Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа - Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов - файл 1.doc


Программа - Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов
скачать (80.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc81kb.16.11.2011 21:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ (ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)


Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития учени­ка, актуализации личного опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.

ЦИКЛ «УЧИТЕЛЬ — ШКОЛА»



Упражнение «Смена позиции»


Цель упражнения: развитие у учителей гибкос­ти и пластичности в процессе смены коммуника­тивной позиции в контактах с коллегами.

Группа рассаживается в круг. По желанию выбирается один участник, который по часовой стрелке движется внутри группы, организовывая непродолжительные разговоры с каждым членом группы. Каждый раз, когда такая беседа происхо­дит, остальные участники слушают ее, оценивая, какие коммуникативные средства были применены, изменяется ли стиль беседы в соответствии с инди­видуальностью нового партнера, меняется ли ком­муникативная позиция у водящего.

Коллективное обсуждение проводится в двух­фазном режиме. Первая фаза: свои впечатления высказывают члены группы, с которыми водящий разговаривал. Вторая фаза: группа выслушивает самого водящего, анализирующего свои чувства и переживания, возникшие у него в ходе многократ­ной смены коммуникативной позиции при перехо­де к новому собеседнику.


^ Упражнение «Мостик»


Цель упражнения: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у учителей вза­имоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, тренинг невербальных средств общения.

Участники садятся по кругу, в центре которо­го по диагонали психолог вычерчивает мелом ли­нию. Условия игры он объясняет следующим об­разом: «Представьте, что эта линия — мостик че­рез бурную горную речку. Внизу, под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушу­ет река. Пройти по мосту в один конец может толь­ко один человек — негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигаю­щиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?»

Из группы по желанию выходят двое участни­ков. Решение данной задачи предварительно не об­суждается, люди должны действовать спонтанно, начиная идти по игровому «мостику» навстречу друг другу. При встрече они должны договорить­ся, применяя минимум слов и затрачивая на пере­говоры не более одной минуты.

Обсуждение результата проигрывания данной ситуации затрагивает такие вопросы: кто проявил ини­циативу в решении коммуникативной задачи, а кто был ведомым; старались участники игры помочь друг другу или, наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере; какие средства бо­лее эффективны в такой условно опасной ситуации?

^

Упражнение «Карниз»



Цель упражнения: укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Группа участников встает друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую прямую линию, проведенную психологом. Он гово­рит: «Эта черта — карниз высотного дома. Носки ваших туфель — край этого карниза. Один чело­век из нашей группы, по желанию конечно, дол­жен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы — помочь ему в этом. Разрешаются под­держки в виде физических контактов, краткие раз­говоры. Главное — это пройти по карнизу!»

После выполнения данного игрового упражне­ния участник, который «шел по карнизу дома», рассказывает о своих впечатлениях: на каких от­резках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Чле­ны группы также обмениваются мнениями, поче­му в одних случаях поддержка была успешной, а в других — нет. Если произошло «падение» игрока с импровизированного «карниза», это также обсуж­дается в группе.

^

Упражнение «Очередь»



Цель упражнения: развитие у учителей форм непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному игровому общению, раскованности и внутренней свободы. Из группы выбираются восемь человек, из которых один — водящий. Семь человек становят­ся друг за другом, как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очере­ди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить «нахала» к покупке.

При проигрывании данной ситуации остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и за­нимают позицию наблюдателей. Затем проводится общее обсуждение. Анализируется каждый комму­никативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил «на­хала», какие средства были применены водящим (просьба, угрозы, шантаж и т. п.).


^ Упражнение «Вдвоем»


Цель упражнения: формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе ком­муникативных позиций.

Психолог предлагает членам группы разделить­ся на пары. Упражнение содержит три игровые за­дачи: партнеры садятся спиной друг к другу и в течение 5 минут ведут разговор; в следующие 5 ми­нут они разговаривают, но один сидит, а другой сто­ит перед ним, затем они поочередно меняются по­зициями «сверху» и «снизу»; затем садятся напро­тив друг друга и «разговаривают» только глазами в течение 10 минут. После решения каждой зада­чи в паре проводится обмен впечатлениями.

В конце упражнения организуется общее кол­лективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее легкой и приятной, когда в обще­нии возникли трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др.


^

Упражнение «Аквариум»



Цель упражнения: отработка наиболее успеш­ных в коммуникативном отношении форм поведе­ния участников группы, поиск средств эффектив­ного индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая располагается вокруг нее. Получаются два круга — внутренний и внешний, наподобие аквариума. Уча­стники, находящиеся во внутреннем круге, получают от психолога определенную тему для дискус­сии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: «Ученик сорвал урок», «В классе трудно наладить хорошую дисциплину», «Дети не хотят учиться» и др. Тема обсуждается по принципу «здесь и те­перь», в соответствии с которым участники внут­реннего круга реагируют на слова и формы пове­дения своих партнеров, возникающие в данную ми­нуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача состоит в том, что каждый выбирает для себя «объект наблюде­ния» — кого-либо одного из участников внутрен­него круга. Они подмечают, как он ведет себя в дис­куссии, какие коммуникативные средства применя­ет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стре­мится занять позицию ведомого.

Примерно через 15 – 20 минут участники меня­ются местами. Психолог может предложить либо новую тему для обсуждения, либо продолжить тему, которая обсуждалась, если возникла интересная и содержательная дискуссия.

На общем обсуждении вся группа садится в круг и анализирует различные формы поведения участников, происходящие в группе события, вы­деляют наиболее эффективные коммуникативные средства.

^

ЦИКЛ «УЧИТЕЛЬ — КЛАСС»



Упражнение «Атмосфера»


Цель упражнения: развитие коммуникативных средств формирования в классе эмоционального благополучия и позитивной атмосферы.

Участники группы удобно устраиваются в крес­лах, расслабляются и закрывают глаза. Психолог в спокойной и мягкой манере произносит прибли­зительно такой текст: «Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произош­ло. Что вы чувствуете? Воспроизведите как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого собы­тия: радость, удовлетворение, блаженство, ус­покоение.

Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние радости и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте поло­жительными эмоциями.

Вы входите в воображаемый класс: почувствуй­те бодрость и уверенность в себе. Входя в класс, поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Най­дите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Вы проходите к своему сто­лу. Какую позу вам хочется занять? Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинае­те урок. А теперь в своем воображении пройдите по классу. Постарайтесь найти удобный темп ходь­бы — не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темпоритм, ко­торый позволяет вам продемонстрировать перед классом профессионализм, авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сло­жили руки за спиной? Или скрестили их на гру­ди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувство­вать себя свободно и уверенно.

Помните, что выбранная вами удобная поза, соответствующий вам ритм движения и стиль об­щения создадут условия вашего нормального само­чувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в классе».

После выполнения данного упражнения прово­дится групповое обсуждение психотехнического опыта учителей: каким образом каждый из них на­шел для себя оптимальные формы поведения, что он при этом чувствовал, какие трудности имеются в реальной работе в школе.


^ Упражнение «Круги внимания» (по К. С. Станиславскому)


Цель упражнения: тренировка функции внима­ния, умения оперативно сосредотачиваться и кон­центрироваться в процессе обучения.

Из группы по желанию выбирается один участ­ник, перед которым ставится следующая задача. Группа учителей встает перед ним в случайном по­рядке. Водящий должен определить для себя внут­ренние ощущения, соответствующие «малому», «среднему» и «большому» кругам внимания. Сна­чала ему предлагается при помощи взгляда сосре­доточиться на каком-либо одном участнике груп­пы, затем расширить свое видение до объема «среднего» круга, включающего 5 – 7 участников группы. Как только водящий почувствует, что его внимание стало устойчивым, он может перейти к «большому» кругу, в который включается вся группа. При возникновении ощущения, что вни­мание рассеивается и теряет свою устойчивость, следует вернуться к предыдущему кругу и повто­рить упражнение. В группе обсуждаются ощущения водящего, ко­торые он получил при выполнении упражнения: какие внутренние средства он применял для удер­жания устойчивости своего внимания, как добивал­ся высокой концентрации внимания, какие труд­ности испытывал при переходах от одного круга внимания к другому. Полезно организовать также коллективный обмен психотехническим професси­ональным опытом между учителями.

^

Упражнение «Сбить ритм»



Цель упражнения: формирование эффективных средств управления группой подростков и старше­классников.

В данной игровой ситуации психолог предлага­ет одному участнику стать «учителем», а остальным проиграть роли подростков или старшеклассников.
Игровая задача заключается в том, чтобы быстро, в течение 1 – 2 минут, «усмирить» класс школьни­ков, которые начали громко разговаривать, крутить­ся и всячески нарушать дисциплину. «Учитель» мо­жет применить административные способы воздей­ствия, сделать замечание или повысить голос. Наиболее эффективными являются средства воздей­ствия на класс, которые позволяют привлечь внимание ребят, успокоить самых активных лидеров, то есть средства психотехнического порядка.

После проигрывания данной ситуации анализу подвергаются способы воздействия, которые при­менил «учитель», из них выделяются наиболее эффективные. Происходит также обмен профессиональным опытом между участниками группы.
^




Упражнение «Перехвати инициативу»



Цель упражнения: расширение диапазона профессиональных возможностей учителей по ус­пешному удерживанию своей ведущей, управляю­щей позиции в учебно-воспитательном процессе.

Из группы участников выбираются два «актера», остальные — наблюдатели. «Актеры» играют роли собеседников, которые обсуждают какую-то пробле­му. Могут быть заданы следующие темы для разго­воров: «Самый лучший художник...» («Самая луч­шая музыка...», «Самый лучший отдых...», «Самая лучшая система обучения» и т. п.). Задаются также этапы разговора: на первом этапе один собеседник держит инициативу, а другой играет пассивную роль — слушает и поддакивает; на втором этапе пас­сивный собеседник должен суметь перехватить ини­циативу у первого и навязать ему свою точку зре­ния. Разумеется, первый при этом будет стараться удержать за собой коммуникативное лидерство.

Групповое обсуждение направлено на анализ возможных в такой ситуации средств «захвата коммуникативного пространства» или борьбы за управление ситуацией. Важно направить разговор по пути обсуждения возникающих в педагогичес­кой деятельности ситуаций подобного типа, в ко­торых школьники (чаще всего это подростки) на­чинают личностно самоутверждаться, используя слабости учителя.

^

Упражнение «Чувства в педагогике»



Цель упражнения: развитие профессионально важных качеств учителей, связанных с использо­ванием чувств в педагогической деятельности.

Группа учителей рассаживается в круг. Неко­торым из участников психолог раздает карточки, на которых обозначены человеческие эмоции. Ре­комендуется следующий набор карточек: «Ра­дость», «Гнев», «Безразличие», «Разочарование», «Негодование», «Возмущение», «Поддержка», «По­ощрение», «Заинтересованность». Учителя, полу­чившие карточки, должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием ситуаций обучения и воспитания подростков и старших школьников, в которых использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Дру­гие члены группы дополняют каждое выступление своих коллег.

^




ЦИКЛ «УЧИТЕЛЬ —УЧЕНИК»



Игра «Позиционное общение»


Цель игры: расширение диапазона коммуника­тивных средств учителя, поиск эффективного ин­дивидуального стиля педагогического общения с учащимися средних и старших классов.

Игра проводится в три этапа. На первом этапе психолог предлагает двум участникам группы про­играть одну из типичных ситуаций, взятых из вза­имодействия учителя и ученика-подростка или старшеклассника. Остальные учителя выступают наблюдателями. Могут быть взяты следующие си­туации: «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его в школу для беседы», «Ученик курит в школе», «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость в школе» и т. п. Выбранная ситуация проигрывает­ся в соответствии с заданными коммуникативны­ми позициями: учитель выступает строгим, реали­зующим формально-оценивающий стиль, а «уче­ник» оправдывается, молча выслушивает нотацию учителя. После проигрывания ситуации проводит­ся общее обсуждение: какие ощущения и впечат­ления получил ученик от такой беседы, как чувст­вовал себя учитель, какие мысли и чувства вызва­ла данная сцена у группы. Довольно часто после проигрывания ситуации учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что ни­когда бы не подумал, что жесткие директивные меры воздействия, справедливо применяемые учи­телем для наказания нерадивого школьника, вы­зывают в последнем такую подавленность, пассив­ность, а иногда и раздражение. Участники группы

приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассни­ками в целом малоэффективно для получения педагогического эффекта.

На втором этапе проигрывается та же ситуа­ция общения учителя и ученика, но меняются «ак­теры» и меняются заданные коммуникативные по­зиции. Участнику группы, играющему роль учите­ля, предлагается перейти на упрашивающий тон (в дорогой элитной школе учитель вынужден угова­ривать сына миллионера), в то время как старшек­лассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от уче­ника и как их преодолеть или избежать.

На третьем этапе организуется групповой по­иск средств и способов, помогающих учителю на­ладить психологически полноценное общение с уче­ником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую пози­цию. Группа обсуждает, как учителю следует на­чать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какой настрой должна но­сить такая беседа и др.


^ Упражнение «Мой самый трудный подросток»


Цель упражнения: обмен между учителями опытом общения с трудным подростком, поиск эф­фективных способов взаимодействия с учеником, нарушающим дисциплину в классе.

Группа учителей рассаживается в круг. По же­ланию в течение 10 – 15 минут каждый из них рас­сказывает о ситуации, являющейся одной из самых трудных в педагогическом общении с подростком. Он обращает внимание группы на то, что делал, что переживал и чувствовал, а также на то, какие результаты были достигнуты при применении тех или иных мер воздействия. В ходе одного занятия удает­ся обычно обсудить 4 – 5 ситуаций, взятых из реаль­ного профессионального опыта учителей.

На коллективном обсуждении достигаются следующие цели: учитель, который рассказывал об одной из самых трудных ситуаций в своей работе, получает от группы поддержку. В группе происхо­дит также обмен опытом. Важно и то, что при обсуждении таких проблемных эпизодов из педа­гогической практики психолог получает возмож­ность показать применение психологических средств для решения конкретных, педагогических задач: как следует говорить, что следует делать, какую позицию необходимо занять.

^

Упражнение «Моя юность»



Цель упражнения: активизация воспоминаний учителей, отнесенных ко времени, когда они были девушками (юношами).

Группа учителей садится в круге и по очереди (или по желанию) рассказывают ситуации из своего личного опыта: «Самое радостное событие моей юно­сти» или «Самое грустное событие моей юности».

Групповое обсуждение результатов выполнения упражнения будет успешным, если участникам груп­пы удается почувствовать себя такими, какими они были в юности, ярко и отчетливо ощутить свои юношеские переживания.


^

ЦИКЛ «Я — УЧИТЕЛЬ»



Упражнение «Замедление»


Многие женщины-учительницы, имеющие семьи и собственных детей, находятся в постоянном на­пряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно, везде успеть. Некоторые

составляют для себя списки дел, которые вычер­кивают по мере того, как они успевают их переде­лать. Учителя говорят о том, что испытывают по­стоянный страх, что «они не успеют», ускоряют ритм собственной жизни, стараясь ценить каждую минуту и не разрешая себе «отвлекаться по пустя­кам». К таким «пустякам» они часто относят и минуты отдыха, созерцания или наслаждения ма­ленькими радостями жизни.

Как следствие, женщины начинают раздражать­ся, испытывают переутомление, жалуются на го­ловные боли, бессонницу. В таком состоянии они не находят ни сил, ни времени для спокойной и обстоятельной беседы с учеником-подростком, со­вершившим проступок, или со старшеклассником, нуждающимся в личной, задушевной беседе.

Цель упражнения: замедление внутренних темпоритмов, создание энергетического баланса, состо­яния уравновешенности и стабильности.

Психолог предлагает членам группы снять на­ручные часы и положить их в сторону. В течение примерно 15 – 20 минут участницы группы фикси­руют свободные ассоциации на чистом листке бу­маги — слова и фразы, которые первыми прихо­дят в голову. После этого психолог рассаживает группу парами, в которых они прочитывают ассо­циации друг другу и делятся впечатлениями. Бесе­ды в парах проводятся в течение 20 – 30 минут. При этом психолог рекомендует говорить медлен­но, как бы «взвешивая» каждое слово, не следить за временем, а постараться насладиться каждой ми­нутой общения.

Для организации последующего группового об­суждения участницы рассаживаются в круг. Пси­холог задает такие вопросы: «Кто испытал удоволь­ствие от беседы со своими партнерами?», «Кто по­чувствовал, что он отдохнул?», «Как вы думаете, сколько прошло времени с начала нашего за­нятия?». В группе обсуждаются различия в переживаниях внутреннего, субъективного и реального времени, ощущения, полученные членами группы, которым удалось замедлиться и которым это сде­лать не удалось.

^

Упражнение «Пять минут»



Цель упражнения: преодолеть стресс торопли­вости, нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление учителей к достижению состо­яния внутренней уравновешенности.

Групповое обсуждение данной проблемы психо­лог начинает с таких слов: «Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, что подъез­жает нужный вам автобус. Что вы будете делать? Спокойно скажете себе, что не будете торопиться и вскоре подойдет другой автобус, или резко побе­жите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пасса­жирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам уда­лось сэкономить, затратив определенные усилия?»

В ходе группового обсуждения часто выясняет­ся, что учителя находятся в постоянной спешке, стре­мясь сэкономить каждую минуту и тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не могут представить, что они могут сделать в течение сэкономленных пяти минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на свое самочувствие.

^

Упражнение «Главное — второстепенное»



Цель упражнения: снижение стресса торопли­вости, выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.

Психолог предлагает учителям на чистом лис­тке бумаги написать 10 – 12 занятий, которые для них в настоящее время являются самыми важны­ми. Рекомендуется составлять список своих дел по мере их субъективной значимости: на первом ме­сте — самое важное, на втором — менее важное и т. д.

После этого психолог просит группу сесть в круг, расслабиться и закрыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70 – 75. Вы уже давно на пен­сии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как и вы, пожи­лыми женщинами. Вы часто думаете о своей жиз­ни, вспоминая самые грустные ее события или са­мые радостные. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, что много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не име­ет для вашей жизни большого значения и только кажется вам таким важным.

А теперь возьмите новый чистый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значи­мости их для вашей жизни как бы от лица вас, смот­рящей на свою жизнь из 70 – 75 лет. Сравните два полученных списка. Какие ваши занятия остались для вас такими же важными и значимыми? Какие занятия утратили свою значимость и почему?»

При групповом обсуждении следует показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (мно­го дел, постоянная занятость, высокая интенсив­ность общения) не означает выполнения значимых дел, а часто — суетливую трату времени по пустя­кам и искусственное поддержание внутреннего на­пряжения из-за страха что-то не успеть. Необхо­димо выделить в своей жизни главное и стараться так организовать свое время, чтобы основные усилия были потрачены на достижение главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исклю­чены из «списка», либо были отложены на какой-то период.

^




ЦИКЛ «УЧИТЕЛЬ — СЕМЬЯ»



Упражнение «Безусловная любовь»


Действия оценивания и контроля, важные для педагогической деятельности, многие учителя пе­реносят во взаимоотношения со своими собствен­ными детьми. В своей семье женщины-учительни­цы остаются педагогами, продолжая внутренне «ставить оценки» своему ребенку: это — хорошо, а это — плохо. Ребенок начинает чувствовать, что его любят только тогда, когда он ведет себя хоро­шо, и не любят, если он совершает проступок. Как следствие, он испытывает неуверенность в себе, по­вышенную тревожность, теряет чувство уравно­вешенности. Такой ребенок либо старается всегда угодить строгой матери-учительнице, либо бунту­ет, ведет себя вызывающе, агрессивно, стремясь по­казать, что он не нуждается в материнской любви.

Цель упражнения: обсудить с учителями важ­ность безусловной любви к своим детям.

Психолог организует в группе обсуждение трудностей, которые испытывают учителя в процессе воспитания собственных детей. Какие из этих труд­ностей им удалось преодолеть, а какие нет? Какие изменения в поведении своего ребенка учительница могла отметить? В чем изменилась она сама?

В группе проговаривается идея безусловной любви. Можно зачитать цитату Р. Кэмпбелла, ярко выражающую содержание и смысл любви в семей­ном воспитании детей: «Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, досто­инств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас... Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение».

Важно, чтобы при обсуждении были показаны преимущества безусловной любви перед оценочным отношением. Ребенок, которого любят только по­тому, что он есть, чувствует себя защищенно, он уверен в себе, имеет чувство собственного достоин­ства, стабилен, у него развито чувство внутренне­го равновесия и позитивной самооценки. По мере взросления в самых трудных жизненных ситуаци­ях он сможет успешно контролировать себя, стре­мясь к высокому качеству своей жизни, имея уве­ренность в том, что он человек, достойный любви и уважения.

^

Упражнение «Поиск исходной позиции»



Цель упражнения: обновление семейных отно­шений, нейтрализация эмоционально-негативных моментов в отношениях супругов.

Психолог предлагает членам группы произвес­ти в своих семьях некоторую «ревизию» в отноше­ниях. Многие события или поступки остаются в се­мьях неотреагированными, необсужденными, в ре­зультате чего как у жены, так и у мужа остаются в душе моменты напряжения и неудовлетворенно­сти, как это бывает при незаконченном действии. Для оздоровления отношений бывает полезным договориться со своим партнером «начать все снача­ла» — с какого-то определенного дня решиться

быть более внимательным к своему близкому чело­веку, сделать то, что хотелось когда-то сделать и что не было сделано из-за недостатка времени. И наобо­рот, с этого дня можно договориться что-то «закрыть» в отношениях в семье, не делать того, что, по мнению участницы, разрушает ее семейные отношения. Группа обсуждает это задание и расходится на какой-то период. На следующем занятии произво­дится обсуждение успешности произведенной «ре­визии» в семейных отношениях.


Скачать файл (80.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru