Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная (реферат): Семья и брак как социальные институты, социальные функции семьи - файл n1.docx


Контрольная (реферат): Семья и брак как социальные институты, социальные функции семьи
скачать (49.7 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx50kb.06.01.2013 15:48скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание



Содержание 1

Введение 2

1. Семья как социальный институт 3

2. Социальные функции семьи 8

3. Брак как социальный институт 14

Заключение 16

Список используемой литературы 17


Введение


Семья — неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Хорошая семья — один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество.

Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

1. Семья как социальный институт


Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.[1]

Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами.

Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.

1. Если семья рассматривается как малая социальная группа, то предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Если же семья исследуется как социальный институт, то акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи. Например, по каким правилам и нормам создается семья, как государство (общество) стимулирует (не стимулирует) развитие семейнобрачных отношений, насколько семья как социальный институт эффективно выполняет свои социальные функции.[2]

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.[3]

Семья как социальный институт имеет:

  1. Основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей.

  2. Группы и организации — все родственники, группы, объединенные родственными связями.

  3. Ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, по требность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность.

  4. Статусы. Семейный социальный статус — один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Например, мы говорим: «молодая мама», «почтенный отец семейства» и т. д., подчеркивая тем самым и положение человека в обществе. Семейные статусы подразделяются на супружеские — жена, муж; на родительские — мать, отец; на детские — сын, дочь, брат, сестра; на межпоколенные — дед, бабка, внук, внучка и т. д.

  5. Роли. Семейная социальная роль — это предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. Исполнение семейной роли во многом зависит от сформировавшегося в процессе социализации ролевого образа. Наиболее интенсивно и эффективно процесс формирования ролевых образов происходит в период семейной социализации ребенка, и, прежде всего, на примерах ролевого поведения своих родителей и других ближайших родственников.нормы — супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т. д. [2]

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие.

Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии начинается процесс отселения взрослых детей. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Третья стадия заканчивается, как только дети (и внуки) покидают дом своих родителей. Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».

Начинается четвертая стадия — одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую — брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Развитие семьи, ее типы зависят не только от экономики общества, но и от социальной структуры. Семья во многом зависит от общего состояния духовной жизни общества [1].

2. Социальные функции семьи


Социальная функция — роль (набор ролей), которую выполняет тот или иной социальный институт (элемент социальной системы) в организации и функционировании общества. Функции семьи и брака, как правило, меняются в зависимости от изменений, происходящих в самом обществе. Можно выделить некоторые универсальные функции, которые в той или иной мере присущи большинству общественных систем.[2]

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.[4]

Репродуктивная функция. Это рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества. Семья и общество, не способные себя воспроизводить, обречены на вымирание.[2]

Эта функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.[4]

Воспитательная функция. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

Детоцентризм, т.е. всепрощение по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним. При таком подходе дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, которые оберегают своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. [5]

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.[4]

Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д.[5]

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Функция социализации личности. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Регулятивная функция. Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.[4]

Экзестенциональная функция. Забота и защита своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности. Человек, в случае какойлибо опасности, прежде всего, зовет на помощь своих ближайших родственников — маму, папу, брата, сестру и т. д. Семья также поддерживает тех своих членов, которые по тем или иным причинам не могут позаботиться о себе.

Рекреативная (рекреация от лат. — восстановление) функция. Восстановления и укрепление физических, моральных, психологических и духовных сил человека. В течение дня индивид может испытывать физические, психические и иные нагрузки. Одной из функций семьи является восстановление растраченной человеком энергии и придание ему новых сил для успешной жизнедеятельности.[2]

Коммуникативная функция. Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.[4]

Социальностатусная функция. Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

Гедонистическая (от греч. — удовольствие) функция. Эта функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п. Если семья основана на взаимной любви супругов, если рожденные в ней дети также желанны и отвечают родителям взаимностью, то каждый член семьи будет испытывать чувства удовольствия, радости и т. п. от взаимного общения, от осознания принадлежности к единой семейной группе.[2]

3. Брак как социальный институт


В любом обществе — семья формируется, как правило, через брак.

Брак — это исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации [2]. Брак — это, прежде всего, нормативноправовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством. В обществе институт брака выполняет ряд принципиально важных функций — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение [1].

Социальные функции, свойственные браку:

  • социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

  • регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

  • регулирование экономических и хозяйственнобытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

  • регулирование отношений между семьей и государством;

  • правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния). [2]

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Так, например, юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Заключение


Семья — единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Она является своего рода посредником между личностью и обществом. Именно в семье индивид проходит первичную социализацию и подготовку к самостоятельной жизни в обществе. И от того, насколько эффективной и результативной будет семейная социализация, во многом будет зависеть будущее конкретного индивида и общества в целом.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, нежели брак. Институт семьи, как правило, включает в себя и институт брака: в большинстве случаев основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще. Брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Список используемой литературы


  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2005.— 9-е изд.

  2. Козырев Г.И. Социология. — М.: Владос, 2007.

  3. Посысоев Н.Н. (ред) — Основы психологии семьи и семейного консультирования М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

  4. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2003.

  5. Социология: учебник для вузов / Н.В. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.



Скачать файл (49.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru