Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Управленческие риски в разработке управленческих решений - файл n1.docx


Загрузка...
Курсовая работа - Управленческие риски в разработке управленческих решений
скачать (374.9 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx375kb.27.12.2012 10:49скачать

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………..…...3

Глава 1. Общая характеристика рисков, понятие и классификация, способы снижения рисков………………………………………………….…….5

1.1. Понятие и классификация рисков……………………………….…...5

1.2. Способы снижения рисков…………………………………..………12

Глава 2. Оценка рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков. Приемы разработки и выбора управленческих решений………………………………………………………..16

2.1. Качественный анализ рисков………………………………..………16

2.2. Количественный анализ рисков………………………………..……18

2.3.Приемы разработки и выбора управленческих решений……………………………………………………………………...…...20

Глава 3. Выбор оптимального управленческого решения в условиях риска на ИП «Мазеин Г.И.»……………………………………..………………26

Заключение………………………………………………..………………31

Список использованной литературы…………………………..………...33

Приложения

Введение

Предпринимательство, как и другая любая деятельность без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное — оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиции максимума прибыли.

Данная курсовая работа посвящена изучению, управлению рисками для разработки и принятия управленческих решений.

Поскольку принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, ЛПР (лицо принимающее решение) в момент принятия решения не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация.

Это означает, что для успешного функционирования организации, особенно при изменяющейся внешней и внутренней среде, необходима эффективная обратная связь.

А для того, чтобы реализовать обратную связь, необходим эффективный контроль реализации принятых управленческих решений.

Предмет исследования разработка управленческих решений в условиях риска.

Объект исследования предприятие хлебобулочных изделий мини-пекарня ИП «Мазеин Г.И.».

Цель курсовой работы изучение и управление рисками для разработки управленческого решения на предприятии ИП «Мазеин Г.И.»

Данная цель решается посредством следующих задач:

- определить понятие и сущность риска, описать виды, источники рисков, а также способы их снижения.

- провести анализ количественного и качественного методов оценки рисков, приемы разработки и выбора управленческих решений.

- дать характеристику предприятия ИП «Мазеин Г.И.»

- изучить организационную структуру предприятия.

- изучить классификацию рисков, возникающих в процессе деятельности данной мини-пекарне.

- на предприятии ИП «Мазеин Г.И.» сделать выбор оптимального управленческого решения в условиях риска в конкретной ситуации.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе студентами и преподавателями учебного заведения.

Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, трёх глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Общая характеристика рисков, понятие и классификация, способы снижения рисков

1.1. Понятие и классификация рисков.

Рискэто возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных убытков, потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Его величина измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска как на стадии создания организации, так и в течение дальнейшего ее функционирования. Любое предприятие подвержено риску потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время, ведь трудовые потери и потери времени наносят серьезный ущерб результатам предпринимательской деятельности.

Риск составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения, ведь неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. Часто между понятиями «риск» и «неопределенность» не делается различий, но их, несомненно, следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальных ситуациях решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда неопределенных, заранее не предвиденных факторов[4].

Классификация рисков. Рис. 1.



Рис.1 Классификация рисков.

Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние, в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.

Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.

Риск, как событие, может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риски можно разделить [1], в зависимости от возможного результата, на две большие группы: чистые и спекулятивные.

1) Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. Примерами чистых рисков являются:

  • природно-естественные, связанные со стихийными проявлениями;

  • экологические, связанные с загрязнением окружающей среды;

  • политические, связанные с политической обстановкой в стране и не зависящие от конкретной деятельности организации;

  • транспортные;

  • часть коммерческих рисков, таких, как имущественные, производственные, торговые риски, связанные с опасностью потерь в процессе финансово – хозяйственной деятельности.

  • коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата проводимой коммерческой сделки.

2) Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Это финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков. Примером спекулятивного риска являются финансовые риски как часть коммерческих рисков.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые [5].

Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, не поставки товара.

Финансовый риск – вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся:

  • Ценовой риск - риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются институциональными инвесторами в различные рынки - фондовые, государственных ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости. Каждый финансовый институт через некоторый период времени должен выполнить свои обязательства по выплате заёмных средств. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами или вкладчиками.

  • Кредитный риск - риск, возникающий при частичной или полной неплатёжеспособности заёмщика. Этому виду риска, в наибольшей степени подвержены банковские организации в силу профиля своей основной деятельности, как кредитных организаций. Однако другие финансовые институты также могут быть подвержены кредитному риску, например, при приобретении корпоративных облигаций. Общепринятой мерой оценки кредитного риска компании или банка являются кредитные рейтинги, публикуемые рейтинговыми компаниями Moody's, S&P, Fitch IBCA.

  • Валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора.

  • Риск ликвидности - риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда.

Риску ликвидности могут быть подвержены практически все финансовые институты - страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они в ходе своей деятельности могут приобретать финансовые активы различной степени ликвидности [4].

  • Риск платежеспособности - риск, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.

  • Операционный риск - риск, связанный с деятельностью персонала финансового института. Составными частями операционного риска являются:

  • Транзакционный риск - связан с ошибками персонала компании при выполнении транзакционных операций, ошибках в бухгалтерском учёте компании, ошибках расчётов;

  • Риск операционного контроля, при котором персонал компании или банка превышает выделенные лимиты, исполняет недобросовестные сделки, совершает умышленное мошенничество;

  • Риск систем - риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем.

В своей деятельности операционному риску могут быть подвержены страховые компании при недобросовестном исполнении своих служебных обязанностей персоналом компании (умышленный сговор с лицом, страхующем имущество), банки, при проведении межбанковских транзакционных переводов, инвестиционные компании, при превышении портфельными менеджерами выделенных рыночных лимитов.

  • Инфляционный риск - риск, связанный с макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счёт большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали.

Этот вид риска ощущают все институциональные инвесторы, проводящие свои операции в странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики[4].

Так же в "Большом экономическом словаре", изданном в 1996 году, приводится и другие разновидности риска, встречающихся в предпринимательской деятельности.

1) Риск заразиться – риск того, что проблемы дочерних или ассоциированных компаний перекинутся на материнскую компанию.

2) Риск морального износа – вероятность того, что товар полностью или частично утратит свою потребительную стоимость до того, как он выработает свой ресурс или придет в негодность в результате физического износа. Этот вид риска наиболее высок у наукоемкой машиностроительной продукции и является одним из факторов быстрого развития лизинга этой продукции.

3) Некоммерческий риск – риск, которому подвергаются капиталовложения в связи с наносящими им ущерб решениями государственных органов власти, а также политическими и военными событиями.

4) Нормальный риск – в производстве и хозяйственной деятельности это обстоятельство, исключающее материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей. К нормальному риску относится, например, изыскание и опробование новых, оправданных в данных обстоятельствах приемов работы при условии, что полезные результаты не могли быть достигнуты при помощи обычных средств и что были приняты все доступные меры для предотвращения ущерба.

5) Риск потребителя – вероятность приемки партии продукции, доля дефектных изделий в которой имеет значение, устанавливаемое планом выборочного контроля как неприемлемое.

6) Предпринимательский риск – опасность возникновения не предусмотренных проектным замыслом материальных и финансовых потерь, убытков в ходе проведения предпринимательской деятельности, осуществления сделок. Количественно предпринимательский риск оценивается вероятностью определенной величины или определенного уровня ущерба, прогнозируемого на основе расчета, экспертных оценок, накопленного опыта. Оценка предпринимательского риска должна обязательно предшествовать решению о целесообразности данного вида предпринимательства.

7) Страновой риск – риск, связанный с инвестициями в данной стране и одинаковый для всех компаний (например инфляционный риск, риск возникновения социальной нестабильности).

8) Товарный риск – риск приобретения товара низкого качества – потребительский риск; риск, связанный с преодолением трудностей освоения производства товаров надлежащего качества, пользующихся спросом и способных выиграть в конкурентной борьбе – риск производителя [4].

9) Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США.

Зная природу и характер прогнозируемого риска, можно эффективно управлять риском.

1.2. Способы снижении рисков

В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы:

1. методы уклонения от рисков

2. методы локализации рисков

3. методы диверсификации рисков

4. методы компенсации рисков

При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- следует предугадывать последствия риска.

Управление рисками при принятии управленческих решений

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Исследование риска целесообразно проводить в следующей последовательности:

- выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;

- анализ выявленных факторов;

- оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность;

- установка допустимого уровня риска;

- анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

- разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.

После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском.

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры. Схема риск-менеджмента представлена на рис. 2. Инструментарий снижения влияния риска.



Рис. 2. Инструментарий снижения влияния риска

Одна из основных сфер риск-менеджмента – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами.

Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих решений:

- избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;

- удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

- передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;

- снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

-диверсификация;

- получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;

- лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;

- самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;

- страхование.

Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

Глава 2. Оценка рисков с помощью методов качественного и количественного анализа рисков. Приемы разработки и выбора управленческих решений


2.1. Качественный анализ рисков

Качественный анализ рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий.

Первым шагом в проведении качественного анализа рисков является четкое определение (выявление, описание - "инвентаризация") всех возможных рисков инвестиционного проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая классификация инвестиционных рисков.

Рассмотрение каждого вида инвестиционного риска можно производить с трех позиций:

1. с точки зрения истоков, причин возникновения данного типа риска;

2. обсуждения гипотетических негативных последствий, вызванных возможной реализацией данного риска;

3. обсуждения конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.

Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков инвестиционного проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостный эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск.

Этапы качественного анализа рисков:

1. идентификация (определение) возможных рисков;

2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;

3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости;

4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта: - диверсификация риска; - уклонение от рисков; - компенсация рисков; - локализация рисков.

Качественный анализ инвестиционных рисков проводится на стадии разработки бизнес-плана, а обязательная комплексная экспертиза инвестиционного проекта позволяет подготовить обширную информацию для начала работы по анализу рисков.

В процессе качественного анализа рисков мы исследуем причины возникновения рисков и факторы, способствующие их динамике, затем даем описание возможно ущерба от проявления рисков и их стоимостную оценку. Так как расчеты эффективности проекта базируются на построении его денежных потоков, величина которых может измениться в результате реализации каждого из отмеченных рисков, то для аналитика важна количественная оценка последствий осуществляемых на данном шаге, выраженная в стоимостных показателях. Кроме того, для аналитика также важна оценка предполагаемых на следующем шаге мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков. Мы должны правильно выбрать способы, позволяющие снизить инвестиционные риски, так как правильное управление рисками позволит нам минимизировать потери, которые могут возникнуть при реализации проекта и снизить общую рискованность проекта.

Методы экспертной оценки включают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Центральной "фигурой" экспертной процедуры является сам эксперт - это специалист, использующий свои способности (знания, умение, опыт, интуицию и т.п.) для нахождения наиболее эффективного решения.

Эксперты, привлекаемые для оценки рисков, должны:

- иметь доступ ко всей имеющейся в распоряжении разработчика информации о проекте;

- обладать достаточным уровнем креативности мышления и необходимыми знаниями в соответствующей предметной области;

- быть свободным от личных предпочтений в отношении проекта (не лоббировать его).

Можно выделить следующие основные методы экспертных оценок, применяемые для анализа рисков:

  • Вопросники

  • SWOT-анализ

  • Роза и спираль рисков

  • Оценка риска стадии проекта

  • Метод Дельфи

2.2. Количественный анализ рисков

Количественный анализ рисков инвестиционного проекта предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска проекта в целом. Количественный анализ базируется на теории вероятностей, математической статистике, теории исследований операций.

Для осуществления количественного анализа проектных рисков необходимы два условия: наличие проведенного базисного расчета проекта и проведение полноценного качественного анализа. При качественном анализе выявляются и идентифицируются возможные виды рисков инвестиционного проекта, также определяются и описываются причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска.

Задача количественного состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов проекта на поведение критериев эффективности проекта.

Наиболее часто на практике применяются следующие методы количественного анализа рисков инвестиционных проектов:

- метод корректировки нормы дисконта;

- анализ чувствительности показателей эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекса рентабельности и др.)

- метод сценариев;

- деревья решений;

- имитационное моделирование - метод Монте-Карло.

Перечисленные методы анализа инвестиционных рисков базируются на концепции временной стоимости денег и вероятностных подходах.

Выбор конкретного метода анализа инвестиционного риска зависит от информационной базы, требований к конечным результатам (показателям) и к уровню надежности планирования инвестиций. Для небольших проектов можно ограничиться методами анализом чувствительности и корректировки нормы дисконта, для крупных проектов - провести имитационное моделирование и построить кривые распределения вероятностей, а в случае зависимости результатов проекта от наступления определенных событий или принятия определенных решений построить также дерево решений. Методы анализа рисков следует применять комплексно, используя наиболее простые из них на стадии предварительной оценки, а сложные и требующие дополнительной информации - при окончательном обосновании инвестиций.

2.3. Приемы разработки и выбора управленческих решений

Риск это уровень, с помощью которого можно спрогнозировать результат. УР могут приниматься в разных обстоятельствах по отношению к риску: - УР, принимаемые в условиях определенности (руководитель знает результат каждого из альтернативных вариантов, такие УР принимаются редко.) – УР, принимаемые в условиях риска (результаты не определенны, но вероятность каждого просчитана). Вероятность от 0 до 1, сумма вероятности всех альтернатив 1. Вероятность должна быть объективна. Руководитель должен учитывать фактор риска, для того, чтоб получить необходимую информацию (внутренние/внешние) доклады. Когда внешняя информация недоступна фирма ищет ее самостоятельно путем исследования, опросов. УР, принимаемые в условиях неопределенности, когда невозможно просчитать вероятность результатов – это происходит, когда необходимая информация нова, сложна или недоступна (политическая, культурная, социальная). Неопределенность характерна для УР, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Сталкиваясь с неопределенностью руководитель имеет два варианта:1) пытаться получить дополнительную информацию и вновь проанализировать – сопоставить с опытом; 2) действовать на основе интуиции, собственных суждениях и опыта (когда нет времени на сбор информации).

В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Процесс принятия решений - процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение - это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

Рациональное решение - это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.

Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

- своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

- обеспеченность ресурсами;

- ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Разработка и принятие решения в условиях риска

Принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.

Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Риск при разработке управленческого решения — это деятельность по преодолению неопределенности в условиях выбора альтернатив при условии наличия возможности количественной и качественной оценки вероятности достижения поставленных целей.

Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей представлена на рис. 3. Схема управления рисками.



Рис. 3. Схема управления рисками.

Для анализа риска нужна прежде всего, быстрая и достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявление риска.

Для того чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:

- стандартизированный опросный лист;

- рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;

- анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

- составление и анализ диаграммы организационной структуры;

- составление и анализ карт технологических процессов;

- инспекционные посещения;

- консультации специалистов;

- экспертиза документации внешними аудиторами.

С целью исключения возможности провала либо предупреждения значительного ущерба при принятии решений необходимо анализировать риск и определять его последствия. Назначение анализа риска – дать руководителям и потенциальным партнерам необходимые данные о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

При решении задачи, которая рассмотрена в 3 главе используется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей.

При этом пользуются:

  • известными, типовыми ситуациями (например, типа — вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5);

  • предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предыдущих периодов известна вероятность появления бракованной детали);

  • субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Последовательность действий специалиста в большинстве случаев (как правило, типичных и простых) включает в себя следующие действия:

  1. Прогнозируются возможные исходы Ик, k = 1, 2, ..., n.

  2. Каждому исходу присваивается соответствующая вероятность Рk, причем ?Рk = 1.

  3. Выбирается или задается критерий (например, максимизация математического ожидания прибыли).

  4. Выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному (заданному) критерию.


Глава 3. Выбор оптимального управленческого решения в условиях риска на ИП «Мазеин Г. И.»


Краткая характеристика ИП «Мазеин Г. И.»

ИП Мазеин Г.И. основано 27 января 1999 года, в г. Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного окуруга.

Полное наименование предприятия Мазеин Геннадий Иванович (ИП), сокращенное ИП Мазеин Г.И. находится по адресу Пермский край, г. Кудымкар, ул. Кузнецова 9А инд.619001, тел./факс: (34260)5-13-00.

Сфера его деятельности производство и реализация хлебобулочных изделий. Целью предприятия является извлечение прибыли.

Предприятие имеет функциональную организационную структуру:

Директор

Заведующая

Технологи

Бухгалтер

Отношения предприятия и клиентов регулируются с помощью договоров.

Способ оплаты услуг компании - наличный и безналичный.

Оплата может производиться:

- по факту доставки товара заказчику;

- предоставляется отсрочка платежа;

- 100% предоплата.

Возможные риски, возникающие в ходе деятельности:

- природно-естественные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (пожар, наводнение, буря и т.п.);

- политические риски - риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства (к ним можно отнести обострение внутриполитической ситуации в стране, неблагоприятное изменение налогового законодательства и т.д.);

- транспортные риски - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, грузовым.

- коммерческие риски - опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности (имущественные риски – по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем; торговые риски – связаны с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа, не поставки товара и т.п.

К примеру, возьмем такой вид коммерческого риска, как дебиторская задолженность, то есть риск не возврата денежных средств за поставленный товар. Такая ситуация возможна тогда, когда договор с заказчиком (магазином) заключен с условием отсрочки платежа. Если в установленный срок магазин по продаже хлебобулочных изделий не смог произвести оплату или вообще отказывается от произведения оплаты, то заключается дополнительный договор на отсрочку платежа, в котором оговаривается период времени для погашения задолженности заказчиком (зависит от суммы долга и условий его возврата). В случае непогашения долга в оговоренный срок ИП «Мазеин Г. И.» подает в суд на должника.

Степень данного коммерческого риска достаточно высока, потому что хотя отношения «поставщик – заказчик» регулируются договором, сотрудничество происходит, основываясь на взаимном доверии.

Для предотвращения подобного риска руководство организации использует следующие приемы:

- избежание риска – это 100% предоплата или отказ от сотрудничества с недобросовестными заказчиками;

- снижение степени риска – снижение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема с помощью заключения договора о том, что оплата будет производиться по факту поставки.

В остальных случаях используется прием передачи риска – передачи ответственности за риск (страховой компании и непосредственно работникам).

Пример, основанный на методе построения дерева решений

В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений. Логику этого метода рассмотрим на примере.

Пример: Управляющему мини-пекарней ИП «Мазеин Г. И.» нужно принять решение о целесообразности приобретения печи М1 для выпечки кондитерских изделий, либо печи М2 . Печь М2 более экономична, что обеспечивает больший доход на единицу обслуживания, вместе с тем он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов :

 

Постоянные расходы (в у.е.)

Операционный расход на единицу обслуживания (в у.е.)

Станок М1

15000

20

Станок М2

21000

24

Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов :

Этап 1. Определение цели.

В качестве критерия выбиралась максимизация математического ожидания прибыли.

Этап 2 . Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение)

Управляющий может выбрать один из двух вариантов:

а1 - покупка печи М1

а2 - покупка печи М2

Этап 3 . Оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер).

Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие им вероятности следующим образом:

х1 = 1200 единиц с вероятностью 0.4

х2 = 2000 единиц с вероятностью 0.6

Этап 4. Оценка математического ожидания возможного дохода:



Е (Да) = 9000 * 0.4 + 25000 * 0.6 =8600

Е (Дб) = 7800 * 0.4 + 27000 * 0.6 = 19320

Таким образом, вариант с приобретением печи М2 экономически более целесообразен.

Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учёта факторы настолько новы и/или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределённость характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определённой альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.

Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:

1) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;

2) когда не хватает времени и / или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.

Заключение


Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют эффективность ее деятельности, и возможность устойчивого развития.

Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

Эффективность менеджмента в значительной мере обуславливается качеством принимаемых управленческих решений. Процесс управления характеризуют как совокупность процедур по выработке, принятию управленческих решений и организации их выполнения.

Управленческие решения принимаемые на предприятии отражаются на их конечных результатах - прибыли.

Принятие управленческих решений представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, организация и контроль исполнения принятого решения.

Переход к рыночной экономике нацеливает предпринимателей и менеджеров на смелые, решительные действия, связанные с риском. Умение идти на риск признается неотъемлемой частью искусства управления.

Риск - это образ действий в неопределенной обстановке, ожидаемый положительный результат которых носит случайный характер.

Под классификацией рисков следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском, так как каждому риску соответствует своя система приемов управления риском. Условно риски можно классифицировать по источнику возникновения, по причине появления и по отношению к страхованию.

В процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени.

Риск прямо связан с неопределенностями при разработке управленческих решений.

Среди методов принятия управленческих решений в условиях риска особо выделяются метод «дерева» решений.

В третьей главе приведен схематичный пример принятия решения приобретения на ИП «Мазеин Г.И. печи, в условиях риска потери прибыли в будущем её использовании.

Был выполнен процесс принятия решения в несколько этапов, в заключение проведённой работы был выбран вариант с приобретением печи М2 более экономичен, что обеспечивает больший доход.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.4-е изд. –М.: Дело, 2003С.248.

2. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. – М.: Наука, 2002.

3. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Основы менеджмента. Учебное пособие - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К`», 2002.

5. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

6. Семенов А.К. и др. Управление кооперативным хозяйством. М.: Экономика, 1990

7. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для ВУЗов. – М.:. ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

8. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. (серия Вопрос - ответ)

9. Станиславчик Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. М.: «Ось-89», 2002.

10. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности.К. 2002.

11. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.5–е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2002 .

12. Фомичев А.Н. «Риск-менеджмент» М.: Дашков и К 2004 г.

13. Хохлов Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 2000.

14. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности. СПб. 2002.

15. Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия. – СПб: Питер, 2000.




Скачать файл (374.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru