Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Общепрофессиональная и специальная подготовка учащихся (студентов) в учреждениях НПО и СПО - файл n2.doc


Загрузка...
Курсовая работа - Общепрофессиональная и специальная подготовка учащихся (студентов) в учреждениях НПО и СПО
скачать (69.1 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.doc65kb.22.12.2010 21:12скачать
n2.doc401kb.22.12.2010 21:14скачать

n2.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы общепрофессиональной и специальной подготовки в учреждениях НПО и СПО……………………………………………………………….……5

1.1. Подготовка в учреждениях НПО ………………………………………………….…...5

1.2. Подготовка в учреждениях СПО ……………………………………………………...11

1.3. Организация обучения в учреждениях НПО и СПО…………………………………15

1.3.1. Организация теоретического обучения……………………………………………..15

1.3.2. Организация практического обучения……………………………………………....18

2. Общепрофессиональная и специальная подготовка в профессиональном лицее № 42 по профессии «Повар, кондитер» ………………………………………………...21

2.1. Производственное обучение и практика……………………………………………...21

2.2. Содержательные параметры профессиональной деятельности………………….…27

2.3. Федеральный компонент содержания образования……………………………….…30

Заключение……………………………………………………............................................34

Список литературы………………………………………………………………………..37

Приложения


Введение

В данной курсовой работе рассматривается общепрофессиональная и специальная подготовка учащихся на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Тульской области – «Профессиональный лицей №42». Актуальность данного исследования очевидна.

Специфика современной системы профессионального образования связана с расширением разнообразия, усложнением, усилением динамичности содержания образования и форм реализации профессиональных образовательных программ. Одним из проявлений указанных процессов является развитие многоуровневых профессиональных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений. Начальное и среднее профессиональное образование России развиваются как звенья в системе непрерывного профессионального образования, призванны удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами образования, профессиональной квалификации и компетенции. Отсюда возникает необходимость исследовать, а как же построена система подготовки в нашем регионе – Тульской области.

Цель исследования: теоретически изучить особенности общепрофессиональной и специальной подготовки в системах НПО и СПО на современном этапе и проанализировать опыт подготовки в Тульской области на примере профессионального лицея № 42 по профессии «Повар, кондитер».

Объект исследования – общепрофессиональная и специальная подготовка в системе НПО и СПО.

Предметом исследования является общепрофессиональная и специальная подготовка в профессиональном лицее № 42 по профессии «Повар, кондитер».

В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) Выполнить теоретический анализ литературы по теме работы;

2) Определить понятия: «Начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «общепрофессиональная подготовка», «специальная подготовка» и «государственный образовательный стандарт»;

3) Рассмотреть формы практического и теоретического обучения;

4) Выявить особенности общепрофессиональной и специальной подготовки в профессиональном лицее № 42 по профессии «Повар, кондитер»;

5) Привести содержательные параметры профессиональной деятельности и Федеральный компонент содержания образования по профессии «Повар, кондитер».

Для решения данных задач нами были использованы следующие методы:

1) Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме;

2) Дедукция:

3) Индукция:

4) Обобщение использованного и изученного материала:

5) Использование табличного процессора Microsoft Exel.

Для написания курсовой работы использовались учебные пособия Бытышева С.Я., Сластёнина В.А., Пидкасистого В.И., Пурина В.Д. и других авторов.[1, 13, 10, 12].

Курсовая работа состоит из 2-х глав. В первой главе приводятся теоретические основы общепрофессиональной и специальной подготовки в системе НПО и СПО. Приводятся определения понятий начального профессионального образования, среднего профессионального образования, рассматриваются содержание учебных планов: а именно, общепрофессиональный и специальный циклы образовательных программ. Приводится организационная структура процесса обучения в системе НПО и СПО, формы организации теоретического и практического обучения.

Во второй главе характеризуются особенности общепрофессиональной и специальной подготовки учащихся в профессиональном лицее № 42 на примере профессии «Повар, кондитер», анализируются содержательные параметры профессиональной деятельности и рассматривается Федеральный компонент содержания образования по профессии «Повар, кондитер».


  1. Теоретические основы общепрофессиональной и специальной подготовки учащихся НПО и СПО

1.1. Подготовка в учреждениях НПО

Начальное профессиональное образование – неотъемлемое звено целостной системы образовательных учреждений Российской Федерации и составная часть, первая ступень профессиональной подготовки специалиста.

Ведущей целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством РФ.

Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для удовлетворения потребностей личности человека в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также с целью ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ. [12, c.146]

В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений:

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является основным опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.).

Вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения. [12, c.147]

Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируется учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.

Разработка учебного плана для подготовки рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования включает в себя три этапа: создание модели учебного плана, составление на ее основе типового (примерного) учебного плана по профессиям в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования и разработку рабочего учебного плана для конкретного образовательного учреждения.

Модель учебного плана – это документ отражающий основные инвариантный структурные компоненты содержания начального профессионального образования.

Модель содержит информацию о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения начального профессионального образования, с указанием ориентировочного количества часов, отводимого на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости от срока о бучения и достигаемой ступени квалификации. В модели показано распределение ответственности между федеральными и территориальными органами управления образования (профессиональным образованием) за поддержание стандарта начального профессионального образования и обеспечение потребностей рынка труда (федеральный и национально-региональный компоненты учебного плана). [1]

Модель учитывает ориентацию профессионального образования на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля, предполагающее широкую базовую подготовку, на основе которой идет последующая специализация. Это обеспечивает мобильность подготовки кадров в нестабильных условиях рынка.

Модель имеет единую структуру для всех форм подготовки. Все обучение делится на два вида:

1) обязательное (раздел «А»), дополняемое предметами из перечня Предметов по выбору (раздел «Б»), - в рамках учебной недели;

2) факультативное (раздел «В») – за рамками учебной недели.

Объем учебной нагрузки в неделю не превышает 36 часов (за исключением, периода производственной практики при обучении выпускников средней общеобразовательной школы).

Обязательное обучение составляет 34 часа в неделю для подготовки рабочих и служащих на базе основного общего образования и 35 часов – на базе среднего (полного) общего образования и включает разделы: «Общеобразовательная подготовка» и «Профессиональная подготовка», а также резерв времени на профессиональную подготовку, консультации и экзамены.

Объемы времени на обязательное обучение, приведенный в модели для обучения без получения среднего (полного) общего образования, увеличивается в зависимости от продолжительности производственной практики, т.к. на ее прохождение отводится 36 часов в неделю для подготовки рабочих на базе основного общего образования и до 40 часов в неделю – на базе среднего (полного) общего образования.

Раздел «Общеобразовательная подготовка» подразделяется два цикла: гуманитарный и естественнонаучный, а раздел «Профессиональная подготовка» - на три цикла: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный.

Раздел «профессиональная подготовка» является наиболее гибкой частью модели.

Профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Общепрофессиональный (отраслевой) циклы раздела формируется на федеральном уровне в рамках выделяемого на них обязательного минимально необходимого объема времени. Включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне. Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии и является основным в обучении. Это касается как объема этого цикла, так и его значения. В рамках профессионального цикла дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. [1]

В соответствии с ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов широкого профиля профессиональный цикл разделяется на базовый и специальный курсы.

Содержание базового курса составляют общие основы профессий (теоретические и практические), на базе которых происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается быстрая адаптация специалистов в изменяющихся условиях производства.

Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется структура специального курса – перечень обязательных предметов и ориентировочный объем времени, выделяемый на них. Специальный курс представляется набором альтернативных блоков специальных предметов (в том числе и практического обучения), если специализация осуществляется на альтернативной основе, или набором последовательных блоков, когда подготовка по каждой последующей специальности предполагает освоение предыдущей.

Специальный курс относится к национально-региональному компоненту и окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных блоков предметов, обеспечивающих подготовку по специальности или набору специальностей, требуемых в регионе. [1]

Профессиональный блок представлен в учебном плане разделами. Каждый раздел профессионального блока представлен междисциплинарным курсом или его частью. Каждый междисциплинарный курс представлен темами. Учебная практика (производственное обучение), указывается в рамках профессиональных блоках рассредоточено и/или концентрированно, производственная практика в рамках профессиональных блоках показывается концентрированно.

В ходе освоения и по завершению освоения дисциплин общепрофессионального цикла могут проводиться как экзамены, так и зачеты (дифференцированные зачеты), контрольные работы.

Проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ предусматривается за счет времени, отведенного на соответствующую дисциплину.

В ходе освоения тем междисциплинарных курсов предусматривается проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ, за счет времени, отведенного на соответствующую тему.

По завершению освоения междисциплинарных курсов также проводятся комплексные экзамены.

По завершению освоения профессиональных модулей проводятся комплексные экзамены, направленные на определение готовности выпускника к определенному виду деятельности, посредством оценки их профессиональных компетенций, сформированных в ходе освоения междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.

Все дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы и темы междисциплинарных курсов, включенные в учебный план, должны иметь промежуточную аттестацию. [7, c.242]

Циклы
курсы
предметы

Количество часов на базе:

основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования

среднего (полного) общего образования

основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования

Федеральный компонент

Национально-региональный компонент

Сроки обучения

1-2 года

1-2 года

3-4 года

1

2

3

4

5

А. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1394-
2768
(34ч/нед)

1433-
2866
(35ч/нед)

4436-
5812
(34ч/нед)

 

 

 

 

1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

240-488

165-280

1450- 1500-
1630 1680

1.1. Гуманитарный цикл:

 

160-240

135-230

720-770 -
680-730

Русский язык и литература

 

-

-

190-150

История

 

70-80

 

200

Обществоведческие предметы

 

 

75-100

100

Основы российского законодательства

 

30

-

30

Физическая культура

 

60-130

50-130

200-250

иностранный язык

 

-

-

70

 

Резерв времени для учета специфики региона

20-60

-

90-130

Основы безопасности жизнедеятельности

 

60-80

-

140

1.2. Естественнонаучный цикл (профилированный):

 

 

 

500-680

Математика

 

 

 

 

Основы информатики и вычислительной техники

 

 

 

 

Варианты сочетания следующих предметов:

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

химия

Резерв времени для
повышения уровня естественнонаучной подготовки


 

 

 

Биология

 

 

 

География

 

 

 

Астрономия

 

 

 

Экология

108

30-50

-

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

1039-
2064

1150-
2350

2428- 3704
2248-3524

2.1. Общетехнический цикл:
Варианты сочетания следующих предметов:
- Черчение
- Электротехника
- Другие предметы




 

 

 

2.2. Общепрофессиональный (отраслевой) цикл:




 

 

 

Материаловедение




 

 

 

Общая технология производства




 

 

 

Охрана труда




 

 

 

Автоматизация производства




 

 

 

Экономика отрасли и предприятия




 

 

 

Другие предметы




 

 

 

2.3. Профессиональный цикл:




 

 

 

2.3.1. Базовый курс:




 

 

 

Специальные предметы (основы)




 

 

 

Производственное обучение (лабораторно-практические работы, практика)




 

 

 

 

2.3.2. Специальный курс:

 

 

 

 

Специальные предметы (специализация)

 

 

 

 

производственное обучение

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Резерв времени для профессиональной подготовки

50-100

50-100

100

 

Консультации

50-80

50-100

350-400

 

Экзамены

18-36

18-36

108

 

Б. ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ

 

 

до 234-до 312

 

(до 2 час. в неделю)

 

 

 

 

Выбор предметов осуществляется учебным заведением

 

 

 

 

В. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ

до 78-до 156

до 78-до 156

до 234-до 312

 

(до 2 час. в неделю)

 

 

 

 

Перечень предметов определяется учебным заведением

 

 

 

ИТОГО А + Б + В:

 

1472 –
2924

1511-
3022

4904-6136
  1   2   3



Скачать файл (69.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru