Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Предпринимательство и его роль на современном этапе - файл n1.docx


Реферат - Предпринимательство и его роль на современном этапе
скачать (435.7 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx436kb.06.01.2013 14:12скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Расчетное задание

По дисциплине «ЭКОНОМИКА»

Реферат на тему «Предпринимательство и его роль на современном этапе»





ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
14


ВВЕДЕНИЕ


В большинстве стран мира предпринимательство служит мощным двигателем экономического и социального развития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того предпринимательство выполняет управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально-экономической жизни общества. Посредством предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управления, информационных технологиях. Таким образом, оценивая значимость предпринимательства, можно делать выводы и о состоянии экономики государства в целом. Поскольку все сферы жизни общества взаимосвязаны, а экономическая жизнь играет в них не последнюю роль, выводы можно проецировать и на социальную составляющую, и даже на политическую.

Объект исследования – предпринимательство и его место в экономике.

Предмет исследования – преимущества и недостатки видов предпринимательства.

Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты предпринимательства.

Исходя из поставленных целей, вытекают следующие задачи:

  1. исследование сущности, видов предпринимательства,

  2. исследование предпринимательских рисков,

  3. нахождение условий успешного развития,

  4. изучение малого бизнеса в России и на Смоленщине.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. К ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей.

Понятие «предпринимательского риска» получило свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась ранее, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Таким образом, предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

В России данная сфера деятельности регулируется Предпринимательским правом.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымыванию устаревших. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные интересы. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Характерным признаком предпринимательских отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом.

Субъектами предпринимательства могут быть:

  • граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

  • граждане иностранные государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

  • объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  1. тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  2. посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

  3. ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Для развития предпринимательства важны следующие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.


ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства – основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить: 1) традиционалистский характер (традиционное предпринимательство), 2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, валюта и ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ


Успех в предпринимательской деятельности требует большой выносливости, наличия особых способностей, которые присущи лишь небольшой части населения. Шумпетер Й.: «Романтика прежних коммерческих авантюр отходит в прошлое, поскольку многое из того, что прежде могло дать лишь гениальное озарение, сегодня можно получить в результате строгих расчетов» .

Но самые строгие расчеты еще не гарантия успеха. Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода.

Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия.

В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций — все эти действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах.

Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере производить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоречивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.

Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполагает и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма различен — это зависит от колебаний курса и количества приобретенных акций.

Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопределенность до минимума. Каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее прогнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.

Итак, риск связан с элементом неопределенности, которая так или иначе отражается на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной (экономической) деятельности. Особое значение проблема риска приобретает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит.

Вложение средств в производство, ценные бумаги с целью извлечения дохода предполагает оценку ожидаемой рентабельности операции. Процесс страхования предполагает возмещение возможных убытков. Страхование риска предполагает, с одной стороны, возможность статистической оценки вероятности потерь, а с другой — возможность со стороны страховщика компенсации определенного количества рисков. Кредитный риск— узловая проблема управления банковской деятельностью, определения платежеспособности дебитора, организации системы гарантий, обеспечения полноты и объективности информации.

Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Довольно широко используется принцип диверсификации — разностороннего и многообразного размещения средств. Приобретаются, например, ценные бумаги многих компаний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает средства в различные активы, обладающие разной доходностью и степенью риска. Одним из способов снижения риска является страхование. Существует развитая система страхования банковских операций: передача должником имущества в залог; поручительство другого лица; развитие технических средств предоставления кредита.

Изучение и принятие решений в рыночной экономике основано на выборе. Детальность информации и разнообразие активов обеспечивает широту выбора. Однако это лишь предпосылки его надежности, снижения степени риска. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует.

Таким образом, предпринимательский риск – это опасность потенциальной потери ресурсов или отклонение от нормативного варианта, ориентированного на рациональное использование ресурсов.

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ

В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т. е. риск полной или частичной нереализации;

риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в размере цены на реализуемую продукцию на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, составляющей 10-12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5-10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;

риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск, упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства.
Новые проекты содержат три вида рисков:

риск, связанный с техническими нововведениями;

риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;

риск, определяемый «молодостью предприятия». Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые .риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками-

Динамический риск — это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях долларах и т.д.); относительный риск — в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной — степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. Оба показателя необходимы и несут соответствующую информацию — абсолютного и относительного риска.
Классификация видов предпринимательского риска

Классифицировать хозяйственные риски возможно на основе множества признаков. Подобные попытки уже предпринимались представителями фундаментальной науки. Дж. Кейнс в своей классификации рассматривал риск через призму отношений «заемщик-кредитор».

Кейнс полагал, что целесообразно выделить три основных вида риска:

риск предпринимателя;

риск кредитора;

денежный риск.

Риск предпринимателя возникает ввиду сомнения относительно того, удастся ли действительно приобрести ту перспективную выгоду, которую он прогнозирует. Этот вид риска возникает тогда, когда предприниматель пускает в ход только свои деньги.

Риск кредитора связан с сомнением относительно обоснованности оказанного доверия, т.е. с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств; а также с возможной опасностью невольного банкротства из-за того, что ожидания заемщика на получение дохода не оправдались. Этот вид риска возникает там, где практикуются кредитные операции, под которыми Дж. Кейнс понимал предоставление ссуд.

Денежный риск связан с уменьшением ценности денежной единицы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА
Когда человек решает создать собственный бизнес, он обычно полностью посвящает себя делу. Азарт начала игры влечет за собой опасность того, что у начинающего предпринимателя жизнь и бизнес – одно и тоже. Здесь и начинается то, что Майкл Гербер называет «предпринимательским мифом».

Предприниматель вкладывает все свое время и силы в дело, и, естественно, ему трудно перераспределить обязанности на кого-то еще. При этом предприниматель забывает, что он еще и специалист.

Различие между предпринимателем, специалистом и менеджером – одна из главных конструкций, которые освещает Гербер в своих книгах.

Предприниматель – часть нашей личности, которая создает новые идеи, превращает условия в возможности, разрабатывает стратегии. Он часто сеет хаос, утрачивает связь со своими подчиненными, которые не могут успеть за ним, за его стремлениями. Менеджер больше всего ценит уже существующий порядок, стремится установить существующий порядок везде, где по его мнению сейчас ситуация хаоса. Эта часть личности тяготеет к прошлому. Наконец, третья личность, специалист – это технический исполнитель, который просто любит свою работу. Специалист относится к работе как к продолжению своего «я» и стремится сделать все сам. Принадлежит он не к будущему или прошлому, а скорее к настоящему.

Итак, у бизнеса есть шанс стать успешным, если все три составляющие личности начинающего предпринимателя будут находится в гармонии и равновесии. Что же происходит, когда одна из составляющих начинает преобладать? В случае со специалистом бизнес приходит в упадок из-за того, что предприниматель пытается сделать все сам. Он и маркетолог, и бухгалтер, и руководитель. В результате, работа, которая раньше доставляла удовольствие, теперь становится Боссом, от которого специалист пытался избавиться, создавая свой собственный бизнес.

Возможен и другой вариант. Предприниматель, видя отличную работу нового менеджера, бухгалтера, делегирует ценным сотрудникам свои полномочия, а сам вновь начинает получать удовольствие от работы специалиста. Через какое-то время предприниматель понимает, что с его бизнесом происходит что-то не то. На работу принимаются неизвестно откуда взявшиеся люди, клиенты засыпают офис жалобами, на производстве нарастает неразбериха. Собственник начинает бегать от одного подразделения к другому и понимает, что ему легче сделать все самому. Дальше он увольняет большую часть сотрудников, и история начинает развиваться сначала.

Выход из этого порочного круга Гербер видит в построении бизнеса по модели франчайзинга. Предприниматель должен с самого начала осознать, что бизнес – не продолжение его самого. Надо настроится на построение такого бизнеса, который сможет функционировать и без вас. Для этого, советует Гербер, предположите, что ваш новый бизнес станет образцом для сотни таких бизнесов по всему миру.

Одной из важнейших особенностей такой модели состоит в том, что ее должны быть способны осуществить даже неквалифицированные работники. Нужно исходить из того, что вы не всегда можете найти себе сотрудников высочайшей квалификации.

Первый этап построения модели – определение главной цели, которую преследует ваш бизнес. Второй этап – выбор стратегии развития. Нужно представить компанию в момент ее полного развития. Насколько большой она стала? Кто потребитель? Каковы желаемый оборот и прибыльность? Последующие этапы – выработка стратегии менеджмента, стратегии человеческих ресурсов, маркетинговой и системной стратегии (степень гибкости системы управления и обмена информацией).

Если ответ на все эти вопросы будет найден до, а не после начала бизнеса, то шанс создания успешной компании, которая не умрет во младенчестве, гипотетически, весьма велик.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ
Малый и средний бизнес, по мнению многих аналитиков, должен стать одной из основ новой российской экономики. Поскольку остальные основы нам, в принципе, известны, интерес представляет распределение оборота малых предприятий по видам экономической деятельности. c:\documents and settings\максим\мои документы\dropbox\public\эко\шняга\gr1.jpg

Рисунок . «Оборот малых предприятий (без микро) по видам экономической деятельности в 1-м полугодии 2010г.



Сложившаяся в последние годы модель государственной политики, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, по оценке вице-президента «ОПОРЫ России» Виктора Климова, заведомо неэффективна и не позволит достичь целевых показателей роста сектора МСП, обозначенных в стратегических документах страны. Сегмент рассматривается отдельно от структурных преобразований российской экономики. Реализуя программы поддержки МСП, устанавливая определенные льготы и преференции, государство по сути формирует «гетто» для малого и среднего предпринимательства. Его ресурс ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан. Требуется перестройка всей экономической парадигмы, где МСП станет одним из главных факторов влияния.

ТЕХНОПАРКИ В РОССИИ

Технопарк – имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Управлением Технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.

Начало реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Президентом РФ В. В. Путиным. 22 января 2005 года он дал официальное поручение (№ Пр-91) об её подготовке Правительству России. 10 марта 2006 Правительство РФ утвердило программу (распоряжение № 328-р), предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объёме до 29 млрд рублей (свыше 1,1 млрд долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года.

Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе будут финансировать создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их частным инвесторам для возведения объектов технопарков.

В результате реализации Программы к 2010 году должны были быть созданы технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объёма продукции и оказанных услуг, произведённых в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий, может превысить 100 млрд рублей. Каждый технопарк имеет свою специализацию. В то же время все возводимые объекты объединены общим набором услуг, оказываемым резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической инфраструктурой. Для оказания инвестиционных услуг должен был быть привлечён создаваемый Мининформсвязи РФ венчурный фонд «РИФИКТ» (позже — «Росинфокоминвест»), а также другие институты развития, созданные государством — ОАО «Роснано», Российская Венчурная Корпорация и так далее. В 2006 году координатором программы от лица Мининформсвязи РФ был назначен Илья Пономарев.

Планировалось, что к 2011-му году стоимость общего объема продукции, произведенной в результате работы компаний-резидентов технопарков, может составить более ста миллиардов рублей, а средняя выручка в расчете на одного работника технопарка может составить приблизительно полтора миллионов рублей. На деле же, по данным на третий квартал 2011 года, удалось выручить лишь 33 миллиарда рублей, количество сотрудников всех технопарков составило 11 тысяч, фирм-резидентов - около 440. Из всех технопарков, которые планировалось построить, реально функционируют лишь 4. Развитию проекта препятствуют отсутствие льготного налогообложения, материальные трудности и зависимость от вузов. Кроме того, мешает также высокая монополизация экономики.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА СМОЛЕНЩИНЕ

«Положение о департаменте экономического развития и торговли смоленской области» Утверждено постановлением Администрации Смоленской области от 14.10.2008 N 568

Департамент экономического развития и торговли Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере экономики, инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей и международного экономического сотрудничества, развития малого бизнеса, торговли, общественного питания, лицензирования отдельных видов деятельности, реализации приоритетных национальных проектов.

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

На территории Смоленской области с 01.01.2009 года вступил в силу областной закон от 28.11.2008 года № 155-з "Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", который устанавливает предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области или собственности муниципальных образований Смоленской области, в размере 1000 кв.м. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, при реализации имущественного права - не более чем 5 лет.

Данное право может быть реализовано при следующих условиях:
- арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законом субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. c:\documents and settings\максим\рабочий стол\имущсупорт2010.bmp

НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

- разработка и издание информационно-справочных пособий, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории Смоленской облсти;
- организация и проведение работы с обращениями субъектов малого и среднего предпринимательства, поступившим по телефону "горячей линии";
- популяризация и пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения и молодежи положительного имиджа предпринимательства;
- консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Обеспечение деятельности организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства;
- подготовка и проведение "круглых столов", международных, межрегиональных и областных семинаров, конференций, форумов, деловых встреч по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
- выдача Свидетельств, подтверждающих отнесение ЮЛ и ИП к субъектам малого (среднего) предпринимательства, претендующих получить государственную поддержку.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- проведение регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России»;

- развитие волонтерского движения в Смоленской области;

- проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного образа

предпринимателей, пропагандирующих идеи честного и социально-ответственного

предпринимательства как основы экономического прогресса в Смоленской области (социальная реклама, встреча руководства региона с молодыми

предпринимателями и пр.);

- продвижение молодых предпринимателей в региональных средствах массовой информации;

- разработка, издание и распространение информационно-агитационных материалов, посвященных вопросам развития молодежного предпринимательства на территории Смоленской области;

- проведение ежегодного бизнес-форума для молодых предпринимателей,

практических конференций, презентаций, конкурсов, фестивалей;

- создание областной интернет – страницы, посвященной вопросам молодежного предпринимательства;

- проведение областной олимпиады по предпринимательству среди

старшеклассников;

- проведение мониторинга с целью выявления важнейших условий, способствующих реализации предпринимательского потенциала молодежи в

Смоленской области;

- организация и проведение мастер-классов, экспертных сессий с участием

успешных предпринимателей, специалистов различных сфер деятельности;

- организация и обеспечение работы консультационного областного центра

развития предпринимательства для молодых предпринимателей;

- организация стажировок молодых предпринимателей на действующих малых и средних предприятиях;

- организация участия молодых предпринимателей в межрегиональных,

всероссийских и международных инвестиционных, выставочных и иных

аналогичных мероприятиях;

- реализация мероприятий по отбору и продвижению лидеров молодежного

предпринимательства;

- организация обучения молодых предпринимателей по курсу бизнес-планирование;

- обеспечение инфраструктурной поддержкой молодых предпринимателей.


Интерес представляют цели и задачи предпринимательских объединений.

Вот что можно прочитать на официальном сайте «Союза производителей Смоленщины».

В Смоленске образован «Союз производителей Смоленщины», объединяющий компании Смоленской области, занятые в сфере производства и услуг, в единое бизнес-сообщество.

Целью «Союза производителей Смоленщины» является предоставление производителям значимой поддержки в тех сферах деятельности, где действия «Союза» могут быть более результативными, чем индивидуальные действия отдельных компаний.

«Союз производителей Смоленщины» создал информационную базу предприятий Смоленской области.

Присоединяясь к бизнес сообществу «Союз производителей Смоленщины», Вы становитесь частью общей информационной базы, что способствует установлению и развитию производственных и сбытовых связей.

Партнерство с «Союзом производителей Смоленщины» увеличит прибыль Вашего предприятия, за счет сокращения временных и финансовых затрат на поиск деловых партнеров и расширит рынок сбыта продукции. А так же Вы получаете дополнительную возможность по продвижению товара за пределы Смоленской области, используя возможности Союза.

«Союз производителей Смоленщины» ставит перед собой следующие задачи:

  • Создание Биржи деловых контактов.

  • Укрепление позиций региональной промышленности, содействие ее модернизации.

  • Организация сотрудничества со средствами массовой информации, создание информационного портала Союза в Интернете.

  • Содействие в создании совместных предприятий, в том числе поиск надёжных иностранных и Российских деловых партнёров.

  • Внедрение новых финансовых и экономических технологий, инвестиционных и инновационных проектов.

Как видно, основной задачей объединения является налаживание связей между разношерстными предприятиями входящими в него. В списке членов союза и производители строительных материалов, и сети кафе, и заводы по производству автоматики и пр.

Рассматривая конкретные мелкие предприятия, можно сказать, что в целом за последние два-три года стабильность экономической ситуации в стране благотворно повлияла на состояние малого бизнеса на Смоленщине. Предприниматели, имеющие достаточное количество терпения и трудолюбия добиваются значительных успехов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех фирмы достигается только в том случае, если фирма в выборе своих товаров и услуг идет от нужд платежеспособных покупателей, а не просто воспроизводит ту продукцию, которую она изготавливала раньше с помощью имеющихся у нее активов. При этом менеджер не может механически строить цены на товары на базе издержек, но должен стремится управлять издержками исходя из цен.

Создание нового бизнеса всегда сопряжено с риском потери вложенных в него средств и потому требует тщательной подготовки. В рамках такой подготовки необходимо не только тщательно оценить имеющиеся у нового бизнеса конкурентные преимущества и возможности их развития, но и просчитать основные экономические условия достижения успеха. Это предполагает правильный выбор цены на товары фирмы и расчет условий достижения ею безубыточности своих операций.

Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.

Предпринимательская деятельность в России ближайшие годы едва ли способна стать основным двигателем отечественной экономики, но есть определенная вероятность того, что предпринимательство станет хотя бы качественным ее показателем, вектором, который будет указывать направление правильного движения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебники:

  1. Булатова А. С. «Экономика»

  2. Липсиц И.В. «Экономика»


Статьи:

  1. «Бизнес готовится к росту», Экономика и жизнь, 11.2010

  2. «Бизнес мельчает, но не сдается», Экономика и жизнь, 10.2010

  3. «Гетто» для малого бизнеса», Экономика и жизнь, 08.2011



23.10.2011 21:09 Эхо Москвы. Точка : «Настоящее и будущее IT-технопарков в России». Интервью с Денисом Солодовниковым (заместителем директора департамента государственной политики в области информационных технологий и координации информации Минкомсвязи России)


Скачать файл (435.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru