Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Выработка условий торговых договоров - файл n1.doc


Контрольная работа - Выработка условий торговых договоров
скачать (85 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc85kb.06.01.2013 14:43скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание.
Стр.

Введение. _____________________________________________________3
1. Общее об условиях торговых договоров._________________________ 4

2. Определение условий, связанных с предметом торгового договора.___6

3. Определение условий, связанных с ценой и порядком расчетов.______12
Заключение.____________________________________________________16
Список использованной литературы._______________________________ 17

Введение.

При ведении договорной работы в процессе коммерческой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одним из актуальнейших вопросов при разработке торговых договоров является выработка условий, подлежащих включению в текст договора и их согласование между сторонами.

К торговым договорам относятся: договоры поставки, в том числе для государственных нужд;  договоры оптовой купли-продажи; государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд; договоры контрактации; договор товарного кредита (денежное обязательство в рамках торгового договора).

В данной контрольной работе будут рассмотрены вопросы, возникающие при определении условий торговых договоров, а именно сами наиболее часто распространенные условия, их классификация, а также некоторые нюансы, возникающие в процессе их выработки при договорной работе.


1. Общее об условиях торговых договоров.

По способу выработки можно выделить условия двух основных видов: подразумеваемые и прямые.

Подразумеваемые условия являются частью содержания договора, хотя обычно не записываются в нем. Они входят в договор из закона и иных нормативных актов и обычаев торгового оборота и становятся обязательными для участников в силу самого факта заключения договора. Подразумеваемыми условиями всегда являются относящиеся к соответ-ствующему договору положения договора, предусмотренные в императивной форме законами и иными нормативными актами. Важная группа подразу-меваемых условий – относящиеся к договору диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия. Сторонам приходится учитывать также обычаи делового оборота, в определенном объеме и судебную практику.

Надо сказать, что объем подразумеваемых условий договора по международному и зарубежному договорному праву значительно шире и сложнее, нежели по российскому праву. Так, в зарубежной и международной договорной практике подразумеваемыми считаются условия, проистекающие из: намерения сторон, природы и цели договора, добросовестности и честной деловой практики, принципа разумности, торговых обычаев и практики, установившейся между сторонами (т.е. деловых обыкновений)1.

Прямые условия – те, которые вырабатываются самими сторонами. В отношении них договор – это инструмент создания взаимных прав и обязан-ностей участников. Закон также оказывает влияние на выработку прямых условий, но это влияние совсем другое, чем при создании подразумеваемых условий. Рассмотрим способы влияния закона на выработку прямых условий договора:

1) закон содержит общедозволительные положения, т.е. дозволяет сторонам заключать договоры, вообще не упоминаемые в законе, разрешает включать в договоры условия, о которых ничего не говорится в нормах права. Таким образом, метод коммерческого (точно также как и граждан-ского права), прежде всего – дозволительность;

2) закон может предписывать сторонам вырабатывать определенные условия, не касаясь при этом их содержания; так, закон требует наличия в каждом договоре условий о предмете и иных существенных условиях, однако содержание таких условий целиком определяется сторонами;

3) в нормативных актах имеется немало указаний, относящих решение соответствующих вопросов к усмотрению сторон, подобные нормы не предписывают, а уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания соответствующих условий, эти нормы можно назвать управомочивающими;

4) закон нередко предусматривает договорные условия в диспозитивном виде, стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме; диспозитивность представляет собой частный случай, одно из проявлений дозволительности;

5) многие нормы, особенно технического характера, рассчитаны на конкретизацию их содержания в условиях договора, то есть в законе даются предельно общие правила, которые с неизбежностью должны развертываться сторонами. Независимо от способа воздействия выработка прямых условий должна осуществляться усилиями договорных контрагентов.

2. Определение условий, связанных с предметом торгового договора.

Для того, чтобы договор не был признан недействительным, необходимо, чтобы при его заключении были соблюдены все существенные условия. Для торговых договоров существенным является условие о предмете. В россий-ском законодательстве порядок определения предмета купли-продажи и поставки обозначен в ст.455 ГК: условия о предмете считается согласован-ным, ели из него можно определить наименование и количество товара. То есть предмет должен выражаться через наименование и количество. В отношении количества наши законодательные акты многие годы требовали конкретного указания в договорах числа единиц, метров или массы товаров, однако постепенно стало допускаться установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Определение порядка равнозначно непосредственному указанию количества. Возможность такого косвенного определения количества закреплена в ст.465 ГК, а для внешнеторговых договоров – п.14 Венской Конвенции. В торговых отноше-ниях российских предпринимателей все чаще встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются допустимые отклонения. Отклонения устанавливаются при поставках массовых товаров и означают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступления не превышают допустимого процента. Согласно обычаям международной торговли если количество товара указано со словами «около» или «приблизительно», то отступления могут составлять не более 10%. Количество товара как общий предмет может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки.

При реализации товаров с ограниченными сроками годности для определения количества в договоре согласовываются минимальный объем продаж на месяц или квартал. При этом предусматривается, что отгрузка должна производиться в соответствии с заказами получателей, суточными, пятидневными, декадными и иными. Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и, вместе с тем, оперативно увеличивать его с учетом реального спроса. Так определяется количество поставляемых в торговую сеть хлебобулочных, молочных, мясных, рыбных товаров.

Такое понятие предмета торгового договора, как наименование товара, непосредственно раскрывается при определении ассортимента и номенклатуры товара. Ассортимент согласовывается сторонами, как правило, в виде спецификации к договору на весь срок его действия или на некоторые периоды поставки, затем он может меняться. Принято различать укрупненный и развернутый ассортимент.

Укрупненный ассортимент обозначает вид товара (например, обувь мужская), под развернутым ассортиментом поднимаются разновидности товаров (конкретные марки, модели, размеры фасоны товаров). Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания в договоре любого признака, выделяющего его из товаров данного вида. Это может быть требование к цвету, рисунку, порядку упаковки, расфасовки и любое другое. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в так называемой спецификации, оформляемой как часть договора. Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. В поставочных отношениях замена изделий одного вида другим допускается с предварительного письменного согласия покупателя (ст.512 ГК). Согласие должно быть письменным и предварительным, т.е. даваться до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. При составлении договоров различают следующие виды сроков: срок действия договора в целом; срок передачи или отгрузки товара; графики поставки или отгрузки товара.

В отношении сроков передачи товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре, но в торговых отношениях сроки должны определяться четко и конкретно. Срок передачи или отгрузки может опреде-ляться конкретной датой или указанием периода для отгрузки. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком в договоре могут устанавливаться частные сроки, т.е. сроки отгрузки частями. Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами сроки при этом не определены, то, согласно ст.508 ГК, товары должны поставляться равными партиями помесячно. Установление частных сроков актуально для любых видов торговых договоров.

При выработке условий о сроках надлежит учитывать такие моменты, как длительность цикла производства товара, способ отгрузки, вид транспорта, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складов для хранения готового товара и другие моменты. Частный срок должен рассчитываться исходя из совокупности этих обстоятельств. Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования, а остановки для переналадки уменьшают выпуск готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных запросов покупателя с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условия о сроках. Часто применяются двойные частные сроки: по общим объемам поставок (они более краткие) и по развернутому ассортименту (они более продолжительные).

По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Досрочная отгрузка товара, согласно ст.457 и 458 ГК, допускается лишь с согласия покупателя. Поставщикам выгодно включение в договор условия о праве досрочной отгрузки. Для покупателя это условие нередко создает опасность. Можно не отказываться вообще от такого условия, но ограничивать возможность досрочной отгрузки, например, определенным объемом, с целью использования полной грузоподъемности автомобиля или контейнера (покупатель не платит за перевозку фактически непереведенного товара) и т.д. В обмен на право досрочной отгрузки покупатель может требовать ответные льготы для себя. Определение условий договора – это результат выторговывания взаимных льгот и преференций.

В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товаров, помимо сроков, могут устанавливаться графики отгрузки товаров (это расписания с указанием дней отгрузки). Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров и дает значительную экономию средств как для отдельных организаций, так и для общества в целом. Для торговых договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. Необходимо определять более экономичный для покупателя вид транспорта. Действуют следующее правило торгового оборота: погрузка на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором; выгрузка поступившего товара производится средствами и за счет покупателя. Что касается собственно транспортных расходов, то они всегда ложатся на покупателя.

При выработке условия о способе доставки необходимо предусматривать в договоре меры по повышению сохранности товаров. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, укрытия, крепления груза. Средства пакетирования – это тканевые и проволочные сетки, грузовые пакеты из плотного полиэтилена, специализированные контейнеры, поддоны и др. Их применение не только затрудняет хищение, но значительно ускоряет и удешевляет погрузку и выгрузку. Сокращает потери включение условия об отгрузке всех снимающихся частей и деталей в отдельном контейнере, идущем вместе с грузом.

При массовых отгрузках товаров следует определять в договоре частоту отгрузок. Например, не более двух вагонов или автомобилей в день, в неделю и т.д. Необходимо устанавливать предельные размеры одновременно отгружаемых партий товара, чтобы не столкнуться с проблемой выгрузки целых эшелонов.

Доставка товаров происходит путем их отгрузки покупателю, право выбора транспорта, по общему правилу, принадлежит поставщику. Это не всегда выгодно покупателю, так как стоимость доставки может возрасти в несколько раз, например, при выборе воздушной грузовой перевозки. Договором может предусматриваться «выборка» товаров в месте нахождения поставщика («самовывоз»), поставщик при этом должен уведомить покупателя о готовности товаров.

Обеспечение сохранности товара осуществляется путем его страхования по отдельному договору. Ответственное хранение товаров является обязан-ностью покупателя в случаях, когда он отказывается от переданного постав-щиком товара. Например, договором не был предусмотрен данный товар, произошла досрочная поставка без согласия покупателя, поставка сверх предельного количества товара. Покупатель принимает такие товары на «ответственное хранение», о чем немедленно уведомляет поставщика. Если в разумный срок (его следует оговаривать в договоре) поставщик не распоря-дится товаром, покупатель реализует его самостоятельно с удержанием необходимых расходов. Данная норма в большинстве случаев покупателям невыгодна.
Условие о качестве товара.

Качество товара может устанавливаться договором путем описания характеристик товара либо путем отсылки к нормативным документам. В подтверждение соответствия товаров по качеству действующим стандартам проводится их сертификация. Для этого изготовитель или посредник получает сертификат соответствия в организациях, аккредитованных при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Допускается не только обязательная, но и добровольная сертификация товаров.

Гарантия качества товара может быть законной и договорной, когда устанавливается так называемый «гарантийный срок» для использования товара. Его следует отличать от срока годности, по истечении которого товар вообще непригоден для использования (продукты питания, бытовая химия).

Изготовитель также вправе установить «срок службы» на товар длительного использования. Если срок службы не установлен, изготовитель несет ответственность за безопасность товара в течение 10 лет со дня передачи его потребителю.

Поставщик, независимо от сертификации и представления сертификата соответствия, удостоверяет качество товара определенным документом. Это может быть и технический паспорт, и удостоверение о качестве и т.д. Роль этих документов возросла. Ст.464 ГК установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе отказаться от товара. Поэтому в договоре должно определяться содержание такого документа и порядок его высылки. Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверяющего качество товара, крайне важна. Закон о защите прав потребителей установил, что документы о качестве к импортным товарам должны предоставляться на русском языке, но это правило предусмотрено лишь в отношении граждан. Организациям-покупателям при закупке импортных товаров необходимо предусматривать условие о предоставлении документа о качестве на русском языке.

3.Определение условий, связанных с ценой и порядком расчетов.

Цена товара в большинстве договоров, к которым относятся и торговые, не отнесена необходимым условиям. Однако неуказание цены в договоре не освобождает покупателя от обязанности оплатить принятый им товар по цене, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары. Наличие обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой следует руководствоваться, доказывается заинтересованной стороной.

Пункт 2 ст.424 ГК предусмотрел важное правило, что изменение цены после заключения договора не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором. С учетом таких ограничений стороны по-разному определяют в договорах порядок реагирования на инфляционные и коньюктурные колебания цен.

Для того чтобы в момент заключения договора учесть тенденции изменения цен на товары, используются следующие способы:

1) установление цен на уровне, отличающемся от существующих в момент заключения договора;

2) включение «скользящей цены» или «ценового коэффициента», при которых цена повышается или снижается в определенной пропорции по периодам действия договора или в зависимости от каких-либо обстоятельств;

3) условия об оплате товара в рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Это не противоречит валютному законодательству, единственным исключением является договор розничной купли-продажи, поскольку информация о товаре в розничной продаже должна содержать указание на цену в рублях;

4) указание на «твердую цену»;

5) заключение договора страхования от определенных рисков, в том числе с распределением расходов между сторонами.

Вместе с тем, сам договор может предусматривать основания и порядок изменения цены в процессе исполнения договора. Если в договоре такой оговорки нет, суды отказывают в удовлетворении требований об изменении цены. Опасно изменять цену в договорах, заключенных по результатам аукционных или конкурсных торгов. Так как увеличение цены работы может стать основанием для оспаривания результатов торгов невыигравшими участниками. Изменение цены в связи с инфляцией не может быть основанием для возникновения убытков, так как оно происходит независимо от воли сторон и законодательством не предусмотрено возмещение убытков в связи с этим2.
Условие о способе расчетов является для договора одним из важнейших . Способы (формы) расчетов предусматриваются в договоре самими сторонами с учетом положений закона. Конкретные способы расчетов сейчас регулируются главой 46 ГК, а также «Положением о безналичных расчетах в РФ», утвержденных ЦБ 3 октября 2002 г. Письмом П-2. Положения ст.861 ГК предусматривают общие для ЮЛ требования о безналичном осуществлении расчетов. По установленному ЦБ порядку наличные расчеты между организациями допускаются на сумму до 100 000 рублей. В мировой практике таких ограничений нет. В развитых странах 80% всех платежей осуществляется в наличном порядке. Но по сумме эти 80% платежей составляют лишь ј денежного оборота. Там применение наличности сдерживается теми же естественными причинами, что и у нас (неудобство перевозки и пересчета крупных сумм и т.д.). Ст.862 ГК предусматривает четыре способа безналичных расчетов: платежными поручениями, чеками, по аккредитиву, по инкассо.

Платежные поручения наиболее распространены в торговой практике, их использование презюмируется в договоре поставки.

Аккредитив широко используется во внешнеторговых контрактах и представляет собой условное денежное обязательство банка-эмитента произвести платеж по поручению клиента после предъявления определенных документов получателем средств. При этом исполняющий банк следует двум принципам - строгое соответствие документов и независимость аккредитива от основного обязательства.

Чеки практически не имеют применения, используются в основном во внешнеторговых контрактах, являются разновидностью дебетового перевода, инициируемого плательщиком.

Расчеты по инкассо осуществляются инкассовыми поручениями в безакцептном порядке (как правило, по исполнительным листам, в некоторых случаях, указанных в законе, и по условиям договора) и платежными требованиями с акцептом или без акцепта плательщика.

Наряду с этим признаются допустимыми иные способы расчетов, предусмотренные законом или применяемые в банковской практике, в т.ч. западной практике. Так, вместо расчетов деньгами может применяться зачет встречных однородных требований. При этом требования должны возникать из обязательств, в которых участвуют одни и те же лица, предмет требований должен определяться одними и теми же родовыми признаками (деньги, товар определенной партии). Необходима однородность требований, а не обязательств, на которых они основаны.
Условие о порядке расчетов также является необходимым для торговых договоров. Рассмотрим наиболее применяемые порядки расчетов между контрагентами.

Условие о перечислении средств за товар в течение конкретного срока (обычно от одного до нескольких дней) после наступления требуемого покупателем события, это может быть поступление товара покупателю, факт передачи товара перевозчику и т.д. – наиболее распространенный порядок расчетов.

Периодические платежи. Расчеты в таком порядке предусматриваются в договоре между контрагентами, когда действия по передаче и оплате товаров или услуг носят многократный, систематический характер. Договором определяются размеры частных платежей и сроки их внесения, а также сроки сверки расчетов и погашения разницы. При периодических платежах расчеты обычно осуществляются платежными поручениями или расчетными чеками. Такой порядок расчетов удобен тем, что при регулярных отгрузках товаров не требуется оформления расчетных документов на каждую отправку и резко сокращается бухгалтерский и банковский документооборот.

Авансовые и предварительные платежи. При таком порядке расчетов никак не обеспечиваются интересы покупателя, поэтому во избежание риска утраты средств следует добиваться согласия на расчеты по аккредитиву, акцептуемыми платежными требованиями или под обеспечение исполнения договора продавцом. Можно предусматривать в договоре частичную оплату, но не в виде аванса, а в качестве задатка. В этом случае при неисполнении договора продавцом с него можно требовать взыскание суммы задатка в двойном размере. Более надежный способ расчетов должен выторговываться в ответ на предоставление встречных льгот по ценам, по ассортименту и др. Предоставление взаимных уступок, выторговывание льгот и преференций является принципом договорной работы, причем не только в сфере коммерции, но и в любом ином предпринимательстве.
Заключение.

Таким образом, условия торговых договоров бывают подразумеваемые и прямые. Подразумеваемые условия обычно не записываются в договоре, и входят в договор исходя из норм закона и иных нормативных актов, а также обычаев торгового оборота. Прямые условия вырабатываются самими сторонами договора и составляют его основное содержание.

Для торговых договоров существенным является условие о предмете. Чтобы полностью раскрыть предмет договора, необходимо предусмотреть в договоре условия о наименовании и количестве, ассортименте и номенклатуре товара. С предметом договора тесно связаны условия о сроках, которые включают в себя: срок действия договора в целом; срок передачи или отгрузки товара; графики поставки или отгрузки товара. В торговых отношениях сроки должны определяться четко и конкретно. Способ доставки также должен быть оговорен в договоре, с этим условием тесно связана проблема обеспечения сохранности товара и ответственности в случае его повреждения. Условие о качестве товара также является необходимым условием торгового договора.

Цена товара в коммерческих отношениях – один из важнейших его характеристик, поэтому условие о ней или о порядке ее определения необходимо включать в текст договора. С понятием цены тесно связаны условия о порядке и способе расчетов между контрагентами.

Формирование условий договора контрагентами позволяет обеспечить учет индивидуальных особенностей взаимоотношений субъектов, который позволяет обеспечить соответствие содержания договора реальным возможностям и условиям деятельности субъектов. В результате этого повышается реальная исполнимость договоров существенно повышается экономический эффект, отдача от договора, в результате решения на основе договора всего комплекса задач, касающихся взаимоотношений сторон.
Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993г. – М.: Эксмо,2010. – 32с.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., Омега-Л, 2009. – 665с.

  3. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утв. Банком России 03.10.2002 письмом №2-П // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

  4. Беляева О.А. Коммерческое право России: курс лекций. / О.А.Беляева – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 192с.

  5. Коммерческое право: учебное пособие. / ред.: Н.В. Постовой – М.: Юриспруденция, 2006. – 188с.

  6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учебник / Б.И. Пугинский – М.: Юрайт, 2010 – 354с.

1 Цветков И.В. Договорная работа. – М.: Проспект, 2010.- с.93.

2 Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2009 – с.133.




Скачать файл (85 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru