Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Личностные особенности творческого человека - файл n1.docx


Курсовая работа - Личностные особенности творческого человека
скачать (46.9 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx47kb.01.01.2013 11:43скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Оглавление

Введение………………………………………………………………..2

  1. Понятие творчества и творческого мышления………………...3

    1. Определение понятия «творчество»……………………...3

    2. Виды творчества и их особенности………………………5

    3. Творческое мышление…………………………………….6

      1. Феномен творческого мышления……………………...6

      2. Стадии творческого мышления (по Г. Уоллесу)…….7

  2. Творческая личность…………………………………………...10

    1. Творческие способности………………………………....10

    2. Личностные характеристики творческого человека…...11

Вывод………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………16

Список используемой литературы…………………………………..17

Введение

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители. И я не исключение.

С самого раннего детства я училась в своем городе в Школе Искусств. Там я рисовала, пела, танцевала, участвовала в конкурсах чтецов, сочиняла стихи, одним словом – занималась творчеством. И это имело свои плоды. Можно ли исходя из этого сделать вывод о том, что я – творческая личность? И если это так, то какие личностные качества, характерные для творческого человека, мне присущи? Именно потому, что я захотела найти ответы на поставленные вопросы, тема моей курсовой работы по психологии и педагогике звучит так : «Личностные особенности творческого человека».

Данная курсовая работа состоит из двух основных разделов: первый - Творчество, виды творчества, творческое мышление и его этапы; второй - Творческих способностей человека, личностные особенности творческого человека. Названия разделов отражают основные понятия, рассмотренные в работе. В завершении приводятся результаты самоанализа, то есть ответ на вопрос о том, насколько я творческая личность.



  1. Понятия творчества и творческого мышления



    1. Определение понятия «творчество»

В различных формулировках и определениях творчества можно выделить общие существенные черты: во всех случаях речь идёт о создании чего-то нового, оригинального. Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности, да и в понятии нового требуется уточнение.

Бытует мнение, что новое следует трактовать как новое для данного субъекта, а не в общечеловеческом смысле. Например: монах Грегор Мендель открыл законы генетики, но никто из его современников не обратил на это внимания. Прошло 35 лет, и эти законы «переоткрыли» независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос: можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, австрийский генетик Эрих Чермак-Зейзенегг, голландский ботаник Хуго де Фриз трудились творчески и сами были творцами, раз они открывали нечто уже известное? С точки зрения психологии они творцы и, безусловно, трудились творчески. А то, что открывали уже известное кому-то — это частность, характеризующая внешнюю социально-культурную ситуацию. Известна и другая трактовка понятия нового: новизна («оригинальность») рассматривается не в индивидуальном, а в социальном смысле, т.е. продукт творчества соотносится не с теми знаниями, которые имелись у человека до начала творческой деятельности, а с продуктами деятельности других людей. Именно такая трактовка оригинальности принята в патентном законодательстве России.

Второй подход к определению и оценке творчества - по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность (деятельность людей, имеющих психические расстройства). Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.

Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Здесь так же попытка поиска определения обычно приводит специалистов к бесплодным философским разговорам о «субъективно» и «объективно» новом, что имеет опосредованное отношение к психике.

Разумно заметить, что само по себе новое не обязательно состоит из новых элементов и включает в себя только оригинальные идеи. Новым может быть и необычное сочетание уже известных частей, ведь создавать новое можно с помощью существенного усовершенствования старого. Например, автомобиль начала 19 века абсолютно не похож на автомобиль века 21, хотя по сути оба - автомобили.

Итак, творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса, оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество. Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.

1.2 Виды творчества и их особенности


Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Этот вид творчества начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника, например, она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. В творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, но качественно она определяет многие существенные стороны творчества.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе .Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.

Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Научному творчеству присуще особое, игривое отношение к действительности, к себе, способность к диалектическому отрицанию, ироническое преодоление устоявшихся норм, правил, скептицизм.

    1. Творческое мышление



      1. Феномен творческого мышления

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. Этой проблемой занимались Гераклит, Демокрит, Платон, выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе . Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.


      1. Стадии творческого мышления (по Г. Уоллесу)


Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), Грахам Уоллес в 1926 году разграничил и описал 4 “стадии творческого мышления”: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагает, однако, что “в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы... Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может бессознательно вынашивать какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой же проблемы”.

Слово “созревание” обозначает тот факт, что после периода подготовки и перед периодом вдохновения вклинивается период отсутствия внимания к проблеме, то есть представляет собой период отсутствия очевидного прогресса, имеющего место между стадиями быстрого прогресса.

Исследования, проведенные в 1931 году Россманом среди изобретателей, а Платтом и Бекером — среди химиков, показали, что названные стадии знакомы многим из тех, кто разрешал оригинальные проблемы. Сначала они вооружаются всей доступной информацией и напрягают усилия, чтобы достигнуть быстрого решения; иногда в этом первом пылу они имеют успех. Но часто им приходится временно отступать, и могут пройти дни и недели, прежде чем придет вдруг спасительное решение, в то время как внимание отдалено от проблемы, а иногда также во время разговора о проблеме, дискуссии за столом или попыток объяснить проблему кому-нибудь другому. Почти самым ранним научным открытием, о котором мы имеем психологический отчет, было открытие Архимеда, сделанное во время купания в ванне, — своеобразное переживание — “эврика”. Другие описывали озарение во время езды в поезде или в автомобиле, .во время гулянья на улицах города, во время одевания, бритья, работы в саду и т. п. Большая часть изобретателей склоняется как будто к простой гипотезе о бессознательной работе как факторе, объясняющем озарение.

Оставшиеся три явные стадии творческого мышления — подготовку, вдохновение и проверку – можно описать так: вначале воспринимаются разнообразные впечатления и приходят воспоминания, но обычно на этом не акцентируется внимание. Через некоторое время возникает решение и быстро рисуются образы или начерно набрасывался ряд строк (эксперименты проводились на преимущественно на художниках и поэтах). Хотя три отчетливо выступающие стадии перекрывали друг друга во времени, они в целом сохраняли этот порядок следования.

Для анализа своей собственной деятельности, я в качестве примера взяла решение теста для определения уровня интеллекта (теста IQ). Некоторые задания не вызывали затруднений, поэтому при решении их стадии творческого мышления было очень трудно разграничить потому, что они сильно перекрывали друг друга. Но когда я сталкивалась со сложным (на мой взгляд) заданием, становились очевидны все 4 стадии.

На стадии подготовки я знакомилась с задание, в мыслях возникали возможные варианты решений, но, применяя их, я иногда не получала должного результата. Наступала вторая стадия творческого мышления – созревание: интерес к задаче пропадал, хотелось или перейти к следующему вопросу, или вообще завершить выполнение теста. Возникала некая обида (то ли на себя за то, что не могу решить, то ли на составителей теста за то, что предложили невыполнимое задание). Чаще всего в такой ситуации я переходила к следующим вопросам. После того, как были прорешаны все остальные задания, я возвращалась тому, которое вызвало затруднение. Иной раз хватало взгляда мельком для того, чтобы нужный метод решения пришел на ум, а другой раз необходимо было на некоторое время вообще сменить род деятельности. Далее делались какие-то черновые пометки на бумаге, после чего само собой находился верный ответ. Так у меня в процессе творческой деятельности проявились оставшиеся две стадии: вдохновение и проверка истинности.

В результате проведенного исследования я убедилась, во-первых, в том, что моя деятельность была действительно творческой, во-вторых, что стадии творческого мышления, предложенные Г. Уоллесом, имеют место быть.

  1. Творческая личность

2.1 Творческие способности
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие).

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная взаимосвязь. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

То есть у людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфиской формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

2.2. Личностные характеристики творческого человека

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности .

Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения.

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет особое формирование умственных действий. Ведь "творчество" не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых - одно из обязательных условий творческой деятельности. Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности.

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как: смелость мысли, склонность к риску; фантазия; проблемное видение; умение мыслить; способность находить противоречие; умение переносить знания и опыт в новую ситуацию; независимость; альтернативность; гибкость мышления; способность к самоуправлению. О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы; высокая трудоспособность; подчинение творчества духовной мотивации; стойкость, упёртость; увлечение работой. В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе.

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.
3. Главной движущей силой является потребность подтверждения своей ценности. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие - главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

Для самоанализа я сопоставила выделенные учеными основные личностные характеристики творческого человека со своими характеристиками. На мой взгляд, я обладаю склонностью к риску; фантазией; способностью к самоуправлению; умению мыслить; способностью находить противоречие; умением переносить знания и опыт в новую ситуацию; независимостью; альтернативностью; упёртостью и увлечением работой. Таким образом, можно утверждать, что я вероятнее всего являюсь творческой личностью.

Вывод

Итак, пришло время подвести итоги самоанализа.

В пункте 1.3.2. я выяснила, что предрасположена к творческому мышлению и выделила основные этапы своей творческой деятельности. В пункте 2.2. я попыталась определить, какие особенности, характерные для творческого человека, присущи и мне. К сожалению, наделение самой себя такими качествами весьма субъективно, но даже и в этом случае большинство черт скорей всего имеют место быть. А следовательно, я – творческая личность.


Заключение

Актуальность темы "Личностные особенности творческого человека" обусловлена тем, что овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую, познать самого себя.

В ходе работы были найдены ответы на поставленные вопросы, то есть цель соответствует полученному результату.


Список используемой литературы

  1. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. – 1985, № 6, с.25

  2. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

  4. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.

  5. Г. Алдер. CQ, или мускулы творческого интеллекта. - М., “ФАИР-ПРЕСС”, 2004 . - 124-130 с.



Скачать файл (46.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru