Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Медведева Г.П. Профессионально-этический кодекс: теоретические и методологические аспекты - файл n1.doc


Медведева Г.П. Профессионально-этический кодекс: теоретические и методологические аспекты
скачать (644.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc645kb.23.01.2013 15:10скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Г.П. МЕДВЕДЕВА


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС:

учебно-методическое пособие


КАЗАНЬ 2004




СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………….….3


1. Профессионально-этическая система и профессионально-этический кодекс, их взаимообусловленность и соотношение……………..…...8

2. Профессионально-этический кодекс: сущность, цели, задачи…...…….….31

3. Профессионально-этические системы и кодексы: некоторые

исторические аспекты………………………….………………….…..52

4. Проблемы кодификации профессионально-этических систем…………….77

5. Вопросы методики разработки и составления профессионально-

этического кодекса…….………………………………………………………...98

6. Разрешение профессионально-этических конфликтов с помощью профессионально-этических кодексов.…………..………………...120

Заключение………………………………………………………………..….…141

Список использованной литературы……………………………………..…...143

Приложение. Примерный Профессионально-этический кодекс специалиста…………………………………………………..………146


ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание «профессионально-этический кодекс» хорошо известно в современном профессионально-практическом и научном мире. Как правило, упоминая о профессионально-этическом кодексе, специалисты имеют в виду то, что в данной профессиональной деятельности наличествует сложившаяся, изученная профессионально-этическая система, и она нашла свое отражение в официальном документе, принятом профессиональной ассоциацией на одном из ее форумов.

Профессионально-этические кодексы известны с давних времен, когда впервые человек, выполняющий, помимо обыденных, обособленные профессиональные функции, задумался о том, что не все законные с формальной точки зрения действия или действия, вполне укладывающиеся в рамки общественной морали, обычаев и традиций эффективны в конкретных профессиональных ситуациях. Специфическое содержание и сущность, смысл профессиональной деятельности представителей разных профессий убеждали в том, что профессионал порой должен сделать больше, нежели это предусмотрено законами и общественной моралью и наоборот, то, что с точки зрения закона и общественной морали может выглядеть безупречным, в конкретной профессиональной деятельности может стать фатальным, дать эффект, противоположный ожидаемому.

Например, в обыденной жизни считается нормальным, если люди делятся со своими близкими, знакомыми, соседями своими планами, высказывают мнение по поводу своей профессиональной деятельности и ее ближайших событий, невольно тем самым делая предметом обсуждения профессиональную деятельность и профессиональную группу вообще. Однако недопустимым будет считаться, если военный вне профессиональной среды обсуждает планы ближайших военных операций, тем более в условиях боевых действий. Неэтичными будут сочтены действия врача, который, выйдя от больного, обсуждает его интимные проблемы или особенности состояния и функционирования его организма или психики с посторонними лицами.

Можно заключить из этих немногих примеров, что не все поступки и действия, приемлемые или терпимые в обыденной жизни, допустимы в профессиональной деятельности. В то же время с точки зрения гражданского законодательства эти дискуссии или просто разговоры на тему своей профессиональной деятельности неподсудны – конституциями различных государств признается свобода слова. Попросту говоря, то, что возможно, не всегда допустимо и желательно с точки зрения даже общественной морали. А если учесть, что целый ряд видов профессиональной деятельности специфичен настолько, что требования общей морали могут быть сочтены специалистами чересчур расплывчатыми, неконкретными и попросту неприемлемыми, целесообразным будет перейти от общего к специфическому и в области морали. Иначе говоря, необходимо будет вступить в область профессиональной этики и морали.

Профессиональная мораль делает требования общественной (общей) морали более конкретными, учитывая особенности профессиональной деятельности. Это довольно длительный, постепенный процесс, поскольку формирование морали вообще и морали профессиональной в частности происходит в основном естественным путем, эмпирически, посредством длительного отбора из множества поведенческих реакций тех немногих, которые могут быть признаны профессионально и социально целесообразными. Следует еще раз подчеркнуть: не только профессионально, но и социально целесообразными, поскольку любая профессия и, соответственно, профессиональная деятельность, своим источником имеет потребности человека, потребности общества, а значит, должна оцениваться с точки зрения общественного блага и общественной пользы. При этом общественная польза стоит на первом месте, а на втором и третьем – благо и польза той части общества, которая обращается к данной профессиональной деятельности за помощью в решении своих проблем, и та его часть, которая представляет собой совокупную профессиональную группу.

Позднее, когда обращение к профессиональной морали становится привычным и признанно необходимым в профессиональной деятельности, возникает потребность осмысления и упорядочения сложившихся профессионально-моральных образцов и императивов, приведения их в систему, распространения их на все профессиональное сообщество. Это означает начало процесса формирования профессионально-этического кодекса. Еще позже специалисты не только начинают задумываться над упорядочением требований, норм, принципов и др. элементов профессионально-этической системы, но и предпринимать попытки объяснять и обосновывать их, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости элементов, уяснять функции и роли как каждого из элементов, так и их совокупности, выяснять закономерности их развития, трансформаций и т.п. Возникают профессионально-этические учения – теории профессиональной морали, которые затем составными частями, хотя порой фрагментарно, входят в профессиональную этику – науку о профессиональной морали, ее бытии, развитии и роли в профессиональной деятельности и обществе.

Упоминание роли профессиональной морали не только в профессиональной деятельности, но и в обществе вполне правомерно. Любой профессионал, специалист, является не только членом определенной профессиональной группы; он выполняет множество функций, не связанных прямо с профессиональной деятельностью и, соответственно, играет множество социальных ролей. И, видимо, нелепо будет отрицать, что профессиональные поведенческие стереотипы играют значительную роль в обыденной жизнедеятельности. Рабочее время – это время наибольшей активности, осознанности и осмысленности человеческого бытия в течение суток, а зачастую и в течение всей человеческой жизни. То, что делает человек в течение рабочего времени и то, как он это делает, порой незаметно для него самого переступает через временные границы рабочего времени и продолжает реализовываться в обыденной жизнедеятельности. Таким образом, привычное следование профессиональным стереотипам переносится в обыденную жизнедеятельность, и если они (стереотипы) сформированы в соответствии с этическими императивами, профессиональная мораль может оказать формирующее воздействие на мораль всего общества (особенно если профессиональная группа обладает в обществе существенным влиянием) и, следовательно, может играть не последнюю роль в жизни общества и его морали.

Формирование профессионально-этических учений в современном мире происходит несколько иначе, нежели это происходило в античном мире, в период средневековья. Современные специалисты уже хорошо осведомлены о роли морали вообще и профессиональной морали в частности; они знают, что такое профессионально-этический кодекс и каким примерно он может и должен быть. Имеется огромное количество учебной и специальной литературы по проблемам этики и морали, профессиональной этики и профессиональной морали. Поэтому сегодня разработка профессионально-этического кодекса (именно разработка, а не постепенное его формирование и затем оформление в собственно кодекс) может идти одновременно с профессионально-этическими исследованиями или даже опережая их, чему много примеров.

Данная работа представляет собой попытку оказать помощь специалистам различных профессиональных групп в разработке профессионально-этических кодексов – документов, принимаемых различными профессиональными сообществами в нашей стране и за рубежом. Исследования, проведенные автором в области профессионально-этических кодексов, убеждают, что ряд кодексов нуждается в совершенствовании, и это естественно, хотя само их наличие может расцениваться как свидетельство все более ответственного отношения специалистов к своей профессиональной деятельности, все более глубокого осознания ими социальной значимости своей профессии.

Предлагаемое учебно-методическое пособие не претендует на исчерпывающую глубину и полноту изложения материалов, накопленных к настоящему времени специалистами в области этики вообще и профессиональной этики в частности. Однако, если, воспользовавшись пособием, специалисты смогут быстро составить проект профессионально-этического кодекса для своего вида профессиональной деятельности, цель настоящей работы будет достигнута.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС, ИХ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ

Термин «этика» известен с давних пор, еще с античных времен, когда Аристотель в своем произведении «Никомахова этика» (или «Этика к Никомаху») употребил его в значении, несколько напоминающем современное. Этика (греч. ethika, от ethos - обычай) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии, выделившихся из нее и в дальнейшем развивавшихся на собственной основе. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был использован термин “этика”1. Как отрасль философского знания, этика призвана на теоретическом уровне изучать и решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным, специфическим образом обосновывает практическую деятельность человека.

Практическая деятельность человека многогранна, но все же ее можно очень условно представить как совокупность его трудовой деятельности, служащей удовлетворению интересов всего общества, и обыденной деятельности, призванной удовлетворять потребности в основном самого человека. Четкую грань между этими двумя типами деятельности провести трудно, поскольку человек – это всегда член общества, и его интересы тесно связаны с интересами общества. Тем не менее трудовая и обыденная деятельность человека различаются по степени обобществления труда, специализации и кооперации, масштабам деятельности, ее социальной значимости и т.д.

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, отличающимся от деятельности обыденной, в связи с чем можно говорить о том, что этическое учение, направленное на ее обоснование (с этических позиций) и регулирование, должно иметь определенную специфику. Но в то же время это этическое учение не должно противоречить постулатам и императивам общей этики, поскольку трудовая деятельность человека – это одна из составляющих совокупной деятельности человека. Значит, целесообразно говорить о феномене профессиональной этики как одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной трудовой деятельности, представляющей собой науку (учение, теорию) о профессиональной морали, включающую в себя совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, идей о должном, а также требований к качествам личности специалиста, отражающих сущность профессии и обеспечивающих те взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда, которые вытекают из содержания их профессиональной деятельности. Поскольку этика и мораль не могут быть сведены ни только к человеческой логике, ни только к эмоциям как мотивам поведения и действий, профессиональная этика представляет собой нравственное самосознание профессиональной группы, ее психологию и идеологию.

Этика профессиональной деятельности (профессиональная этика), как раздел общей этики, изучающий профессиональную мораль специалистов, получила научное и общественное признание примерно с середины ХХ века, хотя, подобно большинству отраслей знания, спонтанно развивалась с глубокой древности в рамках философии, этики, теологии и других научных дисциплин, а также социальной и профессиональной практики. Она не является полностью автономной и самостоятельной научной дисциплиной, поскольку органично включена в общие этические основы человеческой жизнедеятельности в качестве одного из подвидов, несущих в себе основные характерные признаки системы в целом, а ее основные нормы и принципы представляют собой конкретизацию для профессиональной деятельности требований принятой в обществе общей этической системы.

Таким образом, профессиональная этика систематизирует и конкретизирует требования общей, господствующей в обществе этической системы применительно к сфере профессиональной деятельности, а этическая система каждой отдельно взятой профессии, в свою очередь, конкретизирует требования профессиональной морали с учетом специфики каждой отдельной профессии (группы профессий, объединенных общей сферой деятельности). На этом основании общая этика, профессиональная этика и этика конкретного вида профессиональной деятельности (например, практической психологии, педагогики, юриспруденции, социальной работы и т.п.) соотносятся как общее, особенное и специфическое.

Исследования в области профессиональной этики активно проводятся в нашей стране и за рубежом в основном с середины 60-х годов нашего века. В работах, посвященных исследованиям в этой области, подчеркивалось, что этика - одна из важнейших форм регламентации профессиональной деятельности, оказывающая существенное влияние на все структурные элементы деятельности и личность специалиста, в связи с чем признавались необходимыми изучение этических основ различных видов профессиональной деятельности, систематизация этических ценностей и норм и разработка на их основе профессионально-этических кодексов. Теоретические и методологические проблемы общей и профессиональной этики рассмотрены в работах отечественных философов Архангельского Л.М., Гусейнова А.А., Журавлева В.В., Чеботаревой Э.П., Целиковой О. П., Туманова С.В., Рувинского С.И., Гришина Э.А., Согомонова Ю.В., Уткина С.С., Титаренко А.И., Нестерова В.Г., Федоренко Е.Г., Беляковой Г.И. и других. Специалистами подчеркивается, что профессиональная этика, чтобы быть достаточно авторитетной и эффективной формой регламентации профессиональной деятельности, должна отражать не только и не столько нормы и требования господствующей в обществе морали, сколько сущность и специфику конкретной профессии, способствуя выполнению ею основных задач, повышая результативность и качество деятельности. При выполнении этого условия профессиональная этика приобретает значение и статус одной из фундаментальных основ профессиональной деятельности, наряду с теоретическими и технологическими базовыми научными дисциплинами и становясь, наряду с этим, значимой составной частью общественной морали.

Моральная регуляция не является исключительным, автономно функционирующим и самостоятельным видом регуляции профессиональной деятельности. Она, в силу своих особых свойств воздействовать на личность специалиста, дополняет и существенно усиливает все формы регуляции профессионального поведения и деятельности, воздействуя главным образом на их смысл, характер и качество путем сопоставления целей, содержания, условий, средств и результатов деятельности с понятиями о человеческом благе, добре и зле, справедливости и несправедливости, сущем и должном.

Спецификой этого вида нормативной регуляции является то, что она с этических позиций предъявляет специфические, детерминированные смыслом и содержанием деятельности, требования не только к деятельности, отношениям и поведению, но и к личности специалиста. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей, систематизируя накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, изучая, обобщая и модернизируя его в процессе совершенствования общественных и производственных отношений. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность, модификация общей этики, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль вообще и мораль конкретных видов и типов профессиональной деятельности. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.

В практике повседневной профессиональной деятельности профессиональная этика чаще всего предстает как совокупность профессионально значимых ценностей, идеалов, принципов, норм, правил поведения специалистов, требований к его личности2. Компоненты этой совокупности взаимозависимы и взаимообусловлены, функционально связаны друг с другом; их совокупность приобретает новые свойства, отличные от свойств каждого из отдельно взятых элементов и не существовавшие у каждого из них в отдельности. Они обладают способностью выбывать из системы вследствие невостребованности и т.д., т.е. профессиональная этика обладает всеми свойствами системы. Поэтому совокупность элементов профессиональной этики можно рассматривать как систему элементов профессиональной этики (профессионально-этическую систему). Структурные элементы профессионально-этической системы подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основной задачей профессиональной этики является воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению задач, стоящих перед профессией. В целом же профессиональная этика является приложением, специализацией общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.

Профессионально-этическая система каждого вида профессиональной деятельности является относительно самостоятельной компонентой как моральной системы общества, так и системы самой профессиональной деятельности, каждого ее вида. Ее относительная самостоятельность проявляется в том, что:

  • ее свойства как системы не сводятся к сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают интегральностью;

  • она обладает способностью придавать новые свойства составляющим ее элементам, включать в себя новые, видоизменять и исключать имеющиеся элементы;

  • обладая структурной целостностью, она выступает в качестве подсистемы других систем - системы профессиональной деятельности и системы общественной морали;

  • она закономерно связана с изменениями в социальной среде и профессиональной деятельности, однако отражает их лишь в той мере, в какой это не вступает в противоречие с ее собственными этическими ценностями.

Объектом изучения профессиональной этики является профессиональная мораль специалистов, а ее предметом - возникающие в процессе работы моральное сознание, моральные действия и моральные отношения специалистов между собой, с клиентами и их окружением и с обществом в целом, а также их моральный опыт, складывающийся в процессе профессиональной практики.

Важнейшей целью профессиональной этики, наряду с изучением особенностей бытия и развития профессиональной морали, является обеспечение и поддержание социально одобряемого смысла, сущности и содержания профессиональной деятельности а задачей - нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов.

Основными категориями профессиональной этики являются: профессиональная мораль, профессиональные моральные отношения, моральное сознание, моральные действия, профессиональный долг и ответственность специалистов.

Мораль (от лат. mos – мораль, moralis – моральный,) членов профессиональной группы, являясь формой их коллективного ценностного сознания, характеризует способы их поведения в формальных и неформальных ситуациях и является отражением моральных отношений в обществе и профессиональной группе. Основная функция профессиональной морали – согласование действий членов профессиональной группы на основе законов и закономерностей функционирования и развития как общества в целом, так и конкретного вида профессиональной деятельности.

Этика вообще и профессиональная этика в частности основывается на моральных нормах (лат. norma - правило, образец: одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания3), принимаемых профессиональным сообществом в качестве одного из важнейших регуляторов, детерминирующих совместную деятельность и существование, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность профессиональной деятельности и ее смысл. Применение этического подхода к анализу, обоснованию и регулированию профессиональной деятельности демонстрирует стремление ученых и практиков вернуть этическим нормам то императивное значение, которого они заслуживают, и повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за этичность своих действий, повысить значимость и актуальность ценностного содержания профессиональной деятельности для каждого специалиста, всей системы профессиональной трудовой деятельности и общества в целом.

Профессиональная мораль - не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной профессиональной деятельности. Она и соответствующее этическое учение функционируют наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий с точки зрения конечного результата, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного с точки зрения технологии пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает специалисту осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений, участвующих в процессе деятельности, на основе общности интересов и единства ценностных ориентаций его участников.

Профессиональная этика не является каким-либо исключительным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса. Напротив, профессиональная этика требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп, и значит, неукоснительного соблюдения действующего законодательства и технологического процесса. Профессиональная этика требует от специалиста поиска резервов, использования всех возможных видов ресурсов - от социальных до личных ресурсов самого специалиста и его клиента - в социально и профессионально одобряемых целях, а не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.

Основные виды и типы моральных отношений, возникающие в процессе профессиональной деятельности как совокупность зависимостей и связей между участниками процесса деятельности, с точки зрения содержания заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек-среда”. Действительно, в чем бы конкретно ни заключалась проблема человека, его взаимодействие со средой (социальной, природной и т.п.) нарушается, а значит, нуждается в коррекции, оптимизации. Воздействие производится на человека, если это необходимо, или на среду его жизнеобитания, если изменения в человеке невозможны или нецелесообразны, или на оба компонента этой системы. Каждая профессия рассматривает саму систему «человек-среда» специфически, с учетом особенностей самой себя, но в самом общем виде деятельность специалистов заключается в оптимизации именно этой системы.

Моральные отношения возникают между специалистами внутри коллектива, между специалистами и их клиентами, между специалистами и социальным окружением клиентов, между специалистами и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми их связывает необходимость взаимодействия с целью оказания разнообразной помощи клиентам в рамках профессиональной деятельности. Наконец, это отношения, возникающие между институтом данной профессиональной деятельности как одной из государственных структур и обществом и государством. В сфере профессиональной деятельности моральные отношения определяют в значительной степени те профессиональные обязанности, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти моральные отношения и характеризуют содержание профессиональной морали.

Моральные отношения как правило существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; этических принципов, лежащих в основе деятельности в качестве важнейших, основных руководящих правил деятельности, которым подчиняется вся деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и постоянно развивать субъекты деятельности в себе и транслировать их на клиентов и общество в целом, и постоянного самоконтроля и взаимного контроля специалистов в процессе их деятельности. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы, стремиться к достижению профессиональных идеалов. Поэтому в этических нормах отражаются основные требования и критерии оценки поведения и действий специалиста, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием труда, связанными с целями, содержанием деятельности, ее методами, положением самой деятельности и членов профессиональной группы в обществе, социальными отношениями в обществе на данном этапе его развития.

Моральное сознание специалиста представляет собой отражение его социального и профессионального бытия и деятельности, возникающих в их процессе отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях, о профессиональном долге. Эта особая форма осознания специалистом социальной и профессиональной необходимости получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не только с точки зрения их необходимости и практической пользы, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо, которое он представляет для общества и клиентов, а значит, с точки зрения нравственности, и для самого специалиста, для всей профессиональной группы и профессиональной деятельности. В силу этого профессиональная деятельность конкретным специалистом осуществляется не только вследствие того, что она необходима обществу или клиентам, но и вследствие того, что она необходима самому специалисту, т.к. предоставляет ему возможность принести пользу, достичь блага для наиболее нуждающихся в нем и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки и ценностные ориентации. Моральное сознание как специалиста, так и совокупной профессиональной группы представляет собой довольно сложное образование, поскольку в его формировании участвуют различные факторы: и сущность и содержание деятельности, и совокупное общественное сознание, и совокупное сознание социальной группы, к которой принадлежит специалист и т.д. Поэтому моральное сознание порой оказывается весьма противоречивым.

Моральные действия. Любой вид профессиональной деятельности характеризуется определенными постоянно наличествующими структурными элементами, которые могут быть рассмотрены и оценены с позиций морали и нравственности. Специалист действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия моральным нормам, т.е. с точки зрения соответствия понятиям общества или микросоциума о добре и зле.

Например, с точки зрения профессиональной этики могут быть оценены действия специалиста в области социальной работы. Если рассматривать социальную работу с точки зрения ее содержания, то процесс деятельности может быть охарактеризован как совокупность действий специалиста, направленных на оказание помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию с целью преодоления этой ситуации и возвращения к нормальному социальному функционированию. И какие бы цели не ставил перед собой специалист, содержание его профессиональной деятельности внешне останется неизменным. Но сами цели могут быть разными: это может быть искренне сочувствие человеку и желание помочь ему в беде, но может быть и желание впоследствии получить от этого человека какое-то значимое воздаяние, или сделать себе соответствующую рекламу, или что-либо еще, связанное с удовлетворением в первую очередь личных потребностей. Если в первом случае специалист заслужит одобрение и общества, и профессиональной группы, то в других это будет скорее порицание. Аналогичным образом будет вызывать уважение врач, занимающийся врачебной практикой потому, что желает помочь своим пациентам сохранить или восстановить здоровье; врач, избравший медицину как средство личного обогащения за счет людей, находящихся зачастую в критической ситуации, вряд ли будет пользоваться уважением и любовью своих пациентов. Человек, пришедший в определенную сферу профессиональной деятельности только потому, что рассчитывает за счет нелегитимных мер добиться собственного экономического благополучия, вряд ли будет пользоваться уважением как коллег, так и клиентов.

Моральная компонента всех элементов профессиональных действий и деятельности в целом позволяет не только оценивать каждый из этих элементов в отдельности, но и оценить их взаимное соответствие. Так, например, одним из наиболее древних и в то же время актуальных («вечнозелёных») вопросов философской этики является вопрос о соответствии цели и средств; оправдывает ли благородная цель применение любых, в том числе заведомо «неблагородных» средств? Чаще всего очередное решение заключает в себе категоричный приговор: средства должны в этическом плане соответствовать цели; применение неэтичных средств может скомпроментировать самую благородную цель и свести достижения на нет. Цель далеко не всегда оправдывает средства, победителей судят, в том числе и за это. Однако вновь и вновь люди пытаются оправдать не столько применяемые для достижения цели средства, сколько самих себя за моральный либерализм, вседозволенность и слабость.

Профессиональная этика и мораль в значительной степени определяют содержание профессионального этикета, представляющего собой совокупность правил профессионального поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими специалиста клиентами, коллегами, представителями различных органов и учреждений и т.п., формы обхождения и приветствия, поведение на работе и в иных общественных местах, манеры и одежда)4. Современный этикет предполагает, что поведение человека, его манеры, жесты, мимика и т.д. призваны не скрывать, как это было ранее, но напротив, раскрывать отношение специалиста к людям. Вместе с тем в профессиональной деятельности могут иметь место ситуации, когда специалист не должен будет демонстрировать свое истинное отношение к клиенту и его обстоятельствам. Например, если врач будет разговаривать с терминальным больным, и его лицо будет выражать отчаяние по поводу безнадежного состояния больного, вряд ли это пойдет тому на пользу. Далеко не всегда целесообразно следователю демонстрировать своим поведением, что он имеет определенные подозрения в отношении свидетеля. Аналогичные примеры можно привести и из других профессиональных областей. В целом можно сказать, что порой специфика профессиональной деятельности и интересы дела (которые не следует путать с личными интересами специалиста) требуют умения скрывать свои мысли.

Современный этикет, как правило, не требует от специалиста сверхсложных проявлений. Если специалист руководствуется своим пониманием смысла и сущности профессиональной деятельности и основными принципами этикета5, его поведение будет нормативным.

Профессиональный долг специалиста представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями6. Долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в процесс выбора поступков, а также ориентирующий человека на достижение социально и индивидуально значимых результатов. Должная регуляция может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. В требованиях долга находят отражение интересы той или иной группы или личности. Осознание и переживание этих интересов, выделение их них общих с личными интересами специалиста как представителя профессии приводит к возникновению и сознанию чувства профессионального долга. По сути дела сознание и чувство долга есть констатация зависимости специалиста от общества, профессиональной группы, поскольку содержание профессионального долга носит, как правило, внешний по отношению к личности характер. Поэтому долг выступает как форма регуляции поведения специалиста со стороны общества или профессиональной группы, форма и основание моральной оценки его поведения и деятельности. Это, однако, не исключает того обстоятельства, что должное поведение для личности может стать привычным, полностью соответствовать ее ценностной системе, склонностям, установкам и т.п.

Долг содержит в себе самопринуждение, поскольку объективен, проистекает из законов морали и не всегда совпадает с собственными установками личности и ее склонностями. Должное поведение, т.е. поведение в соответствии с деонтологическими7 принципами, имеет место, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Отсюда следует, что, базируясь на внешней по отношению к личности, объективной необходимости, должное поведение в конечном итоге детерминируется внутриличностными причинами. Иначе говоря, долг содержит в себе диалектическое единство объективной необходимости и субъективной активности человека. Самопринуждение как механизм реализации должного поведения не означает, однако, что должное поведение всегда сопровождается исключительно негативными эмоциями или иными негативными состояниями личности. Выполнение долга может стать одним из источников удовольствия («чувство выполненного долга», удовлетворенность), с точки зрения результата выступающего как фактическая полезность процесса самопожертвования.

Ответственность специалиста перед кем-либо (в том числе и перед собой) за результаты его профессиональной деятельности формируется в процессе самой деятельности в результате присвоения ею социальных, профессиональных и групповых ценностей. Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности, состоянием процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Внешний, формальный контроль специалиста за ходом процесса деятельности направлен в основном на соблюдение необходимых параметров процесса, тогда как внутренний, неформальный заключается в основном в саморегуляции его деятельности в соответствии с чувством долга. Идентификация специалистом себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от его индивидуальной активности, что побуждает изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели.

Каждая существующая и существовавшая ранее в обществе профессия в той или иной мере востребованы обществом, нуждающемся в определенном продукте, что предполагает развитие целенаправленной профессиональной деятельности, выполняющей определенный социальный заказ общества и в соответствии с этим выполняющей определенные функции. Основой профессионально-этической системы любого вида профессиональной деятельности, наряду с сущностью, смыслом и содержанием профессиональной деятельности, являются общие для представителей всех профессий требования профессиональной морали, выраженные в ее социальных функциях. Соответственно, профессиональная деятельность человека в жизненно важных сферах, прямо влияющих на судьбы общества, требует особых, конкретизированных систем этических норм и принципов, отвечающих содержанию профессиональной деятельности и производственных отношений, возникающих между людьми в ее процессе и отвечающих требованиям и ожиданиям социума в части выполнения социального заказа.

Вместе с тем, каждый вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности. В связи с этим для каждого специфического вида профессиональной деятельности приобретает огромное значение выполнение тех частных требований морали, которые учитывают специфику конкретной профессиональной деятельности как особого вида социальной профессиональной деятельности. Эти требования в той или иной форме находят отражение в общественной морали, но носят обезличенный, усредненный характер, что является целесообразным, поскольку общественная мораль носит преимущественно “рамочный характер”, определяя лишь основные направления поведения, деятельности и отношений личности или группы в обществе, выраженные в наиболее общих нормах и принципах, требованиях к личности и пригодные для применения в любых жизненных ситуациях. В силу этого нормы, принципы, требования и т.п. элементы профессиональной этики не противоречат аналогичным элементам общественной морали.

Таким образом в качестве основных факторов, детерминирующих содержание профессиональной этики, могут быть выделены следующие:

  • конкретно-исторический тип общества и присущие ему уровень развития общественных отношений, человеческого сознания, способы производства и распределения;

  • господствующая в обществе система морально-нравственных отношений, идеалов и ценностей;

  • особенности профессионально-трудовой деятельности человека на конкретном этапе социального развития;

  • специфика деятельности, предъявляющей определенные требования к поведению и действиям, отношениям и личностно-нравственному облику специалистов.

Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она не учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к профессионально-этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). Например, моральные ориентиры общества могут определять не только наличие профессий и направлений деятельности, но также и их содержание; а они, в свою очередь, определяются национальным менталитетом, обычаями и традициями, наличными условиями бытия. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, ее содержание также требуют вполне конкретной этической регламентации. Профессия в известном смысле – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, рализаторы профессиональных действий, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. Наконец, в современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессионально-этических систем одинаковых или близких видов деятельности друг на друга в разных странах.

Наиболее значимые элементы профессионально-этической системы могут быть сведены в профессионально-этический кодекс.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС (от латинского codex - книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами данного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением8.

Профессионально-этический кодекс является отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя хотя и не все, но все же наиболее важные ее компоненты. Но вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не давая им объяснений и обоснований, не показывая хода рассуждений и т.п.. Таким образом, различия профессиональной этики, профессионально-этической системы и профессионально-этического кодекса имеют место. Но вместе с тем они не всегда в должной мере отражаются и в сознании, и в специальной литературе.

В настоящее время профессиональная этика иногда определяется как “кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности”9, а сам этический кодекс трактуется как “свод нравственных норм, предписываемых к исполнению”10. Такое определение профессиональной этики представляется не вполне корректным, поскольку отсутствие кодекса (наличие которого предполагает предварительную работу по изучению, анализу, систематизации профессиональных этических норм, а затем легитимизацию этого свода) не означает отсутствия самих норм и даже целостных этических систем, сложившихся в данной сфере профессиональной деятельности. Исходя из определения, предложенного в “Словаре по этике”, можно сделать заключение, что этическая система профессиональной деятельности и этический кодекс профессиональной группы представляют собой одно и то же. Такое заключение представляется не вполне верным по следующим соображениям:

  • Определение, предложенное в “Словаре”, фактически ставит знак тождества между этической системой и формализованным изложением сущности этой системы. Это представляется неверным, поскольку они не идентичны. Нельзя, например, считать, что философия и учебник по философии - одно и то же, так как философия - это наука, в то время как учебник по философии является печатным изданием, включающим в себя изложение основных положений науки. Таким же образом этика профессиональной деятельности представляет собой теорию профессиональной морали специалистов, профессионально-этическая система – это система элементов, входящих в профессионально-этическое учение, тогда как профессионально- этический кодекс является схематичным изложением данной теории в ее прикладном варианте и включает в себя лишь основные (хотя и не всегда) элементы профессионально-этической системы.

  • Данное определение априорно предполагает, что кодекс составлен с учетом всех этических норм и правил, сложившихся и реально функционирующих в профессиональной деятельности, на основе глубокого их понимания и осмысления. По сути дела, данное определение констатирует ничем не подтвержденный факт, что профессионально-этический кодекс является идеальным, точным и полным отображением реально существующей профессионально-этической системы. Это, безусловно, возможно, но далеко не во всех случаях бывает именно так. В первую очередь, следует иметь в виду, что в кодексе представлены, как уже говорилось, не все элементы профессионально-этической системы, а основные, или, правильнее сказать, те, что представляются основными его разработчикам. Кроме того, нередки случаи, когда в профессионально-этический кодекс вносятся элементы явно не этические по сути. Корректнее было бы предположить, что профессионально-этический кодекс является более или менее удачным отображением профессионально-этической системы, но все же не идеальной его копией.

  • Профессионально-этический кодекс представляет собой сведенные воедино и в установленном порядке легитимизированные профессиональной группой и обществом этические нормы и принципы деятельности, а также требования к профессионально-значимым качествам личности специалиста, складывавшиеся спонтанно на протяжении достаточно длительного периода времени и затем осмысленные и обоснованные. Исходя из предложенного “Словарем” определения, можно заключить, что если нет кодекса, то нет и профессионально-этической системы, что представляется по меньшей мере спорным. Потребность в кодификации профессионально-этической системы, как правило, возникает именно тогда, когда ценности и идеалы, этические нормы и принципы, представления о долге и профессионально значимых качествах личности специалиста уже в основном сформированы эмпирически и стали довольно целостной системой, хотя не обязательно осознаваемой в качестве таковой, т.е. на позднейших этапах ее формирования.

  • Определение, предложенное в “Словаре по этике” и трактующее профессиональную этику как этический кодекс, дает основания предполагать, что этическая система может быть придумана и впоследствии записана, т.е. является искусственно разработанной и, соответственно, имеющей авторов, поскольку этический кодекс - это документ, который при желании действительно может быть разработан (сочинен, как и любое произведение популярного или специального содержания). Этот вывод противоречит общеизвестному факту, что этические системы не разрабатываются, а складываются постепенно в результате длительного эмпирического апробирования разнообразных видов поведенческих реакций, их целесообразного отбора и лишь впоследствии, на поздних этапах своего существования и функционирования могут оформляться в виде кодекса, что вовсе не является обязательным. Профессионально-этический кодекс, как отражение реально существующей профессионально-этической системы, безусловно может иметь авторов, разработчиков, предпринявших попытку осмысления и систематизации, организационного и правового оформления реальной профессионально-этической системы, ее популяризации среди представителей профессиональной группы. Но было бы нелепо думать, что какие-либо реально функционирующие ценности, нормы, правила, требования профессиональной практики могут иметь конкретного автора;

  • Этика профессиональной деятельности, являясь теорией профессиональной морали, неизбежно включает в себя не только констатацию неких (как правило, почти аксиоматичных, перешедших из философской этики) положений и императивов, но и их обоснование, доказательство, изучение источников и корней, исследование внутренних и внешних связей и зависимостей, выявление тенденций развития, что в известной мере дает основания рассматривать ее как учение, науку, теорию, представляющую собой подраздел философской этики. Образно говоря, этика, как и любая наука, представляет собой путь, который необходимо пройти от определенной исходной точки, чтобы прийти к некоторому логичному итогу. Кодекс же, в отличие от этики, не может и не должен включать в себя всю логическую цепочку рассуждений, все условия, причины и следствия. Он опирается на достижения этической научной мысли, используя ее результаты и преподнося их пользователю, как правило, в императивной, но доступной для усвоения и реализации форме;

  • Профессионально-этический кодекс обладает так называемыми качествами абсолютной завершенности вследствие того, что после этапов подготовки проекта кодекса и его обсуждения, он легитимизируется – принимается, утверждается - и становится документом, содержащим обязательные для выполнения всеми членами профессиональной группы нормы и правила. Он не подвержен каким бы то ни было изменениям на определенный период времени, до того, как подвергнется официальному пересмотру в соответствии с официально установленной процедурой. Можно быть им недовольным; можно искать и находить в нем несовершенства и даже ошибки, но тем не менее, в нем нельзя самовольно изменить ни одной буквы до тех пор, пока профессиональное сообщество не примет решения о его пересмотре. В таком завершенном виде кодекс может существовать сколь угодно долго: сроки его «жизни» определяются либо им самим, если есть соответствующие указания в кодексе о процедурах и сроках отмены, пересмотра, внесения изменений и т.п., или потребностями всего профессионального сообщества. Этическая система, как и этическое учение, напротив, является открытой, саморазвивающейся системой, содержащей в самой себе потенциал развития и гибко реагирующей на изменения среды, в которой функционирует. Не существует никаких официальных рамок, сдерживающих или хотя бы регулирующих темпы и направление ее развития.

Таким образом, для определения профессиональной этики и соответствующей ей профессионально-этической системы целесообразнее пользоваться другими формулировками, не сводящими ее к профессионально-этическому кодексу, а представляющими ее как один из разделов философского учения о морали. Е.Г. Федоренко предлагает определение профессиональной этики и морали, в котором профессиональная этика выступает как наука, изучающая бытие профессиональной морали, ее специфику, условия формирования, закономерностей развития в конкретных исторических формациях, а профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности11 и, соответственно, является формой коллективного сознания совокупной профессиональной группы. Такое определение профессиональной этики и морали представляется более корректным, нежели приведенное в “Словаре по этике”12 и рассматривающее профессиональную этику в качестве профессионально-этического кодекса, но не раскрывающего при этом специфики профессиональной этики как раздела общей философской этики.

Из вышесказанного видно, что основой профессионально-этического кодекса является профессионально-этическая система, обоснованная в профессионально-этическом учении (теории). Полноценно развиваться профессионально-этический кодекс может лишь на основе профессионально-этического учения (теории) и с учетом соответствующей профессионально-этической системы. Профессионально-этический кодекс вторичен по отношению к профессиональной этике и профессионально-этической системе в том смысле, что он основывается на них, а не наоборот. Поэтому при разработке профессионально-этического кодекса следует учитывать теоретические положения профессиональной этики и элементы ее системы.


2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС:

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Профессиональная этика как отрасль научного знания и учебная дисциплина достаточно успешно развивается не первое десятилетие. Благодаря многочисленным научным исследованиям в области философской и профессиональной этики и морали эта отрасль знания в значительной степени исследована. Изданы учебники, учебные пособия и другая учебно-научная литература по проблемам этико-ценностного регулирования деятельности специалистов различных отраслей. При желании любой специалист может начать самостоятельное изучение профессиональной этики, обратившись к этим изданиям. Проблемы профессионально-этической кодификации профессиональной деятельности, следовательно, на основе привлечения результатов проведенных научных исследований могут быть успешно разрешены.

Само появление этических кодексов в различных видах профессиональной деятельности означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических ценностей и норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса и его последующий пересмотр американскими социальными работниками явились важным условием соблюдения членами этой профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности, возможность оценки и контроля этичности действий специалистов с точки зрения принятых их национальной ассоциацией этических императивов. Недостаточно и далеко не всегда оправдывает себя, как уже говорилось ранее, опора на общественную мораль, поскольку в отдельные периоды развития общества, особенно в периоды его нестабильности и перехода от одного состояния к другому13, она может быть неприемлема как вообще, так и особенно в таких видах профессиональной деятельности, как, например, медицина, социальная работа, педагогика.

Таким образом, очевидно, что некоторые виды профессиональной деятельности требуют от специалистов более высокого, нежели в других сферах уровня этической компетентности и более высокого с точки зрения этики качества деятельности. Но принятие и главное – реализация - такого решения, как повышение компетентности путем самостоятельного изучения специальной этико-аксиологической литературы по профессии может оказаться неэффективным в целом ряде случаев. Например, трудно предположить, что каждый специалист-практик, пришедший в конкретную профессиональную деятельность из любой иной сферы профессиональной деятельности, даже ощущая потребность в повышении этико-аксиологической компетентности, возьмет в руки соответствующий учебник и самостоятельно возьмется за изучение профессионально-этических основ своей новой деятельности. К сожалению, далеко не каждый член профессиональной группы занимается самообразованием, хотя с точки зрения нужд профессии и потребностей общества необходимость этого очевидна. Не все учебные пособия по профессиональной этике можно рекомендовать для изучения вообще и для самостоятельной проработки в частности; значительная их часть требует определенного учебно-научного уровня компетентности и подготовленности. Не следует закрывать глаза и на то обстоятельство, что абсолютно в каждой профессиональной сфере заняты специалисты с разным уровнем образования, как общего, так и профессионального. Кто-то из них закончил учебное заведение так давно, что почти полностью утратил навыки самостоятельной учебы. И, кроме того, профессиональная этика – это относительно самостоятельная область научного философского знания; знания профессиональных технологических аспектов может оказаться недостаточным, чтобы считать себя подготовленным для самостоятельных изысканий в области профессиональной этики. А в любой отрасли имеются достаточно сложные и тонкие профессионально-этические проблемы, изучать которые целесообразно под руководством специалиста в области профессиональной этики. Системой профессионального образования охвачены, к сожалению, далеко не все работники. Неудивительно будет, если самостоятельное изучение философской дисциплины окажется под силу не каждому члену профессиональной группы.

Поэтому, если признано, что этическая регламентация деятельности членов профессиональной группы необходима, следует обратиться к профессионально-этическому кодексу, разрабатываемому на основе профессионально-этического учения. Для обеспечения в рамках профессионально-этической системы оптимального поведения, отношений и деятельности специалистов необходима определенная схематизация, упрощение этико-аксиологического учения, делающая его более доступным для самостоятельного изучения и понимания и удобная в применении. Таким схематичным, упрощенным, удобным отображением профессионально-этической системы может являться профессионально-этический кодекс14.

Сущность профессионально-этического кодекса заключается в том, что он является упрощенным отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практики виде. Но вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее. Тем не менее в практической профессиональной деятельности профессионально-этические кодексы имеют не меньшую значимость, чем само профессионально-этическое учение и соответствующая ей профессионально-этическая система, поскольку в основном именно они используется специалистами-практиками в их непосредственной деятельности.

Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, а его предметом – моральные знания, умения и главное – практические навыки специалистов, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.

Основной целью профессионально-этического кодекса является содействие воплощению идеалов гуманизма и нравственности в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача - обеспечение постоянной регуляции, оценки и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы, что особенно важно в случаях, когда деятельность специалиста по большей части невозможно контролировать иными, внешними методами.

Сущность профессионально-этического кодекса раскрывается через функции, которые он выполняет. Этих функций множество, но все они так или иначе направлены на то, чтобы цель профессионально-этического регулирования была достигнута и в результате профессиональных действий был получен тот результат, который планировался на начальном этапе. Более того, профессионально-этическое регулирование охватывает и процесс целеполагания, т.е. распространяется не только на процесс достижения конечного результата (процесс деятельности), не только позволяет выбрать и сформировать этически корректные средства, условия деятельности, и т.п., адекватные поставленной цели, но и воздействует на процесс формирования самой цели, которая затем будет воплощена в конечном результате. Таким образом, благодаря выполнению своих функций, профессионально-этический кодекс способствует сохранению и укреплению смысла профессиональной деятельности.

Независимо от конкретного вида профессиональной деятельности, все профессионально-этические кодексы выполняют следующие основные функции:

  • адаптация идей профессионально-этического учения и элементов соответствующей профессионально-этической системы к нуждам профессиональной практики;

  • обеспечение адекватных социальным функциям профессии ценностных ориентаций, профессионально-этической регламентации поведения, отношений и действий специалистов;

  • содействие формированию единой и целостной этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;

  • унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе единой системы ценностей и предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований;

  • систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

  • обеспечение возможности осуществления профессионального отбора на основе оценки личностных качеств кандидатов в профессиональную группу и абитуриентов для обучения в системе профессионального образования;

  • содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в теории и практике профессиональной деятельности;

  • содействие обеспечению нормативного поведения, отношений и действий специалистов, их коллективов и всей совокупной профессиональной группы в рамках существующей профессионально-этической системы;

  • обеспечение гарантий осуществления прав клиентов (потребителей конечного продукта деятельности);

  • обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости специалистов, преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и целых коллективов);

  • обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы;

  • содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов, их клиентов, всего общества;

  • содействие повышению морального авторитета профессиональной деятельности в обществе;

  • обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

Любая совокупная или локальная профессиональная группа представляет собой общность специалистов разного уровня, работающих в различных направлениях, выполняющих разнообразные практические функции. Профессиональная группа – это общность, формирующаяся на принципах специализации, кооперации и интеграции. Безусловно, профессиональную деятельность осуществляют люди, и в этом смысле профессия отчасти становится одним из продуктов деятельности специалистов – членов профессиональной группы. С этой точки зрения профессиональная группа представляет собой важнейший специфический совокупный субъект деятельности. Но верно и обратное: каждая профессия через ее смысл, сущность и содержание оказывает влияние на специалистов, предъявляя к ним определенные требования и обусловливая такое поведение, действия и отношения специалистов в процессе профессиональной деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям о профессиональном долге. Таким образом, профессиональная группа одновременно является и объектом профессиональной деятельности.

Вследствие интеграции специалистов как субъектов и объектов профессиональной деятельности возможным становится рассматривать их как совокупную целостность, характеризующуюся присущими ей некоторыми вполне определенными стереотипами профессионального мышления, поведения и действий, системой внутренних и внешних функциональных связей, лексическими особенностями, профессиональными и социальными ролями, местом в общественной структуре и общественном сознании. Важно при этом, чтобы члены профессиональной группы в действительности, а не только в декларациях, ощущали себя не одиночками, а членами профессиональной корпорации, и в соответствии с этим развивали в себе чувство солидарной ответственности за все, что происходит в их профессии, коллективе.

При этом не менее важно, чтобы представители профессиональной группы ощущали себя таковыми не только внутри собственной профессиональной группы или конкретного трудового коллектива, но и в обществе в целом. Как бы ни была многочисленна профессиональная группа, она тем не менее представляет собой лишь незначительную часть общества. Поэтому правомерно предположить, что контакты (профессиональные и бытовые) с людьми, не принадлежащими к данной профессиональной группе, у каждого представителя этой профессиональной группы гораздо более многочисленны, нежели контакты с коллегами. Иначе говоря, в коммуникативном смысле профессиональная деятельность имеет более значительное (по крайней мере, количественно) внешнее измерение, чем внутреннее. Из этого, в свою очередь следует, что каждый член профессиональной группы является неофициальной «визитной карточкой», «лицом» совокупной профессиональной группы и конкретного коллектива среди других членов общества, и по его поведению и отношениям в обыденной жизнедеятельности его близкое и дальнее окружение будет судить о профессиональной группе в целом.

Из вышесказанного видно, что во-первых, профессионально-этический кодекс имеет отношение не только к профессиональной деятельности специалиста, но и к его обыденной жизнедеятельности. Во-вторых, профессионально-этический кодекс имеет отношение не только к членам совокупной профессиональной группы, но и к обществу в целом, через специалистов, вступающих в разнообразные связи, как профессиональные, так и обыденные. Поэтому специалист должен постоянно и привычно сверять свои мысли и чувства, действия и поступки, отношения и деятельность с основными профессионально-этическими императивами и, соответственно, знать и понимать основные положения этико-аксиологической системы своей профессии, уметь их идентифицировать и опредмечивать в практике. При этом профессионально-этическая система профессиональной деятельности должна быть когнитивно доступна для каждого специалиста независимо от его научного, квалификационного, культурного и образовательного уровня. В каждой профессиональной деятельности задействованы специалисты не только различной квалификации и профессиональной подготовленности, но и различного уровня культуры и различной образованности, что, в общем естественно и оправданно: например, работа по медико-санитарному уходу за престарелым и его надомному социально-бытовому обслуживанию в силу своего содержания не требует пока от специалиста высокого уровня профессионального образования. Тем не менее, такой работник, будучи членом коллектива и совокупной профессиональной группы, должен свободно оперировать основными профессионально-этическими императивами и критериями, обращаясь к ним в своей повседневной практике. Следовательно, необходима работа по адаптации профессионально-этической системы для нужд практики профессиональной деятельности, визуализации ее основных компонентов. Такая работа может быть осуществлена посредством кодификации профессионально-этической системы, и при помощи кодификации профессионально-этической системы этико-аксиологические критерии оценки и сравнения могут быть сделаны вполне доступными.

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально-этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

  • соответствовать профессионально-этической системе конкретного вида профессиональной деятельности;

  • быть доступным для понимания, усвоения и выполнения;

  • вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в конкретной профессиональной сфере (а порой – и смежных с ней сферах), достижений фундаментальной и прикладной науки;

  • развивать, конкретизировать и дополнять системы общечеловеческих и национальных ценностей, не противореча им;

  • базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;

  • быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в профессиональной деятельности, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;

  • не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали конкретного общества;

  • обеспечивать возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях;

Специфическая мораль совокупной профессиональной группы в профессионально-этическом кодексе также подвергается схематизации. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, чертам его личности, т.е. как определенная целостная система, определяемая содержанием профессионального долга специалиста. При этом, конечно, далеко не все моральные требования и предписания находят отражение в кодексе; в него вносятся лишь основные, из которых при необходимости выводятся второстепенные.

Так, например, практически все профессионально-этические кодексы включают в себя принцип справедливости. Справедливость устанавливает некое приемлемое соответствие между тем, что человек сделал и тем, что он за это должен получить, предусматривает воздаяние по заслугам. Известно, что справедливость – категория чрезвычайно изменчивая: то, что считается справедливым в одном обществе, представляется несправедливым в другом. То, что справедливо сейчас, может быть сочтено несправедливым спустя некоторое время. Более того, представления о справедливости людей, живущих в одном обществе в одно и то же время существенно различаются: то, что кажется справедливым одному, представляется совершенно несправедливым другому. И тем не менее, профессионально-этические кодексы требуют от специалистов поступать согласно принципу справедливости. Это означает, что к изучению и анализу проблемной ситуации следует подходить непредвзято и не формировать свое мнение до того, как будет получена информация, необходимая и достаточная для анализа; следует объективно рассматривать все имеющиеся данные, максимально исключив из оценочных суждений свои собственные симпатии и антипатии и т.д. И, наконец, принимая решение о справедливом воздаянии «по заслугам» (положительном или отрицательном) следует руководствоваться принципами законности и социальной целесообразности.

Приведенный пример показывает, что принцип справедливости автоматически включает в себя целый ряд принципов, делающих возможность реализацию справедливых решений на их основе. Он требует от специалистов не только формальных знаний о справедливости, но и навыков этико-аксиологического анализа, причем зачастую ситуация исключает возможность получения консультации. Профессионально-этический кодекс не следует рассматривать как сборник готовых рецептов на все случаи жизни и профессиональной практики. Но это не значит, что им невозможно пользоваться. От специалиста требуется творческий подход, чтобы профессионально-этический кодекс, с одной стороны, не стал «еще одной бумажкой», с существованием которой приходится мириться, поскольку нельзя от нее избавиться. А с другой стороны, нельзя допустить формального морализаторства на основе кодекса, которое может привести к эффекту, прямо противоположному ожидаемому.

И необъективность, и предвзятость при желании можно преодолеть. Несмотря на то, что нравственность - индивидуальное качество личности, складывающееся из присущих только ей одной представлений о добре, зле, справедливости, равенстве и т.п., существуют общие представления, признанные в конкретном обществе, группе (в том числе профессиональной) в качестве верных. Существуют общие для представителей профессиональной группы, а значит, и для профессиональной деятельности в целом, принципы, моральные нормы и правила, играющие в совокупности роль своеобразных “рамок”, детерминирующих деятельность в основном. Именно такой характер имеют профессионально-этические кодексы - они определяют своеобразные этико-аксиологические “рамки”, в пределах которых специалисты организуют свою деятельность. Ими и следует руководствоваться, анализируя конкретные ситуации в рамках профессиональной деятельности.

Положения профессионально-этических кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином конкретном случае15, т.е. специалист, принимая решения и проводя их в жизнь, сверяет свои действия с профессионально-этическим кодексом. Практически он как бы «примеряет» то или иное положение кодекса к конкретной ситуации, случаю. При этом он не утрачивает самостоятельности и свободы выбора и ответственности за принятое решение. Утрата специалистом самостоятельности в решениях и свободы действий означала бы автоматически, что он освобождается от ответственности: в самом деле, если решение принято за специалиста кем-то, причем задолго до того, как сложилась конкретная ситуация, то именно этот «кто-то» и должен отвечать за последствия принятого решения. Специалист же в этом случае освобождается от ответственности полностью. Действительно, можно ли винить человека в том, что он скрупулезно выполняет существующие предписания, тем более, не им самим выработанные? Напротив, существующая форма профессионально-этического кодекса не освобождает работника от обязанности размышления, самостоятельного принятия решения и значит, от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность специалиста состоит не в отказе от нормативных устоев, принятых профессиональным сообществом в виде профессионально-этического кодекса, а в свободном и самостоятельном принятии решений и действиях на их основе. Попросту говоря, наличие кодекса не освобождает специалиста от необходимости думать над тем, что он собирается совершить или уже совершил на основе того же кодекса.

Будучи отражением профессионально-этической системы, ее состояния в конкретный момент времени, профессионально-этический кодекс не может являться чем-то раз и навсегда данным, застывшим. Он не может претендовать на общезначимость и абсолютность, т.е. претендовать на пригодность в любой период времени, в любых социально-экономических и политических ситуациях и обстоятельствах. В соответствии с изменениями в условиях жизнедеятельности людей могут измениться профессиональные обстоятельства: формы, методы и непосредственное содержание, цели и задачи профессиональной деятельности и т.п. Развивается и теория профессиональной деятельности, и ее технологические основы, давая возможность решать проблемы, еще недавно считавшиеся неразрешимыми. Появляются новые методы и методики, вызывающие подчас сомнения и даже резкие возражения этического плана16. Наконец, философские науки тоже развиваются, знание основных этических ценностей, законов, принципов расширяется и углубляется, что, безусловно, отражается и на содержании профессионально-этических теорий. Это неизбежно должно вызывать некоторые изменения в профессионально-этической системе. Значит, и соответствующий профессионально-этический кодекс должен периодически пересматриваться, подвергаясь большим или меньшим изменениям. Наконец, по прошествии некоторого времени может стать очевидным, что принятый кодекс попросту далек от совершенства, и поэтому нуждается в уточнении и пересмотре.

Изменения в профессионально-этическом кодексе могут быть вызваны и внешними причинами. Например, вполне вероятно, что ожидания общества и особенно той его части, которая наиболее часто прибегает к услугам специалистов данной профессии, изменятся: повысятся, усложнятся или наоборот, либерализируются. И это также неизбежно может повлечь за собой адекватные изменения в кодексе. Профессионально-этический кодекс должен соответствовать объективным потребностям общества и профессиональной группы и постоянно совершенствоваться. Однако в период своего действия профессионально-этический кодекс представляет собой документ, обязательный для руководства в повседневной профессиональной деятельности. Его несовершенство, явное отставание от жизни и т.п. недостатки являются отнюдь не поводом к его игнорированию, а доводом в пользу пересмотра.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессионально-этический кодекс, при всей его устойчивости и целостности, не является косной, застывшей системой. Он относительно динамичен, что может быть отражено в самом кодексе, и это понятно: этические принципы, нормы, правила и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, абсолютными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения в статусе отдельных социальных и профессиональных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны находить свое отражение в изменении иерархии ценностей, содержании норм и принципов, заложенных в профессионально-этическом кодексе, и внесении в него новых, лучшем обосновании этих норм и правил и опосредованно реализоваться в способах их практического применения в повседневной профессиональной деятельности на любом из ее уровней.

Профессионально-этический кодекс предназначен, как уже говорилось, для практического регулирования профессионального поведения, отношений и действий специалистов. Однако в конечном итоге область применения профессионально-этического регулирования становится существенно шире и выходит за рамки профессиональной деятельности. Это естественно, поскольку человек един и целостен, и, как это часто бывает, профессиональные поведенческие стереотипы привносятся в обыденную жизнедеятельность, тем более, что профессионально-этический кодекс не требует от специалиста ничего такого, что могло бы быть воспринято негативно вне профессиональных рамок.

В самом деле, такие нормы и принципы, которые основаны на признании человека высшей ценностью, уважении и любви к нему и требуют от личности специалиста справедливости, честности, толерантности, умения хранить чужую (да и свою личную) тайну, оправдывать доверие, быть оптимистом, стремиться к личностному и профессиональному совершенству и т.п. вполне могут быть признаны желательными и для обыденной жизнедеятельности. Будучи перенесенными специалистом из профессиональной сферы в непрофессиональную, они могут изменить обыденные отношения, в которые тот вступает, содействуя их определенной этизации и гуманизации.

В самом деле, если действия и поведение специалиста в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в профессионально-этическом кодексе, можно сделать вывод, что они также соответствуют объективным понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Это соответствие означает также, что действия, поведение и личностно-нравственный облик специалиста отвечают требованиям и ожиданиям общества по отношению к профессии вообще и ее отдельным представителям в частности. Но вместе с тем это значит, что, будучи не только членом профессиональной группы и специалистом, но и членом общества, человек, демонстрирующий положительные качества в повседневном общении и взаимодействии с другими людьми, будет признан обществом достойной личностью. Вполне возможно, что такой специалист для некоторых членов его окружения станет объектом для подражания, и это может выразиться не только в их стремлении приобщиться к конкретной профессиональной деятельности, но и воспитать в себе те личностные качества, которые вызывают уважение. Поэтому профессионально-этический кодекс не противопоставляет членов профессиональной группы обществу, но напротив, способствует их интеграции в общество на новой, более гуманной основе.

Это дает возможность говорить профессионально-этическом кодексе и профессиональной морали как существенном факторе повышения уровня моральности общества. Гуманизирующее и этизирующее влияние осуществляется в силу положительного воздействия содержания профессиональной деятельности и личностной нравственности ее представителей как непосредственно на участников процесса деятельности - самих специалистов, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум. Таким образом, специфическое этико-аксиологическое регулирование поведения и действий специалиста в любой профессиональной сфере имеет своим результатом регулирование жизнедеятельности личности в целом и через нее – регулирование общественных отношений, их гуманизацию. Нет нужды говорить, что в условиях снижения уровня моральности общества профессиональная мораль и ее гуманизирующее воздействие могут приобрести значение фактора, предохраняющего общество от сокрушительной деморализации.

Соблюдение требований профессионально-этического кодекса специалистом - не формальность, а необходимое условие эффективности и результативности его повседневной практической деятельности, мерило его общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым специалистом требований профессионально-этического кодекса становится в настоящее время важнейшим условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для завоевания авторитета и уважения ее представителей, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.

При всем различии профессионально-этических кодексов, принятых специалистами разных профессий и разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем отчасти и обусловлено их сходство. Вместе с тем, профессионально-этические кодексы не могут не иметь различий, обусловленных спецификой менталитета различных народов, их национальных обычаев и традиций и уровнем социально-экономического развития и статусом конкретного вида профессиональной деятельности в обществе. Процесс воспитания и становления специалиста предусматривает обучение его навыкам работы в этическом пространстве, этико-аксиологическому анализу, оценке, которые помогут ему принять этически верное решение в затруднительной ситуации.

В соответствии с кодексом, каждый специалист несет моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации. В то же время каждый специалист должен рассматривать себя как члена профессиональной общности, носителя нужной и важной профессии, в связи с чем чувствовать известную моральную ответственность за деятельность своих коллег и совокупной профессиональной группы. Важной при этом является деятельность по этической защите, совершенствованию и развитию профессии.

В целом следует отметить, что в настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к кодификации профессиональной деятельности, поскольку деятельность профессиональная все чаще и на практическом уровне рассматривается как разновидность деятельности социальной. При таком подходе становится ясно, что каждая профессия отвечает не только за свою функциональную состоятельность и эффективность, т.е. за производство товара или услуги в соответствии с социальным заказом, но и за благополучие общества, связанное с производством и потреблением конечного продукта профессиональной деятельности. Необходимость введения профессионально-этических кодексов в различные виды профессиональной деятельности для различных профессиональных групп очевидна.

При этом, конечно, надо учитывать, что в специализированных учреждениях и организациях работают представители разных профессий. Вследствие этого неизбежным представляется такой подход к разработке профессионально-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в одном учреждении и одном коллективе, находиться в едином этическом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требования, заложенные в кодекс, должны носить по возможности более общий характер. С другой стороны, представители одной и той же профессиональной группы неизбежно специализируются (например, инженеры-механики, инженеры-химики, инженеры-электрики и т.п. врачи-терапевты, хирурги, стоматологи…), оказывая клиентам тот или иной довольно узкий перечень услуг, производя специфический товар (или его часть), работая с узкой группой клиентов. В этом случае целесообразной может оказаться разработка специализированных кодексов, действующих в рамках одного учреждения или его подразделения. Однако и в первом, и во втором случаях профессионально-этический кодекс не будет содержать в себе мелочных рецептов. Он может и вообще отсутствовать: важнейшие профессионально-этические требования в самом общем виде могут быть изложены в уставе учреждения.

Если же совокупной профессиональной группой или коллективом учреждения признано, что профессионально-этический кодекс необходим и преимущества, ожидаемые от его введения, представляются очевидными, следует приступить к его разработке.

При разработке профессионально-этического кодекса следует учитывать следующее:

  1. Необходимость профессионально-этического кодекса. Кодекс может быть разработан для любой отрасли, для любой профессии или специализации внутри профессии, для любой целостной группы, коллектива учреждения или подразделения и т.п., но, как уже говорилось, не каждая профессиональная деятельность остро требует дополнительной этико-аксиологической регламентации. В некоторых профессиях вполне может быть достаточно использования общих моральных принципов и норм для обеспечения тех отношений между представителями профессии (трудового коллектива), которые обеспечат высокую эффективность деятельности. Возможно, достаточным окажется введение элементов моральной регуляции в устав учреждения. Будучи необоснованно разработанным и введенным, профессионально-этический кодекс может так и остаться еще одним формальным документом, известным только своим разработчикам. Как говорится, кодекс может быть сам по себе, а специалисты – сами по себе. Позднее, если профессионально-этический кодекс в силу обстоятельств все-таки окажется необходимым, его введение и популяризация может стать сложной задачей, поскольку сама идея этической регламентации может оказаться дискредитированной чрезмерным административным рвением.

  2. Знание специфики профессиональной деятельности. Именно специфика профессиональной деятельности, главным образом ее процесс и результат, определяет формы, методы и направленность профессионально-этической регуляции, ее особенности. Специфика профессиональной деятельности определяет в значительной мере и специфику профессионально-этического кодекса. Поэтому, чтобы профессионально-этический кодекс стал органичным и необходимым в повседневной профессиональной деятельности, он должен быть специализирован с учетом основных особенностей профессиональной деятельности. Безусловно, к разработке профессионально-этического кодекса должны быть привлечены в качестве консультантов специалисты, хорошо владеющие профессиональным мастерством, знающие внутрипрофессиональные функциональные связи, знающие структуру профессиональной деятельности, профессиональной сферы и профессиональной группы и т.п.

  3. Знание этики вообще и профессиональной этики в частности. В профессионально-этическом кодексе, несмотря на то, что он должен быть доступен для понимания и исполнения рядовыми работниками, используются идеи, понятия и категории философской этики и аксиологии. В то же время известно, что некоторые наиболее общие категории философской этики широко используются не только в профессиональной, но и в обыденной речи, причем их обыденный смысл не всегда совпадает с научным определением. Так, например, в обиходе этика и мораль – практически одно и то же, и данные термины почти всегда употребляются в одном и том же смысле, в то время как в научной практике и научном языке они различаются. От разработчика кодекса требуется знание не только этико-аксиологического категориального аппарата, но и основных идей, законов, принципов и т.п., чтобы профессионально-этический кодекс соответствовал представлениям о его научности. Если профессиональная группа не впервые приходит к изучению и обсуждению профессионально-этических проблем, следует исследовать все наработки в этой области.

  4. Глубокое знакомство с важнейшими национальными обычаями и традициями. Обычаи и традиции, будучи неотъемлемой частью общественного бытия, концептуально отражаются в профессионально-этическом кодексе, хотя прямых указаний на их счет обычно не делается. Более того, национальный менталитет, отраженный в обычаях и традициях, может стать основой и условием разработки и введения профессионально-этического кодекса, если представители той или иной национальности или народа исторически склонны ко всевозможной регламентации и внешней регуляции всех видов деятельности, в первую очередь профессиональной. И наоборот, если любые регламентирующие рамки воспринимаются представителями какой-либо национальности негативно, введение профессионально-этического кодекса может стать серьезной проблемой. Даже степень обобщения основных профессионально-этических императивов может быть различной в зависимости от этнических особенностей.

  5. Знание и возможность решения процедурных вопросов. Как уже говорилось, любой профессионально-этический кодекс должен быть легитимизирован, т.е. должен пройти процедуру обоснования необходимости введения кодекса, разработки его проекта, обсуждения и принятия кодекса в установленном порядке правомочным органом, после чего он может тиражироваться и распространяться среди специалистов. Естественно, что все эти действия должны совершаться на основе действующего национального законодательства. При этом очень важно не упустить ни одной формальности, даже представляющейся несущественной на первый взгляд. В противном случае кодекс может остаться достоянием лишь одного разработчика, поскольку члены профессиональной группы вполне обоснованно откажутся признать этот документ. Если упущен хотя бы один процедурный этап, то любое решение, принятое на основе кодекса, может быть при желании оспорено и отменено с неизбежным привлечением к ответственности тех лиц, которые допустили процедурные ошибки, а также тех, кто на основе нелегитимного кодекса пытался принять решение.

Таким образом, разработка и принятие профессионально-этического кодекса может стать значительным событием для профессиональной группы, важным условием для дальнейшего развития профессии. Кодекс, в силу выполняемых им функций, может стать средством и условием существенного повышения эффективности и качества профессиональной деятельности. Он может стать прочной основой для действительного, неформального объединения представителей профессии в группу единомышленников, разделяющих одни и те же идеи, ценности, принципы и обладающих общими личностными качествами в силу предъявляемых к ним единых требований. Одновременно он может стать надежным средством для выведения за рамки профессии тех ее представителей, которые не в состоянии по разным причинам соответствовать предъявляемым к ним требованиям, и тем самым способствовать профессиональному отбору. Все это вместе взятое может способствовать значительному повышению престижа и статуса профессии и ее представителей в обществе, объективной оценке обществом места и роли профессии в его жизнедеятельности и развитии. Значит, положительный эффект от введения профессионально-этического кодекса может быть существенным.

Следует, однако, избегать поспешности и формализации процесса кодификации профессиональной деятельности. Отсутствие оснований для введения кодекса должно рассматриваться как достаточное условие для осуществления профессиональной деятельности на основе позитивных требований общей этики и общественной морали. Введение профессионально-этического кодекса должно быть обоснованным и своевременным. Необходимость в нем должна осознаваться членами профессиональной группы, которые должны видеть в нем не досадную помеху собственной вседозволенности, но непременное условие развития профессии на благо всего общества и профессиональной группы. Поэтому профессионально-этический кодекс в целом должен соответствовать важнейшим критериям моральности, и каждое из его положений должно быть практическим выражением идей гуманизма, нравственности, социального прогресса.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (644.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru