Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Полонский В.М. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы - файл n2.rtf


Полонский В.М. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы
скачать (297.1 kb.)

Доступные файлы (57):

n1.ini
n2.rtf67kb.23.10.2006 15:01скачать
n3.rtf61kb.25.10.2006 14:17скачать
n4.rtf64kb.25.10.2006 14:25скачать
n5.rtf63kb.25.10.2006 14:45скачать
n6.rtf63kb.25.10.2006 14:47скачать
n7.rtf56kb.26.10.2006 09:57скачать
n8.rtf63kb.26.10.2006 10:00скачать
n9.rtf61kb.26.10.2006 10:03скачать
n10.rtf64kb.26.10.2006 10:05скачать
n11.rtf63kb.26.10.2006 10:07скачать
n12.rtf62kb.26.10.2006 10:09скачать
n13.rtf65kb.23.10.2006 15:04скачать
n14.rtf63kb.23.10.2006 15:06скачать
n15.rtf73kb.23.10.2006 15:09скачать
n16.rtf75kb.23.10.2006 15:10скачать
n17.rtf83kb.23.10.2006 15:12скачать
n18.rtf64kb.23.10.2006 15:16скачать
n19.rtf66kb.23.10.2006 15:18скачать
n20.rtf64kb.23.10.2006 15:20скачать
n21.rtf60kb.23.10.2006 15:22скачать
n22.rtf60kb.23.10.2006 15:24скачать
n23.rtf70kb.23.10.2006 15:26скачать
n24.rtf40kb.23.10.2006 15:27скачать
n25.rtf60kb.23.10.2006 15:29скачать
n26.rtf31kb.23.10.2006 15:31скачать
n27.rtf75kb.23.10.2006 15:33скачать
n28.rtf63kb.23.10.2006 15:35скачать
n29.rtf67kb.23.10.2006 15:37скачать
n30.rtf66kb.23.10.2006 15:39скачать
n31.rtf50kb.23.10.2006 15:41скачать
n32.rtf64kb.23.10.2006 15:43скачать
n33.rtf59kb.23.10.2006 15:45скачать
n34.rtfскачать
n35.rtf54kb.25.10.2006 12:10скачать
n36.rtf61kb.25.10.2006 12:12скачать
n37.rtf57kb.25.10.2006 12:15скачать
n38.rtf52kb.25.10.2006 12:17скачать
n39.rtf59kb.25.10.2006 12:19скачать
n40.rtf58kb.25.10.2006 12:26скачать
n41.rtf89kb.25.10.2006 12:30скачать
n42.rtf56kb.25.10.2006 12:33скачать
n43.rtf7kb.25.10.2006 12:34скачать
n44.rtf53kb.25.10.2006 12:36скачать
n45.rtf60kb.25.10.2006 12:39скачать
n46.rtf65kb.25.10.2006 12:41скачать
n47.rtf34kb.23.10.2006 14:59скачать
n48.rtf60kb.25.10.2006 12:43скачать
n49.rtf56kb.25.10.2006 12:45скачать
n50.rtf66kb.25.10.2006 12:47скачать
n51.rtf64kb.25.10.2006 12:51скачать
n52.rtf61kb.25.10.2006 13:17скачать
n53.rtf59kb.25.10.2006 13:19скачать
n54.rtf61kb.25.10.2006 13:22скачать
n55.rtf60kb.25.10.2006 13:51скачать
n56.rtf65kb.25.10.2006 13:56скачать
n57.rtf66kb.25.10.2006 14:08скачать

Загрузка...

n2.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
нитарным наукам. Для изучения духовной жизни человека необходимы иные миро-воззренческие идеи, другие познавательные средства, применение пртципа

взаимодополняемости.

Исследования в педагогике проводятся на разных уровнях. Высший уровень -это уровень методологии. Здесь формулируются общие подходы, принципы и кон-цептуалъные схемы, применяемьте в науке независимо от ее специфики и конкретно-го содержания, решаются общие философские вопросы. Система собственно педа-гогических методов, правил, принципов, регулятивов и норм составляет уровень специально-научной методологии, специфической для педагогики. На методологи-ческом и теоретическом уровне познания используют методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретаому, мысленный эксперимент и др., кото-рые позволяют объяснить и интерпретировать результаты эмпирических исследова-ний. На эмпирическом уровне при решении конкретных задач педагогика опирается на методы наблюдения, изучения опыта, на эксперимент, различные конкретные ме-тодики, непосредственно связанные с практикой. Касаясь соотношения различных уровней познания, следует отметить, что на уровне специально-научной методоло-гии число исследований измеряется единицами, на уровне методик их на два поряд-ка больше (методики. касающиеся обучения, преподавания и учения, проверки и оценки знаний школьников и студентов; методики интеграции общетехнических и специальных дисциплин; методики изучения и улучшения здоровья детей; методики развития различных качеств учащихся; методики коррекции знаний; методики изу-чения различногорода проблем; методики использования сети Интернет, различных технических средств; методики организации деятелъности коллективов, учреждений

и организаций и др.).

Теоретические и эмпирические методы познания связаны друг с другом. Теоре-тические методы на основе анализа фактов, выявляют существенные закономерно-сти. объясняют внешние явления внутренними закономерностями, исследутот пред-меты на уровне его сущности. Эмпирические методы предполагают исследование предмета на уровне явления. Теория всегда опирается на практику, а практика, в свою очередь, невозможна без теоретической рефлексии. К сожалению, в исследова-тельских работах такая взаимосвязь нередко отсутствует. Выдвижение гипотез, их обоснование и проверка, построение различного рода обучающих моделей происхо-дит без должного теоретического анализа. В свою очередь теоретические методы и рассуждения строятся без должной опоры на практнку, без связи с другими явле-

ниями и эмпирическими фактами.

В педагогических исследованиях значительное внимание уделяется эксперимен-ту, который позволяет получить новые знания о причинно-следственных отношени-ях между педагогическими факторами, условиями, проиессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы. Суш-ность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленньш внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачами исследования и его гипотезой.

В зависимости от числа переменных различагот традиционные (с одной перемен-ной) и факторные (много переменных) планы проведения экспериментов, натурные

10

(полевой. лабораторный) и мысленные (модельные) от места и способа проведения сперимента. Если исследуемая область малоизвестна и система гипотез отсутству-то говорят о пилотажном эксперименте. Для проверки каких-либо зависимостей в учебно-воспитательном процессе применяют контрольный эксперимент. Особое значение в педагогике имеет формирующий эксперимент. Формирующий (обучаю-ший) эксперимент не ограничивается регистрацией выявленных факторов, а путем создания специальных ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механшмы, динамику, тенденции процессов обучения и воспитания. Эксперимент должен быть тщательно спланирован, базироваться на определенной теории, позволяющей ре-шить проблему с его помощью. Как правило, при планировании и проведении экспе-римента, теоретическая часть, на которой он строится, не прописывается, а лишь предполагается, что снижает его объективность.

Сложность задач образования требует особой тщательности разработки методо-логического инструментария, соответствующего природе изучаемых объектов. Для выбора метода, адекватного исследовательской задаче, важно знать особенности изучаемого объекта, его специфику, характерные черты и условия применения. Этот вопрос до сих пор остается одним из наименее разработанных. Когда и при каких условиях применять тот или другой метод каждый исследователь решает интуитив-но, научная аргументация приводится крайне редко.

Педагогика выполняет системообразующую функцию, интегрирует различные знания применительно к собственному объекту относительно междисциплинарных исследований и их результатов. Интеграция методов различных наук применительно к решению педагогических задач позволяет перейти от субъективных впечатлений о различных сторонах учебно-воспитательного процесса к более точным объективным оценкам и выводам. Комплексное исполъзование методов исследования, изучение их логического и исторического единства, взаимосвязи и взаимодополняемости стано-вится важным методологическим требованием. Вместе с тем прямой перенос методов какой-либо науки в сферу образования часто невозможен, необходима их педагогическая интерпретация.

Методы, применяемые в педагогике, исторически связаны с философией. В русле этой науки складывались общая педагогика, дидактика, теория воспитания, история педагогики и её методы. Уже в конце XIX века в исследовании проблем образования стали применять методы анкетирования, измерения интеллектуального развития де-тей, биографический метод и другие, которые ранее были разработаны психологами и социологами (т.е. в науках, возникших в недрах философии). Однако это не един-ственная линия в становлении педагогики. Другое направление связывает педагоги-ку с естественными науками и ее методами. Здесь сформировались педагогическая антропология, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и другие дисцишшны.

В начале XX века арсенал используемых педагогикой методов значительно рас-

ширился. Начали проводиться массовые исследования по изучению успеваемости

Школьников, по сравнению эффективности преподавания различных дисциплин, ор-

ганизации учебной работы и труда учителя, школъному планированию и т.п. Широ-

ое внедрение в педагогику методов общественных и естественных наук происходи-

в период становления отечественной педагогики. В эти годы педагогика осваива-

11


Скачать файл (297.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru