Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Седюкевич В.Н. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность - файл n1.doc


Седюкевич В.Н. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность
скачать (6568 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc6568kb.06.01.2013 15:16скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Республики Беларусь
b>БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного движения"


Седюкевич В.Н.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Минск 2006
УДК 656.13
Рецензенты:


Седюкевич В.Н.

Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность: учебное пособие. Мн.:БНТУ, 2006. - с.


В пособии рассмотрены вопросы организации и выполнения международных перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности. Излагаются теоретические и практические аспекты принятия решений по маршрутизации движения и перевозок, перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Приводятся формулы для расчетов показателей использования автомобильных транспортных средств.

Издание предназначено для студентов и магистрантов специальностей направления "Транспортная деятельность". Может быть использовано для повышения квалификации специалистов по вопросам международных перевозок грузов.

ВВЕДЕНИЕ



Автомобильные перевозчики и экспедиторы Республики Беларусь занимают одно из ведущих мест в выполнении международных перевозок грузов и транспортно-экспедиционных операций. Поэтому изучение организации и технологии такой транспортной деятельности имеет важное значение для подготовки специалистов по специализации 1-44 01 01 03 "Международные автомобильные перевозки".

При организации и выполнении международных перевозок грузов необходимо обеспечить их максимальную эффективность и действующие требования (ограничения). Для этого необходимо знать наиболее перспективные транспортно-технологические схемы перевозок и обязательные к исполнению нормативные правовые акты.

Основная цель дисциплины – формирование знаний и умений в области организации и технологии международных перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности.

В результате изучения дисциплины должны быть усвоены следующие основные вопросы:

принципы разрешительного характера международных перевозок грузов;

документация на водителя, транспортное средство и груз;

маршрутизация движения транспортных средств и перевозок грузов;

выбор видов транспорта и транспортных средств для перевозок грузов;

расчеты показателей работы автомобильных транспортных средств на маршрутах перевозок грузов;

оформление договора международной автомобильной перевозки груза;

условия погрузки, разгрузки и перевозки грузов;

особенности перевозок специфических грузов (скоропортящихся, тяжеловесных, крупногабаритных);

схемы перевозок грузов с участием различных видов транспорта;

место транспортно-экспедиционной деятельности при международной перевозке грузов, транспортно-экспедиционные операции и порядок их выполнения;

документация при транспортно-экспедиционной деятельности и смешанных перевозках грузов.

Преподавание дисциплины увязано с изучением материала других дисциплин. Поэтому в данной дисциплине не рассматривается выполнение перевозок опасных грузов, таможенное оформление грузов (товаров), требования к транспортным средствам для международных перевозок грузов, требования к режиму работы водителей и некоторые другие вопросы, знания и умения по которым необходимы специалистам по специализации 1-44 01 01 03 "Международные автомобильные перевозки".

Дисциплина изучается на базе таких ранее изученных дисциплин как "Общий курс транспорта и страхование", "Основы теории транспортных процессов и систем", "Пути сообщения и их транспортные качества", "Логистика", "Производство погрузочно-разгрузочных работ. Терминалы", "Автомобильные перевозки грузов и пассажиров", "Транспортные средства для международных автомобильных перевозок", "Внешнеэкономическая деятельность".

По дисциплине предусмотрено выполнение курсового проекта по организации международных перевозок грузов.

На основе полученных знаний студент должен уметь принимать решения по применению транспортно-технологических схем, выполнению международных перевозок грузов и оказанию транспортно-экспедиционных услуг.

Международные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность выполняются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – субъектами хозяйствования Республики Беларусь, которые получили лицензию на соответствующий вид транспортной деятельности.

Международные перевозки грузов выполняются на основе двусторонних межправительственных соглашений, действующих многосторонних международных конвенций, соглашений и протоколов, общепризнанных норм международного права, а также с учетом требований законодательства стран, по территории которых выполняется перевозка. Большинство многосторонних международных договоров приняты под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ITC UN ECE / КВТ ЕЭК ООН, www.unece.org/trans) или в рамках других объединений договаривающихся государств. UN ECE принята также Сводная резолюция об облегчении международных автомобильных перевозок RE.4 / СР.4. В государствах Европейского союза (EC / EU) законодательство унифицировано или гармонизировано на основе правил и директив.

Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения с большинством стран, с которыми обменивается разрешениями на перевозки грузов (приложение 1). В двусторонних соглашениях устанавливаются основные принципы выполнения перевозок, в частности применяемая система разрешений, а также определяются случаи, когда разрешения не требуются.

Кроме разрешений отдельных стран перевозчики государств, являющихся членами Европейской конференции министров транспорта (CEMT– фр., ECMT– англ. или ЕКМТ– русск., www.oecd.org/cem или www.cemt.org), применяют также разрешения CEMT. Перечень таких государств указан в приложении 1. В части применения разрешений CEMT и по другим вопросам, направленным, в первую очередь, на развитие и безопасность перевозок, приняты резолюции CEMT.

Договор международной перевозки груза автомобильным транспортом устанавливается товарно-транспортной накладной (накладной) на условиях Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR / КДПГ), 1956 г. и протокола к ней 1978 г. В Содружестве Независимых государств принято Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок, 2003 г.

При перевозке опасных грузов руководствуются Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR / ДОПОГ), 1957 (в редакции 2005 г.), а при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ATP / СПС), 1970 (в редакции 2003 г.). Для унификации определения ответственности по инцидентам и авариям при перевозках опасных грузов разработана Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (CRTD / КГПОГ), 1989 г.

Отличительной особенностью международных перевозок грузов является их таможенное оформление при пересечении таможенных границ. Для таможенного оформления международных перевозок действует ряд систем:

по документам контроля доставки (ДКД);

по карнетам TIR на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) от 1975 г.;

по карнетам ATA (временный ввоз товаров) или CPD (временный ввоз транспортных средств) на основе Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров 1961 г. и Конвенции о временном ввозе 1990 г.;

по единому административному документу SAD системы общего транзита “CТ” (страны ЕU и страны Европейской ассоциации свободной торговли – EFTA).

Процедуры таможенного и других видов контроля устанавливаются на принципах Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, 1982. В отношении контейнеров действует Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 г.

Сеть автомобильных дорог (обозначение) и требования к дорогам определяются Европейским соглашением о международных автомагистралях (AGR / СМА) от 1975 г. и Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств от 1998 г.

Комбинированные перевозки выполняются с учетом Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (AGTC / СЛКП), 1991 г. и протокола к нему от 1997 года о комбинированных перевозках по внутренним водным путям, Конвенции о международных смешанных перевозках грузов, 1980 г. (не вступила в силу) и Правил в отношении документов смешанных перевозок UCTAD/ICC,1992 г. (факультативные нормы).

Для унификации условий международных автомобильных перевозок грузов, устранения межгосударственных барьеров в СНГ приняты Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и условиях взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики,1997 г. и Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников Содружества Независимых Государств,1999 г.

При смешанных перевозках с применением автомобильного транспорта применяются также Конвенции и Соглашения других видов транспорта:

Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС / SMGS 1950 г. – по железнодорожным перевозкам между государствами бывшего СЭВ (последняя редакция 1998 года);

Конвенция о международных железнодорожных перевозках COTIF, 1980 г. и дополняющие ее Единообразные правила договора международной железнодорожной перевозки грузов (CIM);

Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г. (Чикагская конвенция);

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., с изменениями, содержащимися в Гаагском Протоколе 1955 года;

Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 г. – по чартерным авиаперевозкам, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору;

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция), 1999 г.;

Конвенция ООН о морской перевозке грузов, 1978 г. (Гамбургские правила);

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ("Хартия морей");

Конвенция по облегчению международного морского судоходства, 1965 г.;

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, 1924 г., с изменениями и дополнениями, содержащимися в Протоколе 1968 года (Гаагско-Висбийские правила).

Режим труда и отдыха и требования к водителям определяются Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (AETR / ЕСТР), 1970 г. с последующими изменениями. В государствах EU действуют в этом вопросе правила 3820/85 и 3821/85, нормы первых из которых согласуются с нормами AETR.

Основой разработки гармонизированных правил дорожного движения являются Конвенция о дорожном движении, 1949 и 1968 г.г., Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении (1968 г.), 1971 г., Протокол о дорожных знаках и сигналах, 1949 г., Конвенция о дорожных знаках и сигналах, 1968 г., Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, (1968 г.), 1971 г., Европейское соглашение относительно разметки дорог, 1957 г. и Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 г.), 1973 г. В Конвенции о дорожном движении устанавливаются также требования к конструктивным элементам и оборудованию транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения, а также к водительскому удостоверению и свидетельству о регистрации транспортных средств.

Взаимное признание странами национальных сертификатов на отдельные составные части транспортных средств основывается на Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, 1958 г. и Соглашении о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, двигателей и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, 1998 г. Общие подходы к оценке технического состояния транспортных средств установлены Соглашением о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, 1997  г.

В странах СНГ действует Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств,1999 г. В ЕU требования к параметрам транспортных средств установлены директивами.

Гражданская внедоговорная ответственность, возникающая в результате дорожно-транспортных происшествий, определяется Конвенцией о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г.

Для унификации порядка выдачи водительских удостоверений имеет место Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действия водительских удостоверений (CPC / СВУ), 1975 г.

Вопросы международной стандартизации, в том числе и в области контейнеризации перевозок, пакетирования грузов, решаются в рамках Международной организации по стандартизации (ISO / ИСО, www.iso.org).

Развитию перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности способствует ряд международных правительственных и неправительственных организаций:

Балтийский и международный морской совет (BIMCO, www.bimco.dk);

Всемирная таможенная организация (WCO, www.wcoomd.org);

Всемирная торговая организация (WTO, www.wto.org);

Евроазиатский транспортный союз (EATU / ЕАТС, www.eatu.org);

Европейская интермодальная ассоциация (EIA, www.eia-ngo.com);

Европейская организация экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг (CLECAT, www.clecat.org);

Исполнительный комитет СНГ (www.ec-cis.org), включающий Координационное транспортное совещание (КТС) по автомобильному, морскому и внутреннему водному транспорту, Межгосударственный авиационный комитет, Совет по железнодорожному транспорту, Совет по авиации и использованию воздушного пространства;

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD, www.unctad.org);

Международная автомобильная федерация (FIA, www.fia.com);

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, www.iata.org);

Международная ассоциация грузовых авиаперевозчиков (TIACA, www.tiaca.org);

Международная ассоциация портов и гаваней (IAPH, www.iaphworldports.org)

Международная ассоциация свободной торговли (www.efta.int);

Международная морская организация (IMO, www.imo.org);

Международная организация гражданской авиации (ICAO, www.icao.int);

Международная торговая палата (ICC, www.iccwbo.org);

Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA / ФИАТА, www.fiata.org);

Международный комитет железнодорожного транспорта (CIT, www.cit.ch);

Международный союз автомобильного транспорта (IRU / МСАТ, www.iru.org). Имеет представительство в СНГ (www.iru-cis.ru);

Международный союз железных дорог (UIC / МСЖД, www.uic.asso.fr);

Международный союз компаний комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок (UIRR, www.uirr.com);

Международный туристический альянс (AIT, www.aitgva.ch);

Межправительственная организация для международных железнодорожных перевозок (OTIF, www.otif.org);

Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД / ORC, www.osjd.org);

Сообщество европейских железных дорог (CCFE / CER / GEB, www.cer.be).

Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FONASBA, www.bonasba.com).

Законодательство отдельных государств действует в вопросах, которые не определены международными договорами. В первую очередь к таким вопросам следует отнести:

правила дорожного движения;

условия проезда по дорогам и оплата за их использование (кроме магистральных дорог Дорожного союза EU – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания и Швеция);

оплата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;

ограничения на движение в определенные периоды времени;

санкции за допущенные нарушения установленных правил и норм при выполнении перевозок;

порядок получения специальных разрешений на перевозку опасных, тяжеловесных, крупногабаритных и других специфических грузов.

Страны имеют установленные системы кодирования (обозначения) по Конвенции о дорожном движении (обозначение 1–3 буквами латинского алфавита), по правилам и соглашениям ЕЭК ООН (как правило, цифровое обозначение 1-2 арабскими цифрами), согласно стандартам ISO (двухбуквенное или трехбуквенное обозначение и цифровой код). Коды (обозначение) государств, по территории которых перевозчиками Республики Беларусь выполняются перевозки, приведены в приложении 1.

Государства определяют на своих территориях компетентные органы и уполномоченные организации по вопросам выполнения международных перевозок грузов. В нашем государстве в вопросах технологии, организации и безопасности перевозок грузов автомобильным и водным транспортом, использования автомобильных дорог и проезда по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (ТКТС), обеспечения транспортного контроля и развития транзитных перевозок компетентным органом является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (Минтранс, www.mintrans.by). Компетентным органом по перевозке опасных грузов является Департамент "Проматомнадзор" Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (www.rescue01.gov.by).

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь определило уполномоченные организации по отдельным вопросам, связанным с выполнением международных перевозок:

функционирование разрешительной системы, взимание сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, транспортный контроль и контроль ТКТС на пограничных переходах – Транспортная инспекция Минтранса (в дальнейшем Транспортная инспекция);

сертификация транспортных средств на экологическую и дорожную безопасность согласно резолюциям CEMT, выдача международных сертификатов технического осмотра (МСТО), освидетельствование транспортных средств по Соглашению ATP (СПС) – РУП "БелНИИТ "Транстехника".

В Республике Беларусь развитию международных перевозок грузов способствуют Ассоциация международных автомобильных перевозчиков "БАМАП" (БАМАП / BAIRC, www.bairc.org), а развитию транспортно-экспедиционной деятельности – Ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ / BAIF, www.baifby.com). Некоторые вопросы, связанные с перевозкой грузов (выдача сертификатов о происхождении товаров, карнетов АТА, проведение экспертиз количества, качества и комплектности товаров, сырья и оборудования и др.), решает Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП, www.cci.by). БАМАП является членом IRU, издает газету "Мир тяжелых моторов", оказывает услуги перевозчикам, занимается учебной деятельностью. БАМЭ является членом FIATA, издает журнал "Компас экспедитора и перевозчика", занимается распространением нормативной правовой информации и учебной деятельностью.

Основным железнодорожным перевозчиком в Республике Беларусь является Белорусская железная дорога (www.rw.by).

В Республике Беларусь при выполнении международных перевозок грузов необходимо руководствоваться нормами ранее указанных ратифицированных международных договоров и нормативными правовыми актами Республики Беларусь:

Гражданский кодекс (главы 40, 41);

Закон "Об основах транспортной деятельности";

Закон "О перевозке опасных грузов";

Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках";

Закон "О железнодорожном транспорте";

Устав железнодорожного транспорта общего пользования;

Закон "О дорожном движении";

Кодекс внутреннего водного транспорта;

Воздушный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания;

Правила автомобильных перевозок грузов;

Правилами безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства;

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Правила дорожного движения

и другими актами законодательства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Скачать файл (6568 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru