Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - История становления и развития Чикагской школы социологии - файл n1.docx


Реферат - История становления и развития Чикагской школы социологии
скачать (33.1 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx34kb.06.01.2013 15:48скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 2

Глава 1. Формирование и основные идеи деятельности Чикагской школы социологии…………………………………………………………… 4

    1. Становление и периоды развития Чикагской школы социологии…. 4

    2. Теоретическое воззрение двух основных представителей Чикагской школы социологии: Р.Парка и Э.Берджесса…………………………. 6

    3. Основные направления исследований Чикагской школы социологии……………………………………………………………… 8



ВВЕДЕНИЕ

Социология — относительно молодая наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественно-социальных отношениях между индивидами. Современная социология — это и социология, исследующая социальное настоящее, и социология, имеющая двухсотлетнюю историю развития. Для того чтобы понять, что собой представляет социология как наука, чем она занимается, и какая от нее может быть практическая польза, необходимо обратиться к истории появления.

Как самостоятельная наука, социология возникла в XIX веке. Её основоположником стал французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своей важнейшей работе «Курс позитивной философии» в третьем томе он впервые использовал термин «социология», который означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения. Для того чтобы определить современное понятие предмета социологии можно обратиться к книге крупнейшего белорусского социолога, культуролога и философа Е.М. Бабосова «Общая социология». Предмет социологии можно определить с помощью ее объекта. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него какие-то существенные, важные стороны, части или особенности. [2, с. 6]

Актуальность данной темы заключается в познании определенного периода развития социологии, как науки, получившей широкое распространение в США с 1915 по 1935 год .Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Опираясь на социологическую литературу можно утверждать, что на протяжении первой трети XX века Чикагская школа являлась основой социологии США.

Главная задача научной школы заключалась в создании специализированной программы по предотвращению социальных проблем, а также в обеспечении населения безопасными условиями для жизни. Другой ее особенностью является широта теоретических взглядов, соединение различных подходов и методов, среди которых нет доминирующих, то есть все они равны между собой в плане применяемости [1, с.66]. Можно предположить, что главной тематикой Чикагской социологической школы сегодня является урбанистическая социология, а так же проблемы социальной окружающей среды.

Цель данной работы — подробно рассказать о периодах развития Чикагской школы и её основных представителях, о вкладе в мировое социологическое знание. Исходя из поставленной цели можно выделить задачи работы:

  • Изучить становление и периоды развития Чикагской школы социологии;

  • Проанализировать теоретические воззрения ключевых фигур Чикагской школы социологии: Р.Парка и Э.Берджесса;

  • Определить основные направления исследований Чикагской школы социологии;

  • Установить причины её кризиса;

  • Изучить вклад Чикагской школы социологии в мировое социологическое знание.

При написании реферата была использована литература таких белорусских авторов как А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, а также российского социолога А.И. Кравченко и английского социолога и философа Э. Гидденса.

В структуру реферата входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1

Формирование и основные идеи деятельности Чикагской школы социологии

п.1.1 Становление и периоды развития Чикагской школы социологии

В первую очередь, возникновение Чикагской школы социологии было связано с быстрым ростом городского населения Америки в начале двадцатого столетия. Вокруг ведущих университетов – Колумбийского, Чикагского, Гарвардского, Мичиганского сформировались крупные научные школы. Десятки тысяч проведённых в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Под научной социологией европейцы понимали теоретическую науку, которая опирается на основы философии, а американцы сводили научную социологию к эмпирической, созданную по образцам естествознания.

Эмпирическая социология - одно из ведущих направлений в современной буржуазной социологии, которое главным в социологических исследованиях видит в описании отдельных частных сторон жизни общества. [5, c. 687]

В США социологической школой, начавшей свою деятельность во время классического этапа развития социологии (вторая половина 19 века – I четверть 20 века ) и продолжившей её уже за его границами, была Чикагская. Под Чикагской школой принято понимать направление научной социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирических исследователей, сотрудничавших в период между 1892-м и 1935 гг. на кафедре социологии (социологическом факультете) Чикагского университета.

Можно выделить два основных этапа развития Чикагской социологической школы:

  1. Подготовительный этап. Этап охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с момента создания социологического факультета Чикагского университета до оформления идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности. Несмотря на то, что на этом этапе не удалось создать единой исследовательской программы, решались другие важные задачи ее формирования. Прежде всего, удалось собрать вокруг кафедры социологии немало сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований. После, с 1895г, начал выходить в свет первый в мире социологический журнал "American Journal of Sociology". В 1905 г. было создано Американское социологическое общество (впоследствии Американская социологическая ассоциация). В 1894 г. А. Смолл и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры. Значимую роль на подготовительном этапе деятельности Чикагской школы социологии играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас. Это так называемая «большая четверка» отцов-основаетелей, заслуга которых заключалась в привлечении внимания американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. На подготовительном этапе удалось решить проблему, институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны.

  2. Основной этап. Он охватывает период с 1916-го по 1935 г., и начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрджесс сделали попытку сформулировать центральные положения и идеи, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921г), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. В середине 30-х годов Парк покинул Чикагский университет, а его школа потеряла монополию на определение путей развития социологии США. В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 — 1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом и Флорианом Витольдом Знанецким. Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе качественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).

Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее признанного лидера. В многочисленных работах Парка (очерках, предисловиях к книгам, обзорах литературы; фундаментальных монографий у него не было) наиболее полно разработаны теоретические основания проводимых чикагцами исследований. В тесном сотрудничестве с Парком работали такие ученые, как Э. Бёрджесс (1886-1966), Р. Маккензи, Л. Вирт, X. Зорбо, Э. Богардус, Р. Фэрис, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др.


п.1.2 Теоретическое воззрение двух основных представителей Чикагской школы социологии: Р.Парка и Э.Берджесса

Поскольку признанными лидерами Чикагской школы социологии были Роберт Парк (1864—1944) и Эрнст Бёрджесс (1886—1966), можно охарактеризовать кратким профессиональный путь каждого из них. А также той его части, которая была связана с их совместной деятельностью.

Становление, институционализация и развитие социологии в США связаны с самой Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой считается Роберт Эзра Парк. Но не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук социологической.

У Роберта Парка не было типичной карьеры академического социолога. К тому времени, когда он уже в зрелом возрасте стал социологом, у него накопился богатый профессиональный опыт. Тем не менее, Парк глубоко повлиял как на социологическую теорию, так и на социологию в целом. Идеи Парка способствовали развитию его нестандартного взгляда на жизнь, сыгравшего важную роль в формировании Чикагской школы.  Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. По его мнению, социология и экология имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем, и экология по своим задачам и методам близка социологии.

Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению взгляда на общество и признания его единства с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная конкуренция заменяется социальной. Эта идея Парка своеобразно закрепила вывод о борьбе за существование в природе и конкуренции в обществе. Социальная экология Парка и его последователей выступает не только частью экологического знания, но и представляется структурным элементом обществоведения. Это обстоятельство знаменует собой попытку достичь единства во всей системе научного знания. Актуальность идей Парка подтверждается оформлением различных направлений, развивающих их. Одно из них существует в виде инвайронментальной социологии (т.е. социологии среды), появившейся в 70-х гг. и проведшей теоретический анализ реальных отношений общества со средой обитания.

Можно отметить, что эти идеи эволюционизма Парка берут начало в натурализме Дж. Дьюи (американский философ и педагог, представитель прагматизма), объединяющем движущие силы социального процесса с единством человеческой природы и единством с окружающей средой, подчеркивающем неразрывность природы человека и общества. 

Эрнст Уотсон Бёрджесс, имя которого в истории социологии тесно связано и с Чикагским университетом (ему он отдал 50 лет верного служения), и с Парком (творческое содружество с ним определило во многом пути развития Чикагской школы) был выдающимся американским социологом. Чикагская социологическая "большая четверка" (А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас) оказала на Бёрджесса очень сильное влияние, причем наиболее глубокое — Томас. В университете Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем. Защитив докторскую диссертацию на тему "Функция социализации в социальной эволюции", Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, который более уже не покидает до конца жизни.

Книга «Введение в науку социологии» готовилась очень тщательно и стала первым образцом совместной работы Парка с Берджессом. Текст «Введения» (предисловия к главам и основное введение) - первый образец совместного творчества Парка и Берджесса – составлялся очень кропотливо. Сначала все теоретические положения оговаривались в деталях, затем Берджесс переносил их на бумагу, этот первый набросок Парк затем рецензировал, переписывал порой целые страницы, после чего Берджесс обрабатывал полученный текст в окончательном варианте.

Помимо вводного курса Берджесс читал также курсы лекций по:

  1. социальной патологии;

  2. криминологии и ее социальной интерпретации;

  3. социологии семьи;

  4. теории личности и ее дезорганизации.

 Основным источником такой объективной информации, на котором и были сосредоточены усилия Берджесса, стали социальные карты Чикаго. Сначала это были карты распределения подростковой преступности, затем - кинотеатров, танцплощадок и т. д. Студенты, активно задействованные в исследовании города и в картографировании, в частности, имели счастливую возможность контактировать и с Парком, и с Берджессом одновременно, делившими рабочий кабинет в восточном флигеле библиотеки Харпера. Можно было запросто, начав обсуждение своей темы с одним руководителем, закончить его с другим. Студенты Парка сначала фактически попадали к Берджессу: они шли к осмыслению теоретических основ социологии Парка через конкретные исследования, проводимые под непосредственным руководством Берджесса. 

В 1925 г. вышла работа Берджесса - «Рост города: введение в исследовательский проект». Она появилась в результате проводившегося социального картографирования Чикаго разделения его на 75 качественно различных «естественных района», и более 300 соседских общин, которые и определили «пространственный тип Чикаго», сохранившийся до сих пор (классификацию районов по Берджессу и сегодня имеет телефонная книга Чикаго). Данная работа проводилась с 1924 по 1930 г.; она помогла еще глубже исследовать проблемы города . Все 75 районов, на которые был разделен Чикаго, показывали всё разнообразие типов поселений, - промышленная зона, районы иммигрантов, деловые районы, гостиничные и фешенебельные. Каждый из них представлял собой "общество в миниатюре", со своими историей, традициями и проблемами.

Исследование «естественных районов» Берджесс вел по двум главным направлениям:

  1. определение пространственного облика района, его топографии, размещения местного сообщества, изучение ландшафта и инфраструктуры;

  2. исследование его культурной составляющей: образа жизни, обычаев, стереотипов.

Таким образом, проекты Парка и Берджесса были направлены на решение таких проблем как расовые отношения и конфликт культур, взаимодействие человека с окружающей средой.

п.1.3 Основные направления исследований Чикагской школы социологии

В Чикагской школе социологии существовало относительное единство взглядов, равно как и неформальное лидерство группы ведущих социологов, в первую очередь Парка и Бёрджесса. Появились многочисленные ученики и последователи (среди которых наиболее значительными фигурами были Маккензи и Вирт).


Скачать файл (33.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru