Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Боер В.М., Болотина Е.В., Янгол Н.Г. (сост.) История и методология юридической науки - файл n1.doc


Боер В.М., Болотина Е.В., Янгол Н.Г. (сост.) История и методология юридической науки
скачать (492.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc493kb.06.01.2013 15:50скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
История и методология юридической науки. Учебно-методический комплекс / Составители: Боер В.М., Болотина Е.В., Янгол Н.Г. СПб.: ГУАП, 2009. – 26 с.
Боер В.М., Болотина Е.В., Янгол Н.Г. (сост.) История и методология юридической науки. Учебно-методический комплекс. СПб.: ГУАП, 2009. – 26 с.
История и методология юридической науки =УМК 2009




Составители: В. М. Боер, Е. В. Болотина, Н. Г. Янгол Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Я. Л. Алиев; кандидат философских наук, доктор юридиче­ских наук, профессор В. П. Федоров

Учебно-методический комплекс «История и методология юридической науки» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030500.68 «Магистр юриспруденции» и включает в себя тематический план, программу учебного курса, перечень тем научных рефератов по курсу, список рекомендуемой литературы.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин направления специализированной подготовки и является обязательной для изучения магистрантами, обучающимися по всем магистерским программам направления 521400 «Юриспруденция».

Учебно-методический комплекс разработан профессорско-преподавательским составом юридического факультета и рекомен­дован к изданию редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Библиотека ГУАП

0000340380

Редактор А. В. Подчепаева Верстальщик А. Н. Колешко

Сдано в набор 30.03.09. Подписано к печати 15.04.09. Формат 60x841/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,5.

Тираж 50 экз. Заказ № 276.

Редакционно-издательский центр ГУАП 190000, Санкт-Петербург, Б. Морская ул., 67

ГУАП, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работни­ка, сотрудника правоохранительных органов, консультанта, экс­перта. Все это предопределяет то, что магистр должен владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образова­ния и углубленных профессиональных знаний.

Магистр должен уметь выбирать необходимые методы иссле­дования, пользоваться современными информационными техно­логиями, вести обработку полученных на основе анализа резуль­татов исследования и представлять их в виде научных рефератов, статей, понимать методологические основы и специфику методов, используемых в юриспруденции.

В этих целях государственный образовательный стандарт выс­шего профессионального образования по направлению 521400 «Юриспруденция» в основную образовательную программу под­готовки магистров по всем магистерским программам (521401-521415) в федеральный компонент включил изучение обязатель­ной учебной дисциплины «История и методология юридической науки».

Цели и задачи дисциплины заключаются в усвоении знаний о науке в целом и юридической науке в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах и закономерностях развития; углубленном изучении методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направ­лять научный поиск; овладении основными методами социально­го и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообра­зовании и научной деятельности; формировании представлений о комплексном подходе к исследованию правовых явлений; раз­витии высокой общей, научной и правовой культуры, абстракт­ного, аналитического мышления; анализе современной юридиче­ской науки с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.
Цели и задачи лекционных занятий заключаются в обобщен­ном изложении основных тем курса, обеспечении необходимыми знаниями для самостоятельного изучения вопросов дисципли­ны.

Цели и задачи самостоятельной работы студентов заключают­ся в углубленной проработке содержания лекций; привитии на­выков самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельности; практическом применении знаний и умений, по­лученных на лекционных занятиях; изучении проблем, вышед­ших за пределы объема лекционного материала.

В результате усвоения знаний по учебной дисциплине «Исто­рия и методология юридической науки» магистр должен знать: закономерности исторического развития науки и юридического научного познания, современные представления о научном по­знании, методологию научного познания, проблемы методологии социальных и гуманитарных наук, понятие и принципы методо­логии юридической науки, методологические подходы в юриди­ческой науке, структуру и содержание методологии юридической науки.

Магистры должны уметь грамотно выражать и аргументиро­ванно обосновывать свою точку зрения по проблематике методо­логии юридической науки, пользоваться методами научного ис­следования.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимо ис­пользовать знания, полученные при усвоении следующих учеб­ных курсов: философии, истории философии, теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, исто­рии отечественного государства и права, истории политических и правовых учений, истории, теории и практики прав человека.

Для оказания практической помощи магистрантам в изуче­нии данного учебного курса и предусмотрена подготовка настоя­щего учебно-методического комплекса. В нем изложен тематиче­ский план изучения учебной дисциплины, программа курса, ме­тодические рекомендации по написанию научных рефератов по дисциплине, перечень научных рефератов, которые одновремен­но являются перечнем основных вопросов для проверки знаний студентов в процессе подготовки к сдаче экзамена по предмету, список основных источников.

Таким образом, в данном учебно-методическом комплексе со­средоточен весь раздаточный материал, который призван оказать помощь магистрантам в изучении учебной дисциплины.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА



Программа составлена из расчета времени, определенного учебным планом, охватывает 16 тем, на изучение которых отве­дено 220 часов. Из них на лекции — 32 часа, на подготовку науч­ного реферата 12 часов, на самостоятельную работу отведено 176 часов. Итоговый контроль — при положительной защите рефе­рата выставляется зачет, и магистрант допускается к сдаче экза­мена. На экзамен отводится 6 часов, которые не входят в лимит времени, отведенного на освоение предмета, и предоставляются деканатом за счет резервного времени. .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Понятие и эволюция общества

Основные сферы общественной жизни. Исторический процесс и его участники. Народные массы.

Деятельность как способ человеческого бытия. Понятие де­ятельности. Структура деятельности. Мотивы деятельности. Многообразие человеческой деятельности. Творческая деятель­ность. Трудовая деятельность. Игровая деятельность. Роль ми­ровоззрения в человеческой деятельности. Основные типы ми­ровоззрения. Образование как вид деятельности и его роль в развитии общества. Политическая деятельность. Религия и ее роль в жизни общества. Формы верований. Мировые религии и их влияние на развитие современных цивилизаций. Буддизм. Христианство. Ислам (мусульманство). Проблемы соотношения веры и разума.

Тема 2. Познание мира и его типы

Познание и его формы. Типы познания: мифологический, ре­лигиозный, философский, научный, художественный (эстетиче­ский), обыденный. Чувственное и рациональное познание. Про­блема интуитивного познания. Природа истины.

Тема 3. Социально-гуманитарное познание в системе познавательной и научной деятельности

Понятие социально-гуманитарного познания. Формирование социально-гуманитарных наук. Особенности социального позна­ния. Предмет социального познания и подходы к его пониманию. Роль диалога в социальном познании. Преимущественная ориен­тация на качественную сторону явлений. Отсутствие общепри­знанных парадигм. Специфика постижения истины. Различие между естественно-научным и социально-гуманитарным типами познания.

Тема 4. Научное познание в современном мире

Понятие научного познания. Главная цель научного познания. Методы научного познания. Отличительные признаки научного познания. Язык научного познания. Эмпирические и теоретиче­ские методы исследования. Теоретические исследования. Науч­ная теория. Научная картина мира и ее становление. Типы науч-

ных картин мира. Классическая (или механистическая) научная картина мира. Глобальные научные революции. Неклассическая научная картина мира. Неклассический тип научной рациональ­ности. Постнеклассическая научная картина мира.

Тема 5. Наука в современном обществе и ее функции

Социально-исторические условия возникновения науки. Гене­зис науки. Содержательные черты классической науки. Неклас­сическая наука и ее особенности. Постнеклассическая наука. На­учная рациональность: понятие и содержание. Формирование па­радигмы классической научной рациональности. Модели разви­тия научного знания. Рост и развитие научного знания. Законо­мерности развития научного знания. Основные модели динамики научного знания. Природа научных инноваций. Проблемы объ­ективных критериев прогресса науки. Взаимосвязь науки и куль­туры. Интернализм и экстернализм как альтернативные модели историографии науки.

Тема 6. Генезис юридической науки

Римское право - высшая ступень в развитии права в антич­ном обществе. Законы XII таблиц - первый источник древнерим­ского права. Известные древнеримские юристы: Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Му-ций Сцевола, Сервий Сульпиций, Ульпиан, Помпоний, Юлиан, Сабин и др.

Институции Гая (II в.), Дигесты Юстиниана, Институции Юстиниана.

Выдающиеся юристы зарубежных стран: Шарль Луи Монте­скье, Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк, Томас Джеффер-сон, Чезаре Беккарио и др.

«О духе законов» (1748 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Билль о правах (1789 г.).

Выдающиеся российские дореволюционные ученые-юристы: В. Н. Татищев, С. Е. Дестщкий, А. П. Куницын, М. М. Сперанский, А. Ф. Кистяковский, П. М. Сорокин, Н. С. Таганцев, И. Я. Фой-ницкий, А. Ф. Кони, М. Н. Гернеш, И. А. Ильин, П. И. Стучка.

Советские ученые-правоведы первой половины XX века: А. А. Пионтковский, М. Д. Шаргородский, И. П. Трайнин, И. Е. Фарбер, А, А. Герцензон, Я. М. Брайнин, Н. Д. Дурманов и ДР.

Видные отечественные ученые-юристы современной России: В. Н. Кудрявцев, С. С. Алексеев, В. М. Курицын, В. А. Туманов, В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. М. Боер, Э. В. Кузнецов, Н. М. Кро-пачев, Е. А. Суханов, В. Д. Зорькин, А. М. Яковлев, В. О. Лучин и др.

Основные этапы развития юридической науки. Научные кол­лективы как субъекты науки. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученых. Этические нормы науки. Проблемы правового регулирования научной деятельности. Пра­ва и обязанности ученых по отношению к обществу и государ­ству.

Тема 7. Методология научного познания

Методология научного познания как основа научного творче­ства. Основные уровни научного познания. Методология науч­ного поиска и обоснования его результатов. Научная проблема. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Научные законы и их клас­сификация. Общая характеристика и определение научной тео­рии. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий. Методологические и эвристические принципы построе­ния теорий. Гипотеза как форма развития научного знания. Ло­гическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипоте­зы. Эвристические принципы отбора гипотез. Понятия метода и методологии. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Понимание и объяснение. Задачи научно­го исследования, виды, классификация, этапы и составные части научно-исследовательской работы. Разработка методики иссле­дования как его важнейшая часть, определяющая правильность решения поставленной задачи.

Тема 8. Понятие и принципы методологии

юридической науки ;

Методология права: понятие и место в системе юриспруден­ции. Основные этапы становления методологии юридической на­уки. Проблема предмета юридической науки. Гносеологические аспекты методологии права. Инструментальные аспекты юриди­ческой методологии: понятие и значение принципов правового познания. Философские основания правоведения. Уровни мето-

дологии юридической науки: философский уровень, общенауч­ный уровень, частно-научный уровень, специально-юридический уровень. Основные принципы научного познания в правоведении (философский уровень): принцип историзма, принцип системно­сти, принцип методологического плюрализма, принцип объек­тивности и конкретности, принцип единства предмета и метода, принцип научной корректности.

Тема 9. Методологические подходы в юридической науке

Философия права: понятие и место в системе правоведения. Социально-философская методология философии права. Методо­логия философии права: концептуализация исследовательских подходов. Уровни методологии философии права. Социально-философская методология философии права: сущность, прин­ципы и границы применения. Юридическая феноменология. Предметная область юридической феноменологии. Феноменоло­гия как современное философское направление. Феноменология как способ исследования сознания. Феноменологический метод. Юридическая герменевтика. Этапы развития юридической гер­меневтики. Юридическая герменевтика: интерпретация должно­го и сущего. Правовое мышление: герменевтический круг истол­кования, интерпретации и правоприменения. Понимание, истол­кование и применение как элементы герменевтики. Когнитивное и нормативное истолкование права. Герменевтические проблемы юридических текстов. Герменевтический подход к анализу тек­ста закона. Методы толкования и интерпретации правовых норм. Юридическая герменевтика и интерпретация конституционных норм.

Тема 10. Структура методологии юридической науки

Общенаучный уровень: диалектический метод, анализ, синтез, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование. Частно-научный уровень: системно-структурный метод, функциональный анализ, кибернетические (информаци­онные) методы, психологический метод, метод моделирования, исторический метод, политический метод, социологический метод, психологический метод, логический метод, культурно-антропологический метод. Специально-юридический уровень: формально-юридический метод, конкретно-социологический

Ю

метод, социально-правовой эксперимент, статистические мето­ды, нормативно-догматический (технико-юридический) анализ, сравнительно-правовой метод. Современные проблемы методоло­гии юридической науки. Особенности методов в отраслевых юри­дических науках. Проблемы методологии отраслей юридической науки. Перспективы развития юридической методологии.

Тема 11. Конституционно-правовые проблемы отраслей права

Соотношение конституционного, публичного, государственно­го права. Конституционное право как часть публичного права.

Особенности норм конституционного права. Доминанта им­перативного (повелительного) метода. Нормы-правила. Нормы-принципы. Структура норм конституционного права.

Исходность норм конституционного права для трудового, фи­нансового, земельного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и других отраслей права.

Проблемы конституционной регламентации правового стату­са прокуратуры в федеральном уголовно-процессуальном законо­дательстве.

Конституционное единство публичной собственности.

Конституционные ограничения права собственности. Соб­ственность в гражданском праве.

Тема 12. Научные тенденции в современном праве

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Основные направления и школы в современной юридической науке. Радикалистское направление (ленинско-болыневистское толкование марксизма). Леворадикальное направление. Этатист­ская модель в содержании конституции. Чрезмерное расширение предмета правового регулирования. Либеральное направление (отражающее общегуманистические ценностей человечества). Либеральная модель в содержании конституции. Органичность предмета конституционного регулирования. Экономический ли­берализм. Либерально-этатистское содержание конституции. Расширение предмета конституционного регулирования, осу­ществляемого в оптимальных пределах. Обеспечение нормально­го функционирования механизма саморегулирования общества. Социальное содержание конституции.

Промежуточные течения (разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений) и их основные школы. Юри-

11

дическая школа (изучение государства, его органов, прав чело­века преимущественно с юридических позиций). Политологиче­ская школа (изучение реальной роли тех или иных институтов государственности, политических институтов). Теологическая школа. Правое крыло (радикализм религиозной интерпретации). Левое крыло (идеи халифата, вселенского суверенитета).

Система науки конституционного права. Понятие системы на­уки. Общетеоретические вопросы науки и отрасли конституци­онного права. Учение о Конституции. Основы конституционного строя. Конституционный статус личности. Территориальная ор­ганизация государственной (публичной) власти. Конституцион­ные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Идеи конституционной ответственности: юридический и по­литический аспекты проблемы.

Имплементация международных норм и стандартов в россий­скую систему права.

Тема 13. Возникновение и развитие отраслевой науки

(на примере конституционного права) как науки и

методологии научного исследования

проблем конституциализма

Возникновение науки конституционного права и основные этапы (стадии) и закономерности ее развития. Идеи конституци­онного значения об устроении общества и государства (Платон, Аристотель, Цицерон, Гай и др.).

Становление основных идей конституционного права (Г. Гро-ций, Ш.-Л. Монтескье, Д. Локк, Ж.-Ж Руссо и др.). Развитие зна­ний о конституционном праве (У. Беджгот, А. Дайси, Ж.-П. Эс-мен, В. Лабанд).

Концепция солидаризма (Л. Дюги). Институциона-лизм (М. Ориу). Министериализм (В. Орландо). Теория элит, корпоративизм (В. Парето и Г. Моски). Теории де­мократизации (Д. Брайс и С. Лоу). Юридическая школа (Г. Елинек). Легитимация власти (Макс Вебер). Формирование идеи корпоративной демократии «колониального государства». Зачатки концепции «рационализированного парламентаризма».

Вклад в науку конституционного (государственного) права российских ученых (Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов, А. С. Алек­сеев, М. М. Ковалевский, В. В. Ивановский, И. Е. Андриевский,

12

А. Д. Градовский, Н. И. Лазаревский, Ф. Ф. Кокошин, В. М. Гес-сен, М. И. Свешников и др.).

Концепция конституционализма: история и прогресс. Исто­рия категории «конституционализм» в России.

Единство науки конституционного права. Связь науки кон­ституционного права с философией, социологией, политологией, религиоведением.

Отпочкование конституционного права в самостоятельную от­расль юридических знаний.

Основные этапы конституционного развития современных го­сударств. Научный метод как выражение духа науки. Общенауч­ные методы и приемы исследования. Методологический принцип единства научного знания.

Исторический подход. Системно-структурный и функцио­нальный анализ. Сравнительный подход. Социологический ме­тод. Статистический метод.

Тема 14. Этико-правовые ценности и , их государственно-правовая защита

Эволюция этико-политических и политико-юридических цен­ностей в России.

Теории разделения властей в науке конституционного права и практика их реализации. Организационно-правовая концеп­ция разделения властей (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье). Социо­логическая концепция (Ж.-Ж. Руссо). Смешенная концепция: организационно-правовой подход (о ветвях власти) и социологи­ческий (о власти народа). Ответственное правительство. Импич­мент.

Человек как социально-правовая ценность. Поколение прав человека: история и современность. Правовой и законодательный характер права на достойное существование. Механизм защиты прав человека. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

Федерализм как ценность. Принципы федерализма.

Положения о правовом, социальном и демократическом ха­рактере государства, подлинно народной государственной вла­сти. Социальная справедливость. Свобода. Равенство перед зако­ном. Социальная солидарность. Признание местного самоуправ­ления. Взаимная ответственность государства и личности. Пои­ски компромиссов и консенсуса.

13

Собственность как ценность, многообразие и равноправие ее форм.

Приоритет международных принципов и норы над националь­ным (внутригосударственным) законодательством.

Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений.

Тема 15. Актуальные проблемы развития нормотворчества субъектов Российской Федерации

Исторические и правовые особенности субъектного состава Российской Федерации.

Законодательная база федеративных отношений. Пути опти­мизации политико-территориального устройства Российской Федерации. Идеи об: отказе от национально-государственного принципа деления; унификации статусов субъектов Российской Федерации и отказе от особого положения республик в составе Федерации; укрупнении субъектов, выравнивании их по своей политической силе и экономическому потенциалу; отказе от су­ществующей договорной практике между субъектами федерации и федеральным центром и др.

Территория как категория конституционного права. Нормот­ворчество субъектов Российской Федерации.

Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Конституция как правовая основа этой деятельности. Научная полемика о предпочтительно­сти для Российской Федерации конституционного или договорно­го пути.

Тема 16. Проблемы реформирования законодательства Российской Федерации на современном этапе

Общая концепция развития российского законодательства.

Проблемы реформирования правовой системы России на рубе­же XX-XXI веков.

Реформирование конституционного законодательства. Про­блемы референдарного пути принятия законов.

Решение Конституцией вопроса о структуре и функции госу­дарственной власти. Совершенствование федеративных отноше­ний. Совершенствование гражданского общества.

Гарантии действия Конституции.

14

Концептуальные основы судебной реформы в Российской Фе­дерации и их воплощение в новом процессуальном законодатель­стве.

Способы устранения пробелов, противоречий и даже ошибоч­ных положений существующих в Конституции.

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОГО РЕФЕРАТА

Подготовка студентов по магистерским программам направ­ления 521400 «Юриспруденция» требует углубленной фундамен­тальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе.

В процессе изучения учебного курса «История и методология юридической науки» у студентов формируются юридические ти­пы научного познания. Они обладают методологией юриспруден­ции как самостоятельной области юридического познания. В це­лях выработки умения проведения научных исследований сту­денты пишут научный реферат по данному курсу. Тема научного реферата определяется самостоятельно студентом по списку тем научных рефератов, изложенных ниже. Рекомендуемый объем работы не менее 30 страниц формата А4 (через 2 интервала).

Научный реферат должен содержать краткое обоснование вы­бора темы исследования, аналитический обзор состояния про­блемы, обоснование выбора методов исследования, изложение ре­зультатов исследования и анализа информационной базы, выво­дов, списка использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню научный реферат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в рефе­рируемых научных изданиях. В научном реферате автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме.

При оформлении работы в целом следует руководствоваться требованиями ГОСТ 7.32-91. Стиль изложения должен быть ака­демическим, лаконичным. Речь должна вестись от третьего ли­ца. Этапы написания научного реферата:

— составление плана;

— подбор литературы и источников;

— изложение материалов анализа изученных источников;

— формулирование выводов;

— литературное и редакционно-техническое оформление. Подбор литературы и источников (нормативных актов) помо­гут осуществить каталоги библиотек.

При выполнении работы необходимо ссылаться на использо­ванные источники и литературу.

Сноски на использованную литературу необходимо распола­гать в тексте, в том месте, где приводится выдержка из источни-

16
ка. Не допускается использование в виде прямого заимствования чужих мыслей, выводов, фактов, без ссылки на их авторов.

При освещении вопросов научного реферата необходимо ука­зать, какие нормативные акты составляют правовую основу рас­сматриваемой проблемы.

По окончании работы необходимо провести редакционную правку — выявить и устранить допущенные грамматические и стилистические ошибки.

Написанная работа брошюруется (сшивается по левому краю). С целью упрощения рекомендуется оформлять текст шрифтом Times New Roman 14 pt, сноски — 12 pt, междустрочный интер­вал 2, выравнивание в абзацах по ширине, поля на странице: ле­вое — 30 мм, остальные — 20 мм. Распечатку следует произво­дить на листах формата А4.

Титульный лист должен отражать следующую информацию:

— наименование учебного заведения;

— курс обучения;

— вариант представленной работы;

— ФИО автора;

— домашний адрес (телефон);

— номер группы.

При оформлении постраничных сносок и списка использован­ной литературы необходимо особое внимание обратить на соблю­дение библиографических стандартов.

Перечень тем научных рефератов

1. Функции государства в управлении развитием науки.

2. Политика и современная научная картина мира.

3. Взаимоотношения науки и религии в современной культу­ре.

4. Общество знания: понятие и смысл.

5. Научные исследования как условие предотвращения соци­альных кризисов.

6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

7. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

8. Наука, человек, повседневность.

9. Традиции и новации в науке.

10. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.

17

11. Научное и вненаучное социальное знание.

12. Человек как предмет философско-научного исследования.

13. Наука о природе и наука об обществе: сходство и разли­чия.

14. Методология науки: предмет и проблемы.

15. Уровни научного познания.

16. Теоретические и эмпирические методы научного позна­ния.

17. Основные формы научного познания.

18. Методология научного исследования.

19. Системный подход в юридическом исследовании.

20. Общая характеристика методологии юридической науки.

21. Основные принципы методологии юридической науки.

22. Особенности методологии юридического научного исследо­вания.

23. Правоприменение в структуре правового мышления.

24. Философия как методология юридической науки.

25. Юридическая герменевтика.

26. Герменевтический подход в юридической науке.

27. Философия свободы в юридической науке.

28. Герменевтика и правоведение.

29. Философская герменевтика: становление предметной об­ласти.

30. Понимание и толкование закона.

31. Фундаментальные и прикладные исследования в юриди­ческой науке.

32. Методология юридического исследования.

33. Юридические конструкции в правоведении.

34. Моделирование в правоведении.

35. Исследовательские программы в юриспруденции.

36. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы со­отношения.

37. Общенаучные методы исследования в юридической науке.

38. Частно-научные методы исследования государства и пра­ва.

39. Конкретно-социологическое политико-правовое исследо­вание в области государства и права.

40. Место юридической науки в системе гуманитарных наук.

41. Философия науки: предмет, метод, функции.

42. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

43. Проблемы истины и рациональности в социальных и гума­нитарных науках.

44. Специфика социально-гуманитарного познания.

45. Этико-аксиологические проблемы юридической науки.

46. Метод теории государства и права.

47. Всеобщие методы познания.

48. Общенаучные методы познания.

49. Частно-научные методы познания.

50. Структура методологии юридической науки.

Примерный список источников

: - Основная литература

1. Боер А. А., Старовойтова О. Э., Беляков К. Е. Новые идеи в правовой науке (по материалам 21-го Всемирного конгресса IVR). СПб., 2005.

2. Боер В. М. Информационно-правовая политика России / СПб университет МВД России. СПб., 1998.

З.Данилъян О. Г. Философия права: Учебник. М., 2006.

4. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, про­блемы философии права). М., 2000.

5. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.

6. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

7. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2006.

8. Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000.

9. Русская философия права: Философия веры и нравственно­сти (антология). СПб., 1997.

10. Сальников В. П., Степашин С. В., Янгол Н. Г. Свобода лич­ности и чрезвычайное законодательство: Монография / Под ред. В. П. Сальникова; СПб университет МВД России; Академия пра­ва, экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд «Уни­верситет». СПб., 2005.

11. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права. СПб., 2001.

12. Юзвишин И. К. Информациология. М., 1996.

13. Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985.

14. Янгол Н. Г. Чрезвычайное законодательство и исключи­тельные правовые режимы: История и современность: Моногра­фия / СПбГУАП, СПГУ МВД России. СПб., 2000.

18

19

15. Ячменёв Ю. В. Правда и закон: Из истории российского правоведения. СПб., 2001.

16. Ячменёв Ю. В. Некоторые методологические аспекты пра­воведения на рубеже веков // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 14 декабря 2001. СПб., 2002.

Дополнительная литература П.Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.

18. Алексеев С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения. М., 2001.

19. Алексеев С. С. Право: Азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

20. Аршинов В. И. Синергетика как коммуникация в про­странстве учебного процесса // Синергетика и учебный процесс. М., 1999.

21. Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: История и совре­менность. СПб., 1998.

22. Варанов В. М. Концепция законопроекта: Понятие, элемен­ты, виды, проблемы реализации // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы совершенствования: Сборник статей: В 2 т. Н. Новгород, 2001. Т. 1.

23. ВеллД. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт со­циального прогнозирования. М., 1999.

24. Бергман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формиро­вания. М., 1998.

25. Бергман Г. Дж. Вера и закон: Примирение права и религии. М., 1999.

26. Верное В. Ф. Понимание и познание // Понимание и суще­ствование: Сборник докладов международного научного семина­ра. Минск, 2000.

27. Благо и истина: Классические и неклассические регуляти-вы. М., 1998.

28. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность систем­ного подхода. М., 1973.

29. Бродский Б. Е. Категория истины в контексте современного структурализма // Общественные науки и современность. 1998. №4.

20

30. Быстрицкий Е. К., Филатов В. П. Познание и понима­ние: К типологии герменевтических ситуаций // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.

31. Вартазарян С. Р. К описанию коммуникативных процес­сов // Семиотика и проблемы коммуникации: Сборник статей. Ереван, 1981.

32. Варъянс М. Ю. Правопонимание: Опыт интегративного подхода. М., 1999.

33. Василенко И. А. Диалог цивилизаций. М., 1999.

34. Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10.

35. Венгеров А. Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4.

36. Воеводин Л. Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 3.

37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герме­невтики. М,, 1988.

38. Гайденко П. П. От исторической герменевтики к «герме­невтике бытия»: Критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1987. № 10.

39. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтоло­гия XX века. М., 1997.

40. Гайденко П. П. Философская герменевтика и ее проблема­тика // Природа философского знания. Ч. 1. М., 1975.

41. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

42. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. №1.

43. Герменевтика и деконструкция / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова. СПб., 1999.

44. Герменевтика: История и современность. М., 1985.

45. Гревцов Ю. И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правоведение. 1996. № 1.

46. Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Обще­ственные науки и современность. 1997. № 1.

47. Демидов А. И. Принципы юридической доктрины России // Российская юридическая доктрина в XXI веке: Проблемы и пути решения: Научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.). Саратов, 2001.

48. Денисов Ю.А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1989.

21

15. Ячменёв Ю. В. Правда и закон: Из истории российского правоведения. СПб., 2001.

16. Ячменёв Ю. В. Некоторые методологические аспекты пра­воведения на рубеже веков // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 14 декабря 2001. СПб., 2002.

Дополнительная литература П.Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.

18. Алексеев С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения. М., 2001.

19. Алексеев С. С. Право: Азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

20. Аршинов В. И. Синергетика как коммуникация в про­странстве учебного процесса // Синергетика и учебный процесс. М., 1999.

21. Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: История и совре­менность. СПб., 1998.

22. Варанов В. М. Концепция законопроекта: Понятие, элемен­ты, виды, проблемы реализации // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы совершенствования: Сборник статей: В 2 т. Н. Новгород, 2001. Т. 1.

23. ВеллД. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт со­циального прогнозирования. М., 1999.

24. Бергман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формиро­вания. М., 1998.

25. Бергман Г. Дж. Вера и закон: Примирение права и религии. М., 1999.

26. Верное В. Ф. Понимание и познание // Понимание и суще­ствование: Сборник докладов международного научного семина­ра. Минск, 2000.

27. Благо и истина: Классические и неклассические регуляти-вы. М., 1998.

28. Влауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность систем­ного подхода. М., 1973.

29. Бродский Б. Е. Категория истины в контексте современного структурализма // Общественные науки и современность. 1998. №4.

20

30. Быстрицкий Е. К., Филатов В. П. Познание и понима­ние: К типологии герменевтических ситуаций // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.

31. Вартазарян С. Р. К описанию коммуникативных процес­сов // Семиотика и проблемы коммуникации: Сборник статей. Ереван, 1981.

32. Варьянс М. Ю. Правопонимание: Опыт интегративного подхода. М., 1999.

33. Василенко И. А. Диалог цивилизаций. М., 1999.

34. Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10.

35. Венгеров А. Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4.

36. Воеводин Л. Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 3.

37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герме­невтики. М,, 1988.

38. Гайденко П. П. От исторической герменевтики к «герме­невтике бытия»: Критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1987. № 10.

39. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтоло­гия XX века. М., 1997.

40. Гайденко П. П. Философская герменевтика и ее проблема­тика // Природа философского знания. Ч. 1. М., 1975.

41. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

42. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. №1.

43. Герменевтика и деконструкция / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова. СПб., 1999.

44. Герменевтика: История и современность. М., 1985.

45. Гревцов Ю. И. Социология нрава: Статус. Метод. Предмет // Правоведение. 1996. № 1.

46. Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Обще­ственные науки и современность. 1997. № 1.

47. Демидов А. И. Принципы юридической доктрины России // Российская юридическая доктрина в XXI веке: Проблемы и пути решения: Научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.). Саратов, 2001.

48. Денисов Ю.А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1989.

21

49. Дзюн Т. Теория науки. М„ 1983.

50. Диалог в философии: Традиция и современность. СПб.,

1995.

51. Добронравов И. С. Синергетика: Становление нелинейного

мышления. Киев, 1990.

52. Добрынин Н. М. Синергетика и федерализм: Оценка состо­яния, соотношение, новая методология // Государство и право.

2007. № 7.

53. Добрынин Н. М. Юридическая наука и ее роль в становле­нии новых федеративных отношений: Современный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень // Го­сударство и право. 2007. № 1.

54. Дудко И. Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Рос­сийской Федерации // Государство и право. 2003. № 9.

55. Ивин А. А., Фурманова О. В. Философская герменевтика и проблемы научного знания // Философские науки. 1984. № 5.

56. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1997.

57. Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

58. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Пост­модернизм. М., 1996.

59. Исаков В. Б, Законодательство субъектов РФ: Объем, струк­тура, тенденции развития // Ежегодник российского права. М.,

2000.

60. Исторические типы рациональности. М., 1995. Т. 1, 2.

61. Казютинский В, В. Истина и ценность в научном позна­нии // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века.

СПб., 1999.

62. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергети­ка и прогнозы будущего. М., 1997.

63. Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.

64. Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М., 1965.

65. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М.,

1987.

66. Князев А. А, Восемь лекций по синергетике. Саратов, 1996.

67. Князева Е. Н,, Курдюмов С, П. Основания синергетики. Ре­жимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.

68. Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей тео­рии права. Л., 1989.

22

69. Козлов В. А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические ис­следования в области права. Л., 1981.

70. Козловский П. Супермодерн или постмодерн? Деконструк­ция и мистика в двух версиях постмодернизма // Историко-философский ежегодник'97. М., 1999.

71. Колесников А. А. От кибернетики к синергетике // Научная

мысль Кавказа. 1996. №. 1.

72. Кузнецов Б. Г. Ценность познания: Очерки современной те­ории науки. М., 1975.

73. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 5.

74. Кохоновский В. П. Социальное познание в системе позна­вательной деятельности // Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): Учебное пособие для аспирантов. Ростов

н/Д,2005.

75. Кохоновский В. П. и др. Наука как социальный институт // Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ро­стов н/Д,2004.

76. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика — теория самоорганизаций: Идеи, методы, перспективы. М., 1983.

77. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука: опыт философского

осмысления. М., 1994.

78. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. М., 2001.

79. Лещёв С. В. Коммуникативное, следовательно, коммуника­ционное. М., 2002.

80. Лиотар Ж,-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

81. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология и наука о духе // Ж.-Ф. Лио­тар. Феноменология. СПб., 2001.

82. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: Историко-теоретический аспект. Л., 1985.

83. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герме­невтике). Екатеринбург, 1995.

84. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический иде­алы рациональности. Тбилиси, 1984.

85. Методологические проблемы правоведения. М., 1994.

86. Минюк Н. В. Законотворчество как форма выражения пра­вовой политики // Государство и право. 2007. № 6.

23

87. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. Минск, 1984.

88. НаумкинА. Синергетика. М., 1996.

89. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методоло­гия. М., 1998.

90. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М., 2002.

91. Новое в синергетике: Загадки мира неравновесных струк­тур / Под ред. С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого. М., 1996.

92. Онтология и эпистемология синергетики. Ж., 1997.

93. Пивоваров Ю. С. Право XX века: идеи и ценности: Сборник обзоров и рефератов. М., 2001.

94. Погосян В. А. Философская герменевтика: анализ истины и методы // Вопросы философии. 1985. № 4.

95. Пряхина Т. М. Роль государственных доктрин и концепций в закреплении целей и задач Российского государства в условиях перехода к устойчивому развитию // Конституционное и муници­пальное право. 2004. 3.

96. Рациональность и семиотика дискурса. М., 1994.

97. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии. 1983. № 10.

98. Самощенко И. С., Сырых В. М. О методах познания государственно-правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 9.

99. Семиотика. М., 1983.

100. Серых В. М. Законотворчество как вид социального про­ектирования // Проблемы юридической техники: Сборник ста­тей. Н. Новгород, 2000.

101. Силъченко Н. В. Проблемы предмета правового регулиро­вания // Государство и право. 2004. № 12.

102. Синергетика и методы науки: Сборник статей. СПб., 1998.

103. Степин В. С. От классической к постнеклассической нау­ке (изменение оснований и ценностных ориентации) // Ценност­ные аспекты развития науки. М., 1990.

104. Суслов В. А. Герменевтика права // Правоведение. 2001. №5.

105. Тарасов Н. Н. Метод и методологический подход в право­ведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. №1.

24

106. Урсул А. Д. Информация: Методологические аспекты. М.,

1971.

107. Философия и методология науки. М., 1996.

108. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

109. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

110. Черри К. Человек и информация. М., 1972.

111. Черткова Е. Л. Эпистемология в драме современности // Субъект, познание, деятельность. М., 2002.

112. Честное И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

113. Чичнева Е. А. Философия права в эпоху постмодер­на, или новое правовое мышление // Историко-философский ежегодник 99. М., 2001.

114. Ячменёв Ю. В. Политико-юридические ценности русского средневековья // Правоведение. 2001. № 3.

115. Ячменёв Ю. В. Право на достоинство и деятельность поли­ции (ОВД) // Правоведение. 2005. № 4.

25

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка........................................... 3

Тематический план учебного курса ........................... 5

Содержание программы курса.................................. 7

Методические рекомендации по выполнению научного

реферата................................................................ 16

Перечень тем научных рефератов.......................... 17

Примерный список источников............................. 19

26


Скачать файл (492.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru