Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал - файл n1.doc


Контрольная работа - Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал
скачать (103.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc104kb.01.01.2013 11:19скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Контрольная работа
по дисциплине

«Экономика»

на тему:

«Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал»

МОСКВА 2011

Что является ядром человеческого капитала? Конечно же, человек!

Невозможно представить современную экономику без такого фактора как человеческий капитал (дальше – ЧК). «Человеческий» – так как эта форма становится частью человека, «капитал» – так как представляет собой источник будущих удовлетворений или заработков (или и то, и другое).

Образование, наука, а также ментальность являются составляющими человеческого капитала; все это – главный фактор роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни.

Что же экономисты имею ввиду, когда говорят о «человеческом капитале»? Приведу несколько определений, данных разными экономистами, ведь все они, так или иначе, отражают суть проблемы.

Изначально под ЧК понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду (образование и профессиональные навыки). Но расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, расширили понятие ЧК, включив в него также и потребительские расходы.

Известный экономист Стэнли Фишер дает следующее понятие, которое сейчас считается определением человеческого капитала в узком смысле: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». Кратко: «одной из форм ЧК является образование». В рамках данного подхода обосновывается – основными источниками воспроизводства ЧК являются инвестиции (расходы), связанные с образованием, здравоохранением, проф. подготовкой, миграцией, рождением и воспитанием детей.

По данным Википедии ЧК в широком смысле – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Человеческий капитал формируется инвестированием (долгосрочными капиталовложениями) в человека в виде затрат на образование, подготовку рабочей силы на производстве, охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

Качество человеческого капитала является ведущим показателем развития общества в постиндустриальной эпохе. Можно с уверенностью сказать, что Россия имеет человеческие ресурсы, необходимые для обеспечения инновационного развития, но на сегодняшний день складывается такая ситуация, что эффективность использования инновационного потенциала ухудшается. Государство должно поставить целью увеличение вложений в развитие человека, с целью обеспечения объединения общества на пути модернизации.

Это можно наблюдать на примере подведенных в России статических данных и проведенных соц. опросов (наука, образование, здравоохранение, культура испытывают недостаток финансирования). Ситуация на 2008 – 2010 гг. складывается следующая:

Сокращение расходов федерального бюджета:




2008

2009

2010

на культуру, кинематографию и СМИ, млрд. руб

82,7

70,2

67,5

в % к расходам федерального бюджета

1,3

0,9

0,8


Особенности человеческого капитала

Человеческий капитал:

  • это главная ценность общества, главный фактор экономического роста;

  • требует от человека и общества при своем формировании значительных затрат;

  • является определенным запасом в виде навыков и способностей (накапливаем);

  • физически изнашивается, экономически меняет свою стоимость, амортизируется;

  • отличен от физического по степени ликвидности;

  • неотделим от человека, вне зависимости от источников формирования (гос-ный, семейный, частный и т.д.);

  • его использование и получение прямых доходов подконтрольны самому человеку.

Человеческий капитал можно описать следующими условиями: необходим потоковый, накопительный запас способностей по фазам жизнедеятельности, целесообразное использование который ведет к росту производительности труда, что, в свою очередь, увеличивает заработок работника, а уже это мотивирует человека делать дополнительные вложения в свой ЧК и кумулятивно его накапливать.

Формы воплощения ЧК и их различия

Живой капитал




Неживой капитал




Институциональный капитал

(живой+неживой капиталы)

знания, воплощены в человеке




знания воплощены в физических, материальных формах




Связан с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Включает в себя все правительственные и неправительственные институты, содействующие эффективному использованию двух типов капитала.


В настоящее время ЧК считается одним из самых ценных видов капитала, поэтому в большинстве компаний придается большое значение его накапливанию.

Как упоминалось выше, термин «капитал» относится к продуктам труда, которые могут быть использованы для будущих удовлетворений или заработков. Инвестирование (процесс создания капитала) требует первоначальных затрат, окупаемых через некоторое время. Инвестиции – меры, предпринятые для повышения производительности труда (поддержание здоровья, получение образования, затраты, связанные с поиском работы, проф. подготовка, миграция, рождение и воспитание детей, поиск экономически значимой информации о ценах и заработках).

Экономисты (К. Макконнелл и С. Брю) выделяют следующие виды инвестиций в ЧК:

1) расходы на образование (общее, специальное, формальное, неформальное, подготовку по месту работы), которое формирует рабочую силу, более квалифицированную и производительную. Инвестиции в общее и спец. образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний, увеличивая тем самым объем и качество ЧК. Инвестиции в высшее способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых ускоряет темп экономического рост;

2) расходы на здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий);

3) расходы на мобильность (миграция работников из мест с относительно низкой производительностью).

Образование не только делает из человека более производительного работника, но и развивает предпринимательские эффекты, делает умелым организатором. Человек с высоким уровнем образования быстрее реагирует на изменения в науке и технике, умело и качественно применяет нововведения, процесс накопления опыта должен быть динамичным, знания должны обновляться. Можно сказать, что образование сокращает временной промежуток между открытием и применением результата. Переподготовка работника работников должна быть постоянной, ее проведение выгодней, чем замена работника.

Человек может увеличивать свои возможности, вкладывая средства в себя, а правительство увеличивает нац. доход, направляя средства на создание ЧК, таким образом инвестиции окупаются за счет увеличения производительности труда и повышения заработной платы. То есть затраты, увеличивающие продуктивные качества индивида являются инвестициями, т.к. затраты осуществляются с расчетом многократной компенсации увеличившимися доходами в будущем.

Инвестиции в ЧК – целенаправленное вложение средств в области и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, рабочей силы (уровень образованности, развитие интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок и др.).

Помимо этого существует деление инвестиций в ЧК на вещественные (затраты на физическое формирование и развитие человека) и невещественные (затраты на общее образование и спец. подготовку, здравоохранение, миграцию).

Особенности инвестиций в ЧК:

1) вложения тем быстрее начинают окупаться, чем раньше они делаются, отдача инвестиций зависит от продолжительности трудоспособного периода;

2) подвержен физическому и моральному износу, имеет способности накапливаться и умножаться;

3) по мере накопления ЧК доходность возрастает (ограничение – верхняя граница активной трудовой деятельности), а затем резко падает;

4) не все вложения могут называться инвестициями в ЧК (затраты на криминальную деятельность не являются инвестициями, так как общественно нецелесообразны и вредны для общества);

5) характер и виды инвестиций основаны на исторических, национальных и культурных традициях;

6) являются наиболее выгодными (по сравнению с инвестициями в иные формы капитала) с точки зрения одного человека и общества в целом.

Несмотря на все достоинства, многие руководители отказываются от вложений в программы развития ЧК, так как трудно определить возврат от таких инвестиций.

Существует мнение, что, пытаясь измерить и оценить человеческий капитал, компании девальвируют ценность сотрудников. Тем не менее процесс измерения очень важен, несмотря на то, что эти измерения неточны. Обычные бухгалтерские методы не в состоянии учесть существующую связь между ЧК и финансовыми результатами.

В экономической литературе приведены следующие показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал:

  • максимизация дохода;

  • период отдачи инвестиций;

  • чистая приведённая стоимость;

  • соотношение прибыли и издержек;

  • отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек;

  • ежегодный чистый доход;

  • внутренняя норма отдачи.

Период окупаемости рассчитывается по следующей формуле:

, где

Т – период окупаемости;

С – общие издержки;

b – постоянный предельный доход.

Ожидаемый внутренний коэффициент отдачи равен величине, обратной периоду окупаемости. Для этого необходимо, чтобы издержки приходились на начальный период времени, а доходы – постоянны.

Данный показатель связывает издержки и доходы. С его помощью могут быть приближенно оценены различные программы инвестирования с точки зрения экономической эффективности (выбор проекта с наименьшим периодом окупаемости).

Недостатки критерия окупаемости:

  • не учитывает, что издержки и доходы конкурентных альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и имеют различные временные характеристики, чтобы сделать прибыли сравнимыми, необходимо провести дисконтирование;

  • не учитывает, что в альтернативных проектах абсолютный объем чистых доходов может быть различным;

  • если альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг друга, то данный критерий вообще нельзя использовать.

При определении эффективности инвестиций в образование, нужно сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. В случае превышения выгод над затратами продолжать обучение выгодно. Затраты имеют две формы: явные (затраты на курс обучения) и скрытые (заработки, не полученные в течение обучения). Выгоды и затраты относятся к самым разным периодам, поэтому индивид должен сравнивать сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью ожидаемых затрат. Приведение к настоящему моменту (дисконтирование) будущих выгод и затрат является здесь ключевым аспектом.

Помимо этого, для оценки эффективности вложений в образование можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования – текущая стоимость будущих доходов равна текущей стоимости осуществляемых затрат. Также применяется метод контрольной группы – сопоставление значений конкретных показателей трудовой деятельности работников за предшествующий и следующий после подготовки, переподготовки или повышение квалификации периоды.

Существует много показателей эффективности инвестиций в ЧК, но абсолютно безупречных критериев нет. В каждом случае нужно изучить условия, определить наилучший инвестиционный критерий (который может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев)

Одни из самых распространенных инвестиционных критериев – чистая приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, внутренний коэффициент отдачи. Эти критерии могут дать одни и те же результаты, но при определенных условиях:

  • рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;

  • все проекты абсолютно обусловлены друг от друга, между ними нет взаимной зависимости;

Экономическая эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результат инвестиций – повышение производительности труда.

, где

Э - эффективность инвестиций в ЧК;

Bn- выработка до обучения;

В - выработка после обучения;

Ц - цена единицы продукции;

З - вложения в человеческий капитал.
Фитц-енц Як, предложил делить доход на число сотрудников.

Существует не одна модель измерения эффективности вложений в персонал. В 1975 г. Дональд Кирпатрик разработал методику определения результативности обучения, цель которой – подсчитать изменение показателей предприятия благодаря проведенному обучению. Отдачу на инвестиции можно подсчитать по следующей формуле:

, где

ROІ (return on іnvestment) – отдача на инвестиции в обучение;

?Д – прирост дохода;

Зоб – затраты на обучение (прямые затраты на оплату тренера, аренду помещения, недополученная прибыль из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте).

Подсчитанное значение отслеживают в динамике, это позволяет установить соотношение затрат на подготовку кадров и доходы предприятия. Изменение экономических показателей работы фирмы не зависит прямо от результатов проведенного обучения. На доход влияет много факторов, таких как конъюнктура рынка, действия конкурентов, ценовая политика, кадровые перестановки, рекламные акции и т.п. Выделить, какая часть прибыли заработана вследствие проведенных тренингов, практически невозможно.

ЧК имеет качественные и количественные характеристики. Принято оценивать не только объем инвестиций в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом ЧК.

Распространенным методом измерения ЧК является принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом «предпочтении благ во времени». Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.

Индивида можно рассматривать как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем ЧК. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его «плоти» и рентного дохода от вложенного в эту «плоть» ЧК.

Российским предприятиям не хватает высококвалифицированных специалистов, которые способны решать сложные задачи. Поэтому стратегическими вопросами являются повышение профессионального уровня, формирование навыков управления и лидерства. ЧК – наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.

Спорные вопросы по теории человеческого капитала существует и на практическом, и на теоретическом уровне.

Теория ЧК для анализа некоторых аспектов рынка труда подходит лучше, нежели неоклассическая экономическая, но обе они с самого начала основываются на допущении, что существует "идеальная" информация о возможностях инвестиций в ЧК как в заданный, так и в будущий момент времени. Теория предполагает, что индивид правильно оценивает инвестиционные затраты и предполагаемую отдачу в виде будущих заработков. Данное допущение не учитывает множества экономических и политических факторов, способных повлиять на возможность заработка при определенных навыках и профессии.

Второй вопрос связан с эмпирической значимостью теории ЧК. Некоторые исследования показали, что такие вложения в человеческий капитал, как образование, определяют только небольшую часть колебаний в размерах заработка людей. Если не учитывать факторы, как происхождения и мотивации, то это может привести к завышенной оценке будущей самоокупаемости при инвестировании в ЧК.

Третьим является вопрос, действительно ли могут такие формы инвестирования как, в частности, образование и проф. обучение, реально увеличивать продуктивность. Здесь представляет интерес замечание Майкла Спенса, что обучение не повышает производительность человека, оно лишь выявляет его врожденные способности и указывает на его потенциальную производительность работодателю.

Вышеуказанные положения позволяют сделать следующие обобщения:

  • лишь благодаря инвестициям формируется ЧК и этим он подобен физическому капиталу;

  • инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;

  • к основным видам инвестиций в человеческий капитал относятся спец. подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников;

  • в формировании ЧК участвуют различные факторы: природные ресурсы, физический капитал и др., один из важнейших факторов – человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов ЧК; доходность вложений в ЧК прямо зависит от его срока службы, поэтому его формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человека (по мере накопления человеческого капитала его доходность возрастает). Образование повышает эффективность индивида не только как работника, но и в как обучающегося – ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;

  • потерянные заработки представляют собой основную часть инвестиций в ЧК, они учитываются наряду с прямыми издержками на образование; сопоставление выгод и издержек образования (учитывая фактор времени), позволяют оценить его экономическую эффективность.

Многие экономисты подчеркивают важное значение человеческого времени в формировании и накоплении способностей индивида. Л. Туроу пишет: «Запас человеческого времени является столь же базовым, как и запас ресурсов. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала». К сожалению, важное значение запаса жизненного времени осознается только к закату жизни или в стрессовых, чрезвычайных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций человека.

Проведенный анализ экономической литературы позволяет утверждать, что возникновение теории ЧК является ответом на изменения таких макроэкономических тенденций как технический прогресс, усиление конкуренции, отраслевая перестройка. В свою очередь данные изменения оказали немалое влияние на хозяйственную деятельность предприятий в производственной, технической и социально-экономической сферах, а также определили необходимость кардинальных изменений в теории и практике управления людьми. Сотрудники компании становятся конкурентным богатством, капиталом предприятия, который необходимо размещать, развивать и мотивировать для достижения целей предприятия. Следовательно, теория человеческого капитала является теоретическим обоснованием новых форм работы с кадрами предприятия.

Список используемой литературы и источников


1. Максимова, В.Ф. «МИКРОЭКОНОМИКА: учебно-методический комплекс». – М. : Изд. центр ЕАОИ., 2009. – 204 с.

2. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и госурарственная политика. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. – 634 с

3. Абдурахманов К.Х. Наша страна и экономика открыты для инвестиций, в том числе и в человеческий капитал // Упрвление персоналом. – 2006. – №2(132). – С. 8-17.

4. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.
http://www.studzona.com/referats/view/3712

http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Human_capital.htm

http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/08.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%EB#.D0.A1.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0.2C_.D1.82.D0.B8.D0.BF_.D0.B8_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.BE.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.BA.D0.B8_.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8_.D1.87.D0.B5.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.B0.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.B0

http://www.creativeconomy.ru/library/prd740.php

http://50.economicus.ru/index.php?ch=2&le=18&r=3&z=1

http://badnews.org.ru/news/modernizacija_obshhestva_i_kachestvo_chelovecheskogo_kapitala/2010-04-08-429

http://www.sphinx-dv.ru/node/1521

http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/08.shtml

http://publish.ruprint.ru/stories/7/35_1.php

http://www.chelt.ru/2006/11-06/mazin11-06.html

http://pppcenter.ru/ru/news/events/investicii-v-chelovecheskijj-kapital-parlamentskaya-gazeta

http://www.akademout.ru/referates/31/17.php

http://ecouniver.com/2868-investicii-v-chelovecheskij-kapital.html

http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/807


Скачать файл (103.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru