Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы - файл n1.doc


Контрольная работа - Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы
скачать (100.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc101kb.04.01.2013 17:26скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА”
Кафедра “Философия, история и политология”
СУРС

по курсу “Социология”

на тему:

Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы”


Студентки

группы УК-51

Кузнецовой М.Г.
Научный руководитель

Близнец Г.И.
Гомель 2008

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3

1 Анализ состояния и тенденций культурной среды

современной деревни………………………………………………4
2 Культура села и города…………………………………………….8

3 Проблемы культурной среды современной деревни……………10

Заключение ………………………………………………………….11

Литература …………………………………………………………..12

Введение

Спад крупного сельскохозяйственного производства, производственных фондов, ресурсов привел к резкому сокращению как занятости в целом, так и рабочего времени работающих. Это сказалось и на режиме труда: возросла доля работников без определенного графика работы (занятость зависит от того, есть ли машина, горючее, а также сама работа).существенно увеличилась и сезонность труда.

Конечно, снижение ценности труда в “общественном хозяйстве” , его оплата и продолжительность взаимосвязаны. Идет процесс увеличения доли малоквалифицированного труда, будь то работники сельского хозяйства или образования.

В последние десятилетия происходит огромный отток сельских жителей в город, что вызвано различными причинами, в том числе связанными с культурной средой деревни. Она приобрела направленность в сторону городской культурной среды, однако имеет и свойственные только ей характеристики.

В связи с этим происходит модификация культурной среды современной деревни.

1 Анализ состояния и тенденций культурной среды современной деревни
По сравнению с 1986-1987гг на 8.2 часа у женщин и на 10.2 часа у мужчин стало меньше рабочее время в среднесезонную неделю при сокращении, особенно у женщин, и общей трудовой нагрузки (соответственно на 7.6 часа и 3.8 часа). ‘Высвобожденное время’ пошло у мужчин на труд в личном подсобном хозяйстве (5.5 час) и на домашний труд и(1,8 часа) , такжена сон, еду и уход за собой (2,2 часа). У женщин несолько увеличилось время сна, а также время труда в личном подсобном хозяйстве, но главное-это увеличение свободного времени. Сократилась разница в общей трудовой нагрузке между мужчинами и женщинами с 13.2 часов до 8.

Были проведены среди сельского населения некоторые опросы, результаты которых представлены ниже.
Что мешает проводить свободное время, как хотелось бы?

% к числу ответивших

Причины, условия

1986

1993

2000

Домашняя работа, хозяйство

22

46

15

Усталость от основной и домашней работы

9

26

11

Недостаток средств

4

14

36

Плохое здоровье

4

4

4

Недостаточные условия для проведения досуга

23

28

28

Мало свободного времени

31

55

40

Неумение организовать свой досуг

2

1

1

Не хватает умений, навыков

<1

1

4

Другое

6

3

5

Ничто не мешает

32

10

<1


Изменение частоты занятий сельских работников в свободное время,

в % к числу ответивших

Занятия

1975

1986

1993

2000

Спорт, физкультура**

5

15

10

7

Прогулки, занятия с детьми**

48

58

46

33

Помощь детям в учебе*

25

40

30

25

Просмотр телепередач*

71

88

79

78

Чтение художественной литературы**

56

63

49

45

Чтение специальной литературы**

28

32

27

24

Любительские занятия**

н/д

38

11

19

Чтение газет*

69

80

61

34

Прием гостей, в гостях**

27

42

30

54

*-почти ежедневно

**- не реже 1 раза в неделю

Причем :
Предпочтения телевизионных трансляций сельских жителей


ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ

ПРОГРАММЫ


% от опрошенных

Группы людей

1. Зарубежные

художественные фильмы


52,7

развлекающиеся

общительные


2. Музыкально-

развлекательные программы


49,5

развлекающиеся


3. Отечественные

художественные фильмы


45,6


все типы

4. Информационные

программы


29,5


гармоничные социально-

активные семейные


5. Спортивные программы

26,5


социально-активные

семейные развлекающиеся

6. Программы о

путешествиях

23,6

все типы, но реже

замкнутые на личностном

общении


7. Игровые программы

18,4

развлекающиеся семейные

8. Мультфильмы

17,9

те, кто имеет детей

9. Аналитические

программы

13,8

гармоничные социально-

активные


11. Исторические

программы

12,0

гармоничные социально

активные


12. Научно популярные

программы


11,6


одухотворенные

гармоничные


13. Программы о культуре

и искусстве

8,7


гармоничные социально

активные одухотворенные



Читательские предпочтения различных групп сельских жителей


ВИД ЛИТЕРАТУРЫ


% опрошенных

Кто предпочитает

1. Детективы

48,4


все группы, но меньше те, кто увлекается религией или

политикой


2. Научная фантастика

30,1

все группы, но больше

социально-активные,

общительные, гармоничные


3. Любовные романы

28,1

развлекающиеся

одухотворенные


4. Проза русских и советских писателей

23,0

социально активные

гармоничные


5. Книги о жизни известных людей

22,9

гармоничные социально-

активные


6. Проза зарубежных писателей

15,9

социально активные

гармоничные


7. Научно-популярная литература

13,0


гармоничные социально-

активные одухотворенные

8. Русская и советская поэзия

12,6


гармоничные социально

активные


9. Другой вид литературы

8,5


гармоничные

одухотворенные


10. Книги читать не любят

9,4

семейные общительные

развлекающиеся



Динамика пользования культурно-спортивными учреждениями,

% к числу ответивших сельских работников

Учреждения

1975

1986

1993

2000

Библиотека

32

35

23

17

Театр, цирк*

25

43

30

17

Клуб, дом культуры, как зритель

66

77

38

38

Клуб, дом культуры, для занятий

3

8

4

5

Стадион, зал для занятий

3

4

5

5

Церковь, молельный дом

Нет данных

14

12

*- в том числе при выезде в другие населенные пункты
Основными функциями досуга при опросе были названы отдых общение, сократилась познавательно-прагматическая функция.

Каждому 4-му работнику досуг позволяет сделать что-то полезное для семьи, почти каждому пятому узнать новое, интересное. Оздоровительную функцию отметили немногие.

Продолжала снижаться удовлетворенность проведения свободного времени. В качестве причины все чаще называется недостаток денег. Влияние на неудовлетворенность досугом фактора занятости в семейном хозяйстве, усталости от труда в нем значительно снизилось. Люди привыкли к необходимости отдавать немало времени работе вне дома. С другой стороны, изменения в бюджете времени показывают, что временные возможности в 2000 году стали несколько лучше, особенно у женщин. Конечно, сама “привязанность” к своему семейному хозяйству сохранилась. В целом изменениям в бюджете времени соответствуют и изменения ответов на анкетные вопросы о распространенности отдельных знаний в свободное время и посещение культурно-спортивных учреждений. По-прежнему, ослабевает развивающая функция свободного времени и усиливается “телевизионный” характер его использования. Для просмотра телепередач по всему свободному времени увеличилось у женщин с 38 до 49%, у мужчин- с 43 до 59%.

Судя по ответам родителей, заметно снижается досуговая активность детей, особенно в чтении и занятиях, связанных с искусством. И ,как результат, родителей, довольных тем, как дети проводят свободное время, стало меньше.

В целом, досуговая активность была в 1986-87 годах наибольшей в периоде исследования. Причем, самая разная: и в спортивно-оздоровительных занятиях, и в чтении специальной и художественной литературы, газет, и в занятиях с детьми. Примерно тоже можно сказать и о доле посещавших учреждения культуры. И это в период максимальной трудовой нагрузки и наименьшей продолжительность свободного времени. Возможно, это говорит об активном ожидании заметного улучшения сторон жизни, общем позитивном, социальном настрое.
2 Культура села и города.
Устное творчество, музыка, драма, декоративно-прикладное искусство-все это в дерене существует не само по себе, а вплетается в живую ткань повседневности. Крестьянская культура-это культура в ином. Культура-это форма, но если по отношению к городской культуре можно сказать, что форма является ее содержанием, то относительно культуры деревни верно обратное – содержание является ее формой.

Производитель и потребитель культурных артефактов здесь - одно и то же лицо. Производство и потребление культуры не только не отделены друг от друга – они инее расчленены внутренне. Здесь каждый все знает и все умеет. Культура деревни антиэлитарна.

Крестьянская культура аддитивна: здесь нет деления на целое и части, нет общего, потому что нет конкретного и обратного. В отсутствии абстракции все наличные конкретности становятся однородными: индивидуализм невозможен без универсализма. Социум не знает деления на официальное и личное: в общине общественное выглядит как частное, зато частное максимально обобществлено. То же характерно и дл деревенской культуры как снятой формальности данного социума. Она однородна, ибо представляет собой агломерат бесконечного множества предельно различных локальных вариантов – будь то производство, право, быт, искусство. Здесь все разное и потому одно и то же. В отсутствие инварианта сплошная вариантность обращается в свою противоположность. Если нет стандарта, то вместо нестандартных стандартов получаются стандартные нестандартности. Культура деревни не знает универсалий, потому в ней не т и уникумов; здесь нет двух одинаковых вещей, и потому каждая вещь тождественна. Здесь нет ни превышения нормы, ни отставания от нее.

Минимум системности указывает на маскимум бытийности, которая действительно бросается в глаза. Описывая культуру деревни, мы описываем форму жизни.

Культура здесь выступает в качестве инструмента, призванного обеспечивать жизнь.

Практицизм характеризует в деревне отношения между людьми, а еще больше – отношение к тому, кто стоит вне деревни как “моральной общности”, члены которой связаны взаимными обязательствами. Практицизм характеризует религиозность. Практичен фольклор-произведения устных жанров по большей части имеют внеэстетические функции: воспитание, передачу знаний, норм поведения. И какой бы феномен деревенской культуры не взять, он всегда будет иметь жизненно-практический характер. Эта бытийность объясняется той же природной обусловленностью деревенской жизни. Культура села не столько оппонент природы, сколько ее непосредственное продолжение в область социального, культурная жизнь деревни организуется не искусственно-линейным, а естественно-циклическим временем. Если горожанин видит в истории неизменность изменения, то житель села воспринимает ее как изменчивость неизменного; прошлое и будущее есть для него суть пролонгированное настоящее: время в деревне не структурируется по принципу одного и иного.

Существует также еще одна черта, очень характерная для культуры села-экстраинтенциональность. Это значит, что культура, развернутая вовне, культура для другого; все в ней существует напоказ, выставляется на общественноне обозрение, производится для общественного потребления. Житель города читает книгу для себя, а житель деревни – чтобы рассказать ее содержание другим.

3 Проблемы культурной среды современной деревни
Одной из важнейших проблем, влияющих на состояние культурной среды деревни, является пьянство, которое представляет собой одновременно следствие и причину экономической нестабильности в агропромышленном комплексе.

За последние 10-12 лет пьянство сильно возросло. Алкоголизм относится к числу наиболее злободневных проблем современной деревни. Причин его не мало, однако 68% респондентов указали на то, что пьют от того, что постоянно ощущают безысходность и не знают, как изменить свою жизнь к лучшему. Вторая по значимости причина-распущенность, лень, нежелание работать. Далее следует немногочисленность вариантов проведения досуга.

Так же не обошли деревню и наркотики. Новое поколение, растущее в среде с высоким удельным весом алкогольно и наркотически зависимого населения, подвержено высокому риску поражения этими пороками, однако в меньшей степени, чем жители города.

Не осталась деревня в стороне от “сексуальной революции”. Общественной мнение, особенно среди молодежи, уже не так, как прежде, нетерпимо к занятию проституцией, потере чести и т.п.

Что касается материального положения в деревне, то оно сейчас нестабильно. Поэтому также возникает проблема, связанная с кражами. Более половины опрошенных жителей деревень оправдывают воровство, полагая, что все сейчас крадут, кто, что может. Другие делают это, объясняя тем, что зарплату задерживают, а они берут в долг. Третьи говорят о том, что если они не украдут, то это все равно сделает кто-нибудь другой.

Для выработки эффективной аграрной и социальной политики, определения приоритетов в развитии деревни современной важное значение имеет выявление мнений самих сельчан о наиболее важных проблемах, касающихся современной деревни.
Заключение
Таким образом, культура села как ультура общины имеет свою специфику, принципиально отличающую ее от городской культуры как культуры общества. Эти культуры взаимодействуют друг с другом: первая заимствует у второй формальные, а вторая у первой – содержательные моменты. При этом заимствование подвергается своего рода переформатированию. Деревенская культура впитывает в себя то, что перестает быть характерным для культуры города по мере эволюции последней. При этом заимствуемые формы наполняются новым, специфически сельским содержанием. Культурные формы в деревне легче циркулируют по социальной, нежели по временной вертикали. Таким образом, сельский социум и его культуру можно рассматривать как особый социокультурный континуум со своими специфическими характеристиками, несмотря на то, что в последнее время эти характеристики становятся все более схожими между городом и селом.

Одной из важнейших проблем, влияющих на состояние культурной среды деревни, является пьянство, которое представляет собой одновременно следствие и причину экономической нестабильности в агропромышленном комплексе. Не осталась деревня в стороне от “сексуальной революции”. Так же не обошли деревню и наркотики. Новое поколение, растущее в среде с высоким удельным весом алкогольно и наркотически зависимого населения, подвержено высокому риску поражения этими пороками, однако в меньшей степени, чем жители города. Происходит огромный отток сельского населения в города.

Под влиянием накапливающихся длительное время и не находящих решения проблем, а также негативного влияния пропагандируемой средствами массовой информации западной культуры идет деградация нравственных принципов и моральных устоев села. В связи с нарастанием социально-экономического разделения между городом и селом имеет место ухудшение социального самочувствия в деревенском обществе. Поэтому очевидна необходимость принятия государственных мер, направленных на стабилизацию и устойчивый рост сельской экономики, повышения уровня и качества жизни населения, снижение масштабов бедности, социально-психологическое и нравственное оздоровление села.

Литература


  1. Артемов В.А. Село 90-х годов: тенденции повседневной деятельности сельского населения//Социс.-2002.-№2.-с.61-70.

  2. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале XXI века.//Социс-2005.-№11.-с.69-76.

  3. Раков А.А. Трансформация деловоспроизводства села Беларуси в контексте урбанизации, НТР, перехода к постиндустриальному обществу.//Социология.-2007.-№3.-с.144-148.

  4. Шипилов А.В. Иное города.//Человек.-2006.-№2.-с.34-45.






Скачать файл (100.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru