Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Шибеко Н.В. Программа развития учреждения дополнительного образования детей - файл n1.doc


Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Шибеко Н.В. Программа развития учреждения дополнительного образования детей
скачать (105.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc106kb.27.12.2012 10:47скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Н. В. Кленова,

Л. Н.Буйлова,

Н. В. Шибеко


Москва
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(на примере ЦДТ «Созвездие» г. Москвы)


Современная система дополнительного образования детей – это 18 тыс. образовательных учреждений, в которых более 10 млн. детей постоянно занимаются различными видами творческой деятельности.

Методическое обеспечение работы этих учреждений осуществляет Центр развития системы дополнительного образования детей Министерства образования России. Одним из наиболее востребованных направлений деятельности Центра является разработка методических рекомендаций и консультирование работников дополнительного образования по вопросам проектирования различного рода программ - образовательных, досуговых, программ экспериментальной работы, программ развития учреждений этой сферы.
Сегодня перед многими педагогическими коллективами возникла проблема разработки программы развития своих учреждений. Потребность в документах такого рода обусловлена, как минимум, двумя обстоятельствами: во-первых, необходимостью сохранить свой статус на рынке образовательных услуг; во-вторых, стремлением успешно пройти процедуры аттестации и госаккредитации. И то, и другое предполагает наличие у образовательного учреждения ясных перспектив развития, четких достижимых ориентиров. Программа развития как раз и является важнейшим стратегическим документом, дающим развернутую характеристику инновационных процессов на определенный период деятельности учреждения.

Однако практическая разработка программы вызывает, как правило, значительные трудности. Дело в том, что для осуществления такой работы необходима основательная методологическая и методическая база, которая, к сожалению, практически отсутствует. Приходится по крупицам собирать информацию об этапах данного процесса, содержательном наполнении основных блоков программы, ее отличительных особенностях от других документов программного характера. Поэтому реальный опыт создания программы развития вызывает у педагогов - практиков живой интерес.

Надеемся, что наши разработки тоже окажутся кому-то полезными и помогут сократить затраты времени на организацию подобной деятельности. Последующее изложение структурировано следующим образом: сначала рассматриваются этапы работы над программой, затем дается краткая характеристика содержательных особенностей ее основных модулей.

Алгоритм работы над программой развития



Процесс создания программы начался в Центре детского творчества «Созвездие» с учебы: на базе Центра органами Управления Западного округа был проведен семинар руководителей и методистов учреждений дополнительного образования ( с приглашением специалистов Министерства образования) по вопросам методологии и методики работы над программными документами. Руководствуясь рекомендациями семинара, в ЦДТ «Созвездие» был создан временный творческий коллектив, в который вошли представители администрации Центра, методист, руководители основных подразделений, а также ученые – специалисты по дополнительному образованию детей.

Основой всей последующей деятельности творческой группы явился составленный ею план работы над программой: в нем были определены общие сроки и этапы этой работы, вычленены основные блоки программы и зафиксированы функциональные обязанности членов исследовательского коллектива. На весь процесс – от сбора информационных материалов о ЦДТ до утверждения программы на педсовете учреждения – было отведено (и реально затрачено) 6 месяцев.

Мы определили три этапа работы над программой:

1 этап – диагностический. Здесь следовало проанализировать отчеты ЦДТ за несколько последних лет, а также составить ряд информационных документов, необходимых для разработки стратегии развития:

  • историческую справку о Центре;

  • информационную справку о его современном состоянии;

  • аналитическую записку о содержании внешнего заказа на деятельность ЦДТ;

  • социологические отчеты об образовательных потребностях детей и родителей, а также представлениях педагогов об обновлении существующей модели деятельности Центра;

  • аналитическую справку о сильных и слабых сторонах в деятельности ЦДТ (по основным направлениям его работы).

II этап – проектировочно-моделирующий. Для разработки программы этот этап является ключевым. Здесь необходимо было осуществить следующее:

  • провести совещание членов временного творческого коллектива по обсуждению результатов исследований, проведенных на 1 этапе, определению целей и задач педколлектива, уточнению миссии ЦДТ;

  • разработать концепцию деятельности Центра;

  • определить прогнозируемые результаты деятельности ЦДТ на предстоящий период;

  • разработать теоретическую модель будущего состояния Центра и определить основные этапы ее практической реализации.

По результатам запланированной аналитической работы появился первоначальный проект программы развития ЦДТ.

III этап – завершающий. Здесь содержание деятельности состояло в следующем:

  • обсудить проект программы в структурных подразделениях ЦДТ;

  • провести конференцию педколлектива по доработке и утверждению основных положений программы;

  • окончательно документально оформить программу развития и провести ее экспертизу;

  • утвердить программу на педсовете учреждения.



Создание подробного плана работы над программой оказалось очень полезным для дела: следуя логике плана, мы смогли составить сводную таблицу поэтапных действий нашего творческого коллектива, в которой были наглядно отражены задачи, стоящие перед каждым исполнителем, средства, необходимые для их выполнения, а также сроки сдачи работ.
Структура программы развития ЦДТ «Созвездие»
Разработанная исследовательской группой программа развития включает три взаимосвязанных блока.



I. Аналитический блок:

  • информационная справка о ЦДТ «Созвездие»;

  • анализ социального заказа в адрес Центра;

  • анализ современного состояния и проблем ЦДТ.


II. Концептуальный блок:

  • философско – методологическая основа осуществления образовательно-воспитательного процесса (педагогическая идеология, обоснование стратегии);

  • миссия ЦДТ;

  • цель и задачи по обновлению деятельности ЦДТ.


III. Блок практической реализации:

  • реорганизация образовательной системы;

  • изменения в культурно-досуговой деятельности;

  • обновление методической работы;

  • кадровое и финансовое обеспечение программы;

  • модернизация управленческой системы;

  • этапы осуществления программы;

  • план действий по реализации программы.


Если исходить из специфики системы дополнительного образования детей, то такую структуру программы развития, по-видимому, можно считать в целом приемлемой для любого учреждения этого типа. Различия же отдельных программ будут связаны с содержательными особенностями перечисленных блоков. Эти особенности, в свою очередь, обусловлены конкретными целевыми установками и потенциальными возможностями тех или иных образовательных учреждений. Поэтому в содержательном аспекте не может быть двух одинаковых программ развития.

Специфику программы ЦДТ «Созвездие» наиболее емко выражает название темы инновационной деятельности: «Системный подход к развитию и саморазвитию личности в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей»
Содержательные особенности

основных блоков программы
Содержание выделенных блоков программы раскрывает заявленную тему и в кратком изложении сводится к следующему.
I. Аналитический блок
Этот раздел программы начинается с описания истории развития ЦДТ «Созвездие» от момента его создания в 1968 г. до настоящего времени; характеристики целей и задач, реализуемых Центром; условий осуществления учебно-воспитательного процесса (материально-технической и учебно-методической базы, кадрового обеспечения); количественного и качественного анализа обучающихся. Все эти сведения собраны в информационной справке о Центре.

Центральным смысловым звеном аналитического блока является описание социального заказа в адрес ЦДТ. Значимость социального заказа для разработки программы состоит в том, что, только зная потребности детей, родителей, социума в образовательных услугах, можно с достоверностью определить перспективы развития конкретного учреждения.

С целью выявления социального заказа, адресованного Центру, были изучены:

  • требования, предъявляемые ЦДТ органами управления образования Западного округа;

  • потребности учащихся ЦДТ и их родителей;

  • мнения педагогов Центра о путях его обновления;

  • спектр услуг, оказываемых населению другими образовательными учреждениями микрорайона;

  • комплекс образовательных и иных услуг, которые способен предоставить ЦДТ.


Проведенный анализ показал, что в системе учреждений дополнительного образования Западного округа ЦДТ «Созвездие» играет роль головного учреждения. Данное положение определяет особенности социального заказа со стороны органов управления образованием. Суть их социальных ожиданий состоит в том, чтобы ЦДТ занял ведущее место в процессе формирования единого образовательного пространства округа. Это означает, что Центр призван выполнять функции программно-методической лаборатории при окружном методкабинете. Речь идет об организации на базе Центра различных форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования Западного округа, проработку методического аспекта образовательной, воспитательной, досуговой деятельности, оказание практической помощи коллегам по разработке и рецензированию образовательных программ, подготовке к участию в ежегодном городском конкурсе педагогов дополнительного образования и т.д. Кроме того, Центр должен расширить свои социальные связи в окружающем микросоциуме, в частности:

  • разработать единую программу взаимодействия со школами микрорайона в сфере образовательной и досуговой деятельности детей;

  • более активно включиться в систему реабилитационного пространства округа, в том числе по работе с детьми-инвалидами;

  • организовать действенную рекламную службу ЦДТ, ориентированную на жителей микрорайона;

  • радикально обновить свою предметно-пространственную среду, что необходимо для расширения социокультурных контактов ЦДТ, пропаганды достижений его творческих коллективов, организации на его базе показательных мероприятий разного уровня.


Анализ запросов родителей в отношении ЦДТ «Созвездие» показал, что Центру необходимо расширить диапазон услуг спортивно-туристского направления (особенно с учетом интересов мальчиков и юношей), прикладного профиля, эколого-биологической направленности. В сфере воспитательной деятельности ожидания родителей связаны:

  • с развитием у детей нравственных качеств (организованности, трудолюбия, культуры общения, самостоятельности, ответственности);

  • расширением функций психолога, в частности, включением психологического наблюдения в процесс развития ребенка;

  • совершенствованием индивидуального подхода к детям;

  • более активным привлечением мужчин в качестве педагогов, авторитетных у детей и подростков.

Обнаружилась также потребность родителей в повышении их собственной педагогической культуры.
Исследование образовательных потребностей, ценностных ориентаций и установок обучающихся в ЦДТ «Созвездие» показало, что в предстоящий период Центру необходимо:

  • разработать специальную программу по формированию у учащихся комплекса личностных свойств, необходимых для развития творческих способностей – воли, организованности, самостоятельности, коммуникативных навыков;

  • повысить уровень эстетического развития обучающихся на основе расширения их знаний в сфере искусства и определенного изменения характера эстетических ориентаций школьников (в настоящее время, как показал опрос, эстетические и нравственные идеалы учащихся чаще всего формируются под влиянием героев зарубежных фильмов, которых дети, как правило, отождествляют с актерами, исполняющими соответствующие роли. В числе «любимых героев» чаще других встречаются актеры: Наталья Орейро, Джеки Чан, Стивен Сигал, Брюс Ли);

  • разработать действенную систему формирования положительной самооценки ребенка, используя похвалу как фактор фиксации каждого значимого достижения воспитанника - будь то развитие конкретных навыков или совершенствование нравственных качеств. В настоящее время 65% учащихся ЦДТ получают от педагогов положительную оценку либо редко, либо не получают ее никогда;

  • активизировать работу с мальчиками и юношами в ЦДТ, добиться их более широкого привлечения на основе развития спортивно-технического профиля Центра.


Еще одним фактором, повлиявшим на структуру социального заказа в адрес Центра, явилось мнение педагогов ЦДТ об актуальных проблемах и перспективах развития своего учреждения. Проведенный опрос педагогов позволил включить в социальный заказ следующие положения:

  • радикальное обновление материальной базы ЦДТ;

  • установление связей (договоров) ЦДТ «Созвездие» с профильными вузами;

  • введение для выпускников Центра сертификатов об образовании, значимых для профильных вузов;

  • возрождение традиции выездов детских творческих коллективов Центра в профильные оздоровительные лагеря;

  • введение в практику ЦДТ работы педагогов по контракту;

  • совершенствование социально-психологического климата трудового коллектива Центра.


Сложенные воедино, потребности указанных социальных групп сформировали основу социального заказа в адрес ЦДТ.
Чтобы соотнести выявленный социальный заказ с реальными возможностями Центра, необходимо было провести анализ современного состояния и проблем ЦДТ в основных сферах его деятельности. Этому посвящен третий подраздел аналитического блока.

Проблемному анализу были подвергнуты все основные сферы деятельности ЦДТ: образовательная, досуговая, методическая, управленческая. Покажем, как это было сделано, на примере образовательной деятельности. Характеризуя особенности образовательного процесса в ЦДТ, разработчики программы сначала рассмотрели основные направления, принципы и способы организации образовательной деятельности. Затем были описаны общая продолжительность обучения, его формы в учебное и каникулярное время, порядок составления расписаний занятий, численный состав детских групп, формы контроля.

К числу достижений в этой сфере отнесены:

  • увеличение спектра образовательных услуг;

  • расширение возрастного диапазона обучающихся;

  • обновление образовательного процесса на основе введения современных дополнительных образовательных программ;

  • повышение интереса обучающихся и увеличение на этой основе стабильности детских коллективов и др.

Вместе с тем критический анализ позволил выявить и ряд проблем в организации учебно-воспитательного процесса, в том числе:

  • слабое обеспечение имеющихся образовательных программ методическими и дидактическими материалами;

  • преобладание в процессе обучения «усредненных» методик, рассчитанных в основном на «среднего» воспитанника;

  • недостаточное использование научно обоснованных методов диагностики развития ребенка, учитывающих индивидуальные особенности личности;

  • отсутствие разнообразия в применении форм дифференцированного обучения;

  • слабую связь творческих коллективов ЦДТ с профессиональными учебными заведениями, в результате чего обучение в Центре в лучшем случае завершается на уровне предпрофессиональной подготовки;

  • разрыв процессов образования и воспитания, обусловленный преобладанием у педагогов ЦДТ ориентации на формирование у обучающихся прежде всего конкретных навыков той или иной деятельности, соответствующей профилю студии или кружка, и явно недостаточным вниманием к развитию личностных качеств детей.

По результатам проблемного анализа основных направлений деятельности Центра было сделано заключение об его современном состоянии. Это позволило соотнести выявленный ранее социальный заказ с реальными возможностями учреждения и развернуть его в программу практической деятельности Центра с учетом перспективного развития последнего на период 2001-2005 гг.


II. Концептуальный блок
Этот блок программы предшествует комплексу собственно практических мероприятий, поскольку дает методологическое обоснование той новой модели развития образовательного учреждения, которая должна придти на смену существующей системе.

Обосновывая новую для ЦДТ стратегию развития, мы исходили из личностно ориентированной образовательной парадигмы, идущей на смену социоцентрической модели образования. Последняя еще преобладает в системе современного образования и ставит основной целью обучения овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками через запоминание, воспроизведение, повторение по образцу.

Личностно ориентированный подход основан на следующих идеях – принципах:

  1. В личности изначально заложено стремление к самореализации, раскрытию собственного потенциала, а следовательно, способность к саморазвитию.

  2. Образование – это развитие, идущее от самой личности, инициирующей и самоорганизующей процесс собственного становления.

  3. Задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь учащемуся осознать свои возможности;

  • создать условия для их оптимального развития;

  • привести в действие механизмы, стимулирующие саморазвитие личности;

  1. Практическая реализация данного подхода требует изменения традиционного педагогического мировоззрения, для чего необходимо:

  • введение такого содержания, форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, нравственно-эстетических качеств, коммуникативной культуры;

  • создание таких условий, при которых ребенок был бы лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Таким образом, сущность личностно ориентированной методологии состоит в признании способности каждого отдельного индивидуума к конструктивному раскрытию собственного потенциала на основе саморазвития при условии создания со стороны педагогов активной образовательной среды, а также партнерских отношений, способствующих самопознанию ребенком самого себя и стимулирующих его свободный личностный выбор.

В этой связи основной упор в процессе образования и воспитания сегодня необходимо делать на формирование у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание и способности к саморазвитию. Важной задачей педагогов и родителей становится обучение ребенка самопознанию, методам и приемам саморазвития, а также создание условий, реально побуждающих его к самосовершенствованию в основных видах жизнедеятельности.

Решение задач саморазвития ребенка в ходе занятий в учреждении дополнительного образования возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения и воспитания. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в студии, секции, кружке в познание ребенком самого себя и своих отношений с окружающими.

Исходя из данных посылок, сущность предстоящей реорганизации Центра состоит в том, чтобы превратить ЦДТ «Созвездие» в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого учащегося средствами дополнительного образования. В этом состоит миссия ЦДТ.

Разработка инновационной модели деятельности ЦДТ «Созвездие» строится на основе сочетания принципа развития с принципом системности. Это нашло выражение в формулировке цели и задач ЦДТ на предстоящий период.

Целью деятельности ЦДТ «Созвездие» является реализация системного подхода к образовательно-воспитательной деятельности и ее переориентация на развитие творческих способностей ребенка, формирование у него потребности в саморазвитии, освоение им практических навыков самосовершенствования в процессе собственной жизнедеятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Переориентация педагогических кадров с традиционного на гуманистический, личностно ориентированный подход.

  2. Введение в педагогическое пространство интегральной модели дополнительного образования, которая:

  • соединяет в неразрывное целое обучение и воспитание;

  • построена на основе сочетания требований социума с индивидуальными потребностями учащихся, выявленными на основе диагностики их личностных свойств;

  • базируется на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации.

  1. Построение образовательного взаимодействия в ЦДТ на основе принципа диалогичности, охватывающего отношения всех участников образовательно-воспитательного процесса – педагогов, родителей, учащихся.

  2. Предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов.

  3. Разработка системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов, способствующей повышению эффективности образования и воспитания в системе дополнительного образования.

Практическая реализация цели и задач предполагает существенную реорганизацию всех основных направлений деятельности ЦДТ: образовательно - досуговой работы, методического обеспечения, кадровой и финансовой политики, управленческой деятельности. Следующий раздел программы – блок практической реализации – содержит соответствующие этим направлениям комплексы научно-обоснованных мероприятий, направленных в итоге на формирование инновационного пространства для развития и саморазвития личности каждого воспитанника ЦДТ.
III. Блок практической реализации
Реорганизация образовательной деятельности

В соответствии с намеченной целью и задачами программой предусмотрено осуществление ряда поэтапных действий, затрагивающих и содержательную, и формальную стороны образовательного процесса, а именно:

  1. Проведение плановой учебы педагогов ЦДТ (с приглашением специалистов РАО) по теме: «Методология и методика личностно ориентированного образования». Цель учебы: освоение технологии личностно ориентированного обучения в системе дополнительного образования детей.

  2. Обновление содержания образования в ЦДТ на основе:

  • введения новых для Центра областей знания (компьютерных технологий, педагогики, экологии, этики, эстетики) и соответствующих им образовательных программ: «Основы компьютерной грамотности», «Домашний воспитатель (гувернер)», «Юный турист», «Этикет сегодня», «Современная молодежная культура»;

  • разработки и внедрения интегрированных образовательных курсов, позволяющих развивать межпредметные связи в детских коллективах, связанных общим профилем деятельности: «Мастер – золотые руки» – комплексная образовательная программа для объединений, занятых в сфере декоративно-прикладного творчества (роспись по ткани, моделирование одежды, вязание, икебана); «Техническое моделирование на основе современных компьютерных технологий» – для студий технического профиля; «Общефизическая подготовка подростков» – для учащихся спортивных студий;

  • введения во все образовательные курсы, ведущиеся в ЦДТ, системы воспитания учащихся как неразрывной составляющей образовательного процесса (на основе подпрограмм воспитательной работы – «Общение», «Самовоспитание», «Реабилитация», «Семья».

3. Совершенствование организации образовательного процесса на базе:

  • освоения педагогами инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития ребенка;

  • внедрения в практику работы Центра постоянно действующего мониторинга (регулярного отслеживания) личностных изменений учащихся. С этой целью в ЦДТ должна быть организована социологическая служба;

  • использования организационных форм обучения, основанных на равноправном общении, диалоге педагога с учащимися.

4. Обновление предметно-пространственной среды ЦДТ:

  • материально-техническое переоснащение кабинетов Центра;

  • открытие комнаты психологической разгрузки для детей и взрослых;

  • открытие игровой комнаты для отдыха и «шумных игр» детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • художественное оформление холла, лестниц, коридоров, помещений для занятий;

  • ремонт отдельных помещений и фасада здания.


Изменения в культурно-досуговой деятельности
Обновление культурно-досуговой деятельности Центра сопряжено с преобразованиями, запланированным органами управления Западным округом в сфере организации досуга детей и молодежи. Поэтому часть нововведений ЦДТ является прямым продолжением осуществляемой в округе работы по программно-целевому обеспечению этой сферы деятельности.

К числу изменений, предусмотренных программой развития ЦДТ, относятся:

  1. Создание организационной структуры, осуществляющей координацию работы по реализации культурно – досуговых программ и проектов в округе.

  2. Открытие на уровне округа информационной службы по пропаганде различных видов организации досуга детей во внеучебное время. Создание филиала такой службы в ЦДТ.

  3. Разработка программы финансирования культурно - досуговых мероприятий ЦДТ, в том числе с привлечением внебюджетных средств.

  4. Введение должности менеджера по обеспечению культурно – досуговых программ.

  5. Разработка программы организации коллективных творческих дел в масштабе ЦДТ с целью формирования единого детского коллектива Центра (КВН, интеллектуальных игр, спортивных соревнований и т.п.). Расширение диапазона коллективных семейно-досуговых дел: экскурсий родителей с детьми, походов выходного дня и др.



Обновление методической работы

Поскольку к моменту разработки программы развития методическая работа в ЦДТ «Созвездие» осуществлялась одним методистом и частично – руководителями структурных подразделений, то возникла необходимость в том, чтобы создать в ЦДТ развитую методическую службу, отвечающую современным требованиям. С этой целью предлагается провести следующую работу:

  1. Расширить штат методистов Центра, при этом целесообразно осуществить специализацию методистов, соответствующую основным направлениям социально-педагогической деятельности в ЦДТ.

  2. В составе методической службы организовать психологический и социологический сектора.

  3. Наладить постоянное отслеживание проблем и затруднений, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации новой модели образования.

  4. Организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций педагогов по вопросам создания и модернизации образовательных программ, использования новых приемов и методик.

  5. При содействии специалистов РАО разработать методические рекомендации по технологии осуществления педагогами воспитательной работы с детьми в процессе учебной и внеучебной деятельности УДО.

  6. Разработать действенную систему распространения передового педагогического опыта в объединениях ЦДТ (творческие гостиные, мастер-классы, стажерские площадки, конкурс «Педагог ЦДТ года» и т.п.).

  7. Ввести практику повышения квалификации педагогов дополнительного образования Западного округа на базе ЦДТ «Созвездие» по следующим профилям:

  • хореография;

  • хоровое пение;

  • ИЗО;

  • фитбол и аэробика.

Намеченная реорганизация методической деятельности ЦДТ позволит добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях.
Кадровое и финансовое обеспечение программы

Программой поставлена задача становления педагогического коллектива, способного работать в пространстве гуманистической образовательной идеологии. Поэтому Центру необходимо ориентироваться на соответствующую модель педагога. Желательно, чтобы педагог, работающий в учреждении дополнительного образования с гуманистической ориентацией, обладал:

  • гуманистическим мировоззрением, признающим в качестве главной ценности личность ребенка;

  • высоким уровнем профессиональных и психолого-педагогических знаний;

  • основами педагогической техники (коммуникативными, творческими, прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством, актерским мастерством и т.п.);

  • способностью к высокому уровню эмпатии и самоанализу.

Кроме того, педагог, работающий в учреждении инновационного типа, должен полностью разделять ценностную ориентацию и стратегическую линию деятельности своего учреждения, сохраняя при этом право на отстаивание своей позиции при обсуждении проблем жизнедеятельности Центра и самостоятельность в выборе технологий и методик образования на уровне своего объединения.

Для полноценного кадрового обеспечения программы развития ЦДТ необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • проведение с педагогами психологических тренингов с целью улучшения межличностных отношений в коллективе;

  • совершенствование стиля руководства коллективом;

  • обеспечение педколлектива специалистами-консультантами по различным аспектам инновационной деятельности;

  • осуществление грамотного подбора новых педагогических кадров (в этой связи целесообразно организовать целевую подготовку к педагогической деятельности выпускников Центра. Они хорошо знают его традиции, воспринимают его «своим» и легче войдут в его коллектив);

  • разработка эффективной системы поощрения педагогов и их лучших воспитанников за достижение определенных результатов, непрерывный стаж работы в Центре, особые успехи в работе с родителями и т.п.



Финансовые ресурсы


Финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных средств. Поскольку бюджетное финансирование является целевым и предназначено в основном для выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты коммунальных услуг, постольку основной расчет по обеспечению инновационной деятельности ЦДТ приходится делать на внебюджетные средства.

К последним относятся:

  • муниципальные средства;

  • спонсорские вклады;

  • средства от платных услуг родителей, составляющие в настоящее время 10%-12% всех финансовых поступлений.

Финансово-экономическое обеспечение программы развития ЦДТ предусматривает внесение корректив как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств. Речь идет о реализации следующих задач:

  • увеличении числа структурных подразделений Центра, включенных во внебюджетную деятельность;

  • расширении видов платных услуг по мере их лицензирования;

  • разработке механизма совместного учредительства и долевого финансирования учебно-воспитательных проектов;

  • совершенствовании рекламной деятельности Центра;

  • дифференцированном использовании части внебюджетных средств (льготы воспитанникам ЦДТ из социально незащищенных семей; учащимся, занимающимся в Центре более 3-х лет подряд; учащимся, достигшим особо выдающихся успехов в избранном виде деятельности и т.д.).



Модернизация управленческой системы

Изменения в управлении ЦДТ связаны с формированием инновационной среды, увеличением субъектов административного управления, появлением новых объектов управленческой деятельности.

Основные задачи обновления состоят в следующем:

  1. Следует добиться большей четкости управленческой структуры, для чего необходимо осуществить определенное перераспределение функций, делегировать часть полномочий педагогическому коллективу, увеличив тем самым масштабы его участия в управлении.

  2. Обеспечить взаимосвязь вертикальных и горизонтальных связей в управлении.

  3. Расширить количество непосредственных субъектов управленческой деятельности.

  4. Увеличить коллегиальность принятия управленческих решений.

  5. Внести коррективы в стиль руководства администрации в сторону его демократизации.


Таковы намеченные преобразования по основным направлениям деятельности Центра, которые должны привести к постепенному формированию комплексного образовательного пространства, организованного как системная целостность и ориентированного на развитие и саморазвитие личности учащихся.
Для удобства выполнения основные виды предстоящих работ были сведены в план действий по реализации программы развития, составленный в виде таблицы с указанием содержания мероприятий, сроков их осуществления и ответственных лиц. В результате программа как стратегический документ объединила весь педагогический коллектив Центра едиными задачами, определив каждому меру ответственности за обновление учреждения, его успешный переход в режим инновационного развития.

Список использованной литературы




  • Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы Под ред. А.М.Моисеева – М., 1999.

  • Орлова Т.В. Концепция развития образовательного учреждения инновационного типа Завуч. – №2 – 1999.

  • Поташник М.М. Инновационные школы России. Опыт программно-целевого управления – М., 1996.



Сведения об авторах





Кленова Н. В.

– главный методист Центра развития системы дополнительного образования детей Министерства образования РФ, кандидат философских наук

Буйлова Л. Н.

– заместитель директора Центра детского и юношеского творчества «Бибирево», кандидат педагогических наук

Шибеко Н. В.

– директор Центра детского творчества «Созвездие», отличник народного образования





Скачать файл (105.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru