Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа курса - Гендерный анализ в экономической социологии - файл n1.doc


Программа курса - Гендерный анализ в экономической социологии
скачать (283 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc283kb.06.01.2013 15:22скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ













ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ




ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ



Кафедра экономической социологии

Программа курса

«ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

для специальности 020300 – Социология

(3-я ступень высшего

профессионального образования)



Автор программы: Е.Б.Мезенцева


mesentseva@mtu-net.ru




Рекомендована УМС

Секция "Cоциология"

Председатель И.Ф. Девятко


Одобрена на заседании

кафедры экономической

социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2004 г.

_______________

“___” __________ 2004 г.

Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Г.В. Иванченко
_______________

“___” __________ 2004 г.

Москва 2005 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



АВТОР ПРОГРАММЫ



Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Мезенцева Елена Борисовна.


Контактные данные:





Телефон:

(095) 152-15-51

E-mail:

mesentseva@mtu-net.ru

mezents@orc.ru

Адрес:

125319 г. Москва, Кочновский пр., д. 3, комн. 406

АННОТАЦИЯ

«Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Этот курс является продолжением изучения социально экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Основы экономической социологии», «Социология потребления, «Социология труда и занятости» и пр.

Новизна данного курса заключается в том, что в нем впервые делается попытка применить гендерную методологию к анализу различных форм экономического поведения (конкретно: трудового, потребительского, финансового, предпринимательского и пр.); при этом в качестве аналитической основы предполагается использовать экономико-социологический подход, рассмотрев его в сравнении с: экономическим и социально-психологическим подходами.

Необходимость разработки подобного курса и соответствующего учебного пособия связана с тем, что, несмотря на очевидную социальную видимость множества гендерных проблем в экономической сфере (в частности, гендерной дискриминации в занятости, профессиональной сегрегации по признаку пола, гендерных различий в доступе к экономической власти и пр.) и разработанность соответствующих экономических и социологических концепций, гендерная проблематика до сих пор не получила адекватного отражения в российской системе высшего образования.

До настоящего времени гендерная проблематика не получила адекватного отражения в системе подготовки специалистов по социально-экономическим дисциплинам. В России отсутствуют не только учебники и учебные пособия по данной теме, но и более или менее разработанные методики преподавания; за рубежом подобные курсы также являются достаточно немногочисленными (например, по сравнению с политически и идеологически ангажированными курсами Women Studies). Вместе с тем, знание основ гендерной теории и реальных проявлений гендерных различий оказывается высоко востребованным в реальной практике управления социальными и экономическими процессами. Включение данного курса в систему подготовки социологов, специализирующихся в области экономической социологии, позволяет хотя бы частично восполнить этот пробел.

Логика курса заключается в том, чтобы рассмотреть различные формы экономического поведения на основе использования гендерной методологии; базовая аналитическая рамка курса строится на основе экономико-социологического подхода, сопоставленного с: экономическим и социально-психологическим подходами.

В методическом плане в ходе преподавания данного курса активно используются интерактивные формы работы со студентами на семинарах. С этой целью в Программу курса включен ряд текстов, которые носят очевидно дискуссионный характер, что позволяет активизировать работу студентов на семинарских занятиях, а также может быть использовано для самостоятельных творческих заданий и подготовки эссе.

Одной из форм творческих заданий является письменная аналитическая рецензия научной или журнальной публикации, в ходе которой студент должен не только сформулировать свои собственные соображения по теме анализируемого текста, но и рассмотреть его с точки зрения различных теоретических подходов, изучаемых в рамках данного учебного курса, а затем публично представить на семинаре результаты своего анализа перед аудиторией.

Еще одним исключительно важным направлением при изучении данного учебного курса является ориентация студентов на проведение самостоятельных эмпирических исследований в области социологии гендера, и обучение их основам самостоятельного анализа статистических данных в данной предметной области. Результаты этой работы могут быть представлены в виде кратких эссе на заданные темы, целью которых является выявление гендерных различий в той или иной области на базе существующих информационных массивов (статистических и анкетных).

ЦЕЛЬ И УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА КУРСА

Цель курса: дать студентам углубленное представление об основных теоретических подходах к анализу гендерных аспектов экономического поведения и эмпирических исследованиях в данной предметной области.

Основные темы данного курса связаны с выяснением содержания таких базовых понятий как «гендер», «гендерный контракт», «гендерная система», «гендерный дисплей» и пр. и изучением особенностей их проявления и взаимосвязи в сфере экономических отношений. Значительное место уделено изучению таких проблем как дискриминация по признаку пола в сфере занятости, вертикальная и горизонтальная сегрегация, взаимосвязь экономического роста и гендерного неравенства, гендерные различия предпринимательского поведения и лидерства, гендер и социальная стратификация, .гендерные аспекты социальной политики.

ЗАДАЧИ КУРСА:

В результаты изучения курса студенты должны:

  • Изучить основные теоретические подходы к анализу гендерных аспектов экономического поведения,

  • уметь самостоятельно ориентироваться в научной литературе по курсу,

  • получить навыки самостоятельного анализа и интерпретации статических данных и результатов социологических обследований по проблематике курса.

  • освоить навыки разработки социологического инструментария, позволяющего выявлять гендерные различия в ходе проведения социологических обследований по проблемам экономического поведения.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий

20% - активность на семинарских занятиях

20% - оценка за эссе

50% - оценка за экзамен

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада необходимо выделить главную авторскую мысль, изложить кратко (15-20 мин.) основное содержание текста, поставить излагаемую проблему в более широкий контекст в рамках эконом-социологической тематики; высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, ответить на вопросы, сформулировать вопросы для обсуждения для аудитории);

  2. активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику и комментариям по изучаемой теме.


ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ

Эссе оценивается по следующим критериям:

  • правильность постановки проблемы;

  • характер привлекаемой литературы;

  • логичность и последовательность изложения;

  • оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

  • степень решения поставленных в эссе целей и задач;

  • формулировка четких и конкретных выводов;

  • качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15 страниц (ориентировочно 20000 – 25000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных.

Эссе должно быть представлено как в распечатанном виде, так и в электронной версии не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.

Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 10 вопросов по пройденному курсу. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 30 мин.

II. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Теория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.

Введение в гендерные исследования. Часть I. Учебное пособие. /Под ред. И..Жеребкиной. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001.

ХРЕСТОМАТИИ


Теория и методология гендерных исследований. Том II. Хрестоматия. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.

Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. /Под ред. С.Жеребкина. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001.

Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ СТАТЬИ



ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ КНИГИ



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ





III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Cоциология гендерных отношений: основные понятия и концептуальные подходы


Дифференциация понятий пол и гендер. Основные различия между теориями половой дифференциации и гендерной теорией.

Комплексный характер категорий пола и гендера. Гендер как социально-демографическая категория. Гендер как идеология. Гендер как стратификационная категория. Гендер как социальная технология. Гендер как культурная метафора.

Гендерная социализация. Роль гендерных стереотипов в формировании гендерной идентичности.

Институционализация гендерных исследований в мире и в России - основные центры, темы исследований и учебные программы.

«Мужские исследования» («Men Studies») как новое направление гендерных исследований.

Гендерный подход в социологии. Теория социального конструирования гендера (Уэст и Зиммерман). Три методологических источника теории социального конструирования гендера: (а) социальное конструирование реальности (П.Бергер, Т.Лукман); (б) Драматургический интеракционизм (Э.Гоффман); (в) этнометодология (Г.Гарфинкель).

Теория «гендерной системы», Особенности российской гендерной системы. Разделение на публичную (общественную) и частную сферы, Гендерный контракт.

Основная литература

Воронина, О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований./ Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 13-95.

Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии (http://www.owl.ru/win/source.htm).

Здравомыслова, Е., Темкина, А.. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования (http://www.owl.ru/win/source.htm).

Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf

Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с. http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf

Лорбер, Дж.. Пол как социальная категория. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 127-136. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html)

Goffman, Erving.The arrangement between sexes. // Theory and Society. Volume 4 Issue 3 (1977), pp. 301-331. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Komarovsky, M. Cultural Contradictions and Sex Roles: The Masculine Case. // American Journal of Sociology. 1973, January. (JSTOR) http://links.jstor.org/

West, C. Zimmerman, D. Doing Gender. // American Journal of Sociology. 1987. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Дополнительная литература

Айвазова, С. Права женщин в контексте русской культуры.// Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М., 1998. http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm

Бергер, П.; Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995.

Бок, Г. История, история женщин, история полов. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 170-200. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html)

Воронина, О. Основы гендерной теории и методологии. // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 95-109.

Здравомыслова, Е., Темкина, А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // Общественные науки и современность. №6, 1999, сс.177-185.

Кон И. С. Маскулинность как история. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf

Пфау-Эффингер, Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. № 11, 2000, сс. 24-36. http://socis.isras.ru/SocIsArticles/ListSocIs2000_7_12.htm

Тёрнер, Б. Современные направления развития теории тела. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.137-168. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html).

Уэст, К., Зиммерман, Д. Создание гендера (Пер. Е. Здравомысловой) // Гендерные тетради (Ред. А. Клецин). Труды СПб. филиала ИС РосАН. 1997, сс. 94 - 124.

Элиас, Н. Отношения между мужчиной и женщиной: изменение установки. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.103-127. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html)

Bradley, K., Khor, D. Toward an integration of theory and research on the status of women // Gender and Society. Volume 7, Issue 3. (Sep., 1993), pp. 347-378. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Carrigan, T., Connell, B., Lee, J. Toward a New Sociology of Masculinity. // Theory and Society. Volume 14, Issue 5. (Sep., 1985), pp. 551-604. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Hagan, J., Gillis, A.R., Simpson, J. Clarifying and Extending Power-Control Theory. // American Journal of Sociology, Volume 95, Issue 4 (Jan, 1990), pp. 1024-1037. (JSTOR) http://links.jstor.org/
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (283 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru