили в культуру страны различные этнические, культурные и языковые элементы. Коренным оставался язык англо-саксонских племён, но он вбирал в себя кельтские, латинские, скандинавские элементы. Кроме того, условия социального развития предопределили на долгое время существование двух языковых культур – коренной англо-саксонской (с внесёнными в неё иноязычными элементами) и латинской (латынь была на протяжении средневековья языком церкви, науки и юриспруденции).

Взаимодействие с покорёнными кельтами и общение с населением Уэльса, Шотландии, Ирландии не могли не оказать влияние на английскую культуру. В более поздние времена происходит покорение Уэльса и Ирландии англичанами и присоединением Шотландии к Англии. Английская культура становится господствующей на британских островах. В силу этого многие деятели культуры, ирландцы и шотландцы по происхождению, начиная с 1442 года, пишут на английском языке, и литература создается на английском языке. На британских островах возникают литературные памятники в XIV веке, а до этого в Британии был древнеанглийский или англо-саксонский язык. Эти периоды рассматриваются как этапы единого процесса, на протяжении которого происходило формирование английского языка, английской нации, английской культуры.

С IX века началось летописание исторических событий на английском языке. Были сделаны переводы сочинений латинских авторов на английский язык. Фольклор – одно из слагаемых средневековой культуры, который породил инородную поэзию и сказки, он лежит в основе героического эпоса. Наиболее значительным памятником англо-саксонской поэзии является поэма «Беовульф», которая возникла на основе героических песен, саг и преданий. Самый ранний список поэмы сохранился в записи X века (3000 стихов). Центральный герой Беовульф – храбрейший воин короля - освобождает Данию от опустошавшего его чудовища Гренделя и совершает ряд других подвигов. Герой эпоса всегда осознается защитником своего рода.

Ирландский эпос представлен древними сказаниями Уладского цикла (100песен). Памятником исландского эпоса является «Старшая Эдда».

В литературе Англии Средневековья (XI-XIV вв.) важное место занимают произведения на французском языке. Было известно произведение французского героического эпоса «Песнь о Роланде».

Оппозиция официальной церковно-феодальной культуре сосредоточилась в городах, где в 12-13 вв. происходит рост школ. Именно они были очагами свободомыслия. Расцвет средневековых городов вызвал потребность в образованных людях. Последовало появление университетов, создававшихся на базе школ в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права. Первые университеты возникли в Оксфорде (2-я половина XII в.), Кембридже (начало XIII в.), в Болонье (XI в.), Париже (XIII в.). Ведущий факультет – богословский; другие факультеты способствовали распространению в феодальном обществе и светских знаний. Философия, господствовавшая в IX - XIV в., получила название СХОЛАСТИКИ – типа средневековой религиозной философии, цель которой дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, доказать религиозные догмы путём логических методов доказательств. Название «схоластика» происходит от латинского «scholar» , что указывает на его школьно-дидактический характер. Крупнейшим систематизатором схоластики был выдающийся философ и богослов Фома Аквинский.

В средневековую эпоху существовало два основных пласта культуры: церковная (официальная), к которой относились философия и богословие, и народная, выразившаяся в различных видах народного творчества и в фольклоре. Она выразилась в письменной форме - книги, а вторая - устная (фольклор). Смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставляла ему «священную скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи нечистой силе и слугам Сатаны. К ним причисляли бродячих актеров, скоморохов, а зрелище с ними именовалось как «безбожная мерзость». В глазах церкви скоморохи служили бесовской славе, опутывали «сетями дьявольскими» своих жертв.

Мрачному средневековью было свойственно и праздничное, комическое восприятие мира. Народная культура господствовала в карнавале, в площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров – жонглеров, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением народной культуры был карнавал, объединяющий людей всех званий, сословий, возрастов. Карнавальный характер имели и городские пиры, и театральные действия, заимствовавшие свои сюжеты из жизни, выразительные средства из фольклора. Персонажи театральных постановок выступали как типы-маски (монах-купидон, враг-шарлатан, горожанин-хитрец).

Кроме церковной культуры существовала также и светская, в которой особое место принадлежало рыцарской. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета: рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков; защищать вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным, бескорыстным и щедрым, благородным, быть путешественником, сражаться за честь Дамы сердца на турнирах, преклонятся перед ней. Изменение идеалов во времени связано с наполнением понятий доблести и чести от героики к куртуазности, от варварства к утонченности. Настроение свободомыслия проявилось в поэзии бродячих поэтов, которые кочевали по всей Европе. Их остроумные песни любовного и сатирического содержания распевали повсюду. В рыцарской поэзии сложились определенные нормы куртуазного (изысканного) поведения. Рыцарская поэзия возникла в местечке Прованс (юг Франции). Трубадуры (провансальские поэты) воспевали возвышенные чувства рыцарей, культ Дамы. Этот образ не соответствовал реальной действительности.

Идеалы феодального общества получили свое отражение в рыцарском романе. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII веке. В XIV веке был создан роман «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Рыцарский роман связан с преданиями о кельтском легендарном короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Герои рыцари превыше всего ставили свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся таинственный Зеленый рыцарь.

«Роман о Тристане и Изольде» - типичный рыцарский роман. Автор защищает принципы вассальской верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, который, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Это роман о несчастной любви, которая сильнее смерти.

Особняком стоят представляющие бретонский цикл романы о Граале. Грааль - сверкающая священная чаша, в которую капала кровь из ран распятого на кресте Иисуса Христа. Популярна была версия, согласно которой чашу Грааля изготовили ангелы из изумруда, выпавшего изо лба поверженного Люцифера, а собранная в ней кровь Спасителя - залог очищения от Люциферовых грехов.

Итак, рыцарское понимание любви получило выражение в рыцарском романе (роман о Тристане и Изольде, роман в стихах «Ланселот» на сюжет легенд о короле Артуре, а также чисто английские романы «Ричард Львиное Сердце», «Гай Уорикский» и др.).

Английская литература 14-15 вв. была представлена различными балладами-посвящениями, например, о Робин Гуде. В его образе отразилась вековая мечта народа о справедливом защитнике бедных.

Таким образом, к концу XIV века войны и междоусобицы привели английскую литературу к упадку. Среди многочисленных богословских сочинений, епигонских рыцарских романов, прозы подражателей Чосера, замечательным памятником является народная поэзия, особенно английские и шотландские баллады о Робин Гуде с их драматизмом и народным юмором.

Художественное творчество представлено образцами вооружения (богато украшенные рукояти мечей), культовая и обрядовая утварь, различные пряжки, застежки, свидетельствующие о развитой технике обработки металлов. В произведениях искусства предпочтение отдавалось орнаменту. Представление о могучих кельтских богах и героях, их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты, изображения фантастических животных, которые вплетались в замысловатые узоры. В последствии этот «звериный» стиль применялся в прикладном искусстве и романской архитектуре. В средневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (песня), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображении святых.

Вопросы для контроля:

  1. Кем и когда была завоевана территория Британии?

  2. В чем особенности становления английской культуры?

  3. Как формируется английский язык?

  4. Какие представления о духовно-культурных основах народа дает героический эпос?

  5. Когда возникли первые университеты в стране?

  6. Что такое куртуазная культура?


Список основной литературы:

  1. Краткая история. Англия. В.В. Адамчик, М.В. Адамчик, А.Н. Бадак и др. – Минск, 2003.

  2. Бадак А.Н. и др. Всемирная история, том 15. Эпоха Просвещения. - Минск, 1999.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 1999.

  4. Полищук В.И. Культурология. – М., 1999.

  5. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков. - М.: Флинта: Наука, 2003.

Список дополнительной литературы:

    1. Васильев А.А. История средних веков. – М., 1993.

    2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1990.

    3. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.

    4. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М., 1983.

    5. Карпушина С. История мировой культуры. – М., 1998.

    6. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979

    7. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М., 2001.

Лекция №2

Искусство средневековой Англии

  1. Архитектурные стили эпохи.

  2. Романский стиль.

  3. Готическая архитектура.

  4. Специфика английского готического стиля.

Первая эпоха английской культуры (V - XV вв.) связана с возникновением, утверждением и началом распада феодализма. Изобразительное искусство и архитектура находились в тесной связи с христианской религией. Христианский храм, его убранство и украшение воспринимались как модель и образ мироздания. Соборы строились очень вместительные. Главное внимание в декоре уделялось изображению страданий, через которые предстоит пройти душе. На витражах изображали два мира: грешный, мирской и священный; страшный суд соединял прошлое, настоящее и будущее. В архитектуре доминировали мотивы библейские, мистические. Специфической особенностью храмовых построек Англии было соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. Английские соборы тяготели к прямоугольным очертаниям, увеличивалась их протяженность для обеспечения достаточного места для прихожан. Так, здания собора св. Павла в Лондоне достигали длины до 170 метров. Башни служили высотной доминантой.

Романский стиль (от лат. romanus – римский), господствовавший в архитектуре раннего средневековья (возник во Франции), впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. Толстые стены, объе­мистые колонны и мощные контрфорсы (наружные столбы) не оставляли места свету, что делало собо­ры и церкви мрачными и строгими соору­жениями.

Развитие романской архитектуры в Англии приходится на XI –XII века и связано с вторжением в Англию в 1066 году норманнов, положивших начало централизованному феодальному государству. Вильгельм Завоеватель начал строительство замков и больших церквей для утверждения норманнской власти в покоренной стране. В Англии замок представлял тип укреплений. Это было двухэтажное здание кубической формы, сначала деревянное. С 1077 г. при постройке лондонского Тауэра башни стали строить каменными. В составе крепости, помимо знаменитой Белой Башни, была включена капелла, покрытая сводом, западный фасад украшали колонны и капители. Толщина стен Тауэрского дворца 3-4-5 метров (11 фунтов).

Романская церковь в религиозном восприятии – это образ универсального космического порядка. Базилика – круглая церковь, совмещающая в себе и квадрат, круг – модель феодального мироустройства. Если высота романского храма достигала 18-20-ти метров, то в готическом соборе высота до сорока метров.

Устройство жилища феодала диктовалось необходимостью обороны, поэтому дома украшались оружием. Стены обтягивались тканными коврами (шпалерами), росписи встречались в капеллах.

Готическая архитектура

Готика была первым по-настоя­щему самобытным архитек­турным стилем, родившимся в Северной Европе. Вздымающиеся ввысь, пронизан­ные светом, соборы и церкви являлись олицетворением сми­рения и гордыни средневековых христиан. Основой стиля является церковное зодчество готов (готы – варвары). В середине XII века во Фран­ции возник совершенно новый тип церков­ных сооружений. Их шпили устремлялись высоко в небо, конструктивно новые церкви были значительно изящнее и легче прежнего. Внутри здания воображение пора­жали высота и обилие света.

Готический стиль был впервые воплощен во Франции при строительстве главной церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Здание построили в 1140-44 гг. по заказу аббата, но неизвестно, принад­лежала ли идея ему или безымянному ма­стеру каменщиков. Новый стиль прижился, и в течение 20 лет сооружение готических соборов началось в Сансе, Нуайоне и Лане непо­далеку от Парижа, а также в самом Пари­же, где в 116З году был заложен знамени­тый Нотр-Дам де Пари (Париж) – лучшее творение готического стиля. Из Франции готический стиль распространился в другие страны, где стал доминирующим.

С технической точки зрения готика была просто системой, позволяющей использо­вать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчиво­сти более высоких сооружений. Это стало возможно благодаря таким относительно простым приемам, как стрель­чатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связу­ющими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и со­здается ощущение гораздо большей высо­ты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более ус­тойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывав­ших заданное пространство, могла регули­роваться в зависимости от угла подъема. Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в опреде­ленных точках, и если именно в этих мес­тах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства.

Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церков­ные строения приобрели вид легких скелетообразных каркасов. Вряд ли подоб­ное описание передает художественное мастерство и чувство прекрасного, про­демонстрированное строителями при решении технических задач.

Пространство между «костями» каркаса могло быть застеклено или заполнено скульптурами. Каменная часть верхней плоскости окон следовала общей тенден­ции готики, становясь все более облег­ченной и паутиноподобной. Ажурная ка­менная работа - еще одна характерная черта готического стиля - со временем приобрела вид замысловатых орнамен­тов; нервюры (арка из тесных камней, укрепляющая ребра собора) на сводах также соединя­лись во все более прихотливом плетении. Готический период дал толчок и расцвету скульптуры: высвободившееся простран­ство соборов предоставляло неограни­ченные возможности для развития более реалистичного искусства, и отдельно сто­ящие фигуры, высеченные в полном объ­еме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры кото­рых как бы проступали из стены.

Английский готический стиль примечателен своими декоративными особенностями. От романского стиля сохранилась объемно-пространственная простота, вытянутость и приземистость основных масс, преобладание прямых линий, могучие прямоугольные башни. Стена с наружными столбами оставалась основой конструкции, высота сводов была сравнительно небольшой. Плоскость стены украшалась разнообразным декором. Фасады вытянуты в ширину больше, чем в других странах. В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около 1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Для Английской готики характерны растянутые фасады, огромные башни, цветовые контрасты между различными породами камня. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Исключением является Вестминстерское аббатство. Его своды, высотой 31 метр – самые высокие готические своды Англии. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. Вестминстерский собор – главный собор римско-католической церкви в Англии. Часовая башня высотою 97,5 метра получила в народе название Big Ben. На самом деле это название колокола, который весит 13,5 т. и отбивает часы; диаметр 4-х циферблатов составляет 7 метров, а длина минутных стрелок– 4 метра. В темное время суток свет башни указывал на то, что палата Общин заседает. Сейчас во время сессии парламента на башне развевается британский флаг.

По формам декора различаются стили:

- ранний или «ланцетовидный» (от лат. – нож с обоюдоострым лезвием) (XII – XIII вв.). Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Мощные вертикальные выступы на боковых стенах. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Лучшим образцом этого периода считается собор в Солсбери.

- «украшенный» (до конца XIV в.). Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Исчезает заостренность форм, окна становятся больше и шире, подчас заполняя собой фасад. Появляется пристрастие к изогнутым линиям, криволинейному декору. Воздвигаются более стройные, устремленные ввысь башни, опоры украшаются пучками мраморных стволов. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра и, кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колонн по всему периметру. Ширина окон увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. «Украшенная» готика – золотой век для мастеров художественной обработки камня.

Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в Лондоне (место коронации и погребения английских королей) - "самом французском" из английских зданий, самом высоком, построенном с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил. В здании церкви Вестминстерского аббатства соединились все три этапа готики.

- в XV в. доминирует "перпендикулярная готика" и сохраняется до середины XVI века. Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Окна занимали всю поверхность фасада и также был узор на плоскости стены. На смену городским мастерам пришли сельские каменщики, в следствии чего упростились постройки и оживились народные традиции в зодчестве: передача в камне деревянных конструкций каркаса, замысловатый резной декор, тем самым вырабатывался национальный стиль. В церковном зодчестве «перпендикулярный» стиль характерен для небольших сооружений: капелл, гробниц. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, - такой свод и называют веерным. Затем последовали постройки собора в Кентербери, свода собора в Оксфорде, сооружения великолепных капелл в Вестминстерском аббатстве. Этот стиль расцвел в университетских зданиях Оксфорда и Кембриджа.

Памятником готической архитектуры является Кентерберийский собор – резиденция главы английской церкви. Среди готических строений в Англии такие шедевры, как Аббатство Солсберри, Вестминстерское аббатство, собор в Йорке, Линкольне, Уэллсе, в других странах: Кёльнский Собор в Германии, Ми­ланский собор в Италии, Собор Св. Вита в Праге. Готический собор стал воплощением красоты и процветания христианской веры и символом благополучия самого города.

Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной готики переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене).

Многие памятники английского средневекового искусства уничтожены в результате иконоборчества, церковных реформ Генриха VIII в XVI веке и победы пуритан в середине XVII века. Многое погибло от времени и неумелых реставраций. С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру, дереву и вышивки. В XII веке английская миниатюра с криволинейным узором, богатой красочностью занимала первое место среди европейских школ. В XIII веке были исполнены стенные росписи в Вестминстере, Уинчестере. Шедевр английской готической живописи – тондо (картина. Или рельеф, круглые по форме) в капелле епископского дворца в Чичестере, изображающая Мадонну с младенцем. Памятником живописи XV века служит цикл стенных росписей «Чудеса Богоматери», выполненных Бейкером в капелле Итонского колледжа. В средневековой Англии были высоко развиты ювелирное дело, искусство резьбы, витража, ковроделие.

Европейскую славу завоевала английская вышивка, а также резьба по слоновой кости. К периоду XIV-XV веков относятся зачатки драматической поэзии в виде религиозных пьес- мистерий и моралите, комических интерлюдий.

     
  1   2   3   4   5



Скачать файл (613 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru