Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География в современном Мире - файл n1.doc


Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География в современном Мире
скачать (278.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc279kb.27.12.2012 10:54скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
М. М. ГОЛУБЧИК, С. П. ЕВДОКИМОВ


ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


Учебное пособие

саранск

нии регионологии

2000
УДК 911.57.9(075.8)

ББК Д8.

Г624
Рецензенты:

В. М. Кицис, кандидат географических наук, доцент;

В. А. Нежданов, кандидат географических наук, доцент.

Печатается по решению Ученого совета географического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Голубчик М. М., Евдокимов С. П.

Г624 География в современном мире: Учебное пособие по кур­су «Введение в географию» / НИИ регионологии. - Саранск, 2000. - 56 с.

I8ВN 588608-065-1

В учебном пособии география рассматривается как наука ес­тественная и общественная, ее единство, положение и роль в со­временном мире, объект, предмет, основные задачи и проблемы.

Для студентов и преподавателей географических факульте­тов университетов и педагогических институтов, учителей гео­графии средних школ.

УДК 911.5/.9 (075.8) ББКД8.
18ВК 588608-065-1 © Голубчик М. М.,

Евдокимов С. П., 2000

© НИИ регионологии, 2000

География в современном мире

ПРЕДИСЛОВИЕ
Этим курсом вы начинаете изучение географии в университете, знакомство с ее сущностью, познавательными и конструктивными функциями. История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время коренным образом изменились ее предмет, задачи и методы исследований. Однако нередко и в современном обществе география до сих пор трактуется как сугубо описательная наука, главная функция которой – справочно-энциклопедическая. Такой взгляд коренным образом противоречит существу нынешней географии. В настоящее время в ней усилились интеграционные тенденции, приведшие к формированию представлений о единстве географической науки и все большему развитию общей (единой, комплексной, нерасчлененной) географии. Эта новая география призвана исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.
1. География – наука естественная и

общественная

1. Изменение представлений о географии. Студент, завершающей изучение географии, должен быть готов понять ее сложность и увлекательность. Ее современное содержание значительно отличается от сложившихся представлений о ней, как науке о путешествиях и приключениях. Это вовсе не означает, что надо оставить за порогом жюльверновскую романтику географических странствий. Романтиков в географии достаточно и сейчас, но вот знаний необходимо в сотни раз больше. Факты – это «воздух» ученого, и собирать их стало значительно сложнее, чем раньше.

Фактический материал должен лежать в основе всякой теории. Для географа им служат разнообразные данные о странах и районах, их свойствах, включая знания о размещении объектов. Однако значение фактического материала не следует преувеличивать. Не надо думать, что "хороший географ тот, кто держит в голове возможно большее количество названий стран, гор, рек, городов", писал известный немецкий географ Альфред Геттнер, считая это точкой зрения почтового чиновника.

В то же время сегодня наверняка есть люди, которые полагают, что географам теперь делать нечего. Материки давно описаны, все острова открыты, реки и моря измерены, все нанесено на карты, и «белых пятен» не стало! Все рассортировано по полкам. Приключений и неожиданностей больше нет. Бурная молодость науки сменилась бессильной старостью. Удручающая картина… Но не волнуйтесь! Поле деятельности географии не только не сократилось, но напротив, стало еще более обширным.

В последнее время также нередко приходится слышать недоумение, а то и возмущение представителей некоторых наук по поводу того, что география и географы занимаются не своим делом, когда речь идет о таких проблемах, как экологические, демографические, экономические, социальные и другие. Так ли это? Хотим вас сразу уверить, что дела здесь всем хватит с избытком.

Что же представляет собой географическая наука, каковы ее проблематика, новые задачи, каково ее место в современном мире? Давайте рассмотрим роль географии в создании научной географической картины мира и ее конструктивный вклад в решение важнейших проблем современности. Естественно, что нам удастся нарисовать лишь общую картину.

Если раньше география работала на расширение жизненного пространства, то в настоящее время перед ней стоит обратная задача: обосновать и распространить идею необходимости сотрудничества с природой в пределах ограниченной Ойкумены, обладающей известной емкостью. За пределами этой емкости человечество ожидает экологическая катастрофа. Поэтому и наблюдается сегодня интенсивная экологизация всех направлений географии.

Расширяется сфера общественной географии (география человека, социальная география, геоурбанистика). Заметен существенный взлет интереса к политической географии. Характерно резкое усиление внимания к пространству и времени земного мира. Традиционно география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности. Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития.

Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза. Прогноз – это венец географического исследования.

Современную географию характеризует также развитие системного подхода базирующегося на точном анализе взаимосвязей между отдельными компонентами природных, социальных и природно-социальных систем. Представление о целостности географических объектов позволяет глубже проникнуть в их сущность, изучить детали. С помощью моделирования удается установить механизм взаимосвязей в природе и количественно его охарактеризовать. На географических стационарах проводятся натурные эксперименты.

Постепенно география превратилась из науки описательной в науку конструктивную. Конструктивной задачей географии является проектирование территориальных систем, а вершиной подобного проектирования – оптимизация территориальной организации общества.

В итоге за географией остается в качестве главного – изучение пространственной дифференциации территорий (предмет исследования) и их оптимальная организация (основная конструктивная задача). При этом географы не забывают и свои общественные функции, связанные с контролем среды, географической информацией и просвещением.

2. Интегративная роль географии. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Казалось бы, эти могучие ветви современной географии – естественная физическая и гуманитарная (общественная) экономическая, политическая и социальная география – тянутся в разные стороны, и объединяющее их слово «география» – не больше, чем формальный хлипкий мостик. Так оно и было многие годы: стена между общественными и естественными науками не сразу была разрушена.

Разрушила ее жизнь, сформулировав социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине ХХ века формируется общая (единая) география (рис 1). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация означает поворот к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности, рассмотрение в первую очередь жизни людей.

Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни.

Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни.

Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономичес­ких наук, конкретных расчетов, экономических оценок.

Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью с одной стороны, и состоянием природных комплексов – с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.

Рис. 1. Система географических наук
Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Выдающийся отечественный географ Н.Н. Колосовский писал, что география не может не стремиться к тако­му развитию, при котором достигалась бы диалектическая целос­тность всей картины жизни природы и людей, подобной классиче­ской географии древних, но на несравненно более высоком уров­не современных научных достижений и накопленного огромного фактического материала. На современном этапе разви­тия география может этого достигнуть через установление взаимосвязей между отдельными географическими дисциплинами и развитием новых дисциплин – "мостов перехода" – на стыках существующих, если это вызывается необ­ходимостью.

Уникальное положение географии определяется также тем, что она – единственный предмет, относящийся одновременно и к естественному, и к гуманитарному циклам учебных дисциплин. Таким образом, школьная география охватывает всю систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ей: комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся с тем, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях; формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Следовательно, география – предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий человека с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у подрастающих поколений гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
2. География и важнейшие проблемы

современности

1. Понятие научной проблемы. В качестве проблемы выдвигается не вся область непознан­ного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой предмет, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально уз­нать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновре­менно выступают в качестве первопричин постановки пробле­мы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностей. История географии представляет этому наглядный пример: а) расшире­ние товарного производства потребовало от географии расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей; б) ограничение рын­ков сбыта и развитие индустриального производства – глубокого исследования давно открытых земель; в) сознание исчерпаемости ресурсов и емкости среды вообще в настоящее время ставит перед географией проблемы рационального природопользования в целом и оптималь­ной пространственной организации территории, в частности.

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних законо­мерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, индуст­риального оснащения методов, совершенствование средств описания. Все это, конечно, тоже связано с общественным развитием, но связь здесь опосредованная. История гео­графии дает и этому также хороший пример. До конца XIX в. она занималась глав­ным образом описанием отдельных стран и регионов, пре­имущественно вновь открываемых, экзотических, слабоизученных. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы. И только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг от друга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общест­венной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения. Следовательно, можно согласиться с определением понятия научной проблемы как формы моби­лизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерным свойством проблем является то, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется легендой о Зеноне Китионском, жившим в Афинах в III – IV вв. до н.э. Легенда гласит, что Зенон, когда досужий прохожий спросил его, по­чему он сомневается во всем, нарисовал два круга разных размеров и объяснил: большой круг – это то, что знаю я, а малый круг – то, что знаешь ты. Все, что на­ходится за пределами кругов – область незнания. Совершенно очевидно, что дли­на соприкосновения моего круга с незнаемым гораздо больше, чем твоего и, есте­ственно, я сомневаюсь больше тебя.

В настоящее время перед географией стоит ряд важнейших проблем, которые носят глобальный характер и общечеловеческую значимость и в решение которых она вносит значительный вклад.

Проблемы, связанные с еще непознанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Поэтому проблема – это не только нечто непознанное, но и некоторое знание о незнании. В исследова­тельской практике постановке проблемы всегда предшествует либо новый факт, не интерпретируемый в прежних теориях, либо научная гипотеза, возникшая на основе теорий, либо задача, выдвинутая практической деятельностью людей, ко­торая опирается на определенное научно-техническое знание. Поэтому упомяну­тая афористическая формулировка проблемы, как знание о незнании, может быть принята. Восточная мудрость гласит: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Здесь достаточно точно отражается сущность проблемы как знания о незнании - проблему может ставить не всякий, а тот, кто знает, о чем он не знает.

2. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Эти проблемы зачастую называют экологическими и они настолько крупномасштабны, что в разработке их принимают участие специалисты разного профиля: философы, экономисты, юристы, биологи, химики, медики, агрономы, инженеры и др. Не остались безучастными и географы. Но для этого им пришлось пересмотреть некоторые свои позиции. Больше внимания стало уделяться развитию комплексных междисциплинарных направлений научного поиска. Так, в физической географии возникли учения и разделы о развитии антропогенно измененных образований – ландшафтов, форм рельефа, почв и др. Физико-географы стали более активно исследовать проблемы устойчивости природных комплексов к воздействиям человека, их саморегуляции, функционирования и др. В экономической географии развивалось ресурсное направление. Начали выполняться работы по эколого–экономическому районированию и планированию. А в современной географии в целом сформировалась группа природно-общественных наук: геоэкология, медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география, учение о геотехнических системах и некоторые другие.

Пример. Усиление внимания к человеку, к "нехозяйственным" сторонам его жизнедеятельности в сочетании с комплексным географическим подходом привели к формированию рекреационной географии (или географии отдыха), занимающейся изучением территориальной организации "индустрии отдыха", включая географию туризма – внутреннего и международного. Важной задачей этой науки является исследование рекреационных ресур­сов, к числу которых относятся природные комплексы и их сос­тавляющие, культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные сооружения.

Мы хорошо знаем, какими быстрыми темпами и чрезвычайно сложными взаимосвязями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история земной фауны и флоры, всей ландшафтной оболочки с историей человеческого общества.

Более 260 лет назад В. Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России. Он взялся за дело увлеченно и основательно. Приступил к сбору необходимых книг и документов. Но вскоре убедился: толковое землеописание сделать невозможно без хорошего знания истории страны. По этой причине он занялся изучением истории России. И пришел к выводу, что для успеха в этом предприятии требуется постоянно использовать географичес­кие сведения. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут». Много лет минуло с той поры, но идея Татищева не устарела. Более того, теперь мы знаем, какими тесными и сложными взаимо­связями осуществляется единство природы и человека, как нераз­рывно связана история природы земной поверхности с историей че­ловеческого общества.

Пример. Начиная с раннеземледельческого периода (около 12 тыс. лет назад) человеческие руки коренным образом меняли лицо Земли: в северном полушарии на больших территориях исчезли леса и на их месте появились пахотные земли или низкорослая растительность. В некоторых странах сельскохозяйственная деятельность приводила к мощной эрозии почвы: так, например, на Восточном Фиджи, где человек появился около 3 тыс. лет назад, за какие-то 150 лет в начале нашей эры эрозия уничтожила как минимум полуметровый слой почвы.

Со второй половины ХХ века проблема взаимосвязи природы и общества становится исключительно актуальной и в теоретическом и, особенно в практическом аспектах. Приобретает все большее значение географический подход к проблеме изучения изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека. Этот подход заключается в пространственно-временном анализе происхождения, структуры, функционирования, динамики и развития природных и социально-экономических (общественных) геосистем. При этом предметная область географии пересекается с предметными областями других наук, участвующих в изучении смежных вопросов.

Анализ понятий, используемых в биологической экологии и географии, указывает на их содержательную близость. Но из сказанного нельзя делать вывод, что экология, разрабатываемая биологами, аналогична экологии, изучаемой географами. Трудно оценить при этом значение экологии человека, которая, опираясь на общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, изучает влияние природной и социальной среды, как на отдельных людей, так и на сообщества. Экология человека – это мост между географическими и биологическими аспектами единой крупнейшей проблемы – состояния окружающей (и природной и социальной) среды, воздействующей на человека.

В настоящее время понятие экологии значительно расширилось, Экологическими стали называть все проблемы имеющие отношение к изменению природы, условий обитания человека в конкретных регионах, сохранению окружающей среды, рациональному использованию ее естественных ресурсов.

В то же время сейчас продолжается специализация ученых по разделам наук. А ведь еще полвека назад В.И. Вернадский доказывал, что такой подход ошибочен, особенно когда речь идет о синтезе знаний, относящихся к реальным объектам. Тут, по его мнению, необходима специализация по проблемам, а не по наукам, К сожалению, этого, пока, не наблюдается.

Пример. О том, как важны комплексное решение таких проблем и сотрудничество, взаимопонимание разных специалистов, рас­сказывает следующий случай. Идет совещание по вопросам эколо­гии и охраны природы. В нем участвуют представители разных наук. Физико-географ делает интересный доклад, демонстрирует прекрасные карты природных комплексов, исходя их которых и следует строить систему мероприятий по использо­ванию природных ресурсов и охране природы. В прениях по до­кладу выступает, среди прочих, юрист и заявляет: "А зачем нам, собственно говоря, знать природу: достаточно знать и вы­полнять законы об охране природы!" Можно себе представить, какую "пользу" охране природы принесет такой "специалист"…

Острые экологические проблемы все чаще трактуются как чисто технические: утилизация отходов, ресурсосбережение, очистка вод, замкнутые циклы и пр. Слов нет, влияние на природу современной технологической революции трудно переоценить. Но при этом сплошь и рядом отодвигается на второй план другая, не менее важная сторона дела. Где и как применить эту замечательную технологию, чтобы она дала максимум пользы.

Мы принимаем как данность, что ныне практически вся природа преобразована деятельностью человека. Она стала «вторичной», и по закону установленному В.И. Вернадским, ее состояние во все большей мере зависит от действий общества. Если эти действия не будут разумно регламентироваться, окружающая среда раньше или позже необратимо деградирует, и человечество погибнет вместе с ней. Следовательно, альтернатива такова: либо «вторичная» природа, в которой мы живем, будет приобретать все больше признаков разумной организации (превращаться в ноосферу, «сферу разума» В.И. Вернадского), либо нас ждет экологическая катастрофа.

Пример. Сегодня население планеты удваивается каждые 30-40 лет (в раннеземледельческий и раннеурбанистический периоды это происходило раз в 1500 лет). В масштабах планеты объем энергии, используемой на нужды общества, удваивается в 2 раза быстрее, чем население. Во многих районах мира наблюдается нарушение природных циклов.

Теперь остается выяснить, что же следует считать разумной организацией. С точки зрения географии, это, прежде всего правильное использование пространственных ресурсов, которые сейчас важнее, чем привычные для нас ресурсы натурально-вещественные. Эти последние можно, так или иначе заменить или компенсировать их утрату, а территория – ресурс исчерпаемый, невозобновимый и незаменимый. То, что ее у нас, в России, больше, чем у кого-либо в мире, не должно вводить в заблуждение, хотя бы потому, что ее качество часто оставляет желать лучшего.

Вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения и в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-технических геосистем выдвигаются на первый план. Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке, которая исследует такое привычное и в то же время загадочное свойство нашего земного мира, как его пространственная организованность.

Проблема природных ресурсов теснейшим образом связана с предшествующей. Одним из направлений изучения взаимодействия природы и общества и отражения его на территориальной организации жизни общества является география природных (естественных) ресурсов (географическое ресурсоведение) – общественная географическая наука, часть социально-экономической географии, изучающая размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования.

Центральное понятие этой науки – природные (естественные) ресурсы. Единственным источником всех требуемых для общественного производства веществ и энергии, условием существования и хозяйственной деятельности людей служит географическая оболочка Земли. Она «обеспечивает» необходимые человечеству природные блага, представляющие собой совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в обозримом будущем.

Современная индустрия, в особенности такие отрасли, как химический синтез, выплавка легких металлов, отличается повышенной потребностью в энергии, воде и сырье. В нее вовлекаются почти все химические элементы, существующие на Земле. Перед человечеством встал вопрос: надолго ли хватит ему необходимых природных ресурсов? (рис 2).

3. География и демографические проблемы. Географические науки играют важную роль в исследовании демогра­фического развития человеческого общества, так как это развитие имеет большие, иногда очень глубокие пространственные различия и самые разнообразные проявления на локальном (местном), региональ­ном и глобальном уровнях.

Демографические проблемы (чаще их обобщают в единственном числе – «демографическая проблема человечества»), которые переживает мир, многочисленны. Но главная из них – большой рост численности мирового населения, сопровождающийся обострением противоречий между массой глобального населения и ограниченными природными ресурсами, с помощью которых можно обеспечить жизнь человеческого общества, повысить ее качество и ликвидировать массовую нищету. Этот разрыв между численностью населения и ресурсами является тем более опасным, что большинство прироста населения сконцентриро­вано в странах с низким уровнем

Рис. 2. Множество глобусов, множество маленьких

планет Земля

Здесь, при желании, можно увидеть возможность разных состояний нашей планеты. А какое из них осуществится – это зависит от усилий человечества, от того, насколько ясно и глубоко оно осознает меру своей ответственности за судьбу биосферы. Глобус можно сделать новый. Другое дело – Земля. Ее не повторишь, не изготовишь заново. Ее нужно очень беречь.

доходов, с отсталым хозяйством, в регионах, которые находятся в неблагоприятном положении с точки зре­ния состояния окружающей среды.

Пример. Как известно, в октябре 1999 г. численность мирового населе­ния достигла 6 млрд. человек. Факт этот замечателен не только сам по себе. Его считают одной из основополагающих точек в истории развития земной цивилизации. Дело в том, что 6 миллиардов - это ровно половина предельной численности гомо сапиенс как биологического вида. 12 миллиардов людей – это максимальный популяционный потенциал че­ловека разумного. "Из всех глобальных проблем, несомненно, основ­ной представляется рост населения нашей планеты, – пишет извест­ный российский ученый С.П. Капица в своей книге "Сколько людей жи­ло, живет и будет жить на Земле". Остальные вопросы – состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии – возникают в связи с увеличением числа людей на планете".

Пример. В течение последних 30 лет среднегодовые темпы прироста Мирового населения снизились – с 2,4 до 1,3 %, однако, оно по-прежне­му увеличивается – на 78 млн. человек в год. И в подавляю­щем большинстве – это прирост населения развивающихся стран. В то же время из 4,8 млрд. человек, проживающих в этих странах, почти три пятых не охвачены основными санитарными услугами. Почти треть населения не имеет доступа к чистой воде. Четверть населения не имеет соответствующего жилья, а одна пятая часть не имеет доступа к со­временным медицинским услугам.

Таким образом, актуальной задачей является выявление географи­ческих особенностей демографического развития в странах с разным уровнем социально-экономического развития, так как только на проч­ной научной основе можно (и нужно!) разрабатывать разумную демо­графическую политику в той иди иной стране.

Другим важным направлением исследований стал анализ перемещения населения, его механического движения, миграционных потоков – из сель­ской местности в города, между странами. Миграция – весьма сущест­венный фактор развития международных отношений, изменения состава населения, особенно развитых стран, принимающих многочисленных пе­реселенцев из развивающихся государств.

Одной из быстро развивающихся ветвей географии населения является геоурбанистика, география городов. Ей приходится решать (вместе с представителями ряда других наук) такие сложные проблемы, как ограничение роста крупных городов, развитие малых городов и по­вышение их роли в развитии сельской местности, экологическое состо­яние городов (это уже новое направление исследований – урбоэкология) и многие другие.

Пример. Доля глобального населения, живущего в городах, увеличилась с одной трети в 1960 г. до 47 % (2,8 млрд. чел.) в 1999 г. Ожидает­ся, что в 2030 г. почти 5 млрд. чел» (61 % от 8,1 млрд. населения мира) будут жить в городах.

В отечественной географии возникла и развивается концепция единой системы расселения, как часть проблемы совершенствования территориальной орга­низации жизни общества. Эта концепция рассматривает городское и сель­ское население в тесной взаимосвязи – с целью разработки мер для ре­гулирования системы производства и расселения, выравнивания органи­зации и условий труда, уровня жизни и обслуживания населения.

О важности географических исследований проблем народона­селения свидетельствует и тот факт, что географы принимали участие в разработке Генеральной схемы расселения на территории. Российской Федерации, которая была одобрена Правительством РФ в 1994 году. Этот документ, имеющий важное практическое, государственное значение, дает представление о специфике жизненного пространства России, об особен­ностях и устойчивых тенденциях в расселении, определяющих качество среды обитания населения, о необходимости комплексного подхода к исполь­зовании этой среды.

4. География и проблемы региональных исследований. Поскольку все реальные объекты и процессы имеют прост­ранственные характеристики, постольку почти все науки, так или иначе, рассматривают пространственный аспект своих объек­тов. В некоторых науках ведутся глубокие исследования сущнос­ти специфического пространства – физического, геологического, биологического. Однако с чисто земными пространствами, кото­рые часто называют регионами, имеет дело более ограниченный круг общественных и естественных наук. С региональными проблемами часто сталкивается и практическая сфера человеческой деятель­ности – планирование, распределение, обслуживание и др. Региональный подход традиционно лучше всего развит в географической науке. Именно здесь разработаны сравнительно-пространственный метод и метод районирования самых различных явлений, имеющих место на зем­ной поверхности. Отсюда, видимо, проистекает замена понятия регионального анализа понятием географического анализа.

В наше время географическая наука, обслуживающая практические требования разных отраслей хозяйства и культурные запросы человечества, превратилась в разветвленную систему наук, структура которой непрерывно усложняется. Но в географическую науку с самого начала ее зарождения наряду с сильными тенденциями к специализации и дифференциации научных знаний был заложен и крупный потенциал к сохранению единства (целостности). Одним из основных принципов, на которых основываются географические знания, является принцип регионализма. Он заключается в том, что исходным объектом географического изучения и описания служит конкретная территория (регион), для которой характерны определенный комплекс природных феноменов, население и созданное им хозяйство.

Не касаясь сейчас сложной проблемы генетических (причинно-следственных) связей между группами природных, социальных и экономических явлений, нужно сказать, что все они включались в полное географическое изучение и описание. Взятые же в совокупности, они представляли собой определенное региональное (пространственное) единство. Именно оно, прежде всего, заставляло географов исследовать их как региональную (территориальную) систему. Отсюда рождалось то первостепенное внимание, которое всегда уделялось в географии проблемам комплексного (т. е. целостного) географического разделения (районирования) территории, методам изучения и характеристики всей системы природных, экономических и социальных явлений, свойственных тем или иным регионам, для практического использования таких научных материалов.

Своеобразие географической науки состоит в том, что «пространство» выступает и как предмет ее изучения, и как одна из основных методологических категорий. С помощью понятия «пространство» география строит свой предмет и формулирует метод ее исследования.

Регионы и районы изучает регионалистика – совокупность дисциплин и направлений, методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район. К ним относятся: 1) теория районирования, 2) районистика, как совокупность методов идентификации (определения таксонов, их ядер), делимитации (оконтуривание, проведение гра­ниц между смежными таксонами), построение иерархических сеток районов и их преобразований, 3) регионология (районология, регионика) исследующая закономерности функционирования и раз­вития конкретных регионов (районов), 4) районоведение как часть страноведения, описывающая районы конкретной страны, 5) в смежных с географией науках - региональная экономика, региональная социология, региональная демография и др.

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело к возникновению особого направления во внутренней политике государств, а именно – региональной политики, что способствовало расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Наибольший интерес представляет разработка региональных концепций развития. Эти концепции необходимы для ком­плексного решении ряда задач. Среди них такие, как оптимизация соотношения между темпами регионального развития и выравниванием уровней развития отдельных районов, селективная дисперсия производства и населе­ния, создание новых эффективных производственных ком­плексов, решение вопроса регионального развития за счет собственных внутренних ресурсов и резервов регио­на. Одновременно возникают вопросы охраны окружаю­щей среды и регионального прогнозирования.

За рубежом возникла и стала успешно развиваться региональная наука как комплексная (межотраслевая), и, следовательно, эффективный ре­гиональный анализ требует кооперации многих ученых, специалистов различных направлений.

Термин «региональная наука» ввел в обиход аме­риканский экономист Уолтер Айзард. Он считает, что ре­гиональная наука шире, чем региональная экономика; она должна изучать пространство, регионы (районы), лока­ции (места размещения) и их системы. Географы, в част­ности, П. Хаггет, рассматривают региональную науку как одно из подмножеств на пересечении множеств геогра­фических дисциплин (физической, экономической и со­циальной географии). У. Айзард неоднократно замечал, что наиболее реальна аналогия между региональной нау­кой и прикладной географией. Это отсутствие четкости в определении предмета самой науки является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях за рубежом.

Основным объектом региональной науки выступает район, или территория, характеризующаяся, с одной стороны, особыми связями с остальной террито­рией (специализация) и, с другой стороны, обладающая общностью, единством составляющих ее элементов.

Региональ­ная наука широко использует математические модели, которые позволяют определить ее теоретические рамки. Употребление слова «региональная» означает системати­ческий подход к пространству с точки зрения человече­ского обитания. Слово «наука» выражает использование точной техники в исследовании, что­бы анализировать и развивать теоретические структуры и концепции общего значения. При этом региональная нау­ка построена так, что ее поле не совпадает ни с одной из дисциплин, каждая из которых имеет свои собственные подходы. Она представляет собой соединение данных и методов, взятых из разных наук, объединяемых тем, что региональная наука рассматривает их пространст­венно и с применением математических моделей.
3. Объект и предмет географии

1. Современное понимание объекта и предмета географии. Объект существует вне всякого познания, сам по себе. Вся наука есть от­ражение объективной реальности познающим субъектом.

Вопрос о том, что включать в объект науки и каков ее предмет, относится к категории так называемых вечных, «сквозных» проблем. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии являет­ся географическая оболочка Земли в целом, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов и явлений живой и неживой природы, человеческого обще­ства, в связи в чем объект географии отличается от объектов дру­гих наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией.

Различные географические науки «выбирают» свои предметы в этом объекте, те или иные его стороны, отношения, процессы, «разрывая» единый объект всей системы наук.

По В. А. Анучину, общим предметом изучения, или общим объ­ектом изучения для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер («сфер второго по­рядка») в единой взаимодействующей системе. При этом социосфера (или ноосфера), т.е. особая геосфера, объединяющая (подобно понятию «биосфера») совокупность обитателей (людей) с комплексом компонентов среды их обитания, является в свою очередь составной частью ландшафтной сферы, одной из взаимодействующих ее частей. Такой трактовки (или очень близкой к ней) придерживаются Д. Л. Арманд, Ю. К. Ефремов, Н. Б. Култашев и целый ряд других оте­чественных географов.

Содержание этих понятий непрерывно меняется в процессе познания, отражая различные его стадии в зависимости от стоящих перед наукой задач на конкретном этапе. Поэтому, рассматривая этот вопрос, мы должны постоянно обращаться к истории наук. Понятия объекта и предмета науки также теснейшим образом связаны с ее структурой.

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей системы «общество-природа», последователи Н.Н. Баранского, К.К. Маркова и Ю.Г. Саушкина исходят из парадигмы целостности географии. Под парадигмой (от греч. paradeigma) понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (рис. 3). Они в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.




Рис. 3. Концептуальная схема единства географии
На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода, География должна была ответить на вопросы: где, чего и сколько. С середины Х1Х века начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественноисторическим методом, их объяснение. География стала пытаться отвечать еще и на вопросы когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине ХХ века единую – пространственно-временную парадигму. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины ХХ века решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим вопросам добавилось еще и слово «будет»: где будет, что будет и т.д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география. Это, в частности, пространственно-временной анализ геосистем, изучение функционирования и динамики хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Таким образом, можно заключить, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом (с включением в нее социосферы), есть общий объект всех географических наук, объект общей географии (территориальная природно-социально-экономическая система), а ее предметом является изучение пространственно-временных особенностей взаимодействия общества и природы. То есть совре-

менные географические исследования охватывают всю географическую оболочку Земли и слагающие ее геосистемы, территориальную организацию общества.

Как видно, познавательная функция географии далеко выходит за рамки только социально-экономических или экологических проблем, ведь география призвана в целом, решать задачу пространственной организации жизни общества. Существует образное выражение: «Без географии вы нигде!».

В основе названных выше подходов лежит исследование классической триады: природы земной поверхности, населения и хозяйства.

При этом под природой земной поверхности мы понимаем природно-территориальный комплекс, или природную геосистему, природный ландшафт как закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга (участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностные и подземные воды, почвы, сообщества организмов, приземный слой атмосферы), образующих систему разных уровней от географической оболочки до фации.

Население в процессе общественного воспроизводства выступает как носитель трудового начала и фигурирует в трех качествах: 1) субъекта производства; 2) потребителя определенной части совокупного общественного продукта; 3) подлежащего воспроизводству важнейшего звена процесса общественного воспроизводства.

Хозяйство – это совокупность всех отраслей материального производства и всех отраслей непроизводственной сферы.

2. Взаимодействие природных и социально-экономических образований. Географическая среда как объект общей географии. Изучение пространственной дифференциации поверхности Земли исторически связано с традиционной школой географии. Дальнейшее развитие географической науки привело к возникновению ряда нетрадиционных направлений исследования. Интеграция естественнонаучных и социальных идей и комплексность подхода входят в число ведущих тенденций развития географии в современную эпоху. Комплексное изучение процессов, которые приводят к существующему размещению объектов в географическом пространстве, представляется наиболее общей и универсальной задачей современной географии. Она призвана соединить новые направления с традиционной школой в единый целевой поток исследо­ваний, а также привести к сбалансированному упорядочению географического пространства с помощью процессов управления.

Поскольку интеграция естественнонаучного и социально-экономического знания отражает взаимодействие природных и социально-экономических компонентов приповерхностной оболочки всей Земли, в качестве основного предельного объекта изучения географии может выступать географическая среда.

Термин «географическая среда» (ГС) впервые употребил выдающийся французский географ Элизе Реклю, который под этим термином понимал окружающие человека условия общественного развития. Сущностью ГС Реклю считал сочетание не только природных, но и общественных элементов, называемых им «динамическими». Реклю понимал исторический характер влияния ГС на жизнь человеческого общества. В предисловии к книге своего друга и соратника в географи­ческой деятельности Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» Реклю писал о том, что среда изменяется не только в пространст­ве, она меняется также и во времени. А вот аналогичные мысли Л. И. Мечникова: «Многими географами упуска­лось из виду, что факторы физико-географической среды... представля­ют весьма различную ценность в разных областях земного шара для историка и социолога».

Понятие «географическая среда» в социологическую литературу ввел Г. В. Плеханов. Под географической средой он понимал при­родные условия жизни общества. Он справедливо считал, что вне­шняя по отношению к обществу географическая среда лишь опосре­дованно, через достигнутый обществом уровень производительных сил может влиять на производственные отношения.

Вся природа земной поверхности представляет собой ту особую географическую общность, известные сочетания которой явились благоприятными условиями для возникновения человечества. Вместе с тем, появление человека на Земле означало рождение новой, еще более могущественной силы, чем силы природы. Материальное производство – основа и способ существования человеческого об­щества в ходе его естественноисторического развития. Элементы природы при этом превращаются в компоненты человеческого об­щества. Являясь одновременно и продуктом труда и средством производства, эта «вторая природа» вместе с людьми и техни­кой составляет основное содержание человеческого общества. Эта историческая природа является географической основой, вхо­дящей в содержание общества, или географической средой. Географическая среда - совокупность предметов и явлений при­роды (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почвенный пок­ров, растительный и животный мир), вовлеченные на данном историческом этапе в процесс общественного производства и составляющие необходимые условия существования и развития человеческого общества.

Географическая среда является одной из основных и в то же время спорных категорий географической науки. До настоящего времени ведутся споры относительно: сущности и значения этой научной категории; ее соотношения с географической (ландшафтной) оболочкой; ее структуры и, в особенности, по поводу того, является ли общество частью географической среды.

Сейчас утверждаются новые основы теории (учения) географической среды, одним из выразителей которых был Н. К. Мукитанов. Он считает, что в географическую среду входят общество и результаты его предметно-практической деятельности, в процессе которой оно начинает включать в орбиту своего специфического движения географическую среду, ее элементы. Географическая среда представляет собой диалектическое единство природных и социальных явлений, развивающееся под воздействием двух классов закономерностей. Противоречие между естественным и общественным в географичес­кой среде на данном этапе развития общественного производства является основным противоречием, приводящим к дальнейшему ее развитию.

Таким образом, сфера жизни и деятельности человеческого общества (социосфера) здесь рассматривается как одна из составляющих геогра­фическую оболочку.

Один из основоположников современной отечественной экологии Н. Ф. Реймерс предложил рассматривать окружающую человека среду как состоящую из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов - подсистем: а) собственно природной среды, б) порожденной техникой среды – «второй природы», в) искусственной среды – «третьей природы» и г) социальной среды. Поскольку эти поня­тия нередко получают различное толкование, он дал им опреде­ления.

Природная среда, окружающая человека, – факторы чисто естест­венного или природно-антропогеного системного происхождения (т. е. имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без пос­тоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно, осознанно или неосознанно (регистрируемые и не регистрируемые органами чувств, измеряемые или неизмеряемые, например информация, приборами) воздействующие на отдель­ного человека или человеческие коллективы (вплоть до всего че­ловечества).

Среда «второй природы», или квазиприродная среда – все мо­дификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся свойством отсутствия системного само­поддержания (т. е. постепенно разрушающиеся без постоянного ре­гулирующего воздействия со стороны человека): пахотные и иные преобразованные человеком угодья («культурные ландшафты»); грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой; зеленые насаждения. Все эти образования имеют при­родное происхождение, представляют собой видоизмененную природ­ную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе.

«Третья природа», или артеприродная среда – весь искусствен­ный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не име­ющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное чело­веком вещество, либо не входящее в естественные геохимические циклы, либо входящее в них с трудом.

Среда социальная – культурно-психологический (информацион­ный, в том числе политический) климат, намеренно и (или) непред­намеренно, сознательно и (или) бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людь­ми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и ин­формационного воздействия.

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей чело­века среды. Все факторы каждой из рассматриваемой сред тесно связаны между собой и составляют объективные и субъективные стороны «качества среды жизни».

Несмотря на спорность категории «географическая среда», на неодно­значность отношения к ней (доходящей до фактического «забвения»), со­вершенно очевидно, что: 1) географическая среда характеризуется сложной многокомпонентной природно-социальной структурой; 2) географическая среда подвергается постоянным изменениям – как в силу саморазвития природы, так и вследствие человеческой деятельности, и происходящие в ней непрерывные изменения столь велики и длительны, что без их учета и анализа ее исследование невозможно; З) географическая среда обладает способностью накапливать изменения вносимые в нее деятельностью людей, направленной, так или иначе, на улучшение среды для жизни общества, для возрастающей численности мирового народо­населения (эффект «сберегательной кассы», по Д. И. Писареву); 4) природные явления и процессы в географической среде сложным образом взаимосвяза­ны между собой и существенные их нарушения под влиянием антропогенных факторов, в конечном итоге, приводят к неблагоприятным, зачастую непредвиденным последствиям для жизнедеятельности людей, развития хозяйства (т. н. закон «цепных реакций»; в истории общества были пе­риоды, когда географическая среда «вырывалась» из рук человека («хозяина»), и природа мстила ему за неумение, нерациональное использование природных сил и т.п.).

Пример. Весьма поучительный случай недостаточно продуманной хозяйст­венной деятельности приводит Д.Л. Арманд в своей замечательной кни­ге "Нам и внукам": " Один крупный американский фермер специализиро­вался на животноводстве, используя принадлежавшую ему пойму неболь­шой реки, дававшую прекрасные урожаи трав. Добавочный доход прино­сила водившаяся в реке форель. Но постепенно в пойме размножились непоедаемые сорные травы. Фермер заключил договор с фирмой, занимаю­щейся борьбой с сорняками. Фирма прислала самолет, который обрабо­тал луга гербицидами. Сорняки погибли, травостой улучшился, и фермер был очень доволен. Но вместе с сорняками погибла узкая полоска леса вдоль реки, так как деревья оказались восприимчивыми к гербицидам. В реке с давних времен жили бобры, которым эти деревья служили и кор­мом, и материалом для постройки плотин. Оставшись без леса, бобры вынуждены были переселиться. Между тем высокий уровень воды под­держивался их плотинами, которые они неустанно ремонтировали. Остав­ленные без ухода, плотины были снесены первым же паводком. Уровень реки резко снизился, при этом исчезла форель. Паводки стали вме­щаться в русло, и луга лишились поемности. А через несколько лет русло дренировало грунтовые воды; корни трав перестали до них доста­вать. Луга осуходолились, и фермер разорился поплатившись за свое неумение разбираться в природных взаимосвязях и предсказывать кос­венные последствия своего вмешательства в природу".

3. Логика единства географии. В чем же заключаются коренные основы единства географии, как сложной системы наук. Обратимся к методу моделирования и рассмотрим так называемую логическую структуру троичности географии (рис. 4).

Рис. 4. Логическая структура троичности единой географии
Логика триединства была показана академиком Б.В. Раушенбахом, правда, совсем в иных целях, но ход рассуждений вполне применим к нашей проблеме. Он предлагает воспользоваться понятием изоморфизма и указывает на большие возможности, которыми обладает этот метод. Элементарные, почти очевидные положения формальной логики используются весьма часто. Но ведь столь же законно и использование достаточно длинной цепочки логических ходов, конечный вывод которых вовсе не обязан быть элементарным и очевидным. При анализе логических образований поиск изоморфного объекта, логическая обоснованность которого доказана, может дать очень многое. И хотя такой объект не будет логически элементарным и очевидным, он будет, тем не менее логически безупречен.

Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности. Математическим объектом с тем же набором свойств является, построенная в трехмерном пространстве декартова система координат с произвольным конечным вектором в ее начале – географией. Этому вектору соответствуют три составляющие, расположенные на осях: физическая география, социальная география и экономическая география. Рассмотрение свойств такого объекта показывает очевидность его троичности. Также легко понять, что сумма перечисленных свойств вектора является необходимой, т.е. без любого из них само существование его в прежнем виде становится невозможным. На трех плоскостях мы можем выделить важнейшие междисциплинарные внутригеографические направления: социально-экономическую географию – анализ взаимодействия населения и хозяйства; географию природных условий и ресурсов – анализ взаимодействия хозяйства и природной среды; геоэкологию – анализ взаимодействия населения и природной среды.

Вместе с тем необходимо отметить, что это формально-логическая модель, она отражает лишь общие особенности объекта и предмета географии.

Итак, отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям – анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации природы земной поверхности и человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными объектами.
4. Понятие географичности исследований. По мнению многих ученых, специфика географических исследований определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, — таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов анализа в натуральных и основных стоимостных показателях. При этом подчеркивается, что перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности они формируют географичность предмета исследований.

В доэмпирическое знание входят три ингредиента: 1) понятие о предмете исследования, 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Второй компонент знания – научные факты. Они вместе с их документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Эмпирическое тесно связано с предметным миром. Оно является материа­лом знания, а не его итогом. Теоретическое же знание, опираясь на эмпирическое, описывая объект в конкретно-общих категориях науки, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою оче­редь, является научной основой преобразования. Теоретический компонент знания состоит из учений, гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. И, наконец, методологическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического познания мира и рас­сматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средст­вах научной деятельности.

Отсюда видно, что все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методологического знания, то здесь мерки будут иными. Таким образом, только для эмпирического знания характерна та атрибутика географичности и, прежде всего, территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое же знание, теоретическое и методологическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии. Отметим также, что только гармоничное сочетание всех видов знания позволяет добиться значительных успехов в научных исследованиях.
4. Задачи и перспективы географии
1. Задачи географии. Определение перспектив развития науки – это всегда частичное вторжение в область незнания, подготовка к новому, теперь еще незнакомому. Прекрасно сказал советский физиолог академик В.В. Парин: «Молодежи, вступающей в науку, нужно готовить себя заранее к тому, что на ее глазах будут рушиться гипотезы, казавшиеся почти доказанными, и даже теории считавшиеся незыблемыми». Вам предстоит сделать много открытий и пережить немало разочарований. Вам надо быть и трезвыми в расчетах и необычайно смелыми. Без этого сочетания нет науки.

Современная наука – сложная целостная система. Ее можно представить как расширяющуюся массу, от которой отходят новые «ростки». Масса эта неоднородна, внутри ее образуются ядра и пустоты. Эту массу можно пронизать во множестве направлений, соединив самые разнообразные точки науки, на первый взгляд удаленные друг от друга. При определении перспектив развития географии надо исходить из путей развития науки в целом, из места географии как одной из клеточек огромной расширяющейся массы.

Отрасль географии, которая изучает ее место в науке в целом, ее взаимодействия с другими научными дисциплинами, устанавливает рациональное соотношение между ветвями географии и связи между ними, называется метагеографией. Одна из задач метагеографии – прогноз дальнейшего развития географии.

Мы живем и работаем в эпоху научно-технической революции, которая многократно увеличила возможности изучения нашей планеты, ее географии. Она поставила новые проблемы учета географической среды при внедрении новой техники и достижений науки в производство. Она вызвала такие «обратные связи», которые нельзя понять без географических методов исследования. Зарождается теоретическая география, которая ставит своей задачей выявление наиболее абстрактных законов и построений пространственных систем и структур, изучаемых географическими науками. Без таких абстрактных построений продвижение географии вперед теперь невозможно. Без теории и методологии географии и без теоретической географии нашей науке грозит страшная болезнь «ползучего эмпиризма», неспособность высоко подняться над изучаемым ею морем фактов.

Чтобы предсказать дальнейшее развитие науки, надо сформулировать ее основные нерешенные задачи. Задачи же решаются на основе теорий, и не следует принимать всерьез обещания отдельного ученого или целого исследовательского коллектива решить ту или иную задачу, если для этого еще не разработана соответствующая теория.

Нужны емкие и наглядные карты, ориентированные на решение актуальных задач и способные подсказать их верное решение. Карта – специфический и неповторимый язык нашей науки. Он обеспечивает наиболее полное описание и понимание любых территориальных проблем. Задача сегодняшнего дня в том, чтобы превратить карту из застывшего отражения лика Земли в его подвижную модель. Карта должна меняться, забегать вперед и отвечать на вопрос: «А что будет, если?». Чтобы такой пространственный прогноз стал реальностью, необходимы новые принципы автоматизированного картографирования, основанные на применении компьютеров и космических наблюдений , обширные банки региональной информации, открытые для пользователей, а также отлаженная система контроля состояния географической среды.

2. Вклад географии в создание научной картины мира. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Каждая наука дает много нового и практически важного, экономически эффективного в общенародную «копилку», улучшает жизнь народа. Возникает вопрос, что же дает в эту «копилку» география? Есть частные достижения географических наук и более общие, более важные.

Частные виды исследований, например, таковы: геоморфологи, пользуясь географическими методами исследования, находят месторождения золота, олова, россыпных алмазов, хрусталя; гидрологи рассчитывают колебания стока реки в створе проектируемой гидроэлектростанции; экономико-географ дает предложения о лучшем размещении заводов и т.д.

Не умаляя практического значения подобного рода частных исследований, которые нужны и полезны, необходимо подчеркнуть гораздо большее – общегосударственное и во многих случаях планетарное – значение целостной системы географических наук, т.е. географии. Было бы очень опасным для географов ограничиваться хотя бы и большим числом частных предложений, решений, открытий. Оценивая прошлое, настоящее и будущее нашей науки, можно сказать, что ее главные открытия находятся в области изучения и освоения поверхности земного шара, от небольших ее участков до всей планеты. Сначала это было освоение вширь, а теперь, при еще большем расширении ареалов освоения, основным стало освоение вглубь, освоение интенсивное, требующее новых научных теорий и методов, далекого взгляда вперед, т.е. прогнозирования. Когда мы говорим об освоении земной поверхности, то имеем в виду ее заселение и создание сети населенных пунктов, дорог, систем промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, разработку полезных ископаемых, использование земель и их окультуривание путем разного рода мелиорации, изменение стока вод, строительство городов, борьбу с ростом оврагов и с эрозией почв и т. д. Трудно перечислить все стороны освоения. Важно отметить, что оно связано с непрерывно меняющимся использованием и изменением природы, активным вмешательством человека в природные процессы, возрастанием учета природных условий и ресурсов в производственных процессах и во всей жизни общества.

Географические исследования характеризуются многими специфическими чертами, отличающими их от смежных наук. В подтверждении особенностей этих исследований и географического мышления академик В.М. Котляков привел следующие рассуждения. Когда в Академии наук СССР в конце 1970-х годов активно обсуждались первые варианты переброски части северных рек на юг, от одного крупного ученого – физика, высочайшего авторитета в своей области, можно было услышать такое рассуждение: «Все решает эксперимент. Вы попробуйте сначала перебросить воду из небольшой реки и, если выйдет хорошо, беритесь за систему Кама – Волга …». Логично? И да и нет. Как на ладони виден физик со всеми плюсами и минусами «физического» мышления. Один и тот же эксперимент должен давать сходные результаты в Мельбурне, Токио, Москве. Однако, реальные природные комплексы строго индивидуальны, и положительные результаты переброски на Пинеге (если, допустим, таковые будут) никак не гарантируют успеха на Волге. Ситуация круто меняется от места к месту. Эти региональные различия требуют индивидуализации географических исследований. В результате чего эксперимент в географии ограничен.

Мысль простая, но за ней видится серьезная проблема. Говоря научным языком, физика и география пользуются разными представлениями о структуре окружающего пространства. Это очень важно понять сейчас, когда к делу изучения, охраны и преобразования природы приблизилось множество людей, воспитанных в традициях физико-технического взгляда на мир.

Географическая картина мира – одно из наи­более общих понятий географической науки. Она весьма своеобразна и многогранна, представляет собой целостное представление о мире (прежде всего и в основном – о земной поверхности) в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает.

Помимо создания географической картины мира, входящей в качестве составляющей, как в естественнонаучную, так и в общественно-научную картину мира, современная география также активно участвует в преобразовании окружающей среды, переходя от преимущественной констатации фактов и осмысливания их к инженерному проектированию территориальных природно-общественных геосистем и прогнозу их изменений под влиянием деятельности человека. В своем качестве организатора жизни общества география становится одной из важнейших областей знаний, синтезирующей достижения многих наук о Земле, жизни, космосе, человеке, технике с целью сохранения и улучшения среды обитания человека.

Пожалуй, сейчас можно говорить о рождении инженерной географии, изучающей и прогнозирующей антропогенные изменения геосистем. Инженерная география предполагает два главных направления исследований: первое, конструктивное, направленное на рациональную перестройку природной среды, размещение населения и хозяйства, создание техногенных ландшафтов, и второе, природоохранное, направленное на сохранение и восстановление природных ландшафтов, организующее рациональное природопользование, связанное в основном с минимизацией воздействия на природу.

Это также лишь одно из направлений конструктивной географии. Теоретический и прикладной потенциал географии реализуется особенно полно, когда решается крупная и очень важная задача, связанная с организацией пространства. Например, в связи с усложнением взаимодействия в системе «территория – естественные ресурсы – население – расселение» значительно возрастает жизненная ценность территории как все более дефицитного ресурса и объекта целостного географического познания. С указанной задачей связана необходимость использовать территориальный принцип в организации и управлении хозяйством.

География вносит свой вклад не только в изучение природы, населения и хозяйства; очень важными являются и ее идеологические функции. Нельзя представить себе образованного и культурного человека, не знающего основ географии, не разбирающегося в политической карте мира, не ориентирующегося в экологических проблемах.

3. Географический прогноз. Еще двадцать пять – тридцать лет назад лишь немногие географы считали, что главной задачей географии является долгосрочный прогноз развития окружающей среды и путей ее освоения. Теперь географическое прогнозирование признано основной темой географов.

Географическое прогнозирование – задача очень сложная. Во первых, прогнозирование будущего должно опираться на хорошее знание прошлого и настоящего. Можно было бы сказать, что будущее находится на той кривой, которая начинается в прошлом. В прогнозировании применяется метод экстраполяции, т.е. распространение на будущее тенденций процессов развития прошлого. Но этот метод не может помочь предсказать скачки в развитии, возникновение совершенно новых явлений. В условиях множества неожиданностей развития, вызванных научно-технической революцией, резких переходов из одного качества в другое метод линейной экстраполяции имеет ограниченное значение. Но это не относится к историческому методу. Он является основным для прогнозирования. Трудность географического прогнозирования заключается в том, что исторический анализ в нем должен обязательно сочетаться с пространственным (в частности, с картометрическим – с измерением по картам). Главное орудие прогноза в руках географа – пространственно-временной метод исследования, который опирается на современные новейшие методы исследования – системно-структурный, математического моделирования и другие точные методы. Метод экстраполяции мало пригоден именно потому, что он не в состоянии уловить той непрерывной смены роста и изменений функций разных точек и местностей земной поверхности, в результате которой одни точки и местности развиваются быстрее и сильнее, другие – медленнее и слабее.

Иными словами, географы должны дать прогноз изменения карты во времени притом карты сложной, на которой были бы видны окружающая среда и ее освоение человеком.

Большое значение для синтетического географического прогнозирования имеет применение систематической космической (орбитальной) съемки земной поверхности. На снимках выявлены пространственные единства объектов природы, дорожной сети, населенных пунктов, хозяйственной освоенности территории. Видны и разрушения окружающей среды, ее загрязнения. Все это при повторной съемке предстает нам в динамике. Не случайно, что ученые, осуществляющие космические программы, пришли к идее развития особой синтетической науки – космического землеведения. Конечно, это и есть география, но новая география, не боящаяся синтеза природы, населения, хозяйства, науки.

4. Прогнозирование развития географии. Теперь мы вплотную подошли к прогнозированию развития самой науки – географии. В предстоящий «век синтеза» в науке в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый наш прогноз – усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей мере соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет, и будет соединять жизнь.

Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности система географических наук? Во всяком случае, она лишится своей нынешней «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут накладываться, соединяться. При этом будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и не смежными!) науками.

На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы: 1) социологизация всей географии; 2) ее гуманизация, в том числе и сильная экономизация; 3) глубокая экологизация. Кроме этих основных можно наметить еще ряд тенденций развития географических исследований. К ним относится биологизация географии. Будут быстро расти такие биологизированные поля интеграции, как, например, уже существующая биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области, которой были высказаны еще Н.И. Вавиловым. Многообразны могут быть и различные географические науки. Например, на гранях экологии и экономической географии американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели.

Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т.д. Возможно, конечно, что постановка экономических проблем в разных естественных географических науках будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобной объективной необходимости.

К числу важнейших тенденций развития современной географии можно также отнести ее математизацию, которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ. Успешно идет также процесс химизации географии, т.е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнений, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ между человеком и природой. В последние годы все большее значение приобретает автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей и обработка этой информации с помощью геоинформационных технологий и использованием ЭВМ. Все более отчетливо намечается глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое использование тематических карт разного рода в жизни общества, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами. Кроме того, все большее значение приобретает переход от научного анализа к научному синтезу, решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главный вывод: география – наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими. Ее цель – изучение происхождения, строения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем. Она является конструктивной наукой призванной организовать пространственную жизнь общества. Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям – анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации природы и человеческого общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Вы в своей жизни осуществите те интеграционные процессы, о которых мы говорим как о перспективных. По крайней мере, полвека после окончания университета вы будете работать в географии и много за это время сделаете.

Хотим пожелать вам на этом пути несколько важных для географа качеств:

1. Большой географической культуры, включающей представления о географической картине мира, географическое мышление, знание методов и языка географии.

2. Широкой общенаучной теоретической, методологической и философской культуры. Вы видите, как сложна, многогранна деятельность географа. Он не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении.

3. Сочетания интереса к своей узкой специальности (разделов физической или социально-экономической географии) с интересом к общегеографическим теоретическим достижениям и, в частности, к теоретической географии.

4. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки.

5. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов. Можно сказать даже сильнее – дерзости в этом отношении, быстроты мысли. К сожалению, географы слишком медлительны и поэтому отстают в решении важнейших проблем.

6. Упорного развития представлений о географической картине мира как триединства природы (географической оболочки и ее частей), населения (городского и сельского расселения, национального и возрастно-полового состава и т.п.) и хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, непроизводственной сферы), находящихся во взаимодействии. Вместе с хозяйством и населением изучается политическая карта мира.

7. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н.Н. Баранский назвал «географическим мышлением» — соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления.

8. Овладения географическим языком – языком понятий и терминов, фактов, цифр, дат, географических названий, географических представлений (образов), в том числе картографических и языком карты.

9. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими и картографическими методами, умением моделировать географические явления и процессы. Опираться в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем (ГИС), в том числе интегрированных ГИС, синтезирующих методы обработки традиционных полевых материалов и материалов дистанционных аэрокосмических съемок.

10. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе с орбитальных спутников и кораблей, не только не исключают полевых «земных» исследований, но делают их еще более важными.

11. Сочетания способности полевого исследователя с умением экспериментатора и. Далее, со способностями конструктора. Географ – это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества.

12. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным. Так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы.

Студенческие годы – одни из лучших в жизни. Именно в эти годы у вас возникнут многие идеи, мысли, намерения, планы, цели, которые вы будете развивать, совершенствовать в дальнейшем. Желаю вам большой работы и, как следствие ее, выдающихся творческих успехов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по теме


Д м и т р е в с к и й Ю. Д. Эта вечно юная география: (новые направ­ления древней науки). М.: Знание, 1989. – 48 с.

И с а ч е н к о А. Г. География в современном мире: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1998. 160 с.

М и р г е о г р а ф и и: География и географы. Природная среда. М.: Мысль,1984. 367 с. Наука и искусство географии:

Н а у к а и искусство географии: Спектр взглядов ученых СССР и США. М.: Прогресс. 1989. – 200 с.

О с н о в ы конструктивной географии / Под ред. И. П. Герасимова и В. С. Преображенского. М.: 1986. 287 с.

П р е о б р а ж е н с к и й В. С. О чем спорят географы? М.: Знание, 1990.- 48 с.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ самоконтроля и взаимного контроля


Задание 1. Сопоставьте ваши представления о географии в разные годы учебы в школе.

Задание 2. Используя хотя бы один из рекомендуемых (или других) литератур­ных источников, выявите мнения ученых о значении географии для об­щественной практики. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом геогра­фов в научное исследование и решение актуальных проблем вашего ре­гиона.

Задание 3. Проанализируйте рисунок 1 пособия и дополните список естественно-географических, общественно-географических и общегеографических дисциплин.

Задание 4. Используя различные источники информации и краеведческий материал, приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХ1 века.

Задание 5. Попробуйте оценить рациональность взаимного размещения жилых районов и промышленных предприятий (если вы живете в городе) и ис­пользование сельскохозяйственных угодий (если вы сельский житель).

Задание 6. Используя материалы местных средств массовой информации, оцените демографическую ситуацию в вашем регионе.

Задание 7. Используя труды 5-7 отечественных географов XX века, выявите, как изменялись представления ученых об объекте географической науки.

Задание 8. Проанализируйте, какие идеи Э. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды.

Задание 9. Поставьте к тексту лекции два-три вопроса и дайте на них ответы. Организуйте взаимопроверку с товарищами по группе.


Как вы объясните:

  1. В чем выражаются уникальные черты географии как фундаментальной науки?

2. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?

Знаете ли вы:

  1. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?

2. Что означает выражение «специализация не по наукам, а по пробле­мам»? Какие актуальные географические проблемы, по вашему мнению, особенно нуждаются в междисциплинарных исследованиях? Почему?

3. Как вы понимаете парадигму целостности (единства) географии)?
Можете ли вы:

1. Перечислить по памяти 4-5 новых ветвей (направлений) геогра­фической науки, возникших в результате процесса интеграции как внутри системы географических наук, так и на стыке географии и не­географических наук.

2. Назвать 4-5 имен выдающихся отечественных ученых, сыгравших большую роль в развитии мировой географической науки.

3. Дать определение терминов: «научная проблема», «региональные ис­следования», «географическое мышление», «географический прогноз».
Что нужно вспомнить

1. Содержание понятий «географическая оболочка» – ее главные особеннос­ти и закономерности развития, «географичес­кая среда», «экология». 2. Основные направления и результаты взаимодействия природы и общест­ва. 3. Сущность понятий «территориальная организация общества» и «рай­онирование» . 4. Понятие о глобальных проблемах и их важнейших видах (География; 10 класс).
Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы

  1. Современная география – уникальная фундаментальная синтетическая наука и одновременно сложная система наук – естественных и общественных. 2. Возрастает интегративная (объединяющая) и конструктивная роль географии в системе научного знания и ее значение в исследовании и решении важнейших проблем человечества. З. Необходимость и важность усиления единства (целостности) геогра­фии как науки и осуществления комплексных географических исследова­ний.

Главные научные знания темы

I. География – наука естественная и общественная. 2. Традиционные и новые черты и функции географии, ее место и роль в современном мире. 3. Важнейшие проблемы современности и сущность географического под­хода в их решении. 4. Научные представления о географической оболочке и географической среде, о географичности исследований. 5. Географический прогноз и перспективы развития географии.
Что нужно уметь

  1. Выделять и характеризовать научную (географическую) проблему на разных территориальных уровнях – глобальном, региональном (краеведческом) и локаль­ном. 2. Использовать сравнительно-географический (сравнительно-простран­ственный) метод в характеристике и простейших исследованиях гео­графических объектов. 3. Определять степень географичности тех или иных объектов и явлений окружающей действительности. 4. Подкреплять и обосновывать главные положения темы ссылками на до­полнительную литературу, на материалы периодической печати, статисти­ческие и картографические источники.


ПРОГНАММА

курса

«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ»

  1   2



Скачать файл (278.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru