Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Голянд И.Л. Менеджмент Управление предприятием - файл n1.doc


Голянд И.Л. Менеджмент Управление предприятием
скачать (145.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1004kb.18.03.2005 15:25скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Министерство образования Российской Федерации

Красноярский государственный технический университет

Менеджмент

(управление предприятием)

II часть

Учебно-практическое пособие


Составитель: И.Л. Голянд

Красноярск, 2005 г.

АННОТАЦИЯ
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент», раздел «Управление предприятием», предназначено для студентов специальности 0601100 «Менеджмент организации» всех форм обучения.

Пособие включает в себя:

  • Методические указания для студентов, определяющие цели и задачи курса по темам; контрольные вопросы; график текущего контроля знаний, рейтинговая оценка знаний, список литературы;

  • Тест входного контроля;

  • Курс лекций и практикум по темам дисциплин.

Методические указания для студентов.

Тест входного контроля

Курс лекций
Содержание
Тема 1. Управление предприятием

    1. Роль управления.

    2. Сущность процесса управления

    3. Методы управления

    4. Цели управления

    5. Задачи управления предприятием.

    6. Принципы управления

    7. Системы управления предприятием.

1.8. Практикум по теме

Тема 2. Типология организационных структур

    1. Концепция организационных структур управления

    2. Формы организационных структур

    3. Виды организационных структур управления

    4. Организационная структура предприятия

    5. Типы производственной структуры

    6. Экономическая эффективность совершенствования управления

    7. Оценка эффективности системы управления

    8. Практикум по теме

Тема 3. Функции менеджмента

    1. Понятие и классификация функций управления

    2. Содержание общих функций управления

    3. Содержание функций по сфере деятельности

    4. Содержание функций по признаку объекта управления

    5. Основные принципы общих функций управления

    6. Принципы формирования типового звена управления по сфере деятельности

    7. Процесс адаптации функций и структуры управления

    8. Практикум по теме

Тема 4. Информационное обеспечение управления

4.1.

Тема 1. «Роль управления предприятием» 6

Тема 2. «Организационные структуры предприятия» 6

Схема 4. Факторы возникновения квазимонопольного эффекта 29

Схема 5. Концепция эффективности 34

ПОДХОД 35

Изучаемые факторы 35

Влияние фундаментальных наук 35

Схема 1. Системный подход к управлению 36

Рабочие 36

Схема 2. Модель структуры 36

Схема 3. Оргструктура предприятия 37

Схема 4. Структура, ориентированная на потребителя 46

2.4. Организационная структура предприятия 46

ОМЗС 47

ОМТС 47

ТЗО 47

Бухгалтерия 48

Рабочие места 48

Схема 5. Организационная структура общества 48

Предприятие 50

Основные 50

Выпускающие 50

Схема 6. Технологическая схема производства 51

Характеристики организации и технологии производства 52

Б. Организация 52

Ресурсы 79

Подготовка решения 89

Анализ проблем 99

Тема 5. Стратегия управления

    1. Сущность стратегии

    2. Объекты стратегического управления

    3. Проблемы стратегического управления

    4. Процесс планирования стратегии

    5. Формирование стратегических целей организации

    6. Факторы стратегии

    7. Элементы стратегии

    8. Практикум по теме

Тема 6. Управленческие решения

    1. Понятие об организационном решении

    2. Цель организационного решения

    3. Классификация организационных решений

    4. Подходы к принятию решений

    5. Механизм принятия управленческих решений

    6. Основные стадии подготовки принятия управленческих решений

    7. Методы принятия управленческих решений

    8. Анализ как средство выбора решения

    9. Принятие решения в управлении

    10. Практикум по теме


Министерство образования Российской Федерации

Красноярский государственный технический университет

Менеджмент

(управление предприятием)

II часть

Методические рекомендации по работе

с курсом для студентов

Составитель: И.Л. Голянд

Красноярск, 2001 г.
1. Цель преподавания дисциплины
Подготовка специалистов-менеджеров, экономистов в области понимания философии, менеджмента на этапах функционирования производственно-хозяйственных структур. Адаптация специалиста к особенностям внутренней и внешней среды; научить умению активного поиска, эффективных вариантов решений производства реализации товаров и услуг; развивать в студентах концепцию организации производственного процесса.
2. Задачи изучения дисциплины
Научить понимать основные принципы и функции менеджмента; схема организационных структур; распределять полномочия; определять формы участия работников в управлении.

Знать роль каждого отдела в организации; положение организации в отрасли, в обществе, в деловой и социальной среде.

Уметь обрабатывать информацию, оценивать возникающие ситуации; выделять важнейшие факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий; иметь способности к планированию.


3. Содержание рабочей программы

Тема 1. «Роль управления предприятием»


Сущность процесса управления. Методы управления. Цели управления. Задачи. Принципы. Функции управления, состав и содержание. Система управления и ее элементы. Организация управления.

Средства достижения управляемости системы. Управление на основе контроля. Принципы эффективного менеджмента. Технология управления: по целям, по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, управление в исключительных случаях, на базе активизации деятельности персонала, на базе «искусственного интеллекта».

Контрольные вопросы

  1. Сущность процесса управления.

  2. Понятие и виды целей управления.

  3. В чем заключаются задачи управления?

  4. Состав и характеристика принципов управления

  5. Система управления.

  6. Техническая система управления.

  7. Технологическая система управления.

  8. Экономическая система управления.

Тема 2. «Организационные структуры предприятия»


Понятие организационной структуры. Принципы департаментализации. Проектирование оргструктуры. Системный подход к организационной структуре. Традиционная форма организации управления, правила создания устойчивости организационной структуры, руководство по разработке оргструктуры. Типы производственных структур.

Контрольные вопросы

  1. Для чего разрабатывается оргструктура предприятия?

  2. Принципы формирования оргструктуры.

  3. Типы оргструктур.

  4. В чем заключаются недостатки традиционной формы организации управления?

  5. Правила создания устойчивой организационной структуры?

  6. Типы производственных структур.

Тема 3. «Функции управления предприятием»


Понятие и классификация функций управления. Содержание общих функций управления. Цепочка управленческих функций. Содержание функций по сфере деятельности. Содержание функций по виду объекта управления.

Контрольные вопросы

  1. Три классификационных признака функций управления.

  2. Общие функции управления.

  3. Принципы формирования функций по сфере деятельности.

  4. Какие специалисты относятся к линейным руководителям и чем они занимаются?

  5. Формирование функций по объекту управления.

Тема 4. «Стратегический менеджмент»


Стратегия и её сущность. Объекты стратегического управления. Проблемы стратегического управления. Факторы и элементы стратегии. Стратегические альтернативы. Виды стратегий. Классификация стратегий. Анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ портфеля заказов. Стратегический анализ. Глобальные стратегии конкуренции. Характеристика «портфельных» стратегий. Функциональные стратегии. Реализация стратегии. Стратегическое управление «организационным развитием». Технология «кластерного управления».

Контрольные вопросы

  1. Что включает в себя понятие «стратегия»?

  2. Этапы стратегического управления.

  3. Что является объектами стратегического управления?

  4. В чем заключаются проблемы стратегического управления?

  5. Порядок реализации деловой стратегии организации.

  6. Факторы стратегии.

  7. Виды стратегий.

  8. Классификация стратегий.



Тема 5. «Принятие решений в управлении»


Понятие управленческого решения. Решения, типичные для функций управления. Аналитическая схема принятия решений. Сущность основных этапов процесса принятия решений. Технологическая схема принятия решений. Метод прогнозирования решений. Организационные решения. Походы к принятию решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Анализ проблем системы управления предприятием. Методы принятия решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Контрольные вопросы


  1. Понятие и виды управленческих решений.

  2. Подходы к принятию решений.

  3. Механизм принятия управленческого решения.

  4. Три схемы процесса принятия решений.

  5. Методы принятия решений.

  6. Стадии управленческого решения.



Рекомендуемая литература
Основная


  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994.

  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Юрист, 1996.

  3. Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Аквердина Р.З. Менеджмент организации. М., ИНФРА-М, 1996.

  4. Гречикова И.Н. Менеджмент. М., 1995.

  5. История менеджмента / Под ред. Д.В.Валового. М.: ИНФРА-М, 1997.

  6. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. Тольятти, 1992.

  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. МГУ, 1995.

  8. Роджерс Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1994.

  9. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Практикум по курсу менеджмента. М.: Зерцало, 1998.

  10. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. М.: ИНФРА-М, 1999.


Дополнительная


  1. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М.: Экономика, 1990.

  2. Пасько Н.И., Скоробогатова Т.А., Скоробогатов В.В. Менеджмент: Учебное пособие. Саратов, 1994.

  3. Рогинский В.М. Основы теории управления: Учебное пособие. Норильск, 1991.

  4. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Изд-во: МП «ЭНИС 2», Минск, 1992.

  5. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М.: 1994.

  6. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 1998.

  7. Цыгичко В.Н. Руководителю – принятие решений. М.: Патент, 1996.

  8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

  9. Дональд Хэй, Дерик Моррис. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2-х т.


КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Понятие об управлении предприятием

    1. Роль управления


Необходимость в управлении появилась одновременно с формированием человеческого общества, как только люди стали объединяться в группы для совместного труда. Из глубины веков человечество начало познавать науку управления. Дорога эта была нелегкой.

Рождение современной науки управления производством обязано ряду источников, вливающихся в нее тремя мощными потоками. Первый поток - наука управления обществом. Важнейшая ее часть - основа управления социально-производственными системами. Второй поток - наука управления техническими системами (автоматическое регулирование), рассматривающая процессы, протекающие в машинах и механизмах при их работе. Третий поток знаний идет от сравнительно молодой науки об общих законах управления в живом мире, технике и социальных системах - кибернетики. От этой науки пришел ряд новых идей, главные из которых - рассмотрение управления как информационного процесса, раскрытие роли обратной связи и др.

Нельзя эффективно руководить производством, экономикой без овладения наукой управления, без знаний закономерностей теории управления. По субъекту управления паука управления относится к общественным наукам. По объектам управления наука управления может быть причислена к общественным, естественным и техническим наукам. Поэтому ее можно отнести к типу интегральных наук, развивающихся на стыке общественных, естественных и технических наук.

Сам процесс управления представляет собой упорядоченную деятельность, приводящую к желаемому результату. Всякое управление должно быть целенаправленным на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства (схема 1.)



Менеджмент-стиль хозяйственной деятельности




Цель - наивысшая эффективность




Основные функции - принятие решений и их реализация




Объекты управления:

Материально-вещественные

Информационные

Человеческие




Принципы:

Стратегия

Интеграция личных интересов

Создание системы


Схема 1.
Управление существует при любом общественном строе. Однако цели, принципы и границы управления, его формы и методы зависят от экономических и политических основ, господствующих в той или иной формации.

Предметом изучения является процесс воздействия на объект управления, или процесс управления людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Особенностью содержания управления является выделение закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства.

Управление является одной из форм производственных отношений и всегда выражает конкретную социально-экономическую обстановку в обществе. Поэтому процессы управления рассматриваются в конкретных исторических условиях.

Управление затрагивает ряд областей жизни и деятельности общества. Естественно, что одной из методологических основ при исследовании обобщения практики в области управления является комплексный подход к управлению предприятием.

Предприятие - сложная динамическая система. При анализе деятельности всей системы или отдельных ее частей, а также при проектировании новых моделей управления необходим системный подход к явлениям. Нельзя решать вопросы управления, не учитывая особенностей действия всей системы, ее частей, ее связи с другими системами.

Предприятие, независимо от его масштаба, формы собственности, является системой и отличия этих систем не только в размерах, но и в степени сложности связей. Нельзя рассматривать предприятие как случайное организационное объединение внутренне не связанных между собой частей - цехов и служб. Это соединение создает качество, необходимое для достижения целей, ради которых создается система. Отдельные элементы не имеют качеств, присущих всей системе. Например, каждый отдельный цех предприятия, будучи его частью, не может создать продукта, который производит предприятие в целом с помощью всех цехов и служб.

Предприятие, будучи системой, должно отвечать требованиям, которые необходимы для осуществления целей, поставленных перед ним.

В процессе проектирования предприятия создаются как целостные механизмы - мощность и технический уровень, которые пропорциональны друг другу. Спустя некоторое время после начала своей деятельности под воздействием объективных условий - научно-технического прогресса, развития предприятия, изменения продукции, пропорции могут нарушаться. Иногда эти изменения могут разрушить эту систему, поскольку цель, поставленная на первоначальном этапе, уже выполнена.

Следовательно, в процессе управления нельзя не учитывать, что предприятие, будучи системой, состоит из пропорционально соотносительного количества определенных элементов производства.

Любая важная задача в развитом обществе осуществляется в организованных и управляемых организациях. Менеджмент не является изолированной особенностью деятельности. Он представляет собой последовательную совокупность действий, характерных как для коммерческих, так и бюджетных организаций.
1.2. Сущность процесса управления предприятием
Любой процесс в природе - физический, химический, социальный, мыслительный и т.п. развивается и протекает по некоторым присущим ему закономерностям. Однако в силу всеобщей связи между явлениями в природе на него воздействуют и он сам воздействует на другие процессы. В результате таких воздействий происходят различные отклонения от первоначального развития процесса, т.е. он протекает по более сложным закономерностям.

Все внешние воздействия на процесс можно разделить на случайные и управляющие. Случайные воздействия не преднамеренны, они являются лишь следствием некоторого взаимодействия, взаимного влияния двух или более процессов. В противоположность этому управляющие воздействия специально предназначены для изменения хода того процесса, на который они направлены.

Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управлением.

Управление предполагает, что имеется орган, вырабатывающий по мере необходимости управляющие воздействия, и объект управления, на изменение состояния которого и направлены управляющие воздействия.

Орган управления называют системой управления, объект управления - управляя мои системой.

Процесс управления представляет собой взаимосвязанную совокупность следующих составных частей или этапов управления:

1) получение информации,

2) анализ информации,

3) формирование управляющего воздействия,

  1. осуществление управляющего воздействия.

Этап получения информации - это любые необходимые действия, связанные со сбором, регистрацией, накоплением, агрегацией и т.д. информации, а также любые необходимые преобразования её из вида, доступного наблюдению, в вид, пригодный для анализа.

Этап анализа информации - это любые необходимые действия, связанные со сравнением фактических текущих данных о состоянии управляемого объекта и внешней среды с задающими параметрами управления плановыми, нормативными, прогнозными и т.д. показателями), включая и формирование переменных задающих параметров (расчеты, прогнозирование и т.д. ), с целью выявления необходимости формирования значимого управляющего воздействия.

Этап формирования управляющих воздействий - это любые необходимые действия, связанные с определением пространственных и временных характеристик воздействия на убавляемый объект с целью достижения его заданного состояния.

Этап осуществления управляющих воздействий - это любые необходимые действия, связанные с непосредственным приведением управляемого объекта в заданное состояние.

Основным контуром управления служит прямая и обратная связь. Прямая связь - канал передачи управляющего воздействия от управляющего объекта к управляемому. Обратная связь - это канал передачи информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды от управляемого объекта к управляющему.

В управлении неизбежны различные возмущения, возникающие вследствие внешних и внутренних причин и обусловленные колебаниями ресурсов, моральными факторами.

Процессы управления, протекающие на предприятии, имеют следующие особенности:

1. Они очень многообразны:

от управления коллективом предприятия в целом до управления отдельным человеком;

от управления в большом временном интервале до управления ежедневной деятельностью;

от управления исследованиями в области создания новых видов продукции до управления сбытом продукции.

2. Процессы управления многомерны:

первая группа подходов изучает содержательную сторону процесса управления;

вторая группа изучает организационную сторону;

третья группа изучает технологическую сторону;

четвертая группа анализирует процесс управления.

Управление предприятием реализуется как система целенаправленных воздействий в виде заданий по изготовлению продукции, определения норм расходов ресурсов, установления правил взаимоотношения между работниками, между потребителями и изготовителями. Назначение этих воздействий - достижение конечного результата, т.е. получение необходимого объема и состава потребительских стоимостей на определенном уровне общественно-необходимых затрат. Управление постоянно решает следующие задачи:

1. Как организовать структуру управления.

2. Как правильно распределить функции между отдельными работниками.

3. Как организовать структуру труда работников.

4. Как наладить межличностные отношения.

5. Как побудить людей стараться.



На основе личных контактов




Возраст










Посредством документов




Стаж










С помощью технических средств




Звание

(квалификация)










Подчиняемость




Вертикальная мобильность




Управляемость




Сплоченность




Самостоятельность










Связь личных доходов с доходами компании




Самостоятельность в исполнении










Уменьшение дифференциации




Самоуправление










Теснота взаимодействия




Исключение произвола руководителей


Схема 2.Внутренние свойства управляемости

1.3. Методы управления
Под методом управления понимают способ реализации управляющего воздействия или способ постижения целей управления предприятием и его работниками. Метод управления отвечает на вопрос, каким образом рационально воздействовать на работника, чтобы принятое решение было выполнено в заданные сроки и с высшим качеством.

Методы управления - это конкретные пути, способы, приемы воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

Методы складываются в определенный организационный механизм, который формируется на рыночной основе: экономический, административный, организационный, социально-психологический. Исходя из этого определения выделяются методы.
1.3.1. Экономические методы
Основаны на использовании экономических механизмов регулирования поведения людей, когда экономические цели людей и организации совпадают. Деятельность людей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты труда. В экономической системе установлено устойчивое равновесие между ценами и результатами. На первый план выходят экономические нормативы; расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в области материального стимулирования, ценообразования и т.п.

Наиболее характерная черта экономических методов управления -это категории выгоды и материальной заинтересованности, активизации товарно-денежных отношений. Опора на экономические интересы участников производства - решающее условие социально-экономического и научно-технического прогресса страны.

Основополагающим экономическим методом управления является хозяйственная самостоятельность и самофинансирование.

Хозяйственная самостоятельность - это механизм согласования разнообразных экономических интересов с помощью мотивации трудовой деятельности работника, предприятия, региона.

Главная черта состоит в том, что с помощью товарно-денежных отношений обеспечивается соответствие между результатами деятельности предприятий и величиной ресурсов, которые находятся в его распоряжении.

Самофинансирование - означает, что все затраты финансируются предприятием из своих средств ( или кредитов, за которые приходится в конечном счете рассчитываться тоже из своего кошелька). Чтобы этих средств хватило на нормальное существование, расходы, понесенные предприятием, должны окупаться за нормативный срок или быстрее. Следовательно, нужна не любая прибыль, а минимум нормативная. Если же величина прибыли будет меньше, то предприятие окажется малорентабельным или убыточным.

Самофинансирование включает самоокупаемость. Чтобы самофинансирование осуществлялось, необходимо обеспечить жизнеспособность хозяйственного механизма. Самофинансирование невозможно без самопланирования, которое включает: самоопределение профиля работы; самопланирование снабжения, производства, сбыта, цен.

Если этого не будет, предприятие может заявить, что результаты самофинансирования плохи не вследствие его упущений, а из-за решений сверху - неудовлетворительного снабжения, низких цен и т.д.

Самофинансирование требует участия масс в управлении. Иначе коллективы спишут свои низкие финансовые показатели на самоуправство сверху.

Таким образом, самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление образуют самостоятельность. В свою очередь, самостоятельность способствует самосохранению, саморазвитию, самодисциплине (самоответственности).

Механизм самофинансирования предприятия неразрывно связан с прибылью, которая является конечным финансовым результатом его хозяйственной деятельности и выступает основным источником развития производства и образования фондов социального развития коллектива.
1.3.2. Организационно-распорядительные методы управления
Эти методы основаны на власти, дисциплине и ответственности и опираются на обязанность (обязательность), поскольку за ней стоит сила власти. Даже в условиях широчайшего распространения экономических методов управления часть административных методов сохранится - в своих конкретных действиях человек должен исходить из понимания того, что дисциплина, порядок, ответственность необходимы.

Административное воздействие осуществляется в следующих формах:

- прямое административное указание, имеющее обязательный характер и адресованное конкретным лицам (управляемым объектам) в конкретной ситуации,

- установление регламентации, регулирующих деятельность подчиненных выработка стандартных процедур административного воздействия.

Регламентирующее воздействие может осуществляться в форме приказа, распоряжений, стандартных административных процедур и форм документов, методических указаний, рекомендаций и советов.

Наиболее категоричная форма административного воздействия, обязывающая выполнять предписанное в установленные сроки, - приказ. Невыполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции.

Практика показала, что преувеличение роли административного воздействия, ослабление его связи со средствами активизации трудовой деятельности создает условия для волюнтаризма и субъективизма. В свою очередь, административный волюнтаризм рано или поздно подрывает экономическую активизацию.
1.3.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы опираются на объективные законы развития социальных отношений и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социально-массовые процессы на уровне трудового коллектива, его подразделений, группы; работников, отдельного человека. Социально-психологические методы предусматривают:

- изучение и реализацию творческого потенциала личности;

- изучение групповой динамики и регулирование на этой основе межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, создание в нем благоприятного морального климата;

- использование социально-психологических особенностей стимулирования труда; .

- использование социально-психологических принципов при формировании коллективов;

- реализация социальных предпосылок улучшения трудовой активности: установление строгого контроля со стороны коллектива за мерой труда и мерой потребления, улучшение жилищных условий трудящихся, повышение их образовательного уровня, создание благоприятных условий труда и др.

Искусство применения методов управления требует постоянного поиска, имея в виду, что шаблонность и стереотипность таких методов приводит к возникновению "эффекта накопления погрешностей" или "эффекта привыкания".

Методы управления реализуются на основе обработки получаемой информации и выбора рациональных решений. Вся информация, циркулирующая на предприятии и необходимая для управления представляет собой информационную систему. Информационная система построена на основе производственных методов управления. Исходя из общих организационных методов управления организации формируются производственные методы, табл. 1.

Таблица 1


1.3.4. Производственные методы управления


Методы управления

Параметры

Нормы

Обратная связь

Управление по объему затрат

Детальное распределение затрат

Нормы затрат

Анализ отклонений

Перспективное управление

Последовательность видов деятельности, сроки выполнения

План выполнения

Отклонения от заданного

Контроль качества

Характеристики качества

Спецификация, объем заказов

Тенденция отклонения.

Управление работами по ТОиР

Сроки выполнения

График выполнения

Отклонения


Методами управления руководитель может пользоваться по своему усмотрению. Его право - выбрать те методы, которые он считает разумными и эффективными в данной ситуации. Он их может применять или не применять по своему желанию. Обычно он использует те методы управления, которыми лучше владеет, к которыми больше привык, сам проверил.

Более того, совершенно недопустимо случайное, скачкообразное использование тех или иных методов управления (психологических, экономических, организационных).

Как поступает грамотный руководитель? Допустим, он решил использовать психологические методы управления для оздоровления обстановки и повышения эффективности производства.

С чего он начинает? Очевидно, со сбора информации о состоянии межличностных отношений внутри коллектива. Когда материалы собранны, он должен их проанализировать: выяснить причины возникновения локальных конфликтов, отсутствие общности интересов, взаимопонимании. После этого руководитель разрабатывает ясную стратегию действий по сплочению коллектива. Далее он советуется с представителями общественных организаций коллектива и дает конкретные поручения (план действия) своим помощникам. И конечно, регулирует их деятельность. Завершает этот виток работы контроль - подведения итогов достигнутого каждым исполнителем. Общий результат: дала ли проведенная работа положительные сдвиги - улучшилось ли моральное настроение коллектива?

Это новая исходная позиция для следующего цикла. Может оказаться, что следует дополнительно использовать какие-либо экономические или даже организационные методы.

Неполное или даже небрежное выполнение руководителем любой из общих функций применительно к какой-либо конкретной работе обрекает ее, как правило, на неудачу. В этом легко убедиться, если попробовать разобраться в причинах срыва выполнения какой-либо достаточно крупной работы, объединяющей несколько групп людей.

Например, данные учета Московского производственного объединения «Монометр» говорили о недостатке мощности участка кронштейнов в 1-ом ; механическом цехе. Это затрудняло его работу, мешало своевременной комплектации готовой продукции.

Главный инженер проанализировал четыре возможных варианта решения проблемы:

• увеличить сменность работы имеющегося на участке универсального станка;

• поднять выработку обслуживающих этот станок рабочих;

• дополнительно разместить на участке такой же станок;

• установить рядом с действующим универсальным, новый фрезерный станок с числовым программным управлением высокой производительности.

Но поскольку производство имеет Кроме технического еще несколько взаимосвязанных разрезов - психологический, экономический, организационный, - то анализ был продолжен и в них.

Анализ показал, что первые три варианта не приводили к полному решению проблемы, поэтому был выбран последний вариант, и главный инженер со своим помощником его тщательно проработали. После этого были даны конкретные задания (план): начальнику цеха № 1 - установить совместно со строителями на участке кронштейнов новый станок с ЧПУ, пропагандисту цеха - разъяснить рабочим пользу этой меры, начальнику планово-экономического отдела - предусмотреть в плане необходимое увеличение фонда заработной платы по первому механическому цеху, начальнику отдела технического обучения - в короткий срок обучить рабочих обращению с новым фрезерным станком с ЧПУ.

На завершающей стадии были проверены (контроль) качество установки станка с ЧПУ и его работоспособность, состояние психологического климата на участке, обеспеченность фондом заработной платы, а также уровень подготовки людей к работе на новом станке с ЧПУ. Станок этот требовал сравнительно немного ухода, и рабочие успешно обслуживали два станка одновременно. Существенно возросли производительность труда и величина среднемесячного заработка. Участок кронштейнов перестал быть узким местом в цехе.
1.4. Цели управления
Управленческий цикл начинается с постановки целей и разработки задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении цели ставят новую цель, и управленческий цикл повторяется. Цель - действие - результат - новая цель - такова схема непрерывного управленческого процесса.

Таким образом, цель управления - достижение наилучшей траектории к цели функционирования. Цель является одной из основных категорий управления, определяя тактику и стратегию управления.

Неправильно поставленные цели приводят к заведомо неправильным результатам.

Цель управления может быть различной: организация, упорядочение, стабилизация, разрушение, перестройка, регулирование, установление и поддержание порядка и организованности в любых системах, любых видах деятельности. Иными словами можно сказать, что цель управления заключается в поддержании минимального (максимального), либо не выходящего из допустимых пределов некоторого критерия качества, или критерия оптимальности. Выделены две большие группы целей:

1. Цели развития, предполагающие создание дополнительных ресурсов, которыми система не обладает, т.е. достижение новых состояний.

2. Цели сохранения или стабилизации, направленные на поддерживание достигнутых параметров производства: объемов, уровня потребления ресурсов, темпов и результативности роста.

В управлении существует принцип: цели должны иметь иерархию. Она может определяться различными факторами. Одним из них может служить фактор времени, в зависимости от которого цели могут разделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Приоритетами в выделении иерархии целей могут служить важность выдвигаемых задач, ограничения по ресурсам и др.


г
Цели образуют сложный комплекс, который характеризуется разнообразием содержания целей и связей, динамизмом и иерархичностью. Если этот комплекс изобразить в виде схемы , то получится граф, называемый деревом целей. Вершина дерева -конечная, глобальная цель деятельности, а уровни - локальные цели, раскрывающие пути ее достижения. Переход от уровня к уровню сопровождается более высокой степенью детализации глобальной цели. В результате такого построения дерево целей завершается конкретными заданиями, которые далее расчленять нельзя.

Менеджмент имеет несколько уровней целей в зависимости от характера. и сложности решаемых задач управления.

Высший уровень решает цели, стратегию и планы работы всей организации. Решаются вопросы мотивации и контроля. Менеджеры высшего уровня должны формировать концепцию развития фирмы, знать специфику работы организации, особенности рынка.

В зависимости от функций управления формируются частные цели, подчиненные общей цели управления. Менеджмент предполагает четкую ориентацию управленческих работников на определенные цели и критерии их достижений. Деятельность каждого менеджера направлена на одну из составляющих эффективности работы всей организации. За достижение этих результатов менеджер получает зарплату, и за получение качественно новых, повышение эффективности работы организации - премию.

Таблица 2 - Функциональные цели аппарата управления




Подразделения оргструктуры

Управленческая цель

Критерии оценки

Высшее руководство

Завоевание рынка, конкуренто-способная продукция

Выполнении стратегии

Общее управление

Прибыль

Выполнение стратегии

Маркетинг

Объем продаж

Расширение доли рынка

Финансы

Издержки, отдача инвестиций

Снижение издержек, расширение доли рынка

Персонал

Организационное построение управления

Производительное использование ресурсов

Производство

Эффективность технологий

Производительное исполь-зование материальных ресурсов

Исследования и разработки

Обновление продукции

Совершенствование изделий и повышение качества

Предприятие, будучи системой, должно отвечать требованиям, которые необходимы для осуществления целей, поставленных перед ним.

Приоритет целей.

Ступени прибыльности.

Уровень выживания

Умеренный уровень

Высокий уровень

Обеспечение прибыльности и расширение предприятия

Удовлетворение потребителя

Удовлетворение потребителя

Удовлетворение потребителя

Удовлетворение запросов работников предприятия

Удовлетворение запросов работников предприятия

Удовлетворение запросов работников

Обеспечение прибыли и развитие предприятия

Охрана окружающей среды. Обеспечение прибыльности предприятия и развитие предприятия


1.5. Задачи управления предприятием
Каждое предприятие, фирма, имея определенную самостоятельность, обусловленную организационно-правовыми формами, осуществляя определенную производственно-хозяйственную деятельность, имея определенные рынки сбыта продукции, имеет определенную внутреннюю структуру управления с целью реализации поставленных задач, табл. 3.

Таблица 3- Задачи управления




Маркетинговые исследования

Рациональный подбор, расстановка кадров и социальные программы

Обеспечение производствен­ного цикла материальным и ресурсами

Плани­рование

Рациональное обеспечение производстве итого цикла

Финансы и сбыт

- Изучение

- Анализ

- Определение

- Формули­

- сокращение

- Прогнози­

конъюнктуры

профессио­

поставщика;

Рование

производ­

рование

рынка;

нальной

- Взаимовыгод

Целей

ственного

объема

- прогнозирова-

подготовки

ный договор;

управле­

цикла за

реализа­

ние сбыта

специалистов

- учет и -

ния;

счет:

ции и сбы-

Про-дукции;

и их

контроль;

- Выбор

- оператив­

.та;

- определение

рациональное

- рациональ- ;

оптималь­

ного дове­

- Оператив­

предполагае­

использование;

ное использо-

ного вари­

дения пла­

ное реа­

мого дохода;

- учет

вание

Анта

нового сме­

гирование

- налаживание

разделения

материаль­

плана,

нного за­

на поку­

хозяйствен­

социальных

ных ресурсов;

обеспечи­

дания до

пательные

ных связей с

благ(акции,

- оборачива­

Вающего

исполни­

способное

потенциаль­

пособия);

емость

макси­

теля;

ти заказ­

ными

- стабильность

обороор;

Мальный

- расчета

чика;

заказчиками.

Кадров.



доход;

оптималь­

- Координа­








- оценка

ных сроков

ция про­








технико-

комплекс­

изводства







экономи­

ной пос­

и финан­







Ческих

тавки про­

совых







показа­

дукции;

планов.








телей;

- анализ










-. перспе­

использо­









Ктивные

вания про­









програм­

изводствен­









мы.

ной мощ­











ности и вы­











работка











предложе­











ний по их



-







развитию.




1.6. Принципы управления
Проблема принципов управления оказалась весьма сложной для разрешения. Несмотря на огромное количество работ на эту тему, она до сих пор недостаточно разработана. В частности, нет единства в том , каким должен быть состав и количество принципов управления.

Рассмотрим общие принципы управления, отвечающие на конкретный вопрос - каким должно быть научное управление? Характерными общими принципами теории управления считают:

1. Принцип общественного характера управления.

2. Принцип гуманности.

3. Принцип эффективности.

4. Принцип экономичности.

5. Принцип соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления.

6. Принцип интегральности.

Принцип общественного характера управления. Цели управления ставит человек. Очевидно, что при этом он исходит из определенных потребностей. Потребности, интересы и цели людей могут быть различными. Чтобы учесть потребности, интересы и цели всех членов общества, людей следует вовлечь в процесс выработки целей, способов, воздействий и средств достижения целей. Это и выражает общественный характер управления.

Принцип гуманности управления. Поскольку субъектом управления является человек, следовательно, в основе научного управления должны лежать человеколюбие, гуманность. В наше время принцип гуманности положен в основу перестройки управления: в центр хозяйственной, экономической политики и практики поставлен человек с его реальными потребностями, интересами и побуждениями. В годы застоя в центре административных интересов было производство, а человек оказался на втором плане, о нем просто забыли.

Принцип эффективности управления. Понятие «эффект» в обычном смысле выражает результат, следствие каких-то действий. Применительно к управлению М.К. Бочаров предложил разделить понятия «эффективность» и «экономичность». В связи с этим принцип эффективности понимается как выбор способа, средств и воздействий для успешного достижения поставленной цели.

Следовательно, неэффективное управление может быть обусловлено неправильным выбором цели; неправильным выбором способов, средств и воздействий для достижения поставленной цели; непродуманным планированием времени, сроков достижения поставленной цели.

Принцип экономичности управления. Экономичность управления -это мера затрат (трудовых, материальных, финансовых, энергетических, информационных) на достижение конечной цели. Иными словами, это отношение количества и качества выполненной работы к затратам на ее выполнение.

Принцип соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления. Этот принцип требует от субъекта управления прежде всего изучить закономерности и накопленные наукой управления знания о состоянии и развитии того объекта, которым он желает управлять. Однако наука не всегда успевает за практикой, а процесс управления непрерывен. В этих случаях субъекту управления приходится принимать решения по аналогии или на основе интуиции.

Принцип интегральности управления. Понятие «интегральность» суммирует и связывает в одно целое множество разнообразных сторон управления, отражает его многоаспектную сущность. Одностороннее, частичное решение проблем управления противоречит науке управления.






Принципы, определяющие эффективность современного менеджмента































Принципы приоритетов




Принципы критических факторов




Принципы ориентирования































Человеческие факторы

--

Фактор времени

--

Миссия и стратегия































Мотивирование

--

Информационные технологии

--

Фактор качества































Профессионализм

--

Корпоративность

--

Система «думай» (фактор креативности)





Схема 3. Принципы эффективного менеджмента

Первый из них временной, т.е. сбережение времени при выполнении любой работы. Как можно его применить, в частности, к организации материальной подготовки производства? Напрашивается само собой: заблаговременно подумать, как обеспечить производство всеми необходимыми ресурсами. Коротко сформулируем его так: заблаговременность обеспечения ресурсами (В).

Второй общий принцип организации - выбор кратчайшего пути выполнения работы. Применительно к организации материальной подготовки он известен как о принцип связи с источником ресурсов (Р). Он проверен жизнью и широко используется: заблаговременно устанавливаются прямые (минуя третьих лиц) деловые связи двух объектов, например, потребителя с поставщиком.

Прямые и длительные хозяйственные связи потребителей и поставщиков по широкой номенклатуре продукции помогают обеспечить устойчивость в работе этих предприятий.

Третий общий принцип организации - выбор наименьшего числа путей выполнения работы. Для организации материальной подготовки производства его можно понимать как номенклатурность ресурсов (П).

И наконец, четвертый общий принцип организации - выбор наименьшего числа комбинаций выполнения работы - можно применить к организации материальной подготовки производства как комплектность ресурсов (О). Скажем, старый метод снабжения "достал - отдал" полностью себя изжил. У организаторов производства и снабженцев работа теперь близкая к инженерной, основанная на глубоком знании производственных процессов, точном расчете. Надо не просто, завести требуемые материалы, оборудование и т.п., а укомплектовать производство, причем не всем сразу, а только тем, что необходимо в данный период.

Теперь попробуем сформулировать принципы организации обслуживания производства, табл. 4.
Таблица 4 - Формирование принципов организации обслуживания производства


Индекс

Общие принципы организации производства.

Принципы организации обслуживания производства.

В

Сбережение времени при выполнении работы.

Профилактичность обслуживания объектов.

Р

Выбор кратчайшего пути при выполнении работы.

Адресность обслуживания объекта.

П

Выбор наименьшего числа путей при выполнении работы.

Ассортиментность обслуживания объекта.

О

Выбор наименьшего числа комбинаций при выполнении работы.

Сервисность обслуживания объекта.


Как уже было показано выше, где организация на высоком уровне, там и управление хорошо налажено.

Но грамотный руководитель следует определенным правилам, что не менее важно. Назовем их общими принципами организации производства. Связанны они со свойствами системы "время - пространство". Введем для удобства условнее обозначения: В - время, Р- длина, П - площадь, О - объем - и укажем эти общие правила при выполнении любой работы:

В - сбережения времени,

Р - экономия расстояния,

П - экономия площади,

О - экономия объема.

При этом они действуют интегративно, т.е. каждый последующий принцип может полноправно действовать, если используются все предыдущие.

Чем руководствоваться для поддержания организации производства на достаточно высоком уровне? Ответ одновременно и прост и сложен: надо прежде всего знать строение самой системы организации производства, ее закономерности и учитывать их в тех или иных конкретных действиях, руководствоваться проверенными жизнью и подтверждаемыми практикой принципами.

Принцип - это основное положение, правило, которым руководствуются в жизни и деятельности. Принцип - основа, от которой не отступают. Речь, стало быть, идет в конечном счете о прочности убеждений, о принципиальности. Принцип - это кристализированный опыт поколений.

Но принципы могут быть правильными и ошибочными. Того, кто опирается на ошибочные принципы, естественно, ждет неудача.

Что же может служить критерием правильности принципов? Уровень их соответствия объективным законам строения и развития природы общества.

Принцип - как основное правило действий какого-либо человека, всегда субъективен, т.е. зависит именно от этого человека. Закон же, как отражение существенных, устойчивых связей между системами в природе и в обществе, всегда объективен. Чем в большей степени субъективные действия человека опираются на объективные законы, тем увереннее и эффективнее будут эти действия.

Учитывая сказанное, можно дать такое определение.

Принцип - одно из основных правил воздействия человека на рассматриваемую систему, зависящих от степени знания или объективных законов, определяющих строение и развитие этой системы.

Попытаемся проникнуть еще глубже: как объективно устроены субъективные правила? Чем руководствоваться? Выбор любых принципов - правил опирается на следующие:

В - проверенность временем, опытом других людей и коллективов;

Р - применимость именно к этому событию;

П - эффективность, преимущественность использования перед другими;

О - возможность применения ко всему объему предстоящей работы, ко всем структурным ячейкам рассматриваемой системы.

Организационные принципы обладают организационной спецификой. Их знания для организатора производства обязательно, а для руководителя - очень желательно.

Остановимся на общих принципах организации материальной подготовки производства. Они вытекают из общих принципов организации.

Поясним, что означает каждый из принципов.

Профилактичность обслуживания объекта (В). Этот принцип широко используется на московских предприятиях. Смысл его ясен: не дожидаться когда что-нибудь случиться - заболеет работник, придет в негодность сырье и предупредить ее. Конкретно это выглядит так: создается сеть профилакториев для трудящихся, соблюдаются нормативные сроки сохранности сырья, отлаживается система планово - предупредительных ремонтов и т.п.

Соблюдение принципа профилактичности - основа бережности и экономности.

Адресность обслуживания объекта (Р) - длительное прикрепление обслуживающей системы (предприятия, организации) к конкретному объекту. Этот принцип лежит в основе деятельности участковых врачей и др. Он предполагает продуктивное использование принципа профилактичности обслуживания и без него малоэффективен.

Ассортиментность обслуживания объекта (П) - предоставление потребителю возможности выбрать ему необходимые виды обслуживания. Известны, например, торговля по заказам покупателей или ремонт квартир по предварительно оговоренному перечню работ и др. Если этот принцип нарушается, потребитель испытывает неудобства. Ассортиментность должна сочетаться с профилактичностью и адресностью обслуживания.

Сервистность обслуживания объекта (О) - многосторонность и полнота обслуживания в соответствии с требованиями потребителя.

Сервисность обслуживания даст высокие результаты, только когда основывается на профилактичности. '

Руководителям и специалистам нужна краткая надежная "шпаргалка" (в виде таблички), помогающая вовремя вспомнить организационное решение, проверенное практикой, но, быть может, подзабытое. "Шпаргалка", которая все время была бы у них под рукой.
1.7. Экономический механизм менеджмента
Система управления производством объективна. Она существует в материальном производстве любого уровня. На уровне цеха- это начальник цеха со своим аппаратом, который составляет обязательную часть любого цеха. На уровне предприятия- заводоуправление. На уровне отрасли народного хозяйства - это аппарат отраслевого министерства.

Следует особо подчеркнуть, что управляющая система не стоит над объектами управления, а составляет вместе с ними единую систему управления. Так, бригадир не стоит над бригадой, а составляет ее неотъемлемую часть; заводоуправление составляет часть предприятия, министерство часть отрасли и т. д.

Механизм управления сложился исторически, одновременно со становлением человеческого общества. Менялась его информационная база, техническое обеспечение, социальное пополнение, но сам он, как таковой, сформировался на заре существования человечества.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия и реализации экономических, технологических, социально-психологических задач. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен определенной хозяйственной деятельностью фирмы, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм менеджмента состоит из трех уровней:

  • внутрифирменного управления;

  • управления производством;

  • управление персоналом.


Таблица 5 - Внутрифирменное управление




Принципы

Функции

Экономические методы

Централизация в управлении

Маркетинг

Коммерческий расчет

Децентрализация в управлении

Планирование

Коммерческий внутрифирменный расчет

Сочетание централизации и децентрализации

Организация

Цены и механизм ценообразования

Ориентация на долгосрочные условия производства

Контроль и учет

Финансовая политика и её важнейшие инструменты



Таблица 6 - Управление производством




Проведение НИОКР

Обеспечение развития производства

Обеспечение сбыта

Организационная структура управления персоналом

Разработка научно-технической политики фирмы.

Разработка внедрения новой продукции.

Организация научно-технической деятельности.

Разработка и обеспечение по важнейшим направлениям производства.

Развитие технологии производства.

Обеспечение производства материально-техническими ресурсами.

Повышение качества продукции.

Повышение производительности труда.

Разработка сбытовой политики.

Выбор каналов и методов сбыта.

Организация сбыта.

Функциональная.

Линейно-функциональная.

Проблема целевого управления.

Матричная структура.

Программно-целевое управление.


Таблица 7 - Управление персоналом



Разработка и про-ведение кадровой политики

Оплата и стиму-лирование труда

Групповое управ-ление взаимоотно-шений

Социально-психоло-гические аспекты уп-равления

Принцип подбора и расстановки персо-нала.

Условия приема и увольнения.

Обучение и повы-шение квалифика-ции.

Оценка персонала и его деятельности.

Форма оплаты труда.

Пути повышения производительности.

Поощрительные системы оплаты труда.

Вовлечение рабо-тников в управле-ние.

Взаимоотношения в коллективе.

Взаимоотношения с профсоюзом.

Мотивация труда и творческой иници-ативы.

Организационная культура фирмы.

Влияние управления персоналом на де-ятельность фирмы.


1.8. Законы управления предприятием
Действие механизма управления основывается на постоянном и устойчивом проявлении присущих управлению предприятием объективных законов. Знание и учет действий этих законов в значительной степени способствует повышению эффективности производства. Пренебрежение ими неизбежно влечет за собой серьезные негативные последствия.

Как известно, закон выражает общие отношения, связи и существует независимо от сознания человека. Люди не могут по своему желанию создавать новые законы или прекращать и изменять их действия. Обязанность руководителя считаться с этой объективной реальностью.

Существует специфически объективные законы управления предприятием. Остановимся коротко на этих законах.

Информативность управления.

Информация всегда преобразуется в управленческое решение. Информация- это предмет труда любого руководителя, исходный момент управленческого цикла и в решающей степени определяет качество управленческих решений, а стало быть, и согласованность действия всех звеньев производственного организма.

В связи с действием этого закона в условиях информационного взрыва на первый план выдвигаются технические вопросы работы руководителя с информацией: быстрота ее переработки, доступ к ней, возможность сопоставления информации в нескольких вариантах действия всеобъемлимость доступной информации об оптимальном варианте действия. В условиях непрерывного усложнения производства, резкого роста внутренних и внешних его связей все более жесткие требования предъявляются к техническим средствам оснащения процессов переработки информации и к степени совершенства владения -руководителем этими средствами. Можно использовать так же и упрощенную, но эффективною систему накопления информации.

Преобладание человеческого фактора в управлении производством.

Управленческое решение всегда сообщается одним человеком другому. Например, управленческое решение передается директором предприятия начальнику цеха и далее через мастера рабочему.

Какими бы совершенными техническими средствами не был оснащен руководитель, ему не добиться достаточной согласованности в действиях своих подчиненных без соблюдения законов психологии личности, психологии коллектива, психологии управления, без соблюдения этики руководства. Таким образом, второй закон управления предприятием выдвигает на первое место психологические соображения: как с наибольшим эффектом для дела использовать индивидуальные психологические свойства личности, как создать благоприятный психологический климат в коллективе, как обеспечить здоровый, деловой контакт между руководителем и подчиненным.

Альтернативность управления

Управление предприятием всегда предполагает выбор одного из нескольких возможных управленческих решений.

Этот закон выдвигает на первое место экономические требования: выбрать из нескольких возможных только тот вариант решения, который позволил бы получить максимальный эффект при минимальных затратах. Для этого современный руководитель должен в совершенстве знать экономику, ее закономерности, принципы, требования. Он должен хорошо разбираться в таких экономических категориях, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность, фонды экономического стимулирования, заработная плата, хозяйственный расчет и др. Забвение экономической стороны дела приводит не редко к парадоксальным ситуациям: например, совершенно новое оборудование может оказаться лишним.

Иерархичность управления.

В системе управления предприятием всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы (субъект и объект управления). Рабочий непосредственно подчиняется своему мастеру, а тот, в свою очередь, - начальнику цеха.

Но между начальником цеха и рабочими могут кроме мастера существовать и другие промежуточные уровни, например, заместитель начальника цеха, старший мастер, бригадир и др. В этом случае путь управляемого решения от вершины "треугольника" иерархии до его основания будет длиннее и продолжительнее.

Таким образом, четвертый закон управления предприятием. выдвигает на первый план организационные факторы: распределение управленческих функций, выбор структуры управления и т.п.

Руководитель должен представлять себе взаимосвязанность четырех законов управления предприятием. Поэтому решая, например, вопрос об установки в цехе нового роботизированного комплекса, он должен обязательно подумать, а как воспримет эту попытку коллектив, какую она вызовет реакцию, как отразится на заработной плате рабочих, какие организационные методы (меры) должны сопутствовать успешному внедрению этого комплекса. "Умным машинам" необходимо обеспечить и напряженный трехсменный режим работы.

Перечисленные законы управления предприятием действуют постоянно и неразрывно. И любые перекосы в их использовании чреваты для предприятия большими потерями времени и ресурсов.
1.9. Система управления предприятием.
Руководителю нужно четко представлять особенности социально-экономических систем и их элементов, чтобы использовать их в процессе управления. Это поможет правильно определять причины некоторых явлений и их последствия, заранее предвидеть возможные отклонения.

Система управления состоит из двух подсистем: управляемой (объект управления) и управляющий (субъект управления).

В состав управляющей системы входят подразделения, реализующие процессы переработки информации, связанной с объемом управления. представляет собой систему органов линейного управления (дирекция, начальники цехов, мастера) и органов функциональных служб и (планирование. материально-техническое снабжение, сбыт, техническая и технологическая службы). Управляемая система, или объект управления, если ее рассматривать с организационной стороны, представляет собой ряд взаимозависимых комплексов производства: основных и вспомогательных цехов, а также служб (транспорта, ремонта). Управляемая подсистема в экономике включает в себя подразделения, реализующие материально-вещественные преобразования, то есть участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи предприятия и т.п. Управляющая и управляемые системы имеют свою собственную структуру. Структура объекта соответствует структуре предприятия, структура субъекта - организационной.

Между субъектом и объектом управления существует система взаимосвязей. Субъект управления принимает решение и доводит его до сведения объекта. Объект выполняет полученное решение и о результатах своей работы докладывает субъекту. Информация о состоянии объекта управления должна быть полной, точной и своевременной.

На организацию прямо или косвенно влияют многие факторы внешней среды - это совокупность экономических, конкурентных, социальных, политических, международных, технологических условий. По показателям разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. Внешняя среда подвижна, неопределенна. Она может составлять угрозы для организации и предоставлять ей дополнительные выгоды.

Эффективный менеджер должен уметь оценивать влияние внешней среды для того, чтобы отвести угрозы и использовать выгоды.

В экономическом плане объектом управления является процесс непрерывного движения денежной, производительной и товарной формы. Движение этих фондов представляет собой сложное сочетание, требующее постоянной координации в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Денежные фонды включают как средства необходимые для оплаты поставок оборудования, сырья, инструмента, так и фонда оплаты труда. На следующей стадии фонды включают необходимые по количеству и качеству действующие средства производства, производственные запасы, незавершенное производство, обеспечивающее непрерывность производственного процесса.

Товарные фонды включают готовую продукцию на складе. Движение фондов происходит благодаря деятельности людей, и поэтому управление движением производственных фондов требует управления деятельностью людей, осуществляющих этот процесс. Управляющая и управляемая системы имеют свои цели, а также особенности к адаптации по отношению к внешней среде. Но только их совместное функционирование способно составить предприятие как систему в законченном виде.
1.9.1. Свойства системы управления
Что же представляют собой элементы системы, и какими свойствами они обладают?

1. Прежде всего, элемент есть структурная часть какой-либо системы.

Например, предприятие является элементом системы отрасли. В то же время само предприятие состоит из различных цехов и служб, являющихся его элементами. Способностью к интеграции обладает только тот элемент, который может воздействовать на какой-либо другой элемент и в то же время сам воспринимать воздействие других элементов. Из этого следует вывод, что нельзя в процессе управления изменять отдельные элементы без учета последствий этого вмешательства.

2. Элементу присуще одно или несколько свойств; и каждое из них использовано в системе, либо является потенциальным для возможного использования. Элемент может войти в систему или одним своим свойством, или одним из своих качеств. Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. Они развиваются в рамках системы и подчиняются условиям ее функционирования, видоизменяясь либо в процессе развития, либо под управляющим воздействием.

Элементы функционируют и развиваются в рамках системы, и их свойства подчинены целям системы, которые определяют конкретную форму существования элементов.

Следовательно, хотя структурная автономия каждого элемента - один из его признаков, каждый из элементов системы существует и действует на основе целей и задач системы в целом.

3. Важную роль в определении особенности элемента играет его функциональная специфичность. Элементы функционируют в системе в процессе взаимодействия. Любое изменение одного из элементов вызовет изменение характера связи между элементами, а также изменение элементов, на которые оказано воздействие. Связь между элементами устойчива. В силу внешнего или внутреннего воздействия могут нарушаться пропорции в соотношении системы. В этом случае вступает в действие механизм саморегулирования. Излишние мощности, созданные без учета воздействия могут нарушать пропорции в соотношении системы. В этом случае они выйдут из кругооборота как неиспользуемые. Нехватка мощностей в отдельных элементах системы нарушит количественные связи и вызовет потребность в определении иной цели. По существу образуется новая система, в состав которой не войдут многие элементы старой системы.

4. Структура системы основана на упорядоченной взаимосвязи элементов. Это требование относится не только к составу, мощности цехов основного производства, техническому уровню вспомогательного производства, но так же и к отдельным экономическим и организационным мероприятиям. Какое-то мероприятие воздействует на одни элементы положительно, на другие -отрицательно. Поэтому, принимать решения можно лишь взвесив силу, как положительного, так и отрицательного воздействия, и всесторонне обсудив общие результаты.
1.9.2. Элементы системы
Говоря о предприятии в совокупности, ясно просматриваются однородные группы элементов, подэлементов, образующих подсистемы: техническую, технологическую, организации производства, экономическую.

Техническая система состоит из машин, станков, аппаратов. Однако, не всякое количество оборудования есть техническая система. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс оборудования, обеспечивающий решение определенной производственной задачи. Отдельные группы оборудования должны быть определенным образом расположены в пространстве, сочетаться друг с другом по мощности, чтобы один станок или группа обеспечивали работу другому станку или группе. Это взаимосвязанное пропорциональное сочетание и создает техническую систему. Она выражает производственные мощности данного предприятия, которые способны производить продукцию в определенном количестве и качестве.

Техническая система наименее подвижна, медленнее адаптируется по отношению к внешней среде. Это, конечно, не значит, что она неизменна. Научно-технический прогресс оказывает наибольшее влияние на эту систему в производстве. Подвижность ее определяется как физическим износом, так и моральным.

Техническая система требует специфического управления. Под воздействием современных темпов НТП она нуждается в выравнивании производственных мощностей в процессе их наращивания, в модернизации, в организации ремонта. Технологическое оборудование должно иметь полную эксплуатационную пригодность. Важно организовать снабжение производства энергией всех видов, иметь современные транспортные средства, для быстрого перемещения предметов труда.

Технологическая система выражается в последовательности операций и процессов производства, в ходе которых создается продукция определенных параметров и качеств.

В основе разработки технологических систем лежит наука о технологии Технология производства тщательно разрабатывается с позиций эффективности производства. Технологическая система включает в себя контроль над качеством работы на отдельных операциях и на сборке изделия. Это обеспечивает его надежность, долговечность, качество.

Система организации производства позволяет рационально использовав в совокупности труд, оборудование, предметы труда, площади, то есть создавать условия для того, чтобы процесс производства осуществлялся с помощью наиболее прогрессивных приемов и методов (поточное производство, предметно-замкнутые участки, прямотоки движения продукции и т.д.) и с наименьшими затратами.

Система совместного труда представляет собой необходимую его организацию для достижения определенной цели, количественные и качественные пропорции отдельных видов труда, их расчленение и взаимные связи в процессе производства. Пропорции отдельных видов труда зависят от объемов производства, его сложности и др. особенностей. Управлению этой системой обычно уделяется наибольшее время и внимание. Речь идет о расстановке людей, о создании больших и малых коллективов. Закладываются основы эффективного психологического климата.

Экономическая система выражает собой единство экономических процессов, а также экономических связей всех сторон производства. Она решает задачи всестороннего использования возможностей всех систем производства для повышения его эффективности.
1.9.3.Средства достижения управляемости системы

Господство множества систем хозяйственных организаций (ХО) является неизбежным продуктом развития рыночной экономики. Существование ХО возможно лишь при условии эффективного управления ими. Требование управляемости является центральным и выступает в качестве высшего критерия.

В настоящее время имеется широкий арсенал внутренних средств достижения управляемости ХО, к которым относятся и методы управления персоналом, позволяющие руководству компании повысить эффективность своего воздействия на подчиненных. Отличительной особенностью ХО является наличие нескольких уровней управления, каждый из которых (за исключением высшего) состоит из ряда звеньев. С ростом величины капитала и размеров ХО внутри фирмы (как и в экономике в целом) появляются по уровню рентабельности лучшие, средние и худшие подразделения.

Лучшие ХО, обладающие повышенной нормой прибыли вытесняют часть конкурентов с соответствующего рынка, в результате чего начинает появляться так называемый квазимонопольный эффект (ограниченная или локальная монополия). У фирмы, имеющей относительно меньшую долю на рынке, но обладающей лучшей управляемостью и интегрированностью (т.е. выступающей как целостный субъект), квазимонопольный эффект может быть выше, чем у более крупной, но «рыхлой» по своей структуре конкурирующей ХО. Именно поэтому сегодня столь важно обращать внимание на внутреннюю структуру фирмы как возможную основу квазимонопольного эффекта, для руководства применяя методы управляемости - повышение дохода. С одной стороны, повышение управляемости и, следовательно, интегрированности компании позволяет ей расширять свои масштабы и тем самым укрепит положение на рынке. С другой стороны, с ростом масштабов ХО происходит, как известно, снижение ее управляемости (схема 4).



Управляемость




Внутренняя дифференциация













Масштабы организации













Квазимонопольный эффект




Рентабельность



  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (145.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru