Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения - файл n1.doc


Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения
скачать (235.1 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.doc699kb.25.02.2009 16:42скачать
n2.doc1085kb.25.02.2009 16:59скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Красноярск 2006

ББК 39.808

М 82
Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В.

Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.


В методической разработке изложены вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса со школьниками общеобразовательных школ: тематические годовые планы, планы и содержание занятий по изучению Правил дорожного движения, учебные материалы для проведения интегрированных уроков. В отдельном параграфе приводится порядок проведения обследования школ инспекторами пропаганды ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, преподавателей курса ОБЖ, инспекторов по пропаганде ГИБДД.
@ Сибирский юридический институт МВД России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРО-

ЦЕССА

ПЕРВЫЙ КЛАСС

ВТОРОЙ КЛАСС

ТРЕТИЙ КЛАСС

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

ПЯТЫЙ КЛАСС

ШЕСТОЙ КЛАСС

СЕДЬМОЙ КЛАСС ВОСЬМОЙ КЛАСС

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИ-

ЖЕНИЯ

4. Порядок проведения обследования школ инспекторами
пропаганды ГИБДД по профилактике детского дорожно-транс-

портного травматизма

4.1. Общие положения

4.2. Планирование профилактической работы

4.3. Инспектирование общеобразовательного учреждения

4.4. Обследование территории, прилегающей к образовательному учреждению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной, особенно младшим школьникам, лексике, затрудняет их обучение и воспитание.

Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю в преподавании правил безопасного поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в транспорте.
1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения правил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребенке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановки, сигналов), способности быстро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности. Дело в том, что возможности детей ограничены в силу их возрастных и индивидуальных особенностей, устанавливающихся в процессе жизни или приобретающихся по наследству.

Рассмотрим возрастной аспект. Как физическое, так и психическое развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить как ряд волн активизации.

В отдельные моменты мы удивляемся, как быстро ребенок подрос, в другие - сокрушаемся, отчего же он не растет. Но это закономерное явление. После роста и образования новых структур должны установиться и новые связи между этими структурами, вызреть новые механизмы управления ими. И трудно сказать, какой из периодов важнее для ребенка. Ясно одно, каждый из возрастных этапов требует соответствующих условий, чтобы все наследственно заложенные предпосылки к росту и развитию имели возможность реализоваться.

Существует немало примеров, как упущенное время для развития каких-либо отдельных способностей трудно было восполнить. И напротив, сформированные в удачное для этого развития время, неправильные установки поведения, вредные привычки в последствии было трудно искоренить.

Для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

В процессе развития ребенка существуют периоды, которые выделяются особо. Их называют критическими, или кризисными периодами. Определенные, критические моменты в развитии человека наступают у всех, но время их наступления может несколько варьироваться для разных людей в пределах одного - трех лет (у девочек - в большей степени). Это объясняется индивидуальными различиями, обусловленными наследственностью, экологией, условиями ухода и воспитания ребенка.

Для младших школьников критическими периодами являются возрасты в 6-7 лет и в 10-11 лет. Оба эти возраста попадают на время обучения в начальной школе.

Шести - семилетний возраст выделяется как кризисный не только потому, что ребенок идет в школу. В организме ребенка в это время происходят действительно кардинальные изменения в физическом и психическом развитии.

Изменяется фигура, происходит смена молочных зубов на постоянные, удлиняются руки, ноги, переходит на новый уровень мышление, внимание, эмоциональная сфера личности ребенка.

Так, механизмы восприятия, внимания 5-ти и 7-летнего ребенка существенно отличаются. Восприятие у дошкольников непосредственно, внимание непроизвольно. Они воспринимают окружающие предметы, особенно те, которые находятся в непосредственной близости. Поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.

В 7 лет роль эмоционального восприятия сохраняется. Если мы хотим привлечь внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм, то должны сделать их яркими, способными оживить образное мышление ребенка. К тому же 7-летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету. Интересно отметин, что в последующие годы эта чувствительность снижается (со 100% до 55% к 12 годам). В то же время, с возрастом улучшается так называемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обуславливается подключением ряда психических функций к анализу цветных ощущений.

Прогрессивной чертой 7-летнего возраста является способность к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в действиях. Наличие этих способностей играет немаловажную роль при переходе ребенком проезжей части улицы.

Благодаря совершенствованию функций коры головного мозга у детей появляется избирательность внимания, способность: дифференцированно воспринимать поступающую информацию. Несмотря на несомненную значимость для эффективного восприятия именно эмоциональных стимулов, 7-летнему ребенку доступно восприятие и более отвлеченных свойств предметов. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения.

Однако бывает и так, что, требуя от ребенка исполнения определенных правил поведения, мы не достигаем цели. Это происходит потому, что ребенок не может как следует усвоить словесную или так называемую, вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса.

Одни дети следуют в развитии возрастным закономерностям, и у них формируются равномерно способности воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию. У других детей выделяется ведущая модельность, или система восприятия, например, зрительная. В этом случае ребенок лучше усваивает информацию, поступающую через зрительное восприятие. Но зато у него может быть отключен канал поступления информации через осязание, движение, у него нет чувства тела, движения нескладные.

Или, бывает, ребенок на слух воспринимает информацию хорошо, внимательно слушает учителя, "схватывает на лету", а дома его трудно заставить взяться за учебник. Но он с удовольствием будет слушать, если кто-то вызовется почитать. Значит, в этом случае ведущей является слуховая модельность. Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах. Чтобы осмыслить, ребенок должен потрогать, пощупать, эмоционально и двигательно пережить ощущения, связанные с данной словесной информацией. Стандартный подход в этом случае вызывает самоустранение ребенка. Такой школьник легко попадает в разряд трудновоспитуемых.

Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он хорошо будет ориентироваться в спокойной обстановке; в случае же резкого ее изменения может потереть равновесие, упасть или замереть на месте как парализованный. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Родители должны знать особенности восприятия своего ребенка и не оставлять его на дороге без контроля со своей стороны. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка.

'Гак, при освоении новых знаний, умений, при налаживании контакта с ребенком следует опираться на ведущую модельность; и вместе с тем, стараться повысить восприятие других каналов с помощью физических упражнений, игр, прогулок, чтения, рисования.

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что при работе с детьми необходимо как можно больше разнообразить приемы, формы, методы. На занятиях следует использовать и рассказ учителя, и таблицу, и макеты, и игрушечные автомобили, и рассказы самих учащихся. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей (до детей всех типов восприятия информации).

Для того, чтобы сориентироваться на дороге, заметить важные для безопасности объекты, ребенок должен быть внимателен. К сожалению, внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко отвлекается. Это связано с тем, что многие функции организма находятся не стадии становления.

В ответ на звуковой или световой сигнал 7-летние реагируют довольно медленно. По сравнению с более старшими детьми процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно. Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль. Заметив источник опасности, ребенок еще не может сразу сориентироваться, как далеко от него машина и как быстро она приблизится. Сигнал опасности воспринимается им как сигнал к действию: быстрее убежать. Но сконцентрировав внимание на объекте опасности, ребенок может не заметить другую машину, для которой он сам может стать источником опасности. Период младшего школьного возраста - это время только формирования внимания.

Ко всему прочему, дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет.

На возраст от 7 до 10 лет выпадает период развития способности к формированию пространственной программы движений. Это даст школьнику гораздо большие возможности для управления своим телом и организации поведения, адекватной ситуации. Следовательно, необходимо большое количество игр, других упражнений и занятий, которые бы развивали координацию и давали большую свободу владения своим телом.

Вместе с тем, у 7-летнего ребенка согласованность и точность действий обеспечивается только благодаря зрительному контролю. Он не способен в этом возрасте отвлеченно программировать действия, не поверяя их на суд зрения.

Возможно, все дело в том, что существенную роль в этом явлении играет зрительное восприятие. Мир эмоций хорошо питается информацией, полученной от органов чувств. А поскольку львиную долю информации, причем самую привлекательную и красочную, ребенок получает от органов зрения, то и зрительно контролируемые действия становятся для него значимы. В связи с этим объект становится для него как бы путеводным. Если что-то заинтересовало ребенка (воздушный змей в небе, птица на обочине дороги или мотоцикл, киоск и т.д.), то все внимание поглощается этим объектом и он действует в соответствии с тем, что он видит.

Таким образом, как внимание, так и двигательная реакция ребенка во многом определяется уровнем развития у него центральных регуляторных механизмов. У 7-летнего ребенка имеются предпосылки для организации правильного поведения на дороге, но имеется ряд особенностей нервной системы, которые ограничивают степень вероятности именно такого поведения.

При утомлении, функциональное состояние многих систем организма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы, чем до уроков. За время пребывания в школе у них появляются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаем ость внимания.

Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.

Взрослому человеку, сопровождающему подвижного ребенка при переходе через дорогу, надо проявить бдительность с тем, чтобы ребенок "ни с того, ни с сего" не метнулся в сторону, отвлекаясь на товарища, собаку или другой предмет, который его заинтересовал.

Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном случае непреднамеренна, и бесполезно упрекать его за непослушание. Взрослый поступит дальновиднее, если сразу после школы, прежде чем отправиться в путь-дорогу, позволит ребенку минут десять потолкаться со сверстниками, разрядиться на "паутинке", "черепахе" или других играх.

В противоположность подвижным, медлительные дети более дисциплинированны. Но в случае непредвиденной ситуации их реакция более замедленная.

Есть дети, которых нужно выделять особо из основной массы учеников. Несмотря на достижение 7-летнего возраста у них может иметь место отставание в развитии произвольного внимания, организованности. Одной из причин может быть несформированность соответствующих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. С другой стороны, некоторые дети плохо приспосабливаются к темпу работы в школе.

От 5 до 20% младших школьников не способны приспосабливаться к условиям обучения в школе. В результате этого у них повышается тревожность, рассеянность, неспособность к произвольному регулированию своего поведения. Эти дети нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых как при переходе через дорогу, так и в школьной обстановке. Необходимо выяснить причины, приводящие к школьной дезадаптации и сделать все возможное для ее устранения. Таких детей необходимо встречать после окончания уроков не только в первом классе, но и значительно дольше.

Следует учитывать и такой фактор, как левшество. Выявлено, что левши-пешеходы чаще становятся жертвами различных несчастных случаев и увечий, левши-водители вдвое чаще оказываются жертвами автомобильных катастроф. Левшами рождается 10% людей (в среднем). С возрастом эта цифра уменьшается за счет того, что большая часть левшей переучивается, а также в связи с меньшей их продолжительностью жизни (по среднестатистическим данным). В то же время дети-левши нередко отличаются незаурядными способностями к искусству, математике.

Процесс переучивания левшей, особенно насильственный переход с лево- на праворукость сопровождается значительными неблагоприятными изменениями в центральной нервной системе и обменных процессах. Возможно, именно переучивающиеся левши чаще находятся в том состоянии. которое способствует уменьшению бдительности на дороге, рассеянности, замедленности реакции. снижению двигательно-координатных способностей. Учителю практически невозможно предусмотреть в своей работе все нюансы поведения таких детей на дороге. Он должен обязательно обеспокоить возможными последствиями родителей этих детей и тогда несчастный случай с ребенком можно предотвратить.

Ребенок-левша живет в несколько менее комфортабельных условиях, так как, во-первых, чувствует себя отличающимся от других сверстников и, во-вторых, все бытовые инструменты, как правило, приспособлены для правой руки. Учителю не следует переучивать левшу в правшу. Целесообразно создать такие условия, при которых ребенок не чувствовал бы себя ущербным от своей леворукости, а использовал ее в той же мере, как правши праворукость. Однако это невозможно на дороге и поэтому левши должны быть более тренированными, дисциплинированными, внимательными.

Таким образом, в 7 лет происходят очень важные изменения в организме школьника, позволяющие ему на новом уровне (более высоком, чем у дошкольнике) участвовать в дорожном движении. Однако возможности в ориентировке в этом возрасте еще ограничены.

Отдельные семилетние дети могут сами переходить улицу. Следует развивать и поддерживать и самостоятельность в этом плане, то есть к детям должен осуществляться дифференцированный подход; Надо учитывать индивидуальные особенности детей, степень сложности и опасности пути. Вряд ли можно позволить 7-летчему ребенку одному пересекать проезжую часть дороги, если этот ребенок возбудим, или заторможен, или физически ослаблен, или переученный левша или имеет отклонения в состоянии здоровья, или отставание в развитии, или налицо проблемы школьной адаптации. К сожалению, большинство учащихся данного возраста попадает хота бы в одну из этих категорий.

Предоставление самостоятельности любому семилетнему ребенку в преодолении проезжей част дороги можно допустить только как исключение, и прежде всего при условии, что дорога не очень опасна, во-вторых, родители должны быть уверены в ребенке, в его организованности, ответственности, дисциплинированности.

Кроме того, родители должны предварительно убедиться в том, что их ребенок серьезно относится к правилам дорожного движения и усердно их выполняет. При этом важно не только наблюдать за его поведением при совместных переходах, но и отпустив его одного и проследить это поведение. Однако, будучи исключительным явлением, такие случаи предоставления самостоятельности первокласснику должны быть известны учителю, так же как и причины, побуждающие родителей не сопровождать ребенка по дороге в школу или домой. Общее правило, которого следует придерживаться родителям и педагогам, следующее: первоклассник не должен выходить не проезжую часть дороги без присмотра взрослых ими старших детей.

Восьмилетний возраст примечателен тем, что удален от кризисных периодов: 6-7 лет и 10-11 лет. Функциональное состояние организма этих детей отличается наибольшей устойчивостью и адаптивностью к воздействиям окружающей среды по сравнению с младшими и более старшими школьниками.

Также нужно отметить повышение устойчивости внимания восьмилетних детей. В 50% случаях характеристики внимания данного возраста соответствуют таковым у взрослых. Такой уровень внимания очень близок к уровню внимания более старших детей (от 8 до 15 лет).

Период от 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения: по сравнению с 6-летним ребенком границы поля зрения расширяются более, чем в 10 раз. Как правило, расширение поля зрения с возрастом происходит за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева.

Для 8-летнего ребенка характерно расширение поля зрения за счет увеличения верхних границ. Это имеет немаловажное значение для ориентировки детей на дорожные знаки, машины и т.д. Ранее им из-за малого роста и ограниченного поля зрения далеко не все дорожные объекты (попадающие в поле зрения взрослого человека) в равной мере были доступны для восприятия.

К 8-ми годам в этом отношении происходят значительные перемены, способствующие улучшению ориентировки на дороге. Кроме того, в этом возрасте становится точнее глазомер: на 1/3 - для близкого расстояния и на 1/10 - для дальнего (10 м) расстояния, - по сравнению с предыдущим возрастом. Следовательно, восемь лет - это средний нижний предельный возраст, когда ребенок может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участник дорожного движения. К этим шагам его надо готовить. Отсюда видно то значение, которое приобретает год обучения в первом классе. Это год максимального приобретения знаний и формирования физиологии.

Одновременно совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Устойчивость двигательных координаций на раздражения вестибулярного аппарата начинает активно проявляться, начиная с 8-летнего возраста. Следовательно, с этого возраста дети становятся более устойчивыми к падению.

Благодаря активному развитию функции мозга совершенствуется восприятие формы объектов или изображение. Это дает 8-летнему ребенку по сравнению с 7-летним больше шансов заметить опасность. Для увеличения этих шансов так важен тренинг ребенка.

Таким образом, к 8 годам уровень развития зрительной, двигательной функции, внимания позволяют ребенку хорошо ориентироваться на дороге. Однако в случае возникновения неожиданной опасности, от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии решения и реагировании на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети еще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее.

Вместе с тем, в этот возрастной период дети очень чувствительны к воздействию целенаправленных тренировок двигательных и психических функций. В этом плане к нему близок и 9-летний возраст. После 8 лет жизни в организме ребенка происходят изменения, которые существенным образом отражаются на его поведении на дороге.

С девятилетнего возраста в управление анализаторными системами активно включаются лобные доли коры головного мозга. В организации поведения начинает действовать механизм центральных команд. Что это значит? Благодаря активизации лобных долей головного мозга, ответственных за регуляцию высших форм поведения человека, появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, поступающей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной инструкции.

Это значит, что наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. При этом совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов школьник может выделить наиболее важные для данного момента. Больше того, у него появляется способность прогнозировать возможность того или иного действия. При переходе дороги в опасном месте он уже может рассчитать вероятность сближения с машиной. Таким образом, ребенок вступает в возраст, когда он с одной стороны уже может сам принимать какие-то решения, с другой - требуется его постоянный контроль.

При восприятии информации о ПДД 9-10-летний школьник не просто принимает ее к сведению, а подходит дифференцированно к ней, выделяет значимую для себя. И если случается так, что он не выполняет ПДД, то причина этого кроется не столько в том, что школьник не понял эти правила (трудности восприятия характерны для более младших детей), а скорее в том, что он предпочел такой вариант поведения. Вот здесь и видно значение воспитания навыков безопасного поведение на улице. В связи с этим на данном возрастном этапе в беседе с детьми необходимо представить и варианты ситуации на дороге гак, чтобы ученик сам выделил безопасный вариант поведения, как наиболее приемлемый для себя.

Задача учителя - создать мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы ребенок самостоятельно эмоционально ощутил потребность в правильном поведении, сделал эту потребность достоянием собственного сознания. Эмоции могут сыграть здесь немаловажную роль. По слотам: Л.С. Выготского, ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями, поэтому, если надо вызвать у ученика нужные формы поведения, следует позаботиться о том, чтобы реакции оставили эмоциональный след.

Кроме того, нужно учесть, что 9 лет - чрезвычайно важный период для развития интеллектуальных и психических функций, особенно, самоконтроля, а, следовательно, и для закрепления навыков поведения не дорогах.

Внимание 9-летнего ребенка достаточно устойчивое и находится на уровне взрослого человека. Причем важно отметить, что внимание - произвольное. Это значит, что при переходе проезжей части улицы ребенок может контролировать себя и регулировать поведение в зависимости от собственных установок и обстановки не дороге.

Кроме того, глазомер у 9-летнего ребенка улучшается в два раза по сравнению с 7-летним (как для близких, так и для дальних расстояний).

Все это свидетельствует о том, что 9-летние дети способны дать достаточно объективную оценку обстановке, складывающейся не дороге, и выбрать адекватное этой обстановке поведение.

За период от 8 до 9-10 лет наиболее интенсивно, по сравнению с другими периодами, увеличивается скорость реакции. Но это касается реагирования на ожидаемый сигнал. На непредвиденную ситуацию скорость реакции 9-летних детей значительно замедляется.

Можно предположить, что в случае, когда сигнал опасности настигает школьника внезапно, выбор ответной реакции для него представляет сложность, ребенок теряется на какое-то время и реагирует с запозданием.

У девочек этого возраста реакция на внезапный сигнал более замедленная, чем у мальчиков. В то же время, девочки проявляют большую реактивность, по сравнению с мальчиками в том случае, когда имеется возможность целенаправленно организовать свое внимание.

Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение. Мальчикам же более свойственна склонность принимать самостоятельные решения и, в силу этого они чаще нарушают ПДД.

В десятилетнем возрасте разница в реагировании на внезапную и предвиденную ситуацию имеет место, но она становится такой же, как у взрослых.

Кроме того, в 10-11 лет значительной степени зрелости достигает система анализа информации, зрение функционирует как у взрослого.

В заключении необходимо отметить, что за период от 8 до 10 лет значительного развития достигают следующие функции организма: двигательные, зрительные, психические, формируется произвольное внимание, самоконтроль. Этот период выделяют иногда как стадию уравновешенности, становления тех регуляторных механизмов, которые были заложены в предыдущий период. Поэтому в этом возрасте очень эффективны тренировки, поскольку ребенок легче адаптируется как к умственным, так и к физическим нагрузкам.

Важно не упустить этот период и использовать его для целенаправленного развития у ребенка тел качеств, благодаря которым он будет в силах противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.

В программе умственного и физического воспитания достойное место должна занять система различных упражнений: на повышение внимания; выполняемых по звуковому и световому сигналу,: направленных на совершенствование двигательных координаций с использованием отягощения, качающейся опоры; комбинированного воздействия.

Кроме того, большая восприимчивость к разного рода информации школьников младшего возраста при значимости для них авторитета учителя свидетельствует о том, что возможности для воспитания навыков культурного поведения на дороге у младших школьников имеются.

Начиная с 10-11-летнего возраста школьники переходят в очень непростой период своей жизни - подростковый. Для одних он может наступить раньше, для других позже, но все ребята проходят этот кризисный возраст.

Многие приспособительные функции организма в это время снижаются. Функциональное состояние центральной нервной системы неустойчиво, повышается возбудимость, отвлекаемость внимания, вероятность попадания учащихся под машину. Выработать многие навыки правильного поведения на дороге становится труднее. Поэтому основные воспитательные мероприятия, направленные на профилактику ДТП, желательно проводить до наступления подросткового возраста.

Разработанные программа и методические рекомендации составлены с учетом перечисленных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Учет этих особенностей поможет учителю добиться важного результата - сознательного выполнения правил безопасного поведения не дороге каждым учеником. С ребенка нельзя требовать больше, чем он может. Его нельзя учить тому, что он не может усвоить. Младший школьный возраст - это оптимальный период усвоения ПДД в полном объеме.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЕРВЫЙ КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





№ темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1
Безопасный путь в школу

20 мин

15 мин

10 мин

-

1

2

Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?


20 мин


10 мин


10 мин


5 мин


1

3

Город, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие


20 мин


10 мин


10 мин


5 мин


1

4

Наш друг - светофор

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

5

Знакомство с дорожными знаками

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

6

Общие правила перехода дорог

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

7

Где играть?

25 мин

15 мин

-

5 мин

1

8

Я – пассажир

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

20 мин

-

-

25 мин

1


ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Безопасный путь в школу
Цель занятия: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы.

Новые слова: Маршрут, путь, дом, школа.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учителю необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. До занятия учитель вместе с родителями и учениками обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Ребёнку необходимо объяснить, почему именно этот маршрут удобен и безопасен. Маршрут наносится на лист бумаги в виде схемы, на которой обозначаются все опасные участки дороги. Родители не всегда могут провожать своих детей в школу. Однако им необходимо выбрать время и несколько раз пройти с ребёнком по выбранному маршруту. При этом родители должны обращать внимание ребёнка на опасные участки дорог, сигналы светофоров, пешеходные переходы.

В начале занятия учитель выясняет, знают ли ученики названия улиц, где они живут, есть ли на их пути из дома до школы пешеходные переходы, светофоры. Учитель просит вспомнить учеников, что они видели на улице по дороге в школу. Для развития наблюдательности и внимания необходимо, чтобы учащиеся вспомнили и назвали как можно больше улиц, перекрестков, светофоров, пешеходных переходов, встречающихся на их пути.

В процессе беседы учитель задаёт наводящие вопросы с целью добиться наиболее подробного описания своего маршрута, обращает внимание учащихся на самые опасные участки.

Объясняет, что маршрут необходимо выбирать так, чтобы ученик переходил дорогу там, где есть светофор или обозначенный пешеходный переход («зебра»).
2. Практическое задание
Учитель предлагает ученикам по памяти нарисовать маршрут их движения от дома до школы, указать наиболее опасные места на пути их следования. За наиболее полный и подробный рисунок хвалит, неправильные рисунки поправляет.
3. Игра
Ученикам можно предложить игру «Шагомер», позволяющую вырабатывать у них чувство расстояния. Для этого ученики на глаз определяют, сколько шагов от их парты до доски, между двумя рядами парт, от крыльца школы до дороги и т.д. Побеждают те ученики, которые более точно определяют расстояние.
ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Какой бывает транспорт? Кого называют

водителем, пассажиром, пешеходом?
Цель занятия: Сформировать у младших школьников понятие о видах транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к ним; научить их различать участников дорожного движения – водителей, пассажиров, пешеходов, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

Новые слова: Транспортные средства: автомобиль, мотоцикл, троллейбус, автобус, трамвай, велосипед, гужевая повозка. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Появление автомобиля вызвало большой общественный резонанс. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из-под колес. Уже тогда на автомобиль смотрели как на источник повышенной опасности, хотя скорость его движения была низкой – от 6 до 25 км/ч.

Автомобилистов притесняли. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом», который должен был бежать впереди автомобиля и предупреждать окружающих об опасности. В Италии автомобили не могли ездить по улицам после 8 часов вечера. В Германии, где был изобретен первый в мире автомобиль, автомобилисты обязаны были при встречах с лошадьми останавливаться и глушить двигатель, чтобы «не пугать животных». В Болгарии автомобиль вообще был запрещен.

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Учитель предлагает ученикам назвать виды транспорта, которые они знают. Затем он рассказывает, какие ещё транспортные средства существуют и в чём их назначение.

Все автомобили можно разделить на специальные, грузовые и легковые.

К специальным автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили скорой помощи, милицейские, автокраны и другие.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов.

Легковые автомобили перевозят пассажиров.

Автобусы служат для перевозки большого количества пассажиров. Они могут быть городскими, междугородними, экскурсионными.

Трамваи, троллейбусы, метро относятся к городскому общественному транспорту, который для движения использует электрический ток.

Мотоциклы и мотороллеры служат для перевозки пассажиров и небольшого количества грузов. Маленькие мотороллеры называются мокики.

Тракторы используют в сельском хозяйстве и для буксирования прицепов.

К самоходным машинам относятся грейдеры, бульдозеры и другие, которые используются при строительстве и ремонте дорог и других объектов.

Велосипеды приводятся в движение мускульной силой человека.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных - верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Затем учитель сообщает ученикам новые слова, которые используются применительно к транспортным средствам: разгоняться, остановиться, тормозить, поворачивать, перевозить, обгонять, ремонтировать, заправлять топливом и другие. Он просит объяснить учащихся, как они понимают эти слова, дополняет их ответы.

Учитель сообщает ученикам, что участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Объясняет им значения новых слов.

Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.). Учитель просит учащихся ответить, как называются водители автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда. Дополняет, что пастух, перегоняющий стадо, также является водителем.

Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем. Учитель просит учеников перечислить транспорт, в котором могут находиться пассажиры.

Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.

В заключении учитель напоминает первоклассникам, как правильно пешеход должен переходить дорогу, как должен вести себя пассажир в общественном транспорте.
2. Практическое задание
Учитель просит учеников изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта и рассказать, что он о нём знает.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(автомобиль)
Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками…

(троллейбус)
Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой…

(велосипед)
Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(мотоцикл)
Не похож я на коня

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.

(велосипед)
3. Игра
Как правильно переходить дорогу? Как правильно садиться в автобус или трамвай?

В роли транспорта, пешеходов и пассажиров выступают сами учащиеся. У одних учеников в руках рисунки, на которых изображён автобус, трамвай, автомобиль. Они двигаются по дороге, на краю которой находятся пешеходы. Учитель обращает внимание учащихся на то, как правильно переходить дорогу.

Затем учащиеся изображают пешеходов, ожидающих автобус или трамвай на остановках общественного транспорта. Учитель подчеркивает, что ожидать автобус можно только на тротуаре или обочине, но никак не на проезжей части дороги. При подъезде автобуса необходимо дождаться его полной остановки, открывания дверей, и затем только осуществлять посадку или высадку.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Чем отличаются автобус, троллейбус, трамвай?

3. Что такое гужевая повозка?

4. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

5. Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?
ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Город, в котором мы живём. Улица, дорога

и их составляющие
Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.

Новые слова: Улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.

Понятие «улица» включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины.

Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.
Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Иногда тротуара отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности, на которых они могут дождаться, когда вновь загорится зелёный сигнал светофора и завершить переход.

Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Машина не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза она ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что машина далеко.

Учитель задает вопрос учащимся: «Как правильно переходить проезжую часть?». В местах, где есть светофор, пешеходный переход «зебра», отсутствует или находится далеко транспорт. При этом не надо бежать, а посмотрев в обе стороны, спокойно переходить дорогу.

Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к машине сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.

2. Практическое задание
Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге дорогу, нарисовать проезжую часть, газон, тротуар, островок безопасности. Затем просит учеников рассказать, для чего предназначен каждый из этих элементов дороги.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.
Шагаешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит.

(дорога)
Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(шоссе)
3. Игра
Кто самый внимательный.

Цель игры – научить первоклассников быстро определять правую и левую стороны.

Учащиеся строятся. Учитель подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку.

Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде учителя они должны показать правую или левую руку своего партнера.

Учитель спрашивает, с какой стороны находится дверь, классная доска. Ученики отвечают. Затем он подает команду повернуться на 180 градусов и снова просит определить, с какой стороны находится дверь, классная доска.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Где должны ходить пешеходы?

2. Где должны ездить машины?

3. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?

5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?

6. Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?
ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Наш друг - светофор
Цель занятия: Познакомить младших школьников с новым понятием – светофор. Какие светофоры бывают. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей, пешеходов, велосипедистов. Формировать представление младших школьников о безопасности перехода проезжей части при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу только по зеленому сигналу светофора.

Новые слова: Переход, светофор, сигнал.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
В начале занятия учитель выясняет, кто из учащихся и какие светофоры знает. Рассказывает, какие бывают светофоры и сигналы каких цветов в них используются.

Светофоры бывают разные. Трехцветные светофоры (красный, желтый, зеленый) могут регулировать движение транспорта и пешеходов. Двухцветные (красный и зеленый) с сигналами в виде человечков регулируют движение пешеходов, а с сигналами в виде велосипедов – движение велосипедистов. Одноцветные (желтый мигающий свет) указывают на опасный участок дороги – перекресток или пешеходный переход.

Красный сигнал светофора запрещает движение. А что делать пешеходу, если красный сигнал загорелся, когда он уже начал движение? Надо вернуться назад, на тротуар. Если же пешеход оказался в этот момент на середине дороги, надо остановиться на островке безопасности или осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора. Ни в коем случае нельзя пятиться назад или метаться по дороге перед движущимся транспортом.

Желтый сигнал светофора тоже запрещает движение. Он сообщает пешеходу, что скоро будет включен зеленый сигнал, и ему надо приготовиться к движению.

При включении зеленого сигнала светофора можно переходить дорогу. Однако и в этом случае надо убедиться, что все машины остановились и уступают дорогу.

В современных городах много перекрестков или пешеходных переходов, где светофор мигает желтым сигналом. Такие перекрестки или пешеходные переходы называются нерегулируемые. Пешеходы должны пропустить приближающийся транспорт, и только убедившись в полной безопасности, начать переход проезжей части. Особенно надо обращать внимание, не приближается ли транспорт с боковых улиц, которые ведут к перекрестку.

Если, переходя улицу, пешеход услышит резкий сигнал – сирену, необходимо сразу освободить проезжую часть, так как приближается специальный автомобиль (машина скорой помощи, пожарная, милицейская и другие, выполняющие оперативные задания). На крыше у них установлен проблесковый маячок синего цвета, а специальная сирена привлекает внимание других участников дорожного движения.

В конце рассказа учитель еще раз акцентирует внимание детей на правильный переход проезжей части в местах, где установлен светофор.
2. Практическое задание
Учитель предлагает учащимся изобразить на бумаге различные виды светофоров. Затем просит их рассказать, какие светофоры регулируют движение машин, пешеходов, велосипедистов.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.
Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудище трехглазое на одной ноге.

Запылал у чудища изумрудный глаз –

Значит, можно улицу перейти сейчас.

(светофор)
На самом перекрестке висит колдун трехглазый,

Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.

Откроет красный глаз: «Ни с места! Съем сейчас!».

Откроет желтый глаз: «Предупреждаю вас!».

Мигнет зеленым глазом – и всех пропустит разом!

(светофор)
3. Игра
Светофор.

Учащиеся вытраиваются в одну шеренгу. У учителя в руках три кружочка разного цвета (красный, желтый, зеленый), вырезанных из бумаги. Когда учитель показывает красный кружок, учащиеся должны сделать шаг назад, когда показывает желтый кружок – оставаться на месте, когда зеленый – сделать шаг вперед. Тот, кто ошибается – выходит из игры.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие бывают светофоры?

2. На какой цвет движение запрещено?

3. При включении сигнала какого цвета движение разрешено?

4. Обязаны ли подчиняться водители сигналам светофора, на котором изображены человечки?

5. Что должен сделать пешеход, если услышит резкий сигнал (сирену), подаваемый машиной скорой помощи или пожарной машиной?
ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Знакомство с дорожными знаками
Цель занятия: Познакомить учащихся с некоторыми, наиболее часто встречающимися, дорожными знаками.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
В начале занятия учитель спрашивает детей, знают ли он, что такое дорожный знак и какие знаки они видели, гуляя по улице.

Затем он объясняет учащимся, что дорожный знак – это табличка, на которой изображен рисунок. Знаки показывают, как вест себя на дорогах.

Для начала необходимо запомнить следующие дорожные знаки:

- предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»;

- запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»;

- предписывающие: «Пешеходная дорожка»;

- знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»;

- информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель объясняет, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Дети», имеющие треугольную форму с красной каймой – для водителей. Они предупреждают водителей о том, что впереди опасный участок дороги – или пешеходный переход, или участок, где на дороге могут появиться дети, и поэтому ему надо снизить скорость движения. Пешеходам переходить дорогу в том месте, где установлены эти знаки, нельзя. Учитель еще раз объясняет детям, что красная кайма на знаках – это опасность.

Знак «Движение пешеходов запрещено» тоже имеет красную кайму, хотя по форме он круглый. Поскольку красный цвет всегда опасность, то двигаться пешеходам там, где установлен этот знак, нельзя.

Переходить дорогу можно только там, где установлены прямоугольные знаки синего цвета «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Учитель спрашивает детей, в чем отличие этих знаков и где они устанавливаются. Если движение транспорта по дороге интенсивное, то пешеходные переходы делают под землей или над землей.

Что же делать пешеходу, если он подошел к дороге и увидел знак «Пешеходный переход»? Учитель задает этот вопрос детям, выслушивает их ответы. Он еще раз обращает внимание учащихся на правильность перехода проезжей части. Если есть пешеходный переход, а светофора нет, то надо подойти к краю проезжей части, посмотреть сначала налево, потом направо. Убедившись, что машин нет или они далеко, снова посмотреть налево и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо. Если путь свободен, то перейти дорогу, не останавливаясь. При наличии машин дождаться на середине дороги, пока они проедут, и завершить переход проезжей части.

Пересекать дорогу можно только поперек, под прямым углом к краю дороги, но никак не наискосок, чтобы сократить время нахождения на проезжей части.

Если на дороге установлен знак «Пешеходная дорожка», то двигаться по ней могут только пешеходы. Транспортным средствам движение в этом месте запрещено.
2. Практическое задание
Учитель предлагает детям изобразить на бумаге запомнившиеся им дорожные знаки, а затем рассказать, когда и где они применяются.
3. Игра
Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается?
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Дети»?

4. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

5. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Подземный пешеходный переход»?
ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Общие правила перехода дорог
Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности перехода дорог. Повторить и закрепить знания учащихся о проезжей части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах.

Новые слова: проезжая часть, переход, пешеход, светофор, пешеходный переход.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Занятие начинается с повторения пройденного материала. Учитель задает учащимся вопросы: Что такое проезжая часть? Какой элемент дороги называют тротуаром и для чего он предназначен? Для чего предназначена обочина? Как обозначается дорога, предназначенная для движения только пешеходов? Как обозначаются пешеходные переходы?

Учитель напоминает учащимся, что дорога это место повышенной опасности. Поэтому, выйдя из дома, ребенок должен сразу настраивать себя на правильное поведение на улице. Надо мысленно сказать себе: «Я вышел на дорогу. Это опасно! Будь внимателен и осторожен, следи за окружающей обстановкой».

Идя в школу, необходимо соблюдать маршрут, по которому ребенок ходит всегда.

Если на его пути есть светофор, то переходить проезжую часть необходимо именно в этом месте. Учитель напоминает детям о том, что красный и желтый сигналы светофора движение запрещают – переходить дорогу, даже если транспорт отсутствует, нельзя. Начинать движение через дорогу можно только тогда, когда включился зеленый сигнал светофора. Но даже в этом случае необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в отсутствии движущегося транспорта. Переходить дорогу следует быстрым шагом, ни в коем случае нельзя бежать.

Если светофора нет или он выключен, то переходить дорогу надо по пешеходному переходу. Обозначается пешеходные переход с помощью дорожных знаков, светофора-мигалки с сигналом желтого цвета или с помощью специальных линий, нанесенных краской на поверхность проезжей части. Эти широкие белые линии, обозначающие пешеходный переход, называют «зеброй». Учитель спрашивает учеников, почему они так называются?

При переходе проезжей части в месте, где светофора нет, а есть пешеходный переход, надо следующим образом. Подойдя к краю проезжей части, ребенок должен мысленно сказать себе: «Будь осторожен!». Затем, посмотрев налево и направо и убедившись, что транспорт отсутствует или находится далеко, дойти до середины дороги. Затем, снова посмотрев направо и убедившись, что опасности нет, завершить переход проезжей части.

Если по пути следования в школу нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то дорогу переходить надо с особой осторожностью. Пересекать её необходимо только прямо, а не наискосок, потому что это увеличивает путь и время нахождения на проезжей части. Ни в коем случае нельзя бежать через дорогу – можно запнуться и упасть, что приведет к трагедии: водитель может не успеть остановить машину и совершит наезд.

Учитель подчеркивает, что особенно осторожным надо быть, когда переходишь дорогу с друзьями. Необходимо прекратить разговоры, остановиться на краю проезжей части, внимательно посмотреть вокруг, и только убедившись в безопасности, переходить дорогу.
2. Практическое задание
Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.
3. Игра
У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Сначала дорогу переходит один ученик, ориентируясь на сигналы светофора. Упражнение повторяется несколько раз с разными учениками для того, чтобы выработать прочный навык.

Затем дорогу переходит группа учеников из трех-четырех человек. Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие бывают светофоры?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

4. Что показывает дорожная разметка «зебра»?
ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Где играть?
Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности на дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги.

Новые слова: проезжая часть, опасность, внимательность, дисциплина.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель задает детям вопрос: «Где можно играть?». Ответ обычно бывает только один – играть можно только во дворе, на детской или спортивной площадке. С точки зрения дорожной безопасности так и должно быть. Но практика показывает, что около 30…40 процентов детей попадают в дорожные происшествия во время игр на проезжей части дорог ил около неё.

Дети, особенно мальчики, стремятся с раннего возраста утвердить себя. Нередко можно услышать от водителей, что мальчики, доказывая друг другу смелость и ловкость, перебегают через проезжую часть очень близко перед движущимся транспортом или прицепляются сзади за автомобиль. Учитель должен показать ученикам, в чем опасность таких экспериментов на проезжей части: машина может резко затормозить или начать поворот; ребенок может запнуться и упасть, а сзади приближается другой автомобиль, который на зимней скользкой дороге не сможет сразу остановиться и совершит наезд.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

Хоккей, санки, коньки, снежки – это далеко не полный перечень того, что может подсказать детская фантазия. Причем мысль об игре может прийти в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время. Кто-то тряхнул ветку дерева и с неё посыпался снег на товарища. Тот воспринял это, как игру – и вот уже пошли в ход снежки. Дети бегают, догоняют друг друга и совершенно забыли о том, что рядом находится проезжая часть дороги, по которой движется транспорт.
2. Практическое задание
Учитель предлагает учащимся изобразить на листе бумаги катающихся на велосипеде, самокате, коньках, лыжах, санках детей. Затем каждый ученик объясняет, где можно кататься на этих устройствах и почему.
3. Вопросы для закрепления знаний
1. Где можно кататься на детских велосипедах и самокатах?

2. Где безопасно играть в футбол и другие подвижные игры?

3. Почему нельзя играть в снежки на проезжей части и тротуарах?

4. Почему нельзя кататься на коньках или санках вблизи дорог?
ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Я - пассажир
Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.

Новые слова: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Работа водителей общественного транспорта очень напряженная и ответственная, поэтому пассажиры не должны создавать дополнительных трудностей, отвлекая водителей разговорами.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать его можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии = на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Пассажирам также запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

Дети часто не знают, как обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай – спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходя стоящий на остановке общественный транспорт, необходимо соблюдать особую осторожность, не перебегать дорогу, убедиться, что с других направлений отсутствует приближающийся транспорт.

2. Практическое задание
Учитель просит учащихся изобразить на бумаге остановку общественного транспорта со стоящим на ней автобусом или трамваем. Изобразить пешеходов, которые правильно обходят стоящий транспорт. Затем учитель просит объяснить, почему опасно обходить трамвай сзади, а автобус – спереди.
3. Игра
Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

2. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

3. Через какую дверь нужно входить в автобус?

4. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

5. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?
ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие
Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за год обучения.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Начать это занятие можно с небольшой экскурсии. Учащиеся строятся парами, держась за руки – это правило движения по улице группы детей, которые должны идти по тротуару или пешеходной дорожке.

Учащиеся на экскурсии осматривают опасные места вокруг школы. Учитель вместе с учениками находят основные элементы дороги: проезжую часть, тротуар, газон, обочину, рассказывают, для чего они предназначены.

Учитель стремится научить детей видеть машины, уметь сконцентрировать на них внимание, слышать шум приближающихся транспортных средств.

Обращает внимание детей на то, как разговаривают между собой машины: с помощью звуковых сигналов, а также при помощи световых приборов. С помощью сигналов поворота желтого цвета водитель сообщает всем, что он собрался поворачивать или начать обгон. С помощью фонарей красного цвета, находящихся сзади автомобиля, водитель сообщает всем, что он тормозит.

Учитель поясняет первоклассникам, что безопасность на дороге зависит от времени года. Зимой или ранней весной, когда дороги скользкие, автомобиль остановить очень трудно. Поэтому переходить дорогу необходимо только тогда, когда машина находится достаточно далеко. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом – можно поскользнуться, упасть, и тогда наезд неминуем.

Учащиеся останавливаются около светофора или пешеходного перехода. С помощью учителя они вспоминают, как правильно надо переходить проезжую часть. Обращают внимание, как переходят дорогу в этом месте взрослые. Обращают внимание на нарушителей правил перехода дорог, объясняют, какой опасности они подвергают свою жизнь и жизнь окружающих.

Затем учащиеся направляются в класс, где закрепляют свои знания по Правилам дорожного движения, отвечая на вопросы викторины.

Викторину можно проводить, разбив детей на две или три команды в зависимости от того, сколько рядов парт в классе.

Учитель задает вопрос. Первоклассники поднимают руки. Отвечает тот, кто первым поднял руку. После его ответа другие учащиеся могут, подняв руку и получив разрешение, дополнить его ответ.

Специальная комиссия, куда могут входить родители, инспектор ГИБДД, учителя, оценивает полноту и правильность ответов. Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.
Вопросы для викторины.
1. Какие элементы дороги вы знаете?

(проезжая часть, тротуар, обочина, газон, островок безопасности)

2. Для чего предназначена проезжая часть дороги?

(для движения транспортных средств)

3. Перечислите виды транспорта, которые вы знаете.

(автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, мотоцикл, мопед, велосипед, самокат, гужевая повозка, вьючные животные – лошадь, верблюд, осел, як)

4. Кого называют водителем?

(человека, управляющего транспортным средством или сопровождающим вьючных животных)

5. Кого называют пассажиром?

(всех людей, находящихся в транспортном средстве, кроме водителя)

6. Какие дорожные знак вы знаете?

(предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»; запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»; предписывающие: «Пешеходная дорожка»; знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»; информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»)

7. Как называется этот знак (учитель показывает поочередно дорожные знаки)?

8. Какие светофоры вы знаете?

(трехцветные, двухцветные с изображенными на них человечками или велосипедами, светофоры-мигалки)

9. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

(красный и желтый – запрещают, зеленый – разрешает)

10. Как правильно обходить стоящие на остановке автобус или трамвай?

(нужно дождаться, пока они уедут, а затем переходить дорогу. Если автобус или трамвай стоят, то автобус нужно обходить сзади. А трамвай – спереди)


ВТОРОЙ КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





№ темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1
Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах


35 мин


-


-


10 мин


1

2

Из истории развития транспорта

25 мин

15 мин

-

5 мин

1

3

Кто следит за соблюдением Правил дорожного движения


20 мин


15 мин


-


10 мин


1

4

Дорожные знаки

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

5

Дорожная разметка и её предназначение


20 мин


10 мин


10 мин


5 мин


1

6

Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика


20 мин


5 мин


15 мин


5 мин


1

7

Как разговаривают автомобили

25 мин

15 мин

-

5 мин

1

8

Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

20 мин

-

-

25 мин

1


ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах
Цель занятия: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; внимательность, дисциплинированность.

Новые слова: Опасная ситуация, дорожно-транспортное происшествие.

Содержание занятия


1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребенка за один день), а почти 25000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности.

Часто нарушение правил дорожного движения становится для них вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте, Милиционера не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно. Учитель должен внушить ребенку мысль о том, что можно нарушить Правила дорожного движения только один раз и погибнуть.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Учитель обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

Затем можно переходить к повторению материала, пройденного в первом классе.
2. Вопросы для закрепления знаний
Учитель задает детям вопросы о правилах поведения на дорогах, выслушивает и дополняет их ответы.

1. В каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Переходить проезжую часть лучше всего там, где имеется светофор. Если его нет, то переходить надо по подземному или надземному пешеходному переходу (если они есть) либо по пешеходному переходу «зебра». В случае, если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то переходить надо в том месте, где отсутствуют ограждения, а дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Как правильно переходить проезжую часть?

Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если машин поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта. Если сразу перейти дорогу не удалось, нужно остаться на середине дороги, а не бежать назад.

Идти шагом, не бежать.

Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.

3. Как правильно переходить проезжую часть группе детей?

При переходе проезжей части группой детей необходимо всем остановиться, осмотреться и при отсутствии приближающегося транспорта начать переход. Надо прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а на дорогу.

4. Как правильно переходить проезжую часть в сопровождении взрослых?

Нужно крепко держать взрослого за руку, не отвлекать его разговором и не отвлекаться самому. Быть внимательным и осторожным.

5. Где и как правильно могут ходить пешеходы?

Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Ходить надо по правой стороне, чтобы не мешать движению других пешеходов.

Если тротуара или пешеходной дорожки нет, то ходить надо по обочине, а при её отсутствии – по краю проезжей части. При этом двигаться надо по левой стороне дороги, навстречу приближающемуся транспорту.

6. Где можно играть?

Играть в подвижные игры, кататься на детских велосипедах, самокатах, коньках, санках можно только во дворах, на детских и спортивных площадках, стадионах.

Нельзя играть на тротуарах – это мешает движению пешеходов.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (235.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru