Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий - файл n1.doc


Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий
скачать (508.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc509kb.01.01.2013 11:46скачать


n1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
ББК 74.100.5 К 60
Колесникова Е. В.

К 60

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сцена­рии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 96 с. (Опыт рабо­ты практического педагога).

ISBN 5-89334-050-7
Данное пособие является результатом практической работы автора по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. Мо­жет быть использовано педагогами, работающими по программам «Развитие», «Истоки», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сце­нариев учебно-игровых занятий для педагогов и тетради для детей "«От слова к звуку».
Пособие рекомендуется широкому кругу специалистов, рабо­тающих в различных дошкольно-образовательных учреждениях, пе­дагогам классов коррекционно-развивающего обучения. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.

ББК 74.100.5

Издатель - А. Казаков

Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Корректор - Г. Рогозина

Редактор - Д. Семериков

Оригинал-макет - Е. Капнулина

Издательтство ООО «Гном-Пресс»,

125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, офис 43.

Тел./факс: (095) 151-74-91, 207-13-96, 280-02-07

Лицензия ЛР № 064388 от 10.01.96 г. Гигиеническое заключение на продукцию (товар) № 77.99.1.953.П.554.2.99 от 10.02.1999 г. Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России. Сдано в набор 20.10.99 г. Подписано кпечати 15.11.99г. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. п.л.6. Тираж 10000.

Заказ № 5355.

Отпечатано в ДПК. 142040, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.

ISBN 5-89334-050-7 © Е. Э- Колесникова, 1999

© Оформление. ООО «Гном-Пресс», 1999

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Разви­тие фонематического слуха у детей 4-5 лет », которое является вто­рой книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению гра­моте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - « Развитие звуко-буквенного ана­лиза у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».

В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целост­ной педагогической системе, в которой содержание, методы и фор­мы организации обучения непосредственно согласованы с законо­мерностями развития ребенка.

Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного цен­тра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям.

В книге 31 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей не­обходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных дви­жений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фоне­матического слуха указывают исследования в области речевого раз­вития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от со­стояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кро­ме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыду­щим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано.

В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с выполнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что. по­зволит педагогу закрепить знания детей.

На данном этапе обучения нами выделены три задачи, кото­рые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу.

1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

(Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обу­чения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Поддьякова. -М.: «Просвещение», 1984.)

Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук».

Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражне­ний в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в опре­деленной последовательности.

Обращается внимание на длительность звучания слов.

Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть' слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно.

Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоуго­льника.

2. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Дети учатся:

- рисовать вертикальные и горизонтальные линии;

- рисовать округлые линии;

- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые ли­нии;

- штриховать различные предметы. Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графи­ческих навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в иг­ровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикаль­ные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У », цыпленок - буква «О» и т.д.

Первые задания дети должны выполнять фломастерами; пись­мо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчет­ливыми.

Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой.

С целью постепенного перехода от простейших графических уп­ражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикаль­ные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем

рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

К концу года даются задания на заштриховку, которые вызы­вают у детей определенные трудности, но по мере выполнения за­даний они устраняются.

3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ (упражнения для рук, ног, туловища) И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (упражнения для пальцев и кистей рук)

Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туло­вища, пальцев, кистей рук.

Для этого используются веселые стихи, связанные с темой за­нятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.

На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога.

Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педа­гог следит за правильностью позы ребенка и точностью переклю­чения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение.

Затем дети самостоятельно выполняют движения по словес­ной инструкции.

Особое значение в усвоении детьми первой и второй задач име­ют тетради для выполнения заданий ребенком, которые являются приложением к конспектам.

Выполнение ребенком заданий в тетради позволяет:

1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических), которые дают возможность пе­рейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.

2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской де­ятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.

3. Развить различные стороны психической деятельности: вни­мание, мышление, память, речь.

4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической сто­роне слова.

5. Развивать графические навыки.

6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

7. Формировать навык самоконтроля и самооценки. А педагогу поможет:

- снять трудности подбора дидактического материала;

- контролировать уровень усвоения программы;

- наладить отношения с детьми и, что особенно важно, с ма­локонтактными.

Однако на сегодняшний день методических разработок, кото­рые бы комплексно решали эти задачи нет. Отдельные авторы де­лают попытки решить их, чаще всего они рассматриваются в отры­ве друг от друга или же решается только первая задача. Так проис­ходит и в самых популярных программах (Типовая программа вос­питания и обучения в детском саду. - М.: «Провещение», 1984; Истоки. -М.: Издательский дом «Карапуз», 1997; Развитие. -М.: «Новая школа», 1994), по которым работают многие дошкольно Образовательные учреждения.

Отметим, что в этих программах первая, выделенная нами за­дача формулируется иначе и называется: в «Типовой» и «Истоки» - «Развитие звуковой культуры речи», а в программе «Развитие» -«Подготовка к обучению грамоте», в программе «Детство» - «Обу­чение грамоте».

Программа «Золотой ключик» по данному разделу работает по «Типовой» программе воспитания в детском саду.

В разработке цикла « Подготовка к обучению грамоте » исполь­зуется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные дейст­вия ребенка со словом.

Для этого, начиная с четырех лет, его учат работе со схемами слов, что называется моделированием, так как ребенку 4 лет труд­но овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух.

Таким образом, в данной книге представлен комплексный под­ход к решению следующих, стоящих перед детьми этого возраста задач:

1) развитие фонематического слуха;

2) развитие графических навыков;

3) развитие основных движений и мелкой моторики.

Автор и издатель надеются, что работа по данной книге помо­жет Вам подготовить детей к следующему этапу обучения - звуко-буквенному анализу, развитию фонематического восприятия речи, а обучение покажется им веселым и радостным.


Занятие № 1

Тема. СЛОВА, МНОГООБРАЗИЕ СЛОВ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Программное содержание:

у* Учить понимать и правильно употреблять термин «слово»

>• Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

>• Закреплять навыки правильного произношения

>■ Стимулировать зрительно-поисковую активность

>■ Формировать избирательность зрительного восприятия

>■ Развивать графические навыки - рисование коротких отрыви­стых линий

*- Формировать умение понимать поставленную задачу и выпол­нять ее самостоятельно

>• Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Прочитайте детям стихотворение Е.Серовой:

Гладко, плавно лился стих, Чтобы снова в добрый путь

Вдруг споткнулся и притих, Стих потек, как речка,

Ждет он и вздыхает: Помоги ему чуть-чуть,

Слова не хватает! Подскажи словечко.

Предложите детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.

Я сегодня утром рано Уронили мишку на пол, Умывался из под —(крана) Оторвали мишке__(лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался ....(зайка)

Обратите внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.

2. Игра «НАЙДИ И ОБВЕДИ» (лист 1, рисунок 1)*

Задания детям:

Подсказать слово, найти названных животных на картинке и обвести их.

Часто к озеру напиться Уронила белка шишку,

Ходит рыжая ....(лисица). Шишка стукнула

...(зайчишку).

Рады мальчики и девочки, Рады зайчики и ...(белочки).

3. Физкультминутка

Игра с мячом «НАЗОВИ СКОРЕЕ»

Описание игры:

Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и просит вы­полнить одно из перечисленных ниже заданий; ребенок, выпол­нив задание, бросает мяч педагогу.

Задания детям: ,

* Назови, какие ты знаешь игрушки? - Мяч, пирамидка, миш-ка.зайка, неваляшка, матрешка, кубики.

* Назови фрукты - яблоко, груша, апельсин.

* Назови овощи - капуста, помидор, картошка, огурец.

* Назови домашних животных — кошка, собака, корова, лошадь.

* Назови диких животных - заяц, волк, медведь, белка.

(И так далее с различными вариантами по вашему усмотрению.) Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4. Дорисуй картинку (лист 1, рисунок 2) Задания детям:

* Рассмотреть рисунок, назвать тех, кто моется под душем. (Лягушка, мышка, поросенок.)

* Отгадать загадку:

Этот дождик не простой,

Дождик теплый и густой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

* См. тетрадь для выполнения заданий «От слова к звуку».

Скажите, что в кабинках у мышки и поросенка не льется вода, и предложите детям нарисовать «дождик», как показано на рисунке.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Для самоконтроля и самооценки можно использовать две фор­мы: по словесной инструкции или по образцу.

Самоконтроль по словесной инструкции

Спросите детей, все ли обвели лису, зайку, белку? (Если да, то задание выполнено правильно.)

Спросите, во всех ли кабинках льется вода из душа? (Если да, то задание выполнено правильно.)

Если все задания выполнены правильно, предложите нарисо­вать внизу зеленый кружок, если частично - желтый, если много ошибок - красный.

(Эти цвета символизируют светофор:

зеленый - все в порядке, можно переходить к следующей стра­ничке;

желтый - надо поработать над небольшим количеством ошибок;

красный - ребенок плохо усвоил материал занятия и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над эти­ми заданиями.)

Самоконтроль по образцу

Детям предъявляется лист с правильно выполненным задани­ем, и дети соотносят свою работу с образцом.

Желательно чередовать виды самоконтроля, развивая у детей как зрительное, так и слуховое восприятие.

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

(слова, многообразие слов)

Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ КОШКА? ЧТО ДЕЛАЕТ СОБАКА?»

(Тумакова Г.А. Кто что делает? // Ознакомление дошкольни­ков со звучащим словом. -М.: «Просвещение», 1991.)

Материал к игре: кошка и собака (игрушки), можно использо­вать иллюстрации.

Сначала спросите детей, какая кошка? (Серенькая, пушистая, маленькая.) Какая собака? (Белая, мохнатая, большая.)

Обратите внимание на звучание слов, пусть дети повторяют эти слова несколько раз. Уточните разное произношение этих слов.

Педагог. Что делает кошка, когда видит мышку? (Можно по­казать иллюстрацию.)

Дети. Крадется, бежит, ловит, подкрадывается. Педагог. Что делает кошка, когда видит нитку с бантиком? Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется. Педагог. А что еще умеет делать кошка? Дети. Мяукать, лакать, царапаться. Педагог. Что делает собачка, когда видит кошку? Дети. Ловит, бежит, лает, хочет поймать, укусить. Предложите детям еще раз повторить слова о кошке, собачке, вслушаться в звучание этих слов.

Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно уз­нать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машина, ма­трешка, пирамидка).

Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан.

Задания детям:

* Мяч из резины, какой это мяч? (Резиновый.)

* Матрешка из дерева, какая это матрешка? (Деревянная.)

* Собачка из меха, какая это собачка? (Меховая.)

НА ПРОГУЛКЕ

Предложите детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (Высокие и низкие.) Какие стволы у деревьев? (Тонкие и тол­стые.) Какого цвета листья на деревьях? (Зеленые, красные, оран­жевые, разноцветные.)

Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова.

Занятие №2

Тема. СЛОВА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Программное содержание:

>■ Учить понимать и правильно употреблять термин «слово»

>■ Познакомить с разнообразием слов

>■ Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

>■ Познакомить с моделированием - слово можно нарисовать в виде прямоугольника

>■ Развивать мелкую моторику - упражнения для развития паль­цев рук

>■ Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

>- Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (лист 2. рисунок

1) Задания детям:

* Подсказать слово в конце стихотворения.

* Найти изображения названных предметов в первом задании. Нарисовать рядом с ними прямоугольник.

Объяснить детям, что, пока они не умеют писать, они будут изображать названия предметов в виде прямоугольников.

Я рубашку сшила мишке, У себя в саду Андрейка

Я сошью ему ... (штанишки). Поливал цветы из ... (лейки).

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ... (машине).

2. Игра «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ» (лист 2, рисунок 2) Задания детям:

* Предложите посмотреть на рисунок и ответить на следую­щие вопросы:

Как здороваются котята? (Мяу-мяу.) Как здороваются собачки ? (Гав-гав.) Как здороваются лошадки? (И-го-го.) Как здороваются тигрята ? (Рр-рр-рр.) Как здороваются быки? (Му-у.)

  • Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя следующее упражнение: поочеред­но, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворе­ния, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и ука­зательные пальцы одновременно.

12 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столами, а затем - стоя в кругу.

Встретились два котенка соединяются

И поздоровались - мяу-мяу. мизинцы '

Встретились две собачки соединяются

И поздоровались - гав-гав. безымянные пальцы

Встретились две лошадки соединяются средние

И поздоровались - и-го-го. пальцы

Встретились два тигренка соединяются

И поздоровались - рр-рр-рр. указательные пальцы

Встретились два быка соединяются

И поздоровались - му-у-у. большие пальцы

Смотри, какие рога, выставив

Забодаю, забодаю! указательные пальцы

и мизинцы, дети изображают рога быка

3. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

Примечание: У многих детей, как правило, не получается зада­ние на поочередное соединение пальцев, а самым трудным для них оказывается выставление мизинца и указательного пальца вперед.

Дайте детям задание самим оценить, у кого это упражнение получилось, а у кого нет.

4. Дополнительный материал для работы вне занятий

1. Игра «БУЛЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Педагог просит детей назвать игрушки (мяч, пирамидка, пет­рушка, кубик).

Затем просит детей хлопать в ладоши, если слова, которые бу­дут ею названы, обозначают игрушки, а если нет, то хлопать не надо.

Аналогичные задания можно провести с понятиями: живот­ные, посуда, одежда и другими.

Эта игра развивает слуховое внимание детей, закрепляет зна­ния о многообразии слов.

2. ПУТАНИЦЫ

Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответст­вия в тексте действильности. Первую путаницу можно прочитать сначала как целое произведение, а затем по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении называли, что автор «перепутал».

Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова ме­няются местами.
Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на луг

у Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть

. А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

-Это правда или нет?

Л. Станчев
Перепутаница

Лает кошка из лукошка

, На сосне растет картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит

, Звонко квакают утята,

Тонко крякают котята,

Проползла змеею луковица

-Получилась перепутаница.

В. Бурыкина

Шутка

(отрывок)

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишек. 3. Александрова

Занятие № 3

Тема. СЛОВА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Программное содержание:

>- Учить понимать и правильно употреблять термин «СЛОВО» Продолжать знакомить с разнообразием слов Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

>■ Развивать внимание, логическое мышление

>■ Научить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки

>■ Продолжить знакомить с моделированием - слово обозначает­ся в виде прямоугольника

у- Развивать графические навыки — рисование коротких отры­вистых линий

5* Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее са­мостоятельно

>- Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ» (лист 3, рисунок 1)

Загадайте детям загадки, дайте задание найти отгадку на ри­сунке и рядом с ним нарисовать прямоугольник. Напомните детям, что так обозначаются слова.

Мы день не спим, Мордочка усатая,

Мы ночь не спим. Шубка полосатая.

И день. И ночь Часто умывается,

Стучим, стучим. А с водой не знается.

(Часы) (Кошка)

Бьют его, а он не плачет. Только выше, выше скачет.

(Мяч)

2. Игра «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА» (лист 3, рисунок 2)

Спросите детей, какие предметы нарисованы? (Ракета, вагон, лимоны, книжка, конфеты.)

Обратите внимание детей на то, что названо было много слов и все они звучат по-разному.

Прочитайте детям стихотворение М.Пляцковского «Какие бы­вают слова»:

Есть сладкое слово - конфета, Есть быстрое слово — ракета, Есть кислое слово - лимон, Есть слово с окошком - вагон, Есть слово колючее - ежик, Есть слово промокшее - дождик, Есть слово упрямое — цель, Есть слово колючее - ель, Есть книжное слово - страница, Есть слово лесное - синица, Есть слово пушистое - снег, Есть слово веселое - смех.

Попросите детей назвать: «Сладкие слова» (мороженное, торт, пирожное, йогурт, кон­фета). ■ . «Быстрые слова» (ракета, самолет, поезд). «Колючие слова» (ежик, иголка, шило, гвоздь).

Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.

3. Физкультминутка (повторить физкультминутку «Встреча друзей». См. конспект занятия № 2, стр. 11)

4. Дорисуй иголки ежику (лист 3, рисунок 3)

Загадайте детям загадку: Сердитый недотрога Иголок очень много,

Живет в глуши лесной. А нитки ни одной.

(Ежик)

Задания детям:

* Посмотреть на рисунок и сказать, что забыл нарисовать ежи­кам художник? (Иголки.)

* Исправить ошибку художника. (Т.е. нарисовать ежикам иголки.)

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

  • 6. Дополнительный материал для работы вне занятий

Игра «ПОДСКАЖИ НУЖНОЕ СЛОВО»

У лисы лисенок, а у волка ... (волчонок).

У зайца зайчата, а у медведя... (медвежата).

У курицы цыплята, а у утки... (утята).

У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок).

У овцы ягнята, а у козы... (козлята).

ПУТАНИЦА

Педагог зачитывает детям путаницу и просит назвать несо­ответствия в тексте действительности.

» Правда или нет?

Кто подскажет мне ответ? Это правда или нет, Что из всех лесных зверей Всех ленивей - муравей? Это правда или нет, Что, почуяв зайца след, Волк от страха без оглядки Мчится прочь во все лопатки? Это правда или нет, Что съедает на обед Мышь, помимо разных крошек, Двух котов и восемь кошек?.. Это правда или нет, Что в неправде правды нет? АДуйсенбиев Перевод с казахского ИМазнина

Занятие № 4

Тема. СЛОВА, ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Программное содержание:

>■ Знакомить детей со звуками окружающего мира

>• Учить сравнивать слова по звучанию

>- Учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации, на слух

у- Развитие мелкой моторики

>■ Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно >- Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?» (лист 4, рисунок 1)

Расскажите детям о том, что летом в лесу, на полянке, можно услышать разные звуки.

Предложите детям рассмотреть рисунок и сказать, что на нем изображено? (Деревья, которые сильно гнутся, потому что их ка­чает ветер; жук, комарик.)

Скажите детям, что у ветра, жука, комарика есть свои песенки и звучат они по-разному: у жука песенка «ж-ж-ж», а у комарика «з-з-з», а у ветра «ш-ш-ш».

Затем дети учатся произносить песенки жука, ветра, комарика.

2. Физкультминутка

ИГРА «СТУАЬЧИК» (лист 4, рисунок 2)

Предложите детям подсказать слово в конце стихотворения:

Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на___(стуле).

Скажите детям, что они поучатся делать стульчик с помощью ладошек. Дайте задание рассмотреть рисунок и выполнить упраж­нение по рисунку.

Можно дать словесное объяснение и показать:

1. Левая ладонь вертикально вверх, правая сжата в кулачок и прижимается к левой.

2. Правая ладонь вертикально вверх, левая сжата в кулачок и прижимается к правой.

Игра «КТО АОВКИЙ»

Описание игры:

Все дети сидят на стульчиках по кругу. На слова педагога «по­бежали» , бегают по группе. Педагог убирает один стульчик. По ко­манде « сел и на стульчики », дети садятся на них. Проигравшим считатется тот, кто не успел сесть.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

3. Игра «СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО» (лист 4, рисунок 3) Задания детям:

* Вслушаться в звучание слов майка - зайка, мишка - мышка. Если дети затрудняются, скажите им, что эти слова звучат похоже. Предложите детям произнести их.

* Попросите детей назвать нарисованные на картинках предме­ты и соеденить линией те, названия которых звучат похоже.

* Попросите назвать их (лук - жук, мишка - шишка, банки -санки).

4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

5. Дополнительный материал для работы вне занятий

1. Игра «КАК ЗВУЧАТ САОВА»

Описание игры:

Педагог называет слова и просит детей сказать, как они зву­чат: похоже или непохоже?

Мышка - мишка (похоже);

рак - мак (похоже);

лошадь - корова (непохоже);

шапки - лапки (похоже);

стол - шкаф (непохоже);

дом - ком (похоже);

миска - киска (похоже).

2. Стихотворение ПАИМ

Скажите детям, что каждое слово имеет свое значение, смысл.

Предложите послушать шуточное стихотворение, а потом на­звать слова, которые звучат похоже и имеют каждое свое значение. А затем попросите назвать слово из стихотворения, которое ничего не значит.

«Плим»

Ложка - это ложка,

А я придумал слово,

Ложкой суп едят.

Смешное слово -«плим».

Кошка - это кошка,

Я повторяю снова,

-У кошки семь котят.

Плим, плим, плим...

Тряпка - это тряпка,

Вот прыгает и скачет - И ничего не значит

Тряпкой вытру стол. Оделся и пошел.

Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.

Шапка - это шапка, И. Токмакова

3. Игра «ЛЕС ШУМИТ»

Описание игры:

Вспомните вместе с детьми, как они ходили летом в лес и виде­ли там высокие деревья и у них зеленые верхушки, много ветвей и листьев, как качались верхушки деревьев и шумели: «ш-ш-ш». За­тем предложите детям поднять руки вверх, изображая веточки у де­ревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер (ш-ш-ш).

Занятие № 5

Тема. СЛОВА, ЗВУЧАНИЕ СЛОВ, МОТОРИКА, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Программное содержание:

>■ Упражнять в различении близких по звучанию слов

>■ Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие)

>■ Продолжать учить подбирать «слова-друзья» на основе зритель­но воспринимаемой информации

>• Развивать графические навыки — рисование округлых и прямых Линий

>- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

Самостоятельно

>- Формировать навык самоконтроля и самооценки

1. Игра «КАК ЗВУЧАТ СЛОВА?» (лист 5, рисунок 1)

Дайте детям задание назвать животных, которые живут в до­миках (зайка, корова, кошка.)

  • Спросите, как звучат эти слова? (По-разному.) Уточните, что слова действительно звучат по-разному: зайка -звонко, корова - громко, кошка - тихо..

20 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

2. Игра «КАК ЗВУЧАТ СЛОВА» (лист 5, рисунок 2)

Задания детям:

* Назвать предметы, нарисованные на картинке. Сказать, как звучат слова, которые они назвали.

Коза, зонт - звонко. Барабан, рубашка - громко. Котенок, петушок - тихо.

* Закрасить предметы, названия которых звучат тихо.

3. Физкультминутка

Игра «ЗАРЯДКА»

(лети выполняют движения по тексту стихотворения)

Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Весело шагать. Руки поднимать, Руки опускать. Приседать и вставать, Прыгать и скакать.

4. Нарисуем желтый круг (лист 5, рисунок 3)

Прочитайте детям стихотворение:

Нарисуем желтый круг, Это солнышко сияет,

Много палочек вокруг, Всё собою освещает.

Дайте задание нарисовать солнышко с лучами и раскрасить его.

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

1. Игра «КАКИЕ БЫВАЮТ САОВА?»

Спросите у детей, что они знают о словах? (Слова бывают раз­ные и похожие, слова звучат громко, тихо, звонко; слов много, и обозначают они разные предметы).

Дайте детям задание подобрать «слова-друзья» к следующим словам:

ворона - (корона) звери (двери)

врач - (грач) ночка - (дочка)

корка - (норка) кости - (гости)

речка -(печка)

2. ИГРА «ЗВУКИ ПОМЕНЯАИСЬ МЕСТАМИ»

Скажите детям, что Незнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предложите детям помочь ему исправить ошибки.

Ой ,кричат вокруг хозяйки,

В огород забрались майки (зайки).

Здесь хорошее местечко -Протекает мимо печка (речка).

Слезы льются у Оксанки,

У неё сломались банки (санки).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько норку (корку).

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

Спросите детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)

Дайте детям задание произнести слова, которые звучат похо­же (майки - зайки, печка -речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).

Занятие № 6

  1   2   3   4

Реклама:





Скачать файл (508.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru