Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы к экзамену Основы речевой культуры дефектолога - файл n1.docx


Вопросы к экзамену Основы речевой культуры дефектолога
скачать (17.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx18kb.01.01.2013 11:04скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы к экзамену по курсу «Основы речевой культуры дефектолога»

1.Соотношение языка и культуры.

2.Специфика соотношения понятий «язык» - «речь» - «речевая деятельность».

3.Предмет курса «Культура речи». Основные аспекты культуры речи.

4. Разграничение понятий «культура языка» и «культура речи»

5.Понятие «литературная норма». Виды норм (общая характеристика).

6.Вариативность норм. Причины нарушения норм в русском языке.

7.Орфоэпические и акцентологические нормы.

8.Лексическая норма, примеры ее нарушения.

9.Типовые речевые ошибки на лексическом уровне. Их классификация.

10.Активный и пассивный словарный состав (общая характеристика групп).

11.Морфологическая норма. Причины вариативности норм в морфологии.

12.Виды речевых недочетов на морфологическом уровне (разные части речи)

13.Синтаксическая норма. Типовые нарушения синтаксической нормы.

14.Понятие «стилистическая норма». Виды нарушений.

15.Специальные приемы, усиливающие выразительность речи.

16.Речевой этикет. Особенности русского речевого этикета.

17.Различие понятий «стилистика языка» и «стилистика речи» (общая характеристика).

18.Из истории стилистики русского языка.

19.Стилистика языка. Системность языковой стилистики.

20.Стилистика речи. Основные признаки разговорной речи.

21.Традиционная классификация стилей. Понятие «функциональный стиль».

22.Официально-деловой стиль. Речевые клише, штампы.

23.Публицистический стиль. Изобразительно-выразительные средства языка.

24.Особенности научного стиля. Терминология.

25.Характеристика стиля художественной литературы.

26.Разговорный стиль. Стилеобразующие характеристики.

27.Приемы создания экспрессивного выражения. Стилистическая окраска в речи.

28.Экспрессивные стили речи (общая характеристика).

29.Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

30.Из истории риторики. Основные понятия: «ораторское искусство - красноречие риторика».

31.Теория речевой деятельности и речевых актов.

32.Основные параметры выделения речевых актов. Классы речевых актов.

33.Речевая культура публичного выступления.

34.Аргументация в ораторской речи.

35.Установление контакта оратора с аудиторией.

36.Приемы Изложения и содержания речи.

37.Соблюдение законов логики в публичном выступлении.

38.Понятие о лексикографии. Основные виды лингвистических словарей.

39.Языковая ситуация и языковая политика в мире.

40.Государственная языковая политика в Республике Татарстан.
Рекомендуемая литература:

1.Бахмутова Е.А. Культура речи. Казань: КГУ, 1964.

2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. - М., 1978.

3.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.

4.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2006.

5.Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - М., 2004.

6.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

7.Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

8.Речевое общение: искусство убеждать. - СПб, 1999.

9.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб, 2000.

10.Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М, 1985.

  1. Соотношение языка и культуры можно обозначить следующим образом:


1. Язык – сокровищница культуры. Он хранит культурные ценности и передает их от поколения к поколению.
2. Язык – зеркало культуры, так как он отражает, помимо реального мира и реальных условий жизни, общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, мораль, образ жизни, систему ценностей, мироощущение и видение мира. “Разные языки – это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различные видения ее. Язык – это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение”.
3. Язык – орудие культуры. Он формирует его носителя, навязывая ему заложенное в языке видение мира, менталитет и т.п. – то есть культуру данного народа [Тер-Минасова 1997: 7].
2) Специфика соотношения понятий «язык» - «речь» - «речевая деятельность».

Язык рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида.

Схема «речевая деятельность субъекта включает язык и речь как внутренние средства и способы ее реализации», т. е. «язык» — «речь» в «речевой деятельности».


Скачать файл (17.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru