Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Козориз С.Е. Строительные машины и оборудование - файл n1.doc


Козориз С.Е. Строительные машины и оборудование
скачать (1946.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1947kb.01.01.2013 10:34скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-образовательный комплекс

по техническим специальностям 050729
Методические указания

к курсовой работе

по дисциплине Строительные машины и оборудование


для студентов 3 курса 050729 «Строительство»


ПАВЛОДАР 2009 г

УТВЕРЖДЕНО



Директор инженерной академии
Докт. вет. наук ___________ Е. Б. Никитин
«___»____________2010 г.
Составитель: доцент Козориз С.Е.____________

Кафедра «Машиностроение и строительство»




Методические указания к курсовой РАБОТе
по дисциплине Строительные машины и оборудование


для студентов специальности 050729 «Строительство» для очной формы обучения на базе общего среднего образования
Разработаны на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования ГОСО РК 3.08.355-2006 по специальности 050729 «Строительство» г. Астана 2006 г. и типовой учебной программы «Строительные машины и оборудование» введенной в действие приказом МОН РК от 22.06.2006 г.
Рассмотрены на заседании кафедры «Машиностроение и строительство»

Протокол № __ от ____________ 2010 г.
Зав. кафедрой «Транспорт и машиностроение»
к.т.н., профессор.___________ Стаценко С.А.
Утверждены на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендованы к изданию
Протокол №__ от ____________ 2010 г.
Председатель НМС ИА

к.т.н., профессор __________ Дубровин П.В.


Согласовано:

Начальник ИМО

к.п.н., профессор___________ Ушакова Н.М. сдано в медиатеку____

СОДЕРЖАНИЕ







ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..




1

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………….

5

2

Характеристика строительных МАШИН ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ (Задание 1)…………………….


7

2.1

Выбор исходных данных первого задания………………………………

8

2.2

Экскаваторы……………………………………………………………….

8

2.3

Скреперы…………………………………………………………………..

11

2.4

Автогрейдеры……………………………………………………………..

12

2.5

Бульдозеры…………………………………………………………………

12

3

Тяговый расчет скребкового конвеЙера (задание 2)…

14

3.1

Режимы и условия работы конвейера……………………………………

18

3.2

Расчетная производительность конвейера………………………………

19

3.3

Проектировочный расчет…………………………………………………

20

3.4

Определение параметров желоба………………………………………...

20

3.5

Выбор тяговой цепи……………………………………………………….

22

3.6

Определение параметров приводной станции………………………….

26

3.7

Подробный (проверочный) тяговый расчет…………………………….

28

3.8

Методика тягового расчета скребкового конвейера……………………

30

3.9

Поверка конвейера на пуск……………………………………………….

33

3.10

Параметры натяжного устройства……………………………………….

34




ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….

36




Приложение А – Характеристика насыпных грузов……………………

37




Приложение Б – Параметры тяговых пластинчатых цепей……………

38




Приложение В – Двигатели серии 4А. Основные параметры по ГОСТ 19523-81……………………………………………………………………

40




Приложение Г – Двигатели закрытые обдуваемые серии 4А Габаритные, установочные и присоединительные размеры…………..

41




Приложение Д – Цилиндрические редукторы типа Ц2……………….

42




Приложение Е – Редукторы Ц2-250-500………………………………..

43




Приложение М – Размеры и основные параметры муфты МУВП……

44




Приложение Н – Размеры и параметры зубчатой муфты по ГОСТ 8006-83…………………………………………………………………….

45




Приложение О – Основные параметры нормализованных скребковых конвейеров с высокими сплошными скребками………………………..

45



ВВЕДЕНИЕ




Курсовая работа выполняется в течение семестра, когда проводятся аудиторные занятия по данной дисциплине. Наряду с лекциями и выполнением практических работ написание курсовой работы способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Следовательно, целью курсовой работы является приобретение студентами следующих навыков: применение теоретических знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий в области эксплуатациии строительной техники.

Выполнение курсовой работы является одним из важных моментов подготовки специалиста, поэтому целесообразно выбирать тему курсовой работы с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования в дипломной работе. Но даже если темы курсовой и дипломной работ будут различны, написание данной работы поможет студентам приобрести навыки увязки вопросов теории с практической деятельностью.

Эффективность эксплуатации оборудования современного строительного предприятия, предназначенного для транспортирования и переработки грузов, во многом определяется надежностью, работоспособностью и экономическими показателями транспортных систем.

По характеру перемещения груза различают погрузочно-разгрузочные машины периодического (циклического) и непрерывного действия.

Машины периодического действия перемещают груз отдельными порциями. Их рабочий цикл состоит из нескольких повторяющихся в определенной последовательности операций: захвата груза, перемещения его к месту выгрузки, освобождения от груза, возвращения машины или рабочего органа к месту захвата очередной порции груза. К ним относятся экскаваторы, погрузчики, авторкейдеры, бульдозеры, краны, скреперы.

Машины непрерывного действия перемещают груз равномерно, непрерывным потоком, не останавливая рабочий орган для захвата и освобождения груза. К ним относятся конвейеры, элеваторы, многоковшовые погрузчики, установки пневматического и гидравлического транспорта.

В данной курсовой работе предусмотрено два задания, охватывающих строительные машины обоих типов.

Методические указания предназначены для студентов строительных специальностей изучающих дисциплину «Строительные машины и оборудование», а также могут быть использованы специалистами, проектирующими системы механизации погрузочно-разгрузочных работ.
1 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При выполнении курсовой работы студент вначале изучает задание, намечает общий план решения, а затем выполняет отдельные пункты задания. Курсовая работа должна соответствовать варианту и отвечать всем требованиям задания.

Все вычисления в курсовой работе производят сначала в общем, виде, обозначая все данные и искомые величины буквами, после чего вместо буквенных обозначений проставляют их числовые значения. Решения, должны быть теоретически обоснованы, и сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями, в том числе и краткими формулировками произведенных действий. Эти действия следует располагать так, чтобы был виден логический ход изложения вопроса или решения задачи. Числовые вычисления в окончательном варианте записываются в расчетно-пояснительную записку работы. После нахождения искомых величин проставляются их размерности. Размерности правой и левой частей равенства должны совпадать.

Все схемы, приведенные в работе, должны быть объяснены в текстовой части и наоборот – все пояснения, данные в тексте, должны иллюстрироваться схемами, эскизами, чертежами.

Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы и чертежи пронумерованы, аккуратно оформлена и подписана автором с указанием даты окончания работы. В конце работы приводятся перечень использованной литературы. Работы, выполняемые не по своему варианту и не в полном объеме, без необходимых чертежей, эскизов, расчетов и пояснений, возвращаются для доработки.

Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Изложение не следует перегружать общеизвестными положениями, обилием формул, изложением многочисленных инструкций. Приводимые в тексте цитаты должны точно соответствовать оригиналу; они заключаются в кавычки, и дается ссылка на первоисточник. При изложении материала необходимо правильно использовать экономическую терминологию, придерживаться официальной стилистики, не допускать произвольных сокращений.

Курсовую работу следует набирать на компьютере (в отдельных случаях разрешается писать на отдельных сброшюрованных листах белой бумаги стандартного размера А4 с одной стороны). Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы ставится в верхнем правом углу без знаков препинания. Первой страницей считается титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Страницы нумеруются, начиная со второй, на которой приводится содержание курсовой работы с указанием страниц начала глав и параграфов (при их наличии).

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию, за исключением введения, заключения и литературы. Глава обозначается одной цифрой без точки, номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером главы, вторая - номером параграфа. В тексте работы на страницах оставляются, поля следующих размеров: слева - 25 мм, справа -10 мм, сверху и снизу — 15 мм. B начале каждой главы или параграфа указывается ее название; каждую главу необходимо начинать с новой страницы.

Если в работе имеются наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы, чертежи), то они обозначаются словом «Рисунок № - Название рисунка» и приводится под рисунком. Рисунки помещаются в соответствии с логикой изложения, и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы (например, первый рисунок в первой главе будет обозначен: Рисунок 1.1 - Название). Таблицы нумеруются также арабскими цифрами в пределах главы (например, первая таблица второй главы имеет обозначение: Таблица 2.1 - Название). Заголовок таблицы должен отражать ее содержание. Размещается он над таблицей, пишется с прописной (большой) буквы.

При ссылке на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в списке, a при цитировании - и страницы, например: [25] или [15, с. 55].

После заключения помещается список литературы. Наиболее распространенным способом группировки материала является расположение в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий произведений. В виде исключения допускается расположение литературных источников по тематическому или хронологическому принципу. Нумерация источников в списке должна быть сплошной.

Приложения располагаются на отдельных страницах и помещаются после списка литературы. Они должны иметь заголовки и последовательную нумерацию, Например: Приложение А – Название приложения. Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию работы.

Графическая часть курсовой работы выполняется на ЭВМ в любом графическом редакторе, или в отдельных случаях, в карандаше на стандартном листе чертежной бумаги А1, и оформляется в соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД.

2 Характеристика строительных МАШИН ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ (Задание 1)

Любой строительный процесс начинается с производства земляных работ, т.е. разработки грунта, его перемещения или погрузки на транспортные средства. Так, для устройства оснований или фундаментов любого здания или сооружения отрывают котлованы необходимых размеров и глубины, а для прокладки наружных сетей трубопроводов — траншеи. Иногда, для устройства таких сооружений, как плотины, дамбы или дороги, устраивают насыпи, причем с укаткой грунта. Все они по существу являются земляными сооружениями, которые по продолжительности службы могут быть временными и постоянными. Временные (котлованы, траншеи) устраиваются только на период строительства зданий, сооружений, сетей трубопроводов, а затем засыпаются грунтом, а постоянные (плотины, дамбы, каналы) рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации.

Земляные работы по своему удельному весу в общих объемах строительных работ являются наиболее массовыми и трудоемкими, и поэтому с ними справиться ручными способами не представляется возможным. При их выполнении крайне необходимы механизированные способы работ с применением специальных землеройных и землеройно-транспортных машин. Эти машины в основном воздействуют на грунт, т.е. разрабатывают его резанием, — это экскаваторы различного вида; или резанием и перемещением — бульдозеры, скреперы, грейдеры, экскаваторы, а также путем рыхлением грунта — рыхлители.

Современное строительное производство предполагает широкое применение грузоподъемных машин и механизмов. Это связано с тем, что монтажный процесс стал основным, а монтажный кран – ведущей технологической машиной.

В условиях самофинансирования и самокупаемости строительно-монтажных организаций, возрастает значение правильного выбора и использования грузоподъемных машин, в наибольшей степени технически и экономически соответствующего конкретным условиям производства работ.


    1. Выбор исходных данных первого задания

Исходные данные по вариантам выбираются из таблицы 2.1. По выбранному варианту необходимо подобрать строительную машину, выпускаемую серийно промышленностью и использовать в дальнейшем ее технические характеристики. Вариант назначает преподаватель, в случае самостоятельного выбора варианта – вариант определяется по сумме двух последних цифр зачетной книжки студента.

Задание № 1 рекомендуется выполнять в такой последовательности:

  • назначение и область применения строительной машины на строительстве гражданских и промышленных сооружений;

  • классификация, техническая характеристика, система индексации;

  • описание устройства заданной машины, вычерчивание ее принципиальной, кинематической, гидравлической или других схем с указанием основных узлов;

  • описание рабочего процесса, приведение поясняющих схем с указанием способов разработки грунта или выполнения работ;

  • расчет производительности строительной машины на примере выбранной;

  • мероприятия по технике безопасности при работе строительной машины;

  • основные направления технического развития данной строительной машины.

По первому заданию выполняется один лист графической части формата А1. На листе вычерчивается:

    • внешний вид строительной машины;

    • кинематическая, принципиальная или другая схема машины или оборудования по варианту;

    • схема индексации машины;

    • техническая характеристика строительной машины;

    • схемы, поясняющие технологию выполнения работ данной машиной.


Таблица 2.1 – Исходные данные по заданию № 1

№ варианта

Тип строительной машины

1

Одноковшовый погрузчик

2

Строительный подъемник

3

Башенный строительный кран

4

Стреловой самоходный кран

5

Краны – трубоукладчики

6

Автомобильные краны

7

Бульдозеры

8

Скреперы

9

Автогрейдеры

10

Машины для подготовительных работ

11

Экскаваторы одноковшовые

12

Экскаваторы траншейные

13

Машины для разработки мерзлых и прочных грунтов

14

Машины для бестраншейной прокладки коммуникаций

15

Бурильно-крановые машины

16

Машины для уплотнения грунтов

17

Свайные молоты

18

Машины для приготовления бетонных и растворных смесей

19

Машины для транспортировки бетонных и растворных смесей

20

Машины для укладки и уплотнения бетонных смесей

21

Машины для отделочных работ

22

Машины для малярных работ

23

Машины для отделки дощатых и паркетных полов

24

Машины для кровельных работ

25

Ручные машины

26

Машины для летнего содержания дорог

27

Машины для зимнего содержания дорог

28

Машины для ремонта дорог

29

Установки пневматического транспорта

30

Копры и копровые установки


2.2 Экскаваторы

Экскаваторы - это землеройные машины, предназначенные для разработки грунта и его перемещения для выгрузки в транспортные средства или в отвал.

Все экскаваторы подразделяются на две большие группы: непрерывного действия – многоковшовые и периодического (циклического) действия – одноковшовые (рис. 2.1).

Многоковшовые экскаваторы операции копания грунта и его перемещения выполняют одновременно, в то время как одноковшовые экскаваторы эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, рабочее время машины, в течение которого выбирают грунт, и производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности, т.е. возможности применять их как на земляных работах в самых тяжелых, в том числе скальных (с предварительным взрыванием) грунтах, так и на погрузочно-разгрузочных работах. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено: в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородным грунтом без больших каменных включений.


Рисунок 2.1 – Экскаватор колесный
Одноковшовые экскаваторы по назначению делятся на строительные универсальные, предназначенные для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве; карьерные – для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений; вскрышные – для разработки полезных ископаемых (угля, руды) открытым способом. К последней группе относятся также и шагающие экскаваторы – драглайны, используемые на горных работах, а также на строительстве крупных гидротехнических сооружений.

Одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей: ходового устройства, поворотной части и рабочего оборудования.

Рабочий процесс одноковшового экскаватора состоит из рабочего цикла, т.е. разработки и перемещения грунта, и перемещения грунта, и передвижения экскаватора к забою, после того как с места стоянки экскаватора станет неудобно или невозможно продолжать дальнейшую разработку грунта. Во время передвижения экскаватора работа не производится, поэтому время, затрачиваемое на передвижки, следует максимально сокращать.

Рабочий цикл экскаватора состоит из следующих операций:

1. Собственно копание грунта (срезание грунта и заполнение им ковша).

2. Выведение ковша с грунтом из забоя, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного поворота платформы.

3. Перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки, для чего поворачивают или платформу с рабочим оборудованием (у полноповоротных), или только рабочее оборудование (у неполноповоротных машин).

4. Разгрузка грунта из ковша в отвал или в транспортное средство.

5. Перемещение ковша (поворот платформы) к забою.

6. Опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.
2.3 Скреперы

Скреперы (рис. 2.2) являются землеройно-транспортными машинами, предназначенными для послойного (горизонтальными слоями) копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения слоями заданной толщины. Кроме того, при движении по насыпи скреперы своими колесами уплотняют отсыпанные слои грунта, благодаря чему сокращается потребность в специальных грузоуплотняющих машинах.

Рисунок 2.2 – Скрепер МоАЗ-6014
Скреперы используют для разработки разнообразных грунтов I-III категорий от чернозема до тяжелых глин. Очень плотные грунты предварительно разрабатывают рыхлителями. Применение скреперов определяется дальностью возки грунта.

Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами используют при дальности транспортирования от 100 до 800 и максимально до 1000 м. Чем больше вместимость скрепера, чем быстроходнее его базовый трактор, тем на большей дальности транспортирования целесообразно применят агрегат. Однако уже при дальности транспортирования 1 км прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям – самосвалам, загружаемым одноковшовыми экскаваторами. Если дальность транспортирования грунта менее 100 м, выгоднее применять более простые и дешевые землеройные машины, такие как бульдозеры на базе гусеничных тракторов.

Самоходные скреперы, агрегатируемые с базовыми, быстроходными колесными тягачами применяют в благоприятных условиях при дальности транспортирования от 300 до 3000 м и более. При дальности транспортирования более 3000м по бездорожью скреперы рентабельнее самосвалов, загружаемых экскаватором.

Увеличению производительности и эффективности работы скреперов способствует создание самоходных машин повышенной вместимости с двумя двигателями, (дополнительный двигатель служит для привода задних колес скрепера), а также применение самоходных скреперных поездов из двух или трех скреперов, загружаемых поочередно.
2.4 Автогрейдеры

Автогрейдер является самоходной планировочно - профилировочной машиной, основным рабочим органом которой служит поворотный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования (рис. 2.3).



Рисунок 2.3 – Автогрейдер ТОТА XZ 1802
Автогрейдер применяется при отделке земляного полотна дорог, вырезки кюветов и боковых откосов насыпи и профилировании поверхностей с перемещением грунта на расстоянии не более 100 м. Автогрейдер используется при разработке грунтов I-II категорий.

Автогрейдеры разделяются по конструктивной массе на легкие (до 9 т), средние (до 13 т) и тяжелые (19 т и выше).

Современные автогрейдеры выполнены по единому конструктивному подобию и представляют собой самоходную трехосную машину с полноповоротным отвалом и гидравлическим управлением рабочими органами.

Отечественная промышленность выпускает легкие автогрейдеры с мощностью силовой установки (65 кВт), средние автогрейдеры с мощностью (100 кВт) и тяжелые автогрейдеры с мощностью двигателя (184 кВт).
2.5 Бульдозеры

Бульдозеры представляют собой рабочее оборудование, в виде отвала с толкающими брусьями, навешанное на гусеничном или колесном тракторе или специальном шасси (рис. 2.4).

Бульдозеры относятся к землеройно-транспортным машинам и осуществляют разработку грунта и транспортировку его на расстояние до 100-140 м и более, в зависимости от мощности базовой машины и типа ее двигателя.

Бульдозеры классифицируются по тяговому классу (усилию): малогабаритные – менее 25, легкие – 25…135, средние – 135…200, тяжелые 200…300 кН и по мощности базовой машины: легкие 20…80, средние 80…150, тяжелые 150…300, сверхтяжелые более 300 кВт.



Рисунок 2.4 – Бульдозер с рыхлителем Т-35.01
Базовая машина обеспечивает транспортное и рабочее движение бульдозера и снабжает энергией механизмы привода и управления рабочими органами. Рабочее оборудование обеспечивает разработку и перемещение грунта и с помощью базовой машины.

Работа землеройно-транспортных машин возможна на грунтах, обладающих достаточной несущей способностью и создающих сцепление с движителями, необходимое для развития тягового усилия. Работа землеройно-транспортных машин может быть выполнена в слоях земной поверхности, расположенных выше уровня грунтовых вод. В зоне грунтовых вод, где грунты переувлажнены, работа землеройно-транспортных машин затруднена.

Бульдозеры конструируются с поворотным и неповоротным отвалом, т.е. их отличает способность изменять угол поворота отвала в плане, что создает определенные отличия при эксплуатации этих машин.

Бульдозеры с поворотным отвалом базируются на универсальной раме с шарнирным устройством, что способствует изменению угла поворота отвала и дает возможность использовать машину на отсыпке грунта в кавальеры за один проход.

Бульдозеры с неповоротным отвалом монтируются жестко с толкающими брусьями и упомянутых преимуществ не имеют.

Бульдозеры используются при следующих работах: возведение насыпей из боковых резервов; разработка выемок с перемещением грунта в кавальеры; разработка и перемещение грунта при профилировании земляного полотна; разравнивание грунта при отсыпке насыпей; планировка площадок; засыпка траншей, рвов, канав и ям грунтом и подсыпка грунта к устоям моста; расчистка участков и трасс дороги от кустарника, пней, леса; снятие с дорожной полосы верхнего растительного слоя; разработка гравийных и песчаных карьеров; перемещение, укладка в штабели и погрузка сыпучих материалов (песок, щебень) на складах и строительных площадках; расчистка дорог, аэродромов, площадок от снега; подталкивание скреперов при загрузке.
2.6 Краны

Краны, используемые в строительстве, относятся к классу грузоподъемных машин, которые, в соответсивии со своим назначением, применяют на строительно-монтажных, разгрузочно-погрузочных работах и сохраняют свою работоспособность при температуре окружающего воздуха 40С.

Большое распространение на строительных получили башенные краны – грузоподъемные кран, поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально-расположенной башни.

Краны серии КБ имеют единую конструктивную схему, комплектуются ограниченным числом унифицированных узлов и деталей, что облегчает их серийное производство, техническую эксплуатацию и ремонт. Краны серии КБ являются наиболее массовыми в стране. Объем их производства превышает 80% всего выпуска башенных кранов.

Кран КБ-403Б.4 (рис. 2.5) предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 35.4 м с массой монтируемых элементов до 8 тонн. КБ-403Б.4 перевозится с о
бъекта на объект в собранном виде
Рисунок 2.5 – Башенный кран КБ – 403Б.4
КБ-403Б.4 является строительным передвижным полноповоротным краном на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов.

КБ-403Б.4 монтируется собственными механизмами и с помощью автомобильного крана.
3 Тяговый расчет скребкового конвеЙера (задание 2)

Скребковые конвейеры являются наиболее распространенными машинами непрерывного транспорта, благодаря ряду технико-экономических показателей: герметичность, перемещение горячих и токсичных грузов, возможность промежуточной загрузки и разгрузки, реализация трасс с большими углами наклона (до 40), возможность полной автоматизации управления работой конвейера. Благодаря широкому применению, основные элементы скребковых конвейеров унифицированы и нормализованы: тяговые цепи, привода, натяжные, загрузочные устройства.

К особенностям проектирования скребковых конвейеров можно отнести следующее: промышленность выпускает только отдельные части: приводные станции, звездочки, тяговые цепи, натяжные станции, поэтому конвейер, как транспортирующая машины, создается в процессе расчета и проектирования конкретного объекта.

Тяговые цепи для проектируемого конвейера принимаются втулочно-катковые с ребордами согласно ГОСТ 588–91. Можно применять цепи исполнения 1 или 2, т.е. неразборные или разборные. Приводная станция, как правило, располагается в головной части конвейера и состоит из электродвигателя, редуктора, приводного вала, муфт и металлической конструкции. Натяжная станция располагается в хвостовой части конвейера. Для заданных схем трасс скребковых конвейеров желательно применять винтовое или пружинно-винтовое натяжное устройство. Загрузка конвейера осуществляется из бункера. По согласованию с руководителем бункер может оснащаться питателем. Груз в желоб подается при помощи загрузочной воронки и направляющего лотка.

Задание № 2 состоит из графической части объемом 1 лист формата А1 и расчетной части. Графическая часть представляет собой общий вид скребкового конвейера с двумя проекциями и необходимое количество сечений, разрезов, видов, поясняющих сборку основных элементов. Исходные данные выбираются из табл. 3.1

Расчеты необходимо выполнять в следующей последовательности:

? определение режима и условий работы конвейера;

? определение расчетной максимальной и эксплуатационной производительностей;

? расчет ширины и высоты желоба;

? выбор конструктивных параметров скребка;

? выбор параметров тяговой цепи;

? проектировочный расчет основных параметров привода: электродвигателя, редуктора, муфт;

? определение параметров тела волочения;

? поверочный расчет натяжения тягового элемента в характерных точках трассы;

? диаграмма натяжения тягового элемента;

? окончательный выбор основных элементов приводной станции;

? подбор натяжного устройства.

Таблица 3.1 – Исходные данные по расчету задания № 2

Параметр

Обоз

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Коэф-т неравномерности загрузки конвейера

КН

0,8

0,81

0,82

0,83

0,84

0,85

0,86

0,87

0,88

Коэф-т использ. конвейера по рабочему времени

КВ

0,95

0,94

0,93

0,92

0,91

0,90

0,85

0,86

0,87

Средняя производительность, т/ч

QСР

40

45

50

55

60

65

70

75

40

Максимальная производительность, т/ч

Qmax

50

55

60

65

70

75

80

85

50

Плановое время работы конвейера, сутки

tП.С.

10

12

14

16

18

20

10

14

18

tП.Г.

3000

3500

2500

4000

6500

7000

2500

3800

5600

Коэф-т использ. конвейера по производительности

КП

0,1

0,15

0,2

0,25

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

Наименование груза

-

Глинозем

Известняк

Песок

Зола

Угол наклона конвейера



0

5

10

15

20

25

30

35

30

Схема конвейера по рис. 3.2

-

а

б

в

г

д

б

в

г

д

Длина конвейера, м

L

70

50

30

40

-

70

50

60

-

Расстояние, м

L1

-

-

-

-

20

-

-

-

35

Расстояние, м

L2

-

-

-

-

30

-

-

-

25

Расстояние, м

L3

-

-

-

-

40

-

-

-

55

Высота конвейера, м

H

-

6

7

8

9

10

5

6

7

Продолжение табл 3.1

Параметр

Обоз

Вариант

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Коэф-т неравномерности загрузки конвейера

КН

0,89

0,90

0,91

0,92

0,93

0,94

0,95

0,93

0,90

Коэф-т использ. конвейера по рабочему времени

КВ

0,88

0,89

0,90

0,85

0,86

0,83

0,88

0,89

0,88

Средняя производительность, т/ч

QСР

55

60

35

40

45

60

65

70

80

Максимальная производительность, т/ч

Qmax

65

70

45

50

55

65

75

80

90

Плановое время работы конвейера, сутки

tП.С.

20

10

12

14

16

16

20

10

14

tП.Г.

5900

2900

3200

3600

4000

7050

5900

2900

3200

Коэф-т использ. конвейера по производительности

КП

0,8

0,9

0,5

0,2

0,3

0,4

0,6

0,5

0,55

Наименование груза

-

Цемент

Гравий

Уголь

Земля формовочная

Угол наклона конвейера



25

20

15

10

5

0

0

10

15

Схема конвейера по рис. 3.2

-

б

в

г

д

б

а

а

б

в

Длина конвейера, м

L

75

65

55

-

45

105

150

80

90

Расстояние, м

L1

-

-

-

28

-

-

-

-

-

Расстояние, м

L2

-

-

-

35

-

-

-

-

-

Расстояние, м

L3

-

-

-

44

-

-

-

-

-

Высота конвейера, м

H

8

9

10

5

6

-

-

12

10


Недостающие физико-механические свойства транспортируемого груза: насыпная плотность, угол естественного откоса, коэффициент трения груза о желоб, о направляющие борта загрузочного устройства выбираются из приложения А.

Машины непрерывного транспорта, перемещающие груз скребками по желобу или трубе волочением, называются скребковыми конвейерами. Форма и высота скребка являются главными признаками, по которым скребковые конвейеры разделяют на конструктивные типы.

Различают конвейеры со сплошными и контурными (фигурными) скребками. Сплошные скребки бывают высокие и низкие; высота высоких скребков примерно равна высоте желоба и в несколько раз больше высоты тяговой цепи; высота низких скребков близка к высоте цепи и значительно (в 3-6 раз) меньше высоты желоба. Принципиальная схема скребкового конвейера с высокими скребками представлена на рисунке 3.1.



Рисунок 3.1 – Принципиальная схема скребкового конвейера со сплошными высокими скребками
Скребковый конвейер со сплошными высокими скребками состоит из открытого желоба 5, укрепленного на станине 4, вдоль которого движется вертикально замкнутая тяговая цепь (или две цепи) 1 с укрепленными на ней скребками 2, огибающая концевые (приводную и натяжную) звездочки. Движение, тяговая цепь получает от привода 3, а первоначальное натяжение – от натяжного устройства 6. Транспортируемый груз засыпается в желоб конвейера в любом месте по его длине и проталкивается скребком по желобу.

Разгрузка конвейера может производиться в любом месте по его длине через отверстия в дне желоба, перекрываемые шиберными задвижками или затворами. Последние открываются при помощи электромеханического (винтового), пневматического или гидравлического привода с ручным или дистанционным управлением.

Для конвейеров малых типоразмеров иногда применяют ручной привод. Груз может транспортироваться по нижней ветви, верхней ветви (при консольных скребках) или одновременно по верхней и нижней ветвями разных направлениях (при симметричных скребках).

Скребковые конвейеры с высокими скребками в основных исполнениях являются вертикально замкнутыми и перемещают груз в горизонтальном (рисунок 3.2, а), наклонном (рисунок 3.2, б), наклонно-горизонтальном (рисунок 3.2, в) и горизонтально-наклонном (рисунок 3.2, г) направлениях. Комбинированные трассы (рисунок 3.2, в, г и д) возможны только для конвейеров с двумя тяговыми цепями или же с одной цепью, снабженной опорными катками для направления ходовой части на поворотном участке.



Рисунок 3.2 – Схемы трасс скребковых конвейеров с высокими скребками
Пример расчета

В таблице 3.2 приведены исходные данные для расчета задания № 2.
Таблица 3.2 – Исходные данные для расчета задания № 2

Параметр

Обоз.

Знач.

Коэффициент неравномерности загрузки конвейера

КН

0,94

Коэффициент использования конвейера по рабочему времени

КВ

0,87

Средняя производительность, т/ч

QСР

110

Максимальная производительность, т/ч

Qmax

120

Плановое время работы конвейера, сутки

tП.С.

18

tП.Г.

7000

Коэффициент использования конвейера по производительности

КП

0,4

Наименование груза

-

Уголь

Угол наклона конвейера



0

Схема конвейера по рис. 3.2

-

а

Длина конвейера, м

L

85

Расстояние, м

L1

-

Расстояние, м

L2

-

Расстояние, м

L3

-

Высота конвейера, м

H

8




    1. Режимы и условия работы конвейера

При расчете скребкового конвейера, его узлов необходимо обеспечить их прочность и долговечность, необходимо знать характеристики нагружения продолжительность действия нагрузок.

Режим работы позволяет при проектировании выбирать оборудование и расчетные параметры. Основными критериями определения режима работы являются классы использования конвейера по времени (В) и по производительности (П).

Использование конвейера по времени характеризуется коэффициентами относительного времени плановой работы за сутки и за год

;



где tп.с, tп.г – плановое время работы конвейера в сутки или за год;

tc , tгод – календарное время работы конвейера в сутки или год.
Класс использования конвейера по времени выбирается из таблицы 3.3. По полученным данным класс использования конвейера по времени составил В4.

Использование конвейера по производительности характеризуется коэффициентом загрузки, значение которого определяется по формуле


где Qcp и Qmax – средняя и максимальная производительности т/ч.
Таблица 3.3– Классы использования конвейера пo времени

Класс использования по времени

Сутки

Год

tП.С., ч

КСУТ

tП.Г., ч

КГОД

В1

до 5

до 0,20

до 600

до 0,20

В2

5-7

0,20-0,32

1600-2500

0,20-0,32

В3

7-16

0,32-0,63

2500-4000

0,32-0,50

В4

16-24

0,63-1,00

4000-6300

0,50-0,80

В5

24

1,00

6300-8000

0,80-1,00


Под максимальной производительностью понимается производительность загрузочного устройства. В техническом задании указаны Qср и Qmax.

Классы использования ленточного конвейера по производительности принимают в зависимости от Кп табл. 3.4.
Таблица 3.4 - Классы использования ленточного конвейера по производительности

Кп

до 0,25

0,25 – 0,63

0,63–1,00

Класс

П1

П2

П3


По табл. 3.4 класс использования ленточного конвейера по производительности определяем - П3.

Установленные классы использования регламентируют пять режимов работ конвейеров (табл. 3.5):
Таблица 3.5 – Режимы работы конвейера по классам использования

Класс использования конвейера по времени

Класс использования конвейера по производительности

П1

П2

П3

В1

ВЛ

ВЛ

Л

В2

Л

Л

С

В3

С

С

Т

В4

Т

Т

ВТ

В5

Т

ВТ

ВТ


Примечание. ВЛ – весьма легкий; Л – легкий; С – средний; Т – тяжелый; ВТ – весьма тяжелый.
По табл. 3.5 определяем, что режим конвейера по классам использования – ВТ – весьма тяжелый. В табл. 3.6 указаны режимы работы и примеры использования конвейеров

Таблица 3.6 – Режимы работы и примеры использования конвейеров

Время работы в сутки

Класс использования по времени

Режимы работы

Пример использования конвейера

Менее одной смены

В1

ВЛ

Периодически работающие конвейеры, например, на отдельных секциях склада; для уборки стружки или просыпи земли

1 смена

2 смены

3 смены

В2

В3

В4

Л

С

Т

Конвейеры всех видов, непрерывно работающие на предприятиях различных отраслей промышленности

Круглосуточно

В5

ВТ

Конвейеры для непрерывных процессов в химической, металлургической промышленности (конвейер для подачи шихты в доменную печь)

  1   2   3   4



Скачать файл (1946.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru