Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Багдасарова Е.В. Методические указания по выполнению практической работы - Художественно-графическая композиция - файл n1.doc


Багдасарова Е.В. Методические указания по выполнению практической работы - Художественно-графическая композиция
скачать (10316.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc10317kb.24.12.2012 05:05скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики


Кафедра «Дизайн костюма»
В. Е. БАГДАСАРОВА


ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ



Методические указания
по выполнению практической работы


по курсу для студентов специальности 260902.65 (280900) «Конструирование швейных изделий» заочной формы обучения


Санкт-Петербург

2006

Одобрены на заседании кафедры «Дизайн костюма» протокол № 12 от 04.10.2005 г.
Утверждены Методическим Советом ИДТС, протокол № 2 от 06.04.2005г.


Художественно-графическая композиция. Методические указания по выполнению практических работ по курсу для студентов специальности 260902.65 (280900) «Конструирование швейных изделий» заочной формы обучения. – СПбГУСЭ: Изд-во. ИИГ «АКТ и Б», 2006. – 19 с.


Методические указания предназначены для студентов специальности 260902.65 (280900) «Конструирование швейных изделий» всех форм обучения и содержат перечень практических заданий на весь период обучения.

Составитель: канд. пед. наук, доц. В. Е. Багдасарова
Рецензент: доц. Е.И. Липская

 Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2006 г.

Введение

Целью преподавания дисциплины «Художественно-графическая композиция» является развитие у студентов художественного мышления в построении образно-пластической и орнаментально-конструктивной структуры костюма через формирование практических навыков выполнения композиционных решений различными выразительными художественно-графическими средствами, техниками и приемами.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: основы построения орнаментальной композиции, типы, виды, и мотивы орнаментов; художественные термины и понятия; применяемые материалы, инструменты, техники и приемы работы выполнения эскизов в соответствии с требованиями их подготовки по специальности.

При выполнении практической работы студенты должны приобрести умения и навыки:

  • по анализу аналогов выполнения эскизов в области дизайна одежды;

  • по работе с разнообразными художественными материалами и инструментами;

  • по выполнению эскизов одежды разнообразными способами изображения, приемами и техниками;

  • по выполнению текстуры и фактуры имитируемой поверхности материалов и элементов декора ансамбля одежды;

  • по разработки орнаментальных композиций в разнообразных типах, видах, стилизации мотивов; художественные термины и понятия; используемые материалы, инструменты, техники и приемы работы выполнения эскизов;

  • по формированию художественного образа и эскизов одежды по «законам красоты», в том числе составлению гармонических цветовых сочетаний.

В ходе изучения дисциплины «Художественно-графическая композиция» согласно учебному плану предусматривается прослушивание студентами специальности 280900 лекционного курса, выполнение ряда практических и самостоятельных работ, сдача зачета.

ПЕРЕчЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема 1

  1. Художественные приемы имитации естественных текстур.

  2. Выполнение эскизов костюма в различных художественных техниках, приемах и способах различными материалами (техника эстамп, сграффито, монотипия, отлипы, отмывка, набрызги, гравюра на картоне, мраморирование, приемы работы с помощью матрицы, капировальной бумаги, карандаша «Полицвет», восковых мелков, пастели, акварельный красок и др.).

Тема 2

  1. Переработка реальной формы в стилизованный вид по мотивам геометрический, природный (растительный, зооморфный, изображение человека), геральдический, предметы созданные человеком, смешанный.

  2. Разработка стилизованного орнаментального раппорта.

  3. Разработка орнамента в полосе (1-й тип) для декора

  4. Разработка орнамента в замкнутой форме (2-й тип)

  5. Разработка сетчатого орнамента (3-й тип)

  6. Выполнение орнамента в цвете с применением разнообразных техник и приемов технического исполнения.

Тема 3

  1. Разработка костюма с применением орнаментальных тканей и орнаментальных декоров в гармоничных цветах разнообразными художественными материалами.

  2. Выполнить эскиз костюма в технике аппликация.

  3. Выполнить эскиз костюма в технике коллаж.

  4. Смешанный способ изображения эскизов одежды.

Тема 4

  1. Анализ аналогов выполнения эскизов в области дизайна одежды.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа является одним из видов самостоятельной работы студентов любой формы обучения по изучению дисциплины в период сессии. Она включает ряд заданий, отражающие теоретические знания по разделам, которые должны быть выполнены на указанном формате листа в заданном порядке.

Задания по практической работе оформляется рисунками на листах формата А4, А3 с пояснениями к ним (по необходимости) - в виде текста. Для их выполнения необходимо переработать всю имеющуюся по данному вопросу литературу, в том числе информацию, отражающую знания по инструментам, материалам и техники безопасности работы с ними.

Пояснение к эскизам должно быть кратким, но полным. Текст печатается, либо пишется темными чернилами. Нумерация рисунков сквозная. На титульном листе указывается фамилия и инициалы студента, его шифр, специальность, дисциплина по которой выполнена работа.

При выполнении практических работ не допускается копирование существующих эскизов одежды.

Студенту рекомендуется выполнить весь перечень практических заданий.

Работа по теме №2 и №4 выполняется по этапам художественного проектирования: постановка задачи, предпроектное исследование по заданию, разработка идеи и эскиза, выполнение эскиза в материале.

При выполнении некоторых заданий студент должен описать используемые для работы материалы, технику и технологическую последовательность выполнения используемой техники или приема.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема №1

РАБОТА 1. Художественные приемы имитации естественных текстур

Последовательность выполнения практической работы:

  1. Ознакомится с художественными техниками и приемами обработки бумаги: техника эстамп, сграффито, монотипия, отлипы, отмывка, набрызги, гравюра на картоне, мраморирование, приемы работы с помощью матрицы, капировальной бумаги, карандаша «Полицвет», восковых мелков, пастели и др.

  2. Выполнить 12 текстур размером 3х7см с помощью различных художественных приемов и техник, пронумеровать их, оформить на листе формата А4 (рис.1).

  3. Описать используемые для работы материалы, технику и технологическую последовательность выполнения применяемой техники или приема.

РАБОТА 2. Выполнение эскизов костюма в различных художественных техниках, приемах и способах различными материалами (техника эстамп, сграффито, монотипия, отлипы, отмывка, набрызги, гравюра на картоне, мраморирование, приемы работы с помощью матрицы, капировальной бумаги, карандаша «Полицвет», восковых мелков, пастели, акварельный красок и др.)

Последовательность выполнения практической работы:

  1. На формате А3 нарисовать две фигуры человека – модели с пропорциями 1 к 12 в костюмах.

  2. Исходя из замысла художественного образа костюма подготовить на другом листе бумаги формата А4 имитации текстур предполагаемых для пошива костюма материалов (данная работа построена на выполнении упражнений относящихся к работе №1).

  3. На подготовленные текстуры нанести переведенные контуры деталей костюма. В соответствии с выше сделанном рисунком вырезать их по смыслу и с учетом подбора цветовой гаммы, приклеить клеем ПВА на рисунок, выполненный на формате А3.

Тема №2

РАБОТА 3. Переработка реальной формы в стилизованный вид по мотивам геометрический, природный (растительный, зооморфный, изображение человека), геральдический, предметы созданные человеком, смешанный

РАБОТА 4. Разработка стилизованного орнаментального раппорта

РАБОТА 5. Разработка орнамента в полосе (1-й тип) для декора

РАБОТА 6. Разработка орнамента в замкнутой форме (2-й тип)

РАБОТА 7. Разработка сетчатого орнамента (3-й тип)

РАБОТА 8. Выполнение орнамента в цвете с применением разнообразных техник и приемов технического исполнения.

Последовательность выполнения практической работы:

  1. Ознакомится с понятиями: Орнамент. Виды орнамента: графический. живописный, скульптурный. Мотивы: геометрический, природный (растительный, зооморфный, изображение человека), геральдический, предметы созданные человеком, смешанный. Типы: в полосе, в замкнутой (геометрической) форме (частный случай – заданная форма), сетчатый. 7 видов ленточного (в полосе) орнамента, 15 видов сетчатого, розетка. Фактурные и текстурные орнаменты: плоские. Рельефные. Смешанные. Раппорт. Виды ритмических движений: 1) линейные ритмические движения: а) прямолинейное равномерное движение, б) равномерное криволинейное ритмическое движение, в) движение прямолинейное с ускорением, г) ритмическое движение криволинейное с изменением интервалов; 2) ритмическое движение масс; 3) ритмическое движение наклонов; 4) ритмическое движение пространственных поворотов. Виды симметрий используемых в орнаменте: зеркальная, поворотная, симметрия вращения, симметрия переноса (трансляция), асимметрия. Расположение орнаментов по вертикале (движение вверх, вниз), по горизонтали (вправо, влево), по кругу (по часовой стрелке, против часовой стрелки). Построение орнаментальных композиций: простая, сложная, модульная. Форма: реальная, обобщенная, упрощенная, стилизованная, декоративная. Форма: открытая, замкнутая. Разработка орнаментальных композиций.

  2. Работа выполняется по этапам проектирования. Исследовать форму (например) цветка (мотив формы – по выбору), нарисовать его реальную форму, стилизовать эту форму, стилизацию выполнить в нескольких вариантах с использованием разнообразных изобразительных средств (линия, точка, пятно, мазок, штрих) (см. рис. 2).

  3. Разработать раппорт – повторяющейся элемент композиции орнамента.

  4. Разработать и выполнить орнамент в полосе (1-й тип), любой из семи вариантов (см. рис. 4).

  5. Разработать и выполнить орнамент в замкнутой форме (2-й тип), любой из возможных вариантов (см. рис. 3,5).

  6. Разработать и выполнить сетчататый орнамент (3-й тип), любой из пятнадцати вариантов, построенных из любой пяти видов сеток. (см. рис. 6).

  7. Разметить и выполнить подготовленные орнаментальные эскизы на формате А 2 в цвете с применением выбранного приема или техники исполнения – проектный эскиз (см. рис. 6,7).

Тема № 3

РАБОТА 9. Разработка костюма с применением орнаментальных тканей и орнаментальных декоров в гармоничных цветах разнообразными художественными материалами

Последовательность выполнения практической работы:

  1. Ознакомится с цветоведением, с художественными материалами (акварельные краски, гуашь, темпера, цветные карандаши, сангина и т. д.) приемами работы с ними на бумаги, а также с технические приемами и способами эскизирования, используемые для оформления одежды.

  2. Разработать идеи костюмов и выполнить 2 эскиза костюма с применением орнаментальных текстур - тканей с орнаментом по 1 и 3 типу, и 2 эскиза костюма с декорированием по 2 типу в любой технике. Выполнить разработку 4 костюмов на формате А3 на двух листах. (рис. 11-18)

  3. Перечислить используемые материалы, фурнитуры и описать технологию выполнения эскиза в материале (на уровне макета – подпор ткани: по цвету, фактуре, текстуре).

РАБОТА 10. Выполнить эскиз костюма в технике аппликация

РАБОТА 11. Выполнить эскиз костюма в технике колаж

РАБОТА 12. Выполнить эскиз костюма в смешанном способе

Последовательность выполнения практической работы:

  1. Ознакомится с понятиями: эскиз, макет, аппликация, коллаж, текстура, фактура, смешанный способ изображения эскизов одежды.

  2. Разработать рисунки моделей костюмов, выполнить их в художественных техниках:

  • аппликация (аппликация – способ изображения, основанный на вырезании, наложении, различных форм из материалов одинаковым или сближенным по свойствам (разные сорта бумага или картона, разные виды ткани или кружев и т. д.) и закреплении их на основе, принятый за фон, отличающейся по фурнитуре, текстуре, цвету.; аппликация делится: по виду – плоскостная, объемная; по типу – прорезная, накладная; по мотиву- сюжетная, орнаментальная, предметная; по способу крепления – пришивная (ручная, машинная), приклеенная) (рис. 9 а, б, 10 а).

  • коллаж (коллаж - способ изображения, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу различных по свойствам материалов (древесина, пластмасса, ткань, бумага, стекло и т. д.) (рис. 10 б.)

  • смешанный способ изображения эскизов одежды (это аппликация с дорисовкой) (рис. 19, 20, 21, 24)

  1. Оформить три работы на трех листах формата А 3 (рис. 19-24).

Тема №4

РАБОТА 13. Анализ аналогов выполнения эскизов в области дизайна одежды

Последовательность выполнения практической работы:

  1. Вырезать из журнала эскиз костюма любого художника. Приклеить его на формат А4. Исследовать его.

  2. Провести анализ примененных в нем техник, приемов, способов исполнения эскиза, содержание эскиза и описать их по следующей форме:

  • Техника выполнения – (аппликация, коллаж, имитация и т. д.).

  • Приемы выполнения - ( всевозможные имитации и их технические исполнения (например, по мокрому, по сухому и т. д.).

  • Описать примененные:

А - орнаменты по типу, мотиву, симметриям,

Б- цветовую гармонию (5 видов),

В - вид переработки реальной формы: (а) простая, сложная, модульная, б) реальная, обобщенная, упрощенная, стилизованная, декоративная в) открытая, замкнутая.



Рис. 1. Художественные приемы имитации естественных текстур



Рис. 2. Форма цветка - раппорта: обобщенная, декоративная, стилизованная, абстрактная



Рис. 3. Орнаментальная композиция по типу 2 – замкнутая форма в квадрате, статичный



Рис. 4. Орнаментальная композиция по типу 1 – в полосе



Рис. 5. Орнаментальная композиция по типу 2 – замкнутая форма, в круге с симметрией вращения




Рис. 6-7. Пример выполнения работ - три типа орнамента, с вариантами стилизованной формой раппорта



а)



б)

Рис. 9. Пример выполнения работы - Эскиз костюма, выполненный в технике аппликация ( а) плоская, накладная, приклеенная; б) плоскостная, прорезная, приклеенная)



а)



б)

Рис. 10. Образец выполнения зачетной работы №2 - Эскиз костюма, выполненный в технике а) аппликация накладная объемная






Рис. 11-18. Пример выполнения работы по теме №4 - Эскизы костюмов с передачей текстуры и выполнения их разнообразными материалами




Рис. 19-22 Смешанные способы эскизирования и выполнения их разнообразными материалами




Рис. 23-24. Смешанные способы эскизирования и выполнения их разнообразными материалами

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Живопись. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС» 2001.

  2. Макарова М. Н. Перспектива. – М.: Академический проект, 2002.

  3. Как рисовать углем, сангиной и мелом. – М.: ОО «Издат. К 16 АСТ»: «Издат. Астрель», 2002.

  4. Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1987.

  5. Пармон Ф. М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997.

  6. Фокина Л. В. Орнамент. – Ростов Н/Д «Феникс», 2000.

Дополнительная

    1. Алексеев К. Н Рисунок в помощь художнику оформителю. – М., 1990.

    2. Анисимов Н. Н., Кузнецов Н. С., Кириллов А. Ф. Черчение и рисование. – М.: Стройиздат, 1983.

    3. Антонов Ф. В. Художественное оформление и моделирование изделий.

    4. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.:АО Икар, 1993.

    5. Живопись. – Москва.: Легпромбыииздат, 1993.

    6. Короткова Н. В., Культура повседневности. История костюма. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС». 2002.

    7. Зинченко В. П. Творчество в учебном рисунке. – Ростов на Дону, 1989.

    8. Королева В. А. Материалы и техника рисунка, ИЗО искусство, 1987.

    9. Малахова С. А., Журавлева Т. А., Козлов В. М. Художественное оформление текстильных изделий. – М.: Легпромбытиздат 1988.

    10. Паранюшкин Р. В. Композиция. – Ростов Н/Д «Феникс» 2001.

    11. Рисунок и живопись. – М.: Высш. шк. 2001.

    12. Рисунок Тихонов С. В. и др. – М.: Стройиздат, 2001.

    13. Конспект лекций.



Багдасарова Валентина Егоровна
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Методические указания
по выполнению практической работы

по курсу для студентов специальности 260902.65 (280900) «Конструирование швейных изделий» заочной формы обучения





Подп. к печати 01.06.2006 г.

Формат 6084 1/16

Усл. печ. л. 0,38

Уч.-изд. л. 1,25

Тираж 100 экз.

Изд. № 001

Заказ №





РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.




Скачать файл (10316.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru