Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Образование Мордовского округа 1928-1930 гг - файл 1.docx


Контрольная работа - Образование Мордовского округа 1928-1930 гг
скачать (52.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx53kb.16.11.2011 22:52скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»


Ковылкинский филиал


Кафедра: правоведения.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине: История государства и права Республики Мордовия.

Вариант №2


Выполнила студентка 101 группы 2 курса

заочной формы обучения

специальности 030501 Юриспруденция

Коновалова Елена Леонидовна.

Проверил кандидат исторических наук

Шабаев Виктор Викторович.


Ковылкино- 2010 год.




1. Мордовский округ в составе Средне-Волжской области (1928-1930гг.): административно-территориальное деление и государственные органы власти округа.


10 января 2010 года исполнилось 80 лет со дня образования Мордовской автономной области, с созданием которой сложились необходимые условия для перехода к более широкой форме национальной государственной организации - автономной республике. Однако первым практическим шагом на пути к республике стало создание мордовского автономного округа.

Цель данной работы показать ход развития мордовской автономии, в частности мордовского автономного округа. Отметить обстоятельства, способствовавшие данному процессу и причины тормозившие его.

Становление и развитие мордовской государственности прошло ряд этапов, последовательно претворяя в жизнь ленинскую программу по национальному вопросу, основные принципы которой были закреплены в Декларации прав народов России. Реализуя свое право на самоопределение, мордовский народ в 1921-1927 годах образовал национальные сельские советы и волости, в 1928 году Мордовский округ, на базе которого 10 января 1930 года была образована Мордовская автономная область, 20 декабря 1934 года решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства была создана Мордовская АССР, конституционное оформление которой завершилось принятием Конституции МАССР 1937 года.

В декабре 1922 года I Съезд советов СССР провозгласил образование Союза Советских социалистических государств, в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. К 1923 г. в стране насчитывалось 33 национальных государства и национально-государственных образования, в т.ч. 4 союзные республики, 13 автономных республик, и 16 автономных областей. Имелись и необходимые предпосылки для образования национальной 

государственности мордовского народа. Огромное влияние на развитие идеи о мордовской национальной государственности, оказали такие документы как: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», резолюция «О федеральных учреждениях Российской республики», обращение Советского правительства «Советам Казани, Уфы, Оренбурга, совнаркому Туркенстанского края и другим об очередной задаче Советской власти», в которых подчеркивалась необходимость образования советской государственности в национальных районах в соответствии с принципом самоопределения наций. После опубликования этих документов среди мордвы начинается движение за образование автономии. Важную роль в консолидации мордовского народа за обретение автономии сыграли мордовские секции, отделы и подотделы созданные во всех губерниях Среднего Поволжья.

5 мая 1918 г. за создание своей национальной государственности высказался районный съезд представителей мордовского населения Алатырского уезда Симбирской губернии. В резолюции, прошедшая 30.12.1920г. межгубернская конференция мордовского беспартийного актива Симбирской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Тамбовских губерний также высказывалась идея о мордовской национальной автономии. Мордовский отдел Наркомнаца, образованный 7 февраля 1919 г., преобразованный в апреле 1921 г. в подотдел национальных меньшинств, а также губернские и уездные национальные отделы были призваны проводить агитационно-пропагандистскую идею среди коренного населения, организовывать издание газет и литературы на мордовском языке (на территории губерний Среднего поволжья с мордовским населением стала распространяться массовая газета «Якстере теште» первый печатный номер которой вышел 24.09.1921г.) с целью содействия в создании национальной государственности. Так уже в начале 20-х годов в общественное мнение 

была внедрена идея мордовской автономии, в перспективе необходимо было создать условия для подготовки механизма ее реализации.

7 марта 1921 г. Мордовский отдел Наркомнаца принял постановление о созыве «Всероссийского съезда коммунистов мордовской национальности», который должен был разрешить вопрос «о самоопределении мордовского народа»1

На первом Всероссийском съезде коммунистов мордовской национальности прошедшем 10-14 июля 1921 г. в г. Самаре было принято «Обращение I Всероссийского съезда коммунистов мордвы к народу» и только этот съезд дал политико-юридические основания для создания мордовской автономии и стал реальным практическим шагом в этом направлении. Он вполне мог уже утвердить ее образование при наличии необходимых материалов и проектов, которые, однако, к периоду его заседания не были подготовлены. Выдвинутые мордовским подотделом Наркомнаца предложения о создании мордовской автономии были единодушно поддержаны, но возникли разногласия при обсуждении местонахождения и формы автономии. Подотдел рекомендовал ее в виде автономной области на коренных землях мордвы, входивших в состав Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Тамбовской губерний. Делегаты от Самарской парторганизации настаивали на территории Самарской губернии, саратовцы – Саратовской. Некоторые делегаты предлагали создать автономию сразу в форме республики. Однако на тот момент съезд не располагал точными данными о количестве и расселении мордвы, (это при том, что тогда статистические и территориальные данные о мордве уже имелись в ЦСУ по проведенной Всероссийской переписи населения 1920 г.) поэтому резолюция о создании автономии носила общий характер и лишь констатировала положительное решение съезда.2 Съезд признал 

неудовлетворительной работу Мордовского подотдела Наркомнаца по подготовке материалов для работы съезда и как указывает Т.В. Васильев «в данном случае оказались привлеченными к работе в мордовский подотдел люди3, совершенно не связанные с мордовскими массами, не знавшие мордовской действительности, а потому не сумевшие оказать Наркомнацу надлежащую помощь в деле осуществления среди мордвы национальной политики»4 14 июля 1921 г. по решению съезда была создана комиссия которая приступила к подготовке проекта и сбору необходимого материала, а в сентябре этого же года Мордовский подотдел возглавленный Д.С. Желтовым (входившим до этого в комиссию по подготовке проекта мордовской автономии) был укомплектован штатом инструкторов для изучения положения на местах. Таким образом, после съезда к осени исполнительный механизм по созданию мордовской автономии заработал. К августу 1922 г. в тяжелейших условиях (голод 1921-22гг.) комиссия подотдела подготовила проект « Мордовской автономной единицы».

Имеется необходимость подробнее сказать об этом первом проекте, так как предложенные после многочисленные проекты различались лишь территориальными изменениями в пользу большего процента мордовского населения и авторами проектов.

По первому проекту мордовской автономии ее территория должна была включать Спасский и Темниковский уезды Тамбовской губернии, Краснослободский, Инсарский и Рузаевский уезды Пензенской губернии, Ардатовский и Алатырский уезды Симбирской губернии с центром в Рузаевке - крупном железнодорожном узле, связанным железнодорожными путями почти со всеми районами области. На этой территории, по данным авторов проекта, проживало чуть более одного миллиона человек, из которых 

более 50% составляли мордва, 45% русских и около 4% татар.5 В этом проекте была определена и форма национальной государственности –Мордовская автономная область.

В первых числах октября 1922 г. проект был принят на рассмотрение в Наркомнац и 21 октября обсуждался его коллегией в составе заместителя наркома по делам национальностей Г.Е. Брейдо и членов коллегии Г.К. Клингера и М.Л. Павловича. Коллегия констатировала недостаточность представленных материалов и «не возражая принципиально» рекомендовало согласовать проект автономии с НКВД, другими заинтересованными организациями и населением указанных в проекте губерний по вопросу целесообразности создания автономии. Кроме того, комиссия пришла к выводу о завышении авторами проекта сведений о численности мордовского населения на выделяемой территории. По уточненным данным оно составляло 33,7 процента всего населения района и 31,7 процента от всего мордовского населения страны.

Постановление коллегии к намеченному сроку (декабрь 1922г.) не было выполнено в полном объеме, и коллегия сочла образование Мордовской автономной области нецелесообразным.

Следует отдельно сказать, что в числе факторов препятствовавших организации мордовской автономии, сказалась дисперсность расселения мордовского народа, - как указывает М.С. Букин,- это сильно затрудняло выделение экономически целостной территории с преобладающим большинством в ней мордовского населения.6 Территория, на которой проживала мордва, была искусственно раздроблена в результате губернской реформы 1775 года и поделена между Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородскими губерниями без учета национальных признаков, в связи с чем этнически однородное население Мордовии (эрзя и мокша) оказалось в 

разных губерниях. Согласно переписи 1897 года мордва проживала в 82 губерниях страны, но ни в одной из них не составляла компактного большинства. На территории, где исторически сложился мордовский народ – Окско-Сурско-Цнинское междуречье, согласно переписи 1897 года проживало 51% всего мордовского населения, разбросанное губернской реформой по указанным выше губерниям.

Количественная дисперсность усугублялась еще и качественной. Социально-политически активная часть мордвы проживала в Самарской и Саратовской губерниях, его интеллектуальная элита тяготела к Казани, где в свое время было организовано Мордовское культурно-просветительное общество во главе с М.Е. Евсевьевым, в то же время самый значительный вес ее наблюдался в периферийных уездах Пензенской, Симбирской и Тамбовской губерниях, которые не имели какого-либо самостоятельного экономического и культурного значения и считались лишь сырьевыми придатками губернских центров.

Немаловажным противодействующим фактором была шовинистическая настроенность части русского партийно-административного аппарата в губерниях мордовского края.

Огромное содействие в решении вопроса о выделении территории с компактным проживанием мордвы, оказали решения ЦК партии и правительства РСФСР. В соответствии с декретом Президиума ВЦИК от 4 января 1923 г. «Об изменениях в составе Тамбовской губернии» из нее в состав Пензенской губернии были переданы Спасский и Темниковский уезды, на территории которых проживала значительная часть мордовского населения. После подобного административно-хозяйственного изменения в Пензенской губернии собиралось более 360 тыс., а вместе с Симбирской – свыше 500 тыс. мордвинов – соответственно около 40% всех проживающих в РСФСР лиц мордовской национальности. Следующим всплеском в решении проблемы мордовской государственности явилось принятие Конституции 

РСФСР в которой оговаривалось признание права за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов Советов, с утверждения верховных органов РСФСР, в автономии. Это подхлестнуло представителей мордовских секций при губкомах РКП(б) о возможности дальнейшей «борьбы» за автономию. В течении лета и осени 1924 года этот вопрос обсуждался на многочисленных митингах, собраниях и съездах проводимых среди мордовского населения.

18 октября 1924 года декретом Президиума ВЦИК, в ответ на ходатайство уполномоченного подотдела национальных меньшинств при Пензенском губернском исполкоме С.С. Шишканова, была образована комиссия во главе с Г.К. Клингером для изучения вопроса об организации Мордовской автономной области. Во ВЦИК и Оргбюро ЦК РКП(б) шли многочисленные письма, жалобы и пр. касающиеся хода мордовской автономизации, в связи с чем Оргбюро РКП(б) по одному из таких «сигналов» из Пензы командировал для изучения дел на местах ответственного инструктора Ш.Н. Ибрагимова, который подготовил доклад о недостаточной партийно-политической работе Пензенского губисполкома среди мордовского и татарского населения, а также в связи с этим недостаточности мордвы в представительных органах власти. На основании доклада Ш.Н. Ибрагимова Оргбюро дало рекомендации по исправлению ситуации и разрешило организовать автономию «при условии наличия мордвы на выделяемой территории не менее 60-70%»7 Учитывая, что согласно докладу, сделанному Ш.Н. Ибрагимовым в уезде с максимальной долей мордвы она не превышает 50%, а в целом по губернии едва приближается к 20% рекомендованные Оргбюро проценты позволяют говорить о том, что стремления создать Мордовскую автономию у центральных органов власти не было. Тем ни менее была создана очередная комиссия по подготовки проекта мордовской автономии. В первой половине 

1925г. на рассмотрение Президиума ВЦИК было представлено 5 различных проектов, все они преимущественно базировались на Пензенской губернии, за исключением одного, предусматривающего совместную автономию эрзян и мокшан с центром в Пензе, Саранске или Рузаевке и проекта разработанного Пензенской губернской плановой комиссией, предполагающим только мокшанскую автономию с центром в г. Краснослободске. Все представленные проекты были отвергнуты.

На прошедшем в июне 1925 г. заседании Оргбюро ЦК РКП(б) где слушался вопрос о мордовской автономии, присутствовал И.В. Сталин, который заявил, что при таком территориальном расположении мордвы «придется ограничиться выделением мордвинов в самостоятельные административные единицы в тех губерниях где они живут компактной массой»8. Указанная формулировка была почти дословно приведена в соответствующем постановлении Президиума ВЦИК от 29.06.1925г. Таким образом, еще одна попытка «пробить» Мордовскую автономию в высших органах власти не увенчалась успехом. На основании постановления Президиума ВЦИК от 29.06.1925 г. «О выделении территорий, занятых мордовским населением, в самостоятельные единицы» и постановлением «Об образовании мордовских национальных административно-территориальных едениц» было создано 17 мордовских волостей и 619 мордовских сельских советов, в том числе на территории Пензенской, Ульяновской и Нижегородской губерний, из которых впоследствии была выделена территория мордовской национальной государственности,- 377 Советов и 13 волостей. Будучи по своему статусу административно-территориальными единицами они, однако, пользовались рядом прав присущих автономным образованиям: органы власти и иные учреждения в них действовали на родном языке и при непосредственном участии мордовских кадров.



Начальная форма объединения в Советы и волости характеризовалась региональной консолидацией мордовского народа в рамках большого количества административных единиц, не составлявших в совокупности единой территории, но обладавших целостным национальным составом- исключительно или преимущественно мордовским. Кроме того, их создание позволило вовлечь широкие массы мордвы в активную политическую жизнь, что в свою очередь привело к усилению движения за автономию. К 1928 г. в губерниях мордовского края имелись 28 волостей и 1 национальный район, включавший сотни национальных сельских Советов. К примеру, в Пензенской губернии ими было объединено до 80% мордвы.

Это был первый начальный этап формирования мордовской автономии, а запущенный механизм образования автономии продолжал работать, выводя этот вопрос на новый уровень. Прошедший в апреле 1925 г. 12-й Пензенский губернский съезд Советов просил ВЦИК ускорить изучение вопроса о выделении мордовской автономной единицы. Учитывая эти обстоятельства Оргбюро ЦК РКП(б) пересмотрело свое решение от 8 декабря 1924 года в части снижения численности мордовского населения до 50%. Президиум ВЦИК согласился с этим. Таким образом, политически вопрос был предрешен.

В течении 1926 г. на рассмотрение ВЦИК были представлены еще несколько проектов, разработанных Пензенским и Ульяновским губисполкомами, Центральным бюро мордовских секций при ЦК ВКП(б) и комиссией ВЦИК, которые также были отвергнуты по причине того, что в них территория автономии определялась без должного учета сложившихся естественно-экономических, исторически сложившихся связей населения и бытовых условий.

В феврале 1928 г. Всесоюзное совещание мордовских партработников поручило Центральному бюро мордовских секций ЦК ВКП(б) еще раз вернуться к вопросу о мордовской автономии в связи с районированием 

Средне-Волжской области. Новое районирование территории страны преследовало своей целью ликвидировать ранее существующую систему административного деления на губернии, уезды и волости, которая не учитывала экономических и национальных особенностей отдельных частей страны. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. на базе четырех губерний – Самарской, Оренбургской, Пензенской и Ульяновской -была образована Средне-Волжская область с девятью округами, в том числе Саранский. Для реализации политических и хозяйственных планов в области ЦК ВКП(б) создал Временное бюро ЦК партии по Средне-Волжской области, которое сыграло важную роль в решении вопроса о мордовской автономии. В частности оно выступило с письмом в ЦК ВКП(б), в котором указывалось, что Временное бюро ЦК высказывается за образование Мордовской автономии и просит ЦК ВКП(б) понизить процент мордовского населения в проектируемой области до 40-45 процентов. Автором проекта, на основе которого был организован Мордовский округ, стал С.С. Шишканов. Указанный проект обсуждался на комиссии Оргбюро ЦК ВКП(б) по районированию под председательством секретаря ЦК, заместителя Председателя Совнаркома РСФСР А.П. Смирнова. В ходе обсуждения было принято постановление в котором указывалось: «…1. Образовать в составе Средне-Волжской области, в границах предложенных организационным комитетом Средне-Волжской области, Мордовский национальный округ. 2.Окончательное уточнение границ Мордовского округа поручить организационному комитету Средне-Волжской области.»9

16 июля 1928 г. этот же проект с некоторыми уточнениями – в тексте из названия «Мордовский национальный округ» было убрано слово «национальный»10, т.к. проект, по мнению Президиума ВЦИК снова не учитывал естественно-географических условий, сложившихся 

экономических и культурных связей населения - был утвержден на заседании Президиума ВЦИК под председательством М.И. Калинина. Этим же постановлением вводилось разделение образованной Средне-Волжской области на округа, среди которых был и Мордовский с центром в Саранске. Мордовский округ объединил районы с мордовским населением, которые ранее входили в Тамбовскую, Пензенскую и Ульяновскую губернии. В них, по данным переписи населения 1926 г., проживали 1 млн. 330 тыс. чел. из которых 63,2% русских, 32,2% - мордвинов, 4,5 %-татар и 0,1%- прочих национальностей. В момент образования округ имел территорию в 26424 кв. км. и общее население, по данным мордовских статистиков, 1341,9 тыс. чел.11. В ходе постепенного увеличения в нем доли мордовского населения путем территориальных преобразований его площадь была сокращена до 25266 кв.км. В составе Мордовского округа были образованы 23 административных района: Ачадовский, Кочкуровкий, Козловский, Дубенский, Рыбкинский, Зубово-Полянский, Атяшевский, Теньгушевский, Рузаевский, Чамзинский, Инсарский, Темниковский, Старошайговский, Торбеевский, Талызинский, Ельниковский, Ардатовский, Ковылкинский, Краснослободский, Беднодемьяновский, Наровчатский, Ромодановский, Саранский.

Работа по созданию округа была завершена I Окружным съездом Советов, проходившем 4-6 августа 1928 г. в г. Саранске, на котором был избран окружной исполнительный комитет, который наделялся властью в перерывах между съездами и делегаты на областной съезд Советов.

Мордовский округ был крупной административной единицей. Следует отметить тот факт, что при обсуждении проекта о выделении Мордовской автономии было принято решение об образовании национального округа, но по причинам, изложенным выше (менее трети населения мордовской 

национальности) из текста постановления было опущено слово «национальный», но уже само название «мордовский» свидетельствует о национальных особенностях округа. Однако это не сказалось на его правовом статусе, который ничем не отличался от статуса других округов Средне-Волжской области. Согласно «Положению о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» от 6 апреля 1928 г. он наделялся правами в области национально-государственного строительства и управления, финансово-бюджетной, промышленного и дорожного строительства, сельского хозяйства, просвещения и здравоохранения.

Образование мордовского округа стало практическим началом мордовской государственности, получившей после некоторых территориальных преобразований в 1930 году юридический статус.12

Система государственных органов Мордовского округа определялась Конституцией РСФСР 1925 года и названным Положением и включала в себя: окружные и районные съезды Советов, городские, поселковые и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполкомы, окружные и народные суды, окружную и участковую прокуратуры.

Высшим органом государственной власти Мордовского округа стал Окружной съезд Советов, а между съездами – окружной исполнительный комитет, который подчинялся исполнительному комитету Средне-Волжской области, а также высшим органам государственной власти РСФСР – ВЦИК и СНК РСФСР. В сферу его деятельности входило: рассмотрение отчетов о деятельности государственных учреждений и предприятий, расположенных на территории округа; составление перспективных планов развития и представление их на рассмотрение областного исполкома; утверждение 

отчетов по исполнению окружного и местного бюджетов; выборы окружного исполкома и делегатов на вышестоящие съезды Советов и ряд других вопросов в пределах своих полномочий.

Делегаты на окружной съезд Советов выбирались на районных съездах, 1 чел. от 5 тыс. жителей, на пленумах городских Советов, также на фабриках и заводах, расположенных вне городских поселений. Если районные съезды не предшествовали окружному, то делегаты избирались непосредственно сельскими Советами. Очередность созыва съездов Советов Мордовского округа регулировалась нормами Конституции РСФСР 1925 г., которая предусматривала созыв как очередных, так и внеочередных съездов, причем последние могли созываться по предложению вышестоящих съездов Советов и их исполкомов, по инициативе окружного исполкома, по требованию Советов, насчитывающих не менее трети населения округа. Очередной съезд Советов Мордовского округа созывался один раз в год.

В период между съездами высшим органом власти Мордовского округа являлся исполнительный комитет окружного съезда Советов, который соответственно наделялся широким полномочиями и правами. Аппарат окружного исполкома состоял из секретариата и отделов: финансового, статистического, земельного, торгового, административного, военного, местного хозяйства, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Основной формой работы окружного исполкома были пленумы и заседания. Подготовку к пленумам и всю соответствующую организационную работу выполнял Президиум окружного исполкома, который избирался на первом пленуме каждого созыва съезда Советов. Председатель Президиума одновременно являлся и председателем окружного исполкома съезда Советов Мордовского округа. Между пленумами все права и функции окружного исполкома переходили к его Президиуму.



Местные органы власти Мордовского округа были построены по типу системы местных органов власти и управления РСФСР: районный съезд Советов, сельские и городские Советы и их исполнительные комитеты.

На районные съезды Советов избирались представители всех сельских Советов из расчета один делегат от 300 жителей, а также городских Советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений из расчета один делегат на 60 избирателей. Однако общее количество не должно превышать 150 человек. Районный съезд Советов разрешал вопросы местного значения, обсуждал проблемы общегосударственного характера, утверждал отчеты о деятельности учреждений и предприятий, находящихся на подведомственной территории, рассматривал и утверждал планы развития народного хозяйства и социально-культурного развития района, составляемые в соответствии с директивами областного и окружного исполкомов. В перерывах между съездами высшим органом власти в районах являлись исполнительные комитеты съездов районных Советов, которые решали все вопросы, кроме вопросов, которые относились к исключительному ведению районных съездов Советов. Исполком районного съезда Советов избирался на первых районных съездах Советов и не мог превышать 21 чел. Районный исполком мог контролировать и ревизовать деятельность нижестоящих исполкомов и всех подчиненных ему органов, составлять местный бюджет. Постановления, вынесенные райисполкомом и его Президиумом, отменялись только окружным, областным исполкомами, ВЦИК или съездами Советов.

Основной формой работы райисполкома являлись заседания, в перерывах между которыми всю текущую работы выполнял его Президиум из 5 человек и который пользовался всеми его правами.

Органами власти на селе являлись сельские Советы, в которые избирался один депутат от 100 человек, но не более 50 депутатов. В селах, где насчитывалось свыше 10 тысяч жителей, избирался исполком сельского 

Совета из 3 человек, в селах с меньшим числом жителей – председатель сельского Совета.

Сельским Советам было предоставлено право самостоятельно разрешать вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, работой местных кооперативов и других организаций на селе. На них возлагались: наблюдение за исправностью дорог; учет урожая и контроль за своевременной сдачей продналога; учет рабочей силы; наблюдение за несением обязательной военной службы; вопросы культурного развития села, здравоохранения; учет населения и регистрация браков и пр.

В городах органами власти и управления являлись городские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Они образовывались из расчета один депутат от тысячи человек, но не менее 50 и не более 100 членов. Городские Советы руководили всеми отраслями городского хозяйства и управления, имели право устанавливать местные налоги и сборы с объектов городского хозяйства. В их ведение были переданы важнейшие объекты коммунального хозяйства. Горсоветы имели право создавать новые производственные и торговые предприятия, на них возлагалась организация и содержание культурных и общественных объектов. Они решали вопросы здравоохранения и санитарии в пределах города. Им было предоставлено право издания обязательных постановлений по вопросам охраны общественного порядка и противопожарных мероприятий, а также и по ряду других вопросов.

Судебная система Мордовского округа, ее принципы организации и деятельности определялись «Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 года» и «Положением о судоустройстве РСФСР» от 19 ноября 1926 года. Согласно этим нормативным правовым актам в Мордовском округе была создана двухзвенная судебная система – народные и окружные суды.



Народные суды включали в себя несколько участков, число которых устанавливалось окружным исполкомом и утверждалось облисполкомом Средне-Волжской области. Народный суд являлся судом первой инстанции и рассматривал большинство гражданских и уголовных дел с участием народных заседателей. Его приговоры и решения могли быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке в окружной суд.

Мордовский окружной суд, созданный в августе 1928 года, избирался окружным исполкомом сроком на один год и с согласия областного суда утверждался облисполкомом, а народные заседатели – окружным исполкомом. Окружной суд являлся судебно-административным центром по отношению к судебно-следственным учреждениям на территории округа, кассационной инстанцией по делам народных судов и судом первой инстанции по делам, отнесенным к ведению губернских судов. Кассационной инстанцией для окружного суда служили соответствующие коллегии Верховного суда РСФСР.

Окружная прокуратура в Мордовском округе была создана 28 июня 1928 года в соответствии с «Положением о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетов». Принципы ее организации определялись теми же документами, что и принципы организации судебных органов. Штаты прокуратуры утверждал Мордовский окружной исполком. Каждая участковая прокуратура располагалась на территории одного административного района, и лишь три из них объединяли два района. Возглавляли участковую прокуратуру участковые прокуроры, кроме них в них работало по одному следователю.

Прокурор Мордовского округа назначался прокурором РСФСР по представлению прокурора Средне-Волжской области.

На органы прокуратуры возлагалось: осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и иных организаций и отдельных лиц путем опротестования 

незаконных постановлений и возбуждения уголовного, административного, дисциплинарного преследования против виновных; надзор за следствием и деятельностью органов ГПУ; поддержания обвинения в суде; участие в гражданских процессах; наблюдение за исполнение приговора; за законностью содержания под стражей; за состоянием и деятельностью мест заключения и т.д.




2. Государственная символика Республики Мордовия.


Мордовская Автономная Советская социалистическая республика после провозглашения суверенитета Российской Федерации была преобразована из автономной республики в суверенную республику, входящую в состав Российской Федерации. Произошедшие изменения были закреплены Конституцией Республики Мордовия, принятой 21 сентября 1995 года Конституционным собранием Республики Мордовия. Конституцией 1995 года были определены новые государственные символы Мордовии –флаг, герб и гимн, выражающие государственность Республики Мордовия, многонациональность, самобытность и традиции народов республики.13 Описание и порядок официального использования новых символов государственности Мордовии установлены конституционным законом РМ от 30 марта 1995 года.

Флаг. Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Цвета на флаге представляют цветовую гамму, исторически почитаемую мордвой, титульной нацией и соответствует требованиям геральдики. Белый цвет флага по международным канонам геральдики символизирует мудрость, чистоту, мир; темно-синий – у многих народов - напоенную влагой плодородную землю (символ земледелия). А мареновый (темно-красный) цвет отражает давние традиции мордвы: естественным красителем для крашения национальной одежды и ниток для вышивания на ней являлся корень подмаренника и луковая шелуха.

Верхняя и нижняя полосы, соответственно темно-красная и темно-синяя по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет ¼ ширины 

флага. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка –солярный знак маренового цвета, символ солнца.

Отношение ширины флага к его длине первоначально составляло 1:2. 20 мая 2008 года депутаты республиканского парламента привели закон «О государственном флаге Республики Мордовия» в соответствие с рекомендацией Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Корректировка была направлена на изменение соотношения ширины и длины полотнища с пропорции 1:2 на 2:3, также было дано описание солярного знака: высота и ширина солярного знака имеют одинаковые размеры и относятся к ширине флага — 3:8.

Автор флага – лауреат Государственной премии Республики Мордовия А.С. Алешкин.

Герб. Из 8 проектов герба лучшим был признан вариант Николая Дмитриевича Чикринёва, преподавателя изобразительного искусства Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева. Герб закреплён Конституционным Законом №92-1 от 30 марта 1995 года. Герб, в соответствии с требованиями геральдики начинается со щита. Для герба Республики Мордовия автор выбрал французскую форму щита: почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. На щите повторены цвета, используемые на флаге Республики: верхняя и нижняя полосы темно-красная и темно-синяя соответственно, серединная – белая. В центре щита на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы вертикально сверху вниз.

Щит обрамлен шейной гривной (старинным украшением древней мордвы) золотого цвета, который символизирует величие, уважение, богатство. На гривне изображены семь орнаментов, соответствующих семи городам республики: Саранск, Рузаевка, Темников, Краснослободск, Инсар, Ардатов, Ковылкино. На конце гривны изображен солярный знак, восьмиконечная розетка красного цвета – символ солнца. Все это 

обрамляется колосьями пшеницы, перевитой лентой цветов флага. Колос в современной геральдике означает экономическую мощь государства, его процветание, национальное единство.

Гимн. Государственным гимном Республики Мордовия является музыкальное произведение лауреата Государственной премии Республики Мордовия, члена Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств Мордовии Нины Васильевны Кошелевой на стихи заслуженного поэта Мордовии, члена Союза писателей России, Сергея Васильевича Кинякина.

Куплеты Гимна Республики Мордовия написаны на трёх государственных языках республики: 1 куплет — на мокшанском, 2-ой — на эрзянском и 3-ий на русском языке. Припев написан на смеси мокшанского и эрзянского языков с преобладанием мокшанского.

3. Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,

России держалась и голову гордо несла.

Давали силы вольные Мокша, Сура,

Ты духом была и осталась сильна и добра.


Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке — най панжи маеньке,

Мокшэрзянь шачема-касома край!

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Морак! Морак, Мордовия!

Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,

Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!




Список использованных источников


Нормативно-правовые источники


1. Конституция Республики Мордовия от 1995 г., принята Конституционным собранием РМ 21 сентября 1995 г. / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 15.10.2010г.

2. Конституция РСФСР 1925 г. (ут.силу) / Информационно-справочная система «КонсультантПлюс», версия от 15.10.2010г.


Учебники, монографии, брошюры


3. История Мордовской АССР. Учебное пособие. Под ред. В.А. Болошова, М.Ф. Жигачева – Саранск: Изд-во Мордов. универ-та, 1984.

4. История Мордовской АССР. Под ред. В.З. Дробижев – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.

5. В.К. Абрамов. Мордовский народ (1897-1939г.) – Саранск: Изд-во Мордов. универ-та, 1996.

6. М.В. Дрожкин. Очерки истории мордовской организации КПСС. – Саранск, 1967.

7. Букин М.С. Становление Мордовской советской национальной государственности. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

8. Букин М.С. Образование и развитие Мордовской автономии. – Саранск, 1977.

9. Республика Мордовия. Учебное пособие. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.

Электронные ресурсы

10. Сайт государственных органов Республики Мордовия

URL [http://old.e-mordovia.ru/aboutMordovia/mordovia/index.php]


1Букин М.С. Образование и развитие Мордовской автономии – Саранск, 1977. С. 14.


2 Образование Мордовской АССР. Документы и материалы. – Саранск, 1981. №14. С. 45.


3 П.П.Башаев и С.К.Марасанов были выдвинуты в Наркомнац летом 1920 г. на проходившем в г.

Самаре Всероссийском совещании представителей мордовских секций губкомов РКП(б) для налаживания конкретной работы Мордовского отдела Наркомнаца.


4Васильев Т.В. Мордовия. – М., 1931. С. 131.


5Представленный проект территориально мало чем отличался от утвержденного впоследствии, т.к.

заложенная в нем доля мордовского населения была весьма высока.


6 Букин М.С. Образование Мордовской АССР –Саранск, 1964. С. 51.


7 Букин М.С. Указ. соч. С. 25.


8 Яшкин И.А. Мордовская социалистическая нация – детище Октября. – Саранск, 1978. С. 88.


9 Образование Мордовской АССР. Документы и материалы. – Саранск, 1981 г. №55 С. 116.


10 Букин М.С. Указ. соч. С. 69.


11Образование Мордовской АССР. Документы и материалы. – Саранск, 1981 г. №63 С. 124.



12 10.01.1930 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «О преобразовании Мордовского Округа

Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область, включении ее в состав Средне-

Волжского края, внешних границах и внутреннем административном делении».


13 Конституция Республики Мордовия 1995 г.





Скачать файл (52.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru