Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Бюджетирование на предприятии: теория и практика - файл n1.docx


Курсовая работа - Бюджетирование на предприятии: теория и практика
скачать (262.1 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx263kb.06.01.2013 15:43скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему «Бюджетирование на предприятии: теория и практика»


Выполнена Шушаковой Екатериной Владимировной

студенткой 4 курса, специальности «финансы и кредит» (080105)

Проверила: к.э.н., профессор Филимонова Е. А.
г. Кемерово, 2012

Оглавление


Введение 2

1.Понятие бюджетирования на предприятии 4

1.1Бюджетное управление как часть системы управления предприятием 4

1.2 Понятие бюджетов, их классификация 8

1.2.1 Понятие бюджетов 8

1.2.2 Общепринятая классификация бюджетов 10

1.2.3 Виды бюджетов, применяющиеся на практике российскими предприятиями 11

1.3Организация процесса бюджетирования 13

1.3.1 Структура компании для целей бюджетирования 14

1.3.2 Последовательность составления бюджетов 16

2.Разработка основных видов операционных бюджетов на торговом предприятии 20

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 20

2.2 Пошаговый механизм составления основных операционных бюджетов 23

3.Разработка сводных финансовых бюджетов 29

3.1Бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках) 29

3.2Бюджет движения денежных средств 30

3.3Прогноз баланса (или бюджет по балансовому листу) 31

Заключение 33

Литература 35





Введение


Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

Объектом исследования курсовой работы является торговое предприятие ЗАО «Карт», которое занимается реализацией корпусной и мягкой мебели.

Предметом исследования является построение процесса бюджетирования в организации.

Цель курсовой работы – исследовать методологические аспекты бюджетирования для повышения эффективности работы организации, а также наглядно продемонстрировать поэтапную технологию построения процесса бюджетирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить основные понятия и принципы бюджетирования;

  • рассмотреть организацию процесса бюджетирования;

  • исследовать технологию бюджетирования;

  • определить последовательность составления бюджетов;

  • выполнить оценку бюджетирования на предприятии;

  • Проанализировать хозяйственную деятельность ЗАО «Карт» за 2011 г., и на основании исходных экономических показателей сформировать основные типы операционных бюджетов на 2012 г.;

  • сформировать итоговые бюджеты (прогнозный отчет о прибылях и убытках, БДДС, прогнозный баланс).

Достижение поставленных задач осуществляется с помощью следующих методов:

  • системного анализа;

  • графического метода;

  • аналитического метода;

  • экономико-математических методов: метод коэффициентов, метод средних величин и другие.

Поставленные цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (21 наименование), 9 приложений.
  1. Понятие бюджетирования на предприятии

    1. Бюджетное управление как часть системы управления предприятием


Основу механизма управления финансовой деятельностью предприятия составляет финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. [17]

Осуществляемое на предприятии финансовое планирование призвано обеспечить решение следующих основных задач:

  1. Обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей развития предприятия в соответствующем периоде.

  2. Обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и роста его рыночной стоимости.

  3. Определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего развития предприятия, и оптимизировать источники их формирования.

  1. Определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

  2. Оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития.

В отечественной экономической литературе нет четкой позиции в определении понятий финансового планирования и финансового управления. Зачастую под управлением финансами подразумевают существующую на предприятии систему финансового учета и отчетности, позволяющую оценивать результативность деятельности компании, эффективность работы подразделений, рентабельность и т.п. Действительно, без продуманной и стабильной работающей системы учета принимать управленческие решения затруднительно. Однако само по себе существование системы учета не позволяет построить полноценную систему управления предприятием, так как в такой ситуации руководство является пассивным потребителем отчетных данных за истекший период:
Рис 1. Управление финансами без бюджетирования





В такой ситуации поле для принятия управленческих решений сильно ограничено, так как руководство оперирует уже свершившимися фактами и получает данные в тот момент, когда менять что-либо уже поздно.

Поэтому следующим шагом после построения системы финансового учета становится внедрение на предприятии системы внутрифирменного бюджетирования, которая дает возможность предвосхитить неприятный поворот событий и своевременно принять управленческое решение. Тем самым бюджетирование позволяет руководству принимать более активное участие в оперативном и стратегическом управлении предприятием:

Рис 2. Роль бюджетирования в управлении финансами


оценка результативности

управление

финансовый анализ

фактические данные

финансовый учет



отчетность по бюджетам: план и факт

планирование и установка целей



бюджетирование



При этом роль бюджетирования в системе управления предприятием не сводится только к планированию, хотя планирование является неотъемлемой частью бюджетирования. Основные функции бюджетирования представлены на схеме:

Рис 3. Основные функции бюджетирования


установка целей и мотивация

контроль

отслеживание исполнения

планирование




корректирование


Функция планирования заключается в детальной разработке плановых показателей деятельности всех подразделений. Планы могут составляться на различные периоды, исходя из их назначения. Оперативные планы составляются, как правило, на очередной месяц или квартал, тогда как стратегические планы могут составляться на период от 1 до 5 лет и даже больше.

Отслеживание исполнения заключается в фиксации фактических данных в системе бюджетирования для их последующего сравнения с плановыми показателями. Фактические данные должны учитываться в системе бюджетирования в тех же разрезах, в которых производится планирование, это обеспечивает наглядное сравнение данных.

Функция контроля состоит в анализе отклонений фактических показателей от плановых и выявлении причин таких отклонений. Также функция контроля обеспечивает своевременное принятие решений еще до момента возникновения отклонения. Например, если одно из подразделений истратило заложенную в бюджете на месяц сумму уже в середине месяца, система контроля исполнения бюджетов должна просигнализировать руководству, что затраты по этой статье в конце месяца, скорее всего, превысят плановые. В случае отклонения показателей от плана на месяц, может быть скорректирован, например, план на квартал. Таким образом, бюджетирование предполагает непрерывное планирование, то есть утвержденный план может подлежать обоснованным корректировкам.

Существенным отличием бюджетирования от простого планирования является функция установки целей и мотивации. Утвержденный бюджет может быть не просто прогнозом деятельности на следующий период, но скорее ориентиром или даже требованием для руководителя подразделения и компании. Например, бюджет продаж на следующий месяц часто является не столько прогнозом, сколько "заданием" отделу продаж, за выполнение которого руководитель несет ответственность. От степени выполнения такого плана может зависеть вознаграждение руководителя. Таким образом, система бюджетирования может тесно взаимодействовать с системой мотивации на предприятии.

Функции контроля и установки целей служат также для обратной связи с функцией планирования. На планирование очередного периода будут влиять как пожелания руководства в установке целей, так и результаты контроля исполнения бюджетов в предыдущих периодах. Так, если бюджет затрат на оплату труда превышался в течение нескольких периодов, то в последующем бюджете эта статья затрат может быть увеличена, даже если поставлена задача сократить затраты на персонал. [7, С. 19]

К финансовому планированию необходимо относится системно. Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах [18, с. 252]. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами являются:

  • анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

  • прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

  • обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

  • оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Рабочим форматом финансового планирования является бюджет. Мы не будем стремиться к лаконичному определению термина «бюджет», с практической точки зрения в этом не много пользы. Сформулируем перечень задач, которые должна решать система бюджетирования.

  • Задача анализа и синтеза бизнеса, которая включает осмысление бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив.

  • Задача финансового учета - вынуждает учитывать и обдумывать действия, совершенные ранее, и этим помогает принимать верные решения в будущем.

  • Задача финансового планирования - предполагает составление более или менее подробных планов и, тем самым, дает возможность обдумывать будущее.

  • Задача финансового контроля — дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса.

  • Мотивационная задача - обеспечивает участие различных менеджеров в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение.

  • Коммуникационная задача - согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей координация функциональных блоков планирования.

Если обобщить вышеперечисленные задачи, можно заключить, что составлять финансовые планы необходимо для того, чтобы:

  • знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

  • добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

  • наконец, предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Таким образом, в условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования важнейшими функциями управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т.е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, а лучше денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять где, когда и для кого предприятие будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, и понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования – это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. [19, с.33]
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (262.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации