Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Самоменеджмент. Управление своим поведением и эмоциональным состоянием на примере двух статей - файл n1.docx


Реферат - Самоменеджмент. Управление своим поведением и эмоциональным состоянием на примере двух статей
скачать (46.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx47kb.25.12.2012 07:55скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание.
Введение……………………………………………………………………..2

I Теоретическая часть.

Сущность самоменеджмента……………………………………..….3
II Практическая часть……………………………………………………….5

Сравнительный анализ статей. ………………………………………7
Приложение 1. ………………………………………………………………8
Приложение 2. ……………………………………………………………...12
Заключение. …………………………………………………….....…..……18

Список литературы……………………………………………......…..……19


Введение.
В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

В данной работе будут рассмотрены способы практического самоменеджмента на примере обучения студентов и госслужащих.

Сущность самоменеджмента.
Самоменеджмент — это последовательное и направленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно четко поставить цель, которую необходимо достичь, сосредоточиться на целях, ведущих к успеху, контролировать сове эмоциональное состояние в позитивном ключе.

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. [1]

Классики эффективного менеджмента Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис выделяют следующие ключевые навыки эффективного менеджера:

- способность управлять собой: способность в полной мере использовать свое время,

- энергию, умения; способность справляться со стрессами.

- разумные личные ценности, ясные или адекватные современной реальности

- четкие личные цели: ясность в вопросах личной и деловой жизни; реалистичные жизненные цели

- упор на постоянный личностный рост: настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям

- навык решать проблемы: наличие эффективных стратегий принятия решений и способности решать современные проблемы

- творческий подход и способность к инновациям: изобретательность, способность генерировать количество идей, достаточное для решения проблем, умение использовать новые идеи

- высокая способность влиять на окружающих: обеспечить их поддержку и участие, влиять на их решения

- знание современных управленческих подходов

- способность руководить умение обучать и развивать подчиненных

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.[2]

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире: возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития; нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой; превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками; исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.[3]


II Практическая часть.
Приложение 1: Ноздренко Е.А. «Самоменеджмент в организации обучения студентов» // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 81-82

Приложение 2: Самохина А. А., кандидат философских наук, доцент

«Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения.»
В первой статье автор выдвигает тезис, согласно которому для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. После приведения краткой справки по терминологии, в тексте уточняется, что конкретно для данной области процесс формирования самоменеджмента предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию. Под самоопределением подразумевается познание студентом себя в процессе обучения и адаптации к новым знаниям и организационной культуре вуза, самоорганизация предполагает восприятие и усвоение знаний студента и организационной культуры факультета, на котором он учится, самомотивация может предполагать уточнение собственных профессиональных интересов студента и выбор специализации, и, наконец, самореализация может выражаться в изучении специальных дисциплин, прохождении практики и накоплении знаний для выполнения и защиты выпускной квалификационной работы на завершающем этапе обучения. Далее приводятся цели самоменеджмента в целом и актуальность данного вопроса в области обучения - в современной социально-экономической ситуации в России с достаточно высоким уровнем культуры необходимо совершенствовать систему образования, отказавшись от «знаниевой» модели обучения, основанной преимущественно на механистическом запоминании. В итоге статьи автор делает вывод, что без самоменеджмента студента на сегодняшний день невозможно эффективно организовать его обучение в вузе.
Во второй статье автор начинает с рассуждения об идеях, связанных с менеджментом, доминирующих в сфере государственного управления. Идея «люди – основа, фундамент успеха организации», в соответствии с текстом статьи, становится определяющей в современном бизнес-управлении. Силовая концепция происхождения власти в настоящее время признана уже достаточно устаревшей. Власть в современном обществе, отмечает автор, по большей части вырастает из знания. Далее следуют рассуждения о важности правильной самопрезентации политических деятелей и разбирается понятие самоменеджмента. Как вывод автор сообщает, что для того, чтобы человек научился эффективному самоменеджменту, необходимо прежде понять и осознать свое уникальное предназначение, решить для себя основные смысложизненные проблемы. В контексте управления человека своей жизнью, отмечает автор, её можно определить как балансирование на грани двух миров – мира эмпирического (повседневности, относительности) и мира абсолютного (абсолюта), как соединение в человеке этих миров. Система ценностей является для человека связью между двумя его ипостасями – духовной и телесной. В контексте же эффективного самоменеджмента речь необходимо вести не о ценностях, а сначала о принципах человеческого общежития, а еще раньше о фундаментальных принципах человеческого бытия. Человек взрослый, осознавая свою самостоятельность, адекватно определяет степень своей ответственности в жизни и, следовательно, свои обязанности перед собой, своими близкими. Поэтому человек может сказать: «Я никому ничего не должен, но я ответственен и поэтому обязан».

Самоуправление – это, прежде всего, воздействие человека на свое поведение с целью реализации своих жизненных планов. Поэтому самоменеджмент можно рассматривать как управление своей жизнью, продвижение к успеху. В статье приводится информация, что лучшие мыслители мира давно говорят о человеческом всеединстве, и как следствие выдвигается мысль - значит, можно предположить, что идею единения с другими, идею Я–Мы необходимо реализовывать и в политической сфере, и, следовательно, в государственном управлении, если его рассматривать как отношения субъекта и объекта, т. е. отношения людей – управляющих и управляемых. Народ – это не сумма людей, проживающих на данной территории, а сообщество людей, связь людей друг с другом. Именно на таких отношениях строится настоящая демократия. Самоменеджмент же как процесс управления собой предполагает умение находить баланс государственного, общественного и личностного интересов, не используя при этом манипулятивных управленческих технологий. Именно этому будущий чиновник и должен учиться в первую очередь.

Сравнительный анализ статей.

Первая статья имеет вид повествования с элементами рассуждения (Известно <…>, следовательно,<…>). Приводятся доводы, свидетельствующие об актуальности проблемы самоменеджмента у современных студентов, теоретические предпосылки и структурный анализ проблемы, по которому впоследствии автор предлагает пути возможных действий со стороны высшего учебного заведения, способствующие на его взгляд развитию интереса и самоконтроля студента в процессе образования.

Данная статья действительно может быть интересна для преподавателей и работников ВУЗа, сотрудничающих с молодежью. Несмотря на небольшой объем статьи, автор смог передать не только теоретический состав проблемы, но и практические методы её решения, используя примеры проведенных ранее исследований. Приводятся конкретные способы действий в организации как непосредственно учебного процесса, так и внеучебной деятельности.

Статья написана легко воспринимаемым языком, присутствующие в ней специфические термины приведены с последующим толкованием, что делает её доступной не только для опытных специалистов, увеличивая тем самым круг её использования.

Вторая статья имеет вид более публицистический – об этом свидетельствует обильное количество риторических вопросов (Так в чем состоит успешность? Что такое успех? Каковы его составляющие и факторы? Какова психологическая составляющая этого понятия?), уточнений (А человек (особенно взрослый, сложившийся), осознавая свою самостоятельность, адекватно определяет свою ответственность (степень своей ответственности) в жизни) и синонимов (понять и осознать свое уникальное предназначение (смысл жизни)), приводимых в тексте. Скорее, это предназначено для прочтения в лектории, нежели для индивидуального ознакомления. Статья изобилует не только теоретическими справками, но и рассуждениями философского характера, которые не столько мотивируют слушателя к размышлениям, сколько целенаправленно ведут его к необходимым выводам. При этом автор приводит обширное количество цитат и фамилий, что как бы подтверждает рассуждения и поднимает авторитет сказанного.

В целом, содержание статьи носит теоретический характер. Возможно, характер изложения данного текста исходит из сферы его применения, поскольку вполне соответствует среднестатистическому политическому выступлению. Тем не менее, статья не содержит практических советов для улучшения качества самоменеджмента государственных служащих и носит скорее полемический характер.

Приложение 1.

Ноздренко Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 81-82
Наиболее распространенными формами обучения студентов очной формы обучения в России на сегодняшний день являются аудиторные виды занятий, которые включают в себя лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Кроме этого, учебный план любой специальности или направления предусматривает выполнение таких самостоятельных внеаудиторных заданий как, написание рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Известно, что основным отличием вузовского обучения от школьного является самостоятельное изучение дисциплин, а другие формы способствуют повышению эффективности самостоятельной работы студента. Следовательно, для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. Знания должны не только преподаваться, но, главное - приобретаться. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент.

Самоменеджмент - это умение управлять собой. Прежде всего, это: самоорганизация, искусство управления собой и руководство процессом управления во времени, пространстве, общении, деловом мире. Процесс формирования самоменеджмента студента предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию.

Под самоопределением подразумевается познание студентом себя в процессе обучения и адаптации к новым знаниям и организационной культуре вуза. Учитывая, что научно-аналитические навыки человека формируются в возрасте 17 - 20 лет, когда человек обладает нужными предпосылками для освоения новой действительности, необходимо создавать условия для организации креативной внеуадиторной деятельности студента в вузе, тем самым, способствуя самоопределению студента. Это могут быть различные лаборатории, клубы по интересам принципиально в новом качестве, организованные совместно с действующими профильными предприятиями. Тем самым, возможно устранить явный отрыв учебного процесса от реальных социально-психологических и организационно-экономических процессов в социуме.

Самоорганизация предполагает восприятие и усвоение знаний студента и организационной культуры факультета, на котором он учится. Наряду с другими факторами, трудности в самоорганизации студента, как показывает практика, связаны с невысокими личностно-деловыми качествами студентов. Данную проблему вузы пытаются решить проведением организационно - воспитательной работы в форме разного рода внеаудиторных студенческих мероприятий по формированию навыков общения и коллективного решения разного рода задач. Так, организация и проведение таких корпоративных мероприятий как, «День факультета», «Посвящение в первокурсники» и т.д., является одной из форм самовыражения активных студентов. Однако данная форма работы со студентами не решает задачу формирования самоорганизации студентов в целом, поскольку известно, что участие в данных мероприятиях принимают не более 20 % студентов факультета, которые, как правило, являются лидерами. Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет организационная культура вуза.

Самомотивация может предполагать уточнение собственных профессиональных интересов студента и выбор специализации. Одним из способов самомотивации является самооценка студента. В процессе обучения необходимо осознавать степень проявления собственных способностей, умений и навыков, которые, безусловно, связаны с работоспособностью студента. Логично предполагать, что чем выше самооценка студента, тем продолжительнее его работоспособность, а это, в свою очередь, позволяет быть активным в усвоении новых знаний. Кроме целеполагания и мотивации на работоспособность оказывают влияние эмоциональная составляющая образования. Известно, что эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей студента. Поэтому творческая сторона познания жизни должна быть предусмотрена в учебных планах любой специальности в качестве факультативов, курсов по выбору или в национально - региональном компоненте. Такие дисциплины, как «Язык и история музыки», «Эстетика», «История мирового изобразительного искусства», и т.д. способствуют в процессе обучения сохранению эмоциональной составляющей студенческой жизни. Используя мотивационный механизм, можно достичь более высоких результатов с меньшими внешними затратами на обучение. Следовательно, профессорско - преподавательскому составу вуза необходимо учитывать личные особенности студента.

Самореализация может выражаться в изучении специальных дисциплин, прохождении практики и накоплении знаний для выполнения и защиты выпускной квалификационной работы на завершающем этапе обучения. Студент не учит уроки, а овладевает наукой через формирование научных подходов к познанию истины. Согласно принципу Парето 80 % позитивного эффекта достигается благодаря 20 % затрат на его достижение. Аналогично - 80 % удовлетворения в нашей жизни приносят 20 % затраченных сил - большая часть успеха студента будет результатом всего лишь нескольких шагов, развивающих его собственное мышление. Следовательно, для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу (накопление знаний), придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это означает, что обучаемуся человеку важно определить, в чем смысл полезного времяпровождения посредством расстановки приоритетов. Правильной расстановке приоритетов способствует самоменеджмент.

Основные цели самоменеджмента можно сформулировать следующим образом:

- максимально использовать собственные возможности;

- сознательно управлять течением своей жизни;

- уметь преодолевать внешние обстоятельства.

Самоменеджмент представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью, включающую последовательное применение эффективности, технологии, стратегии и философии. В то время как неудачник поддается воле обстоятельств, успешный студент сознательно творит свою жизнь. Самоменеджмент в его техническом, стратегическом и философском измерениях является универсальным инструментом такого творчества. В процессе самосовершенствования, как в студенческой, так и в личной жизни, следует учитывать, что многие работы дают выигрыш в деньгах, но только одна работа дает выигрыш во времени - работа над личной эффективностью.

В современной социально-экономической ситуации в России с достаточно высоким уровнем культуры необходимо совершенствовать систему образования, отказавшись от «знаниевой» модели обучения, основанной преимущественно на механистическом запоминании. Сегодня актуально внедрять инновационную модель обучения, основанную на использовании имеющихся способностей и внутренней мотивации к обучению («способностная» модель). Как ни один вид деятельности невозможен без использования способностей, мотивации и информации, так невозможно быть успешным, максимально самореализоваться без применения на практике основ самоменеджмента. Для некоторых людей достаточно их собственных знаний и случайной информации, получаемой из окружающей среды. Для студентов знания и информация, полученная в вузе, являются необходимой основой дальнейшего профессионального совершенствования. Известно, что профессионализм как черта поведения человека начинает складываться именно в процессе обучения. Знаниями становится лишь та информация, которая структурирована, нужна своим владельцам, используется ими по определенным правилам и, главное, содержит в себе их отношение к этой информации. Это во многом зависит от интереса, увлеченности студентов обучением, что, безусловно, развивает способности, формирует навыки и умения, необходимые для самореализации. Таким образом, без самоменеджмента студента на сегодняшний день невозможно эффективно организовать его обучение в вузе.

Приложение 2

Самохина А. А., кандидат философских наук, доцент

Самоменеджмент государственного служащего:

к проблеме обучения
Все чаще можно услышать рассуждения государствоведов о том, что в государственном управлении необходимо использовать эффективные технологии менеджмента, применяемые в бизнесе. А сейчас главной задачей для любого менеджера становится эффективное управление персоналом. Именно управлению персоналом, работе с персоналом посвящены в последние годы разработки в области менеджмента (концепции «организационного развития», «организационного поведения», «организационной культуры» и т. д.).

Идея «люди – основа, фундамент успеха организации» становится определяющей в современном бизнес-управлении. И если к этой мысли пришли специалисты в области управления бизнесом, то к этому же и придут (или их на то подвигнут) и специалисты в области государственного управления, а следовательно, и политики. Ведь чиновник работает в системе «человек – власть – человек». Он воздействует на людей, их судьбы, его изначальное предназначение – трудиться для улучшения условий и качества их жизни. В конечном счете, именно политики и государственные служащие несут ответственность за состояние общества в целом. При этом для реализации своих функций, обязанностей чиновник обязательно пользуется и определенным объемом властных полномочий.

Вообще в современных общественных отношениях источником власти человека над человеком (как, впрочем, и над материальным миром) нельзя считать силу. Силовая концепция происхождения власти в настоящее время признана уже достаточно устаревшей. Как минимум, ее корректирует волевая трактовка, согласно которой воля народа как субъекта власти, широко употребляемая в современной политико-правовой сфере, по сути подразумевает мнение большинства, выявленное путем голосования, а не с помощъю некоего физического, экономического, военного могущества. Власть в современном обществе по большей части вырастает из знания. «Состояние прогресса, известное как «цивилизация», является не чем иным, как знанием, накопленным (человеческой – С.А.) расой» (Н. Хилл).

Народ избирает главой государства – президентом – своего представителя, считая, что он знает, как руководить государством таким образом, чтобы оно (государственные органы, должностные лица) эффективно реализовывало свою функцию управления обществом. Все политики во время избирательных кампаний пытаются убедить электорат, что они знают и умеют решать проблемы своих избирателей, что они знают, как надо управлять, что они умеют управлять. Поэтому именно политики и государство, а значит, государственные служащие ответственны за состояние общества в целом. Следовательно, при подготовке государственных чиновников необходимо учить студентов этой ответственности, то есть надо начинать с себя, с самоменеджмента.

Что же такое самоменеджмент? Если попытаться дать совсем короткое определение, то самоменеджмент можно определить как управление своей жизнью.

Существует множество написанных книг по этому поводу, в которых можно встретить более или менее глубокие рассуждения об этом (Р. Кийосаки, Зиг Зиглар, С. Кови, Н. Хилл, Ли Якокка, Б. Берд и др.). Но когда дело касается методик, того, как достигнуть успеха, в конце концов, почти все авторы признают, что решающим фактором в эффективном проживании жизни является умение распоряжаться своим временем.

В контектсте самоменеджмента можно рассматривать и ортобиотику, и стресс-менеджмент, и имидж руководителя, работу в команде, рационализацию умственного труда, формы и способы общения, управление карьерой. Но основой самоменеджмента все-таки является тайм-менеджмент. Самоменеджмент начинается с навыков рационального управления своим временем, а значит, решает двоякую задачу. С одной стороны, необходимо эффективно использовать то время, что есть у каждого в запасе. С другой - продлить себе активную жизнь, т. е. увеличить жизненное время.

Но для того, чтобы человек научился эффективному самоменеджменту, необходимо прежде понять и осознать свое уникальное предназначение (смысл жизни), решить для себя основные (а есть ли не основные?) смысложизненные проблемы.

В мире за всю историю человечества написано огромное количество книг о цели и значении личной жизни, о смысле жизни. Периодически появлялись и становились популярными различные течения мысли, исследующие проблемы человеческого бытия и существования. Но смысложизненные проблемы потому и входят в категорию вечных философских проблем, остающихся фундаментальными на протяжении всей истории человечества, потому что каждое поколение человечества призвано вновь и вновь искать и предлагать современникам свое решение.

Человека, скорее всего, пугает, угнетает сама возможность ощущения бессмысленности своего существования, ощущения потери жизненного смысла или невозможности его найти. Человек боится пустоты своего бытия. Ему почему-то необходимо чувство наполненности, заполненности своего бытия (возможно, и качество содержания этого бытия его не всегда волнует). И он вновь и вновь ищет способ самовыражения, способ самореализации. И пытается связать решение повседневных, эмпирических проблем со смыслом жизни, установить между ними связь.

Возможно, для многих цель стать самим собой уже является попыткой наполнить свою жизнь смыслом, содержанием. А быть самим собой становится смыслом жизни человека, смыслом человеческого бытия, самореализацией. Конечно, можно попытаться скоррелировать понятия становление и бытие. Стать и быть суть процесс и неизменное? Процесс есть движение к неизменному? Неизменное вбирает в себя процесс как свою часть? Становление есть часть бытия? Человеческое бытие есть лишь одно из проявлений жизни? Без человека – без его сознания, подсознания и тела – нет жизни, жизнь как явление не существует? (А как же другие живые существа – животные, например, – не существуют? Или это другое проявление жизни? Тогда жизнь многолика? Многоаспектна? Тогда что же такое жизнь? Это движение? Это действие?)

Но не будем углубляться в весьма интересную проблему природы и феноменологии человеческого бытия. Нас интересует конкретно проблема управления человека своей жизнью. И в этом контексте жизнь человека можно определить как балансирование на грани двух миров – мира эмпирического (повседневности, относительности) и мира абсолютного (абсолюта), как соединение в себе (в человеке) этих миров. Без человека этого соединения не происходит.

Но ведь в каждом человеке доля повседневного существования и доля абсолютного, вечного разные. Кто-то живет повседневностью, эмпирией и не думает о трансцендентном. Кто-то погружен в раздумья о вечном, неизменном и во всем ищет глубинный смысл бытия. Более того, один и тот же человек в различные периоды своей жизни то в большей степени живет повседневностью, то вдруг начинает искать в своем существовании смысл. Что же в человеке соединяет эмпирическое существование и абсолютное бытие? Что соединяет чувства и разум (эмоции, рассудок и интуицию)?

Видимо, система ценностей и является для человека связью между двумя его ипостасями – духовной и телесной. Мы же живем в такое время, когда привычные ценности (система ценностей), на которых воспиталось несколько поколений советских людей, подверглись переосмыслению. Но существуют общечеловеческие ценности, практически идентичные в различных религиях, этических, философских системах, и которые могут служить для людей ориентирами поведения, ориентирами во взаимоотношениях с людьми.

Но, возможно, в контексте эффективного самоменеджмента речь необходимо вести не о ценностях, а сначала о принципах человеческого общежития, а еще раньше о фундаментальных принципах человеческого бытия (или об онтологических структурах человеческого бытия). Эти структуры человеческого бытия являются основанием принципов человеческих взаимоотношений, на базе которых человек и определяет для себя систему ценностей.

В любом случае, прежде всего мы должны помнить, что человек – это высшая ценность и цель. Поэтому, если и когда человек родился в стране, государство (любое цивилизованное, т. е. более или менее социальное) обязано ему обеспечить реализацию его прав. Не человек живет для государства, а государство существует для человека, хотя бы уже потому, что народ (т. е. люди) является источником власти в государстве. Конечно, объективно существуют различные типы личности – тип предпринимателя, готового рисковать, брать на себя ответственность, и патерналистский тип личности, который предпочитает не брать ответственность за свое благополучие и в большей степени надеется не на себя, а на государство.

Однако ответственный человек определяет, прежде всего, себя, а потом уже других. Может быть, поэтому многим не нравится, когда им говорят: «Ты должен». Думается, что это обращение воспринимается отрицательно как взрослыми, так и детьми. Только изначальное материальное и психологическое преимущество взрослого перед ребенком заключается в том, что он в силу своего жизненного опыта, разумения, знаний, степени и объема своей ответственности, в силу своей приобретенной самодостаточности находит в себе силу более открыто и более часто противостоять этому долженствованию, протестовать против него.

Так почему сознательно или неосознанно практически любому человеку не нравятся слова ты должен, твой долг? Может быть, когда человеку говорят ты должен, он воспринимает это как посягательство на свою самостоятельность, на право самоопределения, на свою свободу. Ты должен – тебе дают указания, установку, навязывают свою (значит, чужую) волю, свое понимание ситуации.

А человек (особенно взрослый, сложившийся), осознавая свою самостоятельность, адекватно определяет свою ответственность (степень своей ответственности) в жизни и, следовательно, свои обязанности перед собой, своими близкими, другими (чужими). Поэтому человек может сказать: «Я никому ничего не должен, но я ответственен и поэтому обязан». Отдать долг Родине – видимо, тоже популистская расхожая фраза советского периода Российского государства. Почему, совершенно случайно родившись в том или ином месте, предопределенно человек уже что-то должен за сам факт своего рождения?

А самоуправление – это, прежде всего, воздействие человека на свое поведение с целью реализации своих жизненных планов. Поэтому самоменеджмент можно рассматривать как управление своей жизнью, продвижение к успеху. Ведь успех – это не только результативное, но и эффективное проживание своей жизни. Этому в процессе воспитания так называемой социализации учат определяющие нас родители, взрослые, как они сами понимают этот феномен. Поэтому понимание успеха, понимание того, как надо управлять своей жизнью, вырабатывается у каждого из нас. И каждый из нас хочет быть в жизни успешным. И каждый владеет определенными методиками достижения успешности.

Так в чем состоит успешность? Что такое успех? Каковы его составляющие и факторы? Какова психологическая составляющая этого понятия? Нуждается ли в достижении успеха каждый человек? Каждый ли может его достичь? Действительно ли так важно человеку быть успешным в жизни? Что необходимо человеку иметь, каким быть, чтобы он мог сказать: «Я достиг успеха». От чего зависит успех?

Исходя из повседневных наблюдений, из чисто эмпирических исследований того, каким образом наиболее выдающиеся люди Америки (в бизнесе, политике, особенно в бизнесе, поскольку в бизнесе труднее применять грязные методы обмана, манипуляции) достигали и достигают успеха, американские ученые приходят к выводам, почти идентичным идеям русских философов. Единение каждого с каждым, единение всех со всеми, т. е. человеческое всеединство. Умение вести переговоры, находить компромисс, гармонию в отношениях с другими, т. е. устанавливать отношения Я–Мы.

Таким образом, управление собой объективно включает и необходимость выстраивать взаимоотношения с другими людьми. И тогда жизненный успех можно определить как достижение своей главной цели без причинения вреда другим людям, а необходимейшей предпосылкой успеха рассматривать единение человека с другими людьми. Поэтому достижение жизненного успеха вполне возможно ассоциировать с реализацией смысла жизни человека. А единение с другими людьми – условие и основа реализации смысла жизни. Способность привлечь других к взаимодействию в духе гармонии – основа силы человека, которая дает ему возможность достичь жизненного успеха. Умение вести переговоры в гармонии с другими людьми считается самым великим искусством в жизни.

Удивительно, но мышление многих американцев в конце XX века подверглось трансформации. Философию прагматизма постепенно заменяет метафизика жизненного успеха, поразительно близко подходящая к философским идеям русских философов конца XIX – начала XX вв. Правда, не имея (лишенная) такой основательной трансцендентно-религиозной окраски.

Если люди начали понимать, что для успешного ведения бизнеса, т. е. в экономической сфере, необходимо устанавливать отношения единения (Н. Хилл). Если люди начинают понимать, что для достижения успеха в жизни как таковой (в целом), т. е. в общественной жизнедеятельности, в социокультурной сфере необходимо единение с другими (Стивен Кови). Если лучшие мыслители мира давно говорят о человеческом всеединстве, значит, можно предположить, что идею единения с другими, идею Я–Мы необходимо реализовывать и в политической сфере, и, следовательно, в государственном управлении, если его рассматривать как отношения субъекта и объекта, т. е. отношения людей – управляющих и управляемых. И мы можем смело утверждать, что субъект и объект в данном случае понятия относительные, поскольку именно объект является источником, возможностью субъекта быть субъектом, т. е. именно объект дает возможность и право субъекту быть субъектом.

Но народ – это не сумма людей, проживающих на данной территории, а сообщество людей, связь людей друг с другом. А если это взаимосвязь, то и взаимодействие, а следовательно, взаимозависимость, взаимовоздействие и, в конце концов, взаимоопределение. Поэтому единение людей предполагает их равноправие, предполагает партнерские, т. е. равные отношения (в том числе и между властью и народом). Именно на таких отношениях строится настоящая демократия. Самоменеджмент же как процесс управления собой предполагает умение находить баланс государственного, общественного и личностного интересов, не используя при этом манипулятивных управленческих технологий. Именно этому будущий чиновник и должен учиться в первую очередь. Иначе о настоящей демократии как политическом режиме и способе государственного устройства мечтать не приходится.
Заключение.

В данной работе рассмотрено понятие самоменеджмента на примере двух конкретных статей. В ходе анализа было выявлено, что одна из статей более практикоориентирована, помимо этого они имеют различные стилистические оттенки. Это делает их доступными для восприятия несколько разного круга читателей. Можно сделать вывод, что они направленны на отличные друг от друга сферы деятельности. Тем не менее, в силу актуальности проблемы самоменеджмента в настоящее время, оба текста могут быть интересны для ознакомления людям, в чьих профессиях важно управление временем и собственными ресурсами.

Список литературы.

1. Джулия Моргенстерн Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2001.

2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 320 с

3. Хроленко А.Т. Самоменеджмент. М.: Экономика




Скачать файл (46.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации