Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ерохина Л.Д. Методическое пособие для аспирантов - файл n1.doc


Ерохина Л.Д. Методическое пособие для аспирантов
скачать (765.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc766kb.23.01.2013 15:03скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Министерство образования

Российской Федерации

Тихоокеанский государственный экономический университет

Кафедра философии и политологии

___________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к вступительным экзаменам по философии

для соискателей, поступающих в аспирантуру

(для нефилософских специальностей)


Владивосток 2008

УДК 1 (075.8)

Д 56

Д 56 философиЯ: Методические рекомендации к вступительным экзаменам по философии для соискателей, поступающих в аспирантуру (для нефилософских специальностей) /  Составитель Л.Д. Ерохина. – Владивосток: ТГЭУ, 2008. – 74 с.



 

Данные рекомендации предназначены для соискателей, поступающих в аспирантуру.

Структура и содержание этого учебно-методического пособия основаны на программе вступительных экзаменов по философии государственного образовательного стандарта для нефилосфских специальностей. В нем изложены вопросы, способные вызвать наибольшие трудности при подготовке к экзамену. Пособие адресуется соискателям и магистрантам.

В пособие включен список основной и дополнительной литературы, которую можно использовать при подготовке к экзаменам.

Учебное пособие отвечает программным требова­ниям


Тихоокеанский

государственный экономический

университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Философия в структуре мировоззрения

5-6

Философия и наука

6-7

Философия Древнего Востока (буддизм, конфуцианство)

7-9

Натурфилософия Древней Греции

9-10

Атомистическая картина мира Демокрита

10

Философия Сократа

10-11

Платон. Учение о государстве

11-12

Аристотель. Учение о материи и форме

12

Основные черты философии Средневековья. Патристика и схоластика

12-14

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения

14

Эмпиризм и рационализм Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

14-17

Европейское Просвещение

17-18

Критическая философия И. Канта

18-20

Система и метод философии Гегеля

20-21

Антропологический материализм Л. Фейербаха

21

Основные идеи марксистской философии

21-23

Позитивизм: основные этапы развития

23-25

Философия жизни и философия воли

25-26

Религиозная философия ХХ века: Ж. Маритен, Т. де Шарден

26-28

Философские аспекты психоанализа

28-29

Философия экзистенциализма: основные идеи

29-30

Проблема исторической судьбы России в философии XIX в. (П. Чаадаев, западники, славянофилы)

30-31

Идея всеединства в философии Вл. Соловьева

31-32

Свобода, личность, творчество как основные проблемы философии Н. Бердяева

32-33

Русский космизм

33-35

Учение о бытии

35-38

Изменение представлений о материи в истории философии и науки. Современные представления о структуре материи

38-39

Понятие движения и его сущность. Формы движения. Их координация и субординация.

40-41

Современные представления о пространстве и времени. Понятие пространственно-временного континуума

41-42

Познание как предмет философского анализа

42-44

Единство чувственного и рационального в познании

44-45

Проблема истины. Критерии истинности знания

45-47

Субъектно-объектные отношения. Понятие практики и ее основные формы

47-49

Научное познание. Эмпирический и теоретический уровни науки

49-50

Философия науки

50-51

Психика, сознание и самосознание, структура сознания

51-54

Диалектика и ее принципы

54-55

Законы диалектики

55-56

Категории связи: общее и единичное, сущность и явление

56-57

Категории структуры: часть и целое, форма и содержание. Понятие системы

58

Категории детерминации: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма

58-60

Культура. Материальная и духовная культура, их соотношение

60

Культура и цивилизация. Концепция локальных культур и цивилизаций

60-62

Характеристики индустриального и постиндустриального обществ

62-63

Духовная жизнь общества, общественное сознание и его структура

63-65

Мораль, политика, право: их соотношение и роль в обществе

65-66

Нравственное сознание как регулятор межличностных отношений

66-68

Проблема биологического и социального в классической философии

68-70

Смысл человеческого бытия: свобода и ответственность

70-71

Глобальные проблемы современности: их общие черты и иерархия

71-72



ФИЛОСОФИЯ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение есть способ духовно-практического освоения мира. Оно формируется всеми условиями жизни человека, его жизненным опытом, имеющимися знаниями (религиозными, нравственными, политическими, научными и др.). Т.е. это, по сути, совокупность всех знаний, убеждений, оценок человека. Философия занимает центральное место в структуре мировоззрения. Но в зависимости от знаний, веры, убеждений сама философия может содержать те или иные мировоззренческие установки. В философии различают материалистическое и идеалистическое мировоззрения. И, в соответствии с этим философия длительное время (вплоть до XVII-XVIII вв.) достаточно четко разделялась на материалистическую и идеалистическую.

Материализм – это учение о первичности материи и вторичности сознания. Под материей следует понимать, прежде всего, природу и объективную реальность, в которой мы существуем. Материалистическая философия в решении всех своих вопросов исходит из главного принципа – в мире нет ничего более реального, чем природа. Сознание же появляется вслед за природой, оно не может существовать само по себе.

Идеализм принципиально отличается от материализма. Идеализм – это учение, признающее первичность сознания и вторичность материи. Многие философы полагают, что в мире существует некое разумное начало, которое они определяют как Дух, высшее сознание, мировая душа. Функции это начала состоят в том, чтобы создавать и управлять миром. В этом идеализм иногда близок религии. Но, в то же время, между идеализмом и религией существует значительное различие. Основой религии является безоговорочная вера в создателя мира – Бога, в то время как философия допускает, что сознание является лишь частью бесконечного, самостоятельно существующего мира.

Материализм за 2 тыс. лет существования философии прошел пять этапов.

1) Стихийный материализм Древнего мира (VI в. до н.э.-II в. н.э.) Название это возникло из-за главного объекта размышлений античных греков. Они пытались найти некие начала мира. В качестве таковых они называли стихии: воду, огонь, воздух и др. Отсюда и возникло название «стихийный материализм». Ярко выраженными материалистами Античности были Демокрит и Эпикур.

2) Материализм Средневековья (VIII-XII в.в.). В эпоху Средневековья материализм был оттеснен на второй план идеализмом и в полном расцвете существовал только на Востоке (Авиценна). В Европе он принял скрытую форму рассуждений о том, что существует реально: Бог как общее начало и продолжение мира или отдельные конкретные вещи. Во втором случае Богу отводилась роль равнодушного создателя, но не правителя мира (Пьер Абеляр).

3) Материализм эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Он существовал в форме пантеизма. Пантеизм – учение о тождестве Бога и мира (от греч. pan - всеобщность, theos - Бог). Пантеизм был данью религии. Трудно, да и опасно было отказаться от идеи Бога даже на исходе Средневековья. Философы эпохи Возрождения (Джордано Бруно, Николай Коперник и др.) утверждали, что Бог существует в природе, он разлит в ней, поэтому и человек, и сама природа могут стать объектом поклонения наравне с Богом.

4) Механистический материализм XVII-XVIII вв. Механика оказала сильнейшее влияние на философию. Отсюда и название той философии, которая настаивала на признании первичности материи – механистический материализм (Томас Гоббс, Людвиг Фейербах).

5) Диалектический материализм. Он возник в начале XIX в. Его создателем был Фридрих Энгельс. В рамках это этапа материализма сложились современные представления о материи, природе и их свойствах.

Идеализм принципиально отличается от материализма. Идеализм – это учение, признающее первичность сознания и вторичность материи. Многие философы полагают, что в мире существует некое разумное начало, которое они определяют как Дух, высшее сознание, мировая душа. Функции это начала состоят в том, чтобы создавать и управлять миром. В этом идеализм иногда близок религии. Но, в то же время, между идеализмом и религией существует значительное различие. Основой религии является безоговорочная вера в создателя мира – Бога, в то время как философия допускает, что сознание является лишь частью бесконечного, самостоятельно существующего мира.

Различают две формы идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм – это учение о первичности высшего духовного начала, которое является первоосновой мира вне и независимо от человека. Объективный идеализм возник в V в. до н.э. в Греции. Его создателем был Платон. В ряду развития объективно-идеалистических концепций наиболее известной и совершенной является философская система немецкого философа начала XIX в. Гегеля.

Субъективный идеализм – это учение, отрицающее существование мира вне зависимости от сознания человека. Он возник в XVII в. Его создателем был английский религиозный философ Джон Беркли.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука есть своеобразная форма познания мира, форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности. Наука всегда выступает в виде целостной системы. Разрозненные, хаотические сведения еще не есть научное знание.

Философия и наука всегда взаимодополняли друга, хотя имели разные функции. Именно поэтому многие философы были и есть в настоящее время одновременно и учеными (Демокрит, Аристотель, Р.Декарт, М.Ломоносов, А.Эйнштейн, Н.Винер и др.)

Рост влияния науки поставил перед философией множество проблем. Прежде всего, возникла необходимость дать ответ на вопросы: является ли философия наукой и каково ее отношение к науке? Существует три возможных варианта ответов.

Первый вариант предполагает, что философия должна отказаться от самостоятельного статуса и играть подчиненную роль по отношению к науке. Такая точка зрения наиболее характерна для двух направлений в современной философии: неопозитивизма (Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат и др.) и аналитической философии (Бертран Рассел, Джон Мур, Людвиг Витгенштейн и др.). Они убеждены, что назначение философии состоит в том, чтобы изучать процесс научного познания, т.е. быть методологом науки. Ученый изучает реальность, а философ-методолог проясняет смысл его действий.

Второй вариант состоит в стремлении превратить философию в строгую науку, подобную физике или математике. Наиболее ярко этот вариант представлен таким направлением в философии как феноменология. Представители феноменологии (Эдмунд Гуссерль) были заняты разработкой особого метода, который позволил бы превратить философию в науку.

Третий вариант состоит в признании того, что философия не является и не должна быть наукой (Хосе Ортега-и-Гассет). Она есть нечто принципиально отличное от науки, как и от остальных форм культуры. Философия должна быть знакома с наукой, но не ограничиваться простым комментарием к ней. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки.

Сходство философии и науки мы можем выявить по трем основаниям. Во-первых, и наука, и философия изучают одни и те же объекты: мир в целом, природу, общество, человека. Во-вторых, философия и наука являются рациональными формами познания и поэтому имеют сходные методы познания. Они стремятся к логической обоснованности и строгости. Наиболее тесно связь философии и науки выявляется в рамках особой отрасли философского знания – философии и методологии науки. В-третьих, и науку, и философию объединяет одна цель – получение истинного знания о природе, обществе, человеке.

Различие между философией и наукой выявляется в ходе конкретизации данного понятия «истинное знание». В науке под знанием подразумеваются конкретные, точные, свободные от личного мнения сведения о предмете. Задача науки – найти точные ответы на точно поставленные вопросы о том, что собою представляет конкретная область природы. Другое дело – истина философская. Философия не есть научное знание. Она представляет собою результат отношения человека к миру. Наше понимание смысложизненных вопросов складывается из собственного опыта, поэтому истина философская всегда имеет личностный оттенок. Задача философского знания не в том, чтобы создать точную картину мира, а в том, чтобы создать целостную мировоззренческую установку, которую можно назвать истинной или ложной в зависимости от аргументов, привлекаемых для ее обоснования. Философия может привлекать для этого знания из различных областей науки не для их конкретизации, уточнения, а лишь для подкрепления тех или иных убеждений, принципов или высказываний.

Для науки знание есть самоцель (знание ради самого знания). Наука чаще стремится к истине ради самой истины. В этом состоит самостоятельная логика развития науки.

Для философии знание не является самоцелью. Оно есть метод для выявления способностей человеческого разума и для объяснения последствий его использования. Философия, изучая мир, привносит в знание субъективный элемент.

Для науки важен сам процесс научного исследования, для философии научное исследование приобретает ценность лишь в том случае, если оно помогает человеку найти смысл его существования и делает человека счастливее. Философия создает нравственные нормы и ценности, определяющие поведение ученого в отношении общества и последствий его труда.

Философия обобщает достижения наук, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но, с другой стороны, не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею задач. Один из величайших ученых ХХ в. Альберт Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилась делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (КОНФУЦИАНСТВО)

И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (БУДДИЗМ)

В Древнем Китае до возникновения философского миропонимания существовало мифологическое объяснение мира, которое было, безусловно, попыткой дать ответ на вопрос о происхождении мира и самого человека. В «Книге истории» («Шу-цзинь») говорится о пяти началах мира (вода, огонь, дерево, металл, земля). Здесь же делается попытка объяснить различные природные явления действием Ян и Инь. Возникает представление о высшем судье, правителе мира – Небе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (765.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru