Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Мищенко В.И., Дуброва Л.И. (сост.)Методические указания по выполнению курсовой работы по Менеджменту - файл n1.doc


Мищенко В.И., Дуброва Л.И. (сост.)Методические указания по выполнению курсовой работы по Менеджменту
скачать (428.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc429kb.27.12.2012 11:02скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ

ОБРАЗВАНИЮ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

«ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕХОМ»

ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ»ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.05.02,08


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006г

СОСТАВИТЕЛЬ К.Э.Н., ДОЦ. В.И.МИЩЕНКО, ДОЦ. Л.И. ДУБРОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕХОМ» ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.05.02 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»(МАШИНОСТРОЕНИЯ), 08.07 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

/ ДГТУ.РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2006.

РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНОЙ, ТЕКУЩЕЙ И КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНОК ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕХОМ.


НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР Д.Т.Н, ПРОФ. ГИСТЯНОВ А.Д
РЕЦЕНЗЕНТ КАНД.ЭКОН.НАУК БАРМУТА К.А
ОТПЕЧАТАНО ПО РЕШЕНИЮ РЕДАКЦИОННОЙ КОМИССИИ

ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА


ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2006


ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение курсовой работы является одним из заключительных этапов изучения курса «Основы менеджмента».

Целью курсовой работы является расширение и закрепление теоретических знаний по курсу. Она направлена на углубленное изучение студентами сущности эффективности управления, системы ее показателей, приобретение навыков анализа и оценки, а также разработки мероприятий по совершенствованию управления на примере механосборочного цеха.

В процессе выполнения работы студентам необходимо:

  • Уяснить теоретические положения, систему показателей эффективности управления основным цехом машиностроительного предприятия и методы их расчета;

  • Осмыслить исходную информацию, приведенную в задании;

  • Произвести рекомендуемые расчеты;

  • Сделать выводы, дать предложения о путях повышения эффективности управления цехом.

Последний пункт является важнейшим разделом работы. Его тщательной и подробной разработке необходимо уделить главное внимание.

Результаты оформляются в виде пояснительной записки, содержащей текст по предложенным разделам, расчеты по предложенным таблицам и формулам, выводы и рекомендации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


  1. Введение

2. Оперативная оценка эффективности управления цехом.

2.1. Оценка ритмичности производства.

2.2. Оценка качества выпускаемой продукции.

2.3. Оценка потерь рабочего времени по вине управленческих работников.

2.4. Оценка исполнительности аппарата управления цехом.

2.5. Оценка выполнения показателей премирования работников управления.

2.6. Сводные данные оперативной оценки, их анализ и предложения о путях оперативного совершенствования управления цехом.

3. Текущая оценка эффективности управления цехом.

3.1. Оценка выполнения плана по основным экономическим показателям работы цеха.

3.2.Анализ результатов текущей оценки, разработка предложений о путях устранения недостатков и распространения положительных сторон.

4. Комплексная оценка эффективности управления цехом.

4.1.Комплексная оценка эффективности управления рассматриваемым цехом.

4.2. Сопоставление эффективности управления по группе цехов.

5. Выводы и предложения.

5.1. Общие выводы о состоянии эффективности управления рассматриваемым цехом.

5.2. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности цеха и управления им.
Курсовая работа выполняется для механосборочного цеха по одному из вариантов исходных данных, приведенных в приложении.

Исходные данные систематизированы в таблицы, соответствующие рекомендуемым в методике для расчетов. В них приведены базовые данные по 5-и вариантам и поправочные коэффициенты (для 10-и подвариантов). Студент сам определяет исходные данные путем умножения базовых данных на поправочные коэффициенты заданного ему варианта и подварианта.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Во введении студент отражает ответ на теоретический вопрос по варианту. План ответа составляется самостоятельно на основании изученной литературы, собственного опыта и лекций. Содержание ответа:

  1. Предмет курса «Менеджмент».

  2. Методы менеджмента.

  3. Законы и закономерности менеджмента.

  4. Принципы менеджмента.

  5. Менеджмент в системе рыночной экономики.

  6. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента.

  7. Школа научного управления (1885-1920).

  8. Классическая школа в управлении(1920-1930).

  9. Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук»(1930-1960).

  10. Школа «социальных систем».

  11. «Новая школа» управления (50-60-е гг.).

  12. Современные научные подходы к менеджменту.

  13. Старая и новая парадигма управления в России.

  14. Понятие организации.

  15. Миссия организации.

  16. Классификация и типы организаций

  17. Цели организаций и их формирование.

  18. Древо целей и задач организации.

  19. Внутренняя среда организации.

  20. Внешняя среда организации.

  21. Факторы внешней среды и их влияние на организацию.

  22. Организационная структура управления и ее элементы.

  23. Линейная организационная структура управления.

  24. Линейно-функциональная структура управления.

  25. линейно-штабная структура управления

  26. Девизиональная организационная структура управления.

  27. Матричная структура управления.

  28. Проектирование организационных структур управления.

  29. Функции менеджмента.

  30. Планирование как функция менеджмента.

  31. Организация как функция менеджмента.

  32. Контроль как функция менеджмента.

  33. Общая характеристика мотивации.

  34. Содержательные теории мотивации.

  35. Процессуальные теории мотивации.

  36. Управленческое решение. Содержание и виды решений.

  37. Методы и модели принятия эффективных управленческих решений.

  38. Информационный потенциал.

  39. Информационное обеспеченье менеджмента.

  40. Общие понятия коммуникации.

  41. Виды коммуникаций и преграды для передаваемой информации.

  42. Руководство: власть и партнерство.

  43. Основы лидерства в менеджменте.

  44. Стиль менеджмента.

  45. Характер и роли менеджера в организации.

  46. Основы делового общения.

  47. Организационный конфликт

  48. Виды, причины и последствия конфликтов.

  49. Управление конфликтами.

  50. Личность как объект управления.

  51. Коллектив и его структур.

  52. Формирование высокоэффективного коллектива.

  53. Методология управления персоналом организации.

А также студенту необходимо будет осветить:

1.Сущность эффективности управления и ее показатели.

2.Понятие об основных цехах, их роли в производственном процессе.

3.Значение оценки эффективности управления цехом как средства контроля и определения путей улучшения его деятельности.

Необходимость всесторонней оценки результатов управления при одновременном требовании ее своевременности и ограничении затрат на ее проведение обуславливает применение различных временных периодов для выявления показателей ее осуществления. Три вида оценки: оперативная, текущая и комплексная.
2. ОПЕРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВШИЯ ЦЕХОМ
Анализ сущности управления и его функций, практики деятельности машиностроительных предприятий позволяет заключить, что для опера­тивных целей рациональна ежеквартальная оценка результатов управ­ления основными цехами по следующим показателям:

  • ритмичность производства;

  • качество продукции;

  • потери рабочего времени по вине управленческих работников;

  • исполнительность управленческих работников;

  • выполнение показателей премирования аппарата управления цехом
    за основные результаты его деятельности.

Этот вид оценки направлен на получение оперативных данных для принятия своевременных мер по устранению возникающих в работе це­хов недостатков.

2.1. Оценка ритмичности производства

Ритмичность производства обеспечивается выполнением многих функ­ций управления, повышением организованности производства и труда. Она в немалой степени зависит от деятельности управленцев и руко­водства людьми в цехе, существенно влияет на его экономические ре­зультаты. Равномерный выпуск продукции данным основным цехом обес­печивает устойчивость работы следующих за ним по технической цепоч­ке подразделений и предприятия в целом по выполнению своих договор­ных обязательств. Студентам рекомендуется развить и углубить ха­рактеристику значения ритмичности производства.

Ритмичность производства цеха характеризуется коэффициентом ритмичности выпуска готовой продукции Кр, который определяется по формуле Кр=,

где П - план изготовления изделий по периодам времени;

у - фактическое количество изготовленных изделий, принятое в зачет. При этом перевыполнение плана в том иди ином пери­оде в зачет не принимается.

Например, по плану на I квартал нужно было изготовить: в янва­ре- 32, в феврале - 33, марте - 35, итого за квартал - 100 изделий. Фактически изготовлено соответственно 9, 30 и 66, а всего - 105 изделий. Принимается в зачет 9, 30, 35, а всего - 74 изделия.

Качество продукции в, цехах машиностроительных заводов можно охарактеризовать коэффициентом сдачи продукции с первого предъяв­ления Kк, который характеризует результаты управления качеством со стороны мастеров, технологов и многих других специалистов. Kк=С/Ф,

Кр=.

Расчет рекомендуется проводить по такой таблице:

Таблица I.

Расчет коэффициента ритмичности

месяц

План изготовления изделий, шт.

Фактически изготовлено, шт.

Принимается в зачёт, шт.

Кр

(гр.)

1

2

3

4

5

I

II

III

Итого I квартал

IY

Y

YI

Итого 2 квартал

Y1I

У111

IX

Итого 3 квартал

X

XI

XII

Итого 4 квартал

Всего за год
2.2. Оценка качества выпускаемой продукции

В начале данного раздела излагается значение качества продукции и условиях рыночных отношений и конкуренции, а также особенности качества продукции машиностроения как отрасли, определяющей тех­нический уровень и качество изделий в других отраслях.

где С - количество продукции, сданной ОТК с первого предъявления!

Ф - количество продукции, предъявленной к приёмке.

Расчет рекомендуется вести по такой таблице:

Таблица 2

Расчёт коэффициента качества продукции


Квартал

Предъявлено

Принято

Кк (гр.)

I

2

3

4

I

2

3

4

Итого за год
2,3. Оценка, потерь рабочего времени по вине управленческих работников

Сущность функционирования аппарата управления включает своевре­менное обеспечение управляемых подразделений и рабочих мест це­ха необходимыми документами, материалами, транспортными средст­вами, заготовками, своевременное принятие решений я т.п.

Несвоевременное исполнение управленческих функций вызывает по­тери рабочего времени на участках я рабочих местах.

Студентам необходимо развить этот аспект, в том числе значе­ние учета потерь, ответственности.

Коэффициент отсутствия потерь рабочего времени по вине управ­ленческих работников КП определяется по формуле

КП=1-ТПФ

где Тп - потери рабочего времени в цехе по вине его управлен­ческих работников, час;

ТФ - фактически отработанное время в данном цехе, час;
Для расчетов рекомендуется следующая форма:
Таблица 3
Расчет коэффициента отсутствия потерь

Квартал

Потери времени по вине управленцев,

ТП

Отработанно времени,

ТФ

Коэффициент отсутствия потерь, КП

(1-гр.)

1

2

3

4

1

2

3

4

ИТОГО




2.4. Оценка исполнительности аппарата управления цехом
Исполнительность аппарата управления цехом характеризуется коэф­фициентом исполнительности КИС, который определяется сопоставле­нием времени отклонения фактического срока от планового срока исполнения документа. Известно, что документы бывают разными по значимости и своевременность их исполнения по разному отражается на деятельности цеха. Поэтому в расчет вводятся коэффициенты весомости документов. Например, для приказов дирек­тора завода коэффициент весомости = 1,0; распоряжений главного инженера = 0,8; начальника цеха = 0,5.

Студентам необходимо углубить изложение значения исполнитель­ности для повышения эффективности деятельности цеха.

Кис определяется по формуле:

Кис=

где ?t-время превышения фактического срока над плановым в днях;

ТПЛ - плановый (нормативный или установленный) срок в днях;

кbi- коэффициент весомости документа.

Например, для выполнения одного из приказов директора завода установлен срок 20 дней, распоряжения главного инженера 10 дней и распоряжения начальника цеха 2 дня. Фактическое время составило соответственно, 25,12 и 3 дня. Тогда

КИС=

Таблица 4
Расчет коэффициента исполнительности аппарата управления


Группы документов

1 квартал

Расчёт по остальным кварталам по аналогичной форме

Фактический срок

Плановый срок

Коэффициент весомости

Отклонение с учётом Кв

КИС

1

2

3

4

6

7




1

2

3

ИТОГО
КИС=1-итог гр.6/итог гр.3
Для упрощения расчеты данного коэффициента проводятся по одно­му представителю из каждой группы документов и приняты по всем курсовым работам одинаковыми, без разбивки по вариантам.
2.5. Оценка выполнения показателей премирования работников управления
На машиностроительных предприятиях действует система премирования управленческих работников за основные результаты хозяйствен­ной деятельности. В соответствии с принципом обратных связей премия повышается за хорошие результаты труда и снижается на плохие результаты. Поэтому сопоставление фактического процента полу­ченных премий с его плановой величиной (по положению о премировании)



КПР дает оценку выполнения управленческим аппаратом своих обязанностей.

Студентам необходимо подробнее изложить показатели и роль пре­мирования в повышении мотивации и интенсификации труда работников управления.

КПР определяется по формуле

КПР=

где Пф - фактический процент премии к окладам;

Пп - плановый процент премии.

Например, фактическая премия за I кв. 25,5%,

а по плану - 30%.
КПР=
Для расчетов рекомендуется такая форма:
Таблица 5
Расчет коэффициента премий


Квартал

Фактический процент премий

Плановый размер премий

КПР

(гр.2/3)

1

2

3

4

1

2

3

4

ИТОГО



2.6. Сводные данные оперативной оценки
Итоги предыдущих расчетов заполняются в следующую сводную таблицу:
Таблица 5а


Сводные данные оперативной оценки результатов управления цехом





Коэффициент оценки

Квартал

Темпы изменения в % к первому кварталу

1

2

3

4

2 кв.

3кв.

4 кв.

1

2

3

4

5

6

7

8

КР

КК

КП

КИС

КПР




Анализируя цифры таблицы, студент должен выявить:


  • изменение отдельных аспектов деятельности, характеризуемое ди­намикой соответствующих коэффициентов (улучшение или ухудшение ритмичности производства, качества продукции и т.д.);

  • стабильность или динамичность деятельности;

  • наиболее неудовлетворительные аспекты деятельности;

  • наиболее положительные аспекты деятельности;

  • противоречия в деятельности (например, соответствует ли динамика КПР изменениям ритмичности» качеству, потерям и т.п.).


На Базе этого анализа студент должен разработать предложения о путях оперативного совершенствования управления по результатам первого, второго к т.п., кварталов, направленных на устранение на­иболее существенных недостатков и распространения передового опыта.

Например, ритмичность производства может быть повышена за счет улучшения оперативно-календарного планирования; качество продукции путем улучшения технологии; ликвидация потерь - благодаря улучшению их учёта и усилению контроля; исполнительность - при помощи автоматизации контроля исполнения и т.д.

Студенты должны наметить более широкий круг мер на основе изу­чения литературы, опыта и лекций по читаемым курсам.
3. ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЙ ЦЕХОМ
3.1. Оценка выполнения плана по основным экономи­ческим показателям работы цеха
Текшая оценка предназначена для определения влияния работы ап­парата управления на результаты хозяйственной деятельности цеха.

Подробный и всесторонний анализ хозяйственной деятельности це­ха осуществляется экономическими службами по широкому кругу плано­вых и отчетных показателей. Для оценки эффективности управления достаточно анализа выполнения плана по следующим основным показателям:

  • объем производства;

  • численность работающих;

  • выработка на одного работающего;

  • фонд оплаты труда;

  • средняя заработная плата;

  • экономия от снижения себестоимости продукции.

Выполнение плана по этим показателям характеризует коэффициент напряженности работы аппарата управления по повышению эффектив­ности производства KЭ.

Для его определения рекомендуется балльный метод, суть которого в следующем:

При перевыполнении плана по данному показателю присваивается 5 баллов, при выполнении - 4, при невыполнении - I балл. Нужно учесть, что перевыполнение плана по численности работающих, если оно опережает выполнение плана по объему производства, расценива­ется как недостаток и в этом случае присваивается I баял. Анало­гично по росту заработной платы, если она опережает рост выработ­ки. Затем определяется средний фактический балл как средняя ариф­метическая величина. Сопоставление этого балла с нормативом хоро­шей работы, принимаемой за 4 балла, определяется коэффициентом на­пряженности работы аппарата управления цехом по повышению эффек­тивности производства KЭ.

Для расчетов рекомендуется следующая таблица:

Таблица 6

Расчет коэффициента напряженности работы аппарата управления цехом по повышению эффективности производства

Показатели

Ед.изм

План

Факт

% выполнения

Балл по показателю

1

2

3

4

5

6

1.Объём производства

К-во изд.
















1

2

3

4

5

6

2.Численность рабочих

Чел.













3.Выработка на 1 работающего

Кол-во изд.













4.Фонд оплаты труда

Тыс.руб.













5.Средняя зарплата работающего

Тыс.руб.













6.Экономия от снижения себестоимости продукции

Тыс.руб.













7.ИТОГО
















8.Средний фактический балл(стр. 7, гр.6):6

БФ













9.Коэффициент напряжённости работы аппарата управления по повышению эффективности производства (БФ:4)

КЭ












  1   2   3   4



Скачать файл (428.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru