Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Русская культура XIX века - файл n1.doc


Русская культура XIX века
скачать (78.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc79kb.24.12.2012 05:21скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Русская культура ХIХ века

Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 8

1) В каких литературных произведениях были заложены основы реализма? 8

2) Каковы были высшие достижения научной мысли в России в XIX в.? 10

3) Какие задачи решало движение передвижников? 12

Задание 3. 15

Задание 4. 16

Список литературы 17



Задание 1.


XIX век занимает особое место в истории русской художест­венной культуры. По богатству литературы, изобразительного ис­кусства, музыки он не сравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры. Это было время расцвета русской художественной национальной культуры. Время возвращения к народным корням, к национальным традициям.

Художественная культура века прошла путь от классицизма че­рез романтизм к реализму. Это общая линия развития художест­венной культуры в XIX в. Романтизм, который пришел в начале века на смену классицизму, исходил из свободы творческой лич­ности, противостоял жестким канонам классицизма. Он стал эта­пом в движении литературы и искусства к реализму. Через увлече­ние романтизмом прошли и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и многие другие поэты, писатели, художники и музыканты. Первой прошла этот путь литература.

Переход к реализму был возможен только на путях возвраще­ния литературы и искусства к народным корням, ликвидации раз­рыва с народными традициями, который начал проявляться еще с XVII в. Причин такого разрыва было несколько. Определенную роль в этом сыграла церковь. Она, несомненно, оказала большое положительное влияние на развитие искусства, в особенности ар­хитектуры, церковной живописи. Однако влияние церкви вряд ли можно считать однозначным. Осуждение церковью отступлений от византийских образцов, установление жестких канонов косну­лось не только богослужебной практики, но и церковного искусст­ва. Это вело к разрыву искусства с народным творчеством. Тенден­ция окрепла с расширением заимствований и подражательства За­паду в XVIII в., поскольку далеко не однозначной была реформа­торская деятельность Петра I. Осуществленная им европеизация России затронула, прежде всего, экономическую жизнь. Петр заим­ствовал западную технику, приглашал специалистов. Он превра­тил Россию в мощную державу. Величайшей заслугой было введе­ние системы светского образования, светской культуры. Он осно­вал первые профессиональные театры, открыл первые музеи и многое другое. Все это имело очень большое значение для после­дующего развития художественной культуры. Однако он пытался немедленно и решительно перестроить на европейский манер и культурную жизнь общества, и даже его быт, по крайней мере, в столице. Стремился полностью и во всем разорвать со старыми традициями. Это, естественно, предполагало перенесение на рос­сийскую почву европейских стандартов в сфере культуры и искус­ства. В последующем, на протяжении всего XVIII в., особенно во времена Екатерины II, подражательство Европе стало счи­таться признаком цивилизованности.

Заимствования и подражательство западноевропейской куль­туре стали в XVIII в. характерной чертой художественной жизни России. Искусство при этом нередко теряло связь с реальной рос­сийской действительностью. Но был в этом и важный положи­тельный момент — художники, музыканты овладели европейской техникой живописи, зодчества, ваяния, музыкального исполни­тельства.

Переход к реализму и развитие русской художественной куль­туры могли быть успешными только на путях возвращения к наци­ональным истокам и преодоления подражательства Западу. Реше­ние этих задач происходило в условиях интенсивной духовной жизни, которой жило российское общество с начала XIX в. В цент­ре духовной жизни уже в первой половине века встали вопросы о месте России в мире, об историческом предназначении русского народа, о путях дальнейшего развития России и ее судьбе. Эти вопросы стали предметом дискуссий в среде образованного общества, нашли отражение не только в исторической и философской, но и в художественной литературе, в искусстве в целом.

Интенсивная духовная жизнь, в центре которой стояли исто­рические судьбы народа и России, оказала огромное влияние на развитие художественной культуры, на поворот ее к реализму. Возрастал интерес к жизни народа, его нелегкой судьбе. Естест­венным стало обращение литераторов, художников, музыкантов к народным традициям, к огромному богатству народного творчест­ва. С легкой руки Пушкина это внимание стало важнейшей чертой развития литературы и искусства.

В творчестве выдающихся писателей, художников, музыкан­тов при всем великом многообразии проблем, сюжетов, идейных позиций главным героем становится народ. Этот искренний инте­рес к жизни народа, обращение к народным истокам и традициям придавало русской литературе и искусству особую глубину и зна­чимость, делало их неповторимой, яркой и самобытной частью мировой художественной культуры. На этой основе шло формиро­вание русского классического романа, русской национальной оперной и симфонической музыки, русской живописи.

XIX век по праву вошел в историю как Золотой, а период с кон­ца XIX в. до 20-х годов XX в. как Серебряный век русской культу­ры. Расцвет литературы и искусства был естественным результатом развития в предыдущий период — в эпоху реформ Петра I, положив­шего начало светской культуре, и эпоху Екатерины II. Это был, как отмечал П.Н. Милюков, своего рода инкубационный период. Рас­крепощение дворянства Екатериной II (жалованная грамота дво­рянству) имело двоякие последствия: часть дворянства, получен­ную свободу от обязательной службы использовала бездарно, вела, пустую светскую жизнь, бездельничала, постепенно «дичала», уве­личивая еще больше пропасть между верхами и народом. Зато дру­гая часть дворянства проявила себя в сфере литературы, науки, об­щественной мысли.

Особое значение для развития культуры имело формирование в начале XIX в. интеллигенции, как особого слоя. Именно Россия подарила человечеству понятия: «интеллигенция», «интеллигент­ность». Российская интеллигенция вобрала в себя образованных и совестливых дворян, людей чести, беззаветного служения Родине. Из этой части дворянства вышло много выдающихся госу­дарственных и общественных деятелей, понимавших необходи­мость серьезных реформ, а также тех, кто избрал путь революци­онной борьбы. Дворянская интеллигенция и стала творцом куль­туры Золотого века.

Развитию культуры способствовали либеральные реформы Александра I, открытие новых университетов. Принятие нового университетского устава, предоставившего университетам доста­точно широкую автономию. Создание Царскосельского лицея, из стен которого вышло много выдающихся деятелей на литератур­ном и государственном поприще. А новый Цензурный Устав, от­менивший предварительную цензуру печати, положительно ска­зался на развитии книгопечатания и периодической печати, рас­ширил возможности вынесения на суд общественности больных вопросов российской жизни.

Попытки, предпринятые во время царствования Николая I, искоренить проявления «вольнодумства» нанесли ущерб, но не ос­тановили важных процессов развития общественной мысли, мощ­ного потока литературы и творчества в других сферах искусства. Больше того, как это ни парадоксально, официальная политика поддержки всего национального сыграла положительную роль в возвращении литературы и искусства к народным истокам и тра­дициям. А со вступлением на престол Александра II либеральные реформы в сфере образования и культуры получили продолжение. Была восстановлена университетская автономия, упраздненная в предыдущее царствование, и, что особенно важно, значительно расширилась возможность получения образования, смягчилась цензура, упростился выезд за границу, укрепились культурные связи с Западной Европой.

Большую роль в культурной жизни стали играть литературные и общественно-политические журналы. XIX век — время интенсив­ного развития журнального дела. Журналы издавались самые раз­ные — ведомственные, научные, религиозные, развлекательные, об­щественно-политические, литературно-художественные и т. д. Сре­ди литературных журналов особое место занял основанный в 1835 г. А.С. Пушкиным «Современник», который после гибели поэта издавался группой его друзей во главе с В.А. Жуковским, с 1838 г.— П.А. Плетневым, а затем с 1847 г. — Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым. Некрасов привлек в журнал выдающихся литера­торов, и прежде всего В.Г. Белинского. В 60-е гг. «Современник» стал органом революционной демократии. В 1868—1877 гг. под руково­дством Некрасова журнал продолжил традиции закрытого в 1866 г. «Современника». В журнале сотрудничали лучшие представители литературы того времени. Можно отметить также такие журналы, как «Вестник Европы» (1802—1830) — один из первых литератур­но-политических журналов, основанный Н.М. Карамзиным (в нем в 1814 г. появилось первое печатное произведение А.С. Пуш­кина — стихотворение «К другу стихотворцу»); «Сын Отечества», в котором в 1816—1825 гг. приобрели влияние члены организации декабристов; «Библиотека для чтения», «Российский музеум» (в которых были опубликованы ряд сказок и стихов А.С. Пушкина), «Русский вестник», «Русское богатство» и много других журналов и альманахов.

Задание 2.

1) В каких литературных произведениях были заложены основы реализма?


Реализм, зародившийся в последней трети XVIII в., оконча­тельно утвердился на русской почве в 30-е годы XIX в. Впервые с небывалой художественной силой он прозвучал в творчестве трех титанов русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

У истоков русской литературы XIX—XX вв. стоит гений А.С. Пушкин (1799—1837). Он основатель новой литературы, соз­датель русского литературного языка. Творчество Пушкина многогранно по охвату поставленных в нем проблем, относящихся как к задачам самой литературы, так и общественной жизни россиян. Так, в исторической драме «Борис Го­дунов» это проблема народа как движущей силы истории. В работе над этой драмой созрел художественный реализм Пушкина.

Проблема личности и государства — содержание поэмы «Медный всадник». Демократические тенденции творчества поэта ярко проявились в «Повестях Белкина», впервые в русской литературе под­нявшего тему маленького человека («Станционный смотритель»).

Глубокое проникновение в психологию человеческих страстей отличает «Маленькие трагедии». Здесь верное и многостороннее изо­бражение характеров, острый драматизм и поразительная сжатость художественной формы. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин раскрыл отношения личности (понятой им как социальный продукт среды и обстоя­тельств) и общества. Этот роман — блистательный зачин русского реалистического романа XIX в., определивший национальную тра­дицию и пути дальнейшего развития русского искусства.

М.Ю. Лермонтов (1814—1841) — второй великий поэт России. В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в действую­щую армию на Кавказ. Стихи на смерть Пушкина — неприкрытое обвинение существующему государственному строю. Это стихо­творение знаменовало явление в русской поэзии достойного преем­ника Пушкина.

Однако тональность русской поэзии изменилась, она стала мрачнее, трагичнее, сосредоточеннее, так как лермонтовское по­коление сформировалось после разгрома восстания декабристов. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафо­сом, патриотическим чувством («Бородино», «Поэт», «Родина»). В его лирике переплетаются общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы («Мцыри», «Парус», «Два великана», «Тучи»). Ка­ждое стихотворение выражает состояние человека на переломе, на пороге неотвратимых решений, от которых зависит жизнь.

Поэма «Демон» — символическое воплощение идеи бунта лич­ности против несправедливости «мирового порядка», трагедия одиночества. Конец ее, как и всех произведений поэта, печальный.

Вершинное творение реализма Лермонтова — роман «Герой на­шего времени», насыщенный глубоким общественным и психологи­ческим содержанием. Его герои тоже несчастны, а главный герой Печорин отправляется из забитой России в Персию искать смерти.

В творчестве Н.В. Гоголя (1809—1852) выделяют начальный этап, связанный с публикацией сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти «малороссийские повести» насыщены украинским эт­нографическим и фольклорным материалом, романтическими на­строениями, полны лирики и юмора.

Второй этап творчества — реалистический — открывают повес­ти из сборника «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий») и «Арабески» («Портрет», «Невский проспект», «Нос», «Записки сума­сшедшего», «Шинель»), В повести «Шинель» Гоголь наиболее полно во­плотил тему униженности маленького человека, его одиночество в самодержавно-крепостнической системе. Гоголевские персонажи показаны с таким художественным мастерством и психологизмом, что они приобрели нарицательное значение. С повести Гоголя «Шинель» традиционно связывается становление натуральной школы в русской литературе.

Гротескное начало «Петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор», в которой автор под­верг сатирическому осмеянию чиновничье-бюрократический аппа­рат России.

Вершиной реализма Гоголя является поэма-роман «Мертвые ду­ши», первый том которого был опубликован в 1842 г. В романе са­тира на помещичью Россию соединена с пафосом духовного пре­ображения России.

2) Каковы были высшие достижения научной мысли в России в XIX в.?


Российская наука XIX в. дала миру целый ряд выдающихся имен и ве­ликих открытий.

Одной из самых известных фигур в мировой науке является Д.И. Менделеев (1834—1907), создатель периодической таблицы химических элементов. Успешно работали и другие российские химики. Преподававшие в Казанском университете A.M. Бутле­ров (1828—1886) и Н.Н. Зинин (1812—1880) положили начало созданию синтетических полимерных материалов, без которых невозможно представить современный мир.

В области математики «звездой» первой величины можно назвать Н.И. Лобачевского (1792—1856), ректора Казанского университета, создавшего неевклидову геометрию. Другой рус­ский математик — П.Л. Чебышев (1821 — 1894) сделал крупные открытия в теории чисел и теории вероятностей. Важные рабо­ты по теории дифференциальных уравнений принадлежат пер­вой в мире женщине-профессору, члену-корреспонденту Петер­бургской Академии наук Софье Ковалевской (1850—1891).

Российские физики также стояли на передовых рубежах раз­вития мировой науки. Б.С. Якоби, В.В. Петров, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин внесли большой вклад в развитие электротехники, электрохимии.

Открытием мирового значения было изобретение радиотеле­графа А.С. Поповым (1859—1905).

У истоков авиации стоял А.Ф. Можайский (1825—1890), соз­датель первого в мире самолета.

Российскую медицину прославили хирург Н.И. Пирогов (1810—1881), физиолог И.М. Сеченов (1829—1905), микробиолог И.И. Мечников (1845-1916).

Большой вклад в исследование нашей планеты сделали российские географы и путешественники. В 1803—1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция во главе с И.Ф. Крузенштерном (1770—1846), во время которой подробно исследовались острова Тихого океана, их природа и население.

В 1819 г. экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена (1778—1852) и М.П. Лазарева (1788—1851) отправилась за Южный Полярный круг. В 1820 г. ими была открыта Антарктида.

А на другом конце планеты Ф.П. Литке (1797—1882) иссле­довал Северный Ледовитый океан. Он основал Русское геогра­фическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Впоследствии Русское географическое общество возглавлял П.П. Семенов-Тяншанский (1827—1914), совершивший путеше­ствия в горы Средней Азии, на Тянь-Шань.

Русским географическим обществом были организованы экспедиции в самые труднодоступные районы Центральной Азии. Н.М. Пржевальский (1839—1888) несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, пустыню Гоби, Тянь-Шань, Ти­бет. Им составлены карты Центральной Азии, описан ее рельеф, климат, растительный и животный мир, население.

Выдающийся вклад в развитие географии, этнографии внес Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888). Он совершил путешествие на Канарские о-ва, в Северную Африку, на острова Тихого океана. 16 месяцев прожил Миклухо-Маклай среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, который с тех пор называется «берегом Маклая». В отличие от европейцев, Миклухо-Маклай не рассматривал папуасов как существа низшей расы. Он сумел завоевать доверие и любовь местных жителей. Его описания быта, нравов, хозяйства и культуры народов Океании были серьезным ударом по европейскому расизму.

В 1816—1817 гг. вышли первые 8 томов «Истории государст­ва Российского», написанные Н.М. Карамзиным (1766—1826). Последний, 12 том вышел в 1829 г. События в нем доводились до 1611 г. Это было первое столь обширное исследование рос­сийской истории.

Другим выдающимся русским историком был С.М. Соловьев (1820—1879). Он сумел подготовить 29 томов «Истории России с древнейших времен» и довести события до 1775 г.

Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841 — 1911), составивший многотомный «Курс русской истории». Труды Ка­рамзина, Соловьева, Ключевского и сейчас являются одними из главных для изучения отечественной истории.

Существенный вклад в разработку истории и культуры раз­личных народов вносят представители национальных регионов. Так, в Башкортостане М. Уметбаев исследует историю родного края с древнейших времен и до конца XIX в. Им написаны так­же труды по филологии («Краткая татарская грамматика» и др.), переводы стихов А.С. Пушкина.

3) Какие задачи решало движение передвижников?


В 1863 г. 14 выпускников Академии худо­жеств, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру героев ро­мана Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель сво­бодных художников. В 1870 г. они создали Товарищество пере­движных художественных выставок.

Идейным вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837—1887), создавший ряд интересных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846—1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся интеллигенцию — «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833—1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи яв­ляются картины Н.Е. Репина (1844—1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили A.M. и В.М. Васнецовы. В.М.Васнецов (1848—1926) — автор лирических и мо­нументальных эпических полотен на темы русской истории, былин и сказок («Три богатыря», «Алёнушка» и др.).

Важной темой произведений пере­движников стала история русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозо­ва», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Те (1831-1894) («Петр I допра­шивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860—1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832—1898) («Среди долины ровныя...», «Лесные дали»).

А. И. Куинджи (1842—1910) в знаменитой работе «Ночь на Дне­пре» впервые в истории русской живописи использовал эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пле­нэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865—1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещен­ная солнцем».

Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Пе­тербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказа­ли огромное влияние на развитие искусства. Большую помощь пере­движникам оказал П.М. Третьяков (1832—1898), приобретая их кар­тины в свою галерею, которую в 1892 г. он передал в дар Москве.

Задание 3.


Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.
Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.
Эклектика – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Ампир – возникший во Франции в конце XVIII – начале XIX веков стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам.
Соборность – духовная общность многих совместно живущих людей.
Декабристы – участники русского дворянского революционно-освободительного движения, завершившегося восстанием 14 декабря 1825 года.

Задание 4.


1. Выдающимися драматическими артистами в ХIХ веке были:

а) Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов;

б) И.П. Мартос, П.К. Клодт, Б.И. Орловский;

в) А.Г. Венецианов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин;

г) Д.И. Жилярди, К.И. Росси, А.Д. Захаров.

Ответ: а
2. Установите соответствие между именами художников и названиями:

а) П.А. Федотов а) «Корабельная роща»

б) А.Г. Венецианов б) «Сватовство майора»

в) В.А. Тропинин в) «Явление Христа народу»

г) И.И. Шишкин г) «На пашне весна»

д) А.А. Иванов д) «Кружевница»

Ответ: а – б, б – г, в – д, г – а, д – в.
3. Профессором Стокгольмского университета, первой женщиной – членом-корреспондентом Академии наук России была:

а) С.Л. Перовская

б) Е.Р. Дашкова

в) С.В. Ковалевская

г) М.Н. Волконская

д) В.И. Засулич

Ответ: в.

Список литературы


  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия» 1999. – 448 с.

  2. Культурология / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 759 с.

  3. Культурология: Учебное пособие. / Отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Высшая школа, 2003. – 348 с.

  4. Культурология / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 319 с.

  5. Мировая художественная культура. В 2 т. Т. 1. / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2005. – 477 с.

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – М.: А ТЕМП, 2004. – 944 с.






Скачать файл (78.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru