Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Проблема повышения правовой культуры педагогических работников - файл n1.doc


Проблема повышения правовой культуры педагогических работников
скачать (469 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc469kb.01.01.2013 10:41скачать


n1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:




Развитие страны невозможно

без ликвидации «правового нигилизма»

значительной части её населения.

Д.А.Медведев1

Введение

Права человека в ХХ-XXI вв. стали общепризнанной нормой развития общества для всего цивилизованного мира. Формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности. Правовая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства. Важным условием для реализации прав и их эффективной защиты является знание содержания прав человека. Естественно, одно только получение знаний о правах человека не может автоматически привести к их полной реализации. Но без знаний о правах человека, без осознания их ценностей, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав других людей прогресса в этой сфере определенно не дождаться. Особенно актуальна и важна правовая грамотность для педагогических работников, поскольку правовое воспитание подрастающего поколения во многом зависит от правовой грамотности учителя, от его умения правильно организовать правовое воспитание и правовое обучение. Воспитание граждан правового государства общество во многом связывает с личностью учителя, его общей и правовой культурой, научными знаниями, педагогическим мастерством. Однако учителя из-за недостаточного внимания к правовому воспитанию и обучению в вузе нередко имеют недостаточно высокий уровень правовой культуры. Современному же обществу необходим социально активный, творческий педагог, обладающий правовой грамотностью, понимающий социальную ценность права, позитивно относящийся к правам ребенка и человека, соблюдающий правовые нормы государства.

По нашему мнению, учитель должен не только дать ученику правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупреждать от неправомерного поведения.

Вторым аспектом актуальности выбранной нами темы является постепенное отождествление в сознании общества сферы образования со сферой услуг, и как следствие изменение социального и правового положения учителя. В современной школе защита прав учителя также актуальна, как и защита прав ребенка. А защита прав не может осуществляться без знания об этих правах. Все это обусловило актуальность выбранной темы. Актуальность обращения к проблеме повышения правовой культуры у педагогических работников обусловлена также следующими противоречиями:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и недостаточной разработанностью путей её формирования у педагогических работников;

- а также между возросшей объективной необходимостью комплексного формирования правовой культуры у педагогических работников и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории и практике, а также отсутствием системной работы в этом направлении в современной педагогике.

Таким образом, необходимость разрешения выявленных противоречий, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы повышения правовой культуры педагогических работников обусловили её актуальность и выбор темы исследования: «Повышение правовой культуры педагогических работников». Проблема исследования заключается в определении условий эффективного формирования правовой культуры у педагогических работников.

Цель настоящего исследования: оценить существующий уровень правовой культуры педагогических работников конкретного учреждения (на примере муниципального образовательного учреждения «гимназия») и разработать проект программы повышения правовой культуры данной категории участников образовательного процесса.

Гипотеза исследования: Развитие правовой культуры будущих учителей будет успешным, если реализуются следующие педагогические условия:

  • выявлена сущность профессионального аспекта правовой культуры учителей и определена структура правовой культуры учителя;

  • организована оценка и проведен анализ существующего уровня правовой культуры педагогических работников;

  • определено конкретное содержание комплекса правовых знаний и умений правового характера для педагогического работника;

  • созданы организационно-методических условий повышения правовой культуры, направленных на достижение максимальной доступности и возможности усвоения полученных знаний на основе учета возрастных особенностей и интересов педагогов.

Объект исследования: правовая культура педагогических работников.

Предмет исследования: условия для повышения правовой культуры педагогических работников.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  • Рассмотреть содержание, структуру и сущностные характеристики правовой культуры общества и личности, а также понятие «правосознание» как основного элемента правовой культуры;

  • Проанализировать структуру и оценить существующий уровень правовой культуры педагогических работников конкретного учреждения;

  • Разработать на основе программно-деятельностного подхода проект программы повышения уровня правовой культуры педагогических работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные положения юридической науки, педагогики по вопросам формирования правовой культуры личности и общества, а также следующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях; Закон РФ "Об образовании"; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, (утвержденная распоряжением Правительства РФ от29-12.01 №1756-Р) и др. Реализация поставленных задач потребовала использования комплекса следующих методов исследования:

- изучение и анализ педагогической, правовой и методической литературы;

- анкетирование и интервьюирование работников школы;

- педагогическое наблюдение;

- методы математической статистики для обработки полученных результатов.

Практическая значимость исследования:

- разработан проект программы повышения уровня правовой культуры педагогических работников;

- результаты и выводы исследования могут быть использованы администрацией образовательных учреждений с целью повышения правовой культуры педагогических работников своего учреждения.

Системность правового просвещения педагогических работников предусматривает разработку программы, позволяющей решить проблему повышения правовой культуры педагогов, которая обеспечит не только их правовую грамотность в плане прав и обязанностей ребенка, но и в осознании и защите их собственных прав. Программа обучения педагогов должна быть нацелена на достижение конкретной цели – повышение уровня правовой культуры педагогов. Программа обучения должна строится на основе широкого использования интерактивных форм обучения, таких как деловая игра, «круглый стол» и др. Проведению практических занятий и тренингов будет предшествовать выполнение слушателями «домашних заданий», связанных с осуществлением конкретных прав и обязанностей человека и гражданина, защита прав и ответственность за невыполнение обязанностей. Таким образом, решается задача закрепления правовых знаний педагогических работников, формирования навыков их применения в конкретной правовой ситуации, способности защищать эти варианты в условиях возможного противостояния со стороны иных участников образовательного процесса. Важно и то, что на подобных занятиях педагоги будут совершенствовать навыки публичных выступлений по наиболее острым вопросам реализации прав граждан, в том числе свободного использования юридических терминов, оперирования нормами законодательства.

Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни”.

Коркунов Н. М.
Глава 1. Теоретико-методологические основы правовой культуры

1.1. Понятие, сущность, функции и элементы правовой культуры

Прежде, чем проводить анализ и оценку правовой культуры педагогических работников необходимо понять, что же такое правовая культура личности, каковы ее функции и из чего она складывается.

Системные исследования правовой культуры личности проводились С.С. Алексеевым, Н.Л. Гранатом, Н.М.Кайзеровым, А.В. Мицкевичем, И.Ф.Рябко, А.Л. Семитко и др. Согласно этим исследованиям правовая культура личности представляет собой разновидность общей культуры личности и означает правовую образованность человека, включая правосознание, умения, навыки правомерного поведения, реализуемые в жизнедеятельности человека.1 С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность. Очевидно, что правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Правовая культура представляет собой сложное явление по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она может рассматриваться в широком и узком смыслах: как правовая культура общества и правовая культура личности, как два взаимозависимых и взаимообусловленных компонента единой системы.1

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищённости и гражданской активности и отражает степень и характер развития общества, обеспечивающего социализацию и правомерную деятельность личности, а также является фактором его прогресса. Эта деятельность способна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества. Она близко примыкает к образованности человека, имеет общие и отличительные свойства применительно к правосознанию личности, зависит от правового воспитания.

По нашему мнению, правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Виды правовой культуры

В самом широком смысле культура есть все достижения человечества, всё, созданное человеком. Очевидно, что культура есть продукт именно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её.

«Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей».1

Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы.

Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.2

Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

правовая культура общества;

правовая культура личности.

Исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов - правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом. 1

В научной литературе (Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры) нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.2

Подводя итоги, «правовая культура личности - качественное состояние ее правого развития, что напрямую связано с ее поступками в сфере, урегулированной нормами права».3 Именно это определение мы считаем наиболее четко отражающим специфику понятия «правовая культура личности». Правовая культура неотделима от деятельности человека. Поскольку правовая культура рассматривается как определенная степень развития индивиды, поэтому ее показателями могут выступать:

- системность правосознания;

- понимание значения правовых норм;

- умение давать оценку собственных прав, видеть факты нарушения своих прав и прав окружающих людей;

- умение использовать правовые нормы в конкретных жизненных ситуациях;

- следование правовым отношениям субординаций и координаций;

- осознание правовой ответственности за результаты своей деятельности.

Функции правовой культуры

Функции правовой культуры - это всегда целенаправленное воздействие на общественные отношения. Они всегда непосредственно связаны с целями и задачами, стоящими перед правовой культурой.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам. Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.1

По нашему мнению, более точно функции правовой культуры определены М.Н.Марченко. Он наделяет правовую культуру следующими функциями:

1. Познавательно-преобразовательная функция. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

3. Ценностно-нормативная функция выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках и т.д.

4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности.

5. Коммуникативная функция. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, правовая культура существует через это общение и влияет на него.

6. Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.1

Структура правовой культуры

Структура правовой культуры общества и личности различны. По нашему мнению, наиболее актуальна точка зрения академика РАЕН В. В. Лазарева на структуру правовая культура общества.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.1

Что касается правовой культуры личности наиболее логичной, по нашему мнению, является точка зрения Е.А. Певцовой, которая выделяет следующие элементы правовой культуры личности:

  • право;

  • правосознание;

  • правовые отношения;

  • законность;

  • правопорядок;

  • правомерная деятельность субъектов.2

Но существуют и другие точки зрения на структуру правовой культуры. Так, например, В.В. Глущенко считает, что правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

- психологического (правовая психология);

- идеологического (правовая идеология);

- поведенческого (юридически значимое поведение).1

По нашему мнению, правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Как мы видим, несмотря на различие структурных элементов, исследователи выделяют общим и основным элементом правовой культуры и личности, и общества правосознание.

1.2. Правосознание как показатель правовой культуры

В теории права правосознанию уделяется особое внимание. С точки зрения А.В. Малько, правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.2 То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению. По нашему мнению, правосознание является одним из важнейших элементов и показателей правовой культуры.

Структура правосознания

Структура правосознания представляет собой единство правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов.1 Таким образом, правовая идеология - это отношение общества к праву в целом - правовая среда личности: правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.2 Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство, удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии. На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная область. Это психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.1

Уровни правосознания

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и так далее. Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.1

Виды правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание глазами обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой. Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, то есть становиться теоретическим.

Теоретическое (научное) правосознание - в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере. Теоретический уровень правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера, более или менее объективно отражающих юридическую действительность. Теоретический уровень правосознания многослоен. В нем выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология. Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные профессиональные группы правоведов неодинаково воспринимают юридическую действительность.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т. д.1 Однако можно согласится с точкой зрения Е.А. Певцовой, что учителя, сознательно внедряющие правовые курсы, сами становятся носителями профессионального правосознания. Таким же правосознанием обладают и руководители образовательных учреждений, которые постоянно повышают уровень своей правовой культуры.

Изучая механизмы воздействия на правосознание в процессе образовательной деятельности исследователи обратили внимание на важность исследования вопросов, связанных с созданием целенаправленной системы формирования правового мышления. Категория правового мышления весьма важна при исследовании правовой культуры, поскольку именно его можно рассматривать как предпосылку и составную часть формирования правовой культуры личности. Правое мышление появляется тогда, когда ученик или учитель поступая определенным образом, согласует свои действия с нормами права. Например, учителя вместе с ученикам, изучив (а еще лучше разработав совместно) локальный акт «Положение о правилах ношения одежды» начинают одеваться определенным образом.

Функции правосознания

Познавательная функция есть определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.1

1.3. Уровни правовой культуры и их оценка

Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права. Ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

1) Это состояние правосознания граждан и должностных лиц государства.

2) Уровень совершенства действующего законодательства.

3) Уровень законности и правопорядка.

4) Уровень развития юридической техники.

5) Уровень культуры правотворческих и правоприменительных органов.1

Как и правосознание, правовая культура личности имеет свои уровни: обыденный, профессиональный и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры личности и общества обычно характеризуется отсутствием глубоких обобщений. Однако, во-первых, ему более чем какому-либо другому уровню присущ здравый смысл. Великие люди часто делают и великие ошибки, а народ в большинстве своем прав, так как непосредственно связан с действительностью, более скептичен, консервативен, чем люди идеи. Во-вторых, в условиях научно-технического прогресса практически все взрослые люди имеют определенные теоретические знания, в том числе и в области права.

Профессиональный уровень правовой культуры обычно приписывают юристам и всем тем, кто связан с правовой деятельностью. При непосредственном и частом выполнении юридически значимых действий они совершенствуют свои знания, степень понимания государственно-правовых явлений и свою профессиональную деятельность. Высокая правовая культура должностных лиц является условием обеспечения реализации субъективных прав и юридических обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности и правопорядка.2

Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической – формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы – качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.1

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое знание. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.1

Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

По нашему мнению, об уровне правовой культуры общества можно судить на основании степени развития всей системы правовых текстов данного общества, в которых концентрируется прежде всего нормативно-правовое богатство юридической системы, отражается социально-правовая ситуация, выражающая сущность и формы проявления общественных отношений современного этапа исторического процесса. Среди правовых текстов наиболее важное значение имеет система нормативно-юридических актов, начиная от Конституции государства и заканчивая актами местных органов самоуправления. При определении степени развития правовой культуры нельзя оставить без внимания и состояние индивидуальных правовых актов, анализируя которые можно судить и в целом об обществе.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. В определенной мере это связано с несовершенством правовой системы общества, низким уровнем правосознания. Провозглашенная премьер-министром РФ В.В. Путиным идея сильного правового государства не может быть реализована без эффективной, упорядоченной, непротиворечивой правовой системы. К сожалению, долгие годы в стране наблюдалась тенденция к распаду правовой системы государства, формированию «лоскутных» правовых образований.

Правовая система страдает от избыточности, несогласованности нормативного материала, что в известной мере объясняется несовершенством правотворческого процесса, низкой правовой культурой лиц, занимающихся законотворческой деятельностью. Под правовой культурой в данном случае понимается как уровень профессиональной квалификации лиц, осуществляющих правотворческую деятельность на всех ее стадиях, так и осознание ими значимости своей работы. О низкой правовой культуре свидетельствуют факты принятия законов, страдающих излишней декларативностью. В таких законах зачастую отсутствует механизм реализации закрепленных норм, наблюдается нечеткость нормативных предписаний. Все это затрудняет применение закона, подрывает его престиж. Вместе с тем, в последние годы активизировалась работа по совершенствованию правотворчества работ. Именно в процессе подготовки законов необходимо оценить концепцию разрабатываемого акта, определить предмет регулирования, структуру закона, «вписать» закон в систему действующего права. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 года. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» данные требования повышены.1

1.4. Особенности правовой культуры педагогических работников

Современное общество испытывает потребность общества в педагоге нового типа, обладающего гуманистической направленностью и способного обеспечить взаимодействие на равных правовых началах. Сегодня перед учителем встали новые, ранее не присущие ему задачи: в условиях отсутствия четких идеологических норм, он должен занять новый сектор в области педагогики: защиту личности ребенка, защиту своей профессиональной деятельности, подготовку будущих носителей знания к жизни в новых культурных и профессиональных условиях. Между тем в педагогической практике продолжает сохраняться тенденция к отчуждению от ценностей правовой культуры, проявляющаяся, прежде всего, в широком распространении авторитарности, и прежних стереотипов мышления.1 К сожалению, на невысоком уровне остается правовая грамотность многих педагогов, которая адекватно сказывается не только на их деятельности, но и на эффективности образования и воспитания обучающихся.2 Так, например, весьма актуальная и вызывающая так много споров сегодня отрасль образовательного права по сути никоим образом не изучается одними из основных субъектов этого права - педагогическими работниками.

Характеризуя понятийный аппарат исследования, под правовым образованием педагогов мы понимаем процесс овладения личностью системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Правовая культура педагога - это динамичный многоаспектный феномен, характеризующийся многофункциональностью. Правовая культура педагога - это сложная многомерная система субъекта педагогического воздействия. Она характеризует не только педагогическую деятельность, но и тип правового воздействия социальных общностей: семьи, коллектива и др. Структура правовой культуры учителя, состоит из следующих компонентов:

  • знания (как основа правовой культуры);

  • отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения);

  • социально-активное правомерное поведение;

  • готовность правовому воспитанию школьников.3

Правовая культура педагога неотделима от его деятельности, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Она тесно и органично вплетена в систему общественных отношений как результат нормативного регулирования деятельности, упорядочивания и регулирования общественных связей людей на основе действующего законодательства. Наличие правовой культуры во многом предотвращает возникновение противоречий, конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. По нашему мнению правовая культура педагога представляет собой часть педагогической культуры и реализованные в педагогической деятельности нормы действующего законодательства и выступает юридической характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Правовая культура педагога не исчерпывает всей правовой культуры и зависит от правовой культуры общества, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются практически все его члены. Профессиональная деятельность педагога, кроме выработанных веками культурных, педагогических и гуманистических норм отношения к личности обучаемого, в настоящее время регламентирована нормами международного и внутригосударственного права. Приведенные во второй главе данные исследования доказывают, необходимость повышения правовой культуры педагогических работников. Процесс обучения требует от учителя не только высочайшей профессиональной грамотности и общей культуры, но и знание основных прав и обязанностей человека и гражданина. Именно этой задаче служит программа повышения правовой культуры педагогов, представленная во второй главе данной работы.

Выводы по главе

Из многочисленных точек зрения на исследование понятия «правовой культуры», по нашему мнению, наиболее актуальна следующая: «правовая культура личности - качественное состояние ее правого развития, что напрямую связано с ее поступками в сфере, урегулированной нормами права».1 Именно это определение мы считаем наиболее четко отражающим специфику понятия «правовая культура личности».

Рассмотрев теоретико-методологические основы правовой культуры, можно сделать следующие выводы:

Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности.

Правовая культура неотделима от деятельности человека.

Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества.

Учитывая обилие определений понятия «правовая культуры» в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия «правовая культура» далёк от завершения.

Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений.

В научной литературе в зависимости от видов юридических норм различаются три формы реализации и применения права: использование — субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т. е. осуществляет свои права; соблюдение - субъект строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему не дозволены; исполнение - субъект совершает активные действия во исполнение возложенной на него юридической обязанности. Соответственно применение права необходимо в следующих случаях: во-первых, когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля; во-вторых, когда возникает спор о праве, правах и обязанностях (например, при несогласии родителей и учащихся с действиями педагогического работника или при несогласии педагогического работника с действиями администрации образовательного учреждения); в-третьих, когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовного права (например, принудительное привлечение педагога к работе, нарушение процедуры приема/увольнения с работы).

Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.

Применяя все вышеизложенное к проблеме повышения правовой культуры педагогических работников, в дальнейшем предполагается анализ правовой культуры как характеристики субъекта образовательных отношений.
Знание законов заключается не в том,

чтобы помнить их слова,

а в том, чтобы постигать их смысл.

Цицерон
  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (469 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru