Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Культура древней Греции, её периодизация и основные черты - файл Культура древней Греции, её периодизация и основные черты.doc


Культура древней Греции, её периодизация и основные черты
скачать (35343.8 kb.)

Доступные файлы (6):

Культура древней Греции, её периодизация и основные черты.doc228kb.08.02.2011 13:54скачать
Рис 11-13.bmp
Рис 1-3.bmp
Рис 4-6.bmp
Рис 7-8.bmp
Рис 9-10.bmp

содержание
Загрузка...

Культура древней Греции, её периодизация и основные черты.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение.

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.

Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большой долей вероятности мы можем предположить, что их племена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов северной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племен. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по названиям местностей: образовались народности македонян, фессалийцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли единый греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами и воинами.

Их лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности. Напротив, a urea mediocrities (т. е. золотая середина), прославленная много позже в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на все — архитектуру, живопись и литературу, философию и эстетику, этику и мифологию. Венера Милосская навечно останется воплощением идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поставили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как равный среди богов.

Еще в одной области культурной и социальной жизни греки выступили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии. Ни о чем подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» — народ и «кратео» — я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.

Культуру Древней Греции условно принято делить на пять периодов:

  • крито-микенский (XXVIII—XI вв. до н. э.),

  • гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),

  • архаический (VIII—VI вв. до н. э.),

  • классический (V—IV вв. до н. э.),

  • эллинистический (IV—II вв. до н. э.).

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiques — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Классический мир древней Греции возник на руинах двух ранних цивилизаций: за много веков до него на Средиземноморье пережили свой расцвет минойская и микенская культуры.

^ 1. Крито-микенская культура.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов.

В начале XX века в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса (см. приложение рис.4).

Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить наиболее полное и всестороннее представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (само это слово, по-видимому, было заимствовано ими из языка догреческого населения Крита). В греческих мифах лабиринт — огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, уже не мог выбраться без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тезеем. Раскопки Эванса показали, что рассказы греков о лабиринте имели под собой определенную почву. В Кноссе действительно было обнаружено огромное по размерам здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 м2, включавший около трехсот помещений самого разнообразного назначения. Архитектура критских дворцов в высшей степени необычна, своеобразна и ни на что не похожа. В ней нет ничего общего с тяжеловесной монументальностью египетских и ассиро-вавилонских построек. Вместе с тем она очень далека и от гармоничной уравновешенности классического греческого храма с его строго симметричными, математически выверенными пропорциями. Своим внешним видом Кносский дворец более всего напоминал затейливые театральные декорации под открытым небом. Этому впечатлению способствовали причудливые портики с колоннами необычной формы, утолщавшимися кверху, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, которыми были прорезаны стены дворца, мелькавшие повсюду яркие пятна фресок. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью, даже запутанностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры, внутренние дворики и световые колодцы расположены, на первый взгляд, без всякой видимой системы и четкого плана, образуя какое-то подобие муравейника или колонии кораллов. (Легко понять чувства какого-нибудь греческого путешественника при виде этого огромного здания: ему действительно могло показаться, что он попал в страшный лабиринт, из которого никогда уже не выберется живым). При всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для каких-то культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались так называемые «игры с быками», изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца.

За свою многовековую историю Кносский дворец неоднократно перестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. При этом новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна на другую, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Несмотря на известную бессистемность внутренней застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца позаботились о таких важнейших элементах комфорта, как водопровод и канализация. Во время раскопок были найдены каменные желоба, по которым нечистоты выводились за пределы дворца. Была обнаружена также оригинально устроенная система водоснабжения, благодаря которой обитатели дворца никогда не страдали от недостатка питьевой воды. В Кносском дворце существовала также хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки еще и в V в. до н. э.—в пору наивысшего расцвета их культуры — жили в полутемных душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком. В Кносском дворце удалось найти как то, так и другое: большая терракотовая ванна, расписанная изображениями дельфинов, и неподалеку от нее устройство, близко напоминающее современный ватерклозет, были открыты в восточном крыле дворца, в так называемых покоях царицы.

Значительная часть нижнего, цокольного, этажа дворца была занята кладовыми для хранения съестных припасов. В западной части дворца сохранился длинный коридор, прорезавший все это крыло по прямой линии с севера на юг. По обе стороны от него располагались вплотную друг к другу узкие вытянутые камеры, в которых стояли огромные глиняные сосуды-пифосы с выпуклыми рельефами на стенках. Судя по всему, в них хранились вина, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно. Приблизительные подсчеты показывают, что хранившихся здесь запасов продовольствия хватило бы обитателям дворца на многие годы.

Во время раскопок Кносского дворца археологи извлекли из-под земли и скоплений мусора, которыми были завалены сохранившиеся помещения, множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла. Среди них — великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, священные сосуды из камня (так называемые ритоны) в виде головы быка, замечательные фаянсовые статуэтки, изображающие людей и животных с необыкновенным для того времени правдоподобием и выразительностью, ювелирные изделия тончайшей работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Многие из этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие царя и окружавшую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Почти все изделия, найденные в Кносском дворце, свидетельствуют о высоком художественном вкусе изготовивших их минойских мастеров, об исключительном своеобразии и неповторимой прелести искусства древнего Крита.

Особый интерес, представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. На некоторых из этих фресок изображены растения, птицы, морские животные. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, с тонкой «осиной» талией и широкими плечами и дамы в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Чаще всего она состоит из одной набедренной повязки. Зато на голове у некоторых из них красуется великолепный убор из птичьих перьев, а на шее и на руках можно разглядеть золотые украшения: браслеты и ожерелья. Люди, изображенные на фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях. Одни чинно шествуют в торжественной процессии, неся на вытянутых руках священные сосуды с возлияниями для богов (фрески так называемого коридора процессий), другие плавно кружатся в танце вокруг священного дерева, третьи внимательно наблюдают за каким-то обрядом или представлением, расположившись на ступеньках «театральной площадки». Две основные особенности отличают фрески Кносского дворца от других произведений этого же жанра, найденных в других местах, например в Египте: это, во-первых, высокое колористическое мастерство создавших их художников, свойственное им обостренное чувство цвета и, во-вторых, совершенно исключительное искусство в передаче движения людей и животных. Образцом динамической экспрессии, отличающей произведения минойских живописцев, могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые игры с быками, или минойская тавромахия (см. приложение рис.5). Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых прыжков. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно, «ассистенток» акробата. Смысл всей этой впечатляющей сцены не вполне ясен. Мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. Однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быком» не были на Крите простой забавой праздной толпы, наподобие современной испанской корриды. Судя по всему, это был важный религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка .

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 года до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Однако, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры — шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам — циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы — толос (или купольная гробница). Самый большой из них — гробница Атрея в Микенах.

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в ХII—ХI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

^ 2. Культура гомеровского периода.

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера (см приложение рис. 3). Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы — дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, — керамика. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX в. до н. э.

Примером керамики этого периода могут быть большие вазы, служившие надгробиями, (см. приложение рис. 6) и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов. Самые древние из них с XI по IX в. до н. э. На первый взгляд кажется, что геометрический орнамент слишком простой по сравнению с яркой и образной живописью крито-микенского периода. Однако не следует считать этот геометрический стиль признаком утраты живописного мастерства и упадка в искусстве. Он скорее отражает изменения, которые произошли в менталитете людей, в их отношении к окружающей действительности. По-видимому, геометрические узоры имели какой-то скрытый, магический смысл, а сам орнамент - символическое значение.

В гомеровский период в литературе доминировали гимны и эпос, обращенные к богам или провозглашаемые поэтом от их имени, ради их прославления; эта поэтическая манера привела со временем к возникновению эллинского мироощущения, согласно которому люди и боги общаются непрерывно, причем люди восходят к уровню божьих свершений, а богам не чужды человеческие слабости - они плутуют, мстят, впадают в ярость и т.д.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое — алфавитное письмо заимствованное греками у финикийцев.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого периода дают раскопки некрополей. Самые крупные из них были открыты в Афинах (районы Керамика и позднейшей Агоры), на острове Саламин, на Эвбее (вблизи Лефканди), в окрестностях Аргоса. Число известных сейчас поселений XI—IX вв. до н. э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком сокращении общей численности населения). Почти все они находятся в труднодоступных, укрепленных самой природой местах. Примером могут служить горные селения, открытые в различных местах на территории восточного Крита, в том числе Карфи, Кавуси, Врокастро и др. Судя по всему, в них укрывались остатки местного минойско-ахейского населения, вытесненного из равнинной части острова завоевателями-дорийцами. Приморские поселения гомеровского времени обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким перешейком, и нередко обносятся стеной, что свидетельствует о широком распространении пиратства. Из поселений такого типа наиболее известна Смирна, основанная на побережье Малой Азии эолийскими колонистами из европейской Греции.

Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение, как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных учреждений, религиозно-идеологических представлений и т. п., несомненно, прекратила свое существование. Многочисленные пережитки крито-микенской эпохи сохранились в греческом искусстве и архитектуре, а также в религии, мифологии и эпической поэзии. Нельзя, однако, забывать о том, что это именно пережитки, т. е. разрозненные, случайно уцелевшие элементы безвозвратно ушедших в прошлое древнейших культур.

На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй.

Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших от дорийского нашествия, Акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских, минойских мастеров.

Все это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внес в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода украшений, вроде колец, браслетов и т. д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII—XI вв. до н. э. Несколько позже, в X—IX вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе Керамика, железный серп из Тиринфа и другие предметы. О широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных и всяких иных орудий хорошо осведомлен и Гомер. В одном из эпизодов «Илиады» Ахилл предлагает участникам состязаний на тризне, устроенной им в честь погибшего друга Патрокла, испытать свои силы в метании глыбы самородного железа. Она же будет и наградой, которую получит победитель.

Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности отдельной семьи. Это был бесспорный технический прогресс. Однако его благотворное воздействие на общественное и культурное развитие Древней Греции сказалось далеко не сразу, и в целом культура гомеровского периода стоит намного ниже, чем хронологически предшествующая ей культура крито-микенской эпохи. Об этом единогласно свидетельствуют не только предметы, найденные археологами во время раскопок, но и те описания жизни и быта, с которыми нас знакомят гомеровские поэмы.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

^ 3. Культура периода архаики.

Период архаики охватывает VIII—VI вв. до н.э.

В историческом развитии Древней Греции на рубеже VIII - VI вв. до н. э. произошли глубокие изменения. Мелкие, изолированные друг от друга родовые и сельские общины превращаются в новые социально-политические организмы, в недрах которых начинается интенсивное экономическое развитие, между разными социальными группами возникают острые противоречия, перерастающие в кровопролитные столкновения, складывается система государственных органов, создается высокая культура.

В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

Полисы формировались не только из родовых общин предшествующего времени, но и зачастую создавались заново путем основания новых поселений — колоний, выводимых из городов Эгейского бассейна на побережье Средиземного и Черного морей. Полисы как первого, так и второго типа создавали свою внутреннюю структуру на протяжении нескольких столетий, этот процесс завершился в большинстве городов Греции лишь в конце VI в. до н. э.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана — титаны. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (Время), пожирающий собственных детей, воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы младший сын Кроноса Зевс, бог грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера, покровительница брака — владычицей неба. Женитьба на покровительнице брака Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, с другими богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, Данаю — золотым дождем.

Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз — покровительниц искусств и наук: Евтерпа была богиней лирической поэзии, Клио – истории, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнов, Урания – астрономии, Каллиопа – эпической поэзии. Другие дети Зевса — Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства — хитроумный Гефест, богом войны — Арес, богиней мудрости — Афина, богиней Луны — Артемида. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; ткачеству — Афина; виноделию — Дионис; торговле — Гермес; охоте, диким животным и беременным женщинам — Артемида и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.) Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий — над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

В VIII—VI в. до н.э. зарождается греческая историография представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э. раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI — начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» - первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы считаются величайшими достижениями мировой литературы, хотя созданы они в VIII в. до н.э.

К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.

В архаическую эпоху появляется лирика, рождение которой свидетельствовало о том, что человеческая личность как предмет искусства, поэзии становится все более зрелой и многогранной. Поэтическое мироощущение рождается не в результате общения с богами, а личностью певца и его окружением. Именно такой человечной была лирика Архилоха с острова Парос, Алкея из Спарты, поэтессы Сафо с острова Лесбос. Они создали новый тип поэтического творчества — песенную поэзию, в которой отразилось новое мироощущение. Его носителем стала эстетически развитая личность, зрелая творческая индивидуальность. Лирические произведения, выражавшие радость, горе, ненависть, любовь, страдания личности, исполнялись обычно под звуки лиры или кифары. Поэзия и музыка сливались в единое произведение.

К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица — актера. Греческий театр — это сцена под открытым небом, окруженная с трех сторон зрительскими местами, поднимавшимися ступенями кверху. У их подножия располагались круглая орхестра (площадка для хора) и скена (помещение для актеров и реквизита). Актеры (только мужчины) носили маски и котурны (обувь на высокой подошве). Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание персонажам (катарсис).

Высокого мастерства достигли греки архаического периода в скульптуре. Вначале в ней ощущалось влияние египетского искусства. Но уже в архаический период греческая скульптура оформляется в самостоятельный тип, который резко отличается от египетского искусной передачей красоты человеческого тела и динамики движения. Реализм и гуманизм — отличительные черты греческого искусства — уже доминируют в искусстве архаики.

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях (см. приложение рис. 7). Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр) (см. приложение рис. 1), вокруг которых располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем — из известняка, а с конца VI в. до н.э. — из мрамора.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, дня нее характерны капитель с завитками — волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были — храм Геры в Олимпии, а ионического ордера — храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. в восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора. В вазописи появляются изображения зверей, сфинксов, фантастических существ. С конца VII в. меняется техника вазописи — преобладающим стилем становится так называемый чернофигурный стиль, а с конца VI в. — краснофигурный. На вазах изображались сцены гомеровской Илиады, подвиги Геракла и других героев греческой мифологии, битвы греков с легендарными женщинами-воительницами, амазонками, эпизоды из жизни греческих богов. На краснофигурных вазах мы уже видим сцены мирной обыденной жизни.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

^ 4. Культура в классический период.

4.1. Период рассвета.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины.

Политической базой развития культуры служила прежде всего полисная демократия, достигшая в Афинах самой совершенной формы. Основы ее были заложены реформами Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (508—507 гг. до н. э.). Согласно нормам этой демократии, каждый свободнорожденный становился гражданином полиса. Высшая власть в Афинах в V в. до н. э. принадлежала народному собранию, на котором могли присутствовать все афинские граждане из городов и деревень Аттики. Собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, распоряжалось казной Афин и морского союза, избирало стратегов и других высших должностных лиц. И хотя доступ в число афинских граждан был строго ограничен, нигде в древнем мире в управлении государством и в общественной жизни не участвовало так много людей, как в Афинах. Это была первая в мире демократия, где власть принадлежала собранию свободных граждан.

Человека, который думал только о своей, частной, пользе, пренебрегал интересами города и не считался с мнением городского собрания, афиняне называли «идиот», что означало человек единичный, обособленный. В дальнейшем это слово приобрело ярко выраженный негативный смысл.

V век — период правления в Афинах Перикла (ок. 490—429 гг. до н. э.). Это был выдающийся государственный деятель, целиком посвятивший себя служению государству и народу. Вознесенный на вершину славы, он оставался верен своим основным принципам — умеренности и сдержанности. При нем Афины достигли наивысшего могущества, а Аттика превратилась в самую свободную и процветающую страну Эллады. С именем Перикла связан также небывалый расцвет греческого искусства, утверждавшего достоинство и величие человека и гражданина.

Греческая философия классического периода обратилась к вопросам вечным и имеющим всемирное значение — о предназначении человека, сущности бытия, отношениях человека с миром бытия и с богами и т. д.

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления— софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480—415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469—399 до н.э.), (см. приложение рис. 2) однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум. Он не оставил трудов, но его философско-этические взгляды известны по сочинениям его ученика Платона и описаниям историка Ксенофона. Сын каменщика, невзрачный, малого роста, он был властителем дум не только в своей школе «сократиков», но и во всем греческом мире. Главными темами его размышлений были добро, красота, истина, самопознание. Он учил людей руководствоваться в своем поведении этими ценностями и не позволять животным инстинктам преобладать над голосом совести, достоинством, верностью, человеколюбием, разумом. Он подчеркивал, что человек ответствен не только за себя, но и за других. Человек, по Сократу, может противопоставить богам дружбу, справедливость, любовь, порядочность, долг и соответственно вести себя, не считаясь с предначертаниями судьбы. Сократ разработал метод проведения беседы, где истина или решение моральной проблемы отыскивается путем столкновения противоположных мнений. Этот метод он назвал искусством майевтики, или родовспоможения (помогать родиться истине).

В возрасте 70 лет Сократ был обвинен в неуважении к богам, нравственном развращении юношества, в пренебрежении к демократии. Суд приговорил его к смерти. Друзья подготовили побег, но Сократ отказался его осуществить. Он считал, что законы следует исполнять и что его смерть будет для судей высшим наказанием за столь несправедливый приговор.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению — вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения — считается, что он — автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все коллизии и дает на них ответ в последней инстанции. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили основы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения.

Первым великим греческим драматургом был Эсхил (ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафоне, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персы». В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности человека перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, или гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом случае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не прощают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судьбы. Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был призыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным людям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал его печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Особое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут. Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок.(см. приложение рис. 10)

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика — Софокла (497—406 до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе (см. приложение рис. 9). Софокл ставит в своих трагедиях вечные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и государства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было столкновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, то Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психологической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость для человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается по воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении этой воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480—406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях — борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели («Медея» и «Федра»). В трагедиях Еврипида появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступления, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями.

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). Аристофан использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты. Комедии Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.), над которыми в конце V в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на современное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Вавилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим правам.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484—430 до н.э.) «отцом истории». В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Он подробно описал войну греков и персов и историю народов всего восточного Средиземноморья этого времени. В своих блестящих повествованиях с глубоким историческим анализом событий он вышел далеко за рамки греческого мира и стал родоначальником мировой исторической науки.

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460— 400 до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

Высшим достижением эллинского духа считается классическая пластика. В скульптурах гениальных мастеров того времени воплощен идеал гармоничного человека, который изображается во всем совершенстве своей физической и нравственной красоты. В его спокойном величии нет подавляющей силы, но ощущается гордое сознание своего достоинства (статуи скульпторов Мирона и Поликлета). Образный смысл греческой статуи удачно выражен Софоклом: «В мире много сил великих, но сильнее человека нету в мире ничего».

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора (который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали) и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э. Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости), «Дорифор» («Копьеносец», Раненая амазонка»). В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир, хотя остается еще идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты.

Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни — греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.

Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, — коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками (см. приложение рис. 13).

В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Греческая архитектура классического периода развивала и совершенствовала тип храма, сложившийся в зодчестве архаики. Формы храмов V в. до н. э. отличались удивительной четкостью конструкции и исключительной гармонией пропорций. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе (см. приложение рис. 11). Разрушенный персами в 480 до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Парадным входом в Акрополь служили Пропилеи, сооружение, отличавшееся строгостью и ясностью форм. Слева к портику Пропилеи примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа на естественном выступе скалы стоял небольшой удивительно стройный и изящный храм Ники. Сразу за Пропилеями возвышалась огромная статуя Афины-воительницы. Золотое копье в ее руке служило маяком для подплывавших к Пирею судов. Центральное место в ансамбле Акрополя занимал Парфенон — храм Афины-Девы. В его главном помещении — целле — стояла знаменитая статуя Афины-Девы, выполненная Фидием из слоновой кости и золота (см. приложение рис. 12) . Скульптурный ансамбль Парфенона — одно из величайших творений мирового искусства. На восточном фронтоне запечатлена сцена рождения богини из головы Зевса, на западном — спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах изображены эпизоды греческой мифологии. Гениальным творением Фидия признан рельефный фриз, на котором изображено торжественное шествие на Акрополь. Композиция фриза поражает идейной, тематической и ритмической цельностью. Творчество Фидия — вершина греческой классики. Его произведения воплощают величие человека-гражданина, в котором физическая и нравственная красота слиты воедино. Скульптурные украшения Парфенона органически связаны с архитектурой храма. Зодчество и скульптура выступают здесь как равноценные составляющие, дополняя и обогащая друг друга. Таким образом греческие мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архитекторами и скульпторами, — проблему синтеза архитектуры и скульптуры. Именно в этом отличие искусства Греции от искусства Древнего Востока, где монументальное зодчество подчинило себе скульптуру.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства — все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя — Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

Греческая культура достигла в классический период совершенства. Ее творения стали предметом восхищения всего мира. Сила Геракла, очарование прекрасной Елены, гнев Зевса, хитроумие Одиссея, мужество Ахилла, проворство Гермеса, красота Афродиты вошли в мировую культуру, живут неувядаемыми образами в наши дни и, видимо, будут жить вечно.

^ 4.2 Эпоха кризиса греческого полиса.

История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности — экономическую базу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит. Отдельные полисы в IV в. до н.э. пытаются установить свое господство в Греции, но измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И, в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю ФилиппуII.

Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен (ок. 435— 370 до н.э.) и Диоген Синопский (414—323 до н.э.). По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлений.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа — Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429—348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу — Академию, из которой вышли многие замечательные философы, и прежде всего Аристотель. Она просуществовала 200 лет и была закрыта римским императором Юстинианом.

Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи — лишь копии или отражения мира идей — невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.

Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Он считал, что люди родятся неравными телесно, душевно и духовно. Поэтому каждый из людей вносит свою лепту участия в дела государственные и общественные. Основной идеей учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия — крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй. Эта социально-политическая утопия, по сути дела, первая утопия в истории человечества, во многих отношениях копировала государственный строй Древнего Египта (Платон специально посетил Египет).

Однако, как показала последующая двухтысячелетняя история философии в Европе, величие философии Платона состояло не в его государственно-правовой утопии, а в глубокой разработке всех основных проблем диалектики мышления. В этой области Платона следует считать первым предшественником Гегеля.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был уроженцем Македонии. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Сформулированные Аристотелем законы и принципы элементарной, так называемой формальной, логики были раскрыты и проанализированы столь глубоко, что в своей основе формальная логика более двух тысяч лет существует в той форме, которую придал ей гений Аристотеля. Его труд «Аналитика» имеет непреходящее значение как фундаментальная основа элементарной логики.

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа (436—338 до н.э.), Демосфена (ок. 384—322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.

Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт (430—354 до н.э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения, правда, до уровня Фукидида Ксенофонту подняться не удалось — его в основном интересуют великие личности, а не причинно-следственные связи событий.

Греческая архитектура IV в. до н.э., развивая достижения предыдущего столетия, обладает рядом особенностей. В ней преобладают декоративные начала и самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей — коринфский. Применяются новые композиционные приемы, в частности, сооружения круглой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений — театров, которые строились теперь из прочного материала — камня. Наиболее известные постройки — театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. — Пракситель, Скопас и Лисипп.

Изображения богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель (ок. 390—330 до н.э.) насыщает чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу» и др.). Именно он впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас (2-я пол. IVв. до н.э.) показывает глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.).

Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи («Геракл», «Гермес» и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма.

^ 5. Культура эпохи эллинизма.

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356—323 до н.э.) — сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334—324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта — до современной Средней Азии. Но огромная держава, созданная силой оружия, распалась после смерти завоевателя.

В результате долголетней борьбы возникли крупные царства, среди которых важнейшую роль играли Египет, Сирия и Македония. Начинается эпоха эллинизма, эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов.

Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287—212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву «Пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276—194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. — 1-я пол. III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190—125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (р. ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 — ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля — Феофраста (372—287 до н.э.).

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека содержала около миллиона папирусных свитков. Все рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300 г. до н. э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звездный каталог, географ Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. Астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Индивидуалистическое мироощущение эпохи эллинизма отразилось на развитии литературы. Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане стоят эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Так, Аполлоний Родосский (ок. 295—215 до н.э.) пытался, подражая Гомеру, воскресить эпос, создав большое произведение, посвященное походу аргонавтов за золотым руном. Каллимах (ок. 310 — ок. 240 до н.э.) сочинял трагедии, эпические поэмы, гимны, лирические стихотворения и пр., но был скорее ученым-филологом, чем поэтом.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии — идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV — 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта — буколическая поэзия.

Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок. 343 — ок. 291 до н.э.). В своих произведениях он показывает обыкновенных людей со всеми их достоинствами и недостатками, их повседневную жизнь. Менандр не моралист, его комедии гуманны и полны юмора.

Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы — короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

Другой жанр эллинистической литературы — роман — был, как правило, посвящен темам любви, брака, семьи, воспитания и т. п.

Эллинистическая историография все больше превращается в беллитристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200 — ок. 120 до н.э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида, и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.

Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенности. Важнейшей из них является эклектизм — стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имеет этическую направленность — первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Кризис полиса, падение «его коллективной морали приводят к все большему развитию индивидуализма в эллинистическую эпоху, причем не только в философии, но и в литературе, искусстве. Это, с одной стороны, позволяет понять ценность отдельной личности, способствует ее самовыражению, но в то же время приводит к аполитичности, к утрате гражданских добродетелей, столь ценимых в классическую эпоху. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного усовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи были две новые школы — эпикурейство и стоицизм.

Основателем эпикурейства был афинянин Эпикур (341—270 до н.э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, наивысшей формой которого признавалась атараксия, т.е. невозмутимость, душевный покой. Но, по мнению Эпикура, душевный покой требует освобождения человека от всех ложных представлений о природе вещей, от всего мифологического и религиозного. Философ основал в Афинах философскую школу, рассчитанную на совместную жизнь и ежедневное обучение учеников («Сад Эпикура»), где главным было не приобретение знаний, а проверка уже полученных знаний в совместной жизни.

Источником познания философы эпикурейской школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек, преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Индивидуалистический характер этой философии проявился, в частности, в отказе от участия в политической жизни. Эпикур был также зачинателем этики гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура мог рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепешку и кружку разбавленного вина.

Вторая система — стоицизм — была создана Зеноном (ок. 336— 264 до н. э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели (аретэ) стоиков — в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставили принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий - он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном (450 — ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддается. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта — религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии выступают все яснее.

Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ. Греко-македонские монархи сделали этот культ общим. Царствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь воздвигались храмы, им оказывались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы. Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над человеком, значительно модифицируется — судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимназии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Наиболее значительные произведения: рельефы Пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос («Венера Милосская»), «Ника Санофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена.

Вспомним статую богини победы — Ники Самофракийской (190 г. до н. э.). Могучая и величавая, в развевающейся от ветра одежде, она представлена в неудержимом движении вперед. Выдающимся произведением эллинистического искусства является гигантский фриз Пергамского алтаря (180 г. до н. э.), на котором изображено сражение богов с восставшими против них титанами. Беспредельная мощь ощущается в фигуре сражающегося Зевса. Грозная решимость во властном жесте Афины, повергающей на землю гиганта Алкиноя. В рельефе Пергамского алтаря нашел отражение целый мир человеческих чувств. Это произведение — один из шедевров мирового искусства.

Последний значительный памятник искусства эллинизма — скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей (40 г. до н. э.). Трагическая сцена показана с виртуозным мастерством. Лаокоон борется с чудовищами, тело его напряженно изогнуто, голова запрокинута в смертельной муке, в глазах — нестерпимое страдание (см. приложение рис. 8).

В 290 г. до н.э. жители Родоса в память о победе над македонским царем в 304 г. до н.э. возвели у входа в Родосский порт бронзовую статую (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света. Лицо и корона бога были позолочены. Спустя 58 лет статую разрушило землетрясение.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа. Именно в этот период, когда в результате завоеваний Александра Македонского рождалось понятие ойкумены, греческий дух прорвал национальные границы, культура Эллады вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой начала развиваться европейская культура.

Заключение


Классический мир Греции завершил своё существование почти 1,5 тыс. лет назад. И когда мы говорим о ранней, Классической Греции, имеем в виду людей, живших свыше 2,5 тыс. лет назад. Люди античности отделены от современной жизни колоссальным количеством времени. Тем не менее, так много из изобретённого и созданного ими сохранилось до наших дней, что подчас они кажутся менее далёкими, чем наши современники из неродственных культур. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что античные греки заложили основы западноевропейской цивилизации и культуры.


Введение..…………………………………………………………………………………..2

1. Крито-микенская культура...…………………………………………………………2

2. Культура гомеровского периода...…………………………………………………...6

3. Культура периода архаики...………………………………………………………….8

4. Культура в классический период.

4.1. Период рассвета..……………………………………………………………………11

4.2. Эпоха кризиса греческого полиса..………………………………………………...15

5. Культура эпохи эллинизма..………………………………………………………..17

Заключение..……………………………………………………………………………...21

Список литературы

Приложение


^ Список литературы.


Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003

Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры – М.: Изд. Дом «NOTA BENE», 2000

История древней Греции: Учеб./Ю.В.Андреев, Г.А.Кошеленко, В.И.Кузищин, Л.П.Маринович; под ред. В.И.Кузищина – М.: Высш. шк.; 2000

Боннар Андре Греческая цивилизация/Пер. с фр. О.В.Волкова, ред. и предисл. Ф.А.Петровского. – М.:Искусство, 1992

Большая книга знаний/П.Барди, А.Дуэ, Б.Кьярелли и др.;Пер. с англ. М.Смирновой и др.; Пер. с нем. Е.Приказчиковой и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001

Большая школьная энциклопедия «Руссика». История древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002








Скачать файл (35343.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru