Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Особенности психики животных - файл n1.docx


Реферат - Особенности психики животных
скачать (22.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx23kb.01.01.2013 11:19скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
министерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет

Кафедра истории и социально-политических дисциплин
Киженцева Елена Александровна
ОБОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Специальность 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»

Дисциплина «Психология и педагогика»

Ведущий преподаватель
____________Колмогорова Н. С.
Реферат

Студент 2-го курса,гр. 4022очной формы обучения
______________Киженцева Е. А

Барнаул 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Инстинкты животных ………………………………………………… 4

Глава 2. Навыки животных …………………………………………………….. 5

Глава 3. Интеллектуальное поведение животных ……………………………... 6

Заключение ……………………………………………………………………… 8

Список литературы ……………………………………………………………... 9

Введение

Вы уже знаете, что психика появляется только на относительно высокой стадии развития живой материи.
Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической деятельности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде.

Постоянно изменяющаяся внешняя среда вызывает не только определенные изменения в строении организма животных, но и изменения форм и способов их поведения. Успешное приспособление к среде зависит от способности животного быстро изменять свое поведение в ответ на изменения условий жизни. Понятно, что гибкость и изменчивость поведения животного находятся в прямой зависимости от уровня развития нервной системы и форм отражения.

Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной деятельности, как безусловные рефлексы, инстинкты, приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности.

Глава 1. Инстинкты животных

Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении.

Инстинкты вырабатываются в результате накопления и закрепления в ряде поколений тех свойств, которые приобретались животными данного вида под влиянием внешних условий. Этим и объясняется, что инстинктивные действия хорошо отвечают обычным для данного вида животных условиям жизни. Примером таких инстинктивных действий являются постройка гнезд птицами, перелет птиц и многое другое.

Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей. Белка, подчиняясь инстинкту, строит свое гнездо и запасает пищу. Собака, страдающая глистами, начинает есть траву чернобыльник, имеющую лечебное значение.

Все инстинктивные действия совершаются без знания и понимания их результатов, но их польза для организма бесспорна. Многие наблюдения и факты показывают, что при изменившихся условиях жизни животного инстинктивные действия иногда из очень целесообразных и совершенных превращаются в бессмысленные и даже вредные.

Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит недалеко в поле ее зрения. Инстинкты не остаются совершенно неизменными. Попадая в новые условия жизни, животные вынуждены менять свое поведение — в результате приобретаются новые свойства, которые затем, передаваясь по наследству, усиливаются и закрепляются в ряде поколений.

Новые, вновь приобретенные и старые, закрепившиеся свойства организма теснейшим образом между собой связаны. Если условные рефлексы, возникшие при определенных условиях жизни, затем дальше будут повторяться в ряде поколений данного вида, то они могут закрепиться, стать наследственными и передаваться потомству. И, наоборот, те безусловные рефлексы, которые не обеспечивают успешное приспособление животного к изменившимся условиям среды, постепенно отмирают и перестают наследоваться потомством.

Глава 2. Навыки животных

Наблюдения за жизнью животных показывают, что они не могут успешно приспособиться к изменившейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — безусловные рефлексы и инстинкты. Старые, врожденные формы дополняются новыми, приобретенными формами поведения — навыками.

Навыками животных называются такие действия, которые они приобретают в индивидуальном опыте. Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях их жизни, так и путем специального обучения, дрессировки. Опыт показывает, что способность к приобретению навыков наблюдается не только у высших, но и у низших животных. Однако, чем организованнее и сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.

Сравнительно легко вырабатывается навык у таракана; его можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматной доски. Можно так выдрессировать пчелу, что она будет садиться на бумагу определенного цвета и т. д.

Большие возможности для выработки навыков имеются у высших животных. Вспомним, как приручают и выучивают животных дрессировщики.

Поведение животных, основанное на приобретенных навыках, позволяет им более легко и совершенно приспосабливаться к новым условиям жизни, чем это имеет место при инстинктивном поведении.

Глава 3. Интеллектуальное поведение животных

Более высокая и гибкая форма приспособления к изменяющимся условиям жизни наблюдается у тех животных, которые обладают зачатками рассудочной деятельности. Такими животными являются, например, человекообразные обезьяны.

Исследования, проводившиеся И. П. Павловым и его учениками, убедительно показывают, что человекообразные обезьяны способны решать интеллектуальные задачи, которые требуют установления связей и отношений между предметами, комбинированных и целенаправленных действий. Целенаправленность действий имеет место не только в решении простых, но и сложных задач, состоящих из ряда последовательных действий.

В опытах Г. З. Рогинского описываются действия и приемы обезьян в решении подобного рода задач. Перед обезьяной Петер на столе за решеткой лежит яблоко, которое она не может достать рукой. Петер тут же достает приманку при помощи макаронной палочки, которая была у него в руках.

Более сложный опыт был проведен с другой обезьяной — Парисом. На столе, на расстоянии одного метра от решетки, лежит яблоко. Парис немедленно протягивает к нему палку, но она коротка. Хватает другую, но она слишком толста. Он обкусывает палку и опять безуспешно пытается достать яблоко. Таким образом Парис перебрал 15 палок. Не добившись результата, он побежал к центру клетки, бросился на висячий шест и выломал из него зубами прут диаметром 1,5—2 сантиметра и длиной 0,73 сантиметра и, возвратившись к решетке, подкатил к себе яблоко.

В опытах И. П. Павлова обезьяна Рафаэль решала еще более сложные задачи. Для овладения приманками Рафаэль научился открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения, умел водой заливать огонь, строить из отдельных ящиков вышку со ступеньками и т. д.

Все эти примеры говорят о том, что у обезьян есть разумные действия. Однако, говорит И. П. Павлов, мышление обезьян заключается не в думаний и размышлении, как это имеет место у человека, а в действиях.
«Ее мышление вы видите своими глазами в ее поступках», «...вся эта деятельность, когда обезьяна пробует и то и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами. Это есть ряд ассоциаций, которые частью получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас образуются и получаются, на ваших глазах комбинируются... конечно, это есть разумность элементарная...».

Отсутствие второсигнальных речевых временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьян возможности предварительно обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий появляется только у человека, владеющего речью.

Заключение

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка,человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Список литературы:

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология" Пособие для педагогических училищ (школьных). М., «Просвещение», 1965 г.


Скачать файл (22.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru