Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реутова И.М. Бюджетная система - файл n1.rtf


Реутова И.М. Бюджетная система
скачать (2259.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.rtf2260kb.06.01.2013 16:27скачать

Загрузка...

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
И.М. Реутова

бюджетная система
Конспект лекций

для студентов экономического факультета,

специальность 080105.65 «Финансы и кредит»

Омск 2008

оглавление
Введение.………………………………………………………………3

Программа курса ………………………………………………….. 6

Тема 1. Бюджет и его значение ………………………………….…10

Тема 2. Бюджетная система РФ …………………………………... 32

Тема 3. Межбюджетные отношения ……………………….… . 40

Тема 4. Бюджетная классификация и бюджетное планирование .. 47

Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации ..………… 60

Тема 6. Доходы бюджета …………………………………..…….. ..76

Тема 7. Расходы бюджета …………………………………………..101

Тема 8. Сбалансированность бюджетов………………………... .. 119

Тема 9. Финансовые органы..…………………………………… .. 130

Заключение …………………………………………………….…... 139

Глоссарий ..…………………………………………….………… ....140

Рекомендуемый библиографический список ..………………….148

Приложения ……………………..………………………………. . 150

Приложение 1. ……………………….…………………..150

Приложение 2. …………………………….……………..153

Приложение 3………………………………………… . ..155

Приложение 4. ..………………………………………….156

Приложение 5. .…………………………………………..159

Приложение 6. ..………………………………………….161

Приложения 7. ..………………………………………….162

Приложение 8. .…………………………………………..166

Приложение 9. ……………………………..…………….167

Приложение 10..………………………………………….170

введение
«Бюджетная система» относится к ряду дисциплин, изучение особенностей которой является особо важным и актуальным в условиях проводимой реформы в бюджетной сфере.

Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями, утвержденные федеральным законом № 63-ФЗ от 26.04.07 г., установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования, завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета, упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В то же время, продолжается дальнейшее реформирование бюджетной системы Российской Федерации, в частности эти изменения затронули дальнейшее приближение бюджетной классификации РФ к международным стандартам бюджетного учета, совершенствование процедур рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы, выделение и обособление в составе доходной части федерального бюджета нефтегазовых доходов. Все это определяет необходимость систематизированного изложения материалов для более полного и всестороннего изучения курса «Бюджетная система».

В процессе изучения данной дисциплины студенты получат базовые экономические знания в области системы бюджетных отношений, связанных с формированием и использованием средств бюджетов бюджетной системы, а также бюджетов внебюджетных фондов.

Конспект лекций включает основные положения, характеризующие современные принципы и организацию бюджетную систему Российской Федерации, рассматривает вопросы, раскрывающие особенностей формирования бюджетов всех уровней власти, процедуры исполнения бюджетов. При написании данной работы использовалось действующее бюджетное законодательство по состоянию на 01.07.08 г.

В теме 1 рассматривается бюджет как финансовая база деятельности органов власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления. Темы 2, 3 освещает организационно-правовые основы построения бюджетной системы в РФ, разъясняются принципы построения бюджетной системы, формы межбюджетных трансфертов. В темах 4, 5 описываются методы бюджетного планирования, приводится характеристика современной бюджетной классификации, этапы бюджетного процесса. В темах 6 – 8 анализируются доходы и расходы бюджетов разных уровней, излагаются методики планирования основных характеристик бюджета, источники финансирования дефицита бюджетов. Тема 9 посвящена изучению видов и форм государственного и муниципального финансового контроля, а также органов осуществляющих данный контроль.

Содержание, структура и последовательность изложения материалов в конспекте лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебной программе по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» (для студентов экономического факультета).

ПРОГРАММА КУРСА

«Бюджетная система»
Тема 1. Бюджет и его значение

Бюджет как финансовая база деятельности органов власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления. Содержание и значение государственного бюджета.

Функции бюджета. Виды бюджетов. Консолидированные и собственные бюджеты. Влияние бюджета на социально-экономические процессы.

Федеральный бюджет РФ. Региональные бюджеты. Местные бюджеты.

Внебюджетные фонды.
Тема 2. Бюджетная система РФ

Бюджетная система. Этапы ее становления. Звенья бюджетной системы. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы в РФ. Перспективы развития бюджетной системы.

Бюджетное право. Субъекты и объекты финансового права. Нормы бюджетного права. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровня. Бюджетные права органов местного самоуправления. Нормативно-правовая база функционирования бюджетной системы РФ, необходимость ее совершенствования. Бюджетный кодекс РФ.

Бюджетное устройство РФ.

Бюджетный федерализм. Формы бюджетного регулирования, их назначение, границы использования. Межбюджетные трансферты как форма бюджетного регулирования. Порядок образования федерального фонда финансовой поддержки регионов. Фонды компенсаций. Фонды софинансирования расходов.
Тема 3. Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения. Формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Характеристика основных форм межбюджетных трансфертов. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Федеральный фонд компенсаций. Федеральный фонд софинансирования расходов.

Формы межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных районов, бюджетов поселений.
Тема 4. Бюджетная классификация и бюджетное планирование

Основы организации финансово-бюджетного планирования. Принципы финансового планирования. Система финансовых планов на федеральном и региональном уровнях. Роль и значение бюджетов в системе финансовых планов. Бюджетное планирование, его сущность и задачи. Методы бюджетного планирования.

Бюджетная классификация и ее значение в бюджетном планировании. Принципы и ее построения и структура.

Планирование централизованных финансов.

Бюджетная политика. Ее цели и задачи. Факторы, предопределяющие нацеленность современной бюджетной политики. Особенности разработки и реализации бюджетной политики субъектами РФ. Бюджетный механизм как инструмент реализации бюджетной политики. Его элементы, направления совершенствования.
Тема 5. Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс. Его организационное и правовое регулирование. Этапы бюджетного процесса и их характеристика. Составление проекта бюджета. Работа отраслевых департаментов Министерства финансов по составлению проекта федерального бюджета. Разработка проекта бюджетного послания Президента РФ, его содержание. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Рассмотрение проекта бюджета в четырех чтениях. Функции Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ. Исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы. Исполнения бюджета по доходам и расходам. Возмещение потерь нижестоящих бюджетов в связи с решениями органов власти другого уровня. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств. Кассовое исполнение бюджетов: банковская, казначейская, смешанная, функции Центрального Банка РФ и его учреждений на местах по кассовому исполнению бюджетов. Федеральное казначейство, его структура. Функции, права и обязанности органов казначейства по исполнению бюджета. Составление отчетов об исполнении бюджетов и принятие их. Роль Счетной палаты Федерального Собрания в контроле за исполнением федерального бюджета.

Особенности формирования федерального, регионального и местных бюджетов.
Тема 6. Доходы бюджета

Доходы бюджетов разных уровней. Их экономическое содержание. Виды доходов, их характеристика. Основы разграничения доходов между бюджетами разных уровней. Содержание и принципы формирования доходов бюджета. Методология их планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов. Правовая основ планирования доходов по звеньям бюджетной систем РФ, ее характеристика, недостатки. Информационная база планирования доходов, ее недостатки.
Тема 7. Расходы бюджета

Расходы бюджетов разных уровней. Их экономическое содержание. Виды и формы расходов. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Динамика расходов. Основы разграничения расходов между бюджетами. Методология планирования, порядок их финансирования. Особенности планирования расходов на основе использования социальных стандартов и минимальных норм и нормативов. Особенности сметного порядка планирования расходов.

Государственная поддержка науки. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство. Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства. Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

Финансовая поддержка субъектов Федерации.
Тема 8. Сбалансированность бюджетов

Дефицит бюджета и источники его финансирования. Размер дефицитов бюджетов. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджетов. Бюджетный кредит.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит бюджета. Нефтегазовый трансферт. Резервный фонд. Фонд национального благосостояния. Управление средствами Резервного фонда и фонда национального благосостояния.

Государственный и муниципальный долг. Формы долговых обязательств. Упраление государственным и муниципальным долгом.
Тема 9. Финансовые органы

Управление бюджетными отношениями. Аппарат управления бюджетными отношениями. Финансовые органы, система казначейства, налоговые органы. Права и обязанности органов управления. Взаимоотношения между ними. Экономическая и контрольная работа финансовых органов по доходам и расходам бюджета. Совершенствование форм и методов по управлению бюджетными отношениями. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Тема 1.

Бюджет и его значение

  1. Понятие бюджета и его функции

  2. Виды бюджетов

  3. Принципы построения бюджетов

  4. Внебюджетные фонды

1. Понятие бюджета и его функции
История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».

В переводе с английского «Бюджет» – мешок, чемодан, кожаная сумка с деньгами.
В настоящее время под бюджетом понимают форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В экономической литературе термин «бюджет» представлен различными точками зрения:

  • система экономических денежных отношений по поводу перераспределения совокупного общественного продукта, выражающая процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда для выполнения функций и задач органов власти;

  • основной финансовый план государства, имеющий силу закона;

  • государственный централизованный фонд денежных средств.

.

Бюджет как экономическая категория обладает определенными специфическими чертами, которые выделяют его из системы финансовых категорий:

  • отношения по поводу перераспределения национального дохода;

  • императивный характер отношений;

  • общественное назначение бюджета.


Количественную оценку наиболее важных общественных потребностей выражает бюджетный план, принимаемый в форме закона или решения о бюджете.
К основным характеристикам федерального бюджета относятся:

  • прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

  • нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый;

  • общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

  • условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

  • объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

  • верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

  • нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

  • дефицит (профицит) федерального бюджета.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях. По мнению большинства авторов, бюджет выполняет следующие функции:

  1. образование бюджетного фонда;

  2. использование бюджетного фонда

  3. контроль за формированием, движением и использованием средств бюджетного фонда.


2. Виды бюджетов
Ежегодно принимаются и исполняются собственные бюджеты (федеральный, региональные и местные). В отличие от собственных, консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными (представительными органами), а представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по доходам и расходам, источникам поступления финансовых средств и направления их использования на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 83 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

  • собственный бюджет субъекта РФ;

  • бюджет городского округа;

  • консолидированные бюджеты муниципальных районов субъектов РФ.

Консолидированный бюджет муниципального района включает:

  • бюджет муниципального района (районный бюджет);

  • бюджеты городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района


По уровням власти бюджеты соответственно подразделяются на:

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- форма образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены, утвержденные органом местного самоуправления поселения, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями и входящими в состав территории поселения.
С точки зрения периода планирования выделяют бюджеты:

- текущего финансового года - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- очередного финансового года - год, следующий за текущим финансовым годом;

- планового периода - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
Кроме того, бюджетным законодательством предусмотрена возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом – чрезвычайный бюджет. Следует отличать чрезвычайный бюджет от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг.
3. Принципы построения бюджетов
1. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
2. Принцип сбалансированности бюджетов

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При этом органы власти при составлении бюджета должны исходить из принципа минимизации размера дефицита бюджета.

Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В этой связи Министерством финансов Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по формированию Программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, утверждены Письмом Минфина России от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161.
3. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

  • отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.


4. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Таким образом, под эффективностью можно понимать соотношение между полученным результатом и затраченными средствами.

Результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности При этом результат предполагает факт достижения или недостижения той цели, ради которой это расходование производилось. Возможны следующие варианты использования средств:

1) рациональное и эффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, принцип эффективности соблюден);

2) рациональное, но неэффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности не соблюден);

3) нерациональное, но эффективное (принцип эффективности соблюден в рамках выбранного пути решения, но данный путь не является наилучшим);

4) нерациональное и неэффективное (принцип эффективности не соблюден).
5. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

  • стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).


6. Принцип достоверности

Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
7. Принцип адресности и целевого характера финансовых средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из этого принципа вытекают следующие два принципа
8. Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
9. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
4. Государственные внебюджетные фонды
Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований существуют внебюджетные фонды и, соответственно их бюджеты.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России внебюджетные фонды создаются с начала 90-х гг.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

  1. Пенсионный фонд РФ;

  2. Фонд социального страхования РФ;

  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

  4. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.



Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджеты этих фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовых год. По бюджетам территориальных ВФ рассмотрение и утверждение осуществляют законодательные органы субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ.

В бюджеты внебюджетных фондов в соответствии с Бюджетным кодексом поступают налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (см. приложение 1).
Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г.
Основные расходы Пенсионного фонда включают выплату.

  • всех видов государственных пенсий (в том числе, гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации);

  • расходы, связанные с размещением пенсионных накоплений;

  • расходы по доставке пенсий;

  • ритуальных пособий на погребение пенсионеров;

  • обслуживание и выплата материнского капитала;

  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

  • расходы на содержание аппарата Пенсионного фонда.


В РФ предусмотрены следующие виды пенсий:

  • трудовые пенсии (регулируются ФЗ от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

  • государственные пенсии (ФЗ от 17.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)


Трудовые пенсии – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зарплаты, которую застрахованные лица получали перед выходом на пенсию или утратили нетрудоспособные члены семьи в связи со смертью застрахованного лица – кормильца.
В соответствии с законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий (см. приложение 2):

1) трудовая пенсия по старости;

Условия назначения:

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Наличие страхового стажа не менее пяти лет.

2) трудовая пенсия по инвалидности;

Условия назначения: трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

При полном отсутствии страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Трудовая пенсия определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости

БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости .


  1. Базовая часть - 450 руб., скорректированная на индекс инфляции. На 01.08.08 г. она составляла 1794 руб.

  2. Страховая часть, рассчитываемая по формуле:



СЧ = ПК / Т, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

  1. Накопительная часть, рассчитываемая по формуле:



НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
Государственные пенсии - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

3.1) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.
В соответствии с Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1. Пенсия за выслугу лет - назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим;

Условием назначения пенсий федеральным государственным служащим является наличие стажа государственной службы не менее 15 лет.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

2. Пенсия по старости - назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Право на пенсию имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

8) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей

9) другие.

3. Пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

4. Социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам.

Право на социальную пенсию имеют:

  • инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, либо на пенсию по инвалидности;

  • дети-инвалиды;

  • дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;

  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;

  • граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.


Материнский капитал
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. К дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей относятся меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

.

Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования был создан в 1991 г. в соответствии с Указом Президента от 26.07.92 № 722. Это самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое осуществляет управление фондом при участии общероссийских объединений профсоюзов. Координация деятельности возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Его целью является обеспечение государственных гарантий в области социального страхования.
Основные задачи ФСС РФ (Расходы фонда):

  1. обеспечение гарантированных государством пособий:

1.1. по временной нетрудоспособности (т.е. оплата больничных листов).

1.2. по беременности и родам. Размер – средний заработок (доход) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования. Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.

1.3. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Единовременное пособие выплачивается в размере 300 рублей.

1.4. пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

1.5. пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 года, Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

  • 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми;

  • 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

1.6. социальное пособие на погребение.

  1. выплаты по родовым сертификатам;

  2. частичное содержание санаториев-профилакториев, детско-юношеских спортивных школ, санаторных и оздоровительных детских лагерей, частичное финансирование путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, оплата путевок в санаторно-курортные учреждения, оплата проезда к месту лечения и обратно;

  3. подготовка мер по совершенствованию социального страхования, по обеспечению финансовой устойчивости фонда, в т.ч. создание резерва;

  4. организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования

Родовые сертификаты

Введены с 1 января 2006 года. Цель - повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи.

Родовой сертификат включает в себя:

талон № 1 - предназначен для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе;

талон № 2 - предназначен для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;

с 2007 года талон №3, - предназначенный для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни;

Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медучреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно.

Муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности «Акушерство и гинекология» и оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 3 000 руб. за каждую пациентку, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные отделения, перинатальные центры), – по 6 000 руб. за каждую женщину.

Детские поликлиники, имеющие лицензию по специальности «педиатрия», включенные в программу с 2007 года, за диспансерное наблюдение ребенка в первый год его жизни получают 1 000 руб.

Право на получение сертификата предоставляется женщинам, являющимся гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на законных основаниях на территории РФ.

Родовой сертификат выдается женщинам с 30 недель (при многоплодной беременности – с 28 недель) учреждениями здравоохранения, осуществляющими наблюдение женщины в период беременности.
Полученные за реализацию родовых сертификатов финансовые средства учреждения здравоохранения должны распределять следующим образом:

  • женские консультации должны направлять полученные средства на оплату труда медицинского персонала (35–45%), обеспечение беременных женщин медикаментами (20–33%) и на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения;

  • родильные дома и отделения на оплату труда сотрудников должны направлять 40–55% полученных средств, а остальные – на оснащение медоборудованием, инструментарием, мягким инвентарем, а также обеспечение женщин медикаментами, изделиями медицинского назначения и дополнительным питанием;

  • детские поликлиники будут целиком направлять полученные средства на оплату труда медперсонала, за исключением участковых педиатров, врачей общей практики и их медицинских сестер.


При оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности качество медицинской помощи оценивается отсутствием следующих критериев:

    • гибель плода;

    • врожденные аномалии развития, не выявленные во время беременности;

    • разрыв матки до госпитализации;

    • несвоевременная госпитализация при переношенной беременности.


При оказании стационарной помощи женщинам в период родов и послеродовой период качество медицинской помощи оценивается отсутствием следующих критериев:

  • эклампсия в родах и послеродовом периоде;

  • случаи родового травматизма новорожденного;

  • разрывы матки;

  • гнойно-септические осложнения в послеродовом периоде;

  • поздняя неонатальная смерть новорожденного (7 - 27 день);

  • осложнения послеродового периода, обусловленные задержкой частей плаценты;


Фонд обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование в РФ является всеобщим для населения. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
ФОМС образован в соответствии с Законом РСФСР от 28.06.91 № 1499-1 «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» в целях реализации государственной политики в области ОМС граждан как составной части государственного социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования:

  • центральный фонд (ЦФОМС);

  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).


В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Для осуществления своей деятельности Фонды обязательного медицинского страхования заключают договоры со страховыми организациями, которые получили лицензию на ведение медицинского страхования. Фонды выделяют средства страховой компании для оплаты тех медицинских услуг, которые будут оказаны медицинскими учреждениями лицам, застрахованным данной компанией. Медицинские услуги предоставляются населению в пределах гарантированного государством объема услуг.

Страховые организации выбираются на конкурсной основе по определенным критериям. Эти страховые организации заключают договоры с учреждениями здравоохранения (больницы, санатории) и одновременно выдают страховые полисы населению.

Граждане при наступлении страхового случая обращаются в учреждения здравоохранения. При посещении врачей, врачи заполняют специальную форму, где указывают номер страхового полиса обращающегося и причину обращения. Эти бланки передаются в страховую организацию, которая оплачивает учреждению здравоохранения работу. Деньги на оплату передаются из ФОМС.

Государство определяет перечень услуг, которые предоставляются населению бесплатно. Для этого Правительством РФ принимается специальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь;

  • неотложная медицинская помощь;

  • скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);

  • специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

Ежегодно утверждают финансовые нормативы объема медицинской помощи по видам помощи.

Характеристика видов медицинской помощи и нормативы услуг представлены в приложении 3.
Контрольные вопросы:

  1. Перечислите точки зрения на определение термина «бюджет».

  2. Дайте характеристику принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств

  3. Укажите источники формирования территориальных Фондов обязательного медицинского страхования.

  4. Какова структура расходов Пенсионного фонда РФ?

  5. Какие пособия выплачиваются из Фонда социального страхования?


Тема 2.

Бюджетная система РФ

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система

  2. Принципы построения бюджетной системы

  3. Финансово-бюджетное право




    1. Бюджетное устройство и бюджетная система


Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования, взаимосвязь отдельных ее элементов.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных государствах - три (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты). РФ имеет федеративную систему и до 2005 г. бюджетное устройство имело 3 уровня.
Структура бюджетной системы РФ:

Бюджетное устройство РФ включает:

  1. один федеральный бюджет.

  2. 83 бюджетов субъектов РФ, в том числе:

    • 21 республиканский бюджет;

    • 55 краевых и областных бюджетов;

    • 4 окружных бюджетов автономных округов;

    • 1 областной бюджет автономной области;

    • бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург.

  3. местный (муниципальный) уровень бюджетной системы – порядка 24 тыс. местных бюджетов



Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства является структура его бюджетной системы.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
До конца 2004 г. бюджетная система (по Бюджетному кодексу) — это совокупность бюджетов и внебюджетных фондов 3х уровней. С 2005 г. количество уровней бюджетной системы увеличилось, что связано с усложнением уровня муниципальных финансов. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: первый уровень – бюджеты муниципальных районов и городских округов, второй уровень – бюджеты сельских и городских поселений. Поэтому на современном этапе государственная бюджетная система включает четыре звена.

Т.о. самостоятельно формируются и исполняются следующие бюджеты:

  • муниципальных районов

  • городских округов

  • внутригородских муниципальных образований г. Москвы и С-Петербурга,

  • городских и сельских поселений.


Современная бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.
2. Принципы построения бюджетной системы
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство:

  • бюджетного законодательства Российской Федерации,

  • принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации,

  • форм бюджетной документации и бюджетной отчетности,

  • бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации,

  • санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации,

  • единый порядок установления и исполнения расходных обязательств,

  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

  • ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений,

  • порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает

  • закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ,

  • определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.


3. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.


4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
3. Финансово-бюджетное право
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планирования, образования, распределения и использования денежных фондов в государстве. Нормами финансового права регулируются финансовая деятельность государства, налоги, страховая и банковская деятельность, денежное обращение, валютные операции и операции с ценными бумагами.

Составной частью финансового права является бюджетное право.
Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, т.е. порядок бюджетного планирования, рассмотрения, утверждения и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Бюджетное право состоит из бюджетных норм.

Норма бюджетного права - это установленное государством строго определенное правило поведения в бюджетных отношениях, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.

Нормы призваны регулировать бюджетный процесс и в зависимости от способа воздействия на него норм включает следующие их виды:

  • обязывающие нормы, требующие от участников бюджетного процесса совершения установленных действий;

  • запрещающие нормы, запрещающие участникам бюджетного процесса определенные действия;

  • уполномочивающие нормы, устанавливающие права участников бюджетного процесса на совершение определенных действий.


В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств организаций и граждан перед государством, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансово-бюджетных отношений.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов.
Нормы бюджетного права устанавливают:

  1. бюджетное устройство Российской Федерации;

  2. состав бюджетной системы;

  3. роль и компетенцию каждого звена бюджетной системы РФ;

  4. перечень доходов каждого звена бюджетной системы и порядок их формирования;

  5. бюджетные полномочия органов государственной власти всех уровней.


Процесс формирования бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Бюджетное право определяет участников (субъектов) бюджетных правоотношений:

  • Государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

  • Представительные и исполнительные органы государственной власти;

  • Государственные и муниципальные организации;

  • Граждане и негосударственные организации.


Источниками бюджетного права являются законодательные акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В Российской Федерации к ним относятся:

  1. Конституция РФ – в ней заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти;

  2. Бюджетный кодекс – в нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены основы бюджетного процесса;

  3. Федеральные законы, например Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (2259.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru