Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc


Безопасность жизнедеятельности
скачать (5711.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc6808kb.25.12.2009 23:59скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Кафедра безопасности жизнедеятельности

и основ медицинских знаний

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов технического колледжа

инженерно - технического института


Тирасполь, 2007
УДК 355.58 (075)

ББК 68.9я722

Б-40

Курс лекций для студентов технического колледжа, практические работы. Курс лекций для студентов технического колледжа, практические работы / Составитель: Е.А. Курдюкова. – Тирасполь, 2007
Курс лекций и практических занятий для студентов технического колледжа подготовлен в соответствии с требованиями стандартов Российской образовательной системы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Данный материал включает в себя 2 раздела: теоретический и практический.

В результате изучения теоретического материала студенты должны знать: наиболее распространенные инфекционные бо­лезни людей, причины их возникновения и правила соблюдения профилактических мероприятий в повседневной жизни; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики; содержание и организацию мероприятий по локализации и ликвидации последствий ЧС; пути и способы повышения устойчивости работы объектов; основу обороны государства, историю возникновения и структуру вооруженных сил ПМР и порядок прохождения воинской службы; методы оказание первой медицинской помощи при травмах на производстве и при экстремальных ситуациях в быту и в природе; о негативном воздействии на организм человека курения табака.

В результате прохождения материала по практическим работам студенты должны уметь: проводить контроль параметров и условия негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; идентифицировать травмирующие, вредные и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций и прогнозировать последствия их воздействия на человека; эффективно применять коллективные и индивидуальные средства защиты от негативных воздействий; прогнозировать развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.

Цель данного курса лекций и практических работ состоит в том, чтобы дать студенту необходимые знания по соответствующим разделам и научить студентов работать с конкретными дозиметрическим приборами и приборами химической разведки и дозиметрического контроля, средствами защиты органов дыхания и кожи, медицинскими средствами защиты, пользоваться специальной справочной литературой, плакатами, схемами и таблицами, а также закрепить у студентов основные модели поведения в типичных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, направленных на сохранение жизни и здоровья человека.
Составитель:

Е.А. Курдюкова, ст. преп. каф. «БЖД и ОМЗ»
Рецензенты:

Д.Д.Костович, доцент, зав. каф. «БЖД и ОМЗ»

В.Б. Мельник, подполковник НШГЗ г. Тирасполь

Рекомендовано к публикации Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Протокол № _________ от _________ 2007 г


ВВЕДЕНИЕ

Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в ста­бильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

Появление курса «БЖД» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, создание им в процессе развития индустриальной цивилизации комфортной искусственной среды обитания и утверждение господства потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям привели к загрязнению и деградации естественной окружающей среды обитания человечества, значительной деформации сознания людей, возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, природных катаклизмов.

Эти побочные эффекты научно-технического прогресса создали серьёзные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым, выявилась необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, необходимость изменения самого типа жизнедеятельности людей

Наиболее результативно такая подготовка может осуществляться сначала через общее образование (школьный возраст наиболее благоприятен для формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества), а затем и через среднее профессиональное и высшее образование.

Курс БЖД должен содействовать воспитанию, образно говоря, «личности безопасного типа» – личности, осознающей исключительную важность вопросов безопасности в настоящее время и особенно в будущем, стремящейся решать эти вопросы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

В связи с особой значимостью проблем безопасности курс БЖД в концепции рассматривается как база создания новой широкой образовательной области, направленной на комплексную подготовку молодёжи к безопасной жизнедеятельности в современной и будущей окружающей среде – природной, техногенной, информационной, социальной. Под объектами безопасности жизнедеятельности при этом в понимаются личность, общество (в широком смысле, включая человечество), государство.

Изменения условий жизни человека и общества всегда отражаются на направленности и содержании образования молодёжи, которой предстоит жить иначе, чем предшествовавшим поколениям.

Беспрецедентный рост опасностей, связанный с «демографическим взрывом», с патологически безнравственным мышлением многих современных людей, их потребительским типом жизнедеятельности, с разрушением генофонда и биосферы, с авариями и катастрофами всё более мощных технических систем, с войнами и конфликтами при появлении различных видов оружия массового поражения, представляет собой кардинальное изменение условий жизни на Земле. Это вызывает необходимость внесения существенных изменений в образование, ориентирование его на вопросы обеспечения всесторонней безопасности человека в стремительно и опасно меняющемся мире.

Необходимость предотвращения катастроф, ставших возможными в результате жизнедеятельности человеческого общества, представляет собой основу глобальных проблем. Эти проблемы называют «вызовом XXI века», обращённым к человечеству, к каждой стране и каждому человеку.

Мировая общественность осознала грозность новой ситуации на планете. На международных форумах дальнейшее неуправляемое развитие цивилизации по индустриальному пути в парадигме приоритета потребления признано невозможным. Объявлена необходимость немедленного перехода мирового сообщества к «устойчивому развитию» с запретом оружия массового поражения, охраной природы, стабилизацией численности населения планеты и его материальных запросов. Переход к устойчивому развитию означает создание предсказанной В.И.Вернадским ноосферы, в которой безопасное развитие цивилизации в природной среде должно управляться разумом человека.

На фоне смены характера развития цивилизации новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран – проблемы национальной безопасности. Переход к устойчивому (ноосферному) развитию, возможному только при смене типа жизнедеятельности, ставит вопрос о распределении связанных с этим ограничений между народами, о способах их реализации, о выживании отдельных наций в этих условиях.

Сложности перехода к устойчивому развитию, судьба человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах самым решающим образом неизбежно скажутся на судьбе каждого человека.

Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Но этого недостаточно. Решение задачи выхода общества из опасных кризисов также зависит от каждого. Нельзя считать, что такое решение – дело только учёных и политиков: в современном демократическом обществе политики получают власть в результате выборов и действуют согласно общественному мнению. Общественное мнение и результаты выборов зависят от каждого члена общества. Поэтому причины кризисных ситуаций в стране и в мире, прогнозируемые учёными сценарии их развития в зависимости от поведения людей должны быть известны всем гражданам, чтобы они правильно понимали позиции политиков и могли обоснованно выбирать своих лидеров по предлагаемым ими программам и их способностям действовать – от них тоже зависит судьба каждого человека. Кроме того, никакая власть не в состоянии реально изменить положение, если все члены общества не будут сознательно строить свою деятельность не только в сугубо личных интересах, но и в соответствии с насущными общественными потребностями.

Оптимистический ответ на «вызов XXI века» – сможет ли человек (говоря обобщённо) обеспечить безопасность своей жизни от собственной жизнедеятельности? – возможен лишь при таком изменении принципов действий всех людей, при котором на первом месте для них будет стоять безопасность. Это является главным условием выживания человечества и устойчивого развития.

Для обеспечения этого главного условия предстоит кардинально изменить сознание людей, их психологию, их мировоззрение, их менталитет. Человеческое общество должно перестать быть «обществом потребления», оно должно стать обществом «личностей безопасного типа». Ради своего выживания сам человек должен измениться – он должен стать человеком ноосферной формации, способным не только заботиться о себе, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле.

Одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества служит образование.

Назрела необходимость обновления образования, всей его направленности, развития новой широкой образовательной области, которая соответствует современным потребностям человека и общества и которая может быть названа «Безопасность человека».

Эта область должна касаться всех предметов школьной программы, поскольку все они отражают различные аспекты жизнедеятельности человека, ставшей сегодня источником опасностей для него.
РАЗДЕЛ 1.
ЛЕКЦИЯ 1.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС.
Цели изучения темы

  • ознакомиться с основными мероприятиями по экстренной защите населения и с основными видами спасательных работ.


Рассматриваемые вопросы:

  1. Организация подготовки к действиям при ЧС.

  2. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС.

  3. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения


1. Организация подготовки к действиям при ЧС. Отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления силами должна начинаться с разработки плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС.

Основные задачи подготовки, в том числе и в военное время, следующие:

  1. Обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;

  2. Обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;

  3. Практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других неотложных работ (ДНР) и методов их проведения.

  4. Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам.

  5. Разработка материально-технической базы КЧС:

  • создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;

  • создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий и сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;

  • накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО. (Проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия. Осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);

  • приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).

  • рассматривают и решают вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.


2. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС. Мероприятия по защите персонала:

  1. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС.

  2. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

  3. Комиссия по ЧС с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС:

  • усиливает дежурно-диспетчерскую службу;

  • осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;

  • прогнозирует возможность ЧС на объекте, ее масштабы и последствия;

  • проверяет системы и средства оповещения и связи;

  • принимает меры по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;

  • повышает готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, уточняет планы их действий и при необходимости производит выдвижение к участкам предполагаемых работ (действий);

  • готовит к возможной эвакуации персонал и население прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости проводит ее (в загородную зону — только по распоряжению вышестоящей КЧС).

  • информирует КЧС и управление ГО и ЧС города (района) о возникшей угрозе.

4. С возникновением ЧС по распоряжению руководителя объекта вводится чрезвычайный режим функционирования объектового звена РСЧС и организуется выполнение мероприятий по двум этапам:

4.1. На первом этапе:

  • принимаются экстренные меры по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление АСР (оповещение об опасности и информирование о правилах поведения; медицинская профилактика и использование средств защиты, исходя из обстановки; эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей; оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи).

  • Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляют предусмотренные планом действия по локализации аварии при остановке или изменении технологического процесса производства, а также по предупреждению взрывов и пожаров.

4.2. На втором этапе решаются задачи:

  • по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия (временное размещение населения, оставшегося без крова; обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости; создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения; организацию учета и распределения материальной помощи', проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний; расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью).

  • Проводятся работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения.

  • Осуществляется санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территории объекта.



3 Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (АСиДНР). Организация работ.

В условиях ликвидации последствий применения потенциальным противником оружия массового поражения и стихийных бедствий, аварий и катастроф основной задачей гражданской обороны является проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. В мирное время спасательные работы проводятся в районах стихийных бедствий: наводнений, землетрясений, массовых пожаров, селей и т.д.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрез­вычайным ситуациям (КЧС), органа управле­ния (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований.

Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреж­дения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энер­гетических сетях и пожаров, особенностей за­стройки территории объекта, жилого сектора и других условий.


При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности (рис. 1). Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) силь­нодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, прожива­ющее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного рас­пространения ядовитых газов.


Рис. 1 Оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности

Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладыва­ет об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненнос­ти и территориальному принципу КЧС.

Немедленно организует раз­ведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и ру­ководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, пос­ле ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедстви­ях (рис. 2).



Рис. 2. Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации.


Экстренная медицинс­кая (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачеб­ная и эвакуация в лечебные учреж­дения для специализированного ле­чения.

Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоя­тельствами:

  1. В одном случае — это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах.

  2. В другом — это необходимость ограничить развитие ава­рии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений.

  3. В третьем — быс­трейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (элек­тричество, газ, тепло, канализация, водопровод).



Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотлож­ных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающих­ся в экстренной помощи.

Какие же работы необходимо производить при АС и ДНР?

  1. Устройство проездов и проходов к местам аварий, поврежденным и разру­шенным зданиям, подготовка площадок для работы средств механизации.

  2. Выявление здании и сооружений, их отдельных конструкции, которые создают для оставшихся в этих зданиях людей и для самих спасителей серьез­ную опасность.

  3. Обрушение неустойчивых конструкций, разборка завалов и подготовка тер­ритории для восстановительных работ или нового строительства.

  4. Организация комендантской службы (охрана, оцепление, ограничение дос­тупа посторонних и любопытных) в районе аварии и на прилегающей тер­ритории.

  5. С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имуще­ства выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепле­ния, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими нео­тложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руково­дитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи приданным формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинс­кому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания ра­бот.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия ха­рактерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характе­ризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснаще­ния.

Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всесторонне­му обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадав­шему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минималь­но необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их рабо­тоспособности.

К спасательным работам относятся:

  1. разведка маршрутов движения и участков (объектов) работ;

  2. расчистка проходов (проездов) в завалах;

  3. локализация и тушение пожаров;

  4. розыск и спасение пострадавших:

  • поисково-спасательные мероприятия,

  • гор­носпасательные мероприятия,

  • газоспасательные мероприятия,

  • противофонтанные мероприятия (на нефтяных скважи­нах),

  • а также аварийно-спасательные мероприятия, связанные с тушением пожаров,

  1. вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших;

  2. оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

  3. работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС


3.1. Разведка маршрутов движения и участков (объектов) работ. Разведывательная группа (звено) выдвигается к очагу поражения по намеченному маршруту. Разведчики с помощью приборов определяют зараженность маршрута выдвижения радиоактивными и отравляющими веществами, устанавливают знаки ограждения на обочине правой стороны дороги по ходу движения. При высоких уровнях радиации и заражения ОВ отыскивают обход. Направление обхода обозначают знаками (обход, проход). Данные о состоянии маршрута, его проходимости, границах заражения, о направлениях обходов командир разведгруппы докладывает по радиосвязи начальнику штаба ГО объекта и наносит данные разведки на карту (схему) маршрута.

Выйдя на территорию объекта, разведчики определяют уровни радиации, наличие отравляющих (ядовитых) веществ, отыскивают убежища, укрытия, осматривают их, устанавливают связь с находящимися в убежище людьми; осматривают территорию объекта для определения характера разрушений зданий и сооружений, пожаров и направления их распространения, выявляют повреждения и аварии на коммунально-энергетических сетях; определяют места, опасные для работы формирований ГО. Отыскивают маршруты ввода сил ГО и эвакуации пораженных. Данные разведки наносят на карту (схему) объекта и докладывают начальнику штаба ГО объекта по радиосвязи или лично.
3.2. Расчистка проходов (проездов) в завалах. Эти работы проводятся при невозможности объехать заваленные участки дороги, а также при необходимости обеспечить проход техники к месту работ. В районах, где высота завала не превышает 1 м, пути прокладывают, расчищая завал бульдозером до поверхности проезжей части улицы, а в зонах сплошных завалов, где высота их превышает 1 м, пути прокладывают по завалу.

Ширина пути для одностороннего движения должна быть не менее 3,2-3,5 м. Для разъезда встречных машин устраиваются проезды шириной 7-8 м. Работы по прокладке проездов заканчиваются установкой дорожных знаков (указателей) и организацией регулирования движения.
3.3. Локализация и тушение пожаров. Работы по локализации и тушению пожаров выполняют противопожарные формирования при содействии спасательных и других формирований . Чтобы не допустить слияния отдельных очагов пожаров в сплошные, принимаются меры по локализации пожаров. Для этого одновременно с тушением пожаров устраиваются отсечные противопожарные полосы. На пути движения пожара разбивают или обрушают сгораемые конструкции зданий, а также полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы.
3.4. Розыск и спасение пострадавших. Тактика действий. Первоочередными спасательными действиями при авариях, взрывах, пожарах, землетрясениях, большинстве других ЧС и при ведении гражданской обороны являются работы по поиску и спасению пострадавших, оказавшихся в разрушен­ных и поврежденных зданиях и сооружениях, людей, заблокированных в помеще­ниях или отрезанных огнем, дымом, обвалившимися стенами, перекрытиями и другими строительными элементами.

Рис. 3. Разборка завала вручную


Командиры формировании, находясь на участках (объектах) работ, определяют способы из­влечения пораженных из завалов (деблокирование), порядок про­ведения спасательных работ, транспортировки пострадавших на медицинские пункты.

Пора­женных, находящихся вблизи поверхности завала или под мел­кими обломками, извлекают, раз­бирая завал сверху вручную (рис. 3), а находящихся в глуби­не завала (под завалом) - через пустоты, щели, образовавшиеся от крупных эле­ментов разрушенных зданий, или постепенно разбирая завал (рис. 4). Работы ве­дут расчетами, которые дей­ствуют непрерывно, сменяя друг друга.
Рис. 4. Извлечение людей через пустоты, щели, образовавшиеся от крупных эле­ментов разрушенных зданий.


Извлекая пострадавших из-под завалов (отдельных обломков), следует избегать сдвигов плит, блоков, кирпичей и других мас­сивных предметов, чтобы не на­нести пораженному дополни­тельных травм.


Рис. 5. В первую оче­редь освобождают голову и вер­хнюю часть туловища


В первую оче­редь освобождают голову и вер­хнюю часть туловища (рис. 5). После извлечения человеку не­медленно, а если надо прямо на месте, оказывают необходимую медицинскую помощь. Иногда медикам приходится помогать пострадавшему, когда он еще находится в завале и процесс его высво­бождения продолжается.
Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными вхо­дами и лестничными клетками спаса­тельные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, про­деланные в смежные помещения, где еще сохранились выходы, а также че­рез оконные проемы, балконы и лоджии с помощью приставных или выдвижных лестниц, автолестниц и подъемников, спасательных веревок и рукавов (рис. 6).




Рис. 6. Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с помощью приставных или выдвижных лестниц, автолестниц и подъемников, спасательных веревок и рукавов


Вывод и вынос пораженных производит­ся расчетами (группами спасателей) из 3-4 человек, один из которых назначается старшим (рис. 7).





Рис. 7. Вывод и вынос пораженных производит­ся расчетами


При извлечении людей из заваленных убежищ и подвальных помещений спосо­бы вскрытия этих сооружений определя­ются командиром спасательного подразде­ления (старшим расчета) на месте, в каж­дом конкретном случае, в зависимости от типа и конструкции убежища, подвала и характера завала.

Для успешных действий по разборке и обрушению аварийных конструкций необ­ходимы хорошее знание основ промыш­ленного строительства и конструктивных особенностей данного сооружения, уме­ние правильно оценить состояние дефор­мированных элементов.

Способы разборки и обрушения стен и других конструкций зависят от структуры, материала и характера повреждений, плот­ности застройки территории, имеющихся сил и средств.

Существуют следующие способы разборки и обрушения конструкций:

  1. ручной

  2. механизированный

  3. взрывной.

Ручной способ применяется, если невозможно использовать машины и механизмы или прове­сти взрывные работы. Вручную разбирают небольшие завалы в одном или нескольких зданиях, под которыми оказались люди. В этом случае применяют механизи­рованный инструмент и простей­шие средства механизации и то с большой предосторожностью.

Наиболее распространенным является механизированный спо­соб разборки и обрушения кон­струкций. Он характеризуется широким применением инженер­ных машин и механизмов.

Например, участок стены, под­лежащей обрушению, предва­рительно отделяют от примы­кающих стен путем рассечки перемычек и подрубки низа стены (проделыванием штробы). Подрубка осуществляет­ся не более чем на одну треть толщины стены со стороны обрушения при условии, что стена не наклонена в сторону подрубки. Затем с помощью троса или каната, прикреп­ленного одним концом к кон­струкции, а другим к трактору или лебедке, обрушивают стену (рис.8),

Самые прочные сооружения и конструкции обрушивают или дробят на отдель­ные элементы взрывным способом. Чтобы взрывная волна и сотрясение при взрыве не повредили соседние сооружения, подрыв производят малыми зарядами, распо­лагаемыми обычно в шнурах {круглое отверстие для взрывчатого вещества), заби­вая песком или фунтом. Открытые накладные заряды (при наличии возможности — кумулятивные), как правило, применяют в случаях, когда устройство шнуров в стенах, башнях, трубах сопряжено с опасностью обрушения конструкции из-за крена или трещин, а ручная разборка или валка механическим способом невоз­можны.

Опыт показывает, что взрывной способ с применением накладных зарядов наи­более целесообразен для разрушения железобетонных конструкций (балок, колонн, перекрытий). Поврежденные сооружения, имеющие внутри капитальные стены, при необходимости разрушают взрывным способом по частям. Стены, башни, за­водские трубы подрывают так, чтобы они обрушивались на свое основание иди падали в определенном, заранее выбранном, направлении во избежание завела и повреждения инженерных сетей и коммуникаций.

Работы но разборке завалов следует начинать сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Приступая к ним, необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы не вызвать дополнительных обру­шений и не усложнить последующие работы. Завалы расчищают частично или полностью.

Частично - при спасении пост­радавших, оказавшихся под обломками разрушенных строении, а также при устройстве проездов или извлечении ценного промышленного оборудования.

Полностью – при расчистке территории для нового строительства или восстановления повреждённых зданий и сооружений.

В первую очередь разбирают (обрушивают) или крепят неустойчивые, угрожающие обрушением элементы. Затем освобождают проезды, проходы и входы в здания. После этого извлекают балки, колонны, крупные глыбы и обломки, чтобы подготовить фронт работ для экскаваторов и погрузчиков. Крупные глыбы разбирают на более мелкие части, размеры которых зависят от мощности применяемых машин.

Основной принцип разборки – это производство работ сверху вниз и по всем возможным направлениям, но особенно там, где людям угрожает наибольшая опасность.
3.5. Взаимодействие между службами. Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех командиров формирований (подразделений) и органов управления.

Руководитель аварийно-спасательных работ, организуя взаимодействие, должен согласовать:

  1. порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при преодолении завалов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться ещё на подходе к месту аварии или в зоне ЧС;

  2. порядок проведения поиска пострадавших и спасательных работ, локализации и тушения пожаров, оказания медицинской помощи;

  3. организация связи и порядок передачи информации;

  4. сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним;

Связь является основным средством, обеспечивающим управление, а значит и тесное взаимодействие формирований. Для этого используются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства.
3.6. Обеспечение действий формирований.

Разведка. Всестороннее обеспечение действий формирований является одним из решающих условий успешного проведения спасательных и других неотложных работ и важнейшей обязанностью командиров формирований.

Оно включает разведку, медицинское, материальное и техническое обеспечение, решается начальниками гражданской обороны (председателями КЧС) с помощью соответствующих служб.

Это важнейший вид обеспечения. Она организуется и ведётся с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в местах аварий, катастроф и районах стихийных бедствий. Ведётся разведка непрерывно всеми формированиями, а также учреждениями (постами) сети наблюдения и лабораторного контроля. Должна проводиться комплексно, активно, своевременно и целеустремлённо, а полученные ею данные – быть достоверными.

Разведка с учётом характера решаемых задач подразделяется на общую и специальную, а в зависимости от применяемых методов, сил и средств может быть наземной(пешая, на автомобиле), воздушной, водной.

Общая – ведётся с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение работ.

Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная, фитопатологическая) - ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения; уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем; выявления характерец разрушений; уяснения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; обстоятельного изу­чения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ.

Организация разведки является важнейшей обязанностью командиров всех уров­ней и органов управления. Только на основе достоверных и своевременно полу­ченных данных можно принять оптимальное решение по выполнению поставлен­ных задач и управлять подразделениями в ходе работ.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (5711.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru