Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Политическая социология - файл 1.doc


Лекции - Политическая социология
скачать (156 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc156kb.16.11.2011 23:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Политическая социология

(курс лекций)

Составитель Ерёмина Е.В.





Тема 1. Понятие политической социологии


1. Объект и предмет политической социологии.

2. Методы политической социологии.

3. Уровни социально-политических отношений.


1. Мировая общественная наука дала человечеству немало открытий. Они принадлежат учёным разных идеологических направлений, которые по-своему доказывали необходимость нравственного, политического, экономического совершенствования общественных порядков и самого человека.

К сожалению, в нашей стране в течение долгих десятилетий существовал идеологический барьер между марксисткой теорией общественного развития (которая также имеет право на существование как одно из направлений мирового обществоведения) и немарксистскими обществоведческими теориями.

В результате постепенно произошла гипертрофированная идеологизация всех советских обществоведческих курсов, возник отрыв нашей науки от развития мировой гуманитарной мысли. Такое положение обедняло, а часто и искажало наше представление о современном обществе.

Одной из наиболее распространённых наук, которые в недалеком прошлом считались у нас буржуазными, является социология и её отрасль – политическая социология.

Понятие социологии ввел в научный оборот в 30-е годы XIX в. Французский философ Огюст Конт. Это понятие он образовал из латинского слова «социетас» – «общество» и греческого «логос» – «учение». В дословном переводе – «наука об обществе». В понимании Конта социология была равнозначна обществознанию и включала в себя все, что относится к обществу, как бы суммируя главные выводы частных наук об обществе.

Однако с конца XIX – начала XX в. Предмет социологии сужается. Его начинают сводить к изучению только социальных сторон общественного развития.

Содержание социологии в данном аспекте показал выдающийся русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). В науке «социология» он выделил 4 важнейших раздела. 1. Общее учение об обществе. Сюда входят: определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, характеристика основных социологических направлений. 2. Социальная механика. Этот раздел П. Сорокин называет главным. Сюда входит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. 3. Социальная генетика. Здесь рассматривается учение о происхождении и развитии общества и его институтов, показываются исторические тенденции их развития. 4. Социальная политика. Это – практический, прикладной раздел, задачами которого являются, по словам П. Сорокина, формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека.

В 20-е гг. XX в. Западная социология начинает разветвляться на отдельные научные дисциплины. Появляются такие ветви социологии, как общая социология, социология промышленного производства, социология права, социология искусства и т.п. Как одна из ветвей социологии в эти годы оформилась и политическая социология.

Политическая социология – это наука (отрасль социологии) о закономерностях, путях, формах и механизмах взаимодействия социального и политического, социальной и политической систем и их структур.

Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т. п.

Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре её внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества. В содержание объекта изучения данной отрасли социологии включаются: а) политические группы и объединения; б) политические институты и организации; в) политическая культура (политические ценности и нормы, политические идеи, концепции, идеала, обычаи и традиции); г) политические интересы; д) политические связи, действия, взаимодействия и отношения; е) политическое сознание; ж) политические процессы и движения и др. Главным объектом изучения политической социологии были и остаются политические системы обществ как институциональные механизмы политики и их основные звенья – государства.

В отличие от других политических наук, политическая социология исследует социальные аспекты политики, связанные с взаимодействием политики и социума, политического и социального. Изучать политику с позиций социологии – это значит рассматривать её сквозь призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом, отражения в политике личных, групповых и общественных интересов, политического сознания и политического поведения личности и социальных групп и т. д.

Следует подчеркнуть, что употребление термина “политическая социология”, “политическая наука”, до настоящего времени не приобрело строгой определённости. В США, например, термин “политическая социология” употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину “политическая социология”, а термин “политология” используют редко.

Общественно-политические науки, имея один и тот же объект, различаются по предмету исследования. В этом смысле политическая социология отличается от политологии, хотя в теоретико-методологическом, категориально-понятийном планах, а также по объекту, они весьма сходны. Отличие – в предмете изучения. Политология в основном изучает лишь одну сферу – политическую, один вид политики – “политическую политику”, то есть отношения, связанные с государственно-административной властью, её завоеванием, удержанием, использованием. Политическая социология изучает политику через её взаимодействие со всеми относительно автономными сферами жизни – экономической, социальной (в том числе – национально-этнической, демографической, экологической и т. п.), политической и духовной.

Предметом политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов.

2. Основой политической социологии, как и общей социологии, отличающей названные дисциплины от других общественных наук, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования, а именно – использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение в реализации этих методов политическая социология придает следующей совокупности форм и норм: диалог, учет интересов сторон и социальной психологии людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус.

Широко используются политической социологией и общенаучные, междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа; моделирование, математические методы.


3. Политическая социология в целом изучает четыре уровня социально-политических отношений:

1. Общий политико-социологический уровень, означающий изучение общих законов функционирования социально-политических систем, политической деятельности, взятых в их целостности.

2. Страноведческий уровень, описывающий и анализирующий социально-политические отношения отдельных стран.

3. Процессуальный уровень, ориентированный на изучение отдельных социально-политических процессов и видов политической деятельности, к примеру, изучение избирательных кампаний.

4. Аналитический уровень конкретных социологических исследований, выявления и анализа общественного мнения.

Исходными ключевыми понятиями, более того, концептуальной основой для политической социологии являются категории “Общество”, “Политика”, “Социально-политические действия и отношения”.

Возрастающая роль политической социологии в современных условиях российского общества определяется следующими факторами:

1. Вхождение в рыночную экономику, создание политических структур, соответствующих ей.

2. Умножение числа объектов и субъектов политических отношений, усложнение их содержания и структуры.

3. Необходимость формирования политической культуры личности и общественных групп.

4. Повышение роли личности в политике, в выполнении гражданских обязанностей.

Тема 2. Структура политической социологии и её функции


1. Уровни социально-политического знания.

2. Основные проблемы политической социологии.

3. Функции политической социологии.


1. Поскольку политическая социология является отраслью социологического знания, она представляет собой определённый вид специальных социологических теорий. Помимо фундаментальной взаимосвязи с общесоциологическими теориями, она взаимодействует со "сквозными" теориями среднего уровня (т.е. пронизывающими все отрасли социологического знания), другими науками, изучающими политику (политология, политическая история, политическая география, политическая психология и т.д.), и служит основой для получения эмпирического знания об интересующих её объектах.

Эмпирическое знание, в свою очередь, нельзя рассматривать как обособленную, независимую от теоретической части область социологии (хотя оно имеет определённую самоценность), т.к. в данном случае оно составляет базу данных об объектах, входящих в предметно-объектую область политической социологии. Помимо этого, значительная часть эмпирических данных получена в результате проверки тех или иных теоретических положений и не может быть адекватно понята вне контекста последних. Отсюда напрашивается вывод: эмпирическое знание является неотъемлемой частью политической социологии.

Таким образом, в структуре политической социологии можно выделить два уровня политического знания: теоретический и эмпирический.

^ На теоретическом уровне формулируются частные политико-социологические теории о политической жизни общества, отдельных элементов общества, основу которых составляют:

1) законы поведения и мышления людей, выявленные фундаментальными общесоциологическими теориями (приложение к изучению конкретных политических объектов, теоретических построений одной или нескольких фундаментальных теорией);

2) теоретические положения других политических наук, несущих в себе знания о политике и политических отношениях;

3) закономерности в мышлении и поведении людей, включённых в определённые социальные образования (концепции "сквозных теорий");

4) собственные политико-социологические гипотезы, разработанные на основе обобщения специфических особенностей в политической деятельности индивидов и социальных групп;

5) рабочие гипотезы, возникающие в ходе конкректно-социологических исследований в результате выявления новых факторов, влияющих на политическую практику людей.

^ Эмпирический уровень представляет собой систематизированный в соответствии с определёнными теоретическими концепциями фактический материал, источником которого являются:

1) целенаправленные социологические исследования политики и политических отношений в конкретных обществах;

2) эмпирические базы данных других общественных наук и отраслей социологического знания;

3) собственный опыт исследователя, а также транслируемый социальный опыт, усвоенный им в результате социализации.


2. Проблематика политической социологии широка и разнообразна – от политической социализации личности до взаимодействия общества и политики. Отметим некоторые основные проблемы политической социологии.

Центральное место в политической социологии занимают общие проблемы взаимоотношения общества, политической власти и политики: место и роль политической подсистемы общества и её взаимоотношение с другими подсистемами (экономической, социальной, духовно-идеологической), а также с внешними по отношению к данному обществу системами (например, с природой – экологическая политика; с другими государствами и их объединениями и миром в целом – внешняя политика); политика как социальный институт; власть и политика; политика и социальная стратификация; легитимность политической власти, пути её достижения и определения; сущность политической культуры и её роль как особой ценностно-нормативной системы в обеспечении нормативного функционирования общества, его интеграции и сохранении целостности и др. Другой блок проблем политической социологии связан с социологическим анализом политической системы и механизма её действия. Такой анализ означает, что эта система исследуется не только и не столько с позиций изучения внутреннего взаимодействия её структур, сколько в плане выявления воздействия на неё и её функции социальных основ общества и социальной роли функционирования политической системы. Здесь особенно важно то, что последняя не сводится только к государству, но и включает в себя политические партии, общественные организации и движения, а также сложившуюся в обществе систему голосования по выборам государственных органов, благодаря которой более или менее широкие массы народа принимают непосредственное участие в политике. Важными политико-социологическими проблемами в этой области являются и вопросы формирования и взаимодействия гражданского общества и правового государства; а также исследование социальных аспектов различных государственных форм.

Наконец, третьей группой проблем политической социологии являются вопросы политической социализации личности и политического поведения. Здесь на первый план выдвигаются проблемы сущности, содержания и особенностей политической социализации, места и роли в ней семьи, школы, групп сверстников, государства, общественных организаций и движений, средств массовой информации и других агентов политической социализации, пути и средств усвоения политической культуры на различных этапах социализации, утверждения и развития нормативного политического мышления и поведения, его различных типов, уровня политической активности, особенно электората в период выборов, а также в условиях социальных, политических и иных кризисов и конфликтов.


3. Отметим следующие основные функции политической социологии как учебной дисциплины: мировоззренческую, познавательную, воспитательную, практически-политическую.

^ Мировоззренческая функция политической социологии – внедрение нового политического мышления в сознание каждого человека, в особенности – политического руководителя. Необходимо глубокое осознание каждым таких принципов, как приоритет общечеловеческих ценностей, интересов над групповыми (классовыми, национальными, религиозными и т. п.), отрицание насилия как формы социально-политического прогресса, признание за каждым народом свободы социального и политического выбора. Отстаивать свободу выбора – значит признавать многовариантность развития, политических решений, проявлять терпимость к иным точкам зрения, уважение интересов другого, если они укладываются в пределы законности.

^ Познавательная функция. Политическая социология даёт набор знаний, необходимых для профессиональных, полупрофессиональных и тем более непрофессиональных политиков, описывая и объясняя политический процесс, прогнозируя тенденции его развития. В ряде западных стран все важнейшие правительственные решения, процедуры проведения их в жизнь подготавливаются и реализуются только в результате согласования с последними достижениями политической науки.

^ Воспитательная функция. Политическая наука оказывает огромное влияние на процесс распространения политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний. Эта задача стоит и перед нашим обществом, переживающим столь бурные перемены.

^ Практически-политическая функция. В системе обществознания политическая социология наиболее приближена к разносторонней реальной практике, к преобразующей или консервативной деятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Изучая взаимодействие политики с различными сферами, политическая социология решает практическую задачу поиска и определения наиболее оптимальной модели социально-политического устройства общества и социально-политического прогресса.

Выводы и рекомендации политической социологии имеют непосредственный выход в практику. Если строго следовать этим выводам, то можно рассчитывать на правильное осмысление сложных процессов и тенденций в обществе, а в связи с этим на правильное решение практических политических вопросов.


Тема 3. Политика как социальный институт


1. Понятие политики и властных отношений.

2. Политическая власть и ее типы.

3. Институционализация политической жизни.


1. Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это – публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.

Политика – это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, например, в родоплемённом, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально-политическое регулирование.

^ Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;

2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.

Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.


2. Политика – это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть – это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.

Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект – это непосредственные носители, агенты власти. Субъект – её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный – политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.

Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется прежде всего политической культурой населения.

Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей – важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта. Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.

Субъект и объект – два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.

Политическая власть характеризуется следующими чертами:

1) легальностью использования силы в пределах государства (только за ним признаётся право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни). Политическая власть отличается от банды разбойников тем, что её насилие легитимно – признано и принято большинством членов общества;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти; способностью руководить общественными процессами;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (власть распространяется на всё общество в целом);

4) моноцентричностью (наличием единого центра принятия решений, многообразием ресурсов). Политическая власть использует как принуждение, так и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Каждая политическая система, чтобы сохранить своё существование, должна быть легитимной, признанной участниками такой системы. Таким образом, требование легитимной власти становится обычной социальной нормой.


Типологии власти разнообразны. В зависимости от мотивов подчинения различают:

- традиционную власть – в её основе лежит всеобщая убеждённость в нерушимости, святости установленных традиций. Власть правителя опирается на неписаные законы, она – священна. Например, вожди и монархи обладали традиционной властью. Подчинение их власти оправдывалось формулой «так было от века». Такая власть обычно основывается на праве наследования. И часто наследуемая власть правителя практически неограниченна;

- харизматическую власть – основывается на признании авторитета, на господствующую веру в величие, святость, героизм, превосходство одного лица над всеми. Такая власть часто проявляется в образе отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно. Харизматический лидер признаётся всеми как человек, которого судьба, законы общественного развития, Бог наделили необычным даром и подвигли на руководство обществом. Но харизматическая власть недолговечна, она либо рушится, либо трансформируется;

- рациональную власть. В её основе лежит убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти. Права и обязанности руководителей, как правило, закрепляются в конституциях и законах, опирающихся на общее согласие с их содержанием. Руководящий принцип рационального типа политической власти – «господство закона, а не людей». Такой тип характерен для многих индустриальных обществ и реализуется в демократическом обществе.

В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, выделяют:

- экономическую власть – представляет собой контроль над экономическими ресурсами, собственностью, материальными ценностями, предполагает способность распределения материальных благ;

- социальную власть – основана на распределении позиций (статусов, должностей, льгот и привилегий) по социальной лестнице;

- культурно-информационную власть – осуществляется с помощью научных знаний, информации и средств их распределения;

- принудительную власть – контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

При классификации по функциям выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть; по характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др.


3.Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институционализации. Эта институционализация начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые должны управлять обществом. Одновременно формируется нормативно-правовая система, которая отвечает за регулирование степени ответственности этой группы, а также система ответственности населения перед государством – гражданская ответственность. Для поддержания нормативного порядка создается надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписаний норм и правил. Со временем сложившийся политический институциональный порядок входит в привычку.

Институционализация политической власти – естественный процесс. Она основана на результате действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них. Институционализация – это отбор правил взаимодействия из множества других.

Итогом институционализации является устойчивый механизм, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных отношений. В ходе институционализации политическая власть приобретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, позволяющими каждому человеку определить в них свое место.


Тема 4. Политические системы

1. Элементы политической системы.

2. Основные функции политической системы. Типы политических систем.

3. Государство как ведущее звено политической системы


1. Политическая система общества – особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, культурой и т. д. Это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем на основе использования государственной власти.

Политическая система общества состоит из совокупности учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Важное её звено – политические институты общества.

Политическая система включает в себя следующие структурные элементы:

- институциональный – состоит из различных политических институтов и учреждений;

- функциональный – совокупность тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социальными институтами, так и их группами;

- регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы;

- коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы;

- идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций.

Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация, представляющая собой совокупность конкретных организаций и учреждений. К её главным компонентам относят:

- органы государства, законодательную и исполнительную власти;

- армию;

- правоохранительные органы (суд, прокуратура, милиция);

- государственный арбитраж;

- политические партии;

- политические движения;

- общественные организации.

Под политическими отношениями понимают взаимоотношения социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу управления обществом.

Все политические отношения можно разделить на три группы:

- отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Именно они составляют основу политической системы;

- вертикальные отношения – отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти;

- отношения между политическими организациями и учреждениями.

Политические и правовые нормы существуют и действуют в виде конституций, уставов, программ партий, политических процедур. Их задача – регулировать политические отношения, придавать им упорядоченность.

Политическое сознание представляет собой неоднородное образование, обозначающее восприятие субъектом политической действительности. Это и политические знания, чувства, переживания, оценки. Политическое сознание существует в двух формах: специализированной и массовой.

Специализированное сознание – это идеологически однородное сознание, носителем которого являются прежде всего политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание отражает опосредованный уровень и содержание потребностей общества. Оно отличается динамичностью, имеет конкретно-исторический характер и зависит от политического курса тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений и много другого.

Все элементы политической структуры соответствуют определенным звеньям социально-классовой структуры общества. Последняя базируется и функционирует на основе существующих экономических отношений. Развитие политической системы зависит от всей совокупности присущих обществу социально-экономических и духовных отношений. В свою очередь, влияние политической системы на эти отношения весьма существенно. И чем совершеннее политическая система, механизмы её взаимодействия с другими сторонами общественной жизни, тем большее влияние она оказывает.

Взаимодействие политической системы с другими сторонами общественной жизни зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся прежде всего объективные законы развития общества, ко вторым – умение политических и государственных деятелей принимать и учитывать значение объективных обстоятельств развития общества, интересы различных слоёв населения.


^ 2. Несмотря на разброс мнений по поводу выделения функций политической системы, основными считаются:

- интегральная функция, выражающаяся в интеграции (объединении) в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей;

- целеполагающая функция – определяет цели и задачи развития общества;

- организаторская функция – мобилизует людские, материальные, духовные ресурсы для выполнения целей и задач общества;

- регулятивная функция – обеспечивает общественное признание политики и власти, т.е. легитимацию политики;

- контролирующая функция – предполагает способность политической системы снимать постоянную социальную напряжённость, преодолевать конфликты.

В зависимости от характера политического режима выделяют следующие политические системы:

- тоталитарные – характеризуются подавлением государством личности, ущемлением её прав и свобод. Это тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, централизация власти, наличие лишь одной правящей партии. Наиболее жёсткими формами тоталитаризма являются нацизм, фашизм, сталинизм;

- демократические – в такой системе права личности являются приоритетными по отношению к власти. Она обладает широким диапазоном гарантированных правил и свобод граждан. В обществе отсутствует какая-либо одна идеология, сохранены общенациональные, мировоззренческие ценности;

- авторитарные – занимают промежуточное положение между первыми двумя. Авторитаризм – это режим личной власти как власти правящей группировки. Политические права и свободы граждан значительно ограничены.


3. Государство является основным институтом политической системы общества. Решающим образом воздействуя на все другие звенья политической системы, оно направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власти политики. Государство выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство в обществе и реализуют на практике свою волю уже не только в сфере политических, но также социально-экономических, духовно-нравственных и других общественных отношений.

Многие социологи разделяют мнение о том, что государство возникло вследствие раскола общества на классы. Основными признаками государственной организации общества являются:

- наличие власти одних людей над другими;

- территориальное расселение, не учитывающее кровные связи;

- наличие государственного аппарата;

- введение различного рода налогов.

Сущность и основное назначение государства проявляется в его главных ф у н к ц и я х:

- обеспечении господства в обществе тех или иных социально-классовых сил;

- защите страны от внешних посягательств;

- воздействии в той или иной форме на развитие экономики страны;

- развитии духовной культуры и идеологии;

- внешних отношениях (дипломатических, торговых и др.).

Разумеется, было бы неверно подходить к истолкованию функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах всех или подавляющего большинства членов общества. Это касается, например, обороны страны, решения на государственном уровне экологических проблем, развитие национальных традиций и культур и т.д.

Можно выделить такие исторические типы государства, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Основанием такого деления является характер общества, в рамках которого функционирует государство. Каждый тип государства проявляется через соответствующие формы государственного правления, которые олицетворяют собой специфические способы осуществления государственной власти. Формы государства определяются историческими условиями развития того или иного общества, национальными традициями, а также такими факторами, как соотношение социально-классовых сил в обществе, роль тех или иных партий и даже ведущих государственных деятелей.

В настоящее время весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти в направлении повышения эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан. Для этого требуется повышение их компетентности и профессионализма, преодоление бюрократических методов и стиля руководства и управления делами общества на всех его уровнях.


Тема 5. Политическая культура


1. Понятие политической культуры.

2. Политическая социализация.

3. Политическое сознание.


1. Термин «политическая культура» впервые употреблён немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII веке. Впоследствии, особенно в конце XIX – начале XX вв., данная категория активно использовалась различными научными школами.

Политическая культура включает в себя политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, мнений, взглядов, ценностных ориентаций и т.п., которые реализуются (или должны реализовываться) в процессе осуществления функций политической власти.

Базовой исходной точкой политической культуры является информированность людей, их знание теоретических проблем. Первоначальные знания и информированность обычно приобретаются в стихийной форме. В детстве это отрывочные сведения, полученные в семье или в школе. Во взрослой жизни – это информация от друзей, соседей, некоторые данные об интересующих человека событиях, полученные в процессе функционирования общественного мнения, ситуативное общение на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и жительства. Часть политических знаний получается людьми в более или менее систематизированной форме: во время учёбы – через соответствующие учебные курсы, во взрослой жизни – через средства массовой информации или специальное обучение.

Чтобы уяснить содержание понятия политической культуры, необходимо раскрыть её структуру. Любая культура есть органическое единство сознания и поведения. Политическая культура отражает качественную характеристику всей политической жизни, поэтому культуру нельзя сводить к отдельным явлениям этой сферы общественной жизни.

В структуре политической культуры выделяется ряд элементов:

  • познавательный – политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления;

  • нравственно-оценочный – политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения;

  • поведенческий – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение;

  • общекультурные ориентации – отношение к власти, политическим явлениям.

В процессе своего функционирования политическая культура выполняет определенные функции. Важнейшими из них являются:

  • познавательная – вооружение граждан необходимыми общественно-политическими знаниями и формирование компетентных политических взглядов и убеждений;

  • коммуникативная – передача политических знаний, ценностей, навыков «по горизонтали» - между субъектами, «по вертикали» - между поколениями субъектов политического процесса;

  • воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;

  • интегративная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;

  • регулятивная – обеспечение эффективного воздействия граждан на политический процесс;

  • нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политический ценностей, установок, мотивов, норм, целей.

За многовековую историю человечество выработало различные типы политической культуры:

– с точки зрения общественно-исторической (формационной) – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая;

– с точки зрения социально-классовой – буржуазии, трудящихся (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция), других социальных групп;

– с точки зрения политической ориентации – патриархальная, сословная, подданническая, активистская, демократическая;

– с точки зрения историко-региональной – доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская и др.

Помимо универсальных типов политической культуры в обществе также складываются политические культуры отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных субъектов, различающиеся в политической жизни специфическими взглядами и предпочтениями. Их принято называть политическими субкультурами. В социально-политической литературе такая субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций многих людей в рамках данной культуры или, по крайней мере, отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе.


2. В процессе своего развития политическая культура выполняет наиболее общую функцию – функцию политической социализации личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественные ситуации, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные их участники. Большинство учёных сходится в том, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях.

Политическая социализация – это вхождение человека в политику; его подготовка и включение в отношения власти осуществляется по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных норм и ориентиров, ценностей и образцов политического поведения.

Общезначимыми институтами политической социализации являются семья, система образования, средства массовой информации, государственные, партийные, а также религиозные организации и отдельные политические события. Роль и место данных институтов в политической социализации могут меняться в зависимости от конкретных условий.

Различают первичную и вторичную политическую социализацию человека. Первая связана с персонализацией политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образцами контакта с политической системой. Вторичная социализация связана с формами и способами усвоения человеком политической информации, способностями личности к самостоятельному производству различного рода ценностей, установок и норм.

Таким образом, понятие «политическая социализация» имеет два аспекта. Во-первых, оно обозначает процесс политического созревания индивида, обретение им своего политического «я», развитие собственного взгляда на политический мир, своих ориентаций и пристрастий, выбора и предпочтений. Во-вторых, это процесс своеобразной культурной «трансмиссии», т.е. восприятия от предшествующих поколений политический взглядов, идей, представлений и норм, их оценки, отбор и усвоение. Через эти два момента, взятых во взаимодействии, только и можно выявить, как формируется самостоятельная, свободная и ответственная политическая личность.

Социологи выделяют различные периоды в политической социализации личности:

  • первый – охватывает детские и юношеские годы,

  • второй – «трудовой период», когда человек включается в активную трудовую деятельность,

  • третий – посттрудовой период, связанный с прекращением активной трудовой деятельности, также находит любителей активной политической деятельности среди людей зрелого и пожилого возраста. Характерно, что сегодня самая активная часть электората – пенсионеры.

На процесс политической социализации непосредственно влияют характер политической атмосферы и конкретные исторические условия того общества, в котором она осуществляется.


3. Любые политические действия и взаимодействия людей, из которых складываются всевозможные политические процессы, совершаются под влиянием политического сознания.

Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношения людей к существующему политическому и государственному строю, политической власти, национальным политическим проблемам, а также политическим правам и свободам граждан.

Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической системы общества. Социологи выделяют следующие два уровня политического сознания.

Обыденное политическое сознание людей – это их житейские представления о происходящих политических явлениях и процессах, не подкреплённые научными знаниями. Они складываются под влиянием повседневного практического опыта людей в ходе их реального столкновения с различными политическими событиями, личного переживания этих событий, в процессе взаимного обмена мнениями между людьми или под влиянием разного рода пропаганды (политическая реклама, телевидение, радио, печать). Обыденное политическое сознание содержит немало политических иллюзий и ложных представлений о тех или иных политических явлениях.

Теоретическое политическое сознание людей – в отличие от обыденного, выступает как некая система их политических идей и взглядов, нередко обоснованных научно. Конечно, научное объяснение политических процессов может иметь разную глубину и основательность, и всё же теоретическое политическое сознание по самой своей природе идёт дальше умозрительных житейских построений и стремится вскрыть глубинные взаимосвязи политических явлений. Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясное представление о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможностях утвердить себя в рамках данных отношений.

В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология.

^ Политическая психология предстаёт как единство определённого осознания политической действительности и отношения к ней. Её компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях, выражающие некий уровень их понимания, но и политические побуждения и мотивы деятельности, сознательная политическая заинтересованность в чём-либо, политические цели, связанные с совершением каких-то политических действий. Политическая психология составляет не только эмоциональную сторону политического сознания, но и заключает в себе также определённый интеллектуальный потенциал, т.е. некую глубину осмысления политической действительности. В конечном счёте политическая психология предстаёт как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов.

^ Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на её преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений.

Политическая идеология имеет социально-классовый характер, она предстаёт как теоретическое выражение объективных социально-классовых интересов. Это означает, что в политической идеологии интересы различных социально-политических сил выражаются на уровне теории, научных концепций. При этом достигается более глубокое понимание данных интересов, раскрываются их сущность, содержание и направленность.


Рекомендуемая литература:


  1. Виноградов В.А., Головин Н.А. Политическая социология. – СП (б): Изд-во С-Петербургского университета, 1997.

  2. Вятр Е. Социология политических отношений. – Н.:Прогресс, 1979.

  3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 1997.

  4. Общая социология/ Ред. З.Т. Голенкова. – М.: Гардарики, 2005. – Гл.7.

  5. Политическая социология/ Ред. Г.П. Сопов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

  6. Социология/Ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юнити, 2000. – Гл.9.

  7. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 2001. – Гл.7.

  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 2000. – Раздел 4.

  9. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология: В 3 т. – М., 1996.






Скачать файл (156 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru