Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 Классов на уроках по культурологическим дисциплинам - файл n1.doc


Курсовая работа - Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 Классов на уроках по культурологическим дисциплинам
скачать (3219 kb.)

Доступные файлы (3):

n1.doc82kb.16.06.2011 07:56скачать
n2.docx67kb.01.05.2012 21:28скачать
n3.ppt3299kb.16.06.2011 07:56скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



ПРИЛОЖЕНИЕ

План-конспект урока по курсу «Всемирная история», 5-й класс

§22 п. 3-4 «Религия древних греков»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями религиозно-мифологической системы в Древней Греции.

Задачи:

Обучающая:

  • Познакомить учеников с религиозным мировоззрением древних греков.

  • Объяснить учащимся структуру пантеона древнегреческих богов.

  • Рассказать ученикам об основных религиозных празднествах и традициях греков.

Развивающая:

  • Закрепить у учеников навыки разносторонней работы с иллюстрациями.

  • Развивать у учеников умение работы с текстом.

  • Тренировать умения работы с письменными заданиями на логику

  • Развивать визуальное и слуховое восприятие информации

Воспитывающая:

  • Привить интерес к изучению истории и историко-культурного наследия древнегреческой цивилизации.

  • Воспитывать уважение к разным проявлениям развития культуры разных народов.

  • Сформировать понятие о религиозно-мифологической системе Древней Греции, как примере развития религиозного сознания народа.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, презентация «Пантеон греческих божеств», карточки с заданиями.

Ход урока:

Работа учителя

Работа учеников

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад сегодня всех видеть! У нас первый урок, все ещё немного сонные, но мы сейчас с Вами будем играть, узнавать много нового, читать свои доклады и потихоньку проснёмся.

Скажите мне для начала, кто же сегодня отсутствует?

Ребята, на прошлом занятии Вы так спешили, что ребята, которые активно работали на уроке, не подали дневники на оценку. Поэтому я прошу … подать на оценки дневники. У остальных же ребят есть замечательный шанс, чтобы отличится сегодня на уроке. Поэтому я предлагаю Вам индивидуальные письменные задания. Сейчас те дети, которые подготовили к этому уроку дополнительный материал выступят, а Вы в это время выполните предложенные задания. Но давайте договоримся: в учебники подглядывать только при крайней необходимости.

А теперь мы послушаем дополнительный материал по домашнему параграфу, подготовленный нашими учениками. Мы готовили рефераты о Геродоте, Пифагоре, Аристотеле и Архимеде.

Здравствуйте!

Дети называют отсутствующих.

Дети получают карточки с индивидуальными письменными заданиями и работают самостоятельно.

Ученики зачитывают или рассказывают подготовленный материал.

Замечательно, ребята, я очень рад, что Вы хорошо подготовили домашнюю тему! Мы благодарим вас за проявленную инициативу. Не забудьте подать дневники на оценку. Ребята, которые работали самостоятельно, также сдают свои работы.




Теперь мы переходим к изучению нового материала.

А наша новая тема – это мифология и религиозные праздники древних греков. Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 135, §22, пункт №3 «Покровительство богов».

Как мы уже знаем, греки верили во множество богов и духов, которые создали человека и весь окружающий мир.

Ребята, а какое бы вы дали определение понятию «бог», «богиня»? Кто это такие?

Каждое явление природы, небо, земля, моря и реки, растения и животные отождествлялись к каким-либо божеством. Ребята, вспомните, пожалуйста, а в каких богов верили древние греки? Как звали этих богов и богинь?

Если совсем не помните, откройте, пожалуйста, страничку 105, там внизу есть текст «Боги древних греков». Я подготовил для Вас презентацию с картинками, так что внимательно смотрите и слушайте.

Греки считали, что сперва мира не было – был лишь безграничный Хаос, и из этого Хаоса возникли земля, небо, моря и всё живое. В начале на земле правили жестокие титаны, могучие монстры, но потом в мире победили боги, они сотворили первых людей, научили их добывать пищу, строить себе дома, обрабатывать землю.

Боги древних греков царствовали не только в мире природы, но и в мире людей, покровительствуя городам и ремёслам, торговле и сельскому хозяйству.

Самым главным богом у греков был Зевс, бог-громовержец, царь богов и людей, бог грома, молний и дождя. В мире людей Зевс заведовал правилами гостеприимства, справедливости и судьбы, он решал главные вопросы в жизни людей, и даже их судьбы. (слайд №2) Символами Зевса были сверкающие молнии и орёл.

Трон Зевса был расположен на горе Олимп, поэтому гора олимп стала обителью главных греческих богов и этих богов стали называть олимпийскими (слайд №3). В честь Зевса покровителя полисов греки устраивали Олимпийские игры, самое знаменитое соревнование Древнего мира.

Очень много греческих мифов было связано с Зевсом. По одной из легенд, Зевс влюбился в финикийскую царевну Европу (слайд №4). Громовержец желал заполучить красавицу и чтобы не испугать её своим величественным видом, явился к ней в образе прекрасного быка. Царевна Европа не боясь села на широкую спину быка-бога, и он отнёс её на отдалённый остров в Средиземном море. Там царевна стала женой Зевса и родила ему трёх сыновей. Один из сыновей Зевса и Европы – Минос – стал царём этого острова.

Жена Зевса – богиня Гера – носила титул царицы богов и людей (слайд №5), она также была богиней гроз, грома, молний и дождя. А в мире людей она покровительствовала браку, женам и матерям, охраняла верность супружеских уз.

(слайд №6) Брат Зевса – Посейдон – бог морей и океанов, жил в своём дворце на дне моря и управлял штормами и наводнениями. Символом Посейдона был трезубец.

Второй брат ЗевсаАид – правил подземным царством мёртвых (слайд №7). Древние греки верили, что царство мертвых расположено глубоко под землёй и его охраняет огромный трёхголовый пёс Цербер.

Много сыновей о дочерей Зевса среди олимпийских богов.

Арес – сын Зевса и Геры (слайд №8) – бог войны и кровавых сражений.

Гефест – ещё один сын Зевса и Геры – бог огня и кузнечного дела (слайд №9), с детства он хромой, но в работе своей Гефест могуч и трудолюбив, он целый день работает в своей волшебной кузнице на Олимпе и создаёт чудесные вещи (слайд №10).

Любви покровительствует прекраснейшая из богинь – дочь Зевса златокудрая Афродита – богиня весны, любви, красоты и грации (слайд №11). Символы Афродиты – дельфин, черепаха и жемчужина.

Гермес – сын Зевса и богини Майи (слайд №12) – бог-покровитель торговли, мореплавания, обмана и воровства.

Афина – мудрейшая дочь Зевса (слайд №13) – богиня мудрости, чести и справедливости, покровительница города Афины. Афина вооружена копьём и щитом (слайд №14), а её священным животным является мудрая сова.

Существует легенда, что одной из жён Зевса стала богиня памяти Метис. Громовержец узнал, что, согласно предсказанью, у него и Метис должен родиться сын, который свергнет отца. А Метис ждала ребёнка. Испугавшись такой судьбы, Зевс проглотил спящую Метис. Но вот, однажды у Зевса заболела голова. Он пришёл к своему сыну, богу кузнечного ремесла Гефесту и попросил помочь. Чтобы изгнать боль, огромной кувалдой рассёк Гефест голову Зевса и оттуда, как мудрая мысль, появилась богиня Афина. Прекрасная богиня мудрости была вооружена копьём и круглым щитом, на её голове был боевой шлем.

Мудрая Афина решает споры богов и людей. Но и сама богиня вступает в споры. Легенда рассказывает, что, когда был построен город Афины, боги решали, кому из них стать покровителем нового поселения. Заспорили Афина и бог морей Посейдон за власть над Афинами. И тогда сказал Зевс: «Пусть тот, кто подарит городу ценнейший подарок, и будет покровителем города». (слайд №15) Ударил своим трезубцем в скалу могучий Посейдон – и заструился из скалы солёный морской источник. А Афина вонзила в землю своё копьё - и оно превратилось в оливковое дерево. Жителя города выбрали своим покровителем Афину, т.к. её подарок был более ценным.

В честь богини Афины жители этого полиса назвали свой город, а в центре его возвели величественный Парфенон – храм-жилище Афины Парфенос (Девы). Каждый год в честь богини-покровительницы афиняне устраивали торжественные празднества Панафинеи – праздник Афины.

Ребята, давайте в Вашем учебнике зачитаем описание Панафиней. Откройте, пожалуйста, страничку 135, пункт №4, в самом низу – «Религиозные праздники».

Близнецы брат и сестра Аполлон и Артемида – дети Зевса от богини Лето. Аполлона называют солнечным богом, его изображали красивым юношей с лирой или кифарой (это такие струнные музыкальные инструменты). Аполлон (слайд №16) – бог-покровитель наук и искусств, он окружён девятью музами, богинями песен, танцев и литературы.

Сестра АполлонаАртемида – богиня охотница (слайд №17), покровительница лугов, полей и лесов, защитница животных. Окружённая подругами, вооружённая луком и стрелами или копьём, охотится Артемида в дремучих лесах Греции. Артемида воплощает девственную природу.

Бога Диониса, сына Зевса, покровителя виноградарства и виноделия, которого земледельцы почитали с древнейших времен, ввели в олимпийский пантеон как равного другим богам.

По легенде Дионис родился слабым и недоношенным, поэтому Зевс зашил его в своё бедро и носил там, пока мальчик не окреп. Дионис не хотел брать себе никакого ремесла, он проводил дни в роскошных пирах и игрищах. Виноградное вино было важным продуктом в рационе древних греков, поэтому они очень уважали Диониса и устраивали в его честь специальный праздник – Дионисии (в ноябре-декабре) – празднество винограда и вина.

Ребята, откройте, пожалуйста, тот самый список греческих богов на странице 106 и скажите мне, пожалуйста, каких богов я не назвала?

Что Вы знаете об этих богах?

Кроме богов и духов, греки поклонялись героям, обожествлённым людям, которые при жизни совершили великие подвиги.

Ребята, а что знаете ли Вы про такого известного греческого героя как Геракл?

Давайте-ка почитаем про него. Открываем страничку 138, вверху страницы.
Замечательно ребята, а теперь, чтобы закрепить всё то, что мы изучили, предлагаю Вам поиграть в «вопрос-ответ», я Вам вопрос, а Вы мне ответ. По очереди по цепочке:

  1. Как звали главного бога древних греков, царя богов и людей?

  2. Как называлось место, где жили древнегреческие боги?

  3. Какие предметы были символами бога Зевса?

  4. Какая богиня, покровительница семьи и брака, была женой Зевса?

  5. Назовите братьев бога Зевса.




  1. Как звали греческого бога морей и океанов.

  2. Символом бога Посейдона был ……………………

  3. Аид – это бог ……………………………………….



  1. Как звали греческого бога войны и кровопролития?

  2. Как звали богиню мудрости и победы?

  3. Главный праздник богини Афины назывался …

  4. Что такое Парфенон?

  5. Как звали греческого бога огня и кузнечного дела?

  6. Кто такая Афродита?




  1. Какой бог был покровителем торговли, мореплавания, обмана и воровства?

  2. Символом какого бога была кифара или лира?

  3. Богиня охотница, покровительница лугов, полей и лесов, защитница животных. Это ………….

  4. Бога вина и виноделия звали ……,

  5. Символом бога Диониса была ………




  1. В честь бога Диониса греки устраивали празднества …



Бог – это высшее бессмертное существо, которое покровительствует или вредит человеку.

Зевс, Гера, Афина, Артемида, Арес, Гефест, Гермес, Посейдон, Аид, Афродита, Деметра и др.

Дети читают по очереди 2 абзаца.

Дети отвечают: Деметра – богиня плодородия, Гелиос – бог солнца.

Дети отвечают: «Геракл – сын Зевса, великий герой, совершивший 12 подвигов»

Дети читают вслух по 2 предложения по очереди.


  1. Зевс




  1. Гора Олимп

  2. Молнии, орёл

  3. Гера

  4. Аид и Посейдон

  5. Посейдон

  6. Трезубец

  7. Подземного царства мёртвых

  8. Арес

  9. Афина

  10. Панафинеи

  11. Главный храм Афины

  12. Гермес

  13. Богиня любви, красоты и молодости

  14. Гермес

  15. Аполлон




  1. Артемида




  1. Дионис

  2. Виноград-ная лоза

  3. Дионисии

Молодцы ребята, всем большое спасибо. Сдаём наши задания с кроссвордом.

Запишите, пожалуйста, Д/з: § 22, п. 3 и 4, стр. 137-138, вопрос №3 после параграфа и задание в тетради.




Рефлексия:

  1. Проверка кроссворда.

  2. Какой греческий бог или богиня Вам понравились больше всего и почему? Что Вы знаете об этих богах?





Карточка №1

  1. Внимательно прочитайте текст и исправьте в нём 10 исторических (!) ошибок: ошибку зачеркните и сверху напишите правильно.

Как и у других народов с развитием сельского хозяйства, ремесла и торговли у древних греков появилась своя система письменности. Алфавит и буквы греки позаимствовали у сирийцев, но добавили туда некоторые согласные звуки и буквы. Получение образования у греков считалось необходимым, поэтому все люди старались отдать своих детей в школы.

Школ было мало, но они были бесплатными. В школы принимали всех детей, независимо от положения и состояния родителей. В школы принимали детей с 6 лет, и девочек и мальчиков. Для мальчиков иногда нанимали домашних учителей. Все дети учились вместе, не разделённые на классы или группы. В школе детей учили писать, читать, считать, танцевать, петь, кроме того они занимались физически: бегали, прыгали, играли в футбол.
Карточка №2

Соедини между собой имя учёного и подходящее по смыслу определение:

  1. Гомер

  1. Греческий географ и путешественник, заведующий Александрийской библиотекой, максимально точно высчитал длину радиуса и экватора Земли.

  1. Аристотель

  1. Известный греческий врач и целитель, который считал главной заповедью медика – не навредить пациенту.

  1. Гиппократ

  1. Греческий путешественник и писатель, «отец истории», он составил первый настоящий исторический труд с описанием того, что видел.

  1. Геродот

  1. Знаменитый греческий философ, учёный, поэт и писатель, автор многих трудов по физике и астрономии.

  1. Эратосфен

  1. Талантливый греческий поэт и сказатель, автор знаменитых героических поэм «Илиада» и «Одиссея».


Карточка №3

Внимательно прочитай предложенный текст и по смыслу заполни пробелы в тексте:

Как и у других народов с развитием сельского хозяйства, ремесла и торговли у древних греков появилась своя система письменности. Алфавит и буквы греки позаимствовали у ……………………………, но добавили в него ……………………………………………………. . Получение образования у греков считалось необходимым, поэтому все люди старались отдать своих детей в школы.

Школ было много, но они были платными, и потому не всякий родитель мог оплатить учёбу своего ребёнка. Кроме того, в школы принимали только детей ………………………………………………………………………..

На обучение в школы брали детей с 6 лет, в основном мальчиков. Для девочек иногда нанимали домашних учителей, а матери обучали своих дочерей …………………………………… ………………………………………………………….. . Все дети разделялись на классы или группы по возрасту. В школе детей учили писать, читать, считать, танцевать, петь. Кроме того они занимались физически: бегали, прыгали, играли в салки. В качестве письменных принадлежностей ученики в греческих школах использовали …………………………………………….. и ………………………………………………. . После школы ученики могли продолжить своё образование в ………………………………………………………………………………………………………… .
Карточка №4

Впишите в клетки слова-ответы на вопросы:

  1. Как называлась специальная заострённая палочка, которой писали ученики в древнегреческой школе?



  1. Как называются специальные значки, которые обозначают в письменности буквы, слоги или целые слова?



  1. Как звали древнегреческого поэта и рассказчика, автора поэм «Илиада» и «Одиссея»?



  1. Как назывались независимые города-государства в Древней Греции?



  1. Как назывался древнегреческий город государство, где всех мальчиков с ранних отдавали на учение военному мастерству, воспитывали в строгости и неприхотливости, так как считалось, что воин должен уметь выносить самые тяжкие лишения и испытания.



  1. Как звали известного древнегреческого учёного, медика и целителя, который первым призвал людей к соблюдению диет и здорового образа жизни и считал первым правилом врача не навредить больному?







Скачать файл (3219 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru