Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Экология железнодорожного транспорта - файл n1.doc


Контрольная работа - Экология железнодорожного транспорта
скачать (314 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc314kb.06.01.2013 15:35скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание:


1

Вопрос 1. Основные понятия и определения экологии

3

2

Вопрос 17. Экологические требования к размещению, строительству и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

4

3

Вопрос 27. Охрана земель, контроль за их использованием. Рекультивация земель. Лесные полосы вдоль железных дорог.

7

4

Задача №1

9

5

Задача №3

12

6

Таблица №6

17

7

Задача №4

18

8

Таблица № 8

21

9

Список литературы

23

Вопрос 1. Основные понятия и определения экологии.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история миротворения» впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище».

Влияние природной среды на человеческое общество, особенности урбанизированных биогеоценозов изучает возникшая в середине 20 в. экология человека. Возросшая опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды привела к возникновению радиоэкологии. Учение о биосфере разрабатывается в особенно тесном контакте с биогеохимией. Отношения организмов к абиотической и биотической среде в прошлые геологической эпохи, проблемы реконструкции древних ценозов по ископаемым остаткам составляют предмет палеоэкологии.

Основная задача экологии в настоящее время - детальное изучение количественными методами среды обитания различных организмов.

Среда обитания - это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.

На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Экология должна служить научной базой любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии. Познание основных принципов трансформации вещества и энергии в природных экосистемах создает теоретическую основу для разработки практических мероприятий по увеличению количества и качества пищевых продуктов, производимых в биосфере. Исследования природных механизмов регуляции численности популяций служат основой планирования и разработки систем мероприятий по управлению численностью экономически важных видов.

 Экология служит теоретической основой для разработки мер по переходу от промысла диких видов растений и животных к их культивированию и к другим формам более рационального их использования. На данных экологии строится основное рациональное ведение рыболовства, рыбоводства и охотничьего хозяйства.

 Экология изучает взаимодействие сельскохозяйственных и природных экосистем, сочетания окультуренных и естественных ландшафтов. Разработка мер по охране и рациональному использованию дикой природы, создание сети заповедников, заказников и национальных парков, планирование ландшафта также производятся по рекомендациям, разрабатываемым экологами.
Вопрос 17. Экологические требования к размещению, строительству и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

Любой объект хозяйственной деятельности общества должен функционировать с учетом экологической безопасности и здоровья людей. Под экологической безопасностью понимаются условия, при которых отсутствуют факторы, приводящие к нарушению экологического равновесия в окружающей среде, вызывающие напряженное состояние во взаимоотношениях между обществом и природой и влияющие на среду обитания живых организмов.

Наиболее опасными с экологической точки зрения объектами железнодорожного транспорта являются промывочно-пропарочные пункты для наливного подвижного состава, пункты дезинфекции вагонов для перевозки животных и биологически опасных веществ, шпалопропиточные и щебеночные заводы, локомотивные и вагонные депо, подвижной состав, перевозящий нефтепродукты и взрывчатые вещества, пункты отстоя подвижного состава и др.

Экологическую безопасность могут нарушать и физические факторы от объектов железнодорожного транспорта (шум, вибрация, электрические и электромагнитные поля, взрывы, пожары). Экологическая безопасность природно-производственных систем характеризуется величинами энергомассопереноса со стороны транспортных объектов при их функционировании; энергомассопереноса от транспортных объектов в окружающую среду при невыполнении экологических требований при строительстве и эксплуатации; энергомассообмена, характеризующего естественный цикл восстановления утраченных свойств природной среды или ее компонентов (водоемы, почвы, атмосферный воздух, полезные ископаемые недр и т.п.); энергомассообмена, характеризующего искусственный цикл восстановления утраченных свойств окружающей среды.

Только при условии экологического баланса между функционирующими транспортными объектами и возможностями природной среды по восстановлению и самоочищению можно избежать экологического риска и обеспечить экологическую безопасность в регионе их размещения.

Влияние железнодорожных трасс на экологическую безопасность сказывается в случаях, когда они пересекают сложившиеся пути миграции животных, при изъятии под железнодорожные пути земель сельскохозяйственного назначения, при воздействии шума (вибраций, излучений) от подвижного состава на людей, а также при недостаточной прочности дорожных сооружений.

При строительстве железнодорожных магистралей, предприятий и сооружений должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, изложенных в природоохранных законах, санитарных и строительных правилах и нормах, стандартах в области охраны природы.

Прежде чем размещать объект железнодорожного транспорта на территории, необходимо составить материальный баланс его производственно-хозяйственной деятельности, сравнить его с самоочищающими возможностями природы и уже на стадии проектирования решить вопросы поддержания равновесия в природе и исключения вредных воздействий будущей деятельности проектируемого объекта на природу за счет комплекса природоохранных мероприятий.

Место строительства определяется в соответствии с перспективами развития отрасли и требованиями законов о земле.

Экологические требования при проектировании железных дорог и объектов могут быть сформулированы следующим образом: под новые железные дороги и объекты следует изымать строго обоснованное количество земель с учетом минимального ущерба для сельскохозяйственных угодий; плодородный слой почв должен сниматься, храниться и использоваться для восстановления нарушенных земель; нарушенные земли при размещении и строительстве должны подвергаться технической и биологической рекультивации; недопустимы разрушение достопримечательных памятников природы, исторических памятников и охраняемых ландшафтов, вырубка лесов.

При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта используются определенные виды природных ресурсов — топливно-энергетические, земельные, продовольственные и др. При всем разнообразии объектов (станции и узлы, локомотивные и вагонные депо, железнодорожные пути, электрические и контактные сети, средства сигнализации и связи и др.) можно сформулировать общие экологические требования к их функционированию.

Работающие на объекте железнодорожного транспорта люди обязаны принимать эффективные меры по предупреждению выхода на аварийные режимы эксплуатации объекта, грозящие авариями и катастрофами; выполнять требования законов и нормативных актов по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Загрязнение окружающей среды в районе расположения объекта регламентируется установленными для него органами охраны окружающей среды нормами предельно допустимых выбросов, предельно допустимых стоков, предельно допустимых нагрузок на почву отходов производства. Допускается использовать временно согласованные нормы выбросов, стоков и отходов от объектов при условии компенсации вреда дополнительными платежами в фонд охраны природы и доведения этих норм до предельно допустимых в срок не более чем 5 лет.
Вопрос 27. Охрана земель, контроль за их использованием. Рекультивация земель. Лесные полосы вдоль железных дорог.

Охрана земель, их рациональное использование.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

  • предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

  • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В условиях интенсификации производства охрана земной поверхности и ее рациональное использование осуществляются с помощью следующих мероприятий: сокращение использования земельного фонда для промышленных целей в процессе проектирования и строительства; устранение загрязнения промышленных предприятий расположенных вблизи участков земельного фонда; рекультивация нарушенных горными работами земель.

Лесные полосы вдоль железных дорог.

Лесные насаждения, расположенные вдоль линий железных дорог, представляют собой основное средство защиты пути от многих неблагоприятных природных явлений. Придорожные защитные насаждения выполняют функции инженерных сооружений, применяемых в системе мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения поездов; повышению пропускной способности дорог. Они способствуют снижению себестоимости перевозок. Также велико их природоохранное, санитарно-гигиеническое, оздоровительное, эстетическое и общее мелиоративное значение. Под защитой придорожных насаждений существенно улучшаются условия труда железнодорожников, особенно при проведении работ на перегонах. Придорожные защитные насаждения наряду, с выполнением тех выше перечисленных функций играют немаловажную роль в обеспечении населения дровами и деловым лесоматериалом, полученным от рубок ухода, также дикими лесными ягодами.

Системы лесных полос всех конструкций в целом оказывают положительное влияние на снегораспределение, так как в открытой местности снег сдувается в микропонижения и гидрографическую сеть, перемещаясь на расстояние до 2-3 км от места выпадения. При системе лесных полос большая часть снега остается в границах за насаждениями и в лесных полосах; 1м лесной полосы задерживает дополнительно к объему снега до 100 м3 и более, что имеет большое значение для защиты сельскохозяйственных культур на полях и увлажнения почвы на межполосных участках.

Степень снегозаносимости характеризуется объемом снега, приносимого в максимально снежную и метелевую зиму на 1 м данного участка пути. Степень снегозаносимости определяет ширину и конструкцию лесных полос.

К сожалению, защитная эффективность и жизнеспособность насаждений вдоль линий железных дорог в процессе их возрастных изменений, а также под воздействием различных факторов внешней среды со временем снижаются. Поэтому крайне необходимы специальные мероприятия по уходу за ними и их эксплуатации.
Задача № 1

Исходные данные (вариант 7)

Фоновая концентрация вредного вещества в приземном воздухе Сф, мг/м3

0,01

Масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу, М, г/с

0,3

Объем газовоздушной смеси, выбрасываемой из трубы, Q, м3

2,8

Разность между температурой выбрасываемой смеси и температурой окружающего воздуха Т, оС

17

Высота трубы Н, м

23

Диаметр устья трубы D, м

1,0

Выбрасываемые вредные вещества

диоксид азота (NO2)

Коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы и определяющий условия вертикального и горизонтального рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе, А

180

Безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе, F

1

Безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности, 

1

Предельно допустимая концентрация (ПДК), среднесуточная, мг/м3

0,04

Необходимо:

1. Рассчитать величину максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к промышленному предприятию, расположенному на ровной местности, при выбросе из трубы нагретой газовоздушной смеси;

2. Определить фактическую концентрацию вредного вещества у поверхности земли с учетом фонового загрязнения воздуха;

3. Дать оценку рассчитанного уровня загрязнения воздуха в приземном слое промышленными выбросами путем сравнения со среднесуточной предельно допустимой концентрацией (ПДК).

Решение:

1. Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества См, мг/м3, при выбросе нагретой газовоздушной смеси из одиночного источника при неблагоприятных метеорологических условиях определяем по формуле:



(1)
Для определения См необходимо:

1) рассчитать среднюю скорость w0, м/с, выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса:
; (2)
(м/с).
2) значения коэффициентов m и n определить в зависимости от параметров f и vм, м/с:
; (3)

; (4)
(м/с);
(м/с).
3) коэффициент m определить в зависимости от f по формуле:

; (5)

.

коэффициент n определить в зависимости от величины vм:

при 0,5  vм < 2 (0,5 < 0,83 < 2) n = 0,532 vм 2 - 2,13 vм + 3,13,

поэтому n = 0,532 · (0,83)2 – 2,13 · 0,83 + 3,13 = 1,73.
Итак, возвращаясь к формуле (1)

(мг/м3).
2. Определим фактическую концентрацию вредного вещества у поверхности земли с учетом фонового загрязнения воздуха:

См = Сф + Сфакт,

См – максимальное значение приземной концентрации вредного вещества,

Сф – фоновая концентрация вредного вещества в приземном воздухе.

Тогда Сфакт = См – Сф,
Сфакт = 0,042 – 0,01 = 0,032 (мг/м3).

3. В соответствии с ГОСТом для каждого проектируемого и действующего промышленного предприятия устанавливается ПВД вредных веществ в атмосферу при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК.

См + Сфакт ? ПДК, т.е.

См + Сфакт ? 0,04.
Итак, 0,042 + 0,032 = 0,074 > 0,04

Таким образом, выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками создают приземную концентрацию, превышающую ПДК.

Необходимо снижать загрязнения атмосферы от промышленных выбросов путем: совершенствования технологических процессов, осуществления герметизации технологического оборудования, применения пневмотранспорта, строительства различных очистных сооружений.
Задача № 3

Исходные данные (вариант 7)

Расход воды в депо в сутки Q, м3/сут

480

Концентрация вредных загрязняющих веществ в сточных водах ai, г/м3:




a1 – взвешенных веществ

280

a2 – нефти и нефтепродуктов

40

a3 – масел

60

a4 – фенолов

1

Коэффициент k1

0,5

Коэффициент k2

0,9

Коэффициент экологической ситуации КЭ (для Поволжского региона)

1,9







НбHi

НбЛi

Взвешенные вещества (к фону)

2,95

14,75

Нефть и нефтепродукты

44,35

221,75

Масло соляровое

221,75

1108,75

Фенолы

2217,5

11087,5

Необходимо:

Определить величину платы за загрязнение окружающей природной среды железнодорожным депо, сбрасывающим недостаточно очищенные сточные воды, загрязненные взвешенными примесями, нефтью и нефтепродуктами, маслами, фенолами. Депо расположено в регионе проживания студента.

Решение:

1. Общая плата П, руб./год, за сбросы загрязняющих веществ определяется по формуле:

П = (ПН + ПЛ + ПСЛ) · КИ ; (1)
где ПН – плата за сбросы ЗВ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (ПДС), руб./год;

ПЛ – плата за сбросы ЗВ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов сбросов – ВВС), руб./год;

ПСЛ – плата за сверхлимитный сброс ЗВ, руб./год;

КИ – коэффициент индексации.
2. Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих нормативов ПДС, определяется по формуле:

при Mi > MHi (2)

где i – вид загрязняющего вещества (i = 1,2 …n);

CHi – ставка платы за сброс 1 тонны i-го ЗВ в пределах нормативов ПДС, руб./т, которая рассчитывается по формуле:

CHi = НбHi · КЭ ; (3)

где НбHi базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го ЗВ в размерах,

не превышающих нормативы ПДС, руб./т;

КЭ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного обьекта;

MHi предельно допустимый сброс i-го ЗВ, т;

Mi - фактический сброс i-го ЗВ, т.

CH1 = 2,95 · 1,9 = 5,605 руб./т

CH2 = 44,35 · 1,9 = 84,265 руб./т

CH3 = 221,75 · 1,9 = 421,325 руб./т

CH4 = 2217,5 · 1,9 = 4213,25 руб./т
Фактический сброс загрязняющих веществ т, определяется по формуле:

Mi = ai · Q · 365 · 10-6 ; (4)
M1 = 280 · 480 · 365 · 10-6 = 49,06 т;

M2 = 40 · 480 · 365 · 10-6 = 7,01 т;

M3 = 60 · 480 · 365 · 10-6 = 10,51 т;

M4 = 1 · 480 · 365 · 10-6 = 0,17 т;
Предельно допустимый сброс i-го ЗВ, т, рассчитывается по формуле:

MНi = k1 · Mi (5)
MН1 = 0,5 · 49,06 = 24,53 т;

MН2 = 0,5 · 7,01 = 3,51 т;

MН3 = 0,5 · 10,51 = 5,26 т;

MН4 = 0,5 · 0,17 = 0,09 т;
Mi > MHi

49,06 > 24,53

7,01 > 3,51

10,51 > 5,26

0,17 > 0,09


ПH1 = 5,605 ·24,53 = 137,49 руб./год;

ПH2 = 84,265 · 3,51 = 295,77 руб./год;

ПH3 = 421,325 · 5,26 = 2216,17 руб./год;

ПH4 = 4213,25 · 0,09 = 379,19 руб./год;

ПHi = 137,49 + 295,77 + 2216,17 + 379,19 = 2762,62 руб./год.
3. Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется по формуле:

при Mi > MЛi ; (6)
где CЛi – ставка платы за сброс 1 тонны i-го ЗВ в пределах установленного лимита, руб./т, которая рассчитывается по формуле:

CЛi = НбЛi · КЭ ; (7)
где НбЛi базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го ЗВ в пределах установленного лимита, руб./т;

MЛi сброс i-го ЗВ в пределах установленного лимита, т ;
CЛ1 = 14,75 · 1,9 = 28,03 руб./т

CЛ2 = 221,75 · 1,9 = 421,33 руб./т

CЛ3 = 1108,75 · 1,9 = 2106,63 руб./т

CЛ4 = 11087,5 · 1,9 = 21066,25 руб./т
Cброс i-го ЗВ в пределах установленного лимита, т, рассчитывается по формуле:

MЛi = k2 · Mi (8)

MЛ1 =0,9 · 49,06 = 44,15 т;

MЛ2 =0,9 · 7,01 = 6,31 т;

MЛ3 =0,9 · 10,51 = 9,46 т;

MЛ4 =0,9 · 0,17 = 0,15 т;
Mi > MЛi

49,06 > 44,15

7,01 > 6,31

10,51 > 9,46

0,17 > 0,15



ПЛ1 = 28,03 ·(44,15 – 24,53) = 549,95 руб./год;

ПЛ2= 421,33 ·(9,46 - 5,26) = 1769,59 руб./год;

ПЛ3= 2106,63 ·( 6,31 – 3,51) = 5898,56 руб./год;

ПЛ4= 21066,25 ·(0,15 - 0,09) = 1263,98 руб./год;
ПЛi = 549,95 + 1769,59 + 5898,56 + 1263,98 = 9482,08 руб./год
4. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется по формуле

; (9)
ПСЛi = 5 СЛi(Mi - MЛi)

ПCЛ1 = 5 · 28,03 ·(49,06 - 44,15) = 687,7 руб./год;

ПCЛ2= 5 · 421,33 ·(7,01 - 6,31) = 1474,66 руб./год;

ПCЛ3= 5 · 2106,63 ·(10,51 - 9,46) = 11059,81 руб./год;

ПCЛ4= 5 · 21066,25 ·(0,17 - 0,15) = 2106,63 руб./год;
ПCЛi = 687,7 + 1474,66 + 11059,81 + 2106,63 = 15329,1 руб./год
5. Коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды среды КИ = 62.

Общая плата П, руб./год, за сбросы загрязняющих веществ:

П = (2762,62 +9482,08 +15329,1) · 62 = 1709575,6 руб./год

Таблица 6.




Загрязняющие вещества

Взвешенные вещества

Нефть и нефтепродукты

Масла

Фенолы

Концентрация ЗВ в сточных водах ai, г/м3:

280

40

60

1

Фактический сброс за год Mi, т/год.

49,06

7,01

10,51

0,17

Предельно допустимый сброс

MНi = k1 · Mi , т/год

24,53

3,51

5,26

0,09

Cброс в пределах установленных лимитов

MЛi = k2 · Mi, т/год

44,15

6,31

9,46

0,15

Сброс не превышающий ПДС

Базовый норматив платы НбHi, руб./т

2,95

44,35

221,75

2217,5

Ставка платы

CHi = НбHi · КЭ, руб./т КЭ = 1,9

5,605

84,265

421,325

4213,25

Плата за сброс

, руб/год

137,49

295,77

2216,17

379,19

Плата за сброс

, руб/год


ПH = 2762,62

Сброс в пределах установленных лимитов.

Базовый норматив платы НбЛi , руб/т

14,75

221,75

1108,75

11087,5

Ставка платы

CЛi = НбЛi · КЭ , руб/т

28,03

421,33

2106,63

21066,25

Плата за сброс

, руб/год

549,95

1769,59

5898,56

1263,98

Плата за сброс

, руб/год


ПЛ = 9482,08

Сверхлимитный сброс

Плата за сброс

, руб/год

687,7

1474,66

11059,81

2106,63

Плата за сброс

, руб/год


ПСЛ = 15329,1

Общая плата

П = (ПН + ПЛ + ПСЛ) · КИ , руб/год; КИ = 62


П = 1709575,6

Для уменьшения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах железнодорожных депо или уменьшения количества сточных вод сбрасываемых в водные объекты необходимо проводить следующие мероприятия:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;

- утилизация опасных отходов;

- реконструкция очистных сооружений с внедрением современной ресурсосберегающей технологии;

- замена оборудования для очистки промышленных стоков в локомотивных депо;

- разработать методики по вторичному использованию образующихся опасных отходов и их детоксикации.
Задача № 4

Исходные данные (вариант 7)

Количество тепловозов, используемых на станции:

N1 – пассажирских

16

N2– грузовых

20

N3– маневровых

3

Доля тепловозов, не соответствующих требованиям стандартов

d1 - пассажирских

0,25

d2– грузовых

0,3

d3– маневровых

0,33

Количество тепловозов оборудованных нейтрализаторами отработавших газов

n1 - пассажирских

2

n2– грузовых

4

n3– маневровых

1

Годовая ставка платы за тепловоз

Нб1 - пассажирских

16,2

Нб2- грузовых

21,4

Нб3 - маневровых

2,5


Необходимо:

Рассчитать размер платы за загрязнение атмосферного воздуха тепловозным депо, которое расположено в регионе проживания студента.

Решение:

1. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников П, руб/год, подразделяется на ПН – плата за допустимые выбросы и ПСН – плата за выбросы, превышающие допустимые:

П = (ПН + ПСНЛ) · КИ ; (1)

где КИ – коэффициент индексации.

В качестве основных нормируемых ЗВ для передвижных источников рассматривают оксиды углерода и азота, углеводороды, сажу, соединения свинца, диоксид серы.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы ЗВ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий эксплуатации. При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателей устройств нейтрализации к платежам применяется коэффициент КП = 0,1.
2. Плата за допустимые выбросы ЗВ в атмосферу от передвижных источников ПН, руб/год, определяется по формуле:

, (2)
где i – тип транспортного средства (i = 1, 2, 3 … m);

П'Hi – плата за допустимые выбросы ЗВ передвижных источников i-го типа, не оборудованных нейтрализаторами отработанных газов, руб/год;

П''Hi – плата за допустимые выбросы ЗВ источников i-го типа с нейтрализаторами, руб/год;

КЭ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе. В Поволжском регионе КЭ= 1,9;

Нбi базовая ставка платы за транспортное средство, руб/год;

Ni – количество транспортных средств i-го типа;

ni – количество транспортных средств i-го типа, оборудованных нейтрализаторами отработанных газов;

KП - понижающий коэффициент, KП = 0,1.
(2.1)
П'H1 = 1,9 · 16,2(16 - 2) = 430,92 руб/год;

П'H2 = 1,9 · 21,4(20 - 4)= 650.56 руб/год;

П'H3 = 1,9 · 2,5(3 – 1)= 9,5 руб/год;
(2.2)

П''H1 = 1,9 · 0,1 · 16,2 ·2 = 6,156 руб/год;

П''H2 =1,9 · 0,1 · 21,4 ·4 = 16,264 руб/год;

П''H3 =1,9 · 0,1 · 2,5 ·1 = 0,475 руб/год
ПHi = П'Hi + П''Hi (2.3)

ПH1 = 430,92 + 6,156 = 437,08 руб/год;

ПH2 = 650.56 + 16,264 = 666,82 руб/год;

ПH3 = 9,5 + 0,475 = 9,97 руб/год;
(2.4)

ПH = 437,08 + 666,82 + 9,97 = 1113,87 руб/год.
3. Плата за превышение допустимых выбросов ЗВ от передвижных источников ПСН , руб/год, определяется по формуле:

, (3)

где di – доля транспортных средств i-го типа, не соответствующих стандартам; определяется как отношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
ПСН1 = 5 · 437,08 · 0,25 = 546,35 руб/год;

ПСН2 = 5 · 666,82 · 0,3 = 1000,23 руб/год;

ПСН3 = 5 · 9,97 · 0,33 = 16,45 руб/год;

(3.1)

ПСН = 546,35 + 1000,23 + 16,45 = 1563,03 руб/год.
Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников П = (ПН + ПСНЛ) · КИ , КИ = 62

П = (1113,87 + 1563,03) · 62 = 165967,8 руб/год.
Таблица 8.

Показатели

Тепловозы

пассажирские

грузовые

маневровые

Количество тепловозов Ni

16

20

3

Количество тепловозов, оборудованных нейтрализаторами, ni

2

4

1

Доля тепловозов, не соответствующих стандартам, di

0,25

0,3

0,33

Плата за допустимые выбросы

Годовая ставка платы за тепловоз Нб1, руб/год

16,2

21,4

2,5

Плата за тепловозы не оборудованные нейтрализаторами,

, руб/год

430,92

650,56

9,5

Плата за тепловозы, оборудованные нейтрализаторами,

, руб/год

6,156

16,264

0,475

Плата за сброс

ПHi = П'Hi + П''Hi, руб/год

437,08

666,82

9,97

Плата за выбросы

, руб/год


ПH = 1113,87

Плата за превышение допустимых сбросов

Плата за выбросы

ПCHi = 5ПHi · di

546,35

1000,23

16,45

Плата за выбросы

, руб/год


ПСН = 1563,03

Общая плата

П = (ПН + ПСНЛ) · КИ , руб/год


П = 165967,8

Техническое перевооружение ОАО "РЖД", проводимое по замене подвижного состава, реконструкции инфраструктуры, обеспечивает снижение техногенного воздействия на окружающую среду.

При капитальном ремонте тепловозов осуществляется замена устаревших  двигателей на современные, более экологичные двигатели отечественного производства, которые повышают топливную экономичность отремонтированных тепловозов на 15%, улучшают экологические показатели на 30%.

В полосе отвода железных дорог ежегодно создаются новые защитные  лесонасаждения. При капитальном ремонте пути заменяются деревянные шпалы, пропитанные антисептиками, на экологически чистые железобетонные шпалы. Больше половины объема шпал пропитано более экологичными антисептиками 4 класса опасности.

В Компании ежегодно реализуется программа ресурсосбережения. В рамках этой программы реализован проект по электрификация участка Сызрань Куйбышевской – Сенная Приволжской железных дорог. Этот проект имеет прямое влияние на снижение негативного воздействия ОАО "РЖД" на окружающую среду.

Внедряемые по Программе ресурсосбережения технические средства и технологии позволяют снизить расход топлива в тяговой и стационарной энергетике. В частности, в тяговой энергетике при использовании на тепловозах систем подогрева дизеля на 10-16% сокращается расход топлива при простое в "горячем" состоянии.

Внедрение по программе ресурсосбережения модульных котельных, работающих на газе, взамен котельных, работавших на угле и мазуте, существенно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу.

В результате применения технических средств и технологий, внедренных по Программе ресурсосбережения, планируется экономить ежегодно более 9 000 т дизельного топлива, 650 т угля, что позволит сократить выброс в атмосферу оксида углерода, оксида азота, диоксида серы и других вредных веществ более чем на 180 т.

Одной из причин негативного воздействия филиалов Компании на окружающую среду является наличие устаревшего парка подвижного состава, который загрязняет атмосферный воздух, землю и требует более частого текущего и капитального ремонта. Компанией уделяется большое внимание обновлению парка подвижного состава и, соответственно, повышению его экологичности. Количество приобретаемого ОАО "РЖД" подвижного состава ежегодно увеличивается.

Список литературы.

1. Гарин В.М. Экология для технических вузов: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2. Воронков Н. А. Экология. Общая, социальная, прикладная: Учеб. пособие. - М.: Агар, 1999.

3. Дикань В.Л.Основы экологии и природопользования. Учебное пособие — Харьков: ООО «Олант», 2002.

4. Экологическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2015 года и перспективу до 2030 года - ссылка http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc?STRUCTURE_ID=387&layer_id=3368&refererLayerId=3339&id=3863#4134






Скачать файл (314 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru