Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Батик как искусство художественной обработки ткани - файл n1.doc


Загрузка...
Курсовая работа - Батик как искусство художественной обработки ткани
скачать (561 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc561kb.21.12.2012 14:54скачать

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию (Россгособразование)

Архангельский государственный технический университет


____________________Кафедра мебели и дизайна _______________

(наименование кафедры)

_____________ ___________________

( фамилия, имя, отчество студента)
Факультет МТД___ курс I группа 5_____


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине история искусств__________________________



На тему__Батик как искусство художественной обработки ткани___________

(наименование темы)
Работа допущена к защите____________________________________________

(подпись руководителя) (дата)


Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой ____________________________________
Руководитель старший преподаватель __________ ____________

(должность) (подпись) (фамилия и. о.)


_______________________

(дата)


Архангельск

2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4Глава 1. Батик…………………………………………………….……..5-16

1.1. Понятие «Батик» и его история………………………………..….....5-8

1.2. Инструментарий………………………………………………….….8-12

1.3. Материал используемый при изготовлении батика……………...12-15
Глава 2. Техники росписи батика…………………………………..16-33

2.1. Технология изготовления холодного батика………………………...16

2.1.1. Подготовка ткани………………………………………………….…16

2.1.2. Перевод рисунка на ткань …………………………………………..17

2.1.3. Натягивание ткани на раму ………………………………………...18

2.1.4. Нанесение контурных средств ……………………………………..18

2.1.5. Устранение ошибок…………………. ……………….…………18-19

2.1.6. Тест на отблеск и воду…………………………………………… ...21

2.1.7. Роспись……………………………………………………………20-22

2.2. Технология изготовления горячего батика…………….................22-23

2.2.1. Окрашивание………………………………………………………...23

2.2.2. Нанесение воска……………………………………………………..24

2.2.3. Брызги резерва и кракелюры………………………………………..25

2.2.4. Многоцветный батик…………………………………………….25-27

2.2.5. Удаление воска ……………………………………………………...27

2.3. Приемы узелкового батика………………..………………………27-31

2.3.1. Окрашивание узелкового батика………………………………...32-33

Заключение………………………………………………………………...34

Список использованной литературы…………………………………..35

Введение

Тема нашей работы «Батик как искусство художественной обработки ткани» напрямую связана с дизайном. В наши дни батик очень актуален и популярен. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Целью работы является описание способов изготовления батика.

Цель работы определила ее основные задачи.

Задачи данной работы включают в себя следующее:

  • Определить понятие батика;

  • Рассмотреть историю возникновения и развития батика;

  • Дать описание особенностей используемого инструментария и материала;

  • Исследовать технологии изготовления различных видов батика.

Объект исследования – батик.

Глава 1. Батик
1.1. Понятие «Батик» и его история

Исследовав ряд информационных источников были найдены следующие определения батика:

  • Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор [1].

  • Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор [2].

  • Батик - это не что иное, как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань [3].

  • Батик это - рисунок, нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань. Батик - batik -– индонезийское слово. В переводе с Индонезийского слово -bа - означает хлопчатобумажная ткань, а -tik – «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово [4].

У батика очень интересная и длинная история. Батик - очень древнее и вечно молодое искусство. Натуральный шёлк один из самых изысканных и красивых материалов, применяемых людьми для изготовления одежды, украшения предметов интерьера. Нежные и живописные картины, панно, женские платки и платья, галстуки и шарфы. Способы применения батика поистине неисчерпаемы. Картины создают обстановку уюта, нежности и тепла. Батик является украшением любого помещения. Хочется не только рассматривать красивые узоры - абстрактные переливы цветов, но и осязать и носить. Любой женщине приятно иметь в своём гардеробе такую красоту [5].

Само понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э.

Среди других находок, относящихся к глубокой старине, - японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. До н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.

Во времена Китайских династий суй (581-618) и Тан (618-907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют ширмы, относящиеся к периоду Нара (646-794).
В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно оформленными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им была нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, в прочем и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, использую трафареты и окрашивание с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты в свою очередь налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры.
После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика. Батик превратился в прикладное искусство [3].

Итак, в Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем небольшое производство наладили голландцы, а немцы впервые поставили его на поток.

В России батик появился примерно в 20-е годы. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и не опирались на какую-либо традицию. Они объединялись в артели и занимались производством платков, шалей и редко получали заказы на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. Большую роль в развитии этой техники в России сыграл русский художник Лев Бакст (который на самом деле Розенберг Лев Самойлович). Он много работал над дизайном театральных костюмов и ввёл в одежду восточные мотивы [6].

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько фабрик. С 1936 года в России появились артели, которые изготовляли на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров [7].

В 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране [7]. Позднее стали появляться декоративные панно и живопись на ткани. Дальнейшее распространение батик получил в 70-80-е годы прошлого века [6].


1.2. Инструментарий

Инструментарий необходимый для изготовления батика включает в себя следующее:


1. Кисти

Старинная китайская пословица гласит: «Кисть - мать живописи». В неоспоримости этого утверждения убеждался каждый, кому приходилось работать плохими кистями.

На протяжении ряда тысячелетий кисти являются орудием художественного выражения. В каменном веке вместо волосяных кистей использовались деревянные палочки с «распушенными» концами. А уже в 3000 году до нашей эры, как показывают научные исследования, в Китае существовал инструмент, обладавший всеми качествами соверменной кисти. До начала технической революции круглые щетинные, и волосяные кисти изготавливались в Европе ручным способом. Используя свои знания и умения, французские мастера сумели наладить промышленное производство кистей. Уже в XIX веке художники доимпрессионистского периода высоко ценили качество французских кистей, которое сохранилось до настоящего времени.

Кисти - Важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их качества и свойств в огромной степени зависит результат работы. Хорошие кисти довольно дороги, не каждая кисть годится для росписи по шелку. Дешевые кисти, как правило, плохо держат краску и быстро лохматятся. Кисти, предназначенные для акварельной живописи и росписи по шелку, должны хорошо брать и легко отдавать краску. Важна также и форма кисти. Пользуясь круглыми кистями, следует проследить за тем, чтобы смоченная водой кисть имела острый кончик. Форма или, как выражаются специалисты, фасон кисти - один из важнейших способов определения ее качества. Такими кистями с международным номером 10-12 хорошо расписывать небольшие и средней величины участки, а кончиком рисовать тонкие и четкие линии. Тонкие кисти (№№ 3-5) незаменимы при проработке мелких деталей и рисунков, в то время как толстые (№ 14 и выше) используются для больших участков. Крупные участки хорошо расписывать мягкими и широкими или большими плоскими кистями. Иногда используется и веерную кисть, которая наносит краску очень тонкими, плотно прилегающими друг к другу мазками, создавая интересные структуры.

Наиболее подходящими кистями для изготовления батика являются кисти Atrium фирмы Lefranc & Bourgeois. Они изготовлены в Бретани, во Французском Центре по изготовлению художественных кистей, по старинным традициям и с учетом новейших достижений. Волос сначала вычесывают, уравнивают по длине, затем соединяют в пучок. Конец пучка туго перевязывается, пучок вставляется во втулку, еще раз измеряется и затем вклеивается во втулку. После высыхания клея втулку надевают на ручку и крепко зажимают. Каждая кисть получает свою маркировку. Из этого следует, что хорошую кисть определяют и по тому, из какого волоса она изготовлена. Существуют следующие виды волоса:

  • Красная куница. Красная куница Экстра - вид куницы, встречающийся в Китае и Корее. Ее волос немного короче, чуть менее гибок и эластичен, чем исключительно дорогой волос красной куницы, обитающей в северо-восточной части России. Высококачественные и довольно дорогие кисти из куньего волоса - отличный инструмент для росписи по шелку. Они великолепно держат краску и равномерно «отдают» ее материалу, что исключает неприятные сюрпризы - неожиданное растекание или разбрызгивание краски. При этом упругость куньего волоса дает возможность работать свободными мазками, подчеркивающими вашу индивидуальную манеру росписи.

  • Беличий волос. Беличий волос, получаемый из хвоста белки, гибок, объемен, эластичен и еще более мягок, чем волос куницы. Благодаря своим свойствам хорошо держать краску, беличьи кисти вполне могут заменить более дорогие кисти из куньего волоса. Многие профессионалы предпочитают расписывать шелк кистями из « Petit Gris pur », беличьего волоса особо высокого качества, обладающими, помимо вышеупомянутых, еще и другими достоинствами.

  • Вытянутые полиамиды. Вытянутые полиамиды стали применяться для изготовления кистей вместо натурального волоса лишь с недавнего времени. По своим техническим свойствам они очень схожи с куньим волосом. Полученные искусственным путем полиамиды гладкие, эластичные и очень прочные. Изготовленные из них высококачественные кисти требуют, правда, некоторого навыка, но вполне пригодны для росписи по шелку.


Существуют определенные правила по уходу за кистями, являющиеся важнейшим условием для продления их срока службы:

Правило 1. Кисть никогда не кладется в воду кончиком вниз.

Правило 2. Кисть тщательно чистится сразу же после употреб­ления. Кисть несколько раз подряд промывается в чистой, прозрачной воде. Профессионалы обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды.

Правило 3. Влажную кисть никогда не ставится кончиком вверх сразу в стакан. Сначала ее следует хорошо высушить [8].
2. Рама

Рама - один из самых необходимых предметов при росписи шелка. Существуют различные конструкции рам, обеспечивающие тугое натяжение шелка. Так называемые батичные рамы имеют различную длину. Раздвижная ступенчатая конструкция этих рам позволяет скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы (ступени). Эти рамы недороги и просты в обращении, но имеют тот недостаток, что платки с заработанными краями часто не подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Профессионалы как правило, работают именно с такими рамами, обеспечивающими ровное натяжение шелка [8].

3. Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой

Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой требуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с незаработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.

4. Пластмассовые флаконы с пипеткой

Пластмассовые флаконы с пипеткой - незаменимы при работе с контурным составом. С их помощью довольно просто выполнить линии и контуры. Для проведения тончайших линий используется маленький металлический колпачок-насадка с полой иглой или узким отверстием.

5. Пульверизатор для краски. Пульверизатор для краски применяется при трафаретной и аэрозольной росписи.

6. Мягкий карандаш. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.

7. Камешки. Камешки и стеклянные шарики различных размеров или термостойкие пуговицы применяются в узелковой технике.

8. Палитра и пипетки. Палитра и пипетки облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Советуем купить в аптеке несколько дешевых пипеток.

9. Фен. Фен ускоряет процесс высыхания краски. Однако пользоваться им нужно с большой осторожностью, чтобы избежать образования жестких контуров и цветовых изменений, если, конечно, речь не идет о специальных эффектах.

10. Утюг.

11. Ножницы [8].
1.3. Материал используемый при изготовлении батика

Материал, используемый при изготовлении батика включает в себя следующее:

1. Ткань.

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок следует проверить натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения (Таблица 2.1.).

Таблица 2.1.

Волокно

Характер горения

Запах при горении

Хлопок, вискоза, лен

Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу

жженой бумаги

Шелк, шерсть

Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце

жженого рога

Искусственные
волокна

Не горят, плавятся, образуя на конце шарик

нет запаха


Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда человек достаточно овладел техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи. Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса. Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее [1].

2. Краски

Выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления - утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам, закрепляемым путем запаривания: по сравнению с остальными красками они имеют целый ряд преимуществ. Для достижения наилучших результатов чаще всего используется высококонцентрированная краска для росписи по шелку Elbesoie французской фирмы LEFRANC & BOURGEOIS . Она применима в любой технике, имеет 30 легко смешивающихся друг с другом и не меняющихся после закрепления цветовых оттенков. Elbesoie разводится водой, благодаря чему не имеет неприятного запаха, характеризуется чистотой цвета и высокой светоустойчивостью, не влияет на эластичность шелка, сохраняет его блеск. После закрепления красок изделие можно стирать при температуре до 40° С или отдавать в химическую чистку [8].

3. Контурный состав

Состав наносится кисточкой или (для выполнения линий) флакончиком с пипеткой. Покрытые контурным составом участки перестают впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет шелка. В отдельных случаях для получения особого эффекта применяется золотой, серебряный или цветной контурный состав.

4. Разбавитель контурного состава

Разбавитель контурного состава дает возможность получить консистенцию контурного состава, соответствующую конкретному виду шелка. Чем тоньше ткань, тем гуще должен быть контурный состав и, наоборот, чем плотнее шелк, тем более жидкий состав.

5. Аппликатор

Аппликатор наносится на те участки, которые требуется сделать более светлыми, поэтому с помощью аппликатора можно добиться удивительных эффектов. Цветом работают в этом случае в направлении от необработанных аппликатором участков к обработанным. Если краска легла недостаточно ровно, ее следует подкорректировать, проведя еще раз слегка смоченной аппликатором кистью.

6. Дистиллированная вода

Дистиллированная вода необходима для разбавления и осветления красок. Нельзя пользоваться для этих целей водой из-под крана - даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

7. Спирт

Краски можно разводить и медицинским спиртом. Спирт сильно влияет на растекаемость краски по шелку, поскольку он впитывается тканью быстрее, чем вода, и быстрее испаряется. Поэтому, пользуясь спиртом, следует ограничивать участок работы и путем пробных мазков постоянно проверять возмож­ность дальнейшего использования разбавленной краски.

8. Соль

Солью посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает и растворенные в воде красящие вещества - пигменты. В результате возникают оригинальные, порой весьма причудливые рисунки и узоры. Степень «зернистости» соли может быть различной. Работать можно и с обычной поваренной солью «Экстра», и с солью крупного помола.

9. Клейкая бумажная лента

Этой лентой обклеивается верхняя сторона рамы перед началом работы, по окончании работы лента удаляется. Благодаря этому дерево не впитывает в себя краску и не пачкает следующую работу.

10. Салфетки из целлюлозных волокон

Салфетки из целлюлозных волокон или гигроскопичные бумажные полотенца используются для чистки и сушки кистей и застрахуют от нежелательных клякс.

11. Калька

Калька или незапечатанная газетная бумага используются для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок.

12. Алюминиевая фольга

Алюминиевая фольга кладется сверху в скороварку при закреплении красок на небольших изделиях в домашних условиях. Фольга препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

13. Нитки

При работе в узелковой технике используются плотные нитки - шелк плотно перевязывают нитками и затем кипятят в красящем растворе.

14. Паспарту

Паспарту для оформления работ, как и рамки, следует подбирать с особой тщательностью: от них в немалой степени зависит общее впечатление от картин, в частности, акварелей на шелке.

15. Бусины, стразы

Бусины, стразы и другие мелочи могут служить дополнительным украшением работ, особенно аппликаций [Валентина].

Глава 2. Техники росписи батика
2.1. Технология изготовления холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего батика не только температурой резерва, но и составом, инструментами для его нанесения, а также стилем росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани [1].
2.1.1. Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной [1].

2.1.2. Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме [1].
2.1.3. Натягивание ткани на раму
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, (Рисунок 2.1.), а затем посередине каждой стороны рамы (Рисунок 2.2.). Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити [1].



Рисунок 2.1. Крепление к раме Рисунок 2.2. Крепление угла

2.1.4. Нанесение контурных средств
В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета. При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными [1].
2.1.5. Устранение ошибок
Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи. В следующей таблице собраны советы по предупреждению и устранению наиболее частых "аварий" (Таблица 2.2.) [1].

Таблица 2.2.

Проблема

Причины

Устранение

Резерв не вытекает из съемной насадки или стеклянной трубочки

Конец трубочки или насадки закупорился.

Из резервного состава испарился бензин, и он загустел

Трубочка промывается бензином. Резерв разбавляется бензином, но так, чтобы он не стал слишком жидким.

Неплотные линии контурного средства приводят к подтекам краски

Резерв наносился слишком быстро, линии получились "рваные".

Линии проводятся еще раз после высыхания (лучше с изнанки) медленно и равномерно, чтобы резерв мог впитаться в ткань.

Соединения линий, нанесенных контурным средством, пропускают краску.

Невнимательность при нанесении линий.

Для уверенности, до нанесения краски, проводятся тесты на воду и отблеск.

Разъединяющие линии плотные, но краска все равно затекает на соседнее поле.

На маленький участок было нанесено слишком много краски, либо кисть подводилась слишком близко к линии, и краска перешла через нее.

Отжимаются излишки краски с кисти о край банки. При росписи кисть не подводится близко к краю поля, а краске сама растекается по ткани.


Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой

2.1.6. Тест на отблеск и воду
Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена [1].
2.1.7. Роспись
В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делается это очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, нежелаемые пятна краски удаляются смоченной в воде ватной палочкой.

Роспись рекомендуется начинать с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появляются подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок закрашивается более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

При росписи несколькими красками по сырой ткани, они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла (Рисунок 2.3.).

Часто используется следующий эффект: на шелк капается немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, на нее через трубочку или соломинку для коктейля выдувается воздух, придавая потекам нужное направление.

Еще один распространенный эффект, достигается с помощью поваренной соли крупного помола. Кристаллы соли помещаются на влажную ткань и притягивают краску, высветляя фон вокруг (Рисунок 2.4.). Гранулы мочевины (карбамида), наоборот отгоняют от себя краску.



Рисунок 2.3.Переливы оттенков Рисунок 2.4. Использование соли
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок. Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге. Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань (Рисунок 2.5.).



Рисунок 2.5. Свободная роспись

Когда роспись закончена, необходимо произвести фиксацию согласно инструкции по применению ваших красок. Поле фиксации ткань промывают в теплой (до 40°) воде с детским мылом, затем прополаскивают в прохладной воде. Если вы расписывали шелковую ткань, добавьте при последнем полоскании немного уксуса [1].
2.2. Технология изготовления горячего батика
В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа основывается на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно [5]. Поэтому в традиционном батике узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом) (Рисунок 2.6.). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек [1]. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно [5].



Рисунок 2.6. Работа чантингом

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи специальных штампов или просто, капая его на ткань. Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка [1].
2.2.1. Окрашивание
Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем).

Выбор краски зависит от выбранного способа окрашивания. В домашних крашение осуществляется путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители. Если предпочтительнее поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной росписи ткани. Приемы росписи при поверхностном окрашивании те же, что и в холодном батике.

Для окрашивания используется широкая пластмассовая или эмалированная посуда, лучше всего прямоугольной формы, поскольку резерв очень хрупкий и красить батик нужно, не сминая.

При крашении также требуется термометр для воды для определения температуры красителя, банки и старые кастрюли для приготовления краски. Потребуется поваренная соль, чтобы краска равномерно проникала в ткань, а также уксус или уксусная эссенция - для закрепления красителя [1].
2.2.2. Нанесение воска
Существует три способа нанесения воска (Таблица 3.).

Таблица 3.








Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.


Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.


Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными


Если вы нанесли недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся. Посмотрев на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места воск еще раз с обратной стороны ткани [1].
2.2.3. Брызги резерва и кракелюры
Брызги резерва и кракелюры используют как декоративный прием. При помощи брызг изображаются снежинки или звезды. Крупная кисть смачивается в резерве, отжимается его излишек и, ударяя по ручке, наносятся брызги. (Рисунок 2.3.). Кракелюры или изображение в виде трещинок и прожилок являются характерными для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и комкают, сильно или слабо, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор [1]. (Рисунок 2.8.).



Рисунок 2.7. Брызги Рисунок 2.8. Кракелюры
2.2.4. Многоцветный батик

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого нанесения воска (Рисунок 2.9.) и первичного окрашивания (Рисунок 2.10.) на высохшую ткань наносят новый рисунок воском (Рисунок 2.11.). Затем следует второй слой краски. (Рисунок 2.12.). В качестве узора получаются и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько хватит воображения. Краски, наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются (Рисунок 2.9.).. Соответственно, работу начинают с более светлых тонов, переходя к более темным [1].



Рисунок 2.9. Первичное нанесение воска

Рисунок 2.10. Первичное окрашивание



Рисунок 2.11. Второй слой воска



Рисунок 2.12. Второй слой краски


Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик (Рисунок 2.13.).



Рисунок 2.13. Повторно расписанный батик

Приемы многократного окрашивания можно применять и при окрашивании батика путем опускания в краску. Однако здесь покрытие воском и крашение нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль [1].
2.2.5. Удаление воска
После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный состав. Для этого ткань комкается и сминается - парафин трескается и начинает осыпаться. Остатки парафина удаляются путем проглаживания батика утюгом через газету. На стол кладется несколько газет, на них - ткань, а сверху еще слой газет. Гладится батик горячим утюгом, меняя газеты, пока на них не перестанут проступать пятна парафина. Оставшиеся на ткани жирные пятна удаляются тампоном, смоченным в бензине или растворителе [1].
2.3. Приемы узелкового батика
Приемы узелкового батика включают в себя следующее:

1. Узлы. Завязывание ткани в обычные узлы - основной прием в узелковом крашении. Это делают по долевой нити (Рисунок 2.14.) или по косой (Рисунок 2.15).

 

Рисунок 2.14. Рисунок 2.15

Завязывание по долевой нити Завязывание по косой нити
С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

     

Рисунок 2.16. Рисунок 2.17. Рисунок 2.18.

Широкое обматывание Узкое обматывание Обвязывание ткани
Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (Рисунок 2.16) или узким (Рисунок 2.17.). Ткань берется за середину, поднимается и обвязывается в нужных местах (Рисунок 2.18.).

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку следует взять как можно толще и обматывать ее несколько раз (Рисунок 2.19.).


Рисунок 2.19. Работа иглой

Для создания мраморного узора ткань необходимо скомкать в клубок и обмотать веревкой. После крашения получатся хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (Рисунок 2.20.).

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. В ткань оборачиваются любые из этих предметов и туго обматываются ниткой. Ткань, обтягивающая предмет окрашивается ровно, а вокруг получается звездчатая округлая форма (Рисунок 2.21.).

    

Рисунок 2.20. Сминание ткани Рисунок 2.21. Использование камешков
2. Складывание. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок, образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Складывая ткань вчетверо и плиссируя его по диагонали (Рисунок 2.22.)., получается крестообразная звезда (Рисунок 2.23.).


Рисунок 2.22. Складывание ткани


Рисунок 2.23. Крестообразная звезда
Цветы (Рисунок 2.24.) получаются следующим образом: сложенную вдвое ткань плиссируется, а затем загибается вовнутрь уголки на верхнем сгибе (Рисунок 2.25.) Меняя количество обмоток, можно добиться более интересного варианта.

Рисунок 2.25. Плиссировка Рисунок 2.24. Цветы
Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета (Рисунок 2.26.)


Рисунок 2.26. венок
3. Прошивание. Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометать ткань ниткой №10. Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивается, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой (Рисунок 2.27.).

Прошивая ткань по диагонали, получаются наклонные полосы (Рисунок 2.28.).


Рисунок 2.27. Прошив по диагонали Рисунок 2.28. Наклонные полосы
С
очетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.



Рисунок 2.29. Складывание и прошивание Рисунок 2.30. Ромбы


Можно создать любые геометрические узоры: зигзаги (Рисунок 2.31.), квадраты (Рисунок 2.32.) , кривые линии, овалы и более сложные фигуры - в технике прошивания можно сделать практически любое изображение [1].



Рисунок 2.31. Зигзаги Рисунок 2.32. Квадраты

2.3.1. Окрашивание узелкового батика.
Краситель в банке разводится согласно инструкции на упаковке и перед тем, как вылить в таз для крашения процеживается. Добавляется необходимое количество горячей воды и постепенно нагревается на газовой плите до 40-45 °. Затем опускается ткань в краску. Медленно доводится краситель до кипения и продолжается кипячение на малом огне.

Если окрашивается хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения она вынимается, добавляется поваренная соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и ткань снова опускается в раствор. После этого кипятится еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, ткань оставляется в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем ее следует прополоскать сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение обмотки снимаются, узлы развязываются, и ткань еще раз прополаскивается. В последнее полоскание добавляется 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением (Рисунок 2.33.).



Рисунок 2.33. Частичное окрашивание

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно. Также можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань, не развязывая, прополаскивается, расправляются складки, завязываются новые узелки и обмотки и окрашиваются в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет [1].
Заключение
В ходе работы мы определили понятие «батик» и выяснили, что у данного искусства художественной обработки ткани очень интересная история.

Также был тщательно изучен инструментарий и материал необходимый для изготовления батика, выявлены различные техники росписи батика, а именно горячий батик, холодный, батик и узелковый батик. Мы попытались рассмотреть особенности технологий изготовления каждого из этих видов росписи.

Не смотря на то, что батик - очень древнее искусство, его можно назвать вечно молодым, так как натуральный шёлк один из самых изысканных и красивых материалов, применяемых людьми для изготовления одежды, украшения предметов интерьера. Батику посвящены следующие строки: «Пестрый батик с запахом сандала, солнечных оттенков шелк прохладный…»  [9]. И сегодня батик очень популярен.    Авторский батик всегда неповторим. Из-под кисти художника выходят уникальные вещи и всегда в единственном экземпляре. Свадебные наряды, украшенные ручной росписью, вновь завоевывают подиумы.
Список использованной литературы
1. http://batikdesign.narod.ru/ «Что такое батик?»

2. http://www.batikstudio.ru/index.html «История батика».

3. http://art-batik.com.ua/index.htm «Что такое батик

4. http://www.batics.ru/ «Bаtic Art — Искусство батика».

5. http://www.karotina.com/ «Батик - живопись по шёлку, ручная роспись по ткани».

6. http://www.hiero.ru/article.php?id=batik Мария Чухлебова (Артёменкова) «Технология холодного батика».
7. http://www.aerograph.ru/batik.html «Аэрография».

8. Материалы. Рабочий инструмент // Валентина - Роспись по шелку М.: ОВА-ПРЕСС, 1995. - №1. – С. 10 -13.

9. http://www.artbatik.ru/ «Батик — новый мир древнего искусства».







Скачать файл (561 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru