Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Использование деловой игры в преподавании в ВУЗе - файл n1.doc


Загрузка...
Курсовая работа - Использование деловой игры в преподавании в ВУЗе
скачать (335 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc335kb.01.01.2013 11:36скачать

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ 3

1.1. Сущность и значение деловой игры 3

 1.2. Виды игр 8

1.3. Методические требования к проведению деловой игры на уроках экономики 11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 17

2.1. Особенности обучения экономики в Новосибирском государственном техническом университете 17

2.2. Планирование уроков экономики с применением деловой игры на примере менеджмента ВУЗов (план) 20

2.3. Методическая разработка учебного занятия с применением деловой игры на тему: 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31


ВВЕДЕНИЕ



Современная ситуация в подготовке различных специалистов требует постоянного совершенствования процесса обучения, поскольку основными характеристиками выпускника вуза является его  профессиональная подготовленность и умение использовать полученные теоретические знания на практике в постоянно меняющемся мире. Успешность достижения этой задачи зависит не только от предлагаемого к изучению материала, но и от того насколько студент этот материал усвоил. В последнее время все больше применяются активные методы обучения, в частности деловые игры. Их содержание дублирует практическую деятельность, в результате чего они являются довольно эффективным средством усвоения знаний и формирования умений необходимых в профессиональной деятельности. Поэтому актуальность темы определяется её практической значимостью и недостаточностью разработанности темы в методике профессионального обучения.

В связи с этим положением целью нашего исследования является рассмотрение влияния активных методов обучения на примере деловой игры на процесс подготовки специалистов в вузе.

Задачи:

   1. Рассмотреть теоретические аспекты применения деловой игры в процессе профессионального обучения.

   2. Разработать лекции и практические занятия с использованием метода деловой игры при изучении вопросов экономики.

Объектом исследования является деловая игра как метод обучения при профессиональном обучении.

Предмет исследования: использование деловой игры при изучении вопросов экономики.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРАКТИКЕ




1.1. Сущность и значение деловой игры



Деловая игра в настоящее время может рассматриваться под разными углами исследования:

  • во-первых, как область деятельности;

  • во-вторых, как область научно-технического знания;

  • в-третьих, как имитационный эксперимент;

  • в-четвертых, как метод обучения;

  • в-пятых, как метод исследования;

  • в-шестых, как метод решения практических задач.

Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании [19, с. 148].

Другими словами деловые игры представляют собой форму воссоздания содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, а также моделирования таких профессиональных и личностных ситуаций, которые характерны для конкретной профессиональной деятельности.

Сама суть любой деловой игры заключается в комплексном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе позволяет максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной. При этом, деловые игры в соответствии с принципами их разработки не могут выходить за рамки краткосрочного обучения, что экономит затраты организации на обучение.

С помощью средств языка, речи, графики, таблиц и различных документов в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным параметрам с практической деятельностью специалиста какого-либо профиля. Хотя следует также отметить что, в деловой игре, как правило, воссоздаются в основном типичные и обобщенные ситуации. Кроме того, деловая игра всегда ограничена временными рамками. Например, составление бизнес-плана может быть обыграно в один академический час.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [3 , С. 128].

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности» [4, с. 58].

Если же рассматривать учебные деловые игры с позиции отечественной теории деятельности, то в них, для обучающегося, происходит явное и весьма яркое соединение основных видов деятельности человека — учебной и игровой. Вдобавок к этому, участники разыгрывают реальную профессиональную деятельность. Можно предположить, что именно это и обуславливает такое множество эффектов (конструктивных последствий) для обучающегося человека.  

Если же рассмотреть конкретные эффекты, свойственные деловой игре как методу обучения, то здесь можно перечислить некоторые из них:

  • растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия решений;

  • повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;

  • изменяется, и нередко существенно, отношение обучаемых к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры, да и к людям, служившим персонажами в деловой игре;

  • изменяются самооценки обучающихся, они становятся более объективными, а кроме того, в ряде случаев (зависящих от содержания и характера игры) меняются оценки возможностей человеческого фактора;

  • накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность более правильно оценивать возможные реальные ситуации и использовать его в своей фактической деятельности;

  • деловые игры позволяют использовать эффект «сжатого времени», что дает возможность прослеживать связи между действиями и последствиями в управленческой деятельности руководителей и специалистов более четко, чем в обычных условиях;

  • в ходе деловой игры руководители и специалисты могут позволить себе пойти на риск, когда успехи и неудачи могут быть оценены без реального ущерба для организации [17, с. 91].

В дополнение важно сказать, что применение деловых игр отличается богатым разнообразием. Они могут быть применены не только для целей обучения специалистов, но и для проведения отбора кандидатов на вакантные должности, принятия решения о ротации кадров, формирования кадрового резерва, аттестации, принятия решений о введении инноваций и проведении других организационных изменений, проектирования новых организационных единиц.

Функциональная схема деловой игры представлена на рисунке 1.



Рис. 1 Функциональная схема деловой игры

Знания и опыт, полученные в деловых играх, могут быть более значимыми и полезными по сравнению со знаниями и опытом, полученными даже в ходе в профессиональной деятельности. Причиной такой особенности является прежде то, что деловая игра позволяет, во-первых увеличить масштаб рассматриваемой действительности, во-вторых деловая игра наглядно помогает представить последствия принятых решений и дает возможность найти и проверить в действии другие решения. Кроме того, как правило, та информация, которую использует студент в обычной жизни не является точной, в процессе же игры он оперирует хоть и не полной, но точной информацией, что позволяет ему более доверять полученным результатам и помогает брать на себя ответственность за принятые решения [11, с. 144]. Именно эти преимущества, на наш взгляд, и определяют успешность применения данного метода в учебном процессе.

 1.2. Виды игр



Существует множество классификаций деловых игр – их могут классифицировать и по времени проведения, и методологии, и по особенностям оценки деятельности по конечному результату или цели. Рассмотрим их более подробно.

По времени проведения различают деловые игры без ограничения времени, с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время и игры, где время сжато.

По оценке деятельности различают игры которые оцениваются по балльной или иная оценка деятельности игрока или команды, а также игры которых оценка того, кто как работал, отсутствует.

По конечному результату деловые игры бывают жесткие – с заранее известным ответом и жесткими правилами либо свободные, открытые игры – такие игры, где заранее предопределенного ответа нет, правила разрабатываются для каждой игры свои, задачи, над которыми работают студенты не структурированы.

Кроме того, различают игры, где основное отличие зависит в их конечной цели, а именно игры могут быть обучающими – направленными на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующими, представляющие из себя конкурсы профессионального мастерства; поисковыми, направленными на выявление проблем и поиск путей их решения.

Наиболее широко классифицируются игры по методологии их проведения.

Одной из разновидностей деловых игр, отличающихся своей методологией является групповая дискуссия, представляющая собой отработку навыков, связанных с проведением совещания или выполнением какой-либо работы в группе. В таких играх всем участника выдаются индивидуальные задания, а также определяются правила ведения дискуссии в рамках игры [11, с. 57].

Далее выделяют имитационные деловые игры, которые имеют своей целью создание у студентов представления о необходимости тех или иных действий в заданных условиях, например ситуативные решения в условиях кризиса или повышения объема сезонных продаж [11, с. 58].

Следующий вид деловых игр представляют организационно-деятельностные игры , в которых правила жестко не прописаны, участники не выполняют какие-либо роли, а сами игры как правило направлены на решение междисциплинарных проблем, а активизация участия студентов происходит за счет жесткого давления на личность [18, с. 25].

Интересным видом деловых игр являются эмоционально-деятельностные игры, в которых также не существует жестких правил, но существует имитация конкурентных или зависимых отношений. Такие игры направлены на раскрытие личностного потенциала и ориентированы на эффективное обучение и личностный рост студентов [5, с. 36].

Кроме того, в особую группу выделяют инновационные игры, направленные на формирование инновационного мышления студентов, формулирование инновационных идей в традиционной системе действий и отработку моделей реальных, желаемых или идеальных ситуаций [9, с. 28].

Некоторые исследователи также называют ансамблевые деловые игры, направленные на формирование управленческого мышления студентов и призванные решить конкретные проблемы какого-либо предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб [10, с. 43].

Также выделяют комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические деловые игры. Эти игры представляют собой сочетание ансамблевости и конкуренции, и направлены на имитацию реального развития ситуации, методом коллективного конструирования будущего [9, с.29].

Изредка выделяют к деловым играм относят так называемые луночные игры, которые представляют собой любой вид салонных игр (например «Монополию»), такие игры проходят на специально организованном поле, имеют жесткие правила, их результаты могут заноситься в специально разработанные бланки.

А также выделяют ролевые игры в отдельный вид деловых игр. Это игры, в которых каждому участнику выдается какое-либо задание или определяется роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

Однако для классификации деловых игр могут быть использованы и иные основания. Так игры могут различать по степени формализации самого процесса игры, либо по наличию конфликта в сценарии (к таким играм относят деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством).

Также деловые игры могут классифицировать по уровню проблемности игровой ситуации: первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации; второй уровень характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов [11, с. 52].

Различают деловые игры по степени участия студентов в непосредственной подготовке игры – наличие домашнего задания. Либо игры с различным характером моделируемых ситуаций - наличие соперника, внешних факторов, либо просто игра-тренаж.

Также классифицирующим признаком у некоторых теоретиков и практиков выступает непосредственно наличие взаимодействия участников в процессе игры.

Отличают игры и по способу передачи и обработки информации – применение бумажного документооборота, компьютера, использование сетевых ресурсов и так далее.

Также отличительным признаком может быть динамичность игры.

Ну и естественно деловые игры различают по тематической направленности и характеру решаемых проблем [13, с. 126].

1.3. Методические требования к проведению деловой игры на уроках экономики




Методика проведения деловых игр состоит из нескольких этапов: подготовительного, непосредственно проведение деловой игры и анализ проведенной игры.

При подготовке деловой игры могут быть использованы любые существующие дидактические методы: от объяснительно-иллюстративного до исследовательского.

Деловая игра должна подготавливаться и проводится на основе логики деятельности, взаимодействия её участников. В основе экономической деловой игры должна быть деятельность, отражающая согласование различных интересов. Содержанием игры должно быть скорее явление может быть явление, а событийная составляющая должна быть ориентирована на постоянное столкновение интересов.

Разными исследователями выделяют разные этапы подготовки деловой игры, однако можно сказать, что количество этих этапов, на наш взгляд на прямую зависит от степени детализации описания процесса подготовки. В целом же можно выделить следующие этапы разработки игры.

Выбор темы и вида игры. На первом этапе осуществляется выбор темы деловой игры и постановка проблемы, которую необходимо решить в ходе игры. В соответствии с темой определяется и вид игры.

Постановка цели и задач. На этом этапе выделяются цели конструирования сценария деловой игры, и определяются задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.

Анализ закономерностей игры. На следующем этапе проводится анализ основных закономерностей в моделируемой деятельности (необходимо обязательно учитывать выделенную проблему). Также необходимо определить степень детализации информации, предоставляемой участникам и определить информационные связи.

Подготовка информативного материала. Во время этого этапа подбирается теоретический материал, а также подготавливается общий информативный материал по игре, определяются средства.

Определение функций и ролей. Этот этап является одним из самых важных и требует тщательного продумывания, так как от того как распределятся роли в игре будет зависеть не только её интересность, но и эффективность с точки зрения обучения. Здесь нужно выделить игровые единицы (отдельные участники или команды и т.д.) и задать функции и роли.

Конструирование общего плана игры. Имея тему, цели, задачи, информацию и основных игроков можно уже оставить общий план игры. Он необходим для того, чтобы более подробно подходить к дальнейшей разработке игры – сформировать примерную последовательность игровых событий, определить сами эти события, и рассмотреть варианты и особенности развития игрового процесса.

Перечень решений. Отдельно необходимо подготовить перечень решений, которые могут принимать игроки и определить основные точки разветвления решений и итог (в рамках простой игры).

Установление причинно-следственных связей. В случае проведения сложной многовариантной игры, имеется необходимость определить параметры связей между факторами игры еще на стадии подготовки. При этом должны соблюдаться условия взаимозависимости решений и факторов, так чтобы каждое действие или решение участников игры вызывало определенные последствия, характерные именно для выбранной деятельности. Также уточняются этапы, циклы и шаги игры. Для наглядности можно построить блок-схему, внутренний график проведения игры.

Подготовка сценария и формулировка правил. На данном этапе уже имеется возможность составить детализированный сценарий игры – с учетом всех вышеперечисленных этапов. Также необходимо сформулировать правила игры (или определить отсутствие таковых), распределить решения по участникам.

Система оценки. Смысл любой деловой игры в процессе обучения – достижения определенной учебной цели. Но определить достигнута ли она не возможно без оценки результатов деятельности участников, поэтому в каждой игре система оценки её результатов должна быть определена заранее – это может быть бальная, экспертная или другая оценочная система. Также на этом этапе формируются системы бонусов и штрафов.

Формирование массива данных. Здесь, на основании выбранных параметров, закономерностей и взаимодействия решений и факторов подготавливается непосредственно массив игровых данных - строятся таблицы, графики, при необходимости разрабатываются компьютерные программы, оформляется методическая литература и так далее.

Отладка. После того, как подготовка игры вроде бы закончена, необходимо провести её отладку, то есть проиграть игру по предложенным условиям и сценарию. Данное действие особенно необходимо при подготовке сложных деловых игр, так как в процессе отладки выявляются погрешности сценария, параметров, причинно-следственных связей и так далее. По результатам проигрывания обычно вносятся корректировки.

Непосредственно методику проведения деловой игры в общем виде можно представить в следующем виде.

Знакомство с реальной ситуацией. На этом этапе участникам игры дается краткий теоретический материал по выбранной теме игры. Подача материала может разнообразной – лекционный материал, краткий экскурс в тему в виде тезисов, самостоятельная подготовка студентов, домашняя работа и так далее.

Построение имитационной модели. Начало проведения игры. Здесь дается темы игры, разъясняются её особенности, определяется ситуация, разъясняются общие цели и задачи игры.

Постановка главной задачи командам, уточнение их роли. На данном этапе распределяются роли и ставятся непосредственные задачи уже участникам.

Создание игровой проблемной ситуации. После того, как все участники уяснили ситуацию игры и свои роли в данной ситуации, им выносится проблема, которую необходимо решить.

Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала. Здесь происходит, как правило самостоятельная работа участников, которые на основании имеющихся у них знаний ищут пути решения проблемы.

Разрешение проблемы. Участники предлагают свое решение проблемы. решений может быть несколько, в таких случаях, участники, как правило предлагают и варианты развития дальнейших событий.

Обсуждение и проверка полученных результатов. Корректировка. Включение в игру экспертной составляющей (например преподаватели или представителя предприятия). Эксперт совместно с участниками обсуждает предложенные решения и показывает их влияние на развитие моделируемой ситуации (согласно сценарию). Обычно решения участников требуют корректировки – для достижения оптимально результата при решении поставленной проблемы.

Реализация принятого решения. Принятое решение реализуется (например, с помощью компьютерной модели), участники видят результаты их деятельности.

Оценка результатов работы. Анализ итогов работы. На данном этапе происходит оценка результатов проделанной работы, оценивается ход работы, правильность принятых решений, определяется достигнут ли результат. Подробно анализируется деятельность участников в процессе игры.

Однако после непосредственного проведения игры сам процесс деловой игры еще не является законченным. На последнем этапе необходимо провести тщательный анализ течения игры, определить достигнуты ли поставленные учебные цели, возможно выявить ошибки при подготовке и проведении игры, и сделать определенные выводы [2, 3, 5, 6, 8, 11].

Кроме того, необходимо помнить что для того, чтобы проведение деловой игры в учебном процессе было эффективно должны быть соблюдены определенные методические требования к проведению деловой игры:

1. Деловая игра должна логически продолжать или завершать (или же быть практическим дополнением) конкретную учебную тему изучаемой экономической дисциплины, имитационная модель, используемая в игре должна соответствовать теории.

2. Условия деловой игры должны максимально имитировать реальные профессиональные условия, в которые студент попадет после окончания ВУЗа.

3. Немаловажным фактором эффективности проведения деловой игры является непринужденная атмосфера поиска.

4. Деловая игра предполагает выявление возможных вариантов решения поставленных в игре задач и решения проблемы игры.

7. Деловые игры в зависимости от вида могут требовать наличия определенного оборудования.

8. Деловая игра требует тщательной подготовки – она не будет жизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, не подготовлена учебно-материальная база, скучное развитие происходящих событий и ход игры требует постоянного вмешательства педагога.

9. В процессе организации и проведения деловой игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала студента. Для успешного проведения деловой игры главный статус педагога в игре – партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим – студентам.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ




2.1. Особенности обучения экономики в Новосибирском государственном техническом университете



Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловых игр в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Рассмотрим особенности изучения экономических дисциплин в одном из крупнейших ВУЗов города Новосибирска – Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ).

Университет был учрежден в 1950 г. как Новосибирский электротехнический институт. В 1992 г. он был переименован в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). В настоящее время НГТУ ведет многоуровневую подготовку по 29 направлениям (бакалавриат, магистратура) и 84 специальностям высшего профессионального образования - техническим, социально-экономическим и гуманитарным. Постоянно ведется работа по лицензированию новых направлений и специальностей.

В составе университета 12 факультетов, 3 института, 81 кафедра, 4 филиала и 7 представительств НГТУ. Также в состав НГТУ входят Центр довузовского образования, включающий подготовительное отделение, лицей и Центр дистанционного довузовского образования.

В учебном процессе используются 8 корпусов, 236 аудиторий и компьютерных классов, 48 мультимедийных аудиторий; более 60 лабораторий и учебно-научных центров.

С 2005 года в НГТУ внедряется комбинированная (очно-дистанционная) форма обучения.

В 2007 г. НГТУ стал одним из победителей всероссийского конкурса вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Один из самых популярных факультетов НГУТ - факультет бизнеса, который готовит специалистов по менеджменту, экономике, прикладной информатике в экономике, социально-культурному сервису и туризму, которые способны обеспечить системный, комплексный подход к решению проблем управления компаниями и содействовать успехам их деятельности. Подготовка специалистов ведется на многоуровневой основе (бакалавриат, магистратура, специалитет). Обучение студентов на факультете осуществляется за счет бюджетного финансирования и на контрактной основе.

На факультете открыто вечернее отделение, а также Центр МВА, который реализует программу дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)».

В настоящее время на факультете работает 16 докторов наук, более 100 кандидатов наук. За последние пять лет ученая степень кандидата наук присвоена 66 преподавателям, 4 сотрудникам факультета присвоена ученая степень доктора наук. Многие преподаватели прошли переподготовку в вузах Италии, Франции, Германии, Голландии, США. На факультете есть аспирантура, в которой готовятся преподавательские и научные кадры.

Студенты факультета принимают активное участие в профессиональных и научных мероприятиях, общественной и спортивной жизни университета.

Выпускники факультета бизнеса работают экономистами, маркетологами, аудиторами, главными бухгалтерами, бизнес-аналитиками, финансистами, менеджерами различного уровня, специалистами по информационным технологиям, консультантами на промышленных предприятиях, в торговых организациях, в коммерческих банках, аудиторских и консалтинговых фирмах, в сфере услуг, а также открывают собственный бизнес.

Рассмотрим более подробно направление «Экономика» (код специальности 080100), система обучения очная, срок обучения: 4 года, квалификация: «Бакалавр экономики», возможно продолжение обучения в магистратуре по специализации: экономика фирмы и отраслевых рынков; финансы; институциональная экономика и экономическая политика; учет, анализ и аудит; математические методы исследования экономики. Также возможна аспирантура.

Основные экономические дисциплины: микроэкономика; макроэкономика; экономический анализ; менеджмент; экономика фирмы; мировая экономика; маркетинг; налоги и налогообложение; финансы и кредит; бухгалтерский учет; статистика; логистика; экономика общественного сектора; институциональная экономика и ряд других.

Кроме того, к изучению предлагаются социально-гуманитарные дисциплины: иностранный язык; отечественная история; философия; правоведение; социология; политология; культурология; методы активизации творческого мышления. Математические дисциплины: линейная алгебра; математический анализ; теория вероятностей и математическая статистика; теория систем и системный анализ; дифференциальные и разностные уравнения; теория игр; математическое программирование; математические методы исследования экономики; эконометрика. И информационно-технологические дисциплины: информатика; информационные системы в экономике; информационные аспекты экономики [20].


2.2. Планирование уроков экономики с применением деловой игры на примере менеджмента ВУЗов (план)



Учебный курс стратегического менеджмента по специальности 080100 «Экономика» ориентирован на выделение 136 часов на его освоение, в том числе, работы с преподавателем – 68:

  • лекции 34

  • практика, семинары 34, в том числе деловые игры - 6

  • самостоятельная работа - 68

Учебной целью курса является формирование у студентов знаний основ стратегического менеджмента и привитие практических навыков использования полученных знаний, а также вырабатывании способности объективно анализировать происходящие процессы в отраслевой и мировой экономике [7, с. 5].

Тематический план приведен в таблице 1

Таблица 1

Тематический план учебного курса «Стратегический менеджмент» по специальности 080100»Экономика»





Разделы курса и темы

Часы

I

СТРУКТУРА И УРОВНИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ




1

Сущность стратегического менеджмента

1

2

Основные этапы стратегического управления

1

3

Основные организационные уровни разработки стратегии

1




Всего

3

II

НАЗНАЧЕНИЕ ФИРМЫ, ЕЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ




1

Определение бизнеса

1

2

Определение долговременных и краткосрочных целей

1

3

Практика

2

4

Учет интересов вкладчиков компании при целеполагании

1

4

Самостоятельная работа

6

Продолжение таблицы 1

5

Семинар

2




Всего

13

III

СОДЕРЖАНИЕ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНУЮ СТРАТЕГИЮ




1

Общее содержание стратегии

1

2

Корпоративная стратегия диверсифицированной компании

1

3

Стратегия в СЗХ

1

4

Функциональные и оперативная стратегии

1

5

Факторы, определяющие стратегию компании

1

6

Самостоятельная работа

10

7

Деловая игра

2

8

Семинар

2




Всего

19

IV

ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ




1

Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа

1

2

Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик

1

3

Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли

1

4

Анализ конкурентных сил, действующих на фирму

1

5

Практика

2

6

Самостоятельная работа

6

7

Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Определение ключевых факторов конкурентного успеха

1

8

Обобщение отраслевого и конкурентного анализа

1

9

Самостоятельная работа

6

10

Семинар

2




Всего

18

V

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ КОМПАНИИ




1

Цель анализа. Оценка применяемой стратегии

1

2

SWOT-анализ

1

3

Практика

4

4

Стратегический стоимостный анализ




5

Оценка силы конкурентной позиции фирмы. Определение предпочтительных стратегических действий фирмы

1

6

Практика

2

Продолжение таблицы 1

7

Самостоятельная работа

10




Всего

19

VI

СТРАТЕГИЯ ОДИНОЧНОГО БИЗНЕСА




1

Основания стратегии одиночного бизнеса

1

2

Выбор базовой конкурентной стратегии одиночного бизнеса

1

3

Выбор стратегии инвестиций

1

4

Практика конкурентной борьбы в отрасли

1

5

Обычные стратегические ошибки

1

6

Самостоятельная работа

6

7

Деловая игра

2

8

Семинар

2




Всего

15

VII

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ




1

Матрица БКГ

1

2

Матрица МакКинсей

1

3

Матрица эволюции СЗХ

1

5

Практика

2

6

Стратегия входа на рынок. Стратегии ухода.

1

7

Разработка (корректировка) корпоративной стратегии на основе анализа портфеля СЗХ

1

8

Самостоятельная работа

8

9

Деловая игра

4




Всего

19

VIII

ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ




1

Ключевые задачи реализации стратегии. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании

1

2

Корпоративная культура, обеспечивающая эффективную реализацию стратегии. Основы политики действий руководства компании в стратегической области

1

3

Самостоятельная работа

6

4

Семинар

2




Практика

2




Всего

12

Продолжение таблицы 1

IX

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ




1

Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля

1

2

Уровни управления и системы контроля

1

4

Самостоятельная работа

10

5

Деловая игра

2




Всего

14




ИТОГО

136



2.3. Методическая разработка учебного занятия с применением деловой игры на тему:



На основе тематического плана, разработанного в предыдущем параграфе разработаем деловую игру.

Общая характеристика: данная игра является практическим занятием, продолжающим тему «Выбор стратегии инвестиций».

Цель: формирование определения путей и способов совершенствования управления фондовым рынком, как части организационно-экономической системы, для выработки оптимальных решений в игровой обстановке.

Задачи:

1. Развитие аналитических и прогностических способностей.

2.Формирование инновационно-исследовательской компетенции, т.е. способности анализировать, формирование творческого, нетрадиционного мышления.

3. Создание условий для формирования активной гражданской позиции.

Объект (моделируемый процесс) деловой игры: управление инвестиционными потоками.

Ожидаемые результаты: оценка проектов, предлагаемых участниками, а также развитие у студентов компетенций, сформулированных в задачах игры. Для преподавателя результатом деловой игры должен стать накопленный опыт и материалы, которые он использует для проведения нового тура игры или разработки новой игры.

Участники игры и их задачи представлены в таблице 2

Таблица 2

Участники игры



Участник

Основные задачи

1.

Инвесторы

Несколько частных компаний, задача которых выгодно вложить собственные капиталы в предлагаемые проекты. Оценивают проекты, покупают акции той или иной компании.

2.

Представители государственной власти (также выступают в роли инвестора)

Должны выбрать предприятие, проект которого покажется наиболее выгодным с учетом социально-экономических реформ современной России. Могут выбрать формы поддержки данного предприятия, либо инвестировать его через покупку акций.

3.

Эмитенты

Несколько частных компаний, желающих выйти на мировой рынок. Разрабатывают собственные проекты и выставляют акции на продажу. Основная задача: разработать проект, привлекательный для инвесторов.

4.

Ведущие торгов

Осуществляют контроль за соблюдением регламента и иных правил, подводят итоги продажи акций предприятий.


Ход игры.

1 этап. (10 мин) Распределение ролей среди участников игры. Объяснение правил игры.

2 этап. (30 мин) Инвесторы - придумывают, представителями каких стран или предприятий они выступают. Вырабатывают основные критерии привлекательности проектов (возможная экономическая выгода, предполагаемые риски, используемые ресурсы, и др.).

Государственная власть – дорабатывает критерии привлекательности проектов для государства.

Эмитенты – каждое предприятие разрабатывает свой проект в сфере производства или услуг.

3 этап. (50 мин ). Презентация проектов предприятий (10 минут для каждого предприятия).

4 этап. (10 минут). Покупка акций инвесторами. Подсчет количества акций, купленных у каждого предприятия. Государство выбирает либо покупку акций предприятий, либо метод стимулирования деятельности данного предприятия.

5 этап. (20 мин). Предприятия подсчитывают прибыль, разрабатывают направления вложения полученной прибыли. Государство и частные инвесторы разрабатывают свои предложения по модернизации предложенных проектов.

6 этап. (40 мин). Анализ предложений предприятий, инвесторов, государственной власти.

7 этап. (20 мин). Рефлексия. Каждая группа оценивает свою деятельность в рамках игры. Анализирует трудности, с которыми столкнулись в ходе деловой игры. Отмечает положительные и отрицательные моменты игры.

Разработка проекта предприятий

Организационно-правовая форма – Акционерное общество.

Цель предпринимательской деятельности.

Сфера деятельности (материальное производство или сфера услуг).

Необходимые ресурсы, затраты.

План реализации проекта.

Социальная значимость проекта.

Экономическая значимость.

Количество акций, готовых выпустить на рынок ценных бумаг (не более 50%).

Критерии оценки привлекательности предприятий для государственной власти (предложить еще 2-3 критерия).

Производство (услуги) основываются на инновационных технологиях.

Учитывает наличие ресурсов на территории Омской области.

Отвечает приоритетным направлениям социально-экономического развития России.

Способствует решению проблемы занятости населения.

Применяет безотходной производство (если речь идет о материальном производстве, а не услугах).

Возможные формы поддержки предприятий (вносите свои предложения и выбираете)

Снижение налогов для данного предприятия.

Обеспечение государственного заказа.

Правила участия в деловой игре.

Соблюдение регламента.

Аргументированность участниками каждого принятого решения.

Решения должны быть согласованы всей группой.

Соблюдение правил дискуссии.
Таблица 3

Бланк предложений купли-продажи акций для инвесторов

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Предприятие 4

Количество акций

Предлагаемая цена одной акции

Количество акций

Предлагаемая цена одной акции

Количество акций

Предлагаемая цена одной акции

Количество акций

Предлагаемая цена одной акции

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 

Бланк итогов продаж акций

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

Предприятие 4

Количество проданных акций

Прибыль от продажи

Количество проданных акций

Прибыль от продажи

Количество проданных акций

Прибыль от продажи

Количество проданных акций

Прибыль от продажи

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Карточка учета для инвесторов

Предприятие №1

Предприятие №2

Предприятие №3

Предприятие №4

Предприятие №5

 

 

 

 

 

Таблица 6

Критерии оценки

Критерий

Количество баллов

3

2

1

Активность студентов

Активное участие принимали не только в выступлении, но и задавали вопросы другим участникам

Проявили среднюю заинтересованность в выступлении

не участвовали в дискуссии, не задавали вопросы другим участникам

Аргументированность высказываний и новаторство предложений, практическая значимость исследования

Проявили высокий уровень знания исследуемой проблемы, использовали статистические

не совсем четко отвечали на вопросы, но с теоретическим материалом ознакомлены, разработали

Не точно сформулированы цели и задачи проекта, затруднялись в ответах на вопросы.

Продолжение таблицы 6





данные, разработали предложения, проект реальный, социально-значимый. Принимали командное решение

собственные предложения, цели, задачи проекта. Существовали небольшие разногласия в группе.

Решение принималось одним человеком.

Соблюдение регламента

Соблюден полностью

Частично превысили установленное время

Значительно превысили

Построение речи

Эмоциональная, лаконичная, с использованием категориального аппарата

Не эмоциональная речь, частичное использование «слов-паразитов»

Отсутствие эмоциональной окраски выступления, постоянное употребление «слов-паразитов», паузы.

Внешний вид

Деловой стиль

Присутствуют элементы небрежности

Одежда не соответствуют деловому стилю (джинсы, спортивная одежда)

Таблица 7 

Соответствие баллов пятибалльной системе оценки результатов

20 – 17 баллов

5 (отлично)

16 – 13 баллов

4 (хорошо)

12 - 9 баллов

3 (удовлетворительно)

Таблица 8

Таблица компетенций

Ф.И.О. студента

Уровень сформированности инновационно-исследовательской компетенции

0 – не сформирована

1 – частично сформирована

2 - сформирована

1.

 

 

 

2.






















Профессиональные задачи: анализ и диагностика имеющейся управленческой ситуации (объекта управления) для обоснования последующего принятия решения.

Результат (продукт) деятельности: информационный продукт — полная легальная и объективная информационная модель управленческой ситуации (в виде справки, служебной записки, отчета). Аналитические выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Деловая игра, как средство обучения, таит в себе значительные потенциальные возможности. Но именно потенциальные, так как для реализации поставленных задач в деле достижения высоких результатов обучения студентов на уровне мировых стандартов, необходимо не только желание и творческое отношение преподавателя к использованию деловой игры, но и тщательная длительная подготовительная работа, правильный подбор пропорционального соотношения игровых форм и традиционных способов обучения.

Использование деловых игр при обучении экономическим дисциплинам тем более ценно, что профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, и применение деловых игр в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Знания и опыт, полученные в деловых играх, могут быть более значимыми и полезными по сравнению со знаниями и опытом, полученными в ходе обучения или даже в ходе в профессиональной деятельности. Причиной такой особенности является прежде то, что деловая игра позволяет, во-первых увеличить масштаб рассматриваемой действительности, во-вторых деловая игра наглядно помогает представить последствия принятых решений и дает возможность найти и проверить в действии другие решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 371

  2. Белокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 168

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с.

  4. Галимуллина Н. М. Активные методы обучения в рамках курса «Введение в связи с общественностью» // PR-образование: Prоблемы и PеRспективы. Материалы 3-й межрегиональной научно-практической конференции 23-25 ноября 2004г. - Нижний Новгород: Типография НКИ, 2004г. - С.- 10-13

  5. Гильбо Е.В. 5 правил эффективного поведения». - М.: Школа Эффективных Лидеров, 2005. – 95 с.

  6. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2009. – 112 с.

  7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 168 с.

  8. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород: Натис, 2007. - 182 с.

  9. Дудченко В.С. Инновационные игры. Практика, методология, теория. - М.: Кватро-Принт, 2007. - 110 с.

  10. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 511 с.

  11. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 158 с.

  12. Педагогика: Педагогические теории, системы. Технологии: Учебник для педвузов/ С.А.Смирнов. – М.: Академия, 2003. – 284 с.

  13. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

  14. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

  15. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс. 2006. – 448 с.

  16. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика» / под. ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 365с.

  17. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2007. - 544 с.

  18. Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 11. — М.: Путь, 2007. — 400 с.

  19. Яруллина Л.Р. Использование активных методов обучения в высшей школе // Вестник ТИСБИ. – 2008. - № 1. – С. 12-19

  20. http://www.nstu.ru/ - сайт Новосибирского государственного технического университета






Скачать файл (335 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации