Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции -Экономика машиностроения - файл 1.doc


Лекции -Экономика машиностроения
скачать (1163.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1164kb.16.11.2011 21:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение


Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

^ Предметом экономики машиностроения является изучение законов развития данной отрасли, исходя из законов рыночной экономики. Вместе с тем экономика машиностроения как конкретная экономика включает общественно-практические задачи. К важнейшим из них относится разработка теоретических основ и практических методов организации, планирования и управления машиностроительной промышленностью, обеспечивающих оптимальные темпы роста продукции, научно-технического прогресса и повышение эффективности производства.

^ Экономика машиностроения как наука изучается и развивается путем проведения научных исследований в научно-исследовательских учреждениях и вузах. Эти исследования ведутся в различных направлениях, их цель— изучение законов развития машиностроения и разработка конкретных рекомендаций для использования в хозяйственной практике.

Основные направления научно-исследовательской работы в области экономики машиностроения включают следующие вопросы.

  1. Экономические особенности продукции отрасли, в частности, закономерности появления, совершенствования и старения одних видов продукции и создания новых более производительных и эффективных, темпы обновления (смены видов) продукции. Практическая реализация этих исследований направлена на создание экономических и организационных предпосылок совершенствования хозяйственного механизма для сокращения цикла «исследование — производство» новых видов изделий, ускорения смены устаревших видов продукции более совершенными и обновления действующего парка оборудования во всем народном хозяйстве.

  2. Закономерности развития объемов, темпов и пропорций отрасли, что находит свое практическое преломление в совершенствовании методов построения отраслевых планов и системы управления отраслью.

  3. Закономерности развития производительных сил отрасли (техника, кадры) в их взаимосвязи с экономикой отрасли и особенно с эффективностью научно-технического прогресса и повышением производительности труда.

  4. Особенности разделения и обобществления труда в машиностроительной промышленности и основанные на них формы организации отраслевого производства (специализация, кооперирование, концентрация, территориальное размещение).

  5. Производственные фонды отрасли, закономерности их развития, использования и воспроизводства.

6. Методы определения и пути повышения эффективности производства в машиностроении

^ Экономика машиностроения как учебная дисциплина должна дать студентам основы теоретических знаний и практические методы, необходимые для экономической работы или для понимания экономического содержания работы в других областях деятельности (конструирование машин, разработка технологических процессов и т.д.). Экономика машиностроения как учебная дисциплина связана с рядом других дисциплин, а именно: экономика предприятия, микро-и макроэкономика, менеджмент предприятия, инновационный менеджмент, инвестиционное проектирование, теория организации, организация машиностроительного производства, управление персоналом, финансы предприятий.


МЕСТО И РОЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

^

1. Промышленность России в условиях рынка



1.1. Промышленность и её место в развитии

общественного производства


Россия находится на новом этапе своего развития — этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие Российской Федерации на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

Жизненное пространство России составляет ^ 17,1 млн кв. км. Это — 3/4 территории СССР в границах 1990 г. Население России — около 147 млн чел., трудовые ресурсы — почти 73 млн чел.

В России проживает 3% населения планеты, а на ее территории сосредоточено 35% общих запасов мировых ресурсов и более половины запасов стратегического сырья. По их суммарной оценке каждый россиянин оказывается в 3—5 раз богаче американца и в 10—15 раз — любого европейца. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд куб. м, что составляет 95 процентов бывших общесоюзных. Площадь сельскохозяйственных угодий достигает 650 млн га — 2/3 бывшей общесоюзной. В материально-технологическом аспекте Россия — единственная в мире страна, самодостаточная для интенсивного социально-экономического развития.

В настоящее время развитие российской промышленности переживает сложный этап перехода от плановой экономической системы к рыночной форме хозяйствования. В условиях трансформационной экономики промышленность России является частью сложного комплекса отраслей. Особое место машиностроения в структуре промышленности обусловлено тем, что оно оказывает определяющее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.

Промышленность, в особенности тяжёлая индустрия, является основой расширенного воспроизводства в экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для собственного развития, так и для других сфер рынка.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов России и эффективному использованию различных видов природных ресурсов.

Промышленный потенциал России представлен топливно-энергетическим и оборонным комплексом. На территории РФ основной проблемой остаётся обеспечение развития, эффективного функционирования и обеспечение роста промышленности и одной из ведущих её отраслей – машиностроения. Социально-экономические катаклизмы, национально-государственное размежевание, разрыв традиционных экономических связей, падение жизненного уровня и покупательского спроса привели к инвестиционному спаду и кризису промышленности.

Незначительные темпы роста отдельных подотраслей машиностроительной отрасли не оказывают существенного влияния на общий спад промышленности. В настоящее время необходимо формировать и реализовывать промышленную политику России таким образом, чтобы создать предпосылки для нормального функционирования и возможного роста машиностроения, а также обеспечения условий для постоянного расширения внутреннего спроса на отечественную машиностроительную продукцию.

Основными факторами, способствующими приросту физического объёма машиностроительного производства являются следующие:

1) наращивание физических объёмов производства в топливно-сырьевых отраслях с целью увеличения экспортных поставок;

2) относительная стабилизация реальных денежных доходов населения;

3) резкое замедление темпов спада инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения;

4) активизация в ряде производств импортозамещения за счёт выпуска взаимных продуктов совместными предприятиями;

5) увеличение производства некоторых видов продукции, вызывающее по технологической цепи рост производства другой машиностроительной продукции;

6) значительное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов страны, целесообразному использованию богатых природных ресурсов.

Промышленность является основой укрепления обороноспособности страны, так как производит все виды и средства современной военной техники.

Несмотря на то, что в процессе реформирования постсоветской экономики доля промышленных предприятий в общей численности предприятий и организаций существенно снизилась (прежде всего за счет резкого роста их числа в сфере торговли и услуг), она и в настоящее время остается весьма значительной.

Таким образом, промышленность определяет уровень развития общества и не может не быть в центре внимания государства по указанным выше причинам. Поэтому промышленная деятельность, прежде всего, объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования. В настоящее время в сложившейся кризисной ситуации государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленности, используя для этого стимулирующее развитие рыночных отношений. В этих условиях необходимо с помощью многочисленных правовых, политических, экономических средств воспрепятствовать развитию процесса деиндустриализации России, сохранить ее промышленный и научно-технический потенциал как базу возрождения экономики и, в дальнейшем, обеспечения социально-политического развития, достойного нашей страны.


1.2. Характеристика промышленного потенциала России


Производственный потенциал России представлен в основном топливно-энергетическим и оборонным комплексами. На долю Российской Федерации приходится большая часть топливно-энергетических ресурсов бывшего СССР, в том числе 86% разведанных запасов нефти, 84% газа и газового конденсата, 70% угля. В общесоюзном производстве топливно-энергетических ресурсов удельный вес России превышал в свое время 85%. По отношению к уровню бывшего Союза на территории Российской Федерации добывали 90% нефти и газового конденсата, 79% естественного газа, 56% угля, производили 63% электроэнергии.

Значительное место занимают отрасли топливно-энергетического комплекса и в народном хозяйстве России. На них приходится около 40% капитальных вложений в промышленность, почти треть основных производственных фондов, пятая часть трудовых ресурсов страны. При этом удельный вес комплекса по ряду показателей растет. Так, за 80-е гг. его доля в общем объеме капитальных вложений в народное хозяйство России возросла с 12 до 17,5%, а в общем объеме промышленно-производственных основных фондов — с 27,5 до 31%. В то же время в упадочном состоянии длительное время находятся отрасли инфраструктуры, аграрно-промышленное производство, машиностроение и особенно вся социальная сфера услуг.

Промежуточное положение между этими двумя полюсами занимают отрасли по производству конструкционных материалов — металлургия, химическая и цементная промышленность. По качественным показателям сильно отстает строительный комплекс. Промышленный потенциал России по состоянию на 01.01.1991 г. был представлен 27 212 объединениями и предприятиями, состоящими на самостоятельном балансе.

В настоящее время, как следует из табл. 2.1, число предприятий в промышленности несравненно выше, однако необходимо учитывать действие процессов приватизации, децентрализации и реструктуризации, которые в период реформ коснулись прежде всего промышленных предприятий.

Внушительны показатели развития российской промышленности в рамках бывшего СССР.

В 1990 г. промышленностью Российской Федерации было выработано от общего производства в СССР: чугуна — 54%, стали — 58%, готового проката черных металлов — 57%, стальных труб — 61%, металлорежущих станков — 47%, кузнечно-прессовых машин — 65%, нефтеаппаратуры — 81%, химического оборудования — 64%, сельскохозяйственных машин — 60%, экскаваторов — 61%, минеральных удобрений — 50%, пиломатериалов — 82%, бумаги''— 85%, цемента — 61% и т. д.

На территории Российской Федерации создавалось более половины всех образцов новой техники.

Существенны абсолютные размеры производства во многих отраслях промышленности и сегодня.

Тем не менее, основной проблемой экономического развития России остается на протяжении всех посткоммунистических лет обеспечение развития, роста экономики и ее ведущей сферы — промышленности.

Социально-политические катаклизмы, национально-государственное размежевание, разрыв традиционных экономических связей, падение жизненного уровня и покупательского спроса, инвестиционный кризис привели к небывалому спаду в промышленности.

Действительно, начавшийся с 1992 года переход от планово-распределительной системы управления экономикой к рыночным методам хозяйствования вызвал чрезвычайно глубокий структурный кризис российской промышленности. Предпосылки этого кризиса в значительной степени были накоплены в советский период: сложившаяся к 90-м годам структура промышленного производства не соответствовала рыночной системе функционирования экономики, а микроэкономическая среда, представленная промышленными предприятиями и их руководителями, персоналом с навыками управления, присущими планово-распределительной системе, не могла мгновенно и безболезненно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Серьезный спад производства, начавшийся в 1991 году, был неизбежен: объем промышленной продукции в 1998 году, как показывают данные табл. 2.2, составил менее половины уровня 1990 года. Происшедшее говорит о том, что, с одной стороны, экономика страны избавлялась от производства избыточной и ненужной в условиях рынка продукции (сокращение военных расходов, отказ от реализации дорогостоящих неэффективных инвестиционных проектов, сокращение производства устаревшей и низкокачественной продукции, не пользующейся широким спросом как населения, так и промышленных предприятий).

Среди факторов, обусловливающих некоторый прирост физического объема промышленного производства, следует отметить следующие:

• наращивание физических объемов производства в топливно-сырьевых отраслях с целью увеличения экспортных поставок (в условиях ухудшающейся внешнеторговой конъюнктуры из-за снижения мировых цен) во избежание значительных потерь объема валютной выручки (это в первую очередь относится к нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, рыбной промышленности);

• относительная стабилизация реальных располагаемых
денежных доходов населения, что обусловило сокращение
темпов спада производства в легкой и пищевой промышленности, увеличение спроса на продукцию других отраслей (например, полиграфической промышленности);

• резкое замедление темпов спада инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения, что наряду с другими факторами способствовало стабилизации машиностроительного производства, имеющего значительный удельный вес в общем объеме выпуска промышленной продукции, а также замедлению спада в производстве строительных материалов;

• активизация в ряде производств импортозамещения за счет выпуска ввозимых продуктов совместными предприятиями, а также предприятиями, работающими по лицензиям зарубежных фирм, особенно в некоторых подотраслях пищевой промышленности (выпуск фруктовых соков, безалкогольных напитков, кондитерских изделий, сигарет) и машиностроения (производство холодильников, телевизоров цветного изображения, персональных ЭВМ);

• увеличение производства некоторых видов продукции, вызвавшее по технологической цепи рост производства других (особенно яркий пример — наращивание выпуска легковых автомобилей, обусловившее увеличение изготовления листового проката, шин, автомобильного бензина);

• значительное увеличение производства алкогольных напитков вследствие принятых мер государственного регулирования по предотвращению их нелегального производства и контрабандного ввоза.

Как это ни парадоксально, приросту производства в ряде случаев способствовало ослабление реальных спросовых ограничений из-за продолжающегося платежного кризиса, активизировавшего бартерные операции. В этих условиях обеспечивался прирост производства видов продукции, обладающих высокой степенью ликвидности на бартерном рынке.

Однако наметившиеся позитивные тенденции в динамике промышленного производства в последние годы пока еще не создали предпосылок для его устойчивого роста, поскольку не сложились достаточные условия для стабильного расширения внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию, которое повлекло бы за собой и рост спроса на инвестиционные ресурсы.

Не вызывает сомнений положение, что первостепенную роль в процессе восстановления и укрепления промышленного потенциала России должна сыграть соответствующая государственная политика в этой отрасли.


1.3. Механизм развития промышленности в условиях рыночной экономики


Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что чем выше уровень индустриального развития, тем всеохватней и глубже становится регулирующее воздействие государственного механизма на экономику в целом и на промышленный комплекс. Понятно, что для этого нужна стабильная и выверенная правовая система.

По оценке специалистов, в сфере правового регулирования в области промышленности у нас ныне действует более 200 различных нормативных актов. Эти акты издавались на разных этапах реформ, то есть появлялись тогда, когда необходимо было срочно решить тот или иной вопрос, а поэтому были плохо согласованы между собой и нередко до сих пор противоречат друг другу.

В отечественной законодательной практике сложился свой подход к разработке законов конкретной отраслевой направленности. Так, были подготовлены проекты законов, регулирующих отдельные аспекты промышленной деятельности: «О нефти и газе», «Об угле», «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике», «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции; для федеральных государственных нужд», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах», «О промышленной безопасности» и многие другие.

Эти проекты разработаны различными ведомствами, разноплановы и не состыкованы между собой. И главное — в своей совокупности они законодательно не перекрывают всю промышленную деятельность.

Неупорядоченность правового регулирования, несомненно, создает дополнительные сложности в осуществлении промышленной деятельности, препятствует наряду с другими причинами развитию предпринимательской активности, сдерживает возможный промышленный рост.

Для обоснования необходимых направлений промышленной политики можно обратиться к нашему собственному историческому опыту и практике зарубежных государств. В Российской империи до судебной реформы 1864 года было более 150 различных узаконений, регулирующих отдельные стороны деятельности фабрично-заводской и ремесленной промышленности, первые из которых были изданы еще в 1719 году. На их основе был создан единый кодифицированный нормативный акт — Устав о промышленности 1887 года, новая редакция которого появилась в 1893 году. Устав состоял из трех книг, 7 разделов, 30 глав и 528 статей и действовал до революции 1917 года. Он определял виды фабрично-заводской промышленности и ремесленной деятельности, основы управления заводами, фабриками и мануфактурами и контроля за их деятельностью со стороны государства, порядок учреждения заводов и фабрик, права и обязанности их владельцев, порядок предоставления льгот и преимуществ владельцам фабрик и заводов при осуществлении выгодной государству промышленной деятельности, порядок учета образцов промышленной продукции, клеймения товаров, а также правила производства по делам о нарушении промышленных и ремесленных постановлений. В отдельных главах содержались нормы специфических видов промышленной деятельности: производстве пороха, взрывчатых веществ, золотых и серебряных изделий, минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки, а также нормы трудового и пенсионного законодательства.

Кроме того, в России был принят Горный устав, который регулировал деятельность горнодобывающих предприятий. Действовали и другие нормативные акты отраслевого характера.

Законодательство иностранных государств, регулирующее промышленную деятельность, достаточно развито и обширно. В некоторых странах это один законодательный акт, опирающийся на нормативные акты меньшей юридической силы, в других — система законодательных актов, комплексно перекрывающих всю промышленную деятельность. Так, испанский закон о промышленности, принятый в июле 1992 года, закрепил принцип свободного основания промышленного производства. Одновременно был установлен разрешительный порядок для отдельных его видов, опасных для общества. Закон сформулировал цели программ содействия развитию промышленности, определил механизм государственного воздействия на эту сферу. В законе урегулированы общие вопросы промышленной безопасности и качества выпускаемой продукции. Специальный раздел посвящен промышленной статистике и информации. Установлены санкции за нарушение закона, порядок их применения и полномочия соответствующих органов.

В США и Германии действуют по нескольку десятков законодательных актов, регламентирующих как общие вопросы промышленной деятельности, так и частные проблемы отдельных отраслей: атомной, военной, горнодобывающей.

Таким образом, государственная промышленная политика должна, исходя из вышесказанного, регулировать все стороны промышленной деятельности, независимо от форм собственности, отраслей промышленности и категорий промышленных производств, что мы и наблюдаем в странах с развитой экономической структурой и промышленностью в частности.

Основываясь на этом, путем принятия соответствующих законодательных актов в России должна быть создана стабильная юридическая база для последовательного и целенаправленного развития нормативного регулирования указанной сферы. Это позволит избежать принятия противоречивых, дублирующих и взаимоисключающих друг друга актов. Правовое регламентирование отдельных отраслей промышленности или видов промышленной деятельности, имеющих свою особую специфику, может при этом осуществляться специальным законодательством.

Едва ли не самой главной чертой государственной промышленной политики должна быть система государственного воздействия на промышленность в условиях господства рыночных отношений. При этом необходимо очертить допустимые границы вмешательства государства и его органов в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного воздействия на нее. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных целей, принципов, направлений и механизма реализации государственной промышленной политики, в том числе и через государственные целевые программы; следует конкретизировать функции, права и обязанности федеральных государственных органов, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления применительно к сфере промышленной деятельности.

Для реализации разработанной политики целесообразно создать и завершенную систему органов по регулированию промышленной деятельности на местах. Во многих регионах уже существуют департаменты и комитеты по промышленности, которые могли бы действовать по принципу двойного подчинения.

Если говорить о системе мер контроля, то прежде всего необходимо упорядочить лицензирование промышленной деятельности.

Государство должно гарантировать доступ к промышленной информации заинтересованным лицам и право на ее приобретение, а также право граждан и общественных объединений на получение полной и достоверной информации о видах и степени опасности промышленных производств, последствиях возможных аварий и правилах поведения при них. Этому праву должна соответствовать обязанность собственника или администрации промышленного предприятия предоставить необходимую информацию.

Помимо чисто юридических аспектов, большей частью регламентирующих промышленную деятельность, государственная промышленная политика предполагает выработку стратегических направлений развития промышленности, приоритетных целей такого развития и стимулирования их реализации.

Естественно, проработка этих приоритетных направлений должна быть выполнена в полном соответствии с тенденцией движения современной эпохи к наукоемкому способу производства, примечательному компьютеризованными рабочими местами, технологиями и производительными силами в целом. Исходя из этого, стратегически промышленная политика России должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в стране предприятий и отраслей высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, интегрированного на взаимовыгодных кооперационных и партнерских основах со всеми регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Для выхода на конкурентоспособный уровень производства необходимо стимулировать обновление или технологическое перевооружение производства, подготовку и переподготовку значительной части управленческого персонала, кадров рабочих новых специальностей и профессий, формирование и реализацию мер по развитию производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

Конкурентные преимущества научно-производственного потенциала России можно максимально использовать для последовательного импортозамещения и расширения экспорта продукции обрабатывающих отраслей индустрии.

Важнейшим аспектом промышленной политики государства является структурная политика, которая предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов или отраслей, развитие которых необходимо в первую очередь в силу их влияния на экономическую ситуацию в целом. В числе таких направлений структурной политики в России сегодня должны быть следующие:

  • разработка и производство прогрессивных видов продукции;

  • развитие базовых составляющих промышленного комплекса (базовые отрасли, подотрасли, предприятия и их объединения, базовые технологии) и процессов их структурного реформирования (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленных зон с особым статусом, создание малых предприятий на площадях,
    высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий);

• осуществление процедур структурных реформ, обеспечивающих перепрофилирование избыточного научно-производственного потенциала и поэтапную ликвидацию структурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств.

Приоритетные направления промышленной деятельности связаны с отраслями, формирующими ядро четвертого и пятого технологических укладов (электроника, авиастроение, автомобилестроение, отраслевая наука в части разработки технологий XXI века), обеспечивающими создание и развитие технической базы народнохозяйственного комплекса (станкоинструментальная промышленность, электроэнергетическая, приборостроение); выпускающими продукцию для отраслей инфраструктуры (дорожно-коммунальное машиностроение, промышленность строительных материалов); удовлетворяющими первоочередные потребности населения (пищевая, легкая и текстильная, медицинская промышленность).

Таким образом, центральной задачей промышленной политики должно быть сохранение и развитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса технологии, обеспечивающих все остальные отрасли и производства современной техникой и материалами. Эти производства и могут составить основу развития и процветания российской экономики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Скачать файл (1163.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru